Если вы программируете на C++, то наверняка задавались вопросом почему нельзя сравнить два строковых литерала или выполнить их конкатенацию:
auto str = "hello" + "world"; // ошибка компиляции
if ("hello" < "world") { // компилируется, но работает не так, как ожидалось
// ...
}
Впрочем, как говорится, "нельзя, но если очень хочется, то можно". Ломать стереотипы будем под катом, причем прямо на этапе компиляции.
Зачем все это нужно
В одном из проектов, над которым я работал, было принято использовать std::string в качестве строковых констант. В проекте было несколько модулей, в которых были определены глобальные строковые константы:
// plugin.h
const std::string PLUGIN_PATH = "/usr/local/lib/project/plugins/";
// ...
// sample_plugin.h
const std::string SAMPLE_PLUGIN_LIB = PLUGIN_PATH + "sample.so";
// ...
Думаю, вы уже догадались, что случилось в один прекрасный день. SAMPLE_PLUGIN_PATH
приняла значение "sample.so"
, несмотря на то, что PLUGIN_PATH
имела значение "/usr/local/lib/project/plugins/"
, как и ожидалось. Как это могло произойти? Все очень просто, порядок инициализации глобальных объектов не определен, в момент инициализации SAMPLE_PLUGIN_PATH
переменная PLUGIN_PATH
была пуста.
Кроме того, такой подход имеет еще ряд недостатков. Во-первых, брошенное при создании глобального объекта исключение не отлавливается. Во-вторых, инициализация происходит при выполнении программы, что тратит драгоценное процессорное время.
Именно тогда у меня возникла идея о работе со строками на этапе компиляции, которая в итоге и привела к написанию этой статьи.
В этой статье рассмотрим строки, операции над которыми можно проводить на этапе компиляции. Назовем такие строки статическими.
Все реализованные операции были включены в библиотеку для работы со статическими строками. Исходные коды библиотеки доступны на github, ссылка в конце статьи.
Для использования библиотеки требуется как минимум C++14.
Определение статической строки
Определим статическую строку как массив символов, для удобства будем считать, что строка всегда оканчивается нулевым символом:
template<size_t Size>
using static_string = std::array<const char, Size>;
constexpr static_string<6> hello = {'H', 'e', 'l', 'l', 'o', '\0'};
Здесь можно пойти по другому пути, и определить строку как кортеж символов. Мне этот вариант показался более трудоемким и менее удобным. Поэтому здесь он рассмотрен не будет.
Создание статической строки
Посмотрите на определение строки hello выше, оно просто ужасно. Во-первых, нам нужно заранее вычислять длину массива. Во-вторых, нужно не забыть записать нулевой символ в конец. В-третьих, все эти запятые, скобки и кавычки. Определенно, с этим нужно что-то делать. Хотелось бы написать как-нибудь так:
constexpr auto hello = make_static_string("hello");
Здесь нам поможет одна из форм вариативного шаблона, которая позволяет развернуть шаблонные аргументы как индексы для агрегатной инициализации нашей статической строки из строкового литерала:
template<size_t Size, size_t ... Indexes>
constexpr static_string<sizeof ... (Indexes) + 1> make_static_string(const char (& str)[Size]) {
return {str[Indexes] ..., '\0'};
}
constexpr auto hello = make_static_string<0, 1, 2, 3, 4>("hello"); // hello == "hello"
Уже лучше, но индексы все же приходится писать руками. Здесь также отметим, что если указывать не все индексы, то можно получить подстроку строкового литерала, а если записать их в обратном порядке, то и его инверсию:
constexpr hello1 = make_static_string<1, 2, 3>("hello"); // hello1 == "ell"
constexpr hello2 = make_static_string<4, 3, 2, 1, 0>("hello"); // hello2 == "olleh"
Это соображение очень пригодится нам в дальнейшем.
Теперь нам нужно как-то сгенерировать последовательность индексов строки. Для этого применим трюк с наследованием. Определим пустую структуру (нужно же что-то наследовать) с набором искомых индексов в качестве шаблонных параметров:
template<size_t ... Indexes>
struct index_sequence {};
Определим структуру-генератор, которая будет генерировать индексы по одному, храня счетчик в первом параметре:
template<size_t Size, size_t ... Indexes>
struct make_index_sequence : make_index_sequence<Size - 1, Size - 1, Indexes ...> {};
Позаботимся и о конечной точке рекурсии, когда все индексы сгенерированы (счетчик равен нулю), мы отбрасываем счетчик и генератор превращается в нужную нам последовательность:
template<size_t ... Indexes>
struct make_index_sequence<0, Indexes ...> : index_sequence<Indexes ...> {};
В итоге, функция создания статической строки будет выглядеть так:
template<size_t Size, size_t ... Indexes>
constexpr static_string<sizeof ... (Indexes) + 1> make_static_string(const char (& str)[Size],
index_sequence<Indexes ...>) {
return {str[Indexes] ..., '\0'};
}
Напишем аналогичную функцию для статической строки, она пригодится нам далее:
template<size_t Size, size_t ... Indexes>
constexpr static_string<sizeof ... (Indexes) + 1> make_static_string(const static_string<Size>& str,
index_sequence<Indexes ...>) {
return {str[Indexes] ..., '\0'};
}
В дальнейшем, для каждой функции, принимающей строковый литерал foo(const char (& str)[Size])
будем писать аналогичную функцию, принимающую статическую строку foo(const static_string<Size>& str)
. Но я, для краткости, упоминать об этом не буду.
Поскольку длина строкового литерала нам известна, мы можем автоматически сгенерировать последовательность индексов, напишем обертку для функции выше:
template<size_t Size>
constexpr static_string<Size> make_static_string(const char (& str)[Size]) {
return make_static_string(str, make_index_sequence<Size - 1>{});
}
Эта функция позволяет сделать ровно то, что мы хотели в начале главы.
В случае отсутствия аргументов будем возвращать пустую статическую строку, которая состоит только из нулевого символа:
constexpr static_string<1> make_static_string() {
return {'\0'};
}
Также нам понадобится создавать строку из кортежа символов:
template<char ... Chars>
constexpr static_string<sizeof ... (Chars) + 1> make_static_string(char_sequence<Chars ...>) {
return {Chars ..., '\0'};
}
К слову, все, что далее будет описано в этой статье, опирается на приемы, которые описаны в данной главе. Поэтому, если что-то осталось непонятным, лучше перечитать главу еще раз.
Вывод статической строки в поток
Здесь все просто. Так как наша строка оканчивается нулевым символом, достаточно вывести в поток данные массива:
template<size_t Size>
std::ostream& operator<<(std::ostream& os, const static_string<Size>& str) {
os << str.data();
return os;
}
Преобразование статической строки в std::string
Здесь тоже ничего сложного. Инициализируем строку данными массива:
template<size_t Size>
std::string to_string(const static_string<Size>& str) {
return std::string(str.data());
}
Сравнение статических строк
Будем сравнивать строки посимвольно, пока не выявим различия, либо не достигнем конца хотя бы одной из строк. Поскольку constexpr for еще не изобрели, воспользуемся рекурсией и тернарным оператором:
template<size_t Size1, size_t Size2>
constexpr int static_string_compare(
const static_string<Size1>& str1,
const static_string<Size2>& str2,
int index = 0) {
return index >= Size1 && index >= Size2 ? 0 :
index >= Size1 ? -1 :
index >= Size2 ? 1 :
str1[index] > str2[index] ? 1 :
str1[index] < str2[index] ? -1 :
static_string_compare(str1, str2, index + 1);
}
В дальнейшем, нам понадобится расширенная версия компаратора, введем индивидуальный индекс для каждой их строк, также ограничим количество сравниваемых символов:
template<size_t Size1, size_t Size2>
constexpr int static_string_compare(
const static_string<Size1>& str1, size_t index1,
const static_string<Size2>& str2, size_t index2,
size_t cur_length, size_t max_length) {
return cur_length > max_length || (index1 >= Size1 && index2 >= Size2) ? 0 :
index1 >= Size1 ? -1 :
index2 >= Size2 ? 1 :
str1[index1] > str2[index2] ? 1 :
str1[index1] < str2[index2] ? -1 :
static_string_compare(str1, index1 + 1, str2, index2 + 1, cur_length + 1, max_length);
}
Такая версия компаратора позволит нам сравнивать не только строки целиком, но и отдельные подстроки.
Конкатенация статических строк
Для конкатенации используем тот же вариативный шаблон, что и в главе про создание статической строки. Инициализируем массив сначала символами первой строки (без учета нулевого символа), затем второй, и наконец добавляем нулевой символ в конец:
template<size_t Size1, size_t ... Indexes1, size_t Size2, size_t ... Indexes2>
constexpr static_string<Size1 + Size2 - 1> static_string_concat_2(
const static_string<Size1>& str1, index_sequence<Indexes1 ...>,
const static_string<Size2>& str2, index_sequence<Indexes2 ...>) {
return {str1[Indexes1] ..., str2[Indexes2] ..., '\0'};
}
template<size_t Size1, size_t Size2>
constexpr static_string<Size1 + Size2 - 1> static_string_concat_2(
const static_string<Size1>& str1, const static_string<Size2>& str2) {
return static_string_concat_2(str1, make_index_sequence<Size1 - 1>{},
str2, make_index_sequence<Size2 - 1>{});
}
Реализуем также вариативный шаблон для конкатенации произвольного количества строк или строковых литералов:
constexpr auto static_string_concat() {
return make_static_string();
}
template<typename Arg, typename ... Args>
constexpr auto static_string_concat(Arg&& arg, Args&& ... args) {
return static_string_concat_2(make_static_string(std::forward<Arg>(arg)),
static_string_concat(std::forward<Args>(args) ...));
}
Операции поиска в статической строке
Рассмотрим операции поиска символа и подстроки в статической строке.
Поиск символа в статической строке
Поиск символа не представляет особенной сложности, рекурсивно проверяем символы по всем индексам и возвращаем первый индекс в случае совпадения. Также дадим возможность задавать начальную позицию поиска и порядковый номер совпадения:
template<size_t Size>
constexpr size_t static_string_find(const static_string<Size>& str, char ch, size_t from, size_t nth) {
return Size < 2 || from >= Size - 1 ? static_string_npos :
str[from] != ch ? static_string_find(str, ch, from + 1, nth) :
nth > 0 ? static_string_find(str, ch, from + 1, nth - 1) : from;
}
Константа static_string_npos
указывает на то, что поиск не увенчался успехом. Определим ее следующим образом:
constexpr size_t static_string_npos = std::numeric_limits<size_t>::max();
Аналогично реализуем поиск в обратном направлении:
template<size_t Size>
constexpr size_t static_string_rfind(const static_string<Size>& str, char ch, size_t from, size_t nth) {
return Size < 2 || from > Size - 2 ? static_string_npos :
str[from] != ch ? static_string_rfind(str, ch, from - 1, nth) :
nth > 0 ? static_string_rfind(str, ch, from - 1, nth - 1) : from;
}
Определение вхождения символа в статическую строку
Для определения вхождения символа достаточно попробовать поискать его:
template<size_t Size>
constexpr bool static_string_contains(const static_string<Size>& str, char ch) {
return static_string_find(str, ch) != static_string_npos;
}
Подсчет количества вхождений символа в статическую строку
Подсчет количества вхождений реализуется тривиально:
template<size_t Size>
constexpr size_t static_string_count(const static_string<Size>& str, char ch, size_t index) {
return index >= Size - 1 ? 0 :
(str[index] == ch ? 1 : 0) + static_string_count(str, ch, index + 1);
}
Поиск подстроки в статической строке
Так как предполагается, что статические строки будут относительно небольшими, не будем здесь реализовывать алгоритм Кнута-Морриса-Пратта, реализуем простейший квадратичный алгоритм:
template<size_t Size, size_t SubSize>
constexpr size_t static_string_find(const static_string<Size>& str, const static_string<SubSize>& substr, size_t from, size_t nth) {
return Size < SubSize || from > Size - SubSize ? static_string_npos :
static_string_compare(str, from, substr, 0, 1, SubSize - 1) != 0 ? static_string_find(str, substr, from + 1, nth) :
nth > 0 ? static_string_find(str, substr, from + 1, nth - 1) : from;
}
Аналогично реализуем поиск в обратном направлении:
template<size_t Size, size_t SubSize>
constexpr size_t static_string_rfind(const static_string<Size>& str, const static_string<SubSize>& substr, size_t from, size_t nth) {
return Size < SubSize || from > Size - SubSize ? static_string_npos :
static_string_compare(str, from, substr, 0, 1, SubSize - 1) != 0 ? static_string_rfind(str, substr, from - 1, nth) :
nth > 0 ? static_string_rfind(str, substr, from - 1, nth - 1) : from;
}
Определение вхождения подстроки в статическую строку
Для определения вхождения подстроки достаточно попробовать поискать ее:
template<size_t Size, size_t SubSize>
constexpr bool static_string_contains(const static_string<Size>& str, const static_string<SubSize>& substr) {
return static_string_find(str, substr) != static_string_npos;
}
Определение, начинается/кончается ли статическая строка с/на заданной подстроки
Применив ранее описанный компаратор мы можем определить, начинается ли статическая строка с заданной подстроки:
template<size_t SubSize, size_t Size>
constexpr bool static_string_starts_with(const static_string<Size>& str, const static_string<SubSize>& prefix) {
return SubSize > Size ? false :
static_string_compare(str, 0, prefix, 0, 1, SubSize - 1) == 0;
}
Аналогично для окончания статической строки:
template<size_t SubSize, size_t Size>
constexpr bool static_string_ends_with(const static_string<Size>& str, const static_string<SubSize>& suffix) {
return SubSize > Size ? false :
static_string_compare(str, Size - SubSize, suffix, 0, 1, SubSize - 1) == 0;
}
Работа с подстроками статической строки
Здесь рассмотрим операции, связанные с подстроками статической строки.
Получение подстроки, префикса и суффикса статической строки
Как мы отметили ранее, для получения подстроки нужно сгенерировать последовательность индексов, с заданным начальным и конечным индексами:
template<size_t Begin, size_t End, size_t ... Indexes>
struct make_index_subsequence : make_index_subsequence<Begin, End - 1, End - 1, Indexes ...> {};
template<size_t Pos, size_t ... Indexes>
struct make_index_subsequence<Pos, Pos, Indexes ...> : index_sequence<Indexes ...> {};
Реализуем получение подстроки с проверкой начала и конца подстроки с помощью static_assert
:
template<size_t Begin, size_t End, size_t Size>
constexpr auto static_string_substring(const static_string<Size>& str) {
static_assert(Begin <= End, "Begin is greater than End (Begin > End)");
static_assert(End <= Size - 1, "End is greater than string length (End > Size - 1)");
return make_static_string(str, make_index_subsequence<Begin, End>{});
}
Префикс — это подстрока, начало которой совпадает с началом исходной статической строки:
template<size_t End, size_t Size>
constexpr auto static_string_prefix(const static_string<Size>& str) {
return static_string_substring<0, End>(str);
}
Аналогично для суффикса, только совпадает конец:
template<size_t Begin, size_t Size>
constexpr auto static_string_suffix(const static_string<Size>& str) {
return static_string_substring<Begin, Size - 1>(str);
}
Разделение статической строки на две части по заданному индексу
Чтобы разделить статическую строку по заданному индексу, достаточно вернуть префикс и суффикс:
template<size_t Index, size_t Size>
constexpr auto static_string_split(const static_string<Size>& str) {
return std::make_pair(static_string_prefix<Index>(str), static_string_suffix<Index + 1>(str));
}
Реверсирование статической строки
Для реверсирования статической строки напишем генератор индексов, который генерирует индексы в обратном порядке:
template<size_t Size, size_t ... Indexes>
struct make_reverse_index_sequence : make_reverse_index_sequence<Size - 1, Indexes ..., Size - 1> {};
template<size_t ... Indexes>
struct make_reverse_index_sequence<0, Indexes ...> : index_sequence<Indexes ...> {};
Теперь реализуем функцию, которая реверсирует статическую строку:
template<size_t Size>
constexpr auto static_string_reverse(const static_string<Size>& str) {
return make_static_string(str, make_reverse_index_sequence<Size - 1>{});
}
Вычисление хэша статической строки
Вычислять хэш будем по следующей формуле:
H(s) = (s0 + 1) ? 330 + (s1 + 1) ? 331 +… + (sn — 1 + 1) ? 33n — 1 + 5381 ? 33n mod 264
template<size_t Size>
constexpr unsigned long long static_string_hash(const static_string<Size>& str, size_t index) {
return index >= Size - 1 ? 5381ULL :
static_string_hash(str, index + 1) * 33ULL + str[index] + 1;
}
Преобразование числа в статическую строку и обратно
В этой главе рассмотрим преобразование статической строки в целое число, а также обратное преобразование. Для простоты будем считать, что числа представлены типами long long
и unsigned long long
, это типы большой разрядности, то есть подходят для большинства случаев.
Преобразование числа в статическую строку
Для преобразования числа в статическую строку нам нужно получить все цифры числа, преобразовать их в соответствующие символы и составить из этих символов строку.
Для получения всех цифр числа будем использовать генератор, аналогичный генератору последовательности индексов. Определим последовательность символов:
template<char ... Chars>
struct char_sequence {};
Реализуем генератор символов цифр, храня текущее число в первом параметре, а цифры в следующих, очередная цифра добавляется в начало последовательности, а число делится на десять:
template<unsigned long long Value, char ... Chars>
struct make_unsigned_int_char_sequence : make_unsigned_int_char_sequence<Value / 10, '0' + Value % 10, Chars ...> {};
Если текущее число равно 0, то отбрасываем его, возвращая последовательность цифр, больше преобразовывать нечего:
template<char ... Chars>
struct make_unsigned_int_char_sequence<0, Chars ...> : char_sequence<Chars ...> {};
Следует также учесть случай, когда первоначальное число равно нулю, в этом случае нужно вернуть нулевой символ, иначе нуль будет преобразован в пустую последовательность символов, а потом и в пустую строку:
template<>
struct make_unsigned_int_char_sequence<0> : char_sequence<'0'> {};
Реализованный генератор прекрасно работает для положительных чисел, но не пригоден для отрицательных. Определим новый генератор, добавив в начало еще один шаблонный параметр — знак преобразуемого числа:
template<bool Negative, long long Value, char ... Chars>
struct make_signed_int_char_sequence {};
Будем обрабатывать число также, как показано выше, но с учетом знака:
template<long long Value, char ... Chars>
struct make_signed_int_char_sequence<true, Value, Chars ...> :
make_signed_int_char_sequence<true, Value / 10, '0' + -(Value % 10), Chars ...> {};
template<long long Value, char ... Chars>
struct make_signed_int_char_sequence<false, Value, Chars ...> :
make_signed_int_char_sequence<false, Value / 10, '0' + Value % 10, Chars ...> {};
Здесь есть один тонкий момент, обратите внимание на -(Value % 10)
. Здесь нельзя -Value % 10
, так как диапазон отрицательных чисел на одно число шире диапазона положительных и модуль минимального числа выпадает из множества допустимых значений.
Отбрасываем число после обработки, если оно отрицательно, добавим символ знака минуса:
template<char ... Chars>
struct make_signed_int_char_sequence<true, 0, Chars ...> : char_sequence<'-', Chars ...> {};
template<char ... Chars>
struct make_signed_int_char_sequence<false, 0, Chars ...> : char_sequence<Chars ...> {};
Отдельно позаботимся о преобразовании нуля:
template<>
struct make_signed_int_char_sequence<false, 0> : char_sequence<'0'> {};
Наконец, реализуем функции преобразования:
template<unsigned long long Value>
constexpr auto uint_to_static_string() {
return make_static_string(make_unsigned_int_char_sequence<Value>{});
}
template<long long Value>
constexpr auto int_to_static_string() {
return make_static_string(make_signed_int_char_sequence<(Value < 0), Value>{});
}
Преобразование статической строки в число
Для преобразования статической строки в число нужно преобразовать символы в цифры, а затем сложить их, предварительно домножив на соответствующую степень десятки. Выполняем все действия рекурсивно, для пустой строки возвращаем нуль:
template<size_t Size>
constexpr unsigned long long static_string_to_uint(const static_string<Size>& str, size_t index) {
return Size < 2 || index >= Size - 1 ? 0 :
(str[index] - '0') + 10ULL * static_string_to_uint(str, index - 1);
}
template<size_t Size>
constexpr unsigned long long static_string_to_uint(const static_string<Size>& str) {
return static_string_to_uint(str, Size - 2);
}
Для преобразования знаковых чисел, нужно учесть, что отрицательные числа начинаются с символа знака минуса:
template<size_t Size>
constexpr long long static_string_to_int(const static_string<Size>& str, size_t index, size_t first) {
return index < first || index >= Size - 1 ? 0 :
first == 0 ? (str[index] - '0') + 10LL * static_string_to_int(str, index - 1, first) :
-(str[index] - '0') + 10LL * static_string_to_int(str, index - 1, first);
}
template<size_t Size>
constexpr long long static_string_to_int(const static_string<Size>& str) {
return Size < 2 ? 0 :
str[0] == '-' ? static_string_to_int(str, Size - 2, 1) :
static_string_to_int(str, Size - 2, 0);
}
Вопросы удобства использования библиотеки
К этому моменту библиотеку уже возможно полноценно использовать, но некоторые моменты вызывают неудобство. В этой главе рассмотрим как можно сделать использование библиотеки более удобным.
Объект статической строки
Упакуем строку и реализованные методы в объект. Это позволит использовать более короткие имена методов, а также реализовать операторы сравнения:
template<size_t Size> struct static_string {
constexpr size_t length() const {
return Size - 1;
}
constexpr size_t size() const {
return Size;
}
constexpr size_t begin() const {
return 0;
}
constexpr size_t end() const {
return Size - 1;
}
constexpr size_t rbegin() const {
return Size - 2;
}
constexpr size_t rend() const {
return std::numeric_limits<size_t>::max();
}
constexpr bool empty() const {
return Size < 2;
}
constexpr auto reverse() const {
return static_string_reverse(*this);
}
template<size_t Begin, size_t End> constexpr auto substring() const {
return static_string_substring<Begin, End>(*this);
}
template<size_t End> constexpr auto prefix() const {
return static_string_prefix<End>(*this);
}
template<size_t Begin> constexpr auto suffix() const {
return static_string_suffix<Begin>(*this);
}
constexpr size_t find(char ch, size_t from = 0, size_t nth = 0) const {
return static_string_find(*this, ch, from, nth);
}
template<size_t SubSize> constexpr size_t find(const static_string<SubSize>& substr, size_t from = 0, size_t nth = 0) const {
return static_string_find(*this, substr, from, nth);
}
template<size_t SubSize> constexpr size_t find(const char (& substr)[SubSize], size_t from = 0, size_t nth = 0) const {
return static_string_find(*this, substr, from, nth);
}
constexpr size_t rfind(char ch, size_t from = Size - 2, size_t nth = 0) const {
return static_string_rfind(*this, ch, from, nth);
}
template<size_t SubSize> constexpr size_t rfind(const static_string<SubSize>& substr, size_t from = Size - SubSize, size_t nth = 0) const {
return static_string_rfind(*this, substr, from, nth);
}
template<size_t SubSize> constexpr size_t rfind(const char (& substr)[SubSize], size_t from = Size - SubSize, size_t nth = 0) const {
return static_string_rfind(*this, substr, from, nth);
}
constexpr bool contains(char ch) const {
return static_string_contains(*this, ch);
}
template<size_t SubSize> constexpr bool contains(const static_string<SubSize>& substr) const {
return static_string_contains(*this, substr);
}
template<size_t SubSize> constexpr bool contains(const char (& substr)[SubSize]) const {
return static_string_contains(*this, substr);
}
template<size_t SubSize> constexpr bool starts_with(const static_string<SubSize>& prefix) const {
return static_string_starts_with(*this, prefix);
}
template<size_t SubSize> constexpr bool starts_with(const char (& prefix)[SubSize]) const {
return static_string_starts_with(*this, prefix);
}
template<size_t SubSize> constexpr bool ends_with(const static_string<SubSize>& suffix) const {
return static_string_ends_with(*this, suffix);
}
template<size_t SubSize> constexpr bool ends_with(const char (& suffix)[SubSize]) const {
return static_string_ends_with(*this, suffix);
}
constexpr size_t count(char ch) const {
return static_string_count(*this, ch);
}
template<size_t Index> constexpr auto split() const {
return static_string_split<Index>(*this);
}
constexpr unsigned long long hash() const {
return static_string_hash(*this);
}
constexpr char operator[](size_t index) const {
return data[index];
}
std::string str() const {
return to_string(*this);
}
std::array<const char, Size> data;
};
Операторы сравнения
Использование компаратора в виде функции неудобно и нечитаемо. Определим глобальные операторы сравнения:
template<size_t Size1, size_t Size2>
constexpr bool operator<(const static_string<Size1>& str1, const static_string<Size2>& str2) {
return static_string_compare(str1, str2) < 0;
}
Аналогично реализуем остальные операторы > <= >= == !=, для всех вариаций аргументов статических строк и строковых литералов. Здесь приводить их нет смысла из-за тривиальности.
Макросы работы с числами
Для удобства преобразования числа в статическую строку и обратно определим соотвествующие макросы:
#define ITOSS(x) int_to_static_string<(x)>()
#define UTOSS(x) uint_to_static_string<(x)>()
#define SSTOI(x) static_string_to_int((x))
#define SSTOU(x) static_string_to_uint((x))
Примеры использования библиотеки
Ниже приведены примеры реального использования реализованной библиотеки.
Конкатенация статических строк и строковых литералов:
constexpr auto hello = make_static_string("Hello");
constexpr auto world = make_static_string("World");
constexpr auto greeting = hello + ", " + world + "!"; // greeting == "Hello, World!"
Конкатенация статических строк, строковых литералов и чисел:
constexpr int apples = 5;
constexpr int oranges = 7;
constexpr auto message = static_string_concat("I have ", ITOSS(apples),
" apples and ", ITOSS(oranges), ", so I have ", ITOSS(apples + oranges), " fruits");
// message = "I have 5 apples and 7 oranges, so I have 12 fruits"
constexpr unsigned long long width = 123456789ULL;
constexpr unsigned long long height = 987654321ULL;
constexpr auto message = static_string_concat("A rectangle with width ", UTOSS(width),
" and height ", UTOSS(height), " has area ", UTOSS(width * height));
// message = "A rectangle with width 123456789 and height 987654321 has area 121932631112635269"
constexpr long long revenue = 1'000'000LL;
constexpr long long costs = 1'200'000LL;
constexpr long long profit = revenue - costs;
constexpr auto message = static_string_concat("The first quarter has ended with net ",
(profit >= 0 ? "profit" : "loss "), " of $", ITOSS(profit < 0 ? -profit : profit));
// message == "The first quarter has ended with net loss of $200000"
Парсинг URL:
constexpr auto url = make_static_string("http://www.server.com:8080");
constexpr auto p = url.find("://");
constexpr auto protocol = url.prefix<p>(); // protocol == "http"
constexpr auto sockaddr = url.suffix<p + 3>();
constexpr auto hp = sockaddr.split<sockaddr.find(':')>();
constexpr auto host = hp.first; // host == "www.server.com"
constexpr int port = SSTOI(hp.second); // port == 8080
Итерация по символам в обоих направлениях:
constexpr auto str = make_static_string("Hello");
for (size_t i = str.begin(); i != str.end(); ++i) // вперед
std::cout << str[i];
std::cout << std::endl; // Hello
for (size_t i = str.rbegin(); i != str.rend(); --i) // назад
std::cout << str[i];
std::cout << std::endl; // olleH
Ссылки
Библиотеку, реализующую все вышеперечисленное, можно взять в моем github
Спасибо за внимание, замечания и дополнения приветствуются.
Update
Реализовал пользовательский литерал _ss для создания статических строк из строковых литералов:
template<typename Char, Char ... Chars>
constexpr basic_static_string<Char, sizeof ... (Chars) + 1> operator"" _ss() {
return {Chars ..., static_cast<Char>('\0')};
};
Функцию make_static_string() запрятал во внутренний немспейс, все стало выглядеть приятнее:
constexpr auto hello_world = "Hello"_ss + " World";
if ("Hello" < "World"_ss) { ... }
constexpr auto hash = "VeryLongString"_ss.hash();
Добавил шаблонный параметр Char вместо char:
template<typename Char, size_t Size> struct basic_static_string {
// ...
std::array<const Char, Size> data;
};
Сделал специализации для char и whar_t, нижние используются в качестве неймспейсов, чтобы дергать статическую concat, которую внес в структуру статической строки:
template<size_t Size> using static_string_t = basic_static_string<char, Size>;
template<size_t Size> using static_wstring_t = basic_static_string<wchar_t, Size>;
using static_string = basic_static_string<char, 0>;
using static_wstring = basic_static_string<wchar_t, 0>;
Теперь все работает и для "широких" литералов:
constexpr auto wide_string = L"WideString"_ss;
constexpr int apples = 5;
constexpr int oranges = 7;
constexpr int fruits = apples + oranges;
constexpr auto str3 = static_wstring::concat(L"I have ", ITOSW(apples), L" apples and ",
ITOSW(oranges), L" oranges, so I have ", ITOSW(fruits), L" fruits");
static_assert(str3 == L"I have 5 apples and 7 oranges, so I have 12 fruits", "");
std::wcout << str3 << std::endl;
Поправил метод size(), теперь size() и length() возвращают длину строки без учета нулевого символа, для получения размера массива нужно использовать sizeof():
constexpr auto ss1 = "Hello"_ss;
static_assert(ss1.length() == 5, "");
static_assert(ss1.size() == 5, "");
static_assert(sizeof(ss1) == 6, "");
Обновленная версия лежит на github
Спасибо всем за полезные комментарии.
Комментарии (44)
AndreySu
06.11.2018 09:42Возможно ли такие строки определять в шаблонных параметрах?
5nw Автор
06.11.2018 15:06Нет, но можно например использовать такой workaround с помощью хэшей:
template<unsigned long long> constexpr auto greet() {return "Hello, guest!";} template<> constexpr auto greet<static_string_hash("alice")>() {return "Hello, Alice!";} template<> constexpr auto greet<static_string_hash("bob")>() {return "Hello, Bob!";} constexpr auto name = make_static_string("alice"); constexpr auto greeting = greet<name.hash()>(); std::cout << greeting << std::endl;
AndreySu
06.11.2018 15:34Не очень понял где тут хэш и как достать саму строку из щаблонного параметра?
5nw Автор
06.11.2018 16:26Прошу прощения, прочитал "определять" как "передавать"
В C++ известная проблема со строковыми литералами в шаблонных параметрах, поэтому если так хочется именно в шаблонных параметрах, то придется определять строку как список символов, например так:
template<char ... Chars> struct static_string{}; template<char ... Chars1, char ... Chars2> constexpr auto static_string_concat( const static_string<Chars1 ... >& str1, const static_string<Chars2 ... >& str2) { return static_string<Chars1 ..., Chars2 ...>{}; } template<char ch, char ... Chars> std::ostream& operator<<(std::ostream& os, const static_string<ch, Chars ...>& str) { os << ch << static_string<Chars ... >{}; return os; } std::ostream& operator<<(std::ostream& os, const static_string<>& str) { return os; } constexpr static_string<'a', 'b', 'c'> str1; constexpr static_string<'d', 'e', 'f'> str2; constexpr auto str = static_string_concat(str1, str2); std::cout << str << std::endl;
Честно говоря, этот вариант я тоже рассматривал, но в итоге ничего толкового из него не вышло
Taraflex
06.11.2018 09:45+1Вместо имен вида static_string_concat было бы наверное красивее создать отдельный неймспейс в стиле static_string::concat
Тип символов вынести в шаблонный параметр для поддержки wchat_t
Serge78rus
06.11.2018 10:07+1Нехорошо, что Ваш тип struct static_string, с интерфейсом, похожим на std::string, в отличие от последнего имеет функции
, возвращающие разные значения, что может приводить к множеству ошибок.constexpr size_t length() const { return Size - 1; } constexpr size_t size() const { return Size; }
tgz
06.11.2018 10:16+2В то время как rust научился проверять валидность sql запросов на этапе компиляции, в цпп не могут проинициализировать и сложить 2 строчки без UB и рулонов кода.
eao197
06.11.2018 11:12-1А Rust уже научился автоматически конвертировать существующий C++ный код в код на Rust-е? Ну вот чтобы не нужно было сопровождать мегатонны унаследованного C++ного кода, который, сюрпраз-сюрпрайз, работает и приносит деньги. И чтобы не нужно было этот код вручную с нуля на Rust переписывать. А просто запустил волшебный тул и получил вместо копролитов мамонта на C++ свежий и благоухающий фиалками код на Rust-е.
0xd34df00d
06.11.2018 21:29У меня есть самописная библиотечка, генерирующая запросы по типам данных (и, естественно, написанным на плюсах выражениям, для where/etc). Джойны, поддержка агрегатных функций, проверки, что не сравниваете апельсины с бананами или что не делаете джойны в where-условиях delete (а можно было бы сделать с субзапросом, но мне пока лень). Масштаба тыщи строк где-то.
mayorovp
07.11.2018 08:45А чем джойны в where-условии delete отличаются от джойнов в where-условии select или update?
0xd34df00d
07.11.2018 16:21Тем, что их там нельзя, по крайней мере, в sqlite.
Посмотрел исходники, чего там как у меня — похоже, я с update перепутал. Насчёт delete не знаю, смотреть надо.
eao197
06.11.2018 10:45Поскольку constexpr for еще не изобрели
Э… https://wandbox.org/permlink/o1dC3wWbXzEPy7Z1
Вы точно про C++14 говорите?
TargetSan
06.11.2018 10:54https://en.cppreference.com/w/cpp/string/basic_string_view/basic_string_view
Плюс
https://en.cppreference.com/w/cpp/string/basic_string_view/operator%22%22sv
Всё придумано до нас.
xroft
06.11.2018 12:29Статья очень напоминает вот эту akrzemi1.wordpress.com/2017/06/28/compile-time-string-concatenation. Может вы забыли тег «перевод»?
IRT
06.11.2018 12:29>порядок инициализации глобальных объектов не определен
Это почему это? Можно заставить компилятор инициализировать глобальные переменные в определенном порядке.
Для GCC это init_priority
Для VC++ #pragma init_seg5nw Автор
06.11.2018 12:40В стандарте не определен насколько я помню, init_priority и #pragma init_seg это фишки отдельных компиляторов
masterspline
06.11.2018 19:05Для упорядочивания инициализации глобальных объектов человечество изобрело
Синглтон Майерса// plugin.h inline const std::string& PLUGIN_PATH() { static const std::string PATH = "/usr/local/lib/project/plugins/"; return PATH; } // sample_plugin.h inline const std::string& SAMPLE_PLUGIN_LIB() { static const std::string PLUGIN_LIB = PLUGIN_PATH() + "sample.so"; return PLUGIN_LIB; }
NBAH79
06.11.2018 14:41а для чего это надо то
auto str = «hello» + «world»;
если можно сразу написать
auto str = «helloworld»;
т.е. просто в какой момент получается что всё статично, но при этом не совсем? как?5nw Автор
06.11.2018 14:47В статье есть пример с плагинами, есть директория с плагинами path = "/path/to/plugins/" и два плагина plugin1 = "plugin1.so", plugin2 = "plugin2". Чтобы не писать два раза путь так plugin1_path = "/path/to/plugins/plugin1" и plugin2_path = "/path/to/plugins/plugin2" мы используем конкатенацию plugin1_path = path + "plugin1" и plugin2_path = path + "plugin2"
Да, все полностью статично, то есть конкатенация происходит на этапе компиляцииAKudinov
06.11.2018 14:51#define path "/path/to/plugins/"
#define plugin1_path path «plugin1»
#define plugin2_path path «plugin2»
Не?5nw Автор
06.11.2018 14:53Как вариант, правда я не уверен, что все операции со строками, которые описаны в статье, возможно реализовать на макросах
NBAH79
06.11.2018 15:53Мня опередили по макросам )
Путь до плагина сколько раз в программе используется? Один раз при запуске? Это экономия на спичках, мне кажется, и приведет она не только к захламлению кода но и к чему то типа «стоимость товара: один рубля»…
P.S. Была книга 10 лет назад по шаблонам где человек считает таким методом чуть ли не интегралы, а результат программы лишь вывод окончательного результата. Но тема так и не пошла )) И кстати, Intellisense какбы не повесился.5nw Автор
06.11.2018 16:46Если у Вас в проекте это не дает большого выигрыша, то конечно, не следует это использовать. Я уверен, в большинстве случаев constexpr char[] будет достаточно.
P.S. А в Nvidia, например, используют compile-time хэш таблицу
https://www.youtube.com/watch?v=kUbWYdlS9v0&list=PLZN9ZGiWZoZoFa2q0NqD6metQxavT2JYP&index=19NBAH79
06.11.2018 17:33Да я не говорю что это плохо, спасибо, на самом деле очень интересно было посмотреть на результат. Уверяю Вас, сейчас компьютеры очень не тупые и «молотят» так, что иногда удивляешься. Я тут недавно делал проект OpenGL с 2д физикой сурьезной, 300-400тел, и сам не понимал в начале реально ли, потянет ли современный комп. Короче, в результате получил 500-600фпс вместе с отрисовкой, и понял какая это мощь… Видели бы вы эти расчеты… После этого конкатенация строк выглядит как шутка
a-tk
06.11.2018 18:33+1const char* helloWorld = "Hello " "world"
Не?.. Конкатенация на этапе компияции.
5nw Автор
07.11.2018 05:09Обновил статью с учетом замечаний
iig
07.11.2018 11:18Ну, тогда докину еще одно ;)
КМК путь к директории может быть записан и без разделителя в конце. Если кто-то не сильно внимательный исправит PLUGIN_PATH вот так:
const std::string PLUGIN_PATH = "/usr/local/lib/project/plugins";
, будет неочевидно и неприятно. Кроме того, в некоторых ОС используется другой разделитель — это тоже неплохо предусмотреть.
mayorovp
Почему вы не стали использовать пользовательские литералы вместо страшного make_static_string?
5nw Автор
Спасибо, учту