Мой опыт саморазвития, поиска работы и зарабатывания денег




Так получилось, что с первых лет своей карьеры я всегда был единственным дизайнером в каждом проекте, над которым мне удалось поработать. Это были небольшие стартапы и международные организации, но, в независимости от масштаба, я всегда работал один.

Общаясь с молодыми дизайнерами, я замечаю, что большинство из них находятся в изоляции. В основном, это самоучки, которые пытаются разобраться в новой для себя теме, сталкиваясь с неуверенностью, недостатком опыта и знаний.

Пять лет назад я был таким же, только начиная свой путь в дизайне. Мне недоставало многих знаний, например, понимания процесса и сути нашей работы. В отсутствии наставника, мой прогресс шел не так быстро и большинство вещей мне приходилось познавать на своем опыте, анализируя успехи и неудачи.

Я начал профессиональную карьеру в 18. За эти годы мне удалось без особого таланта и образования зарекомендовать себя в компании, с которой я направился в Нью-Йорк проходить Starta Ventures. Меня несколько раз нанимала известная платежная система для проектирования финансовых сервисов трех крупнейших банков нашей страны. И на этом я зарабатывал хорошие деньги.

Подробно свой путь я уже описывал в материале «Становление дизайнера», поэтому в этой статье я сосредоточусь на практических вещах, которые помогли мне зарекомендовать себя в отрасли (мое интервью) и заняться собственным проектом.

Предпосылки


Я склонен к самоанализу и для меня нормально провести несколько часов, просматривая заметки и пролистывая любимые книги. Мне нравится пытаться лучше понять, как работает наш мир и каким образом принятые решения влияли на мою карьеру.

Прочитав книги Нассима Талеба, Даниэля Канемана, Рэя Далио, я еще больше погрузился в разбор своих действий, пытаясь отделить конкретные решения от случайных событий.

Где-то это сделать было довольно сложно, так как многие действия как раз и нацелены на привлечение случайных событий, о чем хорошо написано в книге «Антихрупкость». Именно из книги Талеба я эту стратегию и почерпнул.

Этот материал я готовил для себя, чтобы лучше понять свой путь, но в итоге решил, что он может пригодиться многим специалистам, которые только начинают или недавно начали свою карьеру.

Если же у вас приличный опыт, то я буду рад услышать ваше мнение о вещах, которые я затрону в этой статье. Возможно, многие вещи совпадут, а некоторые смогут его дополнить, чему я буду очень рад.

Я выбирал работу по увлечению, поэтому любая моя текущая деятельность приносит удовольствие. Но, в тоже время, я всегда пытался заработать больше.

Поэтому этот материал я разбил на две части:

  1. Профессиональное и личное развитие
  2. Зарабатывание денег и поиск работы

Надеюсь, что мои выводы будут вам полезны.

Некоторые вещи могут показаться простыми, но с годами я все больше познаю силу простых и понятных вещей и стараюсь избегать сложных. Не потому, что не хочу напрягать свой ум, а потому, что считаю, что любую тему можно объяснить простыми словами. Этим я сейчас и займусь.

Личное и профессиональное развитие


Если кто-то из вас знаком с моим профилем в Instagram, то вы знаете, что я регулярно читаю. Многие считают, что только этим я и занимаюсь в перерывах между чашками кофе и написанием статей, хотя чтению я уделяю не так много времени.


Instagram

Но, несмотря на это, книги действительно повлияли на мое мышление, и, чтобы не быть голословным, я расскажу каким образом.

Список моих любимых книг всегда открыт по адресу iskros.com/favorite-books, поэтому здесь я выделю лишь несколько.

Далеко не все читатели поверили моему обзору книги «Принципы» Рэя Далио. Кто-то посчитал его шарлатаном (возможно на фоне приезда Тони Роббинса), хотя Рэй?-?основатель самого успешного хедж-фонда за всю историю и один из самых богатых людей мира. В своей книге он дает очень трезвый взгляд на достижение целей, который каждому амбициозному человеку будет полезно уяснить.

Нассима Талеба многие считают излишне высокомерным, но его книги помогли мне понять многие закономерности и избавиться от популярных заблуждений. Например, в книге «Антихрупкость» автор предлагает очень дельную стратегию построения карьеры, которая сильно повлияла на принимаемые мною решения. Если бы не она, то вместо развития своего проекта, я бы оказался в одной из крупных ИТ-компаний, редактируя корпоративную дизайн-систему. Спасибо Нассим!

Биографии предпринимателей помогли мне понять, как работает бизнес, что должен знать каждый дизайнер. Читая биографии Стива Джобса, Джефа Безоса, Арнольда Шварценеггера, Сэма Уолтона, Ричарда Брэнсон и Олега Тинькова, я неосознанно проникался мышлением предпринимателей, которое помогало мне лучше понимать бизнес-цели и использовать это в работе. Именно благодаря этому, ко мне обращались не как к творцу, который что-то рисует, уткнувшись в макбук, а как к партнеру, который помогает компании заработать деньги.

Нельзя не отметить общение с профессионалами. Первые годы я периодически обращался за советом к Юрию Ветрову (Mail.Ru Group), чуть позже?-?к Сергею Попкову (AIC). Подобные разговоры помогают лучше разобраться в отрасли. В первом случае в продуктовом дизайне, во втором?-?студийном. Имея такой фундамент, проще отбросить чушь, которая присутствует в каждой сфере, и сфокусироваться на главном.

И последнее?-?это осмысление опыта, то есть понимание причинно-следственных связей своих поступков и результатов. Здесь нужно сперва несколько лет поработать, чтобы было что осмыслять. И уже потом это станет ключевым инструментом развития, которому, кстати, уделено не мало внимание в книге Рэя Далио.

Зарабатывание денег


Ключевую мысль о зарабатывании денег я высказал в дизайн-сообществе The Design Times (Telegram, Instagram).

Мысль следующая:

«Многие дизайнеры бьются в стеклянный потолок, пытаясь продать свои услуги дороже, вместо того, чтобы сделать шаг в сторону и подняться по лестнице.

Есть один проверенный способ, который помогает зарабатывать выше рынка, не прикладывая сверхчеловеческих усилий:

Выбирайте сферу, которая хорошо масштабируется или с высокой стоимостью товаров.

Лучше всего масштабируются онлайн-сервисы, но, если вы специализируетесь на дорогих товарах, например, автомобилях, то и там вы можете заработать приличные деньги.

Думайте не в рамках стоимости вашего часа, а ценности, которую вы приносите клиенту.

Если ваша работа поможет продать заказчику лишнюю кружку, сидите и помалкивайте. Но когда ваш дизайн помогает продать больше автомобилей или приносит банку сотни новых клиентов или транзакций, вы можете (обязаны) в разы увеличивать стоимость вашей работы.»


Пожалуй, это главное.

Дизайнеру и любому другому специалисту готовы платить выше рынка, но лишь в том случае, если вы помогаете бизнесу заработать больше денег.

Закруглив бордеры и добавив тени вы не поможете бизнесу, а упростив процесс использования сервиса можете увеличить выручку компании в несколько раз. Я предпочитаю фокусироваться на втором.

Говоря простыми словами, я готов пожертвовать красотой и точностью верстки, ради скорости разработки, благодаря чему продукт быстрее выйдет на рынок и принесет первые деньги.

Когда дизайнер вырывается из рамок дизайн-мира и думает категориями бизнес-задач, его карьера меняется навсегда.

Поиск проектов



Офис проекта, которым я сейчас занимаюсь

Я никогда подолгу не сидел без работы. В последний раз меняя проект, у меня было несколько вариантов, включая известные продуктовые компании, дизайн-студии и начинающие стартапы (я выбрал последнее).

Сперва я думал, что это удача помогает мне находить интересные возможности как раз в то время, когда я искал работу. Но позже я посмотрел на эту ситуацию по-другому.

А что если мне всегда удавалось находить новые проекты, потому что я предлагал рынку что-то ценное?

Несмотря на популярность дизайна, толковых специалистов не хватает, поэтому они долго не засиживаются на hh.ru, не стесняясь повышать зарплату, реагируя на высокий спрос. Так что же это за навыки?

О первом я уже говорил? – это понимание бизнеса. Когда в вас видят не только творца, но и потенциального партнера, отношение к вам сильно меняется.

Второе? – ?это профессионализм. Каждый ваш проект должен быть ступенькой к чему-то большему, даже если о нем нельзя говорить. Это может быть проект в портфолио, опыт, связи или деньги.

На старте карьеры я мог потерять интерес к проекту по ходу работы, из-за чего финальный результат мало кого удовлетворял и не мог помочь мне в будущем. Сейчас же мне просто жалко своего времени на бесполезную работу и от большинства проектов я отказываюсь, предпочитая уделять время личным проектам, нацеленным на будущее.

Третье? – ?это нетворкинг. Самые большие клиенты ко мне приходили по рекомендации. Очень сложно найти толкового специалиста, особенно, если он нужен срочно, поэтому люди предпочитают обращаться к коллегам, вместо того, чтобы просматривать десятки портфолио. Поэтому, не помешает расширять свой круг общения не только в дизайне, но и бизнес-сфере.
Многие считают, что нетворкинг?-?вещь неблагодарная и ниже достоинства многих специалистов.

Здесь я хочу привести короткую, но емкую мысль, высказанную в статье «Руководство дизайнера по нетворкингу»:

Профессиональные контакты? – ?это не блат, а возможность реализовать свои умения, привлечь перспективные инициативы и ускорить свое развитие, используя ресурсы других людей.

Четвертое – ?это умение презентовать свою работу. Помню как на один воркшоп меня нанимали в качестве «рук», а закончился этот проект очной презентацией правлению большого банка. Учитывая, что от подобных презентаций зависит авторитет средних менеджеров компаний, ответственность на мне нависла немалая.

Но в случае удачной презентации, к вам непременно вернутся. Так и произошло. Спустя пару месяцев, ко мне обратился руководитель продуктов того самого банка с предложением о работе.

Кое что об ошибках


Забавную вещь я обнаружил, анализируя свой опыт. Все совершенные ошибки или неудачи были основаны на недостатке опыта. Многие после первых неудач теряют уверенность в своих силах, хотя дело не в них самих, а в их способности продолжать практиковаться, несмотря ни на что.

Как говорил Стив Джобс, точки можно соединить только смотря в прошлое. Так вот, оглядываясь назад все видится куда проще и логичнее. Понимание того, что любой результат требует времени сильно помогает в новых начинаниях.

Например, The Design Times начинался с Telegram-канала с 0 подписчиков, но сейчас, после пары месяцев, он насчитывает уже ~650 дизайнеров. Недавно я получил первое предложение о рекламе, хотя все начиналось, как эксперимент.

Схожая история была с моим первым выступлением. Примерно год назад у меня появилось желание выступить на публике и я подумал, как это можно организовать. В итоге решил, что мои публикации на Medium (где я стал топовым автором в нескольких темах) привлекут ко мне внимание. Поэтому, когда спустя полгода Юрий Ветров предложил мне выступить на Dribbble Meetup, я не был удивлен, а был рад, что моя стратегия себя оправдала.

Порой мы очень сильно углубляемся в сегодняшний день, тогда как лучше охватить общую картину и понять, куда текущая дорога приведет вас через несколько лет. Вы не можете точно предугадать итог, но можете предположить насколько финальный результат будет вас удовлетворять.

С каждым годом я все больше убеждаюсь, что правильная дорога и регулярный прогресс, пускай даже небольшой, намного важнее ежедневных сверхчеловеческих усилий.

В заключение, приведу цитату Эда Кэтмелла, основателя Pixar и автора отличной книги «Корпорация гениев»:

«Мне представляется очень интересным тот факт, что огромное количество людей верят, в свое умение водить поезда и считают, что позиция машиниста крайне важна?-?иными словами, что именно управление поездом творит будущее компаний. 

На самом деле это не так. Управление поездом не имеет ничего общего с прокладкой курса. Реальная и главная работа?-?это укладка шпал будущей дороги.»


Я бы хотел рассказать об этой идее подробнее, так как нашел в ней глубокий смысл. Возможно, я поразмышляю о ней в следующей статье, а пока откланяюсь и оставлю вас наедине со своими мыслями. Надеюсь, что мои мысли наведут вас на какие-либо идеи и вы примените их в жизни. 
Чего я вам и желаю.

Комментарии (17)


  1. Alexufo
    15.10.2018 20:04

    Девченка то, не вернулась?


  1. progchip666
    15.10.2018 20:26

    Все совершенные ошибки или неудачи были основаны на недостатке опыта.

    Парадокс заключается в том, что невозможно заработать опыт не совершая ошибок.


    1. DGN
      15.10.2018 22:08
      +1

      Саперы не согласны с вами.


      1. masterspline
        16.10.2018 01:09

        Думаешь, саперы разминируют муляжи без единой ошибки с первого раза? Ошибка в учебной задаче такая же ошибка, как и в реальной жизни, только последствия разные. Более того, если учебную ошибку не воспринимать за ошибку — ничему не научишься.


        1. phoenixweiss
          16.10.2018 16:46

          Психологи с вами не согласны. Если ты заранее знаешь что не рванет — мозг будет работать иначе, чем когда ты слепо уверен что рванет. Чем более критическая ситуация тем большие ресурсы отдает мозг на ее решение.


  1. KEugene
    16.10.2018 05:16

    "Говоря простыми словами, я готов пожертвовать красотой и точностью верстки, ради скорости разработки, благодаря чему продукт быстрее выйдет на рынок и принесет первые деньги."
    Что-то мне кажется, что очень многие следуют этому принципу.


    1. ambrozimikoni
      16.10.2018 11:38

      Что-то мне кажется, что очень многие следуют этому принципу.

      Это же все имеет экономический смысл.

      Ну если вы готовы платить больше за то, чтобы пользоваться только вещами с вылизанным до блеска дизайном…

      ИХМО, как только поставить вопрос так — окажется, что не все так уж плохо в окружающем мире. Вполне терпимо по качество. Зато по карману.


      1. KEugene
        16.10.2018 11:56

        Если продукт бесплатный, то сложно что-то возразить, конечно если косяки не мещают фонкционалу. Но если за него хотят деньги, то все должно блестеть. Иначе это уже не «экономика», а халтура.


        1. ambrozimikoni
          16.10.2018 12:51

          Но если за него хотят деньги, то все должно блестеть. Иначе это уже не «экономика», а халтура.


          Китайские смартфоны vs iPhone
          Миллиарды жителей планеты Земля с вами не согласны. Их и китаефоны устраивают.
          И только сравнительно небольшое (по сравнению с количеством проданных китаефонов) покупателей покупают именно что iPhone.

          Но если бы iPhone были дешевле — то другое дело.
          Все дело только в сумме.

          Как только «качественная вещь, другую не возьму» имеет альтернативу дешевле, но и хуже — выбор уже не столь однозначен. Главное — существенно дешевле. И тут же находится куча аргументов, что «за iPhone слишком много денег хотят, не буду кормить зажравшуюся Apple» и что китаефоны не так уж и плохи…

          А потом начинается — связь говно, но виноват не мой китаефон, а оператор связи (Мегафон, Теле2, Билайн, МТС) зажрались, хотят много денег, а качество ни к черту. Халява нас развратила, зажрались-с. Во всем виноваты не мы, а какие-то фирмы, которые в угоду нам не делают дешево и круто.

          При том, что прямо тут рядом у соседа фирменный, но недешевый Samsung или Apple ловят вполне себе нормально.

          Отгадка проста — у 4G очень много подстандартиков, которые появляются постепенно, ну а производители дешевых телефонов хотят сэкономить на чем можно и на чем нельзя — на качестве связи в том числе, так как используют коммуникационные чипы предыдущих поколений; производители уровня Huawei не относятся к категории дешевых китаефонов, у них с качество связи проблем нет, но у них и цена другая, — а вполне сопоставимая с брендами первого уровня.


  1. Maximys781
    16.10.2018 09:08

    Хорошая статья:)


    1. iskros Автор
      16.10.2018 09:55

      Спасибо! :)


  1. n12eq3
    16.10.2018 10:53

    не хватает реальных кейсов и какой-то связи с миром. продукт, смотреть вперёд, решение проблем бизнеса, продажи, расти над собой — всё крайне сильно напоминает рекламные вставки-выкидыши, которыми сейчас заспамили весь ютуб Поршнягины и К* (с).
    в прошлых исповедях упоминалось, что «карьера попёрла» когда «один знакомый» взял задизайнить стартап = значит ли это что для соло-дизайнера никак не важен скилл/воображение, а важно знакомство с человеком-носителем кэша (или у которого есть ИНВЕСТОР)?
    также ранее упоминалось, что удалось заработать много денег при работе с банками, значит ли это, что помимо творческого развития, для финансового успеха соло-дизайнеру не нужно быть хорошим дизайнером, нужно просто встрять в тему с баблом и делать обычную для рынка работу (т.к. работы не раскрыты сужу просто из того, что наблюдаю вокруг).
    больше, больше подробностей из материального. шпалы и кочерагах машинисты это очень хорошо, особенно за чашечкой смузи. но скорее всего соло-дизайнера будет интересовать каким образом можно в одиночку сделать дизайн для «нескольких банков» и что входит в понятие такого дизайна.


    1. GeMir
      17.10.2018 10:28

      важно знакомство с человеком-носителем кэша (или у которого есть ИНВЕСТОР)?
      А в какой профессии и когда это было не важно?


      1. n12eq3
        17.10.2018 11:38

        нигде и никогда это не важно, если речь идёт про «карьеру» и становление личности/специалиста. сначала идёт работа, навык, затем в том или ином виде бабло. очень часто это может не работать, например с учителем математики. масштабировать заработок достаточно затруднительно.
        никаких претензий к автору, все очень рады про его развитие. но без прояснения начальных этапов, вся статья это просто втирание какой-то дичи на грани с маркетинговым булшитом.


        1. GeMir
          17.10.2018 12:41

          Это должно бы быть «нигде и никогда не важно». Человек, однако, зверёк социальный, поэтому знакомство «с кем-то, кто знает кого-то, кто знает кого-то» даже в цивилизованной Европе открывает не мало дверей.

          вся статья это просто втирание какой-то дичи
          Посмотрев на КДПВ с «молодым, здоровым и успешным» ожидали большего?

          Откройте инстаграм автора и всё станет на свои места: «правильные» книжки, яблоки, качалка, спутница-красавица, кофе и Men's Health…


  1. Estee
    16.10.2018 15:12

    Ну вот это меня и смущает во фрилансе и вообще концепте работы на себя: неважно, какой ты специалист, важно, какой ты продажник. Собственно, то, что вы делаете, что позволяет вам получать больше рынка — это не дизайнерские навыки или какие-то особенные таланты в области дизайна, это именно умение продавать свои услуги по цене выше рынка.
    И вот я даже не столько не умею, сколько не хочу это уметь. Я хочу быть экспертом в том, что я делаю, а не в умении продавать средненькие навыки за экстраодинарные… А с таким подходом путь в свой бизнес тупо закрыт.
    Что ни в коем случае не говорит плохо о вас или обо мне. Просто каждому свое.


    1. GeMir
      17.10.2018 10:10

      И вот я даже не столько не умею, сколько не хочу это уметь.
      Могу посоветовать простое решение, найденное для себя: идите в учителя и постарайтесь стать хорошим :)