На Google и Facebook легко свалить вину, но на самом деле компании собирали, продавали и повторно использовали наши личные данные в течение десятилетий, а теперь, когда общественность наконец заметила, уже слишком поздно. Война за приватность давно закончилась, и мы проиграли.


Месторождение природного газа в Дервезе (Туркменистан) провалилось в подземную пещеру, создав непрерывно горящий кратер диаметром 69 м. Его называют «Врата в ад». Фото: Giles Clarke / Getty

Бариста обжигается на работе, покупает крем для ожогов в магазине Target, а позже в тот день видит рекламу этого продукта в Facebook. В другом Target кто-то кричит товарищу взять Red Bull; по дороге домой Instagram выводит спонсорское сообщение с этим напитком. Женщина занимается выпечкой и вслух восклицает, что хорошо бы купить миксер KitchenAid — и через несколько мгновений видит рекламу на телефоне. Два друга говорят о недавних поездках в Японию, а вскоре одному из них предлагают билеты со скидкой. Охрана аэропорта конфисковала у девушки флакон духов, а по приезду она видит рекламу местных парфюмерных магазинов в Facebook. Это лишь некоторые из многих странных совпадений, которые вызывают у современных пользователей неприятное чувство слежки и потери приватности. Причины иногда безобидны, а иногда и нет. По мере того как эти технологии выходят на свет, некоторые из них требуют нормативного или правового регулирования.

Но ничто из этого не ново и не уникально для современных IT-компаний. Онлайновые службы лишь ускоряют и усиливают воздействие методов сбора данных, которые существуют в течение десятилетий. Компании давно собирали ваши личные данные, с вашего разрешения или без него: от работодателей, из государственных архивов, от покупок, банковской деятельности, из системы образования и из сотен других источников. Они сочетали, рекомбинировали, покупали и продавали эти данные. Собранные и обработанные данные полезнее, чем разбросанные по тысячам баз данных. Все ваши действия были записаны, пережёваны и выплюнуты на вас, чтобы принести пользу продавцам, рекламодателям и брокерам, которые их обслуживают. Это происходило в течение долгого времени, и система не собирается останавливаться. Наступила эпоха нигилизма приватности, и пришло время столкнуться с тёмным кратером её всепроникающей пустоты.



Многие люди всё ещё уверены, что их смартфоны прослушивают — записывают разговоры в фоновом режиме, а затем тайно загружают в Facebook или Google. Компанию Facebook обвиняют чаще других: вероятно, потому что её сервис (в том числе Instagram) очень популярен, а объявления так легко заметить. Компания каждый раз это отрицает, а исследования доказали, что такое технически невозможно. Но идея живёт.

Она сохраняется, потому что выглядит правдоподобной и потому что она правдива по духу, а не буквально. Facebook и Google, возможно, не буквально слушают наши разговоры, но они прослушивают нашу жизнь. У этих компаний так много данных о стольких людях, и они могут анализировать их таким большим количеством способов, что вполне могли бы контролировать и наши разговоры. Путешествие в другой город, поиск ресторана? Дело не только в том, что Facebook или Google знают, где вы находитесь и что вы ищете. Они также знают, вы гурман или скупой, «понравилось» вам корейское мясо или польский вареник и что ваша демография говорит о ваших доходах, и, следовательно, вашем бюджете.

Технологические компании собирают данные неожиданными, а иногда и обманными путями. Один из примеров — катастрофа Cambridge Analytica и Facebook. Совсем недавно отчёт, основанный на исследовании Университета Вандербильта, предположил, что Google собирает или анализирует огромное количество информации о своих пользователях на основе просмотров веб-страниц, чтения медиа, местоположения, покупок и т. д. — иногда слежка осуществляется даже без взаимодействия с пользователем. Особенно интенсивно собираются данные о местоположении: с Android-смартфонов координаты пользователя передаются более 300 раз в течение 24-часового периода, даже если пользователь отключил историю местоположений в настройках устройства. Исследование также показывает, что режим «инкогнито» в браузере Google Chrome, который обещает скрыть информацию пользователя от веб-сайтов во время просмотра, по-прежнему позволяет Google подключать эти якобы скрытые посещения к своему собственному внутреннему профилю пользователя.

Подобные разоблачения породили коллективный иск против компании. Хотелось бы верить, что надзор, регулирование или юридические последствия в конечном итоге помешают или даже изменят то, как технологические компании собирают и управляют данными. Эта надежда оживает благодаря общественному давлению на техногигантов в течение последнего года или больше. Но она игнорирует тот факт, что жажда к слежке за пользователями у Google и Facebook развилась в контексте широко распространённой, многолетней практики анализа данных.

В течение многих лет компании собирали, покупали и продавали эти данные, оттачивая свои навыки маркетинга и сбыта. Но с ростом крупных IT-компаний, ставки выросли. Секретный сбор данных теперь осуществляется централизованно в глобальном масштабе. Сейчас группа компьютерных гиков знает всё, что вы говорите, делаете, мечтаете и желаете — даже то, в чём вам стыдно себе признаться. Манипуляции с данными раньше были позорным, теневым бизнесом. Сейчас это мейнстрим. Технологические компании не стыдятся империй, которые они построили, и денег, которые заработали таким способом. Наоборот, они смакуют прибыли, которые выжимают из ваших приватных данных — и они делают это в открытую. Хуже бандита, который действует из злобы, может быть только тот, кто крадёт ваши секреты и ничего не чувствует при этом.



Поскольку можно сохранять все записи, компании давно начали использовать и извлекать выгоду из имеющейся информации. Термин «бизнес-аналитика» ввели ещё в 1865 году, в книге Ричарда Миллера Девенса «Энциклопедия коммерческих и деловых историй» (Cyclopaedia of Commercial and Business Anecdotes). Начиная с 17 века Девенс изучал, как купцам и банкирам извлекать выгоду из доступа к информации (о войне, конкурентах, погоде и так далее).

Почти столетие спустя, в 1958 году, инженер IBM Ханс Петер Лун приспособил эту концепцию для информационной эпохи. К тому времени машины IBM облегчили бизнес-аналитику, но Лун определил наиболее трудноразрешимые проблемы: получение и хранение данных — только начало, их необходимо извлечь и проанализировать. Для решения этих проблем потребуется ещё несколько десятилетий.

Наиболее существенный прогресс был достигнут в 1969 году, когда учёный-компьютерщик Эдгар Ф. Кодд, тоже из IBM, разработал новую парадигму хранения и обработки данных. «Реляционная модель» Кодда вскоре воплотилась в программных продуктах, известных как реляционные базы данных, которые с 1978 года продавались компанией IBM и другими. Реляционные БД позволяют легко выполнять запросы к большим и разнообразным наборам данных. Продажи можно проанализировать по регионам и поставщикам. Оценить конверсию для потенциальных клиентов. Отдельные действия конкретных клиентов можно объединить в шаблоны. И всё это делается быстро, с подключением самой свежей информации.

После этого почти все существенные корпоративные программы следующего десятилетия — о большинстве из которых простые люди никогда не задумывались и не видели — были построены на идее реляционных баз данных. Oracle продаёт своё популярное ПО с 1979 года. Она и другие компании, включая IBM, Microsoft, SAP, PeopleSoft и Google, создали новые корпоративные продукты, которые используют реляционную БД как платформу. Эти продукты до сих пор актуальны. Софт для планирования ресурсов предприятия отслеживает и управляет бизнес-операциями. Софт для управления отношениями с клиентами отслеживает продажи и маркетинговую деятельность. Системы управления цепочками поставок помогают управлять потоком компонентов и сырья для производства и дистрибуции. По сей день обычная жизнь людей основана на этих системах. Если вы получаете зарплату, заказываете товары на Amazon или владеете смартфоном, собранным из отдельных деталей, то являетесь бенефициаром промышленного комплекса реляционных баз данных. И жертвой тоже: с 1980-х годов компании используют эти системы для хранения информации, кто вы такой и чем занимаетесь.



Но долгое время эта информация была разбросана по разным хранилищам. Ваш банк или производитель вашего автомобиля могут знать, сколько у вас денег или какой автомобиль вы водите, но данные изолированы в отдельных системах в отдельных организациях. Сеть супермаркетов может знать, насколько хорошо конкретная линейка продуктов продаётся в конкретном регионе, но она мало знает о том, кто их покупает и почему.

Но затем организации нашли способы сбора и рекомбинации информации всех видов. Национальные кредитные бюро Equifax, Experian и Transunion стали одним из источников данных, продавая доступ к своей информации практически для любых целей, включая маркетинг (хотя юридические и операционные изменения со временем запретили некоторые из этих практик). Рост популярности кредитных карт, дебетовых карт и электронных платёжных систем облегчил сбор информации о продажах и связывание разных покупок с конкретными клиентами. Дисконтные карты вроде тех, которые вы используете в супермаркете или аптеке, предлагают «скидки» в обмен на постоянную слежку с привязкой к адресу и номеру телефона. Под видом программ лояльности эти усилия направлены только и исключительно на сбор информации.

Брокеры данных начали собирать и продавать данные определённого типа, такие как списки перспектив продаж определённых категорий товаров. Компании приобретали эти списки, устанавливали в своих корпоративных системах, а затем сопоставляли новые внешние данные с уже имеющейся информацией. Все вместе эти факторы потрясли фундамент приватности задолго до появления Google и Facebook.



В 2012 году Чарльз Духигг опубликовал переломную статью «Как компании узнают ваши тайны» о том, как команда статистиков Target разработала алгоритмы для предсказания поведения клиентов.

Из статьи NY Times 2012 года:

Однажды в магазин Target зашёл мужчина и потребовал вызвать менеджера. В своих руках он сжимал огромную кипу купонов магазина, полученных его дочерью.

«Моя дочь получила это по почте! — прокричал он. — Она ещё в школу ходит, а вы посылаете ей купоны на детскую одежду и памперсы? Да как вы смеете! Вы хотите таким способом побудить школьниц рожать?»

Менеджер посмотрел на пачку купонов на материнскую одежду, детскую мебель — действительно, они были адресованы дочери рассерженного мужчины. Менеджер принёс свои извинения.

Через несколько дней он позвонил мужчине, чтобы ещё раз извиниться. По телефону голос отца звучал растерянно. «Знаете, я серьёзно поговорил с дочерью, и выяснилось, что в моём доме происходило то, о чём я совершенно не догадывался. Она рожает в августе. Примите мои извинения».

Как Target узнал, что дочь беременна до того, как об этом стало известно её отцу? Ответ прост — благодаря системе прогнозирования беременности (pregnancy prediction system), разработанной аналитиком компании Эндрю Полом.

«Если мы хотим выяснить, беременна ли наша покупательница, даже если она хочет это скрыть, как это сделать?», — таким вопросом задалась маркетинговая команда Target в 2002 году, до того, как Google вышел на биржу и до того, как Facebook вообще появился. Компания стала связывать все взаимодействия с клиентом — покупки, электронные письма, опросы, использование купонов — с уникальном ID каждого клиента (Guest ID). «Target также купил данные у брокеров, включая потребительские привычки, политические пристрастия, финансовые тенденции и многое другое — и прикрепил их к Guest ID. Результат позволил компании делать прогнозы относительно будущих потребительских привычек и соответствующим образом их обрабатывать. Target был не одинок в этой практике.

Результат казался таким же жутким, как сегодняшняя слежка Facebook. Более пяти лет назад мой коллега по журналу Atlantic Алексис Мадригал пытался выяснить, почему он начал получать детские каталоги по почте ещё до того, как они с женой кому-либо сказали, что у них будет ребёнок. Он отследил каталог до брокера данных, который объяснил, что предыдущие покупки подарков для племянниц и племянников пометили его семью как потребителей детской одежды, товаров и игрушек. Вот почему пришли каталоги; факт беременности оказался совпадением: «Не было никакой злой машины, которая на шаг впереди наших собственных желаний», — писал Мадригал.

Это верно для большинства сегодняшних сверхъестественных совпадений, которые люди пытаются объяснить заговором тотальной слежки. Тот, кто кричал в магазине взять Red Bull, вероятно, и раньше покупал Red Bull. Покупка международных авиабилетов уже помечает человека как путешественника, который, вероятно, снова совершит такую покупку. Если кто-то замешивает тесто собственными руками, то наверняка совершал другие покупки (или посещал веб-сайты), которые делают миксер KitchenAid очевидным совпадением.

Реклама KitchenAid или детский каталог выглядят иначе и по-новому, потому что кое-что изменилось в мире приватности. Во-первых, в последние несколько десятилетий торговля данными непрерывно расширялась. В 2014 году ProPublica опубликовала обширное исследование различной информации об отдельных гражданах, которую компании покупают и продают. Торговля приватными данными настолько продвинутая, что истории кажутся почти вымышленными. Продаются списки читателей любовных романов. Списки тех, кто пожертвовал международным благотворительным организациям. Разведённых. Кредитное бюро Equifax получает данные о зарплате от многих компаний в обмен на услуги по проверке занятости. И так далее. Если ваш мозг способен придумать какой-то список — почти наверняка для этого есть источник данных, который кто-то продаёт и покупает.

Но что более важно, скорость получения и корреляции информации резко возросла. Веб-браузеры и смартфоны вносят свой вклад по объёму и стоимости обработки данных. Точность информации о местоположении, которую потихоньку собирает Google, позволяет компании устанавливать связь с конкретными местами, где пользователи ходят по магазинам, обращаются за медицинской помощью или гуляют. Эти места соотносятся с другими действиями, проводимыми до или после, такими как веб-поиск перед отъездом или просмотр видео на YouTube. Вся бизнес-модель Facebook основана на такой информации и позволяет маркетологам сопоставлять её с собственными данными. Нынешняя критика заставила компанию пересмотреть некоторые из этих практик, включая дискриминационному таргетингу рекламы, но это лишь небольшое препятствие для общего тренда.

Корреляции тоже стали более сложными. Венчурный инвестор Бенедикт Эванс недавно убедительно доказал, что машинное обучение может в будущем так же сильно повлиять на человеческую жизнь, как и реляционные БД в начале 1970-х годов. На первый взгляд странные связи на самом деле являются «выбросами», потому что именно их мы замечаем. Как насчёт всего остального, что остаётся незамеченным и связывает поведение способами, которые люди даже не представляют? Это связи, которые обещает найти машинное обучение.

Централизация информации тоже возросла. С миллиардами пользователей по всему миру, организации вроде Facebook и Google могут предложить гораздо больше данных и извлечь из них выгоду. Корпоративные сервисы также децентрализовались, и больше данных переместилось в облако, что зачастую просто означает в руки крупных технологических фирм, таких как Microsoft, Google и Amazon. Экстернализация этих данных создаёт угрозу приватности. Но эта угроза есть и при локальном хранении, где компании подвержены взломам, как произошло с Equifax в прошлом году.



Реальная разница между старым маркетингом с вторжением в частную жизнь и новым маркетингом заключается не в сборе данных (сбор данных использовался давно), а в том, что многие люди, наконец, осознали происходящее. Скандал с Cambridge Analytica, недавние статьи о Google и связанные с ними события способствовали просвещению публики, но не так сильно, как шквал мгновенно скоррелированной рекламы в приложениях и на веб-страницах. Бумажная почта приходит раз в день, но в то же время люди видят в интернете сотни или тысячи новых версий их собственной личной информации. Легко и обоснованно попадают под подозрение крупные, сомнительные IT-компании, но истинная причина — более полувека развития техник бизнес-разведки, которые оттачивались, опробовались и совершенствовались втайне от всех. Google и Facebook — лишь верхушка старого, закалённого айсберга.

Это означает, что простые советы, вроде ограничения информации, которую вы предоставляете Facebook и Google, помогут лишь в некоторой степени. Конечно, кажется, что использование iPhone вместо Android поможет лучше скрыть ваше физическое местоположение. Регулирование или юридические действия тоже способны обратить вспять некоторые злоупотребления в экономике данных. Но в конечном счёте это проигранная битва. Вы действительно собираетесь прекратить использовать Google? Или уйти из Facebook? Или прекратить просмотр веб-страниц? Или отказаться от смартфона? Или отключить службы определения местоположения в настройках? Может быть, некоторые люди сейчас на некоторое время способны на это, но реальность современной жизни загонит их обратно в эти службы. В конце концов такое станет невозможным. Если вы не являетесь независимым и богатым человеком, то не сможете отказаться от кредитов. Даже если вы никогда не используете кредитную карту, ваш работодатель может предоставлять ваши данные кредитным агентствам. Вы не можете отказаться от супермаркета, который хранит информацию о каждой покупке, связывая их друг с другом. Невозможно отказаться от благ цивилизации в реальной жизни, независимо от того, сколько бровей нахмурилось и сколько твитов опубликовано об этом.

Очень легко и комфортно обвинять Google в нынешнем положении дел. Мы создаём пугало и боремся со «злодеем», который кажется достойным врагом. Но истинный противник в нарушениях приватности — это не конкретный злодей из комиксов, которого можно загнать в угол, разоблачить и победить. На самом деле истинный враг — это туманная муть, леденящий душу лавкрафтовский шёпот, его невозможно увидеть, не говоря уже о прикосновении, не говоря уже о победе. Даже «облако» — неправильная метафора, потому что откачка газообразного яда только вызывает новый холодный сквозняк из невидимых источников. Если не сайты, то фармацевтика. Если не данные о местоположении, то домашние товары. Если не лайки, то банковские счета и демография районов. Ваши данные везде, и нигде, и невозможно изменить ситуацию и избежать того, что они ещё смогут сделать для вас.

Комментарии (102)


  1. Uncle_Hiss
    28.08.2018 11:38
    +1

    Добро пожаловать в киберпанк, друзья. Где каждый ваш шаг многократно записан, прочитан, анализирован, продан, куплен и под него разработана реклама.


    1. p_fox
      28.08.2018 12:58
      +1

      И все эти старания разбиваются об adblock.


      1. vassabi
        28.08.2018 13:55

        не могу сейчас найти — был плагин для браузера, который не только не показывал рекламу, но еще и на всех рекламных объявлениях активно делал клики, чтобы мешать профилировке.


        1. JC_IIB
          28.08.2018 13:56

          AdNauseam.


          1. vassabi
            29.08.2018 13:40

            спасибо!
            (пошел читать инструкции — как его установить вопреки всем запретам гугла)


    1. Groramar
      28.08.2018 19:08

      AdGuard в помощь. Режет как рекламу, так и всякие счетчики, идентификаторы и еще всякого.


  1. JC_IIB
    28.08.2018 12:23

    Или отключить службы определения местоположения в настройках?


    Ну их как раз можно только по запросу включать, например в момент использования карт. Правда, у меня есть подозрение, что для «найти iPhone» оно работает постоянно…


    1. old_bear
      28.08.2018 15:40

      Не надо никаких подозрений, Эппл открытым текстом сообщает при отключении этой функции, что она «может быть принудительно включена для поиска украденного телефона» или что-то в этом духе.
      И это вы ещё, как я подозреваю, пользовательское соглашение не читали…


  1. ChePeter
    28.08.2018 12:53

    Ерунда это полная.
    В Армении было тоталитарное полицейское государство и там власть контролировала всё — была сметена за пару месяцев. Это в политике.
    Да и сказка про мальчика, который крикнул " а король то голый" актуальности не потеряла — это в маркетинге.
    Поэтому пусть хоть обнаблюдается, все равно, в информации о прошлом людей нет информации о будущем.
    И какого цвета будут труселя никакой гугль никогда не сможет вычислить.
    )))


    1. mizantropitec
      28.08.2018 16:15
      -1

      Ой не смешите. Вы еще про народный гнев вспомните. Дядя Сэм решил устроить демократию в богом забытой стране, в которой армян меньше чем по миру разбросано. «Короли и капуста» режиссёра Николая Рашеева по мотивам одноимённой книги О`Генри — это про них.


      1. ChePeter
        28.08.2018 17:15

        Причем тут дядя Сэм или тётя Люся!
        Местный дядя шеф был уверен, что он контролирует всё и вся, все у него под колпаком.
        Но просрал он всё очень быстро.
        Так и любой, кто думает, что его костюм лучший и всё его окружение ему в этом поддакивает. Всегда найдется мальчик крикливый!
        Так же и любой маркетолог, который уверенно пишет отчет о том, что «красные труселя выстрелят» скорее всего попадет «пальцем в небо».
        Тотальный контроль не способен предсказать поведение толпы.
        Проверено!


        1. geher
          29.08.2018 10:18

          Поведение толпы как раз хорошо предсказуемо. И этим поведением даже можно управлять.
          Другой вопрос, что часто присутствует иллюзия, что ты один все знаешь и управляешь процессом, а в то же время контроль давно перехвачен. Да и с качеством оценки ситуации и выбора управляющего воздействия бывают большие проблемы.


          1. ChePeter
            29.08.2018 10:54

            Конечно, если умеючи, можно управлять толпой обывателей. Любое человеческое сообщество имеет свою тонкую структуру, зная которую и можно управлять. Есть наверно и другие способы и методы. Не это сейчас предмет обсуждения.
            НО! Тотальный контроль над поведением обывателей дает только иллюзию контроля над толпой, в этом я с geher полностью согласен.


        1. mizantropitec
          29.08.2018 16:25

          При том что дядя или тетя оплачивают банкет народного «волеизъявления» с последующим извлечением выгоды. Вот вам исторический пример, Наполеон в свое время быстро урезонил полет свободы парижан с помощью пушек заряженных картечью. Ваш шеф думал о своем кармане, который в каком-то оффшоре и что этот самый карман дядя или тетя могут с легкостью оторвать вместе с частью организма. Вашего крикливого мальчика используют, как резиновое изделие № 2.
          На счет предсказания поведения толпы — маркетологи с вами не согласны.


      1. Fracta1L
        28.08.2018 21:30
        +2

        Вот и конспирологи


        1. mizantropitec
          29.08.2018 17:19
          -2

          Из новейше-новейшей истории Арабская весна вам в пример. А тетя Нуланд по старой бойскаутской привычке толкакула на Майдане пару пачек печенюшек.
          image
          Вот восседает дядюшка Джо в кресле президента Украины. И никакой конспирологии. Хотя… история учит, что она ни чему не учит, точнее у неё не учатся. Тешьте себя далее народной волей.


          1. Fracta1L
            29.08.2018 19:41
            +1

            Ну да, любое волнение, мятеж, восстание, переворот, революция — это происки клятой Америки.

            А яблоки падают на землю только когда человек яблоню трясёт, никак иначе.

            Такая вот интересная реальность у телевизороголовых.


            1. mizantropitec
              30.08.2018 10:16
              +1

              Вы умеете аргументировать, вот просто убедили меня вескими доводами. Еще мне очень нравятся аллегорические вкрапления не связанные по смыслу с темой беседы. Интересны переходы на личность собеседника, полное пренебрежения к фактам и примерам. Вы просто находка, хочется читать вас до скончания века. Что-то мало минусов в этот раз. Друзей по троллингу усадили за уроки?


              1. Fracta1L
                30.08.2018 12:01
                -1

                Я вас даже не собирался в чём-то убеждать. Чтобы убеждать в чём-то телевизороголовых, нужно выкинуть логику и начать симулировать шизофрению, а мне этого совсем не хочется.

                У вас 387 комментариев и карма -3. Вам это ни о чем не говорит?

                У вас всего 5 комментариев, а карма уже -4. Что сказать-то хотели? XDD


                1. mizantropitec
                  30.08.2018 12:17
                  +1

                  Так это от вас и ваших одноклассников. А вот в вашем случае комментарии различных тем за длительный период. Вывод: вы несете несусветную чушь и вам на это указывают. Но вы не расстраивайтесь, продолжайте в том же духе. Лет через двадцать фармакология подтянется к вашему уровню и возможно вам предложат тестировать новый препарат.
                  Про «телевизороголовых» уже было, я понимаю вы придумали оригинальное словцо, но повторения это моветон.
                  Логики у вас не было изначально, так что симулировать вам не нужно это получается вполне естественно, я бы даже сказал, гармонично.


                  1. Fracta1L
                    30.08.2018 20:27

                    Ммм, очередной визг про школу и школьников. Оригинально, свежо, убийственно.


            1. mizantropitec
              30.08.2018 10:22
              +1

              У вас 387 комментариев и карма -3. Вам это ни о чем не говорит?


  1. scifinder
    28.08.2018 13:10

    Google и FB? Жалкие потуги! Вот родной Кремль — тот следит, так следит! Ну, или скоро начнёт. С какого там числа яровые в силу вступают?


    1. Lookmorum
      28.08.2018 14:40

      Google говорит(:D) что с 1 июля 2018


  1. MrSGrey
    28.08.2018 13:28

    Смех смехом, а как-то я увидел на странице Гиктаймса рекламу одного устройства, о существовании которого даже не подозревал (не то что не гуглил), а просто вслух коллеге высказался, что мол, хорошо бы такой аппарат сделать для ускорения работы. Причем после разговора прошло всего секунд 20, как я сел за комп и открыл сайт. Неужели реклама, в аккурат после разговора об этом, была мне адресована на основании основательного анализа моих интересов, поисковых запросов, покупок, а не банальной прослушки?


    1. vassabi
      28.08.2018 13:44

      это известный феномен. Я его на себе постоянно замечаю…


    1. old_bear
      28.08.2018 15:46

      Перед тем как делать далеко идущие выводы из этой ситуации, нужно положить на другую чашу весов количество раз, когда вы высказывались вслух про что-то нужное, а потом садились за компьютер, открывали сайт и… ничего подозрительного не происходило.


    1. poxvuibr
      29.08.2018 10:14

      Когда мне было 7 лет было очень модно делать из металла звёздочки, как у ниндзя. Ну и вот как-то я сидел у бабушки дома (дом деревянный, деревенский) и мне позвонила мама. Ну я ей и рассказал про эти звёздочки и какие они офигенные.


      А потом пошёл погулять вокруг дома. И что бы вы думали! Под лопухом около окна нашёл именно такую звёздочку. После разговора, конечно, прошло не 20 секунд, а около пяти минут, но и технологии в то время были не то, что сейчас.


      В общем, действительно сложно поверить, что звёздочка была адресована мне на основании анализа моих интересова, а не банальной прослушки, да.


    1. kachora
      29.08.2018 11:56

      Получается у вас не установлен никакой блокировщик рекламы? Интересно такое испытать, но везде стоят блокировки.


      1. MrSGrey
        29.08.2018 16:16

        У меня установлен адблок плюс, но я на гиктаймсе его отключил.


  1. Dergar
    28.08.2018 13:40

    На самом деле истинный враг — это туманная муть...

    Какие только красивые метафоры не выдумают, только бы не называть первопричину — капитализм.


    1. vassabi
      28.08.2018 13:51

      то есть вы считаете, что при тотальном коммунизме такого не будет, а например при докапиталистическом 3-ем герцоге Альбе — такого не было?


      1. agat000
        29.08.2018 09:31
        +2

        В гипотетичесом коммунизме бигдата не будет использоваться в коммерческих целях частными компаниями, за отсутствием таковых.
        А бигдата герцога Альбы состояла из записей церковных книг (родился, женился, помер), аналитику из неё можно было использавать, разве что, для сбора налогов.
        Так что, товарищ правильно говорит.


        1. Mabusius
          29.08.2018 10:58

          В гипотетичесом коммунизме бигдата не будет использоваться в коммерческих целях частными компаниями, за отсутствием таковых.

          Зато будет использоватся товарищем майором для поиска повода. Беломор канал сам себя не построит.


          1. geher
            29.08.2018 19:31

            При коммунизме товарищ майор не предусмотрен вообще никак.
            Коммунизм — это нечто гипотетическое и утопичное, не предусматривающее вообще никакого государственного контроля. Собственно и переход от социализма мыслился среди прочего в виде отмирания госаппарата по причине полной ненадобности.
            Правда, были еще военный коммунизм и первобытный коммунизм для обозначения ситуации сразу после революции и в самые древние догосударственные времена соответственно. Но к тому самому коммунизму, который "строили" коммунистические и "коммунистические" партии в разных странах, это никакого отношения не имеет.
            Впрочем, даже в этих "коммунизмах" обходились без товарища майора. В первом просто и без всякой бигдаты ловили и ставили к стенке контру и изымали то, что найдут. Во втором вообще не было понятия госбезопасности по причине отсутствия государства как такового.
            А если вы думаете, что в СССР, Китае, КНДР и т.д. коммунизм, то вы глубоко заблуждаетесь. Несмотря на обозначенную идеологию (а кое-где и название) правящей партии там был (а кое-где и есть) социализм. Да и то не чистый, а со всякими дополнениями.


            1. Fracta1L
              29.08.2018 19:53
              +1

              Коммунизм — это нечто гипотетическое и утопичное, не предусматривающее вообще никакого государственного контроля


              Самый лулз в том, что путь к этому отсутствию государства, согласно коммунистам, лежит через диктатуру. Это настолько же адекватно и реалистично, что и путь к отсутствию подкожного жира через пожирание майонеза, булок и сладостей.


              1. geher
                29.08.2018 20:11

                Во-первых, не все коммунисты так думают (их вообще разных, как собак нерезаных, и считают друг друга в лучшем случае ревизионистами).
                Во-вторых, вполне адекватно и реалистично.
                Просто не стоит приплетать далекую цель к решению сиюминутных задач (взятие власти). И диктатура эта использовалась для построения отнюдь не коммунизма, а социализма, т.е. промежуточного строя, вполне себе предусматривающего государство со всеми плюшками.
                Да и идеологически обосновать можно как вечное "собраться всем хорошим и поубивать (перевоспитать) всех плохих".
                Тут, правда, не совсем понятна реальная (а не задекларированная) позиция коммунистов, которые строили "диктатуру пролетариата". Может быть, это извечное "ишак-падишах", а может, что и действительно верили (фантастическая технология ментоскопирования что тогда не была известна, что сейчас отсутствует в наличии).


                1. Fracta1L
                  29.08.2018 20:19

                  Если кому-то дать абсолютную власть, он уже никогда от неё не откажется добровольно. А вот это марксистское «дадим пролетариату (хотя на самом деле не ему) абсолютную власть, и потом они сами себя распустят» — я даже не знаю как комментировать.


                  1. geher
                    29.08.2018 20:24

                    А что комментировать. Утопия — она утопия и есть.


          1. agat000
            31.08.2018 04:56

            У нас речь шла про коммерческое использование.
            А государство естественно будет использовать. Хоть майор, хоть ОБХСС.


        1. vassabi
          29.08.2018 13:45

          бигдата герцога Альбы состояла из записей церковных книг

          в его время был запрет на занавески в Голландии и с тех пор продолжается «нам нечего скрывать».

          ну а про будущее и поиски различных «инакомыслящих» (которые всегда найдутся) — вам уже написали


        1. Fracta1L
          29.08.2018 19:48

          При коммунизме бигдата будет иметь вид огромной такой картотеки с тоннами отсыревшей бумаги, за которую отвечает Люда Ивановна с одинаковым ответом на любой запрос: «Мущщина, вы што не видите, у меня обед!»

          Потому что, как вы правильно сказали, никаких коммерческих целей и частной инициативы нет, а государству достаточно рисованной бигдаты, согласно которой удои повысились на 80%, а колосение ржи — на 140%, и значит — все счастливы.


  1. gerasimenkoao
    28.08.2018 13:50

    Ваши данные везде, и нигде, и невозможно изменить ситуацию и избежать того, что они ещё смогут сделать для вас.

    Я-бы даже сказал, что они еще могут сделать с Вами!?


    Ибо не исключено, а скорее вероятно, что собранная информация УЖЕ используется для манипуляции общественным мнением.


    Профессор Преображенский очень верно заметил:


    «И — боже вас сохрани — не читайте до обеда советских газет». На это доктор Борменталь ответил, что кроме них других нет. На что профессор ему возразил: «Вот никаких и не читайте."


    Если мы не можем перекрыть поток информации о нас, то по крайней мере следует тщательно фильтровать то, что потребляем.


  1. Pavlyuch
    28.08.2018 14:13

    Вы действительно собираетесь прекратить использовать Google? Или уйти из Facebook? Или прекратить просмотр веб-страниц? Или отказаться от смартфона? Или отключить службы определения местоположения в настройках?

    Отказываться от интернета просто глупо. А вот бороться с этими всеми сборами данных (которые работают в интернете) вполне реально. Приведу как пример себя. Я уже полтора года не пользуюсь никакими сервисами гугла (даже поиском), фейсбука и тд. Меня нет ни в одной из соц сетей (хотя в первую очередь я удалялся из них по причине того, что я вырос из этого идиотизма, а уже через полгода начал интересоваться этими вашими слежками и сборами). Из мессенджеров у меня есть только телеграм. Да да, есть вероятность что и телеграм не такой святой, каким он себя малюет, но факт остается фактом — еще ни разу телеграм не был замечен в сливах и сборах данных. В интернете я роюсь только через линукс (Arch Linux), который я собрал полностью сам своими ручками. Так же в мозилле установлен плагин uMatrix, который позволяет закрывать доступ так называемым «жучкам» к вашему браузеру. Бороться с гуглом, когда у вас смартфон на андроиде, тоже легко. Если у вас довольно популярная модель телефона, то на неё 100% существует прошивка с чистым андроидом, а именно AOSP. В неё, по правовой причине, не могут добавлять сервисы гугла без их на то разрешения. Где же брать приложения? F-Droid подойдет на все случаи жизни. Так же вы можете спросить, а как же гугл драйв и прочее? На самом деле, если вы вместо просмотра тупой комедии вечером потратите пару часов на поиск альтернатив, то сможете построить вашу личную экосистему сервисов, которая будет работать ничем не хуже гугловской. Нужно только желание. А желания у большинства что-то узнавать и развиваться, как вы сами понимаете, нет. Проще пустить все на самотёк, а потом через десятки лет столкнуться с проблемой, которую уже почти невозможно исправить.
    Ну и вы конечно же можете сказать, что у меня по-любому масса времени уходит на то, чтобы это все заставлять работать каждый раз. А вот и нет. В совокупности, весь процесс создания такой схемы занимает не более часов 5, а удобность равна той же удобности, которая была бы и без такой схемы, здесь просто нужно дать мозгам привыкнуть. И вот спустя эти полтора года я могу сказать одно: когда отказываешься от этих всех пустых и ненужных зависимостей, то спустя время ты начинаешь себя чувствовать свободным, у тебя появляется масса времени на любимые дела, потому что уже не нужно листать инстаграм и бессмысленные ленты со смешнявками. Ты просто начинаешь жить в реальном мире и отвечать самим за свою жизнь, а не доверять каким-то рекламам, и давать сомнительным сервисам делать из тебя того, кем они хотят тебя видеть. Аминь


    1. JC_IIB
      28.08.2018 14:16

      Меня нет ни в одной из соц сетей


      Добро пожаловать на Хабр.


    1. k1b0rg
      28.08.2018 14:31

      И тем не менее вы не защищены от аппаратных закладок.


      1. svosin
        29.08.2018 10:28
        +1

        Аппаратную закладку гораздо сложнее использовать. Если юзер не лидер террористов и не взломал Пентагон с домашнего компа, то туда никто не полезет.


    1. arheops
      28.08.2018 18:44
      +1

      Ну да, отказываться от интернета глупо, а от поиска гугла — конечно — неглупо.


      1. Pavlyuch
        28.08.2018 21:07

        конечно не глупо, ведь есть альтернатива — duckduckgo


        1. hashtet
          29.08.2018 12:29

          А желания у большинства что-то узнавать и развиваться, как вы сами понимаете, нет.

          Т.е. вы сами не поняли как можно использовать социальные сети как удобный инструмент социального взаимодействия(находя там «смешнявки»), а других судите за их желания? :)

          Социальные сети пришли на помощь тем, у кого много знакомых/друзей. Раньше приходилось постоянно созваниваться/списываться — по пол года со всеми пытаться наконец встретиться пообщаться. Сейчас ты можешь быть в курсе событий, просто пролистав 10 минут ленту инстаграма, попутно ставя лайки и комментарии с обратной связью. В пару кликов рассказывая о том, что происходит у тебя.

          Появляются всё более удобные сервисы и большой их выбор. Хочешь — сиди на Хабре, хочешь — в ВК, хочешь в инстаграмме и т.п.

          Я не спорю, что многие тратят на соц.сети кучу времени, разглядывая смешные картинки. Но это лишь значит, что они нашли такую выгоду из этого инструмента, и это прекрасно что разные люди по разному используют один и тот же инструмент и он одинаково хорошо для этого работает.
          ВК убивает свой музыкальный сервис — выходит на сцену Яндекс.Музыка. Надоело читать кучу левой информации в ВК(пожалели время на настройку ленты) — добро пожаловать в Инстаграм.
          Мне не нравится, что многие компании срать хотели на конечного пользователя и губят сервисы ради сиюминутной прибыли(привет старый-новый Skype), но радует, что они со временем непременно загибаются(привет ICQ) позволяя появится чему то лучшему.

          P.S. А как вы определяете какой сервис «плохой», а какой «хороший»? Яндекс.Маркетом не пользуетесь? А «сетевой след» по трём вашим любимым сайтам много бы сказал о вас? А той информации которая скопилась до того как вы стали «скрытным» — разве не хватит что бы узнать о вас практически всё?


          1. Pavlyuch
            29.08.2018 18:54

            насчет социального взаимодействия… я как раз таки знаю, какой это удобный инструмент, так как сам им пользовался в прошлом неоднократно. но лично мое мнение такое: цена НЕ отказа от этих сервисов больше, чем цена за отказ.
            насчет лайков и быть в курсе событий. вы же понимаете, что это бесконечная гонка за пустотой? мы видим, что у кого-то жизнь ярче, чем у нас. нам тоже ВНЕЗАПНО хочется так же, чтобы было принятие в обществе. и так до бесконечности. то есть, проблема в том, что люди плюют на свою индивидуальность ради того, чтобы их лайкали и признавали «какие-то» люди.
            насчет того, что появился большой выбор сервисов. я именно об этом и говорю, что есть альтернативы, которые не делают такую дичь, которую делают наши всеми известные гиганты.
            и ответ на вопрос, как я определяю, какой сервис плохой, а какой хороший. тут, скорее всего, комплексный подход у меня. сразу же выяснить, какой сервис, просто невозможно. но на самом деле я всегда всю жизнь предпочитал то, что оставалось в тени, потому что оно более человечное, что-ли. например, разница между коммерческой кафешкой и обычной. в обычной ты чувствуешь себя уютно и тепло, нежели в коммерческой, в которой тебя, скорее всего, хорошо обслужат, но ты не будешь чувствовать эффекта теплоты и тд. или, например, музыка. сейчас инди исполнители дают в разы годнее творчество, нежели коммерческие группы, которые пишут одно и то же и копируют друг дружку.
            вот как-то так. скорее всего, пример с кафешкой не очень, но я надеюсь вы суть уловите)


            1. hashtet
              29.08.2018 19:05

              Про ламповость в выборе — понял, хороший ориентир.
              Про соц.сети и «цену НЕ отказа» — тоже понятно.

              Про саму коммуникацию в соц.сетях — тут видимо зависит от круга общения. У меня в ленте, всё то, что я бы обсудил с друзьями при встрече, но в отсутствии достаточного свободного времени для встрече — идеальный инструмент. Нет повода для зависти, все развиваемся в своём темпе и рад, если друганы сгоняли куда то отдохнуть и постят оттуда фоточки)

              Спасибо, что поделились и не сагрились)


              1. Pavlyuch
                29.08.2018 19:18

                да чего агриться? это же просто была ваша конструктивная критика, а не тупой обсер)


            1. JC_IIB
              29.08.2018 19:44

              вы же понимаете, что это бесконечная гонка за пустотой?


              Когда я встречаю фразы вида «вы же понимаете, что...» или «согласитесь, что..» у меня где-то внутри начинает звенеть детектор скрытых внушений :)

              С кафешкой пример хороший, но зависит от того, что я хочу получить. Если мне нафиг не сперся этот эффект теплоты? Если я слышу ухом и понимаю разумом, что треки «инди»-исполнителей плохо выверены, плохо сведены, у них дурные тексты и атональная музыка — я не буду их слушать, будь они хоть тридцать три раза супермодным инди, которых и слушают-то только для того, чтобы быть «в тренде», чтобы не упасть лицом в грязь в своем окружении.
              Но упаси боже, я не говорю, что все такие. Но зачастую и так тоже бывает, да. Не только с музыкой, но и с книгами, например. А объяснение плохому качеству контента простое — не все на свете, к сожалению, гении. Кого-то просто не научили, что вот так делать не надо, что говорить «Всем привет!» в начале ютубовского ролика — это шаблонно донельзя, и вот такое сочетание нот ну просто никак не звучит, что рифмы вида «кровь-любовь» и «далеко-нелегко» еще даже хуже, чем «ботинок-полуботинок», а фраза вида «лишь только» — это «масло масляное». В то время как «звезды» имеют все средства, чтобы учиться делать свой контент еще лучше.
              Такое вот мое альтернативное мнение :)


              1. geher
                29.08.2018 20:14

                лишь только

                Нормальная фигура речи. Ничего особенного.


                В то время как «звезды» имеют все средства, чтобы учиться делать свой контент еще лучше.

                Только на практике оно почему-то чаще наоборот выходит. Выдыхаются звезды, и их во всем правильная музыка уже не радует почему-то.


                1. JC_IIB
                  29.08.2018 20:22

                  Нормальная фигура речи.


                  Да, примерно, как «гениальный гений» или там, «жирный жир». Она режет ухо, как бритва.

                  Только на практике оно почему-то чаще наоборот выходит.


                  Такие утверждения опасны тем, что их чудовищно трудно доказать.

                  Выдыхаются звезды, и их во всем правильная музыка уже не радует почему-то.


                  Я так же могу сказать, что «инди» сдуваются после первого альбома, который был выпущен просто чтобы его выпустить. Сколько этих «инди» было, и сколько еще будет, а сэр Элтон Джон как продавал свои альбомы, так и продает, да и орденом наградили его, а не «индикидов».


                  1. geher
                    29.08.2018 20:44

                    Да, примерно, как «гениальный гений» или там, «жирный жир». Она режет ухо, как бритва.

                    Ну тут кому как. Мне не режет. Да и скреплено оно традицией многовековой. Главное, как и со всякой фигурой речи, не злоупотреблять.


                    что «инди» сдуваются после первого альбома, который был выпущен просто чтобы его выпустить.

                    Если кто-то сдулся после первого альбома, это всего лишь значит, что сил только на этот первый альбом и хватило. Тут и хуже бывает. Сдуваются перед выпуском первого альбома.
                    А звезды… Что-то слишком часто приходит мысль, что главное в профессии звезды — вовремя уйти. Исключения, конечно, есть, не без того. Но они на то исключения и есть.


                    Сколько этих «инди» было, и сколько еще будет, а сэр Элтон Джон как продавал свои альбомы, так и продает, да и орденом наградили его, а не «индикидов».

                    Как показывает практика, продажа альбомов и ордена не коррелируют с формальным и фактическим качеством продукта. За Элтона Джона не скажу (его-то музыка очень даже), но продажи многого иначе как массовым помешательством обосновать не могу, в то время как не очень популярное бывает очень даже вполне, а многое популярное вырастает из того, что когда-то считалось мусором.
                    А инди — не более чем ярлык, который никак не определяет качество музыки. Всего лишь всякая музыка, которую записывают мелкие альтернативные студии (или я не в курсе, и значение поменялось?). Большая часть, возможно, никуда, но в соре и жемчужины встречаются.


                    1. JC_IIB
                      29.08.2018 20:51

                      Ну тут кому как. Мне не режет.


                      Хм да, наверное, это все-таки «кому как».

                      Что-то слишком часто приходит мысль, что главное в профессии звезды — вовремя уйти.


                      Ну не знаю, мне бы не хотелось, чтобы те, кого я слушаю, «вовремя ушли», из них и так уже кое-кого нет.

                      За Элтона Джона не скажу (его-то музыка очень даже), но продажи многого иначе как массовым помешательством обосновать не могу, в то время как не очень популярное бывает очень даже вполне, а многое популярное вырастает из того, что когда-то считалось мусором.


                      Соглашусь.

                      А инди — не более чем ярлык, который никак не определяет качество музыки.


                      Про качество немного не соглашусь, иногда у инди тупо нет ресурсов, без которых качественный контент зачастую не создать. RED лучше, чем веб-камера из соседнего ларька за триста рублей. Хотя если кто-то безрукий, ему хоть вебку, хоть RED дай — все равно выйдет оно самое, да.

                      Большая часть, возможно, никуда, но в соре и жемчужины встречаются.


                      Встречаются, конечно, разве с этим я спорю? :)


                      1. geher
                        30.08.2018 09:39

                        Про качество немного не соглашусь, иногда у инди тупо нет ресурсов, без которых качественный контент зачастую не создать.

                        Одна из печалей нашего мира в том, что качество художественного произведения определяют по техническим параметрам (вроде радрешения видео), а не по содержанию.
                        Только хорошее видео в разрешении паршивой веб-камеры я поставлю выше какого-нибудь типового современного фильма, пусть он даже в 4к.


                        1. JC_IIB
                          30.08.2018 10:10

                          качество художественного произведения определяют по техническим параметрам (вроде радрешения видео), а не по содержанию.


                          Не только. Я скажу, что важны оба параметра — и разрешение, и содержание.

                          Только хорошее видео в разрешении паршивой веб-камеры я поставлю выше какого-нибудь типового современного фильма, пусть он даже в 4к.


                          Это должно быть очень-очень-очень хорошее видео. А не, например, модные несколько лет назад однотипные «видео с найденной в лесу камеры» — нарочито грубая, дергающаяся картинка, дурной звук, зачастую — чб, и полное отсутствие оригинальности.

                          Ну и да, «Железных человеков» смотреть интереснее в 4к, а не в 360р.


                          1. geher
                            30.08.2018 10:16

                            Железных человеков мне неинтересно смотреть независимо от разрешения картинки.
                            Конечно, приятно, когда техническая сторона хорошего видео на высоте, но если такого варианта у хорошего видео нет, или он недоступен, я как-нибудь переживу.


                            1. JC_IIB
                              30.08.2018 10:27

                              Железных человеков мне неинтересно смотреть независимо от разрешения картинки.


                              Комикс же. Спецэффекты, спасение мира, трахбабах. Можно выключить мозг и просто тупить в картинку, давая отдых нейронам.
                              С другой стороны, лично мне кажется невыразимо тупым и скучным один из самых популярных «культовых» фильмов последних лет. Так что это уже вопрос вкуса, который у каждого свой :)


    1. Fracta1L
      28.08.2018 21:49

      Чот не улавливаю связи между поиском и прочими сервисами Гугла, и лентами с фоточками и смешнявками. Также не понимаю, каким образом контекстная реклама делает из тебя кого-то там.


      1. Pavlyuch
        29.08.2018 18:56

        контекстная реклама воспитывает потреблядство в обществе, которое само по себе бессмысленно. то, что ты будешь покупать ненужные вещи, не изменит твою жизнь и не сделает её счастливее


        1. JC_IIB
          29.08.2018 19:47

          Проблема в том, что то, что со стороны вам кажется ненужной вещью, совсем не обязательно является таковой для того, кто ее купил. И да, эта вещь реально может изменить его жизнь и сделать его счастливее.
          Так что тогда в том греха? А то мы так доберемся до рубищ, подпоясанных вервием :)


        1. Fracta1L
          29.08.2018 19:58

          контекстная реклама воспитывает потреблядство в обществе


          Более чем сомнительное утверждение, требующее научного обоснования.


    1. mikelavr
      29.08.2018 10:08

      У меня есть один знакомый, который купил у сотового оператора услугу «скрыть телефонный номер». С тех пор, когда я вижу на экране «номер скрыт» — я сразу точно знаю кто звонит.


    1. dobrev
      29.08.2018 10:16

      не пользуюсь никакими сервисами гугла (даже поиском)

      Простите, неужели Яндекс?


      1. bano-notit
        29.08.2018 16:49

        DDG работает вполне себе хорошо и все находит. Может без красивого калькулятора, зато с большим количеством других фич, более удобных в использовании.


        1. dobrev
          29.08.2018 18:37

          Спасибо. Но здесь интересен ответ именно автора комментария Pavlyuch, а то «терзают смутные сомнения».


          1. Pavlyuch
            29.08.2018 18:57

            так я ведь выше ответил уже давно, что юзаю duckduckgo


  1. gerasimenkoao
    28.08.2018 15:24

    А вот только-что уже было просто несмешно:

    Жена по телефону — я тебе контакты на вайбер скину.

    А его снес пару недель назад при полном сбросе 7-го андроида.

    Захожу в Play Маркет — сразу выскакивает установить Viber! — занавес.


    1. rPman
      28.08.2018 15:32

      Вы его удалили с устройства но не со своего аккаунта, это нормально.


      1. gerasimenkoao
        28.08.2018 15:48

        Это понятно, но почему из десятка стоявших приложений, система выбрала не Adobe Lightroom (если по алфавиту), и не Uber, а именно Вайбер!?!


        1. arheops
          28.08.2018 18:45

          Ошибка выжившего. До этого было 100500 раз когда вы чтото говорили, но ничего не случалося. Просто совпадение.
          А вот, у этого феномена даже название есть(причем оно до интернета появилося)


        1. Pavlyuch
          28.08.2018 21:09

          может быть плей маркет вывел вайбер потому что вы больше всего в нем сидели?


        1. Googlist
          28.08.2018 21:37
          +1

          Чем чаще пользовались — то и в приоритете. Вообще забавно наблюдать, как при смене и сбросах телефона гугл устанавливает взад все приложения, которьіе бьіли на предьідущем. И удобство отличное — вечером перешил, утром бах — и все уже на месте без мучений и воспоминаний что же бьіло а чего не бьіло, и без долгоиграющих попьіток установки срочно потребовавшихся приложений в местах с плохой связью.


        1. Fedcomp
          29.08.2018 12:52

          1) ремаркетинг
          2) популярное приложение


  1. maslyaev
    28.08.2018 20:15
    +2

    в конечном счёте это проигранная битва
    Это битва, которую мы не можем проиграть. Не потому, что проигрываемое нам слишком дорого, а потому, что у нас, живых человеков, в эту игру невозможно выиграть. Мы имеем свойство приспосабливаться и вырабатывать защитные механизмы.

    Важно понимать, что такое есть эти самые персональные данные. На что, собственно, идёт игра. Информация — это власть. Невозможно управлять чем-то, не имея об этом знаний. Знания — сила. Power. Власть. Персональные данные — власть над людьми. Если ты продаёшь памперсы, знания о беременностях позволяют чётко ударить рекламой в тех, кто потенциально к ней податлив. Знания о потерях близких поможет продавать сказку о вечной жизни. Полная подробная категоризация потенциально может быть превращена в высокоэффективный индивидуальный план промывки мозга. Сейчас мощь технологии используется в основном для продажи ненужных товаров/услуг, но есть применения и поинтереснее. Власть невозможно иметь и не применять. Слишком уж соблазнительно.

    В интересную полосу истории вступаем. С одной стороны мы, отдельные живчики, бестолково бредущие по жизни сами по себе. С другой стороны системы: государства с их спецслужбами, корпорации с их аналитическими отделами, медиа с их способностью диктовать повестку дня. Положение выглядит почти безнадёжным, но давайте прикинем возможные стратегии:
    1. Сдаться на милость победителям. Плыть строго по течению. Встать в стойло и хорошо себя вести. В стойле — тепло, сытно и уютно. Да, непрерывно доят, но всё же кормят.
    2. В отказ. Бунтовать. Уйти в леса партизанить. Терпеть голод, холод и лишения. Пасть жертвой очередной облавы.

    Обе эти стратегии в чистом виде бесперспективны. В первом случае депрессия и петля, а во втором социальное дно. Поэтому правильный вариант — найти баланс. Расставить приоритеты. Самим для себя решить, в каких аспектах мы встаём в стойло и даём себя доить и кормить, а в каких уходим в леса и партизаним, отстреливаясь до последнего патрона. И ни в коем случае ни на секунду не забывать о том, что мы, человеки — самые хитрые, изворотливые и своенравные существа в разведанной части Вселенной.


    1. Komesk
      29.08.2018 04:58

      Еще одна стратегия — это закон о предоставлении вам доступа к информации, собранной о вас. А так же и к информации о том, какие ярлыки на вас уже нацепили. С обязательн возможностью какие-либо из них снять.
      Еще было было бы неплохо заставить платить всех этих «коллекторов», так как это МОЯ собственность.
      А так то, да — битва проиграна. На самом деле битвы то и не было. Нас всех подкупили бесплатными сервисами.


      1. maslyaev
        29.08.2018 11:15

        закон о предоставлении вам доступа к информации, собранной о вас
        Ещё бы неплохо закон, чтобы все были богатыми и здоровыми. И чтобы лето круглый год :))
        Закон принять можно какой угодно. Бумага терпит. Беда в том, что закон этот будет ни на что не годен, кроме как избирательно щемить приглянувшихся коммерсов с целью лёгкого обогащения и затыкать рот отбившимся от линии партии СМИ. А для чего ещё, как вы думаете, существуют законы, которые невозможно исполнить?

        Не, ну серьёзно. Вспомните кого-нибудь из своих хороших знакомых и прикиньте, можете ли навскидку вспомнить, какие связанные с ним данные у вас есть. Глупо надеяться, что в большой разветвлённой организации такая задача может быть проще.

        Еще было было бы неплохо заставить платить всех этих «коллекторов», так как это МОЯ собственность
        Если мой сосед считает меня редкостным чудаком, могу ли я считать это его мнение МОЕЙ собственностью? Представляю себе его лицо, если я предложу ему заплатить ренту за пользование этой… хм… интеллектуальной собственностью ;)

        Нет, битва не проиграна. Она не не может быть проиграна окончательно. У человека можно отнять всю свободу, но невозможно отнять всю свободу у всех. На всякий случай напомню: тема «персональные данные» — это в первую очередь про власть, и лишь во вторую про деньги.


        1. Komesk
          29.08.2018 16:21

          Глобальных агрегаторов данных будет все меньше и меньше, ровно так же как это произошло с кредитными историями, упомянутыми в статье. Поэтому закон будет вплоне себе выполним. А если в какой-то огранизации не могут выдать данные обо мне как единое целое, то и беспокоиться не о чем-они на смогут их использовать мне во вред.
          Я не считаю, что персональные данные это про власть. О вас, наверняка, сейчас западные компании знают больше чем Кремль. Так это все как всегда про деньги.


          1. maslyaev
            29.08.2018 18:26

            Я совсем не про Кремль. Власть — не только и не столько про человека с ружьём. Это, в принципе, про любую ситуацию подчинения кого-то своей воле. С какой конкретно целью — не важно, важен сам факт: подчиняющий обретает инструмент, а подчиняемый теряет кусочек своей свободы.

            С некоторых пор в массовое сознание насаждается миф о том, что деньги — альфа и омега всех человеческих страстей. Но это весьма далеко от правды. Даже в знаменитой триаде тёмных страстей (власть, деньги, слава) деньги — равные среди прочих. В принципе, эти три сущности достаточно легко конвертируются друг в друга, и заниматься утолением неутолимой жажды наживы путём порабощения несчастных — совсем не ново на нашей богоспасаемой планете.

            Подчинять своей воле удобнее, когда знаешь потенциальную жертву. Желательно досконально, включая даже то, что сама жертва о себе не знает.

            Глобальных агрегаторов данных будет все меньше и меньше… Поэтому закон будет вплоне себе выполним
            Всё больше и больше. Любой болван может написать приложуху, которая кроме всего прочего будет шпионить за пользователем. Называться это будет «анализ пользовательских предпочтений» и делаться это будет ну конечно же «в интересах дальнейшего углубления удовлетворённости продуктом». То есть для усиления зависимости. А заодно налево попродавать за дополнительную копеечку, почему бы и нет. Семимильными шагами движемся, товарищи, к тому, что каждый используемый нами предмет будет пытаться нами манипулировать в интересах своего создателя или того, кому этот создатель нас всех оптом продаёт.

            Предполагаемый закон невыполним ни в отношении мелких агрегаторов (их миллионы и пойди их всех поймай), ни в отношении крупных (по разным причинам). Да и вообще, для Вас разве в новость, что в жизни бывают задачи, в принципе не решаемые печатаньем бумажек на бешеном принтере?


  1. engine9
    29.08.2018 09:33

    Вероятно, мои рассуждения наивны, но хочу поделиться.
    Ради чего вся затея со слежкой? Конечная цель — выкачка денег из потребителя и обогащение. Выгода как основной мотив создания бизнеса это пагубная стратегия, раздувание потребительского спроса — тупиковая тактика. Все это ведет к тому, что в планетарном масштабе мы получаем общество, где небольшой процент владельцев крупного бизнеса болванит остальную часть населения, за счет истощения ресурсов, истребления биотопов и видов, загрязнения среды обитания (можете для интереса найти фото или прогуляться до полигона ТБО в вашем населенном пункте), культурной деградации. И все ради того, чтобы купить себе очередной дом или спорткар и раздув свою значимость.

    У Тона Розенталя (blender) есть замечательная фраза в последнем интервью: «когда ты наконец-то прорываешься в среду крупных богачей, то обнаруживаешь себя одиноким владельцем самолёта, окруженный снобами». (не точная цитата)

    Т.е. в историческом масштабе эти люди двигают всю цивилизацию к катастрофе, которую сами же и спровоцируют. Удивительно похоже на поведение опухоли в организме, не правда ли?

    Вообще, эти мысли вовсе не оригинальны и навеяны прочитанной недавно книгой К. Сагана «Миллиарды и миллиарды», где он еще в девяностых размышлял о том, куда мы двигаемся. Образование и просвещение нужно не только тем, кто верит гороскопам и несет последние деньги гадалкам, но и тем, кто следит за людьми или продает сверхкалорийные продукты или телефоны с запланированным устареванием. Это путь к планете-помойке, населенной дебилами, копошащимися по колено в пластиковом мусоре…


  1. maximd4
    29.08.2018 10:16
    +2

    Удивительная, и в то же время абсолютно бестолковая вещь — контекстная реклама. Недавно пришла в голову мысль купить надувную лодку с мотором — ну почитал пару обзоров, посмотрел пару видосов, определился с моделями лодки и мотора и отложил покупку на некоторое время, до следующего сезона. И вот уже 2 недели Гугл присовывает мне рекламу лодок и моторов. Ну хватит же, не нужно это мне прямо сейчас! Или вот — ребенок насмотрелся в ютубе под моим эккаунтом мультиков, и гугл тут же радостно показывает мне кукол и розовых пони. Отличная комбинация — лодки и пони. Рядом — реклама любимого моего охотничьего магазина, потому что внезапно понадобились патроны для охоты. И лифчик — потому что жена заказала себе немножко.

    А сайты так жалобно — ну отключите адблок, ну пожалуйста, мы ж, типа, с рекламы живем, для вас же стараемся. А ну, отключи сейчас же нннна! И потом смотришь на эту всю рекламу — и уже не понимаешь — то ли ты статью интересную читаешь, то ли втычишь в ценники под картинками. И как с этим бороться — хз.


    1. catharsis
      29.08.2018 11:01

      Это не контекстная, а персонализированная реклама.
      Ее можно отключить тут: https://adssettings.google.com/


      1. maximd4
        29.08.2018 11:40

        В том-то и фокус, что она у меня отключена.


        1. catharsis
          29.08.2018 12:18

          Тогда может быть это не гугл?
          Владельцы сайтов устанавливают себе всякие яндекс-метрики и яндекс-директы, рекламная тематика ходит за вами неделю по яндекс-директам других сайтов.


          1. maximd4
            29.08.2018 12:22

            Некоторые гугловские баннеры позволяют закрыть себя с жалобой, мол, товар уже куплен или неприемлемая реклама. Другие не закрываются, но показывают точно такой же контент.

            В общем, остается только смириться.


    1. jorgen_steinbach
      30.08.2018 02:00

      Может есть программы/скрипты, которые заменяют папку с профилем браузера при выборе пользователя (ln -s ~/.firefox_user/ ~/.firefox).


      1. geher
        30.08.2018 10:05

        В огнелисе есть свой менеджер профилей
        firefox -ProfileManager


        Можно также вызвать сразу с нужным птофилем
        firefox -p имяпрофиля
        Соответственно, можно наделать ярлыков с разными профилями в меню и на рабочий стол.
        Опять же, настройки огнелиса хранятся в пользовательской папке, и можно просто входить в систему под другим пользователем.


  1. Mabusius
    29.08.2018 10:45

    В «Царе горы» была серия об этом. Хенку Хиллу по ошибке почтальон кладет в почтовый ящик кассету с порно. Тот, как добропорядочный американец, отправляет ее назад отправителю и тем самым «светится» в системе. На следующий день его почтовый ящик начинают забивать порно спамом. И главное здесь даже не факт ошибочной таргетинговой рекламы, а факт того как на это прореагировали его друзья и соседи. Они стали считать его извращенцем и стали плохо к нему относится, даже несмотря на то, что до этого они ему доверяли и про историю с кассетой знали. ИМХО проблема не в слежке, а в людях.


  1. ninJo
    29.08.2018 11:52

    Ничего плохого в том что людям на основе их предпочтений показывают релевантную рекламу. Помню раньше смотрел телек и постоянно была реклама всяких прокладок и прочего дерьма, сейчас на хабре у меня реклама 3д принтера.

    Если автора так пугает реклама, пусть читает газеты, смотрит телек и живет в пещере. Боишься рекламы — не заходи в интернет!

    Статья напомнила мне этих паникеров которые еще совсем недавно утверждали, что излучение от телефонов и вай фая вызывает рак мозга и телефоны нужно запретить. Там и ролики были, и какие-то исследования, но весь этот бред легко разбивался о тот факт, что за последние 20 лет уровень заболевания рака мозга остался на том же уровне.


    1. maximd4
      29.08.2018 12:27

      Проблема в том, что рекламы стало слишком много. Кроме того, когда с домашнего компа заходят на сайты охотничьих магазинов, сайты по продаже женского белья, игрушечных, развлекательных заведений, ресторанов и пр. — реклама уже не может быть таргетированной в принципе. И тот же хабр показывает мне лодочный мотор Mercury 5M, которым я действительно интересовался (но уже забил до след. сезона), а рядом — фотки купальников, которые выбирала моя супруга — то на кого рассчитана такая реклама?


      1. ninJo
        29.08.2018 12:51

        Это скорее несовершенство технологии, чем какой-то лавкрафтовский ужас как представлено в статье. Возможно в будущем проблема будет решена, т.к. рекламодатели теряют деньги показывая нерелевантную рекламу.


  1. ninJo
    29.08.2018 13:04

    Фишка в том, что реклама подстривается под личные интересы потребителя. Вот если бы корпорации каким-то образом влияли на человеческое сознание, при помощи рекламы и всяких там хитрых технологий зомбируя людей и выкачивая из них деньги, то это действительно страшно.

    Но человека очень тяжело в чем-то убедить. У каждого свой взгляд и свое мнение, куда проще дать людям то что им нужно, чем навязать что-то ненужное. Так это работает и я не вижу в этом ничего плохого.

    Исключение составляет пожалуй одежда, когда крупные корпорации ставят огромный плакат с сексуальной девушкой в соблазнительной одежде, крутят рекламу по телеку, и у девушек возникает желание быть похожей на тот секс-идол из рекламы. Так задается тренд, а остальные сети тупо копируют его. Но эта модель работала задолго до появления интернета.


    1. engine9
      29.08.2018 13:39

      Например, через рекламу вполне себе влияют, особенно на детей и подростков: в школе засмеют если с «лоховским» телефоном ходишь. Ну а на взрослых воздействие более вкрадчивое, например реклама пива с демонстрацией мужских душевных посиделок, рыбалки. Автопроизводители давят на «статус». Почти вся реклама сейчас завязана на человеческие ценности: принятие, общение, любовь, дружбу, соц. положение.


      1. ninJo
        29.08.2018 14:19

        Это было и до интернета, я бы даже сказал что это больше телевизионно/плакатный прием


  1. konst90
    29.08.2018 14:38

    Как Target узнал, что дочь беременна до того, как об этом стало известно её отцу? Ответ прост — благодаря системе прогнозирования беременности (pregnancy prediction system), разработанной аналитиком компании Эндрю Полом.

    Поразительный случай, если смотреть его как отдельный. И все подобные ситуации — тоже замечательная демонстрация способностей современных алгоритмов.
    Но почему-то те, кто рассказали про этот случай, скрыли (или не знают) два интересных параметра:
    1. Сколько на одно верное срабатывание приходится ложноположительных? Сколько девочек получили купоны, не будучи беременными?
    2. Сколько на одно верное срабатывание приходится несрабатываний? Сколько беременных девочке не получили купоны?
    Может быть, всё не так хорошо с этими алгоритмами?


  1. bano-notit
    29.08.2018 16:27

    Все такие умные, скидывают все на it компании. А на самом деле больше нужно к банкам придираться, потому что у них все ходы записаны и они не гнушаются публичным хакатонами по бигдата. Вот уроды то!

    Статья какая то странная. Реляционные бд виноваты в слежке за всеми. Да вообще компьютеры виноваты, в печи их всем сразу нужно кинуть.


  1. tendium
    30.08.2018 08:58

    ваша демография говорит о ваших доходах, и, следовательно, вашем бюджете

    Это как?


  1. gerasimenkoao
    30.08.2018 09:57

    Парадокс заключается в том, что пользователи хотят постоянно отслеживать статус своих страничек в Фэйсбук-е, Твиттер-е, Контакт-е, но возмущаются сбором данных о них.

    Второе, никто не заставляет пользоваться хромом и гугл-поиском, поставьте к примеру TOR, юзайте другой поисковик (но за Вами все-равно будут следить, и может даже пристальней ;-).

    Ну и наконец, весь этот флейм к статье был-бы уместен на любом другом ресурсе.
    Тут-же каждый второй если не белый хакер, то гуру безопасности или кодер под андроид.
    Что мешает сделать приложение, которое будет «резать» Гуглу функцию сбора данных?

    Мне-же от телефона в 90% нужны звонки и электронная почта, с чем даже старая-добрая Nokia E50 справляется.
    Хотя со временем все сложнее не пользоваться смартфоном, поэтому — пользуюсь.

    А уже одно то, что казалось-бы в совершенно «левую» систему KaiOS новой нокии 8110 интегрировали GoogleAssistant, просто взрывает мозг любому параноику