Хочу рассказать о постройке электровелосипеда для ежедневного коммутинга на работу, на базе складничка с 20" колёсиками.
Давно хотел я сконвертировать обычный велосипед, на котором круглогодично на работу ездил, ибо коленки старенькие и не очень здоровые уже, встречный ветер, и это вот всё, но по настоящему собрался только примерно год назад.
Заказал на алиэкспрессе к новому году мотор-колесо MXUS XF07F ( на переднюю ось), самый дешевый контроллер для трехфазных моторколёс постоянного тока с ебая — на 36/48V, 17A, обошёлся в 10 долларов с доставкой. Моторколесо, кстати, в сотню вышло.
Ну и ещё — ручку газа с индикатором напряжения и ключом зажигания в одном блоке.
Остальное всё на месте покупал — провода сечением 2.5 квадратных миллиметра для силовой магистрали, автомат на 10 ампер, разьёмы, и прочие мелочи.
Аккумуляторы, в виду дороговизны, и возможных проблем с пожароопасностью у литий — ионных и полимерных, решил поначалу использовать свинцовые герметичные с UPS.
Какраз подвернулись б\у, 5 лет отработавшие в установке панасоники на 12v 7.2 ah.
Весят они порядка 2.5 кило на элемент, то есть батарея на 36 вольт получается порядка 8 килограмм, на 48 вольт — 10 кило.
Решил начать с 36 вольт, соединив 3 штуки последовательно, а заряжать имеющейся автомобильной зарядкой на 12 вольт, перекоммутируя всё хозяйство каждый раз в параллельное соединение.
Ах да, ещё купил ваттметр G.T Power 150A Watt Meter для мониторинга важных параметров — мгновенной мощности, напряжения на батарейке, тока.
Сначала, вкратце, первые впечатления: великолепно, просто великолепно!
Даже если немного помогать только на разгоне с нуля, тратя на поездку в 2 километра всего по 2-3 ваттчаса — помощь скрипящим коленкам трудно переоценить, ведь самая вредная, для них, нагрузка, именно при малых «оборотах».
Ну а так, в среднем, оказалось, что максимальная скорость при 36 вольтах питания составляет 18 километров в час ( что очень неплохо, ибо от ног я в основном ездил с скоростью 15 — 16 кмч), без помощи педалями, а расход электричества составляет порядка в районе 10 ваттчасов на километр.
Реально с моих свинцовых батарей снимать порядка по 40-50 ваттчасов с одного элемента, то есть батарейка на 36 вольт отдаёт порядка 150 ваттчасов или чуть менее, и хватает её на примерно 15 километров пробега.
Позже поставил в дополнение к ваттметру аналоговый амперметр с шкалой до 15 ампер — для обратной связи и более наглядного контроля происходящего.
Зиму отъездил на 36 вольтах, хотя 48 тоже попробовал — но зимой скользко, а на повышенном напряжении.
эта штука становится более «бешеной», тонко дозировать тягу ручкой газа становится труднее — а пробуксовка переднего колеса на льду — штука не очень хорошая, тут и до падения недалеко.
Хотя, в общем, считаю, что передний привод на электровело стабильнее заднего — курсовая устойчивость, особенно в скользких условиях, лучше, шанс навернутся — меньше.
Летом перешёл на 48 вольт, максималка возросла до 23 кмч, пробовал и 60 вольт сетап ( 5 батареек последовательно) — скорость ещё выросла, и составила порядка 28 кмч, но контроллер начал вести себя странно, и из боязни пожечь его, и оказаться в пешкоездах, пока новый контроллер ко мне будет ехать, использовал 60в сетап только изредка, при длинных поездках ( 10 км в одну сторону).
При коротких поездках вроде и 23 км/ч вполне ничего скорость, добираешься достаточно быстро.
Интересующимся темой могу посоветовать обширный ресурс по электротранспорту.
На этом закруглюсь. Возможно, позже напишу более развёрнутую статью, ибо тема сия весьма глубока и довольно широка есмъ…
Удачи в электрификации!
Ах да, весь первичный проект электрификации обошёлся мне в районе 250 евро, не считая аккумуляторов, цены на который у нас начинаются в районе 10-15 евро за штуку…
Комментарии (93)
wdraco Автор
09.11.2018 15:50умное слово, чтобы казатся значительней :))
ежедневная езда по делам, транспортинг
незнаю, как по русски кратко будет…mambet
09.11.2018 22:31(здесь была шутка)
Задумался о синониме слова «коммьютинг», даже погуглил, и что-то ничего не пришло ни в голову, ни в гугл.wdraco Автор
09.11.2018 22:45commute
gerund or present participle: commuting
1.
travel some distance between one's home and place of work on a regular basis.
«he commuted from Corby to Kentish Town»
synonyms: travel to and from work, travel to and fro, travel back and forth, come and go, shuttle
«they commute on a stuffy overcrowded train»mambet
09.11.2018 22:47+1Нет-нет, значение слова я прекрасно понимаю; просто это очевидный англицизм, хотелось придумать ему какую-то красивую и, главное, короткую аналогию в русском языке.
Alexeyslav
09.11.2018 16:13+1Корзинка-то магазинная…
Фонарик в качестве велосвета так себе идея, на него нужна профилирующая линза чтобы весь поток света направить не по кругу а преимущественно вниз и по всей ширине дороги, так у вас большая часть света уходит «в небо» и встречным пешеходам в глаза. Как альтернатива специальной линзе формирующей световой поток есть просто линза френеля вместо штатного стекла фонаря, она хотя бы поток основного луча света делает широким и его можно больше направить на дорогу более равномерно осветив участок дороги а не небо. Ну и пешеходы спасибо скажут за меньшее ослепление. Может, ещё и поляризационную пленку поставить, так плюс будет и встречным водителям.wdraco Автор
09.11.2018 16:28фонарь светодиодный, XML-T6, пучёк достачно узкий, выраженный, и можно прицелить так, что освещает что надо — так что не думаю, что тут есть проблема.
но собираюсь 3-ваттный фонарь для электровело купить, с питанием напрямую от батарейки — диапазон до 80 вольт вроде…Alexeyslav
09.11.2018 16:56+1Именно в этом и проблема, в узком пучке. Он должен быть широкий плоской формы и дополнительно широкий фоновый до 120 градусов ближнего действия.
Alexeyslav
12.11.2018 09:50Что-то вроде такого распределения
Этот вот
Питание прямо от главной батареи плохая идея, и сомневаюсь что вам удастся такой купить(если вообще найти решение) по вменяемой цене. Сели тяговые аккумуляторы — и всё, вы без света. Присмотритесь к последней ссылке. Довольно интересный фонарь для велосипеда. Маленький, яркий, достаточно долго светит и с нормальным профилем(поверим на слово китайцам) распределения света.wdraco Автор
12.11.2018 10:55>Питание прямо от главной батареи плохая идея
я считаю, что это хорошая идея.
их есть немало в алиэкспрессе.
с следующей зарплаты попробую один за 6 евро купить.
тяговая батарейка -относительно большая, и не садится внезапно.
на момент, когда энергии в ней будет мизер, и нагрузка 3-амперным током будет опускать напряжение на ней до 50 вольт при 60 номинала, и отрубать контроллер электровелросипеда,
энергии там ещё будет достаточно, чтобы 3-ваттный фонарь от неё ещё часами мог светить.
по поводу ваших рисунков — как я уже сказал, меня вполне устраивает XML-T6 фонарь — и распределением света, и яркостью.
как для велосипеда — вполне хорошый источник света.
основываясь на опыте и практике.
Methos
09.11.2018 16:45-2от 15 км начинается только самое интересное, а тут бац и кончилось электричество, и нужно везти дальше ненужный груз.
15 км это вообще ниочем, это до магаза прокатиться на полчаса.
серьезные поездки по лесу начинаются от 30, это от 7 часов покатушка
а ваша игрушка поиграться и выкинуть аккумы
wdraco Автор
09.11.2018 16:49+3я считаю, что электротранспорт — это транспорт ближнего прицела.
на работу и по городу, в интернетмагазин за заказом сьездить — мне хватает.
в таллин одним днём сгонять, или в лес — есть мопедка 100 кубовая, которая 1.7 литра на сотню жрёт, и заправить её снова — 10 минут…Methos
09.11.2018 23:17для 3...10 км — велик самое оно вообще.
зачем возить с собой тяжелые аккумы то на такое мелкое расстояние?
по плоскости вел сам катит =)))
wdraco Автор
09.11.2018 23:32Ну, кому катит — пусть катится и вэлком отсюда, в чём дело?
Я на своей жизни достаточно поездил на вело, и мне на электроприводе лучще нравится.
Даже если не принимать во внимание клени, встречный ветер, итдп…
x67
10.11.2018 17:13И все таки везти с собой 8 килограмм свинца и двигатели ради 10 километров для обычного человека, пусть и с больными коленями считаю неразумным. Объясню почему:
- Лишний вес — дополнительный момент при разгонах и торможении, причем весьма ощутимый — без заряда такой велосипед не принесет радости.
- Свинец — очень низкая плотность энергии. Пробег катастрофически маленький
- Опять вес — при падении совладать с такой махиной тяжелее, возможны более аерьезные травмы
- Вес+конструкция — аккумы нивелируют все преимущества складного велосипеда — он тяжелый и неудобный
Как видите, почти все тут обусловлено весом и конструкцией.
Не критики ради, советую, нескладной велосипед с 26, а лучше 28-29' колесами и 21 скоростью. При здоровой опорно двигательной системе хватает 3-5 скоростей на самом деле, но если колени больные, то тонкая настройка скоростей во время движения позволит максимально снизить пагубное влияние на колени. И это при 26+ диаметре позволит кататься с гораздо большим комфортом, нежели на этой махине со свинцовыми аккумами. Увеличится и скорость и накат и эффективность использования мускульной силы. И 10 километров уже никогда не будут долгой поездкой.
При том 13-14 килограммовый велосипед с полноценными колесами все равно удобнее будет перемещать через непроезжие зоны — переходы, общественный транспорт и тп.
Вы проделали большую работу при создании велосипеда и это заслуживает внимания, но иногда сущие пустяки как диаметр колес и наличие коробки передач позволяют достичь большего эффекта. Особенно с учетом используемых технологий.
wdraco Автор
10.11.2018 17:50я перед складнем на шоссере с 700c шинами ездил, и складник выбирал осознанно, поверьте.
по поводу допвеса — действительно, если ехать на педалях, это — минус.
но зачем ездить на электровеле с аккумуляторами — на педалях?
вы ведь не рассматриваете большой вес автомобиля как гигансткий минус в случае, если вы будете его толкать вручную — ибо наврядли вы автомобиль покупаете с прицелом на толкание руками, не так ли?
по поводу важных для меня нюансов при выборе складника —
во первых он габаритно меньше велосипеда с полноразмерными колёсами.
во вторых у него низкая рама — то есть на него не только садится и слезать удобнее,
но и при падении по скользкому — усть возможность вовремя выпустить шасси позволив велосипеду упасть находясь между ног, либо спрыгнуть.
с высокой рамой всё по другому — в течении ряда лет я ездил и зимой на шоссере с нормальной рамой, и таков мой опыт.
с электродвигателем за счёт мускульной силы соперничать — это тупиковый путь.
как я уже говорил — я его себе собирал для поездок на работу — при чём езжу на вело на работу почти круглый год. расстояние в 3 километра в одну сторону.
плюс, когда надо — по городу мотнутся до какого магазина и прочее.
на это рэйнджа мне вполне хватает, таким образом, велосипед отлично выполняет своё предназначение.
за плавность хода, кстати — она плавнее, если шины совсем как камень не накачивать, чем на 29" шоссере — за счёт ощутимо более толстой покрышки, полагаю.
алсо катание зимой, когда снег вроде натоптан, но при наезде колесом на него — проваливаешься — на педалях это был ад. нагрузка при мизерной скорости киломтров в 10-12 в час- адовая, пот с носа капал, и весь мокрый.
с помощью электро в таких условиях у меня полнопривод, и педалится довольно ненапряжно — за счёт того, что электродвигатель в таких условиях легко отдаёт свои ватт 500-600 мощности.Gugic
10.11.2018 22:04+1В следующий раз когда задумаетесь о смене велосипеда — рассмотрите вот такой вариант. Мозг противиться этой идее изо всех сил по началу, но чем дольше о нем думаешь, тем более идеальным именно для коммьютинга он наинает казаться. Если туда еще и мотор-колесо добавить…
wdraco Автор
10.11.2018 22:10недумаю, что буду чтото рассматривать, честно говоря.
складень меня вполне устраивал ещё и до электризации, а теперь и вовсе.
всем хорошь, в том числе тем что недорогой, не блесючий, и внимания воров тож не особо привлекает.
по статье вроде чуть переделанный бмх — не вижу в нём ни одного преимущества для комьютинга перед моим, даже если электрочасть с моего убрать.Gugic
10.11.2018 22:26+1Я так понял — вам от складника собственно складывание и не нужно. Эта штука так же как и 20" складник компактна, недорога, абсолютна неинтересна ворам, но обладает одним важным достоинством — очень жёсткой рамой, которой складник не имеет в силу конструкции. Плюс из-за изначальной направленности в прыжковые дисциплины — сильно более надёжными компонентами (тут и втулки и спицы и обода и каретка и педали). Ну и геометрия интереснее, хотя это уже вкусовщина.
Понятно что текущий складник менять на это смысла нет, но если вдруг будете собирать новый…
wdraco Автор
10.11.2018 22:30да, более жёсткая рама — это плюс, но в остальном…
если чтото другое буду собирать — то в сторону двуподвесов, наверное, буду смотреть.
велосипед без аммортизации — спина на ветер, ну его нафиг.
у меня подседельный штырь с амортизацией, типа, и это чтото даже даёт, но всётаки хорошего мало, имхо.
Am0ralist
11.11.2018 14:29В следующий раз когда задумаетесь о смене велосипеда — рассмотрите вот такой вариант.
Складные, например, можно в метро провозить, а с таким могут и не пустить…Alexeyslav
12.11.2018 10:01Боюсь колхозный электровел с свинцовыми аккумуляторами в багажнике точно в метро не пустят.
Am0ralist
12.11.2018 10:16Главное, чтоб он был сложен на входе, а вот свинец плох тем, что его ещё таскать на себе придется.
Так что я б предпочел Xiaomi, вот только он не под мою ростовку, например…Alexeyslav
12.11.2018 10:36Это не самое главное, с высокой вероятностью увидя аккумуляторы и провода к нему будут шмонать на входе.
wdraco Автор
12.11.2018 10:46вообще не совсем понимаю, зачем владельцу электровелосипеда — метро, либо какой другой вид общественного транспорта?
на электровело ведь доехать — быстрее....?Am0ralist
12.11.2018 11:1520 км по пересеченной местности?
Не. Подскок до метро в пару-тройку километров, а там спокойно сидеть) Именно на складной лангтушке я так и ездил в том году. Задумывался именно о складном с мотором указанной выше фирмы или самокате электро, все ж удобнее для этого они.
Am0ralist
12.11.2018 11:23Это не самое главное, с высокой вероятностью увидя аккумуляторы и провода к нему будут шмонать на входе.
— Провода прячутся в зарослях тросиков (от тормозов + от переключателей), кто не велосипедист — не заметит плюс пару тросиков лишних
— Моторы 250-350 ватт не слишком бросаются в глаза в колесах даже передних. Если ты в теме, то сразу заметишь, а прочие — нет.
— Остаются аккумы. С учетом, что свинец добавляет с десяток кг к массе вела — таскать его по лестницам будет тяжко. А литий прячут или в сумки, либо берут вообще кейса п-ля бутылка из под воды. Так что тоже решаемо.
Итого, вполне себе мимикрия под обычный складничок)
tyomitch
10.11.2018 17:54+1И все таки везти с собой 8 килограмм свинца и двигатели ради 10 километров для обычного человека, пусть и с больными коленями считаю неразумным.
Вы же понимаете, что большинство читателей вашего комментария в 10км поездку берут с собой не 8кг, а всю тонну лишнего веса?
wdraco Автор
09.11.2018 19:13Кстати, а зачем вообще в лес ездить, да ещё на 7 часов-то?
Заядлый грибник?
Я года 3 назад на мопедке по грибы поехал — привёз 3 маленьких гриба, и присосавшегося клеща.
Решил что оно того не стоит...Methos
09.11.2018 23:20и правда…
наверное и правда лучше в городе сидеть, дышать выхлопными газами, ездить в магазины…wdraco Автор
09.11.2018 23:30Лучще жить загородом, а если уж в городе — там и сидеть, а не с модным видом тратить своё свободное от рабства время на то, чтобы в лесу посидеть… ъ
Я так думаю (ц)
Dioxin
12.11.2018 11:31А вы за грибами ездили их экономической целесообразности что ли?
В магазинах давно все есть и куда как дешевле чем самому собирать/ловить/стрелять.
Досуг это не заработок.Am0ralist
12.11.2018 13:14А вы за грибами ездили их экономической целесообразности что ли?
Более того, некоторые этим зарабатывают даже.
Просто ездят успешнее автора) Так что б 1-2 корзины на человека даже пешочком собрать (а с машиной можно и поболее).
wdraco Автор
12.11.2018 13:18>за грибами ездили их экономической целесообразности что ли?
вестимо!
крахобор я тот ещё! :DAm0ralist
12.11.2018 13:23Знаете, везу я на велике как-то 3 корзины маслят и думаю «блин, их же еще сутки потом чистить...»
Может оно и хорошо, что вы всего 3 грибочка нашли)))wdraco Автор
12.11.2018 13:36ну, крайности никогда не были хорошим выбором.
а 3 всётаки маловато, да они и маленькие были — на номральный соус не хватило.
вот 10 — 15 штук было бы идеально.
а так только зря вермя и топливо потерял, плюс ещё клеща на себе заработал, одни минусы…
poloart
09.11.2018 19:20-1Я, конечно, понимаю, что «широка страна моя родная» и все такое
Но 15км!!! В подмосковье шаг в 15км — это уже ещё один город и даже на полной периферии МО.
Короче. Смотря, в какую сторону ехать.
Если совсем серьёзно разговаривать про серьёзные покатушки — так это четыре колеса, которые пролезают где угодно, ремонтируются на коленке и прут как танки через грязь и прочее. И советский «козлик» и «буханочка» тут просто заткнут за пояс большинство современных паркетников.
На велике вы туда просто не пролезете, даже затаскивая велик на себе.nevzorofff
09.11.2018 22:08+1Все эти козлики и буханочки, и нивочки постоянно ломаются. Несколько лет колесили по Южному Уралу — если есть русская машина, то она обязательно сломается. А иномарки, да ещё и на автоматах — все ехали.
И да, пешком с велом на горбе можно уйти существенно дальше, куда никакая колёсная техника никогда не заедет и не проедет.
mgremlin
09.11.2018 19:28Автор на ней не катается, а ездит.
У меня, например, два разных вела, кататься — один, а ездить — другой. И они совершено не взаимозаменяемы.
Hardcoin
09.11.2018 20:09+2Серьезные поездки? Попытка померяться, что ли? Откуда вообще критерий "серьезности" и почему именно семь часов? Про 30 км за 7 часов вообще молчу, за это время можно поехать сотню, а у вас почему-то критерий — 30.
betrachtung
09.11.2018 18:04+1Собрать такое, конечно, интересно и здорово, но лично я бы на те же 250 евро купил подержанный бюджетный велосипед и ездил в своё удовольствие, тем более речь идёт о совсем не велосипедных расстояниях.
wdraco Автор
09.11.2018 19:21Велосипед у меня уже был — за 70 евро.
На вело я до этого в общей сумме круглогодично года 4 уже ездил — 2 на шоссере, и 2 на этом складне.
Удовольствия особо не чувствовал — нет, оно конечно, лучще чем пешком, на трамвае, или в машине по пробкам, но…
Особеннр кргда встречный ветер, а то и с снегом или дождём…
На электро намного лучще.Methos
09.11.2018 23:43wdraco Автор
10.11.2018 00:00+2Мощный вброс, показывающий идеалы и шкалу ценностей, да…
Гордится там особо нечем, но поллитровый мот у меня есть. Cb500s.
215 не едет, да мне никогда скорость в чистом виде и ненравилась.
Одно время подумывал купить fj1200, но после тестдрайва понял, что мне оно ненадо.
И поллитра тоже вобщем то ненадо.
110 — 125 кубов — идеал — легкий, хэндлится как вело почти, жрёт мизер, максималка достаточна — в районе сотни.
adic3x
10.11.2018 00:41Если не секрет, вам сколько лет? Как после шоссера можно пересесть на это? Я серьезно спрашиваю, потому что вы пишете о скоростях 15 км/ч, и это несколько странная скорость для шоссера. Про ветер — на шоссере это не проблема, просто настроить посадку нормально, чтобы можно было сидеть пониже и было легче поддерживать скорость, но это актуально при средней за 30, ближе к 40 и выше.
wdraco Автор
10.11.2018 00:4742.
16 кмч — на складне.
Приветствую участника «тур де франс», кстати — нечасто удаётся видеть народ развивающий среднюю в 40+ на вело.
Только чего 40-то если сопротивление воздуха побоку — просто пригнутся побольше надо?
Чего уж тогда не 70 кмч в течении часа — двух, асъ?
Кстати на электровело с ваттметром отлично виден нелинейный рост потребления с ростом скорости…
В частности с не очень злым встречным ветром при скорости всего в 26 кмч я наблюдал цыфры в 800 ватт для поддержания сей скорости, на этом складне.
Как долго вы можете 800 ватт ногами поддерживать?
А киловатт?
А полтора?adic3x
10.11.2018 01:0240 км/ч на ТТ гонке, т. е. честные, с разворотом и стартом и финишем в одной точке и без вообще чего-либо, движущегося перед тобой и дающего аэроприемущество — это 2 разряд для мужчин на 10-20 км.
У меня основное направление — триатлон, получалоась средняя всего 32 (и это медленно, правда вел — шоссер с групповой геометрией, не тт) на 90 км, но это после плавания и перед бегом, а так длительное время могу поддерживать среднюю 35.
> Только чего 40-то если сопротивление воздуха побоку — просто пригнутся побольше надо?
> Чего уж тогда не 70 кмч в течении часа — двух, асъ?
Не совсем понял ;) Чем выше скорость — тем больше влияет посадка и сопротивление воздуху. При сильном ветре 30 км/ч против ветра по усилиям можно сопоставить с 40 км/ч по ветру. На спусках, при скоростях 60 км/ч можно тормозить приподнимая корпус (не до остановки конечно, но чтобы больше не разгонятся).
Это кстати актуально и для электробайков — особенно для китайского г****, когда моторы лепят на фетбайк с посадкой почти прямой: из-за тяжелых колес, никакого давления, аэросопротивлению запас хода падает, не буду говорить насколько, но может и в два раза)wdraco Автор
10.11.2018 14:18Ну, монстр просто, моё уважение.
А в турдефрансе средняя сколько — неужто под 60?
Я по молодости на шоссере под 60+ в воздушном кармане за фурами ездил местами.
Усилий это не требовало почти никаких, так что «30 против ветра» мне както кажется крайне несоответствующим моему опыту…tyomitch
10.11.2018 15:35wdraco Автор
10.11.2018 22:12получается, там второразрядники сплошь участвуют?
интересно, тогда, в каких соревнованиях участвуют МСМК, и какая у них там средняя?:)adic3x
10.11.2018 22:49Тур Де Франс — это многодневка, где много этапов именно групповая гонка. Ехать в плотной группе — примерно как ехать за фурой, хотя там множество нюансов именно тактических.
Я же писал про ТТ (тайм триал, гонка на время, гонка с раздельным стартом — разделка), как более объективную для любителя-одинокого катальца. Смысл в том, что старт и финиш в одной точке, и это либо гонка по кругу, либо туда-назад с разворотом, так что по идее и ветер и набор высоты компенсируется.
На треке километр элита едет в районе минуты, это средняя 60, но при этом куча сил тратится на разгон, особенно учитывая, что у них фиксы с одной передачей, разгонятся быстро на той передаче (интересно кстати, сколько у них там — 53 на 11 или что-то специфическое? Кое где встречаются системы для лосей, типа 54/40 или даже 56/42), на который ты едешь 60 км/ч — очень весело =)
Вот например, весьма зрелищные соревнования и для тех, кто к велоспорту отношения не имеет.
www.youtube.com/watch?v=LtYV35jFmks
BubaVV
10.11.2018 16:46800 Вт в таких условиях многовато, как мне кажется. Один раз на эргометре выдал киловатт в течении секунд 10 — так чуть не загнулся потом. При такой мощности уже заметно гнется рама. По ощущениям, с такой мощностью был бы разгон 40+ по ровному
Mad__Max
12.11.2018 02:58Ну так 26 км/ч собственный скорости и плюс где-нибудь 25-35 км/ч скорости встречного ветра (это не особо сильный ~ 8-10 м/с) и будет по энергозатратам как езда по ровному в безветренную погоду со скоростью порядка 40 км/ч
В табличке выше мощность указана уже полезная (механическая). При тесте на эргометре обычно тоже считается механическая.
А у автора статьи ваттметр очевидно показывает электрическую мощность потребляемую подключенной к нему нагрузкой. Так что тут нужно еще на КПД двигателя мощности накинуть, который у маленьких мотор-колес неважный.
AbstractGaze
09.11.2018 20:23Каждому свое, кто то вечерами и по 50 км просто так катается ради удовольствия, а кто то такое расстояние в жизни за раз не проедет — просто не понадобится. Мне вот самокаты нравятся и на первый велочай с полным рюкзаком по трассе я ехал 22 км в час (не электро), во всяком случае со слов заднего велосипедиста. Но я же не читаю морали что электро самокаты или вообще велосипеды это уныло) а тем более электро. Я вот вижу электро самокаты как транспорт для инвалидов у которых медленное передвижение пешком по каким либо причинам или пенсионеров. Велосипед тут как то не вариант.
glycol
09.11.2018 18:56О, Рига… А по теме, немного дороже уже можно взять готовый электросамокат, который будет легко покрывать 20-30 км на скорости 20-25. Без педалей вообще.
wdraco Автор
09.11.2018 19:18+1У самоката колёсики маленькие.
За счёт этого неровная дорога ( а где у нас ровную-то найти?), заезд на бордюры, движение по ДОП — намного более проблематично.
Не говоря про транспортировку грузов ( корзина сильно рулит, особенно при больной спине), и возможность на педалях доехать при высадке батарейки, вместо толкания пешком.
Ну и с горками там… тестировал у нас на одной горке ещё с старым контроллером против ксяомовского самоката, который за 500е стоит — он туда без помощи ногой вьехать не мог, я на 11кмч, и перегрузом, но всётаки вьезжал без педалей…
Вобщем, с практической точки самокат электровелу не конкурент, имхо.
Да и зимой со снегом самокат отдыхает. Я — езжу.AbstractGaze
09.11.2018 20:35Самокаты бывают разные, есть самокаты с 28 колесами и заводские, и нет. Я вот себе один собрал и второй сейчас собираю на таких колесах, но не электро. Сделать электро как вы сами уже знаете не проблема в принципе. Было бы желание или причина.
Те электро что сейчас есть, катают медленней меня, встречал уже. По мне это тротуарные самокаты.
По поводу зимы вы не правы, уже две зимы отгонял практически каждый день, главное купить за 150руб ледоступы на обувь для зацепа, если нет зацепа — придется топать пешком.
По поводу горок да, если она высокая — придется топать, но на самокате это не проблема, это доли секунды сменить режим перемещения. (опять же не электро, а электро тоже разные есть)
На счет грузов — у меня рюкзак на 40 литров, в котором базовый вес минимум 10 кг, инструмент и т.п. «на всякий» случай. Не мешает. Купил чтобы затариваться на рынке продуктами, так как рядом с работой, а у дома только один магнит. Сейчас дистанция до работы уменьшилась до 4.5 км.wdraco Автор
09.11.2018 20:40У вас спина, видать, хорошая.
Я както прочуствовал, каково это — переворачиватся с боку на бок в кровати 2 минуты, медленно, и каждую секунду ожидая вспышку боли.
Или не мочь стоять и сидеть больше пары минут — сперва слегка некомфортно, потом всё хуже и хуже…AbstractGaze
09.11.2018 20:54У меня не так все плохо, но в свои 34 уже пару грыж есть, недавно узнал. Самокат в движении укрепляет все, поэтому я на электро не буду переходить ибо не хочу ухудшить состояние — надо укреплять спину потихоньку.
Сумка на руле в плане управляемости будет сильно зависеть от наклона руля. Т.е. если нужна овощевозка, надо искать или делать такую под эти цели. Универсальности конечно не так много, но мы ее в данном случае особо и не требуем.
Am0ralist
09.11.2018 20:44Самокатики не плохо, но вот у меня с коленями так себе и самокат для меня это из разряда километр-другой до метро/электрички, и то — электрический.
На большее — лучше уж электро вел складной а-ля от xiaomi за тысяч 30 ± взять.
При этом на еще большее — для этого у меня аваланч есть, супругу только этим летом не раскатал, ей пока сложно и скорость поддерживать и долго ехать.
Grox
10.11.2018 02:19На всякий случай упомяну, что неправильный размер велосипеда и расстояние от седла до педалей может очень способствовать болезни колен. Скорее всего, вы в курсе.
uhf
10.11.2018 11:3310 кг на аккумулятор — это сурово. Я спаял батарею на 48 В из 13 литиевых элементов 21700. Вместе с платой BMS обошлось в $57, весит ровно килограмм. Пока езжу, все устраивает.
wdraco Автор
10.11.2018 14:11За возможность пожара в курсе?
На электротранспорте есть истории с полностью выгоревшими квартирами при самовозгорании лития, которые покруче боевика читаются.
Да и минимальная цена на литий ощутимо больше чем на свинец.
Но в целом литий лучще, да. Можт, в следующем году заборю свою жабу, и соберу полкиловаттную батарейку из 18650 за 300 -350 евро…
Ах да, ещё один, важный для меня, аспект — если по пути мне в магазин зайти надо, я цепляю вел тросом, и иду не беспокоясь.
Если у меня на нём будет килограммовая батарейка с стоимостью 200+ евро — кошки свербеть будут. Будет желание её с собой брать, чтоб не спёрли, а это — лишний предмет в руках и неудобство…tyomitch
10.11.2018 15:39За возможность пожара в курсе?
Храню свой электровел во дворе, так что максимум возможного ущерба при его самовозгорании — потеря этого самого велосипеда.Alexeyslav
12.11.2018 10:33Это летом(и то не в самую жару), а что делать зимой? Это гарантированный конец аккумуляторам.
Mad__Max
12.11.2018 03:25Просто не надо батарейки для вела из старых ноутбуков и подобных сомнительных источников выковыривать, как некоторые «умельцы» сдавшиеся на милость жабе делают.
Литиевых аккумуляторов куча разных видов, это не один тип. Использующиеся специально для транспорта ведут себя примерно так при повреждениях:
youtu.be/c0IHNrW0QOA?t=4m
Причем это далеко не самый безопасный и дорогой подвид литиевых. Но получше «ноутбучных». Набрать половину кВт*ч из таких обойдется дешевле 300 евро вместе с BMS.wdraco Автор
12.11.2018 09:57как бы вам сказать — даже электромобили тесла за кучу зелени горят весьма весело — в ютубе достаточно роликов.
по вашему, выходит, на теслах ьэкономят тна аккумуляторах, и китайский нонеим ставят?
в определённых условиях очень весело горит любой легкий литий.
LiFePo4 — эти да, практически безопасные, так же как и марганцевые, вроде — но емкость у них поменьше, плотность энергии — тоже меньше, и сборка выходит ощутимо дороже.
и тяжелее.Am0ralist
12.11.2018 10:22по вашему, выходит, на теслах ьэкономят тна аккумуляторах, и китайский нонеим ставят?
На видео аккумы теслы.
как бы вам сказать — даже электромобили тесла за кучу зелени горят весьма весело — в ютубе достаточно роликов.
и там от падения с велика или от зарядки в доме?
Или от того, что на высокой скорости впилились? А рядом, кстати, видосики как отлично и чаще горят бензиновые авто.
Вообще на форумах люди многие так себе относятся к ТБ изначально, как и подбору комплектующих, а квартиры и из-за неправильного газового оборудования постоянно горят, и курения в квартирах, и куче прочих причин. Просто подходить надо серьезно к безопасности.
Make_Pic
10.11.2018 14:11+1Хотелось все таки услышать опыт использования литиевых аккумуляторов. Возить 12кГ в корзинке как то не очень…
wdraco Автор
10.11.2018 14:14+2Возить то пофигу, в общем. А вот по лестнице куда таскать такой аппарат — да, нефонтан несколько.
Зато при неудачном падении нет возможности заиметь высокотемпературный костёр прямо под боком, цена ниже, никто красть не станет, скорее всего, да и можно поставить дома на зарядку, пойти спать, и быть уверенным, что не проснёшься от взрыва и пламени до потолка в том месте, где велосипед стоит… так что везде есть плюсы и минусы…Alexeyslav
12.11.2018 10:45От простого падения врятли выйдет костёр сразу. там не просто упасть надо, а конкретно так повредить аккумуляторы. Даже молотком в идеальных условиях так не выйдет с первого раза.
Даю идею: распотрошить неисправный свинцовый аккум и спрятать в его корпус литиевую батарею. Привлекательность снаружи — минимум, плотность энергии — максимум.
Тесла горит почему — да потому что катастрофические разрушения батарейного модуля, и концентрация энергии там высока. Ни разу ещё тесловский аккумулятор не загорался находясь просто на зарядке.
Кстати, при замыкании свинцовый аккумулятор тоже может устроить пожар.
old_gamer
Звучит круто!
По сабжу: спасибо, очень интересно!
wdraco Автор
это крайне краткая версия, ибо всётаки писать нормальный полог — весьма трудозатратно,
если есть интерес, подробнее можно почитать тут:
safedrive.su/variouss/148-bicycle-commuting-3.html
но вообще, ближе к зиме тут напишу обобщение всего моего нынешнего опыта с электровело ( почти год эксплуатации и ~1300 км пробега в общем)…
купил чуть более месяца назад мультивольтовую зарядку, оказалась не очень полезной, хотя заявлялись номинали 36\ 48\60\64\72 вольта, и на бумаге аж красота -всякие режимы, выставление максимального вольтажа, и прочее...:\
Alexeyslav
Вот интересно… аккумуляторы у вас 5 лет отпахали и ещё держатся, а я один 3-х летний пришлось заменить потому что 10 секунд держал, так он потом через неделю после замены совсем сдох — ток КЗ 20-30мА всё, хоть кол теши видимо одна ячейка совсем осыпалась. Взял менее брендовую батарею, так она уже через год заметно сдала, сразу через 10-20 сек работы бесперебойника уже пишет уровень заряда менее 15% т.е. тоже уже ушаталась и большие токи уже не держит.
Где качественные батареи брать? какого производителя?
wdraco Автор
у нас на работе большая установка бесперебойного питания, сидит в помешении с кондишкой.
читал, что одна из основных причин выхода свинцовых акб из строя в установках бесперебойного питания — высокая температура.
если температура батарейки на уровне 20 цельсия, и поддержание напряжения в правильных пределах ( 13.2в? ), то вроде достатоно долго живут.,…
батарейка меня самого удивила, думал, километров на 200, может, 300 хватит, а вон — уже больше тыщи накатал, хотя теперяшние зарядки в последовательном соединении, имхо, гробят батарейку.
перед этим параллельно ctek mx05- ым на микроконтроллере заряжал.
по поводу 20-30ма кз — скорее похоже на сульфатацию, или выкипание электролита.
при осыпании банки она обычно даёт кз, и напряжение максимально заряженной батарейки становится в районе 11 вольт.
от сульфатации вроде несколько помогает контрольно треннировочные циклы — разрядка до 11 вольт слабой нагрузкой — скажем, мощную лампу накаливания на 220 вольт воткнуть — и зарядка опять же, малыми токами — в районе 0.1 ампера — подобрать слабую зарядку от рутера или ещё чего, либо последовательно лампочку накаливания включить в цепь при зарядке…
Alexeyslav
Именно так и сделал, после чего она свалилась вот в такой режим с КЗ 20-30мА. Поначалу, как с бесперебойника вытащил она ещё казалась нормальной, через неделю уже едва тянула 1А нагрузку, решил потренировать таким же образом — в результате стало ещё хуже. Чесно говоря, меня бы устроила и калечная батарея из 5 ячеек вместо изначальных 6-ти… знать бы только где точно просверлить отверстия в соединяющие шины, чтобы можно было найти и исключить сдохшую ячейку. Но я так подумал… проще снести батарею к мусорке.
Можно кстати ещё попробовать заряжать батарею солнечными панелями, получая так сказать наиболее чистый вариант энергии(с розетки-то преимущественно идёт энергия с угольных электростанций).
wdraco Автор
Я в молодости как то пытался стартерные акб авто восстанавливать при сульфатации.
В результате решил, что бесполезно — времени тратится вагон, а акб вскорости всё равно дохнет…
Mad__Max
Лучше проверить и скорее всего сменить ИБП. Или принудительную вентиляцию в имеющийся приколхозить.
Как правильно написали свинцовые «гелевые» аккумуляторы типа используемых в ИБП очень не любят повышенные температуры. От производителя и модели это различается, но не особо сильно (против общей для всех физики и химии не попрешь) — нагрев не любят все. Во многих моделях чуть ли не в 2 раза прогнозный срок службы на каждые +10 градусов снижается.
А в компактных и не вентилируемых принудительно ИБП внутри часто и 40-50 градусов бывает при работе, в особо запущенных и до 60. Электронике и силовым схемам на это пофиг — для них это вполне нормальная температура, с самим ИБП ничего не случится. А вот АКБ дохнут быстро. Но это уже не моя(производителя ИБП) проблема (с).
Пользователи в результате ругаются на «поганые батареи», хотя надо было бы ругаться на поганый ИБП.
Еще иногда (хот это намного реже встречается) — подзарядка слишком большим напряжением. Тоже косяк ИБП, а не батарей.
Alexeyslav
Температура батареи не отличается от комнатной. «Работает» ИБП по своему прямому назначению, когда там становится по-настоящему жарко, 2-3 раза в год. Когда идёт работа от сети, единственное чему греться — схема подзарядки, но она не подогревает аккумулятор.