Cтриминговый сервис Spotify в начале лета заявил о своих планах платить музыкантам напрямую, «в обход» лейблов. Это вызвало недовольство звукозаписывающих компаний.
Подробнее о конфликте, его причинах и последствиях для Spotify — рассказываем под катом.
Фото Andrew Mager / CC
В Spotify предложили значительные суммы исполнителям в обмен на прямое лицензирование их музыки. Размеры гонораров по таким сделкам — сотни тысяч долларов.
Выручка Spotify в 2017 году составила четыре миллиарда евро, но сервис все еще остаётся убыточным. Поэтому новая бизнес-модель — хорошая возможность для исправления ситуации.
Сегодня половина каждого заработанного площадкой доллара уходит звукозаписывающим компаниям, а еще четверть забирает сам исполнитель. Работая с музыкантами напрямую, компания надеется сэкономить на выплатах лейблам и увеличить свои доходы.
Заявления стриминговой компании о прямом лицензировании вызвало негативную реакцию у многих независимых лейблов. По словам одного из представителей инди-лейбла, такие компании сильно зависят от доходов со стриминга, но не имеют рычагов давления на Spotify.
У Spotify есть доступ к данным, которыми не обладают лейблы, что также дает стриминговому сервису преимущество. Исходя из этого, сервис может принимать бизнес-решения (инвестировать в музыкантов), основываясь не на предположениях, а на конкретных фактах — статистике по прослушиваниям тех или иных композиций. Независимые лейблы считают, что если у них и дальше не будет доступа к этой информации, то ситуация на рынке только усугубится.
Есть еще одна сильная сторона Spotify заключается в том, что стриминговая платформа не требует эксклюзивных прав на музыку, которую лицензирует. Исполнители сохраняют возможность продавать свои произведения на других площадках, которыми владеют Apple, Google и др.
Работа со стриминговыми платформами и получение выплат от прослушанных композиций — один из главных источников дохода инди-лейблов. Поэтому прямые сделки Spotify с музыкантами угрожают сделать существование последних практически бессмысленным.
Права на большинство композиций исполнителей, представленных на Spotify, принадлежат Warner, Sony и Universal. Сейчас они получают более половины выручки за каждую прослушанную песню (правами на которую они обладают). В 2017 году в ходе переговоров стриминговому сервису удалось договориться о сокращении выплат, но по предположениям некоторых источников, средний процент снизился с 55% всего до 52%. При этом лейблы дали понять, что на этом все послабления для стримингового сервиса закончатся. Их не устраивает политика «прямых сделок», потому при перезаключении контрактов в следующем году «льгот» уже не будет.
Фото PxHere / PD
Прямые сделки — не первое действие сервиса, которое вызвало недовольство лейблов. В июле прошлого года, издание The Vulture предположило, что Spotify платит малоизвестным музыкантам за создание треков (без вокала), которые площадка включает в свои тематические плейлисты (джаз, фортепиано, музыка для отдыха и так далее).
Spotify они нужны для расширения библиотеки и поднятия активности на площадке. Однако большое количество «дешевых» треков «забивает» плейлисты, и другие музыканты остаются вне зоны видимости слушателя. Результат — сокращение выплат лейблам за счет меньшего количества прослушиваний. С другой стороны, сама площадка опровергнула такое положение дел.
Как отмечает музыкальный новостной портал Music Business Worldwide (MBW) крупные лейблы готовят ряд мер в отношении Spotify. И уже сейчас большая тройка, имея огромное влияние на музыкальную индустрию, препятствует выходу Spotify на рынки отдельных стран.
В начале месяца стало известно, что запуск Spotify в Индии, который должен был состояться летом этого года, отложен на неопределенный срок. Warner, Sony и Universal отказались предоставить лицензию на свою музыку для запуска потокового сервиса. Все это может создать проблемы и при выходе на рынки других стран: России, Южной Кореи, государств Африки.
Развязку истории можно ожидать в следующем году, когда стриминговый сервис будет переподписывать контракты с Warner, Sony и Universal.
Еще мы пишем о звуке в микроформате в нашем Telegram-канале:
Пятничная музыка для работы
Как зазвучали Звездные войны
Куда движется музыка в VK?
Подробнее о конфликте, его причинах и последствиях для Spotify — рассказываем под катом.
Фото Andrew Mager / CC
Прямые сделки
В Spotify предложили значительные суммы исполнителям в обмен на прямое лицензирование их музыки. Размеры гонораров по таким сделкам — сотни тысяч долларов.
Выручка Spotify в 2017 году составила четыре миллиарда евро, но сервис все еще остаётся убыточным. Поэтому новая бизнес-модель — хорошая возможность для исправления ситуации.
Сегодня половина каждого заработанного площадкой доллара уходит звукозаписывающим компаниям, а еще четверть забирает сам исполнитель. Работая с музыкантами напрямую, компания надеется сэкономить на выплатах лейблам и увеличить свои доходы.
Мнение инди-лейблов
Заявления стриминговой компании о прямом лицензировании вызвало негативную реакцию у многих независимых лейблов. По словам одного из представителей инди-лейбла, такие компании сильно зависят от доходов со стриминга, но не имеют рычагов давления на Spotify.
У Spotify есть доступ к данным, которыми не обладают лейблы, что также дает стриминговому сервису преимущество. Исходя из этого, сервис может принимать бизнес-решения (инвестировать в музыкантов), основываясь не на предположениях, а на конкретных фактах — статистике по прослушиваниям тех или иных композиций. Независимые лейблы считают, что если у них и дальше не будет доступа к этой информации, то ситуация на рынке только усугубится.
Есть еще одна сильная сторона Spotify заключается в том, что стриминговая платформа не требует эксклюзивных прав на музыку, которую лицензирует. Исполнители сохраняют возможность продавать свои произведения на других площадках, которыми владеют Apple, Google и др.
Работа со стриминговыми платформами и получение выплат от прослушанных композиций — один из главных источников дохода инди-лейблов. Поэтому прямые сделки Spotify с музыкантами угрожают сделать существование последних практически бессмысленным.
Конфликт с большой тройкой
Права на большинство композиций исполнителей, представленных на Spotify, принадлежат Warner, Sony и Universal. Сейчас они получают более половины выручки за каждую прослушанную песню (правами на которую они обладают). В 2017 году в ходе переговоров стриминговому сервису удалось договориться о сокращении выплат, но по предположениям некоторых источников, средний процент снизился с 55% всего до 52%. При этом лейблы дали понять, что на этом все послабления для стримингового сервиса закончатся. Их не устраивает политика «прямых сделок», потому при перезаключении контрактов в следующем году «льгот» уже не будет.
Фото PxHere / PD
Прямые сделки — не первое действие сервиса, которое вызвало недовольство лейблов. В июле прошлого года, издание The Vulture предположило, что Spotify платит малоизвестным музыкантам за создание треков (без вокала), которые площадка включает в свои тематические плейлисты (джаз, фортепиано, музыка для отдыха и так далее).
Spotify они нужны для расширения библиотеки и поднятия активности на площадке. Однако большое количество «дешевых» треков «забивает» плейлисты, и другие музыканты остаются вне зоны видимости слушателя. Результат — сокращение выплат лейблам за счет меньшего количества прослушиваний. С другой стороны, сама площадка опровергнула такое положение дел.
Последствия
Как отмечает музыкальный новостной портал Music Business Worldwide (MBW) крупные лейблы готовят ряд мер в отношении Spotify. И уже сейчас большая тройка, имея огромное влияние на музыкальную индустрию, препятствует выходу Spotify на рынки отдельных стран.
В начале месяца стало известно, что запуск Spotify в Индии, который должен был состояться летом этого года, отложен на неопределенный срок. Warner, Sony и Universal отказались предоставить лицензию на свою музыку для запуска потокового сервиса. Все это может создать проблемы и при выходе на рынки других стран: России, Южной Кореи, государств Африки.
Spotify собирались запустить сервис в РФ в 2015 году. Но затем эти планы были приостановлены по экономическим причинам. В марте этого года Даниэль Эк во время ежегодной конференции компании вновь заявил о готовности выйти на российский рынок. Но пока стриминговый сервис не договорится с лейблами, эта инициатива находится под угрозой.По словам представителя одной из студий звукозаписи, у них уже есть несколько сильных партнёров на всех этих рынках: «Задача Spotify — убедить нас помочь им. Пока мы не уверены, что должны это делать». Неясно, чем закончится противостояние Spotify и лейблов.
Развязку истории можно ожидать в следующем году, когда стриминговый сервис будет переподписывать контракты с Warner, Sony и Universal.
Еще мы пишем о звуке в микроформате в нашем Telegram-канале:
Пятничная музыка для работы
Как зазвучали Звездные войны
Куда движется музыка в VK?
Комментарии (63)
arilou_camper
24.08.2018 00:29Я не защищаю лейблы, но во многих случаях, музыканты сидят у них на зарплате. То есть, это инвестиции лейбла в исполнителя. Поэтому вопрос о том, имеют ли они право на половину выручки, как минимум, подлежит обсуждению.
SandroSmith
24.08.2018 02:47Хреновые, значит, они музыканты. Ни их, ни этих барыг звукозаписывающих быть не должно.
bano-notit
24.08.2018 04:17Должно их быть. Деньги в индустрию как-то вводить надо. А для того чтобы туда деньги вводить, индустрия должна что-то выдавать на постоянной основе.
tretyakovpe
24.08.2018 08:10+1Вот из-за того, что музыка стала «индустрией», приходится слушать мегатонны шлака
fatronix
24.08.2018 10:12приходится слушать мегатонны шлака
Что, прям бьют палками и заставляют?
Видео в тему (англ.)
saboteur_kiev
Понятно что большие компании опасаются за свой бизнес, но то, что предлагает Spotify — это честно и по отношению к музыкантам и по отношению к слушателям.
Нынче звукозаписывающая компания как таковая не нужна — не нужно записывать и выпускать сотни тысяч кассет/дисков и так далее.
Записать непосредственно песню можно в любой небольшой студии, сняв ее в аренду.
Поэтому что собственно звукозаписывающая компания делает?
Ну да, предлагает свой маркетинг и наработанные площадки распространения. Но при этом отбирает все права на песню и обдирает и музыкантов и слушателей?
qw1
Когда-нибудь Spotify сама станет таким же монстром, предлагая только маркетинг и площадку для распространения, и забирая больше половины дохода.
saboteur_kiev
Ну… поскольку spotify не отбирает права на композицию, можно будет продавать свои песни на любом конкурентном сервисе.
franzose
Тем не менее никто не мешает им изменить условия лицензионного соглашения.
vesper-bot
Тогда довольно быстро построится Spotify v2 и по кругу.
K0styan
Чтобы построить Spotify v2, нужно будет придумать новый способ распространения музыки. Который окажется более удобным для слушателя, чем v1. Диктовать условия исполнителям сможет только тот, у кого появится более широкая аудитория.
vitaliy2
Ну в Spotify итак мало музыки, если её станет ещё меньше, пользователи обратят внимание на другие сервисы (да и сейчас обращают, я думаю).
Хотя конечно, что мало музыки — это неудивительно. Зачем музыканту продавать песню по пол цента за прослушивание, если можно за несколько долларов. Да и одним центом окупить нереально, ибо затраты на порядки больше. Spotify — разве что для расширения аудитории или чтобы тебя слушали те, кому твоя музыка не нужна, платя больше центов суммарно (но много вряд ли выйдет всё-равно).
Тут скорее проблема в том, как привлечь музыкантов, когда у тебя мало пользователей. Но если старый сервис отпугивает музыкантов, то новый автоматически притягивает.
vitaliy2
Да, а ещё в Spotify не работают рекомендации, а для меня это главная фишка =) Поэтому лично я очень жду другой сервис =)
Daniyar94
Чем-то мне напомнило риэлторов/брокеров
trimal
А еще, этим Spotify открывает возможность талантливым, но бедным, музыкантам быть услышанными огромной аудиторией. При этом они смогут заработать на своей музыке хоть что то, а не отдать все права лейблу и остаться ни с чем.
lohmatij
Судя по статье Spotify заключает сделки только с популярными музыкантами которых много слушают, и тем самым экономит на лицензировании. А вот инди-лейблы вынуждены всем платить примерно одинаково, так как не имеют такой всеобъемлющей статистики
Hardcoin
Так в этом и разница между новым подходом и старым. Новый подход основан на данных. Посредники нужны, только если они делают что-то полезное (тогда им нечего бояться). А если их польза уменьшается — какой смысл их специально спасать? Есть огромное количество работ, на которых сотрудники ненужных компаний могут пригодиться.
KodyWiremane
Вот и продавали бы лейблам эту статистику.
schaff
Некоторые исполнители, чьи альбомы есть на Spotify, настолько инди (читай: неизвестны), что (пока) вообще не сотрудничают с лейблами
aPiks
Вы уже можете заключить договор со Спотифай и выложить туда свою музыку, как это сделали, например, канадцы из никому неизвестной группы, которая записала альбом с помощью гаража и айпада(название не помню, но история была в блоге соптифая).
fapsi
Музыканты/Исполнители сами записывают диски, минусовки, занимаются обработкой и сведением, выпуском альбомов? Маркетинг — это тоже они сами?
Вопрос в уплачиваемом исполнителям проценте от продаж с альбомов.
Bellicus
Ну знаете, если это не очередная «супермегагруппа» собранная из дочек продюсеров, то да, многие музыканты сами могут писать, сводить и обрабатывать.
FRAGIL3
А кому сейчас вообще нужна запись дисков? Сейчас даже понятие альбома становится маловажным, в лучшем случае в них есть какой-либо контекст, который заставляет слушать песни вместе, но как правило это просто фиксация написанных песен за период.
По поводу остальных шагов — они сильно зависят от того, на какой уровень рассчитывает исполнитель. Современный рэп можно писать и продвигать в одиночку, локальным рок-группам достаточно периодического привлечения людей для сведения и продвижения, а вот по мере увеличения амбиций уже может потребоваться помощь звукозаписывающей мафии. С поп-музыкой конечно ситуация иная, ибо там не исполнители, а проекты за успех которых целиком ответственны лейблы, и в том что прибыль пойдёт именно лейблам никакой несправедливости я не вижу.
0xd34df00d
Это когда и в каком жанре?
Ну так это и есть альбом.
saboteur_kiev
нет. Альбом это набор песен в конкретной упаковке от производителя.
Сейчас же можно купить отдельно трек, а не альбом.
И само понятие «упаковки» пропадает, поскольку песни перестают распространятся на твердых носителях.
0xd34df00d
Значит, мы просто определяем понятие альбома по-разному.
Для меня альбом — это набор треков, объединённых некоторой идеей от исполнителя. И музыку слушаю я, соответственно, альбомами.
franzose
Конечно, никто не мешает в «альбом» просто накидать треков, если фантазии не хватает или лейбл требует столько-то песен в стольких-то альбомах за какое-то время. Но изначально альбом — это прежде всего концепция.
saboteur_kiev
Вы не представляете, сколько музыкантов это делает самостоятельно.
Свои репетиционные базы в гаражах и подвалах, с вполне достойным оборудованием и звукоизоляцией.
В каждом крупном городе всегда можно найти приличную репетиционную базу и арендовать ее почасово или на пару дней для финальной записи, если своего оборудования недостаточно.
Всегда можно найти фрилансера-музыканта, который поможет обработать или свести за плату гораздо меньше, чем все права на композицию.
Опять же, записывать диски — сейчас не нужно. Музыка распространяется через itunes/spotify/amazon и так далее в цифровом виде. В том-то и дело.
Минусовка это вообще очень просто, если ты делаешь профессиональную запись — у тебя УЖЕ есть минусовка.
Вопрос не в проценте. Вопрос в том, что ты отдаешь все права на свою композицию. И через 10 лет ты захотел, например, сделать ее бесплатной, или к тебе пришел продюсер твоего любимого сериала и сказал «я слышал вы такие крутые, не хотите в моем сериале исполнить вашу песню», а ты такой — извините, я не могу про это говорить — все права продал.
И это не пустые слова — такое уже есть.
fapsi
Это уже проблемы музыкантов, если отдают (продают) исключительные права на композиции собственного сочинения.
qw1
Зачем лейблам не эксклюзивные права? Вот захочет киностудия лицензировать трек для фильма, пойдёт к лейблу, и будут торговаться на миллионы. А так пошли бы к автору и получили бы права бесплатно (рассказав, какой у нас хороший фильм) или за небольшую плату автору на хлеб с маслом. То есть, вся торговля коту под хвост.
Поэтому вряд ли у авторов (особенно средненьких) есть выбор, отдавать все права или нет. Типовый договор — подписывай или ищи себе другой лейбл.