Музейные хранители торопятся придумать, как сохранить современные произведения искусства и исторические объекты, разваливающиеся на куски



Доктор Одиль Мэдден из Института сохранения Гетти в Лос-Анджелесе держит кусок деградирующего пластика, используемого в исследованиях новых методов хранения

Хранители скафандра Нила Армстронга в Национальном воздушно-космическом музее знали, что это случится. Это чудо инженерной мысли сделано из 21 слоя различных видов пластика – нейлона, неопрена, майлара, полиэтилентерефталата, каптона и тефлона.

Резиновый слой неопрена представляет собой самую большую проблему. Хотя он невидим и находится под другими слоями, он, как предполагали хранители, должен затвердеть и с возрастом стать ломким, из-за чего костюм должен приобрести твёрдость доски. В январе 2006 года скафандр сняли с витрины и поместили в хранилище, чтобы остановить деградацию.

Из примерно 8300 миллионов тонн произведённого на сегодняшний день пластика, около 60% плавают в океане или лежат в кучах мусора. Большая часть людей хочет, чтобы этот пластик исчез. Но в музеях, где объекты должны храниться вечно, пластик не выдерживает испытание временем.


Скафандры в Национальном воздушно-космическом музее, которые Нил Армстронг и Базз Олдрин носили на Луне.

«Прямо сердце разрывается», — сказал Малькольм Коллум, главный хранитель музея. Деградацию скафандра Армстронга задержали. Но в других скафандрах, принадлежащих части истории астронавтики, неопрен уже стал настолько ломким, что распался на кусочки внутри слоёв, и их шум болезненно напоминает об отказе материала.

Время не щадит и искусство, как продемонстрировала Джорджина Рейнер, учёный, специалист по сохранению из Гарвардских музеев искусств, на встрече Американского химического сообщества в Бостоне в августе 2018.

«Ложный выбор еды» Класа Олденбурга, деревянная коробочка, в которой лежат пластиковые муляжи еды, такой, как яйца и бекон, банан и овсяное печенье, судя по всему, гниёт. Белки яиц желтеют, а банан полностью сдулся.

В музеях проблема становится всё более очевидной. Рейнер сказала в интервью: «Конец жизненного пути пластика наступает прямо сейчас».

Из всех материалов пластик хуже других поддаётся сохранению. «Пластик меня очень раздражает», — сказал Коллум. Из-за непредсказуемости материала и огромного разнообразия видов деградации, сказал он, «мир пластика совершенно другой».

«По сравнению с другими материалами, история этого у нас слишком короткая, чтобы можно было понять, как долго он может храниться», — сказал Хью Шоки, ведущий хранитель в Музее искусств Сент-Луиса.

Металл, камень, керамика и бумага живут несколько тысяч лет, а пластик существует едва ли более 150. Но за такое короткое время он стал доминирующим среди используемых нами материалов. Также пластик всё чаще стал встречаться в произведениях искусства и артефактах, выбранных для сохранения.

Это становится ясно после прогулки по различным музеям Смитсоновского института. Там есть искусство: акриловые картины, параболические линзы из полиэстера с зеркальной поверхностью, скульптура женщины среднего возраста, приготовившейся к поеданию пломбира с банановыми кусочками, сделанная из стекловолокна.

Там есть триумфы человеческого гения: первое искусственное сердце, пластинка Эллы Фитцджеральд, компьютер Apple I, устройство D-Tag, помогшее исследователям отслеживать и спасать вымирающих южных китов.

Там есть и повседневные объекты, описывающие жизнь человека: электрическая открывашка для консервов, дисковый телефон марки «Розовая принцесса», пластиковые контейнеры, 48 крышек для кофейных стаканов (все разные внешне).

«Подобные объекты есть в коллекции любого музея, особенно исторические объекты – они возвращают вас в прошлое. Но материальная сторона дела удержания этого момента во времени очень сложна», — сказала Одиль Мэдден, специалист по сохранению пластика из Института сохранения Гетти в Лос-Анджелесе.


Слева – первое полностью искусственное сердце, имплантированное в тело человека в 1969 году. Справа – скульптура Дьюэйн Хэнсон «Женщина за едой» от 1971 года, в которой использовалось несколько видов пластика.


Доктор Мэдден вытягивает нить ацетата целлюлозы из экструдера

Доктор Мэдден руководит небольшой инициативной группой учёных по исследованию современного искусства (Modern and Contemporary Art Research Initiative, сокращённо ModCon), работающей над тем, чтобы помочь пластику сохраниться в веках.

Первым шагом для хранителей и других людей будет определить, что же такое пластик.

«Мы используем это слово как нечто единое, хотя на самом деле пластиковыми бывают сотни и тысячи различных вещей», — сказал Грегори Бэйли, хранитель Смитсонианского Американского музея искусства.

Пластиком просто называют нечто, что поддаётся формовке. Часто пластик представляет собой смесь полимеров – крупных молекул, имеющих вид длинных цепочек – и добавок, состоящих из небольших молекул. Самые первые пластики делались из изменённых природных полимеров вроде целлюлозы, но большая часть современного пластика основана на синтетических полимерах, служащих гораздо дольше.

Добавками могут быть т.н. пластификаторы, улучшающие гибкость, или наполнители, усиливающие материал.

«Есть вещества, придающие непрозрачность, красители и иногда даже блеск, — сказала Мэдден. – В результате получается огромное количество возможностей для состава пластика».

Институт Гетти стоит на холме, поэтому в ясный день с него видно Тихий океан. Однажды днём Анна Лагэна, хранитель, копалась в ведре, полном пластиковых объектов, некоторые из которых были тусклыми, некоторые – разбитыми на кусочки.

Объекты принадлежали к опорной коллекции, используемой при исследованиях передовых методов консервации пластика. «Вот в этом весь драматизм ситуации», — сказала она.

Она достала зубную щётку, расколовшуюся пополам. На концах обломков пластиковая ручка оставалась прозрачной, хотя и пожелтевшей. Близ разлома щётка была непрозрачной, будто бы внутри ручки расцвело облако белых цветов.

Мэдден поместила сломанную щётку под микроскоп.

«Наша область началась с рудиментарных физических проверок, типа теста с раскалённой иглой», которую они помещают на поверхность, чтобы посмотреть, расплавится ли пластик, сказала она. «Если появляется запах, похож ли он на хвойный? Похож ли он на горелые волосы?»


Зубная щётка из опорной коллекции института

Сегодня специалисты по сохранению используют передовые аналитические технологии, такие, как микроскопия и спектроскопия, для идентификации материалов.

Под микроскопом белые облачка на ручке щётки превращаются в запутанную систему разломов, от которых отходят другие разломы. Лагэна и Мэдден мгновенно определили, что этот пластик сделан из нитроцеллюлозы, старого материала, который часто использовали на производстве фото- и киноплёнок.

Хранители видели повреждения такого рода уже много раз. «Никакой другой пластик не даёт таких изломов такой формы», — сказала Лагэна.

Научный анализ обычно подкрепляется архивными исследованиями. «Мы много времени тратим на изучение истории и производства этих вещей, — сказала Мэдден. – Если мы найдём кубик Lego, сделанный до 1960, то я буду ожидать, что он будет состоять из ацетилцеллюлозы, а не из ABS».

В случае объектов, по которым нет информации, хорошим вариантом будет начать со спектроскопии, анализа взаимодействия молекул со светом.

Мэдден вынесли вазу в белую и зелёную полоски, и небольшой красный прибор. Последний просвечивает материалы инфракрасным светом, объясняет Майкл Дутре, учёный из ModCon.

Поглощая инфракрасный свет, связи между различными атомами внутри молекул будут гнуться и растягиваться определённым образом, таким же отличительным, как движения определённого танца. Изучая эти движения, записанные на графике, учёные могут определить тип связей и попытаться сделать вывод о молекулах.

Лагэна держит вазу неподвижно, пока Мэдден прикасается к ней кончиком спектрометра. «Мне кажется, это полиэтилен или полипропилен», — говорит Лагэна, и её догадка основана на тактильных ощущениях от вазы и её запаха.


Мэдден, справа, с Мелиссой Дэвид, интерном, используют инфракрасную спектроскопию, чтобы проникать в материалы и лучше понимать их состав


Слева Майкл Дутре экспериментирует с выдавливанием ацетилцеллюлозы. Справа – пластиковые кубики, используемые для замены утерянных фрагментов, отломанных уголков и недостающих частей с использованием 3D-принтера.

Дутре запустил на компьютере процедуру анализа, и на экране появился график. Лагэна была права – график показывает лишь простейшие связи между атомами углерода и между углеродом и водородом.

«Отсутствие определённых особенностей говорит о том, что это полиэтилен», — сказал Дутре.

Мэдден достаёт то, что раньше было пудреницей, но теперь её крышка очень сильно искажена, треснула и покрыта слоем белого порошка.

«Пластик потерял определённый процент массы», — сказала она, из-за того, что пластификатор вышел на поверхность и принял вид белого порошка. Без пластификатора коробочка стала хрупкой, съёжилась, и, наконец, треснула вдоль боков. Ссыхание и просачивание добавок – два наиболее распространённых направления деградации пластика.

В хранилище Смитсоновского института кураторы обнаружили, что на левой части туловища скафандра Армстронга появилось коричневое пятно – это пластификатор вышел из воздуховодов, сделанных из поливинилхлорида.

Это происходит оттого, что молекулы в пластиках выстраиваются не самым эффективным образом, говорит Джейн Липсон, специалист по физической химии из Дартмутского колледжа.

Они похожи на замороженные дезорганизованные жидкости, в которых встречается множество промежутков случайного размера между молекулами. Со временем крупные полимерные молекулы медленно организуются и упаковываются более эффективно, что невооружённым глазом воспринимается как сжатие.

Любые добавки, состоящие из мелких молекул, просачиваются через промежутки, пока не достигают поверхности, превращаясь во что-то вроде липкой жидкости или белого порошка. При разогреве пластик деградирует быстрее, поскольку у молекул появляется больше энергии для движения. «Они, по сути, находят способ перейти в более стабильное состояние», — сказала Липсон.

Хранители часто пытаются найти наилучшие условия для поддержки артефактов. «Большая часть процесса консервации заключается в обслуживании хранилища или витрины, помогающем замедлять распад, насколько это возможно», — сказал Бэйли из Смитсоновского музея Американского искусства.

В комплекс мер могут входить фильтрация ультрафиолета, уменьшающая случайные повреждения молекулярных связей пластика, что музею с большим количеством окон сделать нелегко. Для сохранения пластиковых произведений искусства также может потребоваться поддержка низкой температуры и постоянной влажности, что уменьшает миграцию пластификатора, или обеспечение бескислородной атмосферы для предотвращения окисления.

Коллам с командой создают особую витрину для скафандра Армстронга с тщательно подобранными условиями: 17 ?C, влажность 30%, и удаляющие загрязнители фильтры. Хранители надеются, что витрина будет закончена к следующему году, когда прилунению исполнится 50 лет.

Даже такое безобидное действие, как очистка объекта для выставки, может стать сложным процессом. К примеру, задача очистки пластификатора с поверхности, кажется довольно простой, но очистка побуждает выход ещё большего количества пластификатора, что, в принципе, ускоряет деградацию.

«Пластификатор просто пытается найти равновесное состояние между наружной и внутренней сторонами пластика, — сказал Шоки. – Но как только равновесие нарушено, может произойти катастрофа».


При наблюдении через поляризационный фильтр на пластиковой тарелке видно следы повреждения материала, расходящиеся от центра, что позволяет понять, как именно этот состав деградировал со временем.

Обычное протирание от пыли может поцарапать мягкую поверхность пластика, испортив чистую и блестящую полировку. В качестве альтернативы Шоки впервые применил технологию, по которой крохотные микрокристаллы сухого льда, снега из двуокиси углерода, направляются в виде струй на поверхность пластика, собирая с неё пыль и другие загрязнители.

Несмотря на свою дурную славу как основного загрязнителя планеты, у пластика есть много чего важного для рассказа. Даже если мы откажемся от пластика, сказал Шоки, «я считаю, что существует необходимость сохранить эту память в человеческой культуре».

Он вспомнил историю про черепаховый панцирь и его пластикового двойника, ацетилцеллюлозу. «Мы сумели почти истребить определённый вид черепах, — сказал Шоки, — но потом смогли перейти от природного материала к альтернативе».

«Тому, что мы используем их вместо традиционных материалов, есть свои причины», — сказала Джанет Гарсия, специалист по химии полимеров из IBM. По большей части это оттого, что пластик получается дешёвым и универсальным, лёгким и прочным.

Пластиковые бутылки помогают перевозить воду в удалённые места, лёгкие композитные вещества помогают экономить энергию в автомобилях и самолётах, одноразовые шприцы и мешки для крови помогают продлевать жизнь. Протезы заменяют отказывающие части тела.

«Частично благодаря пластику мы можем переживать свои тела», — говорит Мэдден. Не говоря уже об отправке людей в космос.

Комментарии (45)


  1. Ravebinovich
    15.09.2018 14:16
    +1

    Макеты слабеют. Победа пластмассового мира уже не столь очевидна… Вот что интересно: ученые переживают за пластик, который стремительно деградирует в казалось бы идеальных музейных условиях контроля температуры, влажности и освещённости, при этом бьют тревогу из-за примерно такого же по составу мусора, ежедневно подвергающегося воздействию различных микроорганизмов, ультрафиолета, воды, соли и перепадов температуры в агрессивной среде океана.


    1. nApoBo3
      15.09.2018 14:26
      +3

      В музеи это пластиковые изделия, которые разрушаются( пластик при этом некуда не исчезает ), а в океане это пластик как материал, это несколько разные вещи.


      1. tormozedison
        15.09.2018 22:13

        Именно так, в океане пластмассовые изделия (не биоразлагаемые) разрушаются механически: пластмасса становится хрупкой, но остаётся пластмассой.


        1. unxed
          16.09.2018 00:34

          Под ультрафиолетом вполне себе распадается до безопасных соединений, как минимум, некоторая. В процессе, что не удивительно, и механически деградирует тоже.


    1. VolkaDlak
      17.09.2018 16:55

      Проблема не в том что пластик не разлагается вообще, а в том что мы его в океан сбрасываем гораздо быстрее чем его перерабатывает среда.


  1. MOPOH
    15.09.2018 14:41

    Недавно понадобился циркуль, открыл старую советскую готовальню, а там все предметы — в липкой субстанции, бывшей раньше поролоновой подложкой. Пришлось долго и тщательно вычищать эту гадость. Зато теперь в качестве подложки — кусочек чёрного бархата, почти как шкатулка с драгоценностями получилась.


    1. tormozedison
      15.09.2018 22:00

      Поролон — он вообще такой, как-то довелось чемодан от портативного фотоувеличителя так же вычищать.


    1. unxed
      16.09.2018 00:34

      Да что там пластик, резина советская, из которой детские игрушки делали, вовсю уже выделяет что-то липкое и неприятное на ощупь.


    1. Danik-ik
      16.09.2018 10:30

      А у меня в готовальне изначально был бархат… Правда, самой её уже лет двадцать нет, если не больше.


  1. pda0
    15.09.2018 14:43
    +3

    Пластмассовый мир проиграл. Распад оказался сильней…


    1. Ravebinovich
      15.09.2018 16:24
      +4

      Последний скафандр прогнил
      Последний музейщик устал

      А в море плывёт ком полиэтилена…


    1. Alexsandr_SE
      15.09.2018 23:16

      Срок службы пластика более чем достаточен для кучи вещей. Это скорее проблема музейщиков.
      Опять же изделия приходят в негодность, а пластик не разлагается все равно.


  1. anti4ek
    15.09.2018 15:33
    +1

    Думаю, мировая культура немногое потеряет, если прямо сейчас разрушатся все «произведения искусства» из пластика.


    1. tormozedison
      15.09.2018 22:12
      +1

      Серьёзно? Что скажете о передней панели, ручках и кнопках какого-нибудь тёплого лампового девайса 60-х? Они пластмассовые.


      1. anti4ek
        16.09.2018 08:52

        Предметы повседневного использования по определению не относятся к произведениям искусства.


        1. agat000
          16.09.2018 15:52

          Музеи техники, компьютеров, игрушек… В мире тысячи узкоспециализированных музеев. Да даже оружия, там тоже пластик используется. Не только искусство эстетическое требует сохранения.


          1. anti4ek
            16.09.2018 17:54

            Ну а если вы заметили, то в своем первом комментарии я писал именно о произведениях искусства. А вы, оказывается, имели в виду еще и множество других изделий из пластмассы.


            1. dimm_ddr
              16.09.2018 19:31

              Вы из тех, кто считает что после начала 20го века исскуство перестало существовать?


            1. agat000
              16.09.2018 20:41

              Я не зря отметил — эстетического искусства. Это то о чем вы. Есть ещё предметы технического искусства. Первые скафандры — произведения искусства. Это не просто изделие из тряпок и пластика. Первые компьютеры, радиоприемники, одежда разных эпох, да даже игрушки. Это произведения технического и дизайнерского искусства


          1. anti4ek
            16.09.2018 18:27

            А вообще оказалось открытием присутствие на хабре, технарьском ресурсе, стольких почитателей современного концептуального искусства. Уверенных, что в той куче мусора, простите, инсталляции, вон та пластиковая бутылка представляет собой огромную художественную ценность.
            Вспоминается забавная история как уборщица выкинула в мусорку дорогущую инсталяцию, приняв за мусор. Они и не знала, что это всё надо тщательно оберегать и консервировать.


            1. Darth_Biomech
              18.09.2018 15:35

              По тому что вы считается что все современное искусство состоит только из абстрактных постмодернистских выставок уже можно с уверенностью сказать что вы ничерта не понимаете в искусстве.


    1. black_semargl
      16.09.2018 21:15

      Пигменты в красках у художников тоже зачастую синтетические…


  1. Linsh
    15.09.2018 17:24
    +1

    Разлагается. Туда ему и дорога — океаны будут чище. Удивляет что акцент сделан на музейных экспонатах, а не на оплетке коммуникационных путей на стратегических объектах к примеру.


    1. vassabi
      15.09.2018 19:31

      акцент сделан на музейных экспонатах, а не на оплетке коммуникационных путей на стратегических объектах к примеру.
      товарищ майор, перелогиньтесь.
      на стратегических объектах, кроме того, что используются разные стойкие пластмассы, еще и регулярно происходит осмотр, ремонт и принятие на вооружение новой техники. Коммуникационные пути — строятся с запасом, по чертежам, согласно ГОСТам и ТУ, и заменяются только в путь.
      А музейные экспонаты — сделаны из того, что было в мастерской художника в то время (ОК, кроме скафандров), и весьма уникальны.
      Не, я конечно понимаю, что людям, которые не хотят помнить свое (и не только свое, а и всего человечества) прошлое своей страны легко говорить: «Разлагается. Туда ему и дорога » ©, но…


      1. Linsh
        15.09.2018 22:01

        Не то что бы я там сильно товарищ, и точно не майор. И наследие это тоже важно конечно. Я к тому, что по сравнению с ущербом муз. экспонатам, ущерб от короткого замыкания там где его быть не должно скорее всего будет в разы больше. Я вот, не могу спокойно так прямо взять и положиться на ГОСТы или на сознательность проверяющих. Учитывая техногенные катастрофы прошлого, к примеру Чернобыль. Вот ровно это я имел ввиду.


        1. unxed
          16.09.2018 00:36

          Это смотря как считать ущерб. Заместительная стоимость скафандра Нила Армстронга равна бесконечности — ни за какие деньги нельзя купить другой такой же.


          1. isden
            16.09.2018 14:29

            Ну можно же сделать точную копию, а оригинал положить в кладовку, в более «не выставочные» условия хранения.


            1. shteyner
              16.09.2018 14:31

              А зачем этот оригинал нужен тогда будет? Только для коллекции людей, которые хотят наварить денег на перепродаже. Но да, как по мне, тут нужно сделать очень качественную копию из более совершенных материалов, от оригинала оставить только самую шкурку. Всё же скафандр — это не картина, а исторический памятник человеческому гению.


              1. isden
                16.09.2018 14:34

                Ну или так, аккуратно заменить распадающиеся материалы на более современные (или даже свежие оригинальные, их тогда еще на полтинник хватит).


              1. Darth_Biomech
                18.09.2018 15:39

                Большая часть скелетов динозавров в музеях — отливочные копии, оригинальные окаменелости хранятся в специальных хранилищах, куда доступ есть только у специалистов. Не вижу почему так же нельзя поступить со скелетом скафандром Нила Армстронга, или с любой другой исторически важной вещью.


    1. tormozedison
      15.09.2018 22:16

      См. выше: не станут океаны чище от того, что пластмассовые изделия обретут хрупкость и распадутся на части, остающиеся такими же пластмассовыми.


    1. webkumo
      16.09.2018 02:34

      Как минимум силовые провода (особенно алюминиевые) даже на просто предприятиях проходят регулярную проверку на целостность изоляции (как раз потому, что изоляция может: гнить, затвердевать-трескаться и т.д.)… Причём рабочее оборудование для этого ещё бывает советского производства (т.е. уже тогда о проблеме знали и её решали… и да — оборудование ок, регулярно проходит проверки в надзорных органах). Подозреваю что и у коммуникационных есть способы контроля качества. Вы не о том переживаете.


      1. Sun-ami
        16.09.2018 02:50

        Это оборудование не обнаруживает растрескивание изоляции, и, тем более, её затвердевание — оно может обнаружить снижение её электрической порочности, что часто является следствием растрескивания изоляции, но растрескивание совсем не обязательно проявится таким образом — не менее часто оно проявляется как внезапное короткое замыкание, которое может стать причиной пожара или попадания человека под напряжение.


  1. MikeVC
    15.09.2018 20:25
    +1

    Надо делать железные скафандры чтоб хранились вечно. А лучше из нержавейки! (шутка :)

    А вобще ничего страшного, научатся хранить. Весь скафандр все равно не разложится.
    Я бы использовал инертную атмосферу, пониженную температуру и никакого УФ.
    Еще можно вводить в атмосферу пластификаторы и консерванты. Но это зависит от типа пластика и тут много вариантов. Ленина до сих пор хранят а он умер задолго до высадки на Луну.


    1. OldGrumbler
      15.09.2018 20:43
      +3

      Ленина до сих пор хранят а он умер задолго до высадки на Луну.

      Полимеры, из которых он выполнен, все же созданы и отлажены природой, а не наспех «тяп-ляп и в продакшн» )))


      1. denisgrim
        16.09.2018 02:49

        Тело Ленина уже давно не из природных полимеров. Это силиконизированная кукла с очень сильно восстановленным внешним видом. Потери внешнего вида были очень сильными, когда колебались на предмет его бальзамирования. Что произошло потом в советские времена — до сих пор секрет.
        А начальные изменения и действия в отношении тела Ленина раскрыты в книге "Бальзамирование и реставрация трупов".


      1. MikeVC
        16.09.2018 07:37

        Вот эти «природные полимеры» без должной консервации разложатся на пару порядков быстрее чем ппластики, представленные в статье. Даже в музейных условиях :)


        1. OldGrumbler
          16.09.2018 08:34

          Наиболее распространенный природный полимер — целлюлоза — в виде древесины выдерживает лет по 100 отнюдь не музейных условий. Кожаные и шерстяные изделия в музеях хранятся веками.
          Мумии, как искусственно изготовленные, так и образовавшиеся естественным путем, сохраняются сотнями и тысячами лет. А большинство пластиков не проживает и полтинника. Есть, конечно, приятные исключения типа того же фторопласта, который ничего не берет. Но в целом c долговечностью у них не очень.


          1. MikeVC
            16.09.2018 10:03

            Ну я говорил конкретно про тело вождя :)
            Мумия это всетаки очень консервированное тело. И видок у него уже не тот… :)
            Представьте мумию скафандра или зубной щетки :)

            А так да. Есть стойкие пластики вроде фотропласта и карболита. А есть не стойкие.
            Причем на заре полимерной промышленности (как раз то что в музее хранится), были не стойкие виды пластика. В основном это нитроцеллюлоза и ацетат целлюлозы. А еще резина и латекс. Они хранятся особенно плохо. И рецептура пластика тогда была не разработана как следует.
            Современные качественные пластики конечно уже лучше.


  1. denisgrim
    16.09.2018 02:45

    Все закончится тем, что скафандр оцифруют и зальют в цельный прямоугольный блок из полиметилметакрилата или пропитают силиконом, как трупы Гюнтера фон Хаггенса. По крайней мере кремнийорганика, как и стекло, должна очередной потоп пережить.
    Результат оцифровки и способ декодирования выжгут на самом блоке.


  1. Danik-ik
    16.09.2018 10:37

    трупы Гюнтера фон Хаггенса
    Много трупов одного Гюнтера? Вот этот поворот, страшно представить...


    1. isden
      16.09.2018 14:32

      В музее революции гид демонстрирует скелет Чапаева.
      — а это что за маленький скелетик рядом с ним? — спрашивают его.
      — это Чапаев в детстве.


  1. PretorDH
    16.09.2018 19:10

    Вопрос в том, если снаряжать колонизационную экспедицию в другие системы. Лететь несколько сотен лет. Как сделать корабль и оборудование, который не деградирует за время полета? Наверное никак.


    1. isden
      16.09.2018 21:18

      Есть такие материалы.
      Плюс надо прокачивать системы саморемонта. Насчет электроники хз правда, возможно придется тащить с собой мини-завод по производству чипов. Либо делать очень крупный техпроцесс с сотнями резервирования. Ну или переходить на что-то иное для критических систем (фотоника/оптоэлектроника, возможно даже биологические системы :)).


    1. black_semargl
      16.09.2018 21:19

      Корабль не экспонат, детали придётся перерабатывать и производить заново. Вплоть до листов обшивки.
      Потери материала при этом конечно будут, но на время полёта запаса хватит.