На просторах интернетов часто можно услышать/прочитать, что розничная цена продукции Apple сильно завышена по сравнению с её себестоимостью, при этом в подтверждение обычно приводится сумма стоимости отдельных компонентов iPhone (почему бы не пластика и кремниевого песка тогда уж?), а оценка торговой накрутки при этом — доходит до сотен процентов. В тоже время ценовая политика известных китайских производителей — таких, как Xiaomi, многими считается более демократичной благодаря низким ценам на их продукцию. Но так ли это на самом деле и насколько доходы корпораций в этой индустрии соотносятся с расходами в действительности?
Немного финансовых показателей
Как известно, все компании, акции которых торгуются на биржах, должны не просто отчитываться о своих доходах перед налоговой, но и публиковать эти отчёты в открытом доступе. В этих отчётах обычно фигурируют следующие интересующие нас показатели:
- выручка (revenue) — деньги, полученные от продаж товаров и услуг
- валовая прибыль (gross margin) — разница между выручкой и себестоимостью проданных товаров и услуг, обычно выражается в процентах от выручки
- чистый доход (net income) — то, что остаётся от валовой прибыли после уплаты налогов
- рентабельность по чистой прибыли (net profit margin) — процент, который составляет чистый доход от выручки.
Валовая прибыль показывает торговую "накрутку" с учётом налогов, то есть количество денег, которое получает компания сверх своих затрат на производство, а рентабельность — то, сколько прибыли получает компания с учётом налоговой нагрузки.
Что получается
Посмотрим на валовую прибыль и рентабельность нескольких известных корпораций, взяв две цифры: среднюю валовую прибыль и рентабельность за 12 месяцев — чтобы оценить доходы в общем, независимо от таких событий, как презентация новой продукции, и рентабельность за последний отчётный период 2018 года — чтобы оценить последние достижения:
- Apple Inc.: валовая прибыль — 38,3%; рентабельность — 23,0%, за последний отчётный период — 21,6%
- Xiaomi Corp.: валовая прибыль — 12,6%; рентабельность — минус 11,1%, за последний отчётный период — 32,4%
- Samsung Electronics Co Ltd: валовая прибыль — 46,6%; рентабельность — 18,7%, за последний отчётный период — 18,8%
- Dell Technologies Inc: валовая прибыль — 26,7%; рентабельность — минус 3,3%, за последний отчётный период — минус 2,2%
- Sony Corp: валовая прибыль — 27,5%; рентабельность — 8,0%, за последний отчётный период — 11,8%.
Средняя валовая прибыль и рентабельность компаний за 12 месяцев
Выводы и наблюдения
Лидером по средней рентабельности за последние 12 месяцев, как вы могли догадаться, оказалась Apple с её 23%, следом расположилась Samsung с 18,7% и Sony с 8,0%. С другой стороны, Xiaomi, рентабельность которой была отрицательной в первой половине 2018 года, за последний отчётный период вышла на положительную рентабельность в 32,4% и даже обогнала Apple с её 21,6%. В целом разница в валовой прибыли и рентабельности между производителями отличается не столь существенно, как может показаться при поверхностном анализе цен на их продукцию, а прибыль уж точно не достигает и половины от общих расходов компании. К тому же эти показатели подвержены существенным конъюнктурным колебаниям, что мы видим на примере "народного" производителя Xiaomi, вначале пообещавшего ограничить рентабельность в 5%, а теперь совокупно обогнавшему по этому показателю Apple.
Комментарии (13)
alexanster
24.10.2018 15:33обычно приводится сумма стоимости отдельных компонентов iPhone (почему бы не пластика и кремниевого песка тогда уж?)
Потому что пластик и кремниевый песок не являются компонентами iPhone, а являются сырьём для производства компонентов iPhone. Ваш КО.
BD9
24.10.2018 17:35+1Качество исследования и выводов статьи можно сопоставить с таковыми у человека, учившего в школе Бейсик и утверждающего, что он знает программирование.
Многое зависит от стандарта бухучёта и от целей, поставленных руководством перед бухгалтерами. Компании — из разных стран. Dell вообще частная компания и ставить её в один ряд с публичными есть ошибка. В ИТ осуществляются большие расходы на НИОКР и поэтому исследовать их ещё труднее.
Валовая прибыль показывает торговую «накрутку» с учётом налогов
— торговая накрутка есть у торговых компаний, здесь же представлены производители (правда непонятно какая часть Sony рассматривалась).
К тому же эти показатели подвержены существенным конъюнктурным колебаниям, что мы видим на примере «народного» производителя Xiaomi, вначале пообещавшего ограничить рентабельность в 5%, а теперь совокупно обогнавшему по этому показателю Apple.
— смотрим статью:
Chinese smartphone maker Xiaomi on Wednesday announced that it will forever limit its net profit margin of hardware sales to a maximum of 5% in the lead up to a multi-billion dollar IPO later this year.
— т.е. продажи оборудования, «железа», а не все продажи. И в статье Nikkei объясняется, почему этот показатель можно достичь и на чём и на ком будет делать деньги Сяоми.yarric Автор
24.10.2018 17:55Многое зависит от стандарта бухучёта и от целей, поставленных руководством перед бухгалтерами
Здесь все данные из одного и того же источника.
торговая накрутка есть у торговых компаний
"Торговая накрутка" — вообще разговорный термин для упрощения понимания, о чём идёт речь.
продажи оборудования, «железа», а не все продажи
Тем не менее пока что большую часть дохода Xiaomi составляют именно продажи железа. В тоже время у Apple существенную долю дохода составляют сервисы, так что рентабельность железа у неё по-идее ниже, чем общая рентабельность. Я в это не стал вдаваться, потому как конкретных данных не нашел.
tvr
24.10.2018 18:18«Торговая накрутка» — вообще разговорный термин для упрощения понимания, о чём идёт речь.
Это даже не разговорный термин, а нечто из разряда — «Петровна, а ты слышала, что Медведев блох в свитере завёл? Нет? Вчера по телевизору рассказывали, вот те крест!»
shalm
24.10.2018 19:38туго соображаю, в чём суть статьи? в том что телефоны за 100 косарей продаются в убыток?
tvr
24.10.2018 20:08+1туго соображаю, в чём суть статьи?
В том, что автор насыпал в одну кучу выручку, себестоимость, капитализацию, накладные расходы, валовый доход, валовую прибыль, конъюнктурные колебания и прочую известную ему околоэкономичесткую терминологию, вроде «торговой накрутки», затем всё это хорошенько перемешал, приправил хайпо/хейтовыми брендами, ещё раз перемешал и слепил из этого сабж про маржинальность, по итогам которого Apple должен был выглядеть благотворительной организацией, на фоне остальных.
P..S. Не являюсь филом/хэйтером определёной компании/платформы. Просто не люблю упоротых сектантов, чем часто страдают адепты IOS, Xiaomi'ты и прочие евангелисты других ОСей.yarric Автор
25.10.2018 16:47Как постить "анализы" стоимости айфона на основе стоимости отдельных микросхем — так всегда пожалуйста, а как появился более-менее адекватный анализ соотношения затрат и получаемых доходов на основе реальных финансовых данных — то "смешал-намешал".
tvr
25.10.2018 16:52Как постить «анализы» стоимости айфона на основе стоимости отдельных микросхем — так всегда пожалуйста.
И где это я в таком был замечен?
OnelaW
25.10.2018 15:16Хоспади, ну точно смешались в кучу, кони люди.
1 revenue сумма всех денежных средств полученных от продажи
2 gross margin это не прибыль, это валовая доходноность, как правильно указано на графике измеряется в процентах. Это валовая доходность(маржинальность) от проданных всех товаров услуг и сервисов.
3. И яблоко и самсунг и прочие компании подают отчетность по всех организациям.
Самсунг это не только мобилки и мониторы. Это еще и фармацевтика и микроэликтроника и производство печенек и конфет).yarric Автор
25.10.2018 15:21gross margin это не прибыль, это валовая доходноность
Прибыль, доходность... Gross margin, короче.
Самсунг это не только мобилки и мониторы. Это еще и фармацевтика и микроэликтроника и производство печенек и конфет
Тут данные по Samsung Electronics именно приведены
shteyner
Если я правильно понимаю, в валовую прибыль входят затраты не только на производство, но и разработку, а так же поддержание шикарных офисов, крутейших кампусов, премии, самолёты компании и прочее?
yarric Автор
Это скорее входит в себестоимость.
shteyner
Конечно, из которой, в последствие и формируется валовая прибыль.