Обдумывая тему новой статьи, я попытался понять, почему многие дизайнеры надолго застревают в статусе начинающих и не могут сделать в своей карьере рывок.

Не сумев четко сформулировать проблему, я задал в Instagram вопрос “Какую тему затронуть в следующей статье?”, чтобы выяснить трудности, стоящие перед молодыми специалистами.

Получив ряд толковых идей, я заметил одну, которая косвенно фигурировала в нескольких ответах. Погрузившись в ее суть, я понял, что именно она является основным барьером, который мешает начинающим дизайнерам расти и достигать высокого уровня, не тратя на это лишние годы.

Настолько хороши, что игнорировать вас невозможно


За прошлые выходные я прочитал отличную книгу Кэла Ньюпорта, которая в оригинале носит название “So Good They Can’t Ignore You”. На русском она называется “Хватит мечтать, займись делом!”, но внутри поднимает более глубокий вопрос.

В своей книге, автор опровергает привычную догму “следуй сердцу”, рекомендуя сфокусироваться не на поиске работы мечты, а на качественном выполнении текущих обязанностей. По его мнению, качественная работа, сама по себе, принесет интересные предложения и большее удовлетворение от ежедневной деятельности.

Мне эта позиция близка, так как за годы практики я убедился, что ты никогда не знаешь, что ждет тебя впереди, отчего четкие планы становятся бесполезными. А делая свою работу хорошо и рассказывая об этом, вы повышаете вероятность, что жизнь подбросит вам что-либо интересное.

Здесь важно понять одну вещь:
Вы не можете с уверенностью сказать, какие возможности принесет вам жизнь, но вы можете быть уверенны, что делая свою работу хорошо и уделяя внимание саморазвитию, они точно будут.

Но просто пытаться делать свою работу хорошо недостаточно или, по крайней мере, неэффективно. Таким образом, вы игнорируете гигабайты накопленного опыта других людей и вынуждены проходить этот путь заново.
В нашем сообществе множество профессиональных дизайнеров, которые способны в разы улучшить вашу работы, уделив их разбору лишь несколько минут.
Критика?—?один из самых мощных инструментов развития.
Именно о ней мы и поговорим.

Как перестать бояться критики и начать ее использовать


Каждый успешный спортсмен с теплотой вспоминает первых тренеров и благодарит за работу, которая позволила им стать теми, кем они являются.

А что делает тренер?

Он наблюдает за игрой и, учитывая свой опыт, дает комментарии по поводу ошибочных действий спортсмена. Таким образом, год за годом, молодой игрок вырастает в профессионала. Так почему эта практика мало используется в нашей сфере?

Шеф-дизайнер AIC Сергей Попков рассказывал мне, что одна из главных и самых сложных задач руководителя?—?передавать свои знания новым сотрудникам. Поэтому во многих компаниях существует практика обратной связи, когда все команды собираются, смотрят и комментируют работу коллег. Представьте, насколько это эффективно, когда множество людей с отличным опытом предлагают свои идеи по улучшению вашей работы.

Возможно, в этот момент вы стали меньше бояться критики и разочарованы из-за того, что не имеете возможности регулярно получать толковую обратную связь.

Да, несколько арт-директоров не соберутся ради обсуждения вашей работы, но почему бы не начать с одного? Возможно, вы уже знаете хороших дизайнеров, если нет, посмотрите популярных пользователей Dribbble/Behance в вашем регионе и попросите у них обратной связи.

Мне периодически пишут молодые дизайнеры с просьбой прокомментировать их работу. Обычно, я использую Monosnap и прямо на макете показываю явные ошибки, а после пишу общее впечатление и необходимое направление доработок. Если бы я использовал такой инструмент на старте карьеры, я рос бы значительно быстрее.

Я понимаю, кто-то из вас думает, что неудобно или неприятно обращаться к опытному специалисту с подобной просьбой. Но если подумать, что вы теряете? Вы получите либо простой отказ, либо обратную связь, которая ускорит ваше развитие.

Мне кажется, что плюсы здесь в разы перевешивают возможные минусы, которых здесь на самом деле и нет. Не тормозите свое развитие из-за желания показаться учтивыми, в профессиональном мире это никому не нужно.

Как получить полезную обратную связь


В тоже время, вы должны понимать, что любой профессионал довольно занятый человек, поэтому следует уважать его время.

Перед тем как писать важное сообщение, я несколько раз переписываю его в заметках и только после этого отправляю. Мне важно, чтобы тон был выбран правильно и человеку не приходилось вчитываться, чтобы понять суть вопроса.

Навык письма очень важен, поэтому никому не помешает прочитать одну из этих книг:

  • “Пиши, сокращай”?—?Максим Ильяхов, Людмила Сарычева
  • “Как писать хорошо”?—?Уильям Зинсер
  • “Автор, ножницы, бумага”?—?Николай Кононов

Начните с того, откуда вы узнали об этом человеке. Это может быть вебинар, портфолио, выступление или статья. Объясните что вам понравилось и почему вы решили обратиться именно к нему.

После этого, расскажите о целях вашей работы и объясните, почему вы стали решать их именно таким образом. Естественно, ни работодателю, ни клиенту, ни ментору не стоит отправлять файлы в архиве. В идеале, это должна быть ссылка на работу или просто прикрепленный макет, который просто открыть и высказать мнение.

Не бойтесь негативной критики, ждите ее, ведь она делает вас лучше.

После своего первого выступления я задал только один вопрос: “Что можно улучшить?”. Эта формулировка не ставит собеседника в неудобное положение и позволяет вам получить полезные комментарии.

И вообще, друзья, спокойнее относитесь ко всему что происходит.

Любая сегодняшняя проблема спустя несколько месяцев будет казаться ерундой.

Как заметил Дж. Холмс:
«Вселенная не враждебна и не дружелюбна к нам. Она просто безразлична»
Мой опыт побед и неудач научил меня переступать любую ситуацию и идти дальше. Большинство вещей в этом мире не заслуживают вашего внимания, поэтому сосредоточитесь на главном?—?вашем развитии. А один из самых эффективных способов ускорить его?—?получать адекватную критику и использовать ее на практике.

Успешной недели!
Илья ?

Комментарии (22)


  1. BigDflz
    30.07.2018 15:44

    Дизайнеру мешает расти тупость заказчика. Когда дизайнер (из практики наблюдения) предлагает варианты, а заказчик начинает выкобениваться, править… и в итоге появляется вариант, который дизайнеру стыдно включить в портфолио… А заказчик рад-радёшенек. И работодатель так же прикладывается к сдерживанию роста. Вот тут и своей практики — у дизайнера есть портфолио с принятыми заказчиком работами и при этом работы нравятся самому дизайнеру — вот пытаешься сосватать такого дизайнера — и что? «Потенциальный работодатель» начинает оценивать работы, обливает их как только может, не смотря на то, что эти работы уже зарекомендовали себя… и заказчики идут именно к данному дизайнеру… Когда макет уже согласован, подписан заказчиком (довольны и заказчик и дизайнер)… начальник вносит лепту — надо не так и не так… и в итоге г…
    Ещё был случай, заказчик принимает заказ, вносит «последние» 1001 правки, и просит: «Давайте подвинем это фото на 2 мм влево...» — «А это на что-то повлияет?» — «Нет, но давайте подвинем, посмотрим....» И что на это скажешь? Расти дальше? Да идти на поводу заказчика в таком виде не правильно, но руководство делает всё на благо заказчика…


    1. suharik
      30.07.2018 15:46

      Можно считать тупым любого заказчика, который обращается к упомянутому Вами дизайнеру?


      1. BigDflz
        30.07.2018 15:50

        если внимательно прочитал — там сказано, что есть заказчики, работа для которого нравится и дизайнеру и заказчика. К сожаления таких заказчиков мало. Но они есть — они доверяют дизайнеру и приходят именно к нему многократно.


    1. swelf
      30.07.2018 16:02

      Жизнь не справедлива, а дурак всегда тот, кто на «другой» стороне: начальник — сотрудник, закзачик — исполнитель. ничего не поделаешь.


      1. BigDflz
        30.07.2018 16:06

        я бы не стал так а дурак всегда тот, кто на «другой» стороне. просто зная данную отрасль не по наслышке и не один десяток лет, статья кажется издёвкой.
        извините, наболело.


    1. Zergos_Z
      30.07.2018 16:07

      А что мешает добавить в портфолио тот вариант, который понравился Вам самому, а не тот, который в итоге пошел в разработку?


      1. BigDflz
        30.07.2018 16:16

        про такие варианты я написал — «потенциальный работодатель» — их обливает всем чем может :). «Не понравившихся» работ в портфолио нет, а там их несколько сотен.


      1. Madeas
        30.07.2018 17:38

        Полностью согласен. Я всегда в портфолио выкладываю конечный вариант, который нравится мне. Не только потому, что спустя месяц-другой, заказчик или другой человек вносит туда иной текст, удаляет/составляет другие элементы, из-за чего общая картина сайта теряется и бывает даже портится, но еще и потому, что тот вариант сделал именно я.


    1. vanxant
      30.07.2018 17:59
      +1

      Это беда исключительно начинающих дизайнеров.
      Вы либо научитесь сразу делать так, чтобы желания что-нибудь улучшить у заказчика не возникало, либо так и останетесь «руками». Но для этого вам нужно не просто рисовать, а понимать что вы делаете и зачем, и уметь донести свое мнение заказчику.
      И да, за попытки что-то куда-то подвигать должен бить по рукам технолог. Есть сетка, есть вертикальный ритм, и ничего никуда двигать нельзя.


    1. profesor08
      30.07.2018 23:59

      Вот у заказчика есть своя статистика, что на кнопку вот вот тут, кликают чаще, чем на кнопку вот вон там. И логично что он хочет чтоб кнопка была вот вот тут, вот вот там и еще вон там. И вот задача дизайна сделать так, чтоб это продолжало работать, а красивости это уже художественная часть, которая может радовать глаз, а может нет (тут тоже тесты есть).


    1. JobberNet
      31.07.2018 07:27
      +1

      «Я художник, я так вижу» ©
      image


  1. BigDflz
    30.07.2018 19:10
    -3

    Это беда исключительно начинающих дизайнеров.

    30 лет стажа, от аэрографа до корела и адоба. начинающим трудно назвать.

    Вы либо научитесь сразу делать так, чтобы желания что-нибудь улучшить у заказчика не возникало, либо так и останетесь «руками». Но для этого вам нужно не просто рисовать, а понимать что вы делаете и зачем, и уметь донести свое мнение заказчику.

    это так можно на лекциях студентам заливать, жизнь она несколько иначе.

    И да, за попытки что-то куда-то подвигать должен бить по рукам технолог. Есть сетка, есть вертикальный ритм, и ничего никуда двигать нельзя.

    не станешь двигать — останешься без денег.


    1. JekaMas
      30.07.2018 20:53
      +1

      Вы не пробовали понять, зачем заказчики "так" делают? Может они чуть лучше знают свой бизнес и клиентов, чем вы?


      1. BigDflz
        30.07.2018 21:04
        -2

        может свой бизнес знают и лучше, но что такое композиция, и прочее, прочее они явно не понимают…


        1. JekaMas
          30.07.2018 21:07
          +2

          Красота — это к хужожникам.
          А ребятам из бизнеса надо, "чтобы работало", а не "чтобы композиция". Разве не так?


          1. BigDflz
            30.07.2018 22:09
            -2

            а потом возмущаемся откуда всякая ерунда на улицах…

            А ребятам из бизнеса надо, «чтобы работало», а не «чтобы композиция». Разве не так?

            так пусть сами и рисуют себе рекламу, визитки и прочее, но только не жалуются почему не процветает их бизнес.
            а известно какие разработки дизайнеров были в Тольятти ещё в 80? Они и сейчас бы смотрелись современно.
            А ребятам надо .....


            1. JekaMas
              30.07.2018 22:42
              +1

              Почему кто-то решил, что между "правильной композицией" и продажами есть причинно-следственная связь? Или у вас есть опыт, когда ваш дизайн в разы увеличивал продажи, когда выбирали его на смену "неправильному" дизайну?


              1. BigDflz
                31.07.2018 07:43
                -1

                я так понимаю, Вы из категории- «давайте передвинем на 2мм»… Есть опыт, когда заказчик начинал показывать понты, настаивал на «своём видении» и получал «свой» результат или уходил к другому «дизайнеру». Получив «великолепные» отзывы уже со стороны, для следующего заказа возвращался и больше про понты не вспоминал.


                1. JekaMas
                  31.07.2018 07:59

                  То есть конечная задача "обламать" заказчика, чтобы он ел, что дают?
                  Наверное тяжко на рынке высокой концентрации.


                  Но благодарю вас, вы многое подтвердили в моем мнении о дизайнерах, не освоивших ремесло. В частности работу с людьми.


                1. qnok
                  31.07.2018 10:46

                  Заказчики редко делают изменения просто так. Они ищут способы увеличения конверсии, а для этого пытаются:
                  — расположить кнопку чуть выше, чтобы на нее чаще нажимали;
                  — пускай вывод сообщения о распродаже стал негармоничным, зато бросается в глаза, то есть делает самое главное — информирует.
                  Тут задача дизайнера — сделать лучшее из имеющегося, а не лучшее для красивого макета в портфолио. А то ведь потом оказывается, что поле в правом столбце может содержать только 4 слова, а если больше, то все сломается.


  1. MONR8
    31.07.2018 10:55

    Не один из комментирующих не описал проблематику в действительности — кто-то сетует о тупости заказчика (что абсурдно само по себе), кто-то считает, что дизайнер «лучше видит», кто-то думает, что тот, кто платит — заказывает музыку, но все эти аналогии и примеры нелепы на самом деле.
    Дизайн дизайну рознь — это самый первый фактор, в котором стоит разобраться. Когда Вы создаете дизайн интерьера для личной квартиры какого-то человека — такой человек, на самом деле, имеет полное право выбирать, «заказывать музыку» и так далее — поскольку все говорит о том, что это его собственный выбор, который не повлияет, по большей части, на жизни других людей. Но если Вы говорите о бренд-дизайне — то здесь стоит быть аккуратным, поскольку фундаментально — то, что мы видим на прилавках — формирует наш выбор, наш вкус и даже эстетическую ценность. В понятии «бренд-дизайн» — не может быть ситуации «тупость заказчика» — поскольку в таком случаи Вы — как дизайнер или его агент (арт-директор и пр) не смогли донести до заказчика проблематику, последствия того или иного выбора, свой подход к аналитике того или иного варианта дизайна.
    В контексте нейрофизиологии — Ваша неспособность обьяснить точку зрения говорит об отсутствии у Вас собственного понимания. Дизайн — слишком творческий аспект, творческие люди быстрее подымают, скажем так, «планку Эго» из-за которой налаживание коммуникации с ними является чем-то особенно сложным и когда такие люди берут на себя лишь дизайн как таковой — они отбрасывают аналитику в сторону, они не хотят осознавать риски, связанные с вложением денег в ту или иную упаковку — они хотят «парить» среди идей и благосклонных отзывов, которые выбрасывают Эго на новый, более высокий уровень самоощущения и в таких обстоятельствах пропасть между дизайнером и заказчиком растет. На самом деле это очень не простое взаимодействие, этому можно посвятить целую статью или форум обсуждений.


  1. BigDflz
    31.07.2018 21:34

    То есть конечная задача «обламать» заказчика, чтобы он ел, что дают?
    обломать заказчика — это глупо и бессмысленно.
    Но благодарю вас, вы многое подтвердили в моем мнении о дизайнерах, не освоивших ремесло. В частности работу с людьми.
    это вообще глупое заявление, когда у дизайнера есть клиенты, которые ни за какие коврижки не променяют его на другого. которые из года в год, на протяжении 10++ лет приходят именно к нему. которые рекомендуют его своим знакомым.
    Заказчики редко делают изменения просто так. Они ищут способы увеличения конверсии, а для этого пытаются:
    не надо путать дизайн и специфику сайта — заказчик должен донести актуальность действия пользователя, назначение и важность кнопок, но не вмешиваться как дизайнер добивается этого.
    Тут задача дизайнера — сделать лучшее из имеющегося, а не лучшее для красивого макета в портфолио
    портфолио для настоящего мастера дело не главное, я бы даже сказал, обуза.
    А то ведь потом оказывается, что поле в правом столбце может содержать только 4 слова, а если больше, то все сломается.
    не надо путать работу дизайнера с работой верстальщика. Настоящий ВЕРСТАЛЬЩИК может воплотить все замыслы дизайнера. и ничего не сломается. Это проходили, и не раз.
    В контексте нейрофизиологии — Ваша неспособность обьяснить точку зрения говорит об отсутствии у Вас собственного понимания.
    в контекста данной темы ваши высказывания говорят о малой практике и малом количестве клиентов.
    Дизайн — слишком творческий аспект,
    совершенно верно, только когда технари, не прорубающие в творчестве лезут в это самое творчество, считают что дизайн доступен кажному, кто хоть однажды открыл корел...
    … На самом деле это очень не простое взаимодействие, этому можно посвятить целую статью или форум обсуждений
    да, это так. И имея огромное количество заказчиков, можно смело разделить на «тупых» и «любимых», работа с которыми доставляет удовольствие.