Есть такой Тверской вагоностроительный завод. Завтра у него день рождения. Поэтому тут я расскажу кое-что интересное про сам завод.
Это тот самый завод, чьи вагоны пассажиры принимают за немецкие. Это тот самый завод, куда на входе поступает листовой прокат, а на выходе получается вагон со всеми подсистемами, включая пульт управления с прошивкой. Здесь работает около 8 тысяч человек, это крупнейшее предприятие Тверской области, и тут живут чайки, потому что им тепло на некоторых корпусах.
Если вы думаете, что вагон — это очень простая вещь, то рекомендую вернуться к посту про подсистемы пассажирских вагонов. Там есть всё — от локальной сети до электрических дверей. И всё это надо собрать.
Давайте начнём экскурсию.
Завод занимает 93 Га. Это два Ватикана.
Первое, что можно увидеть, — это как вагоны из одного цеха по рельсам отправляют в другой:
Или нет. Первое — это то, что на территорию завода заходит железная дорога. В производственных цехах с грузовых платформ разгружается металл и направляется на дальнейшую обработку:
Вот как это выглядит (это фото и выше с панорамой завода С. Богданова, сотрудника ТВЗ):
Полный цикл — заходят листы стали, выходят вагоны:
Завод использует систему бережливого производства, поэтому всё организовано так, что нужные детали всегда под рукой. В производственных цехах на полу выполнена специальная разметка: обозначены разрешённые пешеходные зоны, места хранения готовых деталей, места расположения оборудования и т. д
Вот горизонтально-растяжная машина, где делается каркас для крыши вагона:
И торцевание дуг крыши вагона:
Получится вот такая вещь:
Чтобы сделать из металла что-то более сложное, на начальном этапе заготовительного производства сначала нужно этот самый металл нарезать и хорошенько согнуть:
Толстая заготовка режется на установке плазменной резки:
Более тонкие заготовки режутся на лазере:
Некоторые надо ставить в пресс. Вот чинят его оснастку:
Тут можно снимать фильм про Fallout:
Вот элементы будущего вагона:
Рабочие получают вознаграждения за улучшения. Везде стоят стенды с информацией и примерами:
Цитата из пресс-релиза:
«В первом квартале 2018 года изобретатели и рационализаторы Тверского вагоностроительного завода сэкономили предприятию почти 1,5 миллиона рублей. С января по март на конкурс поступило 105 предложений, из них уже внедрено в производство 43. Большинство рационализаторских идей направлено на экономию материальных и трудовых ресурсов, на улучшение условий труда, качества продукции и выполненных работ».
Есть чат между сменами:
Дальше по цеху есть место, где специальное оборудование (координатно-дыропробивной пресс) делает перфорированные листы (это будет вентиляция вагона):
И прямо рядом с установкой, которая за минуту способна сделать все эти отверстия в одной детали с безумной скоростью, одни из самых старых станков завода:
Тяжести тут двигают кранами на потолочной системе:
В этом цехе краны управляются с пола вот с таких пультов:
Рядом ухает пресс и получаются новые детали для будущего вагона:
Ещё часть вещей отливается — есть собственное литейное производство, куда поступает чугун, а затем из него формируются нужные детали. Но на самом деле литых частей в вагоне всё-таки не очень много (фото С. Богданова):
Идём дальше. Теперь — сборка этого конструктора и сварка!
Берём гофролист из первого цеха, присоединяем к нему крупные детали, и начинает вырисовываться каркас:
Что-то приваривается вручную:
Что-то — роботом:
Вот такой рукой:
И вот уже видно, как начинает получаться кузов вагона:
Всё больше и больше:
Кстати, первая серия машин типа Портал родилась здесь. Сейчас они применяются по всему миру.
К нему снова и снова присоединяются детали на разных участках производства. Приезжают они сразу комплектами на вагон:
У разных вагонов разные крыши. Но по возможности конструкторы стараются использовать элементы из других вагонов в новых: это удобно для унификации производства.
Вот большая деталь — котёл отопления:
Её, конечно, стоит двигать краном:
Теперь нужно выровнять плоскость:
Вот следы, где надо пройтись ещё раз, метки наносятся маркером прямо на вагон:
Вагон ставят на временные — технологические — тележки:
Потом окрашивают в камере порошкового напыления. Он становится вот такой:
Обшивают изоляцией:
Добавляют обрешётку кузова:
Кстати, и изоляция, и дерево отвратительно горят. Материал изоляции минеральный, дерево обработано пропиткой. Современные вагоны горят плохо, но до пожарных испытаний мы ещё дойдём.
С головными вагонами электропоездов процесс сборки усложняется:
Потом надо постелить покрытие пола:
Смонтировать перегородки (это мы сейчас идём большими скачками, мелких операций очень много):
Добавить инженерные подсистемы:
Занести мебель:
И в конце поставить оборудование:
Откуда это всё взялось? Чаще всего — произвели в другом месте завода. Вот тут, например, работают с пластиком:
Современный конструкционный материал ячеистой структуры, лёгкий и прочный. Но всё равно дерево много где всё ещё незаменимо по сочетанию «цена — эффект»:
Рядом делают мебель для купе:
Колёсные пары? Вот они выкатываются ещё из одного цеха:
Про всё-всё-всё можно прочитать документацию:
Можно посмотреть, где, с каким вагоном и что делают:
В конце сборки вагон ждут приёмо-сдаточные испытания, поскольку для вагонов есть ГОСТ и ещё множество нормативов. Что делают:
- Электрические испытания. Это диэлектрическая прочность изоляции и проверка работоспособности приборов. Сопротивление изоляции — проверяется пробойная установка. Ещё подсистемы запитываются от всех источников тока — генератора, преобразователя и магистрали.
- Климатика. Сначала измеряется вентиляция на соответствие режимам, потом отопление и охлаждение. Далее устанавливается режим кондиционирования и вагон загоняется в тепловую камеру. Это герметичное место, где удерживается верхний предел температуры эксплуатации +50 градусов. Задача вагона — справиться и удерживать уставку (22 или 24 градуса) внутри.
- Тормозные испытания делаются на стенде стационарно и в процессе обкатки. Стационарно проверяется герметичность и срабатывание электропневматики.
- Обкаточные испытания — полный комплекс. Едет состав не менее 6 вагонов, проверяются ходовые качества по притиранию телеги с кузовом, сцепные устройства, электрооборудование. Подтверждается экономичность.
- Пожарные испытания проводятся не с каждым вагоном (было бы дорого их сжигать при приёмке). Делается макет, который пытаются сжечь. Торцевые стены по ГОСТу должны выдерживать, перегородки. Кресла и полки не должны выделять ядовитые продукты горения и так далее. Среди всего прочего аккредитованный центр испытаний обязательно сжигает каждое новое кресло в камере с мышами. Задача мышей — выжить. Задача кресла — сгореть так, чтобы они выжили.
Вообще, это часть сертификационных испытаний на подтверждение требований безопасности по 184-ФЗ. Каждый техпроцесс подтверждается сертификатом, а дальше вагоны идут в серию по этим согласованным процессам.
Есть испытания по эвакуации: за определённое время надо эвакуироваться — разбить стекло, очистить проём, накинуть одеяло, выбраться из вагона. Определяют время эвакуации. Есть испытания взрывные: аккумуляторный бокс должен быть взрывозащищённым. Вызываются взрывотехники, они устанавливают заряд, аналогичный максимальной разрушительной силе от взрыва аккумулятора. Бокс деформируется, но остаётся целым, выщёлкивается передняя панель, взрывная волна выходит вбок от вагона, туда же летят осколки аккумулятора. Вагон проходит много испытаний — например, ещё на соударение.
Иногда во время тестирования с вагонами что-то случается. Если что-то не так, возвращают на доработку. Но на самих испытаниях это случается крайне редко, поскольку чаще вагон возвращают из пусконаладки (это что-то вроде альфа-тестирования).
После испытаний вагон попадает на пути около завода и остаётся ждать проводника. Приезжает его будущий хозяин, поселяется внутри вагона и старается всё проверить максимально аккуратно. Потом уезжает прямо на этом вагоне в большую жизнь. Вагон сдаётся максимально готовый — с витриной для печенек, микроволновкой и всем-всем-всем.
Точно так же можно сделать трамвай:
Только у трамвая проводника не будет.
Про завод
25 августа предприятию исполняется 120 лет. Давным-давно это было частное предприятие французов, которые делали для царя вагоны. Потом они продали его парням, переносившим бизнес из Риги, потом завод был национализирован и начал производить что получалось. В военное время получалось в основном вот это:
В начале войны он был до основания разрушен (территория была захвачена немцами, за несколько часов до их наступления всё то, что нельзя было эвакуировать, разрушали). Потом, после освобождения города, завод восстановили, а в 90-е он чуть не разорился снова — заказов не было. Сейчас ТВЗ — машиностроительное предприятие мирового уровня и делает пассажирские вагоны для заказчиков со всего СНГ.
Заказчики есть. Сейчас, в 2018 году, завод снова чувствует себя стабильно. Об этом говорит и то, что раньше всему коллективу отпуск давался в августе. Сейчас первый раз за 9 лет, когда нельзя взять и остановить производство. Заказы расписаны уже на следующий год.
Блуждая по заводу, мы не коснулись инженерных историй разработки и проектирования (про них чуть позже), очень мало пробежались по быту рабочих (например, тут 4 столовых).
Не обсудили наследие СССР:
И много чего ещё. Стоит сказать, что в шумных цехах работают инвалиды по слуху (около 40 человек): им там вполне уютно. Есть отдельный детский лагерь для детей сотрудников, есть санаторий, есть спортивные клубы, есть много чего. Есть своё радио внутри завода и газета тиражом 4 тысячи экземпляров (тираж больше, чем у самого крупного областного издания).
Но, думаю, пока удалось показать главное — как из ничего получается вагон.
Комментарии (119)
JC_IIB
24.08.2018 10:21+2Спасибо, действительно очень интересный пост, читал с удовольствием!
p.s. вот какими должны быть корпоративные блоги.
dubovcevd
24.08.2018 10:25Вагон сложная инженерная система. А статья пытается охватить всю картинку производства, от стального листа до проводника. Да еще и трамваи со столовой сюда вклинились (трамваи достойны отдельной статьи). В результате в статье все по верхам, в стиле «как это сделано».
На техническом ресурсе хотелось бы куда большей большей глубины.maximkorsakov Автор
24.08.2018 10:34Посмотрите прошлые посты про инженерные системы вагона, про котёл и про то, чем отличаются поезда.
ksenobayt
24.08.2018 10:33+1Как человек, проживший в Твери двадцать лет, и который искренне рад, что ТВЗ не вылетел в трубу, я всё же не могу поднять пару моментов, которые в этом сугубо позитивном обзоре не были проговорены:
- Рядовые рабочие получают местами значительно меньше, чем в среднем по городу получает поливальщик горячей водой на кофейные зёрнышки. Насколько я слышал, многие раньше работали (не исключаю, что практика где-то сохранилась) по ГПХ или по срочным договорам.
- Не могу сказать за вагоны, но отпускная цена на трамваи во времена релиза «Сити Старов» была за гранью безумия: 8 трамваев, взятых в лизинг (да-да, не в собственность), в 2015-м году обошлись Твери в 240 миллионов. Кстати, теперь можете хотя бы приблизительно представить, во сколько московскому бюджету обошёлся каждый «Витязь» (одноплатформенный потомок Сити Стара, на которых, в сущности, обкатывался производственный процесс и новая тележка), которых город закупил уже больше 200 штук.
Возможно, конечно, с тех пор производство стало более локализованым — не могу судить за всю Одессу. Но мне кажется, с такими ценами никто, кроме РЖД и Москвы себе продукцию завода позволить не сможет. С одной стороны, будет означать, что когда крупные покупатели насытят свои потребности, завод ожидает спад, а с другой — не такие обеспеченные покупатели не смогут позволить приобрести новый ПС, и люди продолжат ездить на старых Татрах и усть-катавских вёдрах.
- Контроль качества на ТВЗ весьма такой себе. Вспоминая те же Сити Стары, которые купила Тверь — три из восьми вагонов имели проблемы с ТД и системой управления, в пяти прямо на презентации протекла крыша (и её латали на месте строительным силиконом). В бандажах колёсных пар регулярно находили трещины, а подвеска тележки не выдерживала вибраций — и это при том, что завод давал гарантию на ходовую, зная об ужасающем состоянии трамвайной сети в Твери.
DMGarikk
24.08.2018 10:49ну спад врятли грозит… после того как обанкротился питерский вагонмаш и перестали закупать тихий ужас из Украины, ТВЗ остался помоему единственным заводом который пассажирские вагоны делает для РФ
А в советское время был и ТВЗ (КВЗ тогда), и Вагонмаш (им Егорова тогда) и Аммендорф и Гёрлиц, и еще из Венгрии и Польши вагоны возили
а когда спишут последний плацкарт 70х г.г. выпуска… тогда уже настанет время менять вагоны начала 2000х… и круг повторитсяksenobayt
24.08.2018 10:59Всегда есть Уралвагонзавод и «Уральские локомотивы» (Тагил и Верхняя Пышма соответственно) — тем более, последний и так штампует электрички, им пассажирские вагоны будет не слишком сложно освоить.
Что же касается «вряд ли грозит» — фиг знает, у меня ещё свежи воспоминания о том, как один из городских маршрутов троллейбуса во времена очередного вынужденного отпуска на ТВЗ отменяли из-за отсутствия рабочих-пассажиров. Крайний раз это было в 2015-м.
Не поймите меня неверно: я надеюсь, что этого не произойдёт. Но у ТВЗ исторически среди жителей Твери репутация весьма и весьма проблемного предприятия, руководство которого весьма вольно распоряжается некогда данным словом или обещанием.DMGarikk
24.08.2018 11:11, руководство которого весьма вольно распоряжается некогда данным словом или обещанием.
а причем тут обещания руководства, если это следствия колебания экономики страны… тут обещай не обещай, если нет заказов — нет и денежек
плюс к стабильности этого завода в том что он сейас монополист. а надеятся на то что уралвагонзавод освоит пассажирские вагоны…тут уже быстрее торжокский..(сорри он тоже обанкротился)
не особо стоит, во всяком случае в среднесрочной перспективе, с нуля обычно такие вещи с очень большим трудом делаются, для ТВЗ 10 лет потребовалось чтобы от плацкартов до нормальных вагонов дойти, причем они всегда на пасс.вагонах специализировались
Вагонмашеские вагоны например сильно конструктивно отличались… что не прибавляло простоты в ремонте… но они тоже всегда вагоны выпускали
А вот примеры когда с нуля ЖД технику делали те кто никогда ее не делал
Вагоны Днепропетровска… был вагоноремонтный завод, начали делать очень глубокий КВР аммендорфов… меня до сих пор в холодный пот бросает от их продукции
Или известный «подводный» электропоезд ЭС250 «Сокол» который никто не знал как ремонтировать ;))
Тоесть чтото может и появится, но явно не скороksenobayt
24.08.2018 11:22>> а причем тут обещания руководства, если это следствия колебания экономики страны… тут обещай не обещай, если нет заказов — нет и денежек
Пожалуйста, давайте обойдёмся без «царь хороший, бояре плохие» в этой дискуссии. Если нет заказов — объективно нужно не сопли жевать или людей завтраками кормить, а производство переориентировать.DMGarikk
24.08.2018 11:52+2причем тут царь-не царь
бизнес обычно работает по принципу сокращения расходов и это уже местная наша особенность держать кучу штата чтобы «у людей работа была», даже если люди просто на лавке сидят… а потом под это просить субсидии у государства
А переориентация завода на производство кастрюль или фильтров для воды (помню фильтры для воды от НПО «Энергия») это както странно.
но ладно… это так и до политики скатится можно, заканчиваемimmaculate
24.08.2018 13:34+1держать кучу штата чтобы «у людей работа была»
Для кого будет лучше, если всех этих людей выбросить на улицу, где часть из них станет бездомными, наркоманами, преступниками?..
Это не такой простой вопрос. Понятно, что идеальному капиталисту желательно сократить персонал до минимума, чтобы каждый оставшийся работал за десятерых, желательно не менее 12 часов в сутки с одним выходным и без отпуска.
DMGarikk
24.08.2018 13:50вы предлагаете на мои налоги содержать убыточное производство? уже была такая история с автовазом, в итоге они таки продались рено и ввели ограничения на импорт автомобилей (вы посчитали сколько людей потеряло работу занятых на рынке импорта забугорных автомобилей? дальний восток с левым рулем вообще отдельная песня)… но бабла (моего и вашего) завод сожрал до этого страшное количество… а ничего круче лады калины родить так и не смог
Javian
24.08.2018 14:02Так или иначе государство возьмет деньги из ваших налогов на решение проблем. Либо всю сумму, чтобы платить безработным либо на содержание такого предприятия, где по смыслу «безработные» какую-то часть суммы экономят государству, зарабатывая её сами или выполняя какие-то работы в интересах государства.
DMGarikk
24.08.2018 14:08выполняя какие-то работы в интересах государства.
ТВЗ это коммерческое предприятие, входящее в ТМХ… которое...(сам удивлён) тадааа… принадлежит «Материнская компания Нидерланды The Breakers Investments B.V.»
отлично, давайте на мои налоги будем Нидерланды содержатьJavian
25.08.2018 13:01Запросто может случиться. Нидерландская Народная Республика например. Интересы государства могут не совпадать с интересами отдельных граждан.
immaculate
24.08.2018 14:48ничего круче лады калины родить так и не смог
Во-первых, Лада Калина вроде бы неплохая машина за свою цену, многие владельцы довольны. Во-вторых, родили Ладу Весту, которая еще лучше. В-третих, понятно, что после распада СССР, АвтоВАЗ не мог конкурировать с другими автопроизводителями, у которых уже был огромный рынок, налаженный сбыт и отношения с поставщиками. В итоге все-таки сумел спустя столько лет начать выпускать авто, которые устраивают многих.
И для общества в целом лучше, думаю, чтобы люди в нем работали даже над Ладой Калиной, чем над импортом б/у старья из Японии.
Поверьте, те страны, которые сделали ставку на импорт б/у хлама из-за рубежа, живут намного хуже. И зарабатывают на этом импорте в них очень небольшое количество людей, остальных до этой кормушки не допускают.
TRIMER
24.08.2018 14:53Веста — это уже после вхождения в рено-ниссан. На мой взгляд, хорошая машина в своей категории и не хуже конкурентов. Дали бы еще времени Андерсону поработать.
DMGarikk
24.08.2018 15:23Лада Калина вроде бы неплохая машина за свою цену
Да, при условии полностью перекрытого импорта. в своем классе эта машина не дотягивала до одноклассников, а подушки безопасности и многострадальный ЭУР там встречали как достижение науки и техники… 5-летний мицубиси лансер (на момент выпуска первой калины) перекрывал по качеству и комплектации калину с головой и стоил сопоставимо
которые сделали ставку на импорт б/у хлама из-за рубежа
почему обязательно Б/У-хлама? сейчас почти нереально ввезти даже новый автомобиль в классе не представленном в РФ.
и вы же помните что автопроизводителей в мире не особо то и много?.. получается что например в большей части европы живут хуже потому что у них нет национального автопрома?TRIMER
24.08.2018 15:28Интересуюсь, тк цену лансера не знаю. Они серьезно стоили сопоставимо с калиной? Я так понимаю речь идет о датах примерно 5 летней давности и больше. В 2013 новая калина стоила от ~300к, а новая гранта от ~280.
DMGarikk
24.08.2018 15:41о датах больше, я имею в виду калину 2004 года, когда автоваз был еще автовазом (а не рено), а лансер — лансер 6, а не та переоцененная пустая повозка на который японцы решили наварить бабла вспомнив бум 10 модели и задрав цены
Сейчас у меня нет претензий к Автовазу, они выпускают автомобили полностью сотвтествующие своему классу, разве что приора несколько выделяется и привет из 80х — 4x4 (какой бы она отличной не была, но сколько можно же)TRIMER
24.08.2018 15:47Понял. Приору уже сняли. Калину, вот-вот тоже или уже сняли. Остались новая (с августа) гранта, веста, хрей, ларгус и нива. Ниву обещают обновить если не ошибаюсь только в 20-21 годах. Пожалуй, ладе сейчас не хватает только автомата и полноценного кроссовера.
Gutt
24.08.2018 23:44+1и привет из 80х — 4x4 (какой бы она отличной не была, но сколько можно же)
Можно ровно до тех пор, пока это покупают и производство приносит доход. Двигатель там новый, эргономика — старая. Я успел поездить. Для разбитых дорог и невысоких скоростей — самое то.
Hardcoin
24.08.2018 18:35+2Скорее всего — для всех лучше. Парочка не работающих рас**ев провоцируют на снижение качества работы всех остальных. Если б речь шла о скорости работы — полбеды. Речь именно о качестве. И так сойдёт, василич вон вообще ничего не делает, а получает столько же.
Не знаю, почему вы считаете, что уволенный станет наркоманом (а не найдет себе более подходящую работу), но фиктивные рабочие места не нужно смешать с настоящими. Можно ж отдельно предприятие по выкапыванию-закапыванию ям открыть, если уж так надо.
Vanellope
25.08.2018 03:33+3Собственно, большинство маргинальных элементов, бухающих бухашку у подъездов круглосуточно, возникло, когда в 90-ых предприятия тысячами закрывали а рабочих на улицу выгоняли. Что-то они себе более подходящую работу не нашли.
Hardcoin
25.08.2018 16:04+1Вы правы. Однако сейчас с работой намного лучше, чем в 90-х. И, повторюсь, если вы считаете полезными фиктивные рабочие места (а не просто пособия), на мой взгляд, выгоднее их делать отдельно от продуктивных.
Am0ralist
26.08.2018 11:52Так кто ж начальство и менеджеров то выгонит?
А без вменяемого начальства на большинстве уровней смотреть на низший вообще бесполезно…Hardcoin
26.08.2018 12:06Собственник. Ну если ему важно больше денег зарабатывать. А если не важно — то и проблемы нет, пусть не выгоняет, кормит. Речь о том, что нельзя специально запрещать выгонять. Могут быть ограничения на резкое сокращение штата, но не запрет по всяким социальным причинам.
Am0ralist
26.08.2018 12:11А никто и не запрещает… просто, например, с этим условиям кредит от правительства представляется.
Собственник. Ну если ему важно больше денег зарабатывать.
Для чего нужно, что б он лично отлично понимал все нюансы производства либо у него был отличный руководитель, который бы эту структуру привел в порядок. А с этим наблюдаются значительные проблемы…Hardcoin
26.08.2018 12:36Я считаю вредным содержать на мои налоги убыточное предприятие, к тому же не давая ему шанса на оптимизацию своей структуры. Помню 15 лет АвтоВАЗа.
нужно, что б он лично отлично понимал все нюансы производства
Нужно, что бы было как можно меньше градообразующих предприятий и единственных в отрасли. Тогда плевать, разбирается он или нет. Не разбирается? Уволил нужных людей? Обанкротился? Его личные проблемы. Люди через месяц выйдут на другое предприятие работать (может даже в те же помещения, которые собственник продаст при банкротстве). После пары итераций просто не останется собственников, которые не умеют выбирать руководителей (у них просто не останется собственности).
Я, конечно, описываю так, как должно быть, а не так, как есть. Сейчас совершенно не так. Сейчас 20 лет дают денег собственнику-идиоту, что бы он часть из них раздал рабочим, которых обещал не увольнять. Разве разумно?
Am0ralist
26.08.2018 12:44Тогда плевать, разбирается он или нет. Не разбирается? Уволил нужных людей? Обанкротился? Его личные проблемы. Люди через месяц выйдут на другое предприятие работать (может даже в те же помещения, которые собственник продаст при банкротстве). После пары итераций просто не останется собственников, которые не умеют выбирать руководителей (у них просто не останется собственности).
Не останется и производств, которые бы делали нужное. При этом при покупке этой продукции во вне вы полностью выводите деньги из экономики.
Банально, в РФ тупо мало людей, способных руководить. Что очень хорошо просматривается на мелком и среднем бизнесе. Там чаще всего всё очень плохо.
А крупняк так раздробить…
Короче, Масков в РФ не хватает (не в смысле строить убермегафичи, а в том смысле, что из стартапа смог превратить в завод достаточно прогрессивный)Hardcoin
26.08.2018 13:03И производств, которые бы делали нужное.
Я и сказал — "единственный в отрасли" — это проблема. Если предприятий пять, то банкротство одного — не катастрофа. Если одно — вы правы.
Но мы обсуждаем что, подвижной состав? Предприятий не одно. Вместо поддержки убыточного, разумнее по суду заставить собственника выплатить все долги (то есть забрать всё, что можно легально забрать), отменить ограничения на найм персонала и продать. Шанс, что купит тот, кто разбирается лучше. Главное — покупать вагоны, а не давать денег ради социальных причин. Иначе купит тот, кто может давить на жалость и имеет связи, что б тянуть деньги из бюджета, вместо работы. Если такой вариант перекрыть (на уровне государственного принципа — социалка и продуктивное производство — отдельно), то любители тянуть из бюджета предприятие просто не купят.
Я понимаю, что звучу слишком либерально, но, повторюсь, речь не о тех предприятиях, которые единственные.
Am0ralist
26.08.2018 13:52Шанс, что купит тот, кто разбирается лучше.
И продаст всё на металлолом, чтоб оставшиеся стали условно единственными)
Главное — покупать вагоны, а не давать денег ради социальных причин.
Ну их могут покупать на местах ради соц причин чуть дороже, чем за рубежом в любом случае.
Я понимаю, что звучу слишком либерально
Тут вопрос не в том, как оно звучит. А с какими проблемами оно столкнется в реальности. Я предвижу проблему, что деньги не у тех, кто умеет правильно руководить, а на местах руководства повсеместно оказываются не за управленческие кадры, чем сложнее и крупнее предприятие. Этот тренд как сломить? Запретить законодательно занимать должность не имея склонностей? ;)Hardcoin
26.08.2018 17:03Этот тренд как сломить?
Эта проблема полностью пока нигде не решена. Но ослабить её силу можно. В России деньги — это близость к бюджету. Не нужно быть прибыльным, зачем? Нужно быть социально значимым, тогда будут кормить вечно, сколько украл — не важно. Потому отбор в управленцы идёт не по умению руководить производством, в частности, а по умению сделать предприятие ещё более социально значимым.
На втором месте — это запреты. Чем больше запретов, тем дороже что-то делать. Какой-то уровень запретов необходим, но я считаю, он черезмерен. Это мешает появляться фирмам типа Siemens или spacex, например (их не надо каждый год спасать из бюджета, что б людей не увольняли). Даже если есть потенциальный управленец, сначала ему всё запретят, потом навесят социальные проблемы, а потом ему потребуется спасение из бюджета (если успеет стать достаточно крупным). Это если не отожмут.
Am0ralist
27.08.2018 11:04+1Ок. Тогда вспомним Детройт. Это в стране победившего капитализма. Он вам ничего не напоминает?
Более того, завод платит не только рабочим. Через них оплачивается вся сфера услуг (продукты, развлечения, транспорт, жкх, новые квартиры). Закрытие даже одного достаточно крупного завода из десятка в городе — это удар и по этим бизнесам. Так что любые резкие движения — череваты…Hardcoin
27.08.2018 11:27Ну да, России бы 20 лет из бюджета спасали то, что спасти невозможно. Вы считаете, это было бы хорошо?
Иногда дотировать людей нужно, но надо понимать, что это именно пособие вот в такой хитрой форме. Если сам завод особой ценности не представляет (если он производит исключительно крутую продукцию — такой проблемы не возникнет), то людям можно платить, например, в обход собственников, которые могут половину себе забрать. Или за другую работу платить, например по строительству.
Варианты можно обдумать, но я уверен, есть что-то лучше, чем "дать денег собственнику, пусть раздаст часть рабочим, что б город не загнулся".
DMGarikk
27.08.2018 11:28Детройт, между прочим, умер в том числе от бездумной поддержки «отечественного автопрома» путем ограничения импорта и разных ограничений… в итоге когда импорт открыли все местные тупо побанкротились, да еще и по нескольку раз
Am0ralist
27.08.2018 11:39+1Ну так выше утверждалось, что их купит тот, кто сможет сделать лучше, это простимулирует бизнес, на месте заводов откроют другие и т.п.
DMGarikk
27.08.2018 11:42ну так из Детройта все разъехались, там только очень отчаянный откроет теперь завод схожего масштаба
а беречь город ради города — странно
у нас конечно проблема в кардинальной немобильности населенияAm0ralist
27.08.2018 12:09+1А вот тут вы уже путаете причину и следствие. Разъехались, потому что никто не открыл ничего, что по мнению предыдущего оппонента, должно было возникнуть само собой на основе открывшихся перспектив:
Нужно, что бы было как можно меньше градообразующих предприятий и единственных в отрасли. Тогда плевать, разбирается он или нет. Не разбирается? Уволил нужных людей? Обанкротился? Его личные проблемы. Люди через месяц выйдут на другое предприятие работать (может даже в те же помещения, которые собственник продаст при банкротстве). После пары итераций просто не останется собственников, которые не умеют выбирать руководителей (у них просто не останется собственности).
Сейчас то, естественно, там открывать смысла нет.
а беречь город ради города — странно
А куда их всех? В Москву? )
Так-то любой город это гигантские основные средства, так сказать. Часть инфраструктуры. Которые в отсутствие людей вообще в упадок сразу приходит. Плюс в большинстве случаев там кроме парочки заводов еще что-то полезное есть, которое, как бы, тоже прогорит… То есть вот так вот взять и крупные город прое-ть тоже так себе вариант — новый подороже стоит построить.DMGarikk
27.08.2018 12:24В Детройте есть еще одна причина почему все уехали, только из-за политкорректности ее не упоминают, она кстати напрямую связана с заводами которые там были
==
Да хоть в Москву, она, как выяснилось, резиновая. или вы скажете «их тут никто не ждет»?Am0ralist
27.08.2018 12:34+1Да хоть в Москву, она, как выяснилось, резиновая. или вы скажете «их тут никто не ждет»?
Не настолько резиновая, чтоб туда прям городами эвакуировать. И, опять же, их нужно чем-то занять, но уже в Мск, а производства в столице содержать — во всех странах дороговато как-то.
Короче, ждать пока невидимая рука рынка отработает — больно долго. Иногда проще отсрочить решение проблем лет так на десять (а там или ишак помрет, или падишах, или я ©)DMGarikk
27.08.2018 12:53почему эвакуировать? сами разъедутся
меня удивляет ситуация что люди до упора сидят на месте на зарплате 8т.р. в ожидании когда царь выделит денег для завода чтобы им зарплату подняли
immaculate
27.08.2018 06:17Во всех странах и городах, где было какое-то производство, на котором все были заняты (завод, шахты), после остановки этого производства превращаются в наркоманские гетто. Это и у нас в России можно увидеть, и за рубежом в таких городах (например, бывших шахтерских) то же самое происходит.
Людям нужна работа, хоть какая-то, иначе начинают происходить очень неприятные вещи. Я не знаю какое идеальное решение данной проблемы, но закрыть завод — явно неидеальное.
Zoolander
27.08.2018 07:33+1если выбросить людей на улицу, в локальной экономике возникнет эффект домино. Масса людей переходит на горох и рис, кто-то уезжает из города — в городе падает прибыльность у массы других сфер, город скатывается в депрессивную мертвую петлю,
трудно просчитать, будет ли лучше или хуже при массовых увольнениях
часто же массовые увольнения — это удар по экономике
считайте дотации такой формой безусловного доходаHardcoin
27.08.2018 11:35Это нормально, если это не бьёт по качеству продукции. А для этого нужно считать пособие — пособием. Что б не возникало мысли, что можно работать с любым качеством, всё равно сойдёт, всё равно заплатят. Пособие — да, заплатят. Но не зарплату.
balexa
24.08.2018 12:11+1а причем тут обещания руководства, если это следствия колебания экономики страны… тут обещай не обещай, если нет заказов — нет и денежек
А если инженер вам скажет «при чем тут расчеты прочности — если сломалось, то это следствие сильных колебаний, тут расчитывай не расчитывай»?
Если нет заказов — значит руководство некомпетентно. Это именно его ответственность обеспечить завод заказами. Или искать деньги. А то судя по отзыву выше, типичное отечественное предприятие. В сытые годы руководство массово меняет себе поршкаены каждые полгода, вместо того чтобы диверсифицировать производство или обновить станковое оборудование, а как наступает спад — так плачутся про колебания экономики в стране.
Javian
24.08.2018 11:08Журналистка Дарья Козлова в прямом эфире телеканала «Россия 24» поговорила с министром промышленности и торговли России Денисом Мантуровым и упала в обморок © tass.ru/obschestvo/5480006
Видимо товарищ ответил без бумажки про реальное состояние промышленности и девушке поплохело. Но ей быстро включили новости родного канала и она тут же вернулась к жизни полной оптимизма!
Официальная страничка ©Кубаньжелдормаш
Nprasolov
24.08.2018 14:12и ни один из сити старов не вернется в город. купили, полгода отбегали и все — на прикол.
смешно сказать, в городе завод который делает трамваи и закрывают трамвайное движение.
maximkorsakov Автор
24.08.2018 16:04Конкретно по этим трамваям ТВЗ делал кузова вагонов. Скорее, вам надо общаться с ПК Транспортные системы — пк-тс.рф.
klofen
24.08.2018 10:42+1Утренний пятничный экстаз от просмотра фотографий :-) Хабу гиктаймс нужно больше таких статей
anamnian
24.08.2018 11:02чьи вагоны пассажиры принимают за немецкие.
Видел пару недель назад ролик на Youtube, где показывали купэ в польском (могу ошибаться) вагоне с самым дешевым тарифом. Купэ было на 2 человек и что самое интересное- в нем была собственная ванная комната с туалетом и душем.
Немецкие вагоны вы говорите? :)DMGarikk
24.08.2018 11:15+1ну к слову ТВЗ и такие вагоны тоже выпускает, их новые вагоны под РИЦ-габарит очень достойные
==
P.s. слово купе пишется с буквой «е» ;)
The_Kf
24.08.2018 13:03смотря по какому маршруту он ходит. Возможно этот самый дешёвый тариф на том направлении — это евро 300 за час пути. Вот, например, поезд дальнего следования Австрия-Швейцария: www.flickr.com/photos/timon91/11572222133
immaculate
24.08.2018 11:27Кстати, обратил внимание, что подобные статьи, с большим количеством картинок, очень долго грузятся даже при повторном открытии (чтобы прочитать новые комментарии).
Открыл вкладку Network в Developer Tools и обнаружил, что Firefox почему-то каждый раз заново скачивает все картинки с Habrastorage.
Не пойму, или это глюк Firefox, или habrastorage отдает неверные заголовки, которые приводят к тому, что картинки не кэшируются вообще.
Am0ralist
24.08.2018 11:30Хм, а вы не пробовали это написать по ссылке «Помощь» (->обратная связь) внизу странички?
sha4
24.08.2018 23:56Урлы с habrastorage.org отдают код 302 и картинки в итоге грузятся с hsto.org (которое проксируется cloudflare).
Ответы habrastorage.org без кеширования, а вот ответы от hsto.org успешно локально кешируются.
Подлагивает из-за того что по каждой картинке нужно обратиться к habrastorage.org, он отдаёт код 302 и новый урл с hsto.org.
Cloudflare добавляет лаги тоже — от 500 мс до 2 секунд, столько времени ей нужно на ответ "новая версия картинки не появилась".
А ещё, 6 картинок из коллекции больше мегабайта, а не по 500-700 кБ как другие картинки.
Если бы урлы в тексте статьи сразу бы вели на hsto.org, возможно, загрузка была бы более шустрой.
панель разработчика
garus_ru
24.08.2018 12:01-1Принимают «за немецкие», говорите?
А можно посмотреть те самые вагоны, которые принимают «за немецкие»?
С десяток лет назад ездил по командировкам. Тверские до сих пор не дотягивают до тех немецких. В немецких хромированная фигурная фурнитура, в тверских — крашеное штампованное железо; в немецких пластик под деревянный шпон, в тверских — просто однотонный бежевый.
Те самые немецкие вагоны сейчас уже сняты с фирменных поездов, перекрашены (крайне не аккуратно, по-советски — когда краска легла на хром небрежными мазками) не по разу и ездят в качестве простых пассажирских. Только в таком виде у немецких вагонов выигрывают тверские.DMGarikk
24.08.2018 12:11В немецких хромированная фигурная фурнитура
и большущий замок выпирающий из двери, в тверском вагоне дверь ровная (замок стоит вверху)
в немецких пластик под деревянный шпон
есть тверские вагоны с таким пластиком, почемуто нечасто встречаются, но такие вагоны есть, это впрос к РЖД почему они не заказывают такие вагоны
в остальном старые аммендорфофы не сильно лучше современных тверских, это разве что ностальгияsolariserj
24.08.2018 13:08-1Фотки! давайте фотки! Немецких, “немецких”, не немецких и простых для сравнения, а то если ты ни одно, ни другое, ни третье не видел то не понимаешь о чем речь.
DMGarikk
24.08.2018 13:20+1Вот коричневый немецкий аммендорф, виден замок
А вот довольно свежий ТВЗ (зеркало во всю дверь)
Вот старый ТВЗ (еще из середины 90х) но похожий стиль, только без лесенки был до середины 2000х
==
P.S. фото из интернета, когда я работал камеры у меня не былоTRIMER
24.08.2018 15:17Вагон ТКС со 2 фото хорош, даже очень хорош. Недавно в таком ездил. Только электрика (розетки, свет, вызов проводника, управление кондеем) были в других местах. Для себя в этом вагоне отметил только 2 косяка: мешающиеся ногам сейфы под столом и длина кроватей. Правда это если не касаться цены проезда (~2000, ~3000, ~6000, ~7500 — 4 поездки по одному и тому же маршруту).
DMGarikk
24.08.2018 15:26ну так сейчас вродебы все новые тверские вагоны такие, ТКС тут просто попался первым когда я фото искал
balexa
24.08.2018 12:16У туту в последнее время очень интересные посты. Не удивлюсь, если как в ситуации с блогом билайна, их пишет всем известный руководитель компании по производству настольных игр :)
djinninia
24.08.2018 12:31Спасибо за статью. Приятна удивлена, что есть много фотографий из цехов — иногда бывают заводы с каким-нибудь двойным назначением. Там фотографировать не дают.
Процесс сборки вагонов интересно описан.
dmitry_gorshenin
24.08.2018 13:36+1Спасибо за материал, очень интересно смотреть на этапы производства. У вас довольно подробно описан процесс испытания вагонов, но совсем нет ничего про экономику, кроме фразы «Заказчики есть». А это не менее интересно:
Какая загрузка у предприятия? Почему она увеличилась (судя по тому, что отменили коллективный отпуск)? Кто основные заказчики, поставщики, уровень локализации и пр. Указать среднюю зарплату, наконец.
В общем, каких-то более-менее правдоподобных экономических фактов о предприятии, раз уж проводите по нему экскурсию.
Но, повторюсь, фоторепортаж получился интересный.
alemiks
24.08.2018 14:07Это тот самый завод, чьи вагоны пассажиры принимают за немецкие.
мда, странно, почему? Вроде написано же Siemens и все надписи внутри на немецком. Странные пассажирыbydm
24.08.2018 14:30Это где же в пассажирском вагоне ТВЗ надписи Siemens и на немецком? ;-)
(ТВЗ «Ласточки» не производит. А, вспомнил, на вагонах RIC-габарита есть. Да, про них действительно многие думают, что не у нас их производят.)alemiks
24.08.2018 14:37пару недель назад ездил на поезде 3/4, там классные вагоны с немецкими/французскими надписями. Снаружи на торце видел надпись siemens. Где-то внутри висел шильдик ТВЗ
DMGarikk
24.08.2018 14:37это вы про этот?
www.pult.gudok.ru/archive/detail.php?ID=1009124
так с этим вагоном мало кто столкнется на наших ЖД чтобы «принимать их по случайности за немецкие», поскольку в РФ никогда вагоны в таком габарите не выпускались (кроме некоторых служебных)alemiks
24.08.2018 14:44в смысле его всунули в состав внутреннего поезда для показухи на ЧМ? Потом уберут их с внутренних рейсов?
DMGarikk
24.08.2018 14:47Я вообще не понимаю зачем их пихают в обычные поезда, на некоторых направлениях встречаются даже советские РИЦы
они же маленькие и тесные… это вагоны чисто для европейских поездов
kot23russia
24.08.2018 15:11+1К стати это советский прикол «завод-все в одном», однозначно есть еще НЭВЗ где на входе, грубо говоря металл, на выходе электровозы (много и разные)… так что философия «в СССР все было у@но и не конкурентно» как то ошибочна…
springimport
24.08.2018 16:44+2Сила Форда заключалась в организации труда. Все процессы на его предприятиях, от отливки деталей до завинчивания ничтожной гайки, были рационализированы с таким совершенством, какого до него никто и никогда не достигал. Производственный поток двигался от источников сырья к готовой машине, нигде не поворачивая назад. Первоначально на заводе в Хайленд-Парке сборка автомобилей производилась при помощи рабочих бригад, которые передвигались по цеху с ручными тележками и подвозили к каждому автомобилю соответствующие части для сборки. Сборочные бригады переходили от одного автомобиля к другому и таким путем собирали весь автомобиль от начала до конца.
user343
24.08.2018 17:41+1философия «в СССР все было у@но и не конкурентно» как то ошибочна…
Квасной ура-патриотизм типа "Наши поезда — самые
поездатыедлинные поезда в мире!" тоже:
"В 1913 году в Российской империи было выпущено 12 тысяч грузовых вагонов и 1507 пассажирских.
В 1915 году выпуск товарных вагонов составил 36525 ед."
(с) Википедия с авторитетными источниками — Россия, которую мы потеряли.
DGN
24.08.2018 15:43Убили фотки микроволновки и кулера выпирающего. Есть какая то проблема органично встроить? Они еще, как я понимаю, этим гордятся.
DMGarikk
24.08.2018 16:04кулер кошмарный, ага
=
а микроволновка такая судя по всему по требованию заказчика, потому что в самых первых вагонах «нового класса» были встраиваемые микроволновки… которые потом ломались и их использовали как шкафчики из-за того что поменять её по нормальному нельзя поскольку она буквально встроена в вагон, а обычная туда физически не влезала. а сейчас если сгорит то вполне можно махнуть на новую из магазина. плюс её можно снимать на время когда вагон в отстое стоит, чтобы не укралиDGN
24.08.2018 16:19-1Отлично, не будем дорабатывать встройку до приемлемого состояния, поставим в нишу бытовую, пусть себе ломается (она там ведь не охлаждается по сути), спишем потом из премии проводника.
Кулер вообще надо делать с нижней подачей на две бутылки (чтобы питьевая вода не кончалась, кончилась в одной бутыли — лампочка проводнику).DMGarikk
24.08.2018 16:26поставим в нишу бытовую
как бы странно ни звучало, но это более верное решение по результатам эксплуатации.
проводники очень страдали по поводу отсутствия перегоревшей штатной микроволновки (которая была на 110 вольт постоянки… и стоила как чугунный мост по этому поводу… и вообще была убер-девайсом типично российского, в худшем понимании этого слова, производства)
==
а кулер… пипец конечно, не понимаю чем их кипятильник не устраивал… я еще могу понять отказ от краника «питьевая вода» который ни в советское время ни сейчас не смогли нормально содержать (а там есть и холодильник и обеззараживатель)… но кипяток почему… непонимаюDGN
24.08.2018 16:53+4Не нашел ЖД вариант, наверное за габаритом пока еще следят.
denis-isaev
24.08.2018 17:28В подмосковье такие электрички ходят: на крыше по краям вагона два внешних блока сплит-системы, внутри внутренние блоки :)
denis-isaev
24.08.2018 17:27+1А мне вот кажется, что новые вагоны у нас проектируют какие-то дауны.
1) Форточки в пригородных электричках открываются еле-еле, как на этом фото из статьи habrastorage.org/webt/h1/0l/ux/h10luxoirw-fjsmpgdzing3yydi.jpeg
Ехать летом в таком вагоне без кондея — это долбаная пытка! А они многие без кондея, даже экспрессы!
2) Система обогрева в новых электричках — полный ахтунг: по всей длине вагона прямо в ноги пассажирам дует серьезный такой поток воздуха. Зимой он хоть теплый, а в межсезонье вагон довольно быстро прогревается и начинает дуть воздух без подогрева. Почему при этом не снижается напор воздуха (ведь уже нагрели) — только конструкторам понятно, но в итоге, если вы сидите у окна или даже на среднем сиденье, то всю дорогу получите мощный сквозняк в ноги.
3) Сами кондеи просто пипец какие шумные в этих электричках.
4) В новых купейных вагонах верхняя полка расположена выше окна. Т.е. если в старых вагонах можно было залезть наверх, улечься и пыриться в окно всю дорогу, то в новых пыриться придется тупо в потолок или стену.solariserj
24.08.2018 18:55полуоткрываемые форточки в пригородных — это отдельная тема в особенности летом когда солнце прогревает и ты как в герметичной клетке на солнце. И благодаря таким форточкам притока воздуха — нет. И приходится третий пот испускать чтоб как-то охладиться.
cyberly
25.08.2018 05:40Ну, за конструкцию форточек, возможно, ответственен некто, кто когда-то высовывался в окно, и утратил при этом какие-нибудь выступающие части организма…
solariserj
25.08.2018 10:10Мне тоже такая мысль приходила, но вы бы видели боль в моих глазах когда я их вижу, и вспоминаю время 10 лет назад когда был студентом, и спрашивал почему не сделали хотяб чтоб эти форточки открывались полностью на эти 15 см. И с завистью вспоминал советские окна открывавшиеся на 40см.
DelphiCowboy
25.08.2018 12:07Интересно, сколько стоит с наслаждением выбить окно, чтобы до конца поездки иметь нормальный воздух?
Wesha
24.08.2018 18:41В производственных цехах на полу выполнена специальная разметка: обозначены разрешённые пешеходные зоны,
Судя по фотографии сразу под этим предложением, стопка металличесих листов — это разрешённая пешеходная зона. Либо народу, как всегда, плевать, что разрешённое, а что — нет. Отпечатки ботинок не дадут соврать.
DMGarikk
24.08.2018 18:50+1Отпечатки ботинок не дадут соврать.
так это в грузовике могли натоптать когда разгружали, стропальщики
Dmitriy62
24.08.2018 20:47+1Отличная статья! Читал все Ваши статьи про РЖД. Будет жаль, если и эти публикации удалят с Хабра, как удалили Голованова…
xcore78
24.08.2018 23:57Спасибо.
Постарайтесь не путать термины «деталь» и «узел» (про котёл).
Бережливое производство немного не про то, что «нужные <> под рукой».
BlessYourHeart
25.08.2018 00:49Хороший репортаж. Есть на что посмотреть и полюбоваться.
Порадовало, что завод оснащен хорошо — немецкие да итальянские станки и оборудование.
pae174
25.08.2018 09:29> Есть чат между сменами:
Это не чат а журнал приема-передачи смены. Являетя официальным документом, прямо как трудовая книжка. Скорее вего утвержен каким-нибудь Минтрансом или кто там для этих перцев главный.
jeamgrey
27.08.2018 12:03Боль человека ежедневно ездящего на электричках:
1) Когда появятся низкопольные вагоны;
2) Отсутствие проветривания и отсутствие кондиционеров;
3) Жутчайшее отопление зимой;
4) Ну и для финала — деревянные лавки. Да что б…Javian
27.08.2018 12:34Вопрос №1 решается высокими платформами — «Высота пассажирской платформы от уровня головок рельсов должна быть 1100 мм.»
Javian
Интересно узнать стоимость плацкартного и купейного вагона, и количество производимых в год.
maximkorsakov Автор
По косвенным данным, мощность примерно 1200 вагонов в год, но это не 100% загрузка. Вообще, мы передадим ваш вопрос в пресс-службу ТВЗ, но ответят они, скорее всего, не сегодня. Им сейчас там немного не до того.
maximkorsakov Автор
ТВЗ подтвердили мощность: 1200 вагонов и кузовов в год. По цене вагона — это вопрос коммерческой тайны. Но вот что мы нашли сами.
dmitry_gorshenin
Мощность и реальная загрузка вещи разные. Мощность может быть 1200 вагонов в год, а загрузка 50% (именно такая загрузка была у ТВЗ в 2016 г. судя по комментариям Трансмашхолдинга). Ну и про коммерческую тайну тоже странно: говорите тайна и сами скидываете контракт — 31,4 млрд руб, 630 вагонов. Но закупка у единственного поставщика — то есть без конкуренции.
AlexMal
Сумма контракта:
31 403 709 812,00 ? — 630 вагонов
Следовательно, 49 847 158 ? — стоимость одного вагона.))
Интересно больше, сколько чистыми прибыль выходит и сколько себестоимость этого всего).
А так же время окупаемости.
sha4
50 млн р за один вагон — как-то не умещается цифра в голове. С чем бы ее можно было бы сравнить для наглядности?
user343
С крылом от боинга :)
777-200ER would cost $261.5 million
VIPDC
НУ как бы нормальная цена, можно и за 35 млн. купить, но это пустышка, без мебели и переборок.
Грузовой вагон стоит в районе 2-5 млн руб.
u-235
Это примерно два трамвая.