В начале октября Wi-Fi Alliance анонсировали новую версию стандарта Wi-Fi – Wi-Fi 6. Её выход намечен на конец 2019 года. Разработчики поменяли подход к именованию — заменили привычные конструкции типа 802.11ax на одиночные цифры. Разбираемся, что еще есть нового.


/ Wikimedia / yonolatengo / CC

Зачем поменяли название


По словам разработчиков стандарта, новый подход к наименованию сделает названия стандартов Wi-Fi понятными для широкой аудитории.

В Wi-Fi Alliance отмечают, что сейчас довольно распространена ситуация, когда пользователи покупают ноутбуки, поддерживающие стандарт, с которым не может работать их домашний роутер. В результате более новое устройство прибегает к механизмам обратной совместимости — обмен данными осуществляется с помощью старого стандарта. В некоторых случаях это может снижать скорость передачи данных на 50–80%.

Чтобы наглядно показать, какой стандарт поддерживает тот или иной гаджет, в Альянсе проработали новую маркировку — иконка Wi-Fi, поверх которой указана соответствующая цифра.



Какими функциями снабдили Wi-Fi 6


Подробное описание всех особенностей и характеристик Wi-Fi 6 можно найти в официальном документе от Wi-Fi Alliance (чтобы его получить, нужно заполнить форму) или документе, подготовленном компанией Cisco. Далее, мы поговорим об основных нововведениях.

Поддержка диапазонов 2,4 и 5 ГГц. В идеале одновременная поддержка 2,4 и 5 ГГц поможет увеличить число сценариев работы с несколькими устройствами. Однако на практике от этого преимущества может не быть толку. На рынке слишком много legacy-устройств (которые поддерживают 2,4 ГГц), потому новые девайсы будут регулярно работать в режиме совместимости.

Поддержка OFDMA. Речь идет о множественном доступе с ортогональным частотным разделением (OFDMA). По сути, эта технология является «многопользовательской» версией OFDM. Она позволяет делить сигнал на поднесущие частоты и выделять их группы для обработки отдельных потоков данных.

Это позволит синхронно транслировать данные сразу нескольким клиентам Wi-Fi 6 с усредненной скоростью. Но тут есть одна оговорка: все эти клиенты должны обязательно поддерживать Wi-Fi 6. Поэтому «старые» гаджеты, снова, оказываются «за бортом».

Совместная работа MU-MIMO и OFDMA. В Wi-Fi 5 (это 802.11ac в старых обозначениях, который был утвержден в 2014 году) технология MIMO (Multiple Input Multiple Output) позволяла транслировать данные четырем клиентам с помощью разных поднесущих. В Wi-Fi 6 число возможных подключений устройств увеличили в два раза — до восьми.

В Wi-Fi Alliance заявляют, что системы MU-MIMO вкупе с OFDMA помогут организовывать многопользовательскую передачу данных со скоростью до 11 Гбит/с по нисходящей линии связи. Такой результат продемонстрировали тестовые устройства на CES 2018. Однако резиденты Hacker News отмечают, что обычные гаджеты (ноутбуки, смартфоны) подобной скорости не увидят.

Во время тестов на CES использовали трехдиапазонный маршрутизатор D-Link DIR-X9000, и 11 Гбит/с — это сумма максимальных скоростей передачи данных в трех каналах. Резиденты Hacker News отмечают, что чаще всего устройства используют только один канал, потому данные будут транслироваться со скоростью до 4804 Мбит/с.

Функция Target Wake Time. Она позволит устройствам переходить в режим сна и «просыпаться» по расписанию. Target Wake Time определяет время, когда девайс бездействует, а когда работает. Если гаджет не передает данные в конкретный промежуток времени (например, ночью), его Wi-Fi-подключение «засыпает», что экономит заряд батареи и уменьшает загруженность сети.

Для каждого устройства устанавливается «целевое время пробуждения» — момент, когда условный ноутбук всегда передает данные (например, в рабочие часы в корпоративных сетях). В такие периоды режим сна активироваться не будет.


/ Wikimedia / Guido Soraru / CC

Где найдет применение Wi-Fi 6


По словам разработчиков, технология будет полезна при развертывании Wi-Fi-сетей с высокой плотностью. Отдельные решения, например, MU-MIMO и OFDMA улучшат качество связи в общественном транспорте, корпоративной среде, торговых залах, отелях или на стадионах.

Однако участники ИТ-сообщества видят у Wi-Fi 6 большой минус в контексте внедрения технологии. Ощутимый результат перехода на Wi-Fi 6 окажется заметен только в том случае, если все устройства сети будут поддерживать новый стандарт. А с этим определенно возникнут проблемы.

Напомним, что релиз Wi-Fi 6 состоится в конце 2019 года.



P.S. Несколько материалов по теме из блога VAS Experts:


P.P.S. Статьи по теме из нашего блога на Хабре:

Комментарии (48)


  1. motpac
    13.10.2018 13:58

    Ошибка прямо в заголовке статьи.
    Прошу прощения, но в приложении Хабра не нашёл как отправить сообщение в личку.


  1. Stas911
    13.10.2018 14:29
    +2

    Со сменой названия это они хорошо придумали придумали. Я често до сих пор не знаю что означают все эти цифры и буквы в стандарте и что из них поддерживает мой древний роутер.


    1. dartraiden
      13.10.2018 15:41

      Путаницы ещё добавляют и частоты. Например, «народный» Redmi Note 4X Snapdragon поддерживает диапазон 5 ГГц, но не поддерживает 802.11ac.


      1. scruff
        13.10.2018 19:05

        Это 802.11а? Без с? Первый раз такое вижу где-либо.


        1. artyums
          13.10.2018 19:18

          802.11n работает в 2.4 и 5 ГГц. 802.11a только в 5 ГГц. Redmi Note 4X поддерживает a/b/g/n стандарты и частоты 2.4 и 5 ГГц, то есть на 5 ГГц может работать в стандартах a и, более привычном слуху, n.


          1. Popadanec
            13.10.2018 20:16

            Отца redmi 4x не видит 5Ггц.


            1. artyums
              13.10.2018 20:19

              Речь про Note 4Х, у него вроде бы поддержка 5 ГГц имеется. На простом 4Х 5 ГГц
              нет…


              1. Popadanec
                14.10.2018 00:26

                Сорян, затупил.


        1. Putincev
          13.10.2018 19:22

          Повтор.


        1. dartraiden
          13.10.2018 19:26

          Это который n, как подсказывают выше. Причём, сам чип умеет 802.11ac, но вот аппарат его не поддерживает. В интернете, кстати, знатная путаница, на доброй половине сайтов и в некоторых обхорах у этого смартфона 802.11ac указан, как якобы поддерживаемый, что ставит вопрос о качестве этих обзоров.


          1. scruff
            13.10.2018 19:55

            Да, про 5 ГГц в «n» забыл, а может и не знал, т.к. на практике ни разу не сталкивался, каюсь. Но вот про то, что «убица» айфонов и галакси не умеет «ас» это нонсенс. Думается, что его адаптер всё же умеет АС (ну не могли китайцы так тупануть), а вот прошивка нет. Вы точно его для России покупали? Может серый импорт для другой страны где «ас» вне закона, «типа»?


            1. dartraiden
              13.10.2018 19:58

              Он китайский, но:
              — в Китае 802.11ac разрешён
              — он был перепрошит на свободную LineageOS

              Разница между китайской и международной версией на аппаратном уровне лишь в отсутствии поддержки некоторых LTE-частот, по Wi-Fi разницы быть не должно


  1. Pilot_13
    13.10.2018 14:33

    "… сейчас довольно распространена ситуация, когда пользователи покупают ноутбуки, поддерживающие стандарт, с которым не может работать их домашний роутер. В результате более новое устройство прибегает к механизмам обратной совместимости — обмен данными осуществляется с помощью старого стандарта. В некоторых случаях это может снижать скорость передачи данных на 50–80%."


    Второй раз коробит это странное обьяснение. То есть цель введения маркировки заставить людей покупать новый роутер? Даже если бы иначе они и не заметили неудобств. Или еще хлеще — надо покупать нотбук с более старым вайфаем, чтобы ни в коем случае не использовать его менее чем на 95%?
    Можно же написать — чтобы даже домохозяйки понимали где больше мегабит


    1. VolCh
      13.10.2018 15:35

      Цель, скорее, избегать лишних разочарований или даже претензий, типа купил роутер или ноут на котором указана скорость 480, а по факту и 100 нет.


    1. AC130
      13.10.2018 19:16

      Как мне кажется, цель в том, чтобы люди не разбирались в ворохе {.11**}, а посмотрели на цифирку на роутере и ноуте, выбрали наименьшую и знали что у них вот такой вот вай-фай, а чтобы получить вай-фай лучше надо менять вот это устройство.


      1. artyums
        13.10.2018 19:31
        +1

        Ох, имея обширный опыт общения с пользователями, никто, совершенно никто (ни разу не встретил!) не видит проблемы в собственном железе.
        Самое эпичное из случаев было, когда у клиента в заявке было указано, что подключен «супер-тариф» (по документам действительно хороший, 300 Мбит/с), а у него «вместо интернета телеграф» (все дословно). Приехав к клиенту, увидел, что он пользуется D-Link DIR320, еще и на стоковой прошивке, еще и сидя в соседней комнате через железобетонную стену (бррр!). Тест скорости действительно показывал 1-3 Мбит/с, а когда я подключил ноутбук проводом напрямую и продемонстрировал тарифные 300 Мбит/с, меня почти выгнали из квартиры, пообещав жалобу руководству на нежелание заниматься проблемами клиентов… С начальником спустя пару дней поржали и дали официальный ответ клиенту о необходимости замены оборудования))) Клиент в итоге купил у провайдера (втридорога, но хозяин — барин...) какой-то более-менее современный роутер и потом звонил радостный извиняться :)

        Самое интересное, что в том, что провайдер обеспечивает 100% тарифную скорость, все специалисты, работающие с заявками, уверены на 100% — если вдруг что-то случается с каналом и скорость действительно проседает (автоматическое тестирование раз в полчаса), то об этом и технический отдел автоматически уведомляется, и клиентам смс с извинениями и прогнозами приходит. Поэтому когда видели тикеты со скоростными проблемами, да еще и WiFi как средство подключения, сразу-все-было-ясно… Но отработать надо.


        1. DjOnline
          13.10.2018 22:24
          +2

          Плохо у вас там поддержку обучают.
          Как представитель компании, ты сам должен был сделать апсейл и продать клиенту оборудование (пусть и втридорога, компания же должна зарабатывать), и получить процент с продажи (как продажник), и сделать это не спустя 2 дня, а сразу на объекте. И тут же настроить новое оборудование. Вот тогда это было бы клиентоориентированно, пусть и за деньги клиента. А не ржать с «начальником» два дня.


          1. artyums
            13.10.2018 22:33

            На самом деле это довольно интересно, но нам в обучении явно запрещали клиенту что-либо продавать на вызовах по решению его проблем (только при первоначальном монтаже или при подключении доп. сервисов типа ТВ), даже более скоростной тариф рекомендовать запрещалось. Если решить проблему на месте имеющимися средствами было нельзя (поправить настройки у клиента или на входе в дом, переобжать кабель и так далее), то надо было отправлять клиента в клиентскую службу (в офис или по телефону), где уже порекомендуют то, что тех. специалист отметит в результате работы над тикетом. Какая-то логика в этом, наверное, была, но объяснить ее не могу…

            Поменялось ли что-то сейчас — не знаю, работал там несколько лет назад…


            1. DjOnline
              13.10.2018 22:55

              Это претензия к вашему руководству и плохо поставленным бизнес-процессам. Ведь мастер, который прямо на месте предлагает заменить устаревшее оборудование от лица компании (не от своего конечно) — это идеальная точка продажи. Правда для этого придётся или согласовывать второй визит, или ждать курьера. Конечно, допродажу можно оформить и через колцентр, но суть в том, чтобы не клиент сам «додумался» до такого решения через 2 дня, а подтолкнуть его сразу.


              1. VolCh
                15.10.2018 01:12

                Кому как… Лично мне мастера, предлагающие заменить что-то от лица компании, а не как общую рекомендацию, сильно намекают, что надо другую компанию выбирать.


                1. DjOnline
                  15.10.2018 02:58

                  Хороший продажник, которого хорошо обучили, продаст и прибылью для компании, и подаст так как клиент желает, от своего лица и общую рекомендацию от сердца, и самое главное — решит проблему клиента. Либо если из монтажников сложно делать хороших продажников, то надо было инициировать звонок из колцентра клиенту прямо при монтажнике. Но из уст монтажника, который разбирается, звучало бы убедительнее. Много людей, не гиков, хотят решения проблемы здесь и сейчас, они не хотят искать, думать, где купить, как доставить, они хотят чтобы всё решили за них.


          1. maxzhurkin
            14.10.2018 15:57

            Это неэтично же


            1. DjOnline
              14.10.2018 17:59

              Что «это»? А смеяться за спиной клиента, вместо того чтобы предложить решить его проблему, это этично?


              1. maxzhurkin
                15.10.2018 11:41

                Что «это»?
                Допродажа втридорога без обозначения возможности самостоятельной покупки аналогичного товара по более вменяемым ценам.
                А смеяться за спиной клиента, вместо того чтобы предложить решить его проблему, это этично?
                А я не говорил, что смеяться этично. Есть только один нюанс в той ситуации — невозможно решить проблему, если одна из сторон, от которой зависит это решение, не хочет видеть источник проблемы и именно этот нюанс и привёл к затягиванию


                1. DjOnline
                  15.10.2018 18:22

                  Зачем обозначать что можно купить дешевле и неизвестно когда и где, если клиент хочется здесь и сейчас?
                  Процент с продаж хорошо мотивирует вот такие вот душевные сомнения об этичности.


  1. scruff
    13.10.2018 20:24

    Меня всегда поражают провайдерские 300 Мб/с, 500Мб/с, 1Гб/с. Даже если они есть — куда их девать, дома? Для просмотра фильмов он-лайн в BD-RIP хватит и 32 МБ/с за глаза. И то если «вафля» вытянет такую скорость. За частую в помехо-насыщенной среде (чисто городское окружение), ж/б стенами, металлизированными стеклами и т.д. эту цифру смело можно делить на 10 вне зависимости от оборудования и частот wi-fi.


    1. Popadanec
      13.10.2018 20:58

      Скорость часто гуляет в весьма заметных пределах, а гарантированный канал стоит минимум на порядок дороже. Плюс у меня к примеру дома два ПК два планшета, могут работать одновременно. Плюс ноут, 5-7 смартфонов и тв приставка тоже порой точечно создают нагрузку, качая обновления или просто работая без присмотра.
      За сентябрь трафика за 400Гб. Притом торрентами я практически не пользуюсь.


      1. scruff
        14.10.2018 16:25

        Гулять будет если у вас последняя миля до провайдера воздушная, 3G или спутник. По оптике пропускная способность гарантирована всегда, если конечно государство «не мутит» с ней по особым неугодным направлениям.


        1. VolCh
          15.10.2018 01:13

          А по медному кабелю?


          1. scruff
            15.10.2018 06:07

            ADSL, да бывает гуляет, если скрутка «зачетная»


            1. Popadanec
              15.10.2018 10:12

              Причем от погоды в первую очередь зависит. Но у меня к примеру сам модем постепенно снижал скорость и его нужно было перезагружать раз в сутки для восстановления нормальной скорости.
              По оптике тоже есть похожая проблема, абоненты ставят свое глючное оборудование и из за них проседает или вовсе периодически теряется канал.
              Плюс не стоит забывать про пиковую пропускную способность. Она касается всех видов соединений.


            1. VolCh
              15.10.2018 14:46

              Не, я про езернет обычный гигабитный


    1. vikarti
      13.10.2018 21:26
      +1

      Несколько пользователей на квартиру.
      С ютубом/амедиатекой/onvix в высоком качестве.
      Или что еще хуже — один (а то и несколько пользователей) которые играю удаленно (через тот же клиент Parsec, ну или через LoudPlay/PlayKey). Parsec ОЧЕНЬ любит трафик (25 Mbit/s сожрет без вопросов) а вот внезапные пролаги и потери пакетов он очень НЕ любит. Тут уж лучше иметь типа-гарантированные провайдером 500 Mbit/s (наверняка это не самый дешевый тариф) и рассчитывать что хоть 25 СТАБИЛЬНО будет когда надо.


    1. JC_IIB
      13.10.2018 22:27
      +1

      Даже если они есть — куда их девать, дома?


      Хорошо, когда тяжелый контент, типа игр, приезжает на приставку или в кэш Стима быстро-быстро.


      1. artyums
        13.10.2018 22:34

        Steam иной раз не может раскачать мой 100 Мбит/с канал, что уж про бо'льшие скорости говорить…


        1. Soul_in_Gun
          14.10.2018 12:05

          Это больше зависит от дисковой подсистемы(и проца\озу как промежуточных узлов), нагруженности Steam CDN-сервера и конкретного алгоритма сжатия конкретной игры — само по себе оно прокачивает и 1ГБ\с вполне легко и честно.


    1. nevzorofff
      14.10.2018 01:06

      Во-во. У меня дома RB951, из его 802.11n в режиме только N днём больше 20 мбит/с не выжимает даже 2T2R карта на ноутбуке, потому что у окна видно около 50 соседских точек доступа.


      1. Henry7
        14.10.2018 09:38

        Обои по периметру. Не благодарите:
        habr.com/post/143595


        1. nevzorofff
          14.10.2018 18:10

          Не буду. Телики-приставки-десктопы подключены кабелем. Ноут, когда очень надо — тоже. В остальном этих 20 хватает :) А как не будет — ещё есть, пока что, чистый 5ггц диапазон. Вот как это ни странно — вообще ни одной ТД нет.


          1. Henry7
            14.10.2018 20:52

            Ничего странного. 5 ГГц затухает значительно сильнее. Порой даже два стеклопакета значительно гасят сигнал, не говоря уже о бетонной стене.
            Если нужна максимальная модуляция на 5 ГГц, скорее всего потребуется в каждую комнату ставить по точке.


    1. soros26
      14.10.2018 08:41

      Например если вы активно используете облака вместо локального хранилища. И тогда ваши 300 мегабит у провайдера будут как SATA шнурок до жесткого диска. Это пожалуй самый главный пожиратель трафика, если не учитывать семьи с детьми и кучей разных одновременно используемых медиа устройств.


    1. VolCh
      15.10.2018 01:18

      Некоторые не только онлайн кино смотрят, но и скачивают. И не только по «вафле», но и по кабелю. И 5 девайсов в активном режиме от одной точки не предел. да и вообще очень удобно, когда примонтированая по сети папка почти не отличается по скорости от HDD локального.


      1. scruff
        15.10.2018 06:31

        В NAS для дома (если конечно не занимаетесь фриналсом активно) также не вижу смысла — все фильмы в инете. Дистры и скачанные платные обучалки храню на простом 4 ТБ через юсб. 5 устройств одновременно в активном режиме? Вы там друг с другом общаетесь хоть иногда?


        1. VolCh
          15.10.2018 14:49

          Общаемся как раз впятером, потому и активно сразу 5 )) И я не про домашний NAS, а про сервера или облако.


  1. JC_IIB
    13.10.2018 22:16

    Класс. Теперь маркетологам раздолье, придумывать всякие «стандарты» типа WiFi 6.5, WiFi 6.75, WiFi 6+ (ну это по аналогии с сотовой связью).


    1. Godless
      14.10.2018 22:36

      А чего такого, WiFi 18+ нормально вроде звучит))


    1. Popadanec
      14.10.2018 23:24

      Ага WiFi9 3/4. :-)


      1. AlexSpirit
        15.10.2018 07:36

        Hogwarts Free WiFi 9&3/4 Spot