Тестирование в больших компаниях, в enterprise, чаще всего дело сложное и неблагодарное. Разрыв между бизнес-подразделениями и IT огромный: когда разработчик имеет видение на уровне кода, а проверку – на уровне модульных тестов, а заказчик мыслит работающими или неработающими даже не услугами, а целыми процессами, выходящими за рамки одной команды разработки, а то и целого подразделения\компании. И просит организовать бизнес-тестирование, или сквозное тестирование, или тестирование на основании сценариев от начала и до конца (end 2 end).
Давайте начнём с самого начала – с двух столпов, откуда появилось это пресловутое «сквозное бизнес-тестирование», а именно с пирамиды тестирования и со стандарта ISO9000.
С пирамидой тестирования, наверняка знаком любой тестировщик, поднаторевший в своей профессии и набившей шишек при общении со смежными подразделениями. Особенно часто к ней приходится апеллировать при обосновании автоматизации тестирования. Какие тесты дешевле и важнее разработать? А запустить?
Суть пирамиды тестирования не хитрая: в основе тестирования следует использовать самые простые и самые быстрые в написании и исполнении тесты – модульные тесты. Конечно, проверка интерфейсов классов и функций вряд ли та вещь, которую можно показать заказчику, но без этого прочного, монолитного, безотказного фундамента вряд ли что-то получится выстроить выше. Как правило несколько десятков функций, методов, классов реализуют какую-либо функциональность для заказчика, и по сути десяток модульных тестов можно свести к каким-то верхнеуровневым тестам. Заказчику нужна уже красивая квартира с отделкой, но при этом вряд ли он останется довольным, когда перекошенные окна в его квартире перестанут открываться, а пол и потолок пойдёт трещинами от первого подувшего ветерка. Однако самому заказчику зайти в квартиру и проверить её качество может быть не самой лучшей идеей. Согласитесь, сложно пользователю проверить качество бетона в фундаменте, так и воспроизвести все погодные условия. Так и в тестировании, конечно, верхнеуровневое тестирование нужно, то только тогда, когда у нас отработали модульные тесты, так и тесты уже более высокого уровня.
Сложнее в разработке и дольше в исполнении более высокоуровневые тесты – интеграционные тесты, которые проверяют корректность работы одновременно работающих модулей, над которыми трудилась вся команда, выпуская свой продукт (систему). То есть проверяется интеграция кода, тестируется система без учёта взаимодействия со внешними системами. Такие тесты уже подразумевают проверку высокоуровневую, скорее всего через обращение к систему через системное API или даже GUI (фронт). Работа с таким типом тестов сложнее – чтобы покрыть все ветки и нюансы кода нужно, скорее всего, задействовать большое количество сильно пересекающихся проверок на различных тестовых данных, а при автоматизации зачастую разрабатывать целый ворох условий и ветвлений в скриптах. То есть, с одной стороны мы уже приблизились к пользователю, усложнив себе жизнь, но с другой стороны, нам ещё сложно находить общий язык, нам это обходится дороже, а качества проверок всё ещё недостаточно. То есть мы можем запустить заказчика в новую квартиру, он может всё проверить, но без учёта взаимодействия с другими жильцами, погодными условиями и коммунальными службами. Согласитесь, толка от идеального мира, модели, в реальной жизни, как правило, немного.
Если мы добавим и эти условия – посмотрим как наша система взаимодействует со внешними системами – поставщиками и потребителями, с нашим окружением, то есть проведём системное тестирование, то легко увидим, что сложность тестирования тоже возрастёт. Нам нужно будет добиваться одновременной работоспособности всех взаимодействующих систем, хотя и без привлечения специалистов по ним. Нам пока что достаточно просто принять какие-то данные от наших поставщиков и передать наши данные нашим потребителям. В правильной последовательности и формате. Дальнейшая судьба данных нас не волнует. Главное – наша система работает правильно в правильном окружении. И всё бы тут хорошо – для нашего заказчика мы можем провести уже полномасштабную демонстрацию, да только в реальной жизни это ещё не все критерии успеха для нашей разработки. Конечно хорошо, что у заказчика появилась его квартира в прочном доме, но если от неё надо добираться, перелезая через колючую проволоку, затем на каноэ по озеру с крокодилами в шалаши, кишащие змеями, то, возможно, мы что-то не то и не там сделали?
Поэтому тут первая идея для сквозного тестирования – проверять не только наше окружение, но и все взаимосвязанные системы, через которые проходят данные принимаемые или отправляемые нашей системой. А это, в свою очередь, означает, что мы должны будем совместить несколько таких «пирамид тестирования» между собой. Постройка хрупкого моста, по которому мы проведём за ручку данные, ценные для пользователя.
Вот только вопрос как это делать? Кому это делать? Как собирать воедино?
Серия стандартов, описывающих системы менеджмента качества, в том числе говорит о том, что любой процесс в организации должен быть описан, задокументирован, даже если это процесс выдачи граблей по осени дворнику. А раз так, что ни один процесс, который проходит внутри ПО, используемого и разрабатываемого в организации, не может не быть описан. Вопрос в том, как это делать? Конечно, лучшее описание, с точки зрения BDD — это описание поведения тестами, под которыми будет лежать пирамида тестирования. Но мы сразу же вернёмся к нашей дилемме с объединением нескольких пирамид тонкими канатами от верхушки к верхушке, по которым без страховки будет ходить наш канатоходец-заказчик и его пользователи.
Поэтому проще всего воспользоваться абстракциями – создать хотя бы схему процесса, и указать её входы и выходы, сделать процесс контролируемым и измеряемым, обеспечить взаимосвязь с родительскими и дочерними процессами, как того и требует ISO9000
Для этой цели лучше всего подходят бизнес-диаграммы, и чаще всего используются стандарты вроде UML, BPMN, ARIS и пр. А сами процессы становятся блок-схемами с нанизанными на них «кубиками». Между «кубиками» происходит взаимодействие, в стандарте BPMN — это поток действий и поток сообщений. И вот это как раз то, что нам нужно!
Любая компания, которая хочет иметь сертификат и следует стандарту ISO9000, скорее всего, обзавелась такими схемами, и они являются неотъемлемой частью верхнеуровневых требований. Если в компании работают хорошие аналитики, то, скорее всего, к низкоуровневым требованиям будут спускаться ссылки-требования на отдельные действия из схем. Они-то нам и нужны.
Фактически, на схемах мы можем увидеть процесс целиком, и понять, какой сценарий нам нужно построить, и к какой системе\команде бежать с какими данными в какой момент.
Я тут не преуменьшаю труд разработчиков, которые пишут грамотный код, который пересылает сообщения между разными частями программно-аппаратных комплексов, но всё держать в уме невозможно. И когда процесс используется во множестве других процессов, лучше иметь такую «карту» при себе для проведения грамотного тестирования, и, тем более для построения тестовой модели.
Итак, мы имеем две вводных – у каждой команды\системы должна быть подготовлена пирамида из тестов – от самых мелких, модульных тестов, до сложных системных тестов, а так же тот факт, что в рамках организации у нас обязаны быть описаны требования в виде бизнес-процессов. Этот факт нам позволит быстро ответить заказчику, какой бизнес-процесс как работает, и на каком моменте из-за чего ломается, а самим, при получения дефектов с промышленной эксплуатации быстро произвести root cause analysis (анализ корневых причин возникновения дефектов). В теории.
А на практике всё опять ложится на тестировщика – как из вороха тестов, тем более чужих, выбрать нужные, выстроить их в цепочку, а на вход каждой из систем подать нужные данные и сверить с корректно определённым ожидаемым результатом?
Самый простой вариант – изначально разрабатывать тесты на основании бизнес-моделей, а деление команд делать по проектам, реализующим тот или иной бизнес-процесс. Для этого в некоторых инструментах управления тестированием есть уже возможность загружать BPMN-схемы (например для HPE ALM – поддерживается загрузка в формате XPDL). HP ALM сам разобьет схему на набор требований (действий), а при желании создаст иерархию требований (модуль Requirements->Business Models). Далее наше дело покрыть требования тестами, а далее выстроить требования, а значит и тесты в цепочки, покрывающие наш бизнес-процесс. Эти цепочки в HPE ALM называются «путями» (path), и позволяют увидеть все комбинации последовательностей. При желании требования, цепочки можно сразу сконвертировать в тесты.
Но даже если не использовать инструменты тестирования, всё равно придётся из бизнес-процесса составлять цепочки. Тем более учитывая несовершенство инструментов (не всё так радужно), а так же тот факт, что, скорее всего, тестовую модель нужно будет собирать пост-фактум, а исполнять и вовсе в виде регресса «общей командой», не прилепленной к новым проектам.
Сколькими путями может дойти белочка до шишки?
В этом случае нам нужно будет открыть тесты каждой из команд, найти привязанные к фигурирующим в бизнес-модели требованиям, и выстроить из них цепочки, сохранив в «общем пространстве». Создание общего пространства – это какой-то суррогат, но в любом случае оно должно быть, пусть в виде амбарной книги, excel, или проектной области в инструменте управления тестированием. Если снова говорить о HPE ALM, то за данный функционал отвечает модуль BPT (Business Process Testing), заодно позволяющий передавать результаты одного теста в параметры другого. Впрочем, при желании и упорном труде на HPE ALM это возможно и реализовать через перестроения тестовых наборов (Test set) в поток выполнения (Execution flow). Тогда при запуске полного набора будут по очереди вызываться тестировщики, ответственные за прохождения каждой из компонент сквозного сценария.
И, увы, одним лишь средством управления тестирования не обойтись. Из моей практики, почти что все инструменты имеют какие-то фатальные недостатки, и поэтому, если вы дойдёте до этапа автоматизации тестирования по бизнес-процессу – то придёте к созданию скрипта, который будет дёргать в нужной последовательности тесты.
В итоге, можно сделать два вывода:
1) для сквозных сценариев используются с большой долей вероятности уже ранее разработанные тесты для каждой из систем, входящей в цепочку (сценарий) бизнес-процесса
Можно все полные тестовые наборы компании представить в виде разреженной матрицы, где по столбцам распределены тесты для каждой системы (для простоты – системные), а по строкам – бизнес-процессы. То есть для тех или иных бизнес-процессов надо выбрать\создать тесты, покрывающие бизнес-процесс, установить взаимосвязи. Если покрытия нет – это повод восполнить пробелы в тестовой модели, либо удостовериться, что качество обеспечивается другими уровнями тестирования (интеграционное тестирование, модульное тестирование, ревью кода и прогон его через анализаторы).
2) Необходим инструмент наблюдения, трассирования и актуализации бизнес-процесса на предмет синхронизации с тестовой моделью.
И если с созданием тестовой модели инструменты тестирования более-менее сносно справляются, то с актуализацией всё в действительности очень плохо, зачастую проще модель пересоздать заново, чем пытаться увидеть изменения в процессе и тестовой модели. И опыт реальных команд говорит о том, что лучше создавать живую визуализацию архитектуры. Проще всего это сделать в общей зоне, воспользовавшись простой маркерной доской и стикерами. Тогда, команды, которые участвуют в бизнес-процессе могут наглядно видеть, как видоизменяется процесс (убираются и добавляются связи, убираются и добавляются действия). Главное – чтобы все имели доступ к доске. Плюс, обратите внимание, что если в процессе подразумевается сообщений между системами, то, как правило, хотя бы должно быть два теста от каждой системы – на отправку и на приём данных. Впрочем, вместо стикеров можно использовать целый лего-город (из крупных блоков), или что-то ещё более креативное. Главное тут – один язык и одно информационное пространство, чего очень в enterprise не хватает.
Организация наглядного и правильного тестирования по бизнес-процессам – сложная и очень дорогая вещь. Обратите внимание, что E2E тестирование – это не просто приёмка, пользовательское тестирование, которое будет выполнять заказчик, это выстраивание мостика, с учётом всех возможных ситуаций, по которому пойдёт заказчик и поведёт за собой в ногу пользователей.
Ещё раз – E2E – это не прогулка на Ладе-Калине через мост, и даже не проезд на двух камазах. Это сложная инженерная работа, обвешивание мостов датчиками и проведение всех возможных проверок и ситуаций — по крайней мере описание этих сценариев.
Нужно или нет вашей компании такой идеальный чистовой прогон – дело исключительно ваших целей и потребностей. Всегда, как и при любом тестировании, следует оценить потенциальные риски от пропущенных дефектах на этой стадии, так и стоимость работ по подготовке и проведения сквозного тестирования. Оценить, что из этого обойдётся вам дороже и только потом действовать. Но в случае сквозного тестирования по бизнес-процессам следует помнить, что оно не имеет смысла без прочного фундамента в виде 100% passrate unit-тестов (~90-100% coverage), без интеграционных тестов (~60-80% coverage, 90-100% passrate), без системных тестов (20-40% coverage, 80-100% passrate). Устанавливать критерии успешности (quality gates) – это больше требования к качеству выпускаемого продукта, главное здесь помнить, что объем E2E тестов – лишь верхушка пирамиды (1-2% coverage, ~99% passrate), которая не должна быть больше его основания, не быть при этом затычкой дыр с предыдущих этапов. Это – дополнение, которое априори считается закрытым на предыдущих этапах.
Организация подобного тестирования – главным образом работа по подготовке и синхронизации тестовых случаев и данных (тест-аналитика), а так же комплекс организационных мероприятий, синхронизация команд в одном месте в одно время на работоспособном тестовом полигоне. Помня это, не следует пробовать показывать заказчику «сквозное тестирование» раньше срока, чтобы не тратить время сразу большого количества людей без всех работающих компонентов, собранных воедино.
P.S. описанные инструменты, а так же практики – сугубо для примера, автор не ставил цели себе рекламировать продукты и декламировать единственно верным данный подход к сквозному тестированию.
Давайте начнём с самого начала – с двух столпов, откуда появилось это пресловутое «сквозное бизнес-тестирование», а именно с пирамиды тестирования и со стандарта ISO9000.
Пирамида тестирования
С пирамидой тестирования, наверняка знаком любой тестировщик, поднаторевший в своей профессии и набившей шишек при общении со смежными подразделениями. Особенно часто к ней приходится апеллировать при обосновании автоматизации тестирования. Какие тесты дешевле и важнее разработать? А запустить?
Суть пирамиды тестирования не хитрая: в основе тестирования следует использовать самые простые и самые быстрые в написании и исполнении тесты – модульные тесты. Конечно, проверка интерфейсов классов и функций вряд ли та вещь, которую можно показать заказчику, но без этого прочного, монолитного, безотказного фундамента вряд ли что-то получится выстроить выше. Как правило несколько десятков функций, методов, классов реализуют какую-либо функциональность для заказчика, и по сути десяток модульных тестов можно свести к каким-то верхнеуровневым тестам. Заказчику нужна уже красивая квартира с отделкой, но при этом вряд ли он останется довольным, когда перекошенные окна в его квартире перестанут открываться, а пол и потолок пойдёт трещинами от первого подувшего ветерка. Однако самому заказчику зайти в квартиру и проверить её качество может быть не самой лучшей идеей. Согласитесь, сложно пользователю проверить качество бетона в фундаменте, так и воспроизвести все погодные условия. Так и в тестировании, конечно, верхнеуровневое тестирование нужно, то только тогда, когда у нас отработали модульные тесты, так и тесты уже более высокого уровня.
Сложнее в разработке и дольше в исполнении более высокоуровневые тесты – интеграционные тесты, которые проверяют корректность работы одновременно работающих модулей, над которыми трудилась вся команда, выпуская свой продукт (систему). То есть проверяется интеграция кода, тестируется система без учёта взаимодействия со внешними системами. Такие тесты уже подразумевают проверку высокоуровневую, скорее всего через обращение к систему через системное API или даже GUI (фронт). Работа с таким типом тестов сложнее – чтобы покрыть все ветки и нюансы кода нужно, скорее всего, задействовать большое количество сильно пересекающихся проверок на различных тестовых данных, а при автоматизации зачастую разрабатывать целый ворох условий и ветвлений в скриптах. То есть, с одной стороны мы уже приблизились к пользователю, усложнив себе жизнь, но с другой стороны, нам ещё сложно находить общий язык, нам это обходится дороже, а качества проверок всё ещё недостаточно. То есть мы можем запустить заказчика в новую квартиру, он может всё проверить, но без учёта взаимодействия с другими жильцами, погодными условиями и коммунальными службами. Согласитесь, толка от идеального мира, модели, в реальной жизни, как правило, немного.
Если мы добавим и эти условия – посмотрим как наша система взаимодействует со внешними системами – поставщиками и потребителями, с нашим окружением, то есть проведём системное тестирование, то легко увидим, что сложность тестирования тоже возрастёт. Нам нужно будет добиваться одновременной работоспособности всех взаимодействующих систем, хотя и без привлечения специалистов по ним. Нам пока что достаточно просто принять какие-то данные от наших поставщиков и передать наши данные нашим потребителям. В правильной последовательности и формате. Дальнейшая судьба данных нас не волнует. Главное – наша система работает правильно в правильном окружении. И всё бы тут хорошо – для нашего заказчика мы можем провести уже полномасштабную демонстрацию, да только в реальной жизни это ещё не все критерии успеха для нашей разработки. Конечно хорошо, что у заказчика появилась его квартира в прочном доме, но если от неё надо добираться, перелезая через колючую проволоку, затем на каноэ по озеру с крокодилами в шалаши, кишащие змеями, то, возможно, мы что-то не то и не там сделали?
Поэтому тут первая идея для сквозного тестирования – проверять не только наше окружение, но и все взаимосвязанные системы, через которые проходят данные принимаемые или отправляемые нашей системой. А это, в свою очередь, означает, что мы должны будем совместить несколько таких «пирамид тестирования» между собой. Постройка хрупкого моста, по которому мы проведём за ручку данные, ценные для пользователя.
Вот только вопрос как это делать? Кому это делать? Как собирать воедино?
ISO9000
Серия стандартов, описывающих системы менеджмента качества, в том числе говорит о том, что любой процесс в организации должен быть описан, задокументирован, даже если это процесс выдачи граблей по осени дворнику. А раз так, что ни один процесс, который проходит внутри ПО, используемого и разрабатываемого в организации, не может не быть описан. Вопрос в том, как это делать? Конечно, лучшее описание, с точки зрения BDD — это описание поведения тестами, под которыми будет лежать пирамида тестирования. Но мы сразу же вернёмся к нашей дилемме с объединением нескольких пирамид тонкими канатами от верхушки к верхушке, по которым без страховки будет ходить наш канатоходец-заказчик и его пользователи.
Process approach is a management strategy that requires organisations to manage its processes and the interactions between them. Thus you need to consider each major process of the company and their supporting processes.
Поэтому проще всего воспользоваться абстракциями – создать хотя бы схему процесса, и указать её входы и выходы, сделать процесс контролируемым и измеряемым, обеспечить взаимосвязь с родительскими и дочерними процессами, как того и требует ISO9000
All processes have:
• inputs;
• outputs;
• operational control;
• appropriate measurement & monitoring.
Each process will have support processes that underpin and enable the process to become realised
Для этой цели лучше всего подходят бизнес-диаграммы, и чаще всего используются стандарты вроде UML, BPMN, ARIS и пр. А сами процессы становятся блок-схемами с нанизанными на них «кубиками». Между «кубиками» происходит взаимодействие, в стандарте BPMN — это поток действий и поток сообщений. И вот это как раз то, что нам нужно!
Любая компания, которая хочет иметь сертификат и следует стандарту ISO9000, скорее всего, обзавелась такими схемами, и они являются неотъемлемой частью верхнеуровневых требований. Если в компании работают хорошие аналитики, то, скорее всего, к низкоуровневым требованиям будут спускаться ссылки-требования на отдельные действия из схем. Они-то нам и нужны.
Фактически, на схемах мы можем увидеть процесс целиком, и понять, какой сценарий нам нужно построить, и к какой системе\команде бежать с какими данными в какой момент.
Я тут не преуменьшаю труд разработчиков, которые пишут грамотный код, который пересылает сообщения между разными частями программно-аппаратных комплексов, но всё держать в уме невозможно. И когда процесс используется во множестве других процессов, лучше иметь такую «карту» при себе для проведения грамотного тестирования, и, тем более для построения тестовой модели.
Что на практике
Итак, мы имеем две вводных – у каждой команды\системы должна быть подготовлена пирамида из тестов – от самых мелких, модульных тестов, до сложных системных тестов, а так же тот факт, что в рамках организации у нас обязаны быть описаны требования в виде бизнес-процессов. Этот факт нам позволит быстро ответить заказчику, какой бизнес-процесс как работает, и на каком моменте из-за чего ломается, а самим, при получения дефектов с промышленной эксплуатации быстро произвести root cause analysis (анализ корневых причин возникновения дефектов). В теории.
А на практике всё опять ложится на тестировщика – как из вороха тестов, тем более чужих, выбрать нужные, выстроить их в цепочку, а на вход каждой из систем подать нужные данные и сверить с корректно определённым ожидаемым результатом?
Самый простой вариант – изначально разрабатывать тесты на основании бизнес-моделей, а деление команд делать по проектам, реализующим тот или иной бизнес-процесс. Для этого в некоторых инструментах управления тестированием есть уже возможность загружать BPMN-схемы (например для HPE ALM – поддерживается загрузка в формате XPDL). HP ALM сам разобьет схему на набор требований (действий), а при желании создаст иерархию требований (модуль Requirements->Business Models). Далее наше дело покрыть требования тестами, а далее выстроить требования, а значит и тесты в цепочки, покрывающие наш бизнес-процесс. Эти цепочки в HPE ALM называются «путями» (path), и позволяют увидеть все комбинации последовательностей. При желании требования, цепочки можно сразу сконвертировать в тесты.
Но даже если не использовать инструменты тестирования, всё равно придётся из бизнес-процесса составлять цепочки. Тем более учитывая несовершенство инструментов (не всё так радужно), а так же тот факт, что, скорее всего, тестовую модель нужно будет собирать пост-фактум, а исполнять и вовсе в виде регресса «общей командой», не прилепленной к новым проектам.
Сколькими путями может дойти белочка до шишки?
В этом случае нам нужно будет открыть тесты каждой из команд, найти привязанные к фигурирующим в бизнес-модели требованиям, и выстроить из них цепочки, сохранив в «общем пространстве». Создание общего пространства – это какой-то суррогат, но в любом случае оно должно быть, пусть в виде амбарной книги, excel, или проектной области в инструменте управления тестированием. Если снова говорить о HPE ALM, то за данный функционал отвечает модуль BPT (Business Process Testing), заодно позволяющий передавать результаты одного теста в параметры другого. Впрочем, при желании и упорном труде на HPE ALM это возможно и реализовать через перестроения тестовых наборов (Test set) в поток выполнения (Execution flow). Тогда при запуске полного набора будут по очереди вызываться тестировщики, ответственные за прохождения каждой из компонент сквозного сценария.
И, увы, одним лишь средством управления тестирования не обойтись. Из моей практики, почти что все инструменты имеют какие-то фатальные недостатки, и поэтому, если вы дойдёте до этапа автоматизации тестирования по бизнес-процессу – то придёте к созданию скрипта, который будет дёргать в нужной последовательности тесты.
В итоге, можно сделать два вывода:
1) для сквозных сценариев используются с большой долей вероятности уже ранее разработанные тесты для каждой из систем, входящей в цепочку (сценарий) бизнес-процесса
Можно все полные тестовые наборы компании представить в виде разреженной матрицы, где по столбцам распределены тесты для каждой системы (для простоты – системные), а по строкам – бизнес-процессы. То есть для тех или иных бизнес-процессов надо выбрать\создать тесты, покрывающие бизнес-процесс, установить взаимосвязи. Если покрытия нет – это повод восполнить пробелы в тестовой модели, либо удостовериться, что качество обеспечивается другими уровнями тестирования (интеграционное тестирование, модульное тестирование, ревью кода и прогон его через анализаторы).
2) Необходим инструмент наблюдения, трассирования и актуализации бизнес-процесса на предмет синхронизации с тестовой моделью.
И если с созданием тестовой модели инструменты тестирования более-менее сносно справляются, то с актуализацией всё в действительности очень плохо, зачастую проще модель пересоздать заново, чем пытаться увидеть изменения в процессе и тестовой модели. И опыт реальных команд говорит о том, что лучше создавать живую визуализацию архитектуры. Проще всего это сделать в общей зоне, воспользовавшись простой маркерной доской и стикерами. Тогда, команды, которые участвуют в бизнес-процессе могут наглядно видеть, как видоизменяется процесс (убираются и добавляются связи, убираются и добавляются действия). Главное – чтобы все имели доступ к доске. Плюс, обратите внимание, что если в процессе подразумевается сообщений между системами, то, как правило, хотя бы должно быть два теста от каждой системы – на отправку и на приём данных. Впрочем, вместо стикеров можно использовать целый лего-город (из крупных блоков), или что-то ещё более креативное. Главное тут – один язык и одно информационное пространство, чего очень в enterprise не хватает.
В заключение
Организация наглядного и правильного тестирования по бизнес-процессам – сложная и очень дорогая вещь. Обратите внимание, что E2E тестирование – это не просто приёмка, пользовательское тестирование, которое будет выполнять заказчик, это выстраивание мостика, с учётом всех возможных ситуаций, по которому пойдёт заказчик и поведёт за собой в ногу пользователей.
Ещё раз – E2E – это не прогулка на Ладе-Калине через мост, и даже не проезд на двух камазах. Это сложная инженерная работа, обвешивание мостов датчиками и проведение всех возможных проверок и ситуаций — по крайней мере описание этих сценариев.
Нужно или нет вашей компании такой идеальный чистовой прогон – дело исключительно ваших целей и потребностей. Всегда, как и при любом тестировании, следует оценить потенциальные риски от пропущенных дефектах на этой стадии, так и стоимость работ по подготовке и проведения сквозного тестирования. Оценить, что из этого обойдётся вам дороже и только потом действовать. Но в случае сквозного тестирования по бизнес-процессам следует помнить, что оно не имеет смысла без прочного фундамента в виде 100% passrate unit-тестов (~90-100% coverage), без интеграционных тестов (~60-80% coverage, 90-100% passrate), без системных тестов (20-40% coverage, 80-100% passrate). Устанавливать критерии успешности (quality gates) – это больше требования к качеству выпускаемого продукта, главное здесь помнить, что объем E2E тестов – лишь верхушка пирамиды (1-2% coverage, ~99% passrate), которая не должна быть больше его основания, не быть при этом затычкой дыр с предыдущих этапов. Это – дополнение, которое априори считается закрытым на предыдущих этапах.
Организация подобного тестирования – главным образом работа по подготовке и синхронизации тестовых случаев и данных (тест-аналитика), а так же комплекс организационных мероприятий, синхронизация команд в одном месте в одно время на работоспособном тестовом полигоне. Помня это, не следует пробовать показывать заказчику «сквозное тестирование» раньше срока, чтобы не тратить время сразу большого количества людей без всех работающих компонентов, собранных воедино.
P.S. описанные инструменты, а так же практики – сугубо для примера, автор не ставил цели себе рекламировать продукты и декламировать единственно верным данный подход к сквозному тестированию.