Обдумывая тему новой статьи, я попытался понять, почему многие дизайнеры надолго застревают в статусе начинающих и не могут сделать в своей карьере рывок.
Не сумев четко сформулировать проблему, я задал в Instagram вопрос “Какую тему затронуть в следующей статье?”, чтобы выяснить трудности, стоящие перед молодыми специалистами.
Получив ряд толковых идей, я заметил одну, которая косвенно фигурировала в нескольких ответах. Погрузившись в ее суть, я понял, что именно она является основным барьером, который мешает начинающим дизайнерам расти и достигать высокого уровня, не тратя на это лишние годы.
Настолько хороши, что игнорировать вас невозможно
За прошлые выходные я прочитал отличную книгу Кэла Ньюпорта, которая в оригинале носит название “So Good They Can’t Ignore You”. На русском она называется “Хватит мечтать, займись делом!”, но внутри поднимает более глубокий вопрос.
В своей книге, автор опровергает привычную догму “следуй сердцу”, рекомендуя сфокусироваться не на поиске работы мечты, а на качественном выполнении текущих обязанностей. По его мнению, качественная работа, сама по себе, принесет интересные предложения и большее удовлетворение от ежедневной деятельности.
Мне эта позиция близка, так как за годы практики я убедился, что ты никогда не знаешь, что ждет тебя впереди, отчего четкие планы становятся бесполезными. А делая свою работу хорошо и рассказывая об этом, вы повышаете вероятность, что жизнь подбросит вам что-либо интересное.
Здесь важно понять одну вещь:
Вы не можете с уверенностью сказать, какие возможности принесет вам жизнь, но вы можете быть уверенны, что делая свою работу хорошо и уделяя внимание саморазвитию, они точно будут.В нашем сообществе множество профессиональных дизайнеров, которые способны в разы улучшить вашу работы, уделив их разбору лишь несколько минут.
Но просто пытаться делать свою работу хорошо недостаточно или, по крайней мере, неэффективно. Таким образом, вы игнорируете гигабайты накопленного опыта других людей и вынуждены проходить этот путь заново.
Критика?—?один из самых мощных инструментов развития.Именно о ней мы и поговорим.
Как перестать бояться критики и начать ее использовать
Каждый успешный спортсмен с теплотой вспоминает первых тренеров и благодарит за работу, которая позволила им стать теми, кем они являются.
А что делает тренер?
Он наблюдает за игрой и, учитывая свой опыт, дает комментарии по поводу ошибочных действий спортсмена. Таким образом, год за годом, молодой игрок вырастает в профессионала. Так почему эта практика мало используется в нашей сфере?
Шеф-дизайнер AIC Сергей Попков рассказывал мне, что одна из главных и самых сложных задач руководителя?—?передавать свои знания новым сотрудникам. Поэтому во многих компаниях существует практика обратной связи, когда все команды собираются, смотрят и комментируют работу коллег. Представьте, насколько это эффективно, когда множество людей с отличным опытом предлагают свои идеи по улучшению вашей работы.
Возможно, в этот момент вы стали меньше бояться критики и разочарованы из-за того, что не имеете возможности регулярно получать толковую обратную связь.
Да, несколько арт-директоров не соберутся ради обсуждения вашей работы, но почему бы не начать с одного? Возможно, вы уже знаете хороших дизайнеров, если нет, посмотрите популярных пользователей Dribbble/Behance в вашем регионе и попросите у них обратной связи.
Мне периодически пишут молодые дизайнеры с просьбой прокомментировать их работу. Обычно, я использую Monosnap и прямо на макете показываю явные ошибки, а после пишу общее впечатление и необходимое направление доработок. Если бы я использовал такой инструмент на старте карьеры, я рос бы значительно быстрее.
Я понимаю, кто-то из вас думает, что неудобно или неприятно обращаться к опытному специалисту с подобной просьбой. Но если подумать, что вы теряете? Вы получите либо простой отказ, либо обратную связь, которая ускорит ваше развитие.
Мне кажется, что плюсы здесь в разы перевешивают возможные минусы, которых здесь на самом деле и нет. Не тормозите свое развитие из-за желания показаться учтивыми, в профессиональном мире это никому не нужно.
Как получить полезную обратную связь
В тоже время, вы должны понимать, что любой профессионал довольно занятый человек, поэтому следует уважать его время.
Перед тем как писать важное сообщение, я несколько раз переписываю его в заметках и только после этого отправляю. Мне важно, чтобы тон был выбран правильно и человеку не приходилось вчитываться, чтобы понять суть вопроса.
Навык письма очень важен, поэтому никому не помешает прочитать одну из этих книг:
- “Пиши, сокращай”?—?Максим Ильяхов, Людмила Сарычева
- “Как писать хорошо”?—?Уильям Зинсер
- “Автор, ножницы, бумага”?—?Николай Кононов
Начните с того, откуда вы узнали об этом человеке. Это может быть вебинар, портфолио, выступление или статья. Объясните что вам понравилось и почему вы решили обратиться именно к нему.
После этого, расскажите о целях вашей работы и объясните, почему вы стали решать их именно таким образом. Естественно, ни работодателю, ни клиенту, ни ментору не стоит отправлять файлы в архиве. В идеале, это должна быть ссылка на работу или просто прикрепленный макет, который просто открыть и высказать мнение.
Не бойтесь негативной критики, ждите ее, ведь она делает вас лучше.
После своего первого выступления я задал только один вопрос: “Что можно улучшить?”. Эта формулировка не ставит собеседника в неудобное положение и позволяет вам получить полезные комментарии.
И вообще, друзья, спокойнее относитесь ко всему что происходит.
Любая сегодняшняя проблема спустя несколько месяцев будет казаться ерундой.
Как заметил Дж. Холмс:
«Вселенная не враждебна и не дружелюбна к нам. Она просто безразлична»Мой опыт побед и неудач научил меня переступать любую ситуацию и идти дальше. Большинство вещей в этом мире не заслуживают вашего внимания, поэтому сосредоточитесь на главном?—?вашем развитии. А один из самых эффективных способов ускорить его?—?получать адекватную критику и использовать ее на практике.
Успешной недели!
Илья ?
Комментарии (22)
BigDflz
30.07.2018 19:10-3Это беда исключительно начинающих дизайнеров.
30 лет стажа, от аэрографа до корела и адоба. начинающим трудно назвать.
Вы либо научитесь сразу делать так, чтобы желания что-нибудь улучшить у заказчика не возникало, либо так и останетесь «руками». Но для этого вам нужно не просто рисовать, а понимать что вы делаете и зачем, и уметь донести свое мнение заказчику.
это так можно на лекциях студентам заливать, жизнь она несколько иначе.
И да, за попытки что-то куда-то подвигать должен бить по рукам технолог. Есть сетка, есть вертикальный ритм, и ничего никуда двигать нельзя.
не станешь двигать — останешься без денег.JekaMas
30.07.2018 20:53+1Вы не пробовали понять, зачем заказчики "так" делают? Может они чуть лучше знают свой бизнес и клиентов, чем вы?
BigDflz
30.07.2018 21:04-2может свой бизнес знают и лучше, но что такое композиция, и прочее, прочее они явно не понимают…
JekaMas
30.07.2018 21:07+2Красота — это к хужожникам.
А ребятам из бизнеса надо, "чтобы работало", а не "чтобы композиция". Разве не так?BigDflz
30.07.2018 22:09-2а потом возмущаемся откуда всякая ерунда на улицах…
А ребятам из бизнеса надо, «чтобы работало», а не «чтобы композиция». Разве не так?
так пусть сами и рисуют себе рекламу, визитки и прочее, но только не жалуются почему не процветает их бизнес.
а известно какие разработки дизайнеров были в Тольятти ещё в 80? Они и сейчас бы смотрелись современно.А ребятам надо .....
JekaMas
30.07.2018 22:42+1Почему кто-то решил, что между "правильной композицией" и продажами есть причинно-следственная связь? Или у вас есть опыт, когда ваш дизайн в разы увеличивал продажи, когда выбирали его на смену "неправильному" дизайну?
BigDflz
31.07.2018 07:43-1я так понимаю, Вы из категории- «давайте передвинем на 2мм»… Есть опыт, когда заказчик начинал показывать понты, настаивал на «своём видении» и получал «свой» результат или уходил к другому «дизайнеру». Получив «великолепные» отзывы уже со стороны, для следующего заказа возвращался и больше про понты не вспоминал.
JekaMas
31.07.2018 07:59То есть конечная задача "обламать" заказчика, чтобы он ел, что дают?
Наверное тяжко на рынке высокой концентрации.
Но благодарю вас, вы многое подтвердили в моем мнении о дизайнерах, не освоивших ремесло. В частности работу с людьми.
qnok
31.07.2018 10:46Заказчики редко делают изменения просто так. Они ищут способы увеличения конверсии, а для этого пытаются:
— расположить кнопку чуть выше, чтобы на нее чаще нажимали;
— пускай вывод сообщения о распродаже стал негармоничным, зато бросается в глаза, то есть делает самое главное — информирует.
Тут задача дизайнера — сделать лучшее из имеющегося, а не лучшее для красивого макета в портфолио. А то ведь потом оказывается, что поле в правом столбце может содержать только 4 слова, а если больше, то все сломается.
MONR8
31.07.2018 10:55Не один из комментирующих не описал проблематику в действительности — кто-то сетует о тупости заказчика (что абсурдно само по себе), кто-то считает, что дизайнер «лучше видит», кто-то думает, что тот, кто платит — заказывает музыку, но все эти аналогии и примеры нелепы на самом деле.
Дизайн дизайну рознь — это самый первый фактор, в котором стоит разобраться. Когда Вы создаете дизайн интерьера для личной квартиры какого-то человека — такой человек, на самом деле, имеет полное право выбирать, «заказывать музыку» и так далее — поскольку все говорит о том, что это его собственный выбор, который не повлияет, по большей части, на жизни других людей. Но если Вы говорите о бренд-дизайне — то здесь стоит быть аккуратным, поскольку фундаментально — то, что мы видим на прилавках — формирует наш выбор, наш вкус и даже эстетическую ценность. В понятии «бренд-дизайн» — не может быть ситуации «тупость заказчика» — поскольку в таком случаи Вы — как дизайнер или его агент (арт-директор и пр) не смогли донести до заказчика проблематику, последствия того или иного выбора, свой подход к аналитике того или иного варианта дизайна.
В контексте нейрофизиологии — Ваша неспособность обьяснить точку зрения говорит об отсутствии у Вас собственного понимания. Дизайн — слишком творческий аспект, творческие люди быстрее подымают, скажем так, «планку Эго» из-за которой налаживание коммуникации с ними является чем-то особенно сложным и когда такие люди берут на себя лишь дизайн как таковой — они отбрасывают аналитику в сторону, они не хотят осознавать риски, связанные с вложением денег в ту или иную упаковку — они хотят «парить» среди идей и благосклонных отзывов, которые выбрасывают Эго на новый, более высокий уровень самоощущения и в таких обстоятельствах пропасть между дизайнером и заказчиком растет. На самом деле это очень не простое взаимодействие, этому можно посвятить целую статью или форум обсуждений.
BigDflz
31.07.2018 21:34То есть конечная задача «обламать» заказчика, чтобы он ел, что дают?
обломать заказчика — это глупо и бессмысленно.
Но благодарю вас, вы многое подтвердили в моем мнении о дизайнерах, не освоивших ремесло. В частности работу с людьми.
это вообще глупое заявление, когда у дизайнера есть клиенты, которые ни за какие коврижки не променяют его на другого. которые из года в год, на протяжении 10++ лет приходят именно к нему. которые рекомендуют его своим знакомым.
Заказчики редко делают изменения просто так. Они ищут способы увеличения конверсии, а для этого пытаются:
не надо путать дизайн и специфику сайта — заказчик должен донести актуальность действия пользователя, назначение и важность кнопок, но не вмешиваться как дизайнер добивается этого.Тут задача дизайнера — сделать лучшее из имеющегося, а не лучшее для красивого макета в портфолио
портфолио для настоящего мастера дело не главное, я бы даже сказал, обуза.А то ведь потом оказывается, что поле в правом столбце может содержать только 4 слова, а если больше, то все сломается.
не надо путать работу дизайнера с работой верстальщика. Настоящий ВЕРСТАЛЬЩИК может воплотить все замыслы дизайнера. и ничего не сломается. Это проходили, и не раз.В контексте нейрофизиологии — Ваша неспособность обьяснить точку зрения говорит об отсутствии у Вас собственного понимания.
в контекста данной темы ваши высказывания говорят о малой практике и малом количестве клиентов.
Дизайн — слишком творческий аспект,
совершенно верно, только когда технари, не прорубающие в творчестве лезут в это самое творчество, считают что дизайн доступен кажному, кто хоть однажды открыл корел...… На самом деле это очень не простое взаимодействие, этому можно посвятить целую статью или форум обсуждений
да, это так. И имея огромное количество заказчиков, можно смело разделить на «тупых» и «любимых», работа с которыми доставляет удовольствие.
BigDflz
Дизайнеру мешает расти тупость заказчика. Когда дизайнер (из практики наблюдения) предлагает варианты, а заказчик начинает выкобениваться, править… и в итоге появляется вариант, который дизайнеру стыдно включить в портфолио… А заказчик рад-радёшенек. И работодатель так же прикладывается к сдерживанию роста. Вот тут и своей практики — у дизайнера есть портфолио с принятыми заказчиком работами и при этом работы нравятся самому дизайнеру — вот пытаешься сосватать такого дизайнера — и что? «Потенциальный работодатель» начинает оценивать работы, обливает их как только может, не смотря на то, что эти работы уже зарекомендовали себя… и заказчики идут именно к данному дизайнеру… Когда макет уже согласован, подписан заказчиком (довольны и заказчик и дизайнер)… начальник вносит лепту — надо не так и не так… и в итоге г…
Ещё был случай, заказчик принимает заказ, вносит «последние» 1001 правки, и просит: «Давайте подвинем это фото на 2 мм влево...» — «А это на что-то повлияет?» — «Нет, но давайте подвинем, посмотрим....» И что на это скажешь? Расти дальше? Да идти на поводу заказчика в таком виде не правильно, но руководство делает всё на благо заказчика…
suharik
Можно считать тупым любого заказчика, который обращается к упомянутому Вами дизайнеру?
BigDflz
если внимательно прочитал — там сказано, что есть заказчики, работа для которого нравится и дизайнеру и заказчика. К сожаления таких заказчиков мало. Но они есть — они доверяют дизайнеру и приходят именно к нему многократно.
swelf
Жизнь не справедлива, а дурак всегда тот, кто на «другой» стороне: начальник — сотрудник, закзачик — исполнитель. ничего не поделаешь.
BigDflz
я бы не стал так а дурак всегда тот, кто на «другой» стороне. просто зная данную отрасль не по наслышке и не один десяток лет, статья кажется издёвкой.
извините, наболело.
Zergos_Z
А что мешает добавить в портфолио тот вариант, который понравился Вам самому, а не тот, который в итоге пошел в разработку?
BigDflz
про такие варианты я написал — «потенциальный работодатель» — их обливает всем чем может :). «Не понравившихся» работ в портфолио нет, а там их несколько сотен.
Madeas
Полностью согласен. Я всегда в портфолио выкладываю конечный вариант, который нравится мне. Не только потому, что спустя месяц-другой, заказчик или другой человек вносит туда иной текст, удаляет/составляет другие элементы, из-за чего общая картина сайта теряется и бывает даже портится, но еще и потому, что тот вариант сделал именно я.
vanxant
Это беда исключительно начинающих дизайнеров.
Вы либо научитесь сразу делать так, чтобы желания что-нибудь улучшить у заказчика не возникало, либо так и останетесь «руками». Но для этого вам нужно не просто рисовать, а понимать что вы делаете и зачем, и уметь донести свое мнение заказчику.
И да, за попытки что-то куда-то подвигать должен бить по рукам технолог. Есть сетка, есть вертикальный ритм, и ничего никуда двигать нельзя.
profesor08
Вот у заказчика есть своя статистика, что на кнопку вот вот тут, кликают чаще, чем на кнопку вот вон там. И логично что он хочет чтоб кнопка была вот вот тут, вот вот там и еще вон там. И вот задача дизайна сделать так, чтоб это продолжало работать, а красивости это уже художественная часть, которая может радовать глаз, а может нет (тут тоже тесты есть).
JobberNet
«Я художник, я так вижу» ©