Does a dog have Buddha-nature?
This is the most serious question of all.
If you answer yes or no
You lose your own Buddha-nature.


На Хабре и Гиктаймсе время от времени появляются посты с обзорами игр для программистов, но в большинстве случаев это или Лого с графикой, или казуальные настолки. Иногда хочется чего-нибудь посложнее и поматематичнее. Как, например, Zendo, выпущенной в 2001 году Кори Хис и полуившая несколько наград. Представляет она собой соревновательную игру, построеннуюна мат.индукции и дзэн-коанах.

В ней игроки пытаются угадать придуманную мастером закономерность, напрямую не конфликтуя друг с другом, но при этом ограничивая друг друга в количестве информации, чего и пытался добиться автор (кстати, эта история решений по игровой механике сама по себе интересна).




Жаль, конечно, что этой игры нет ни в Игроведе, ни в Мосигре, но, на самом деле, все эти карточки и фишки, входящие в состав игры не понадобятся. Вместо оригинальных пирамидок можно использовать цветные фишки разных размеров, форм и цветов (даже просто просто вырезанные из бумаги или взятые из других настольных игр), это несколько ограничит сложность правил.

Один игрок — мастер, в его распоряжении часть игровых фишек (далее — фишки) и достаточное количество «фишек ответа» (можно взять черные и белые камни из го, далее — камни), а также «фишки догадки» (далее я буду использовать слово «монетка»). Его роль — выбрать некоторое правило, по которому он будет составлять игровые фишки.

Например, это правило формулируется как «есть синий» (Будда-дхата правило, в оригинале A koan has the Buddha-nature if it contains at least one green piece). Мастер должен сразу же из игровых фишек сложить два начальных коана, правильный, выполняющий условие (пометив его белым камнем), и неправильный (пометив его черным камнем).

Остальные становятся учениками, которые это правило должны отгадать и получают по одному белому и черному камню. Каждый ход ученик может выбрать одно из действий:

1. Выложить свой коан из игровых фишек и сказать

1а. «Мастер». Мастер при этом кладет белый или черный камень под коаном, в зависимости от того, удовлетворяет коан загаданному правилу или нет.

1б. «Мондо». Каждый ученик (включая того, кто сейчас ходит) и мастер зажимает в руке один из камней «догадки» в зависимости от того, как он считает, удовлетворяет текущий коан загаданному правилу, или нет. Потом все одновременно их показывают, и все, у кого цвет камня совпал с цветом камня мастера, получают монетку. Монетки у учеников сохраняются на всю игру, пока их не потратят.

2. Или попытаться угадать правило, назвав его. За это он должен потратить одну монетку (если она у него есть) и сказать, например, «три фишки».

2а. Если ученик угадал, то все фишки из коанов возвращаются в кучу, а мастер загадывает новое правило.

2б. Если же нет, мастер должен опровергнуть утверждение ученика новым коаном, т.е. выложить правильный коан, который не удовлетворяет предположению игрока (например, четыре фишки, одна из который синяя) и белый камень под ним. Или, наоборот (если хочет поиздеваться в духе дзэн-коанов), такой коан, который удовлетворяет предположению ученика, но при этом является неправильным по отношению к тому, что загадал мастер (например, три фишки, но ни одной синей) и под ней черный камень.

Стоит заметить, что этот шаг — возможность подсказать игрокам, в каком направлении двигаться в своих предположениях, и дзэн-мастер должен пользоваться им с умом. Так же, как и подсказками, что такой коэн уже выкладывали на поле.

2в. Если даже ученик не угадал, пока у него есть монеты, он может потратить еще одну на еще одну попытку угадывания.

Иначе ход передается следующему игроку. При этом все коаны и камни под ними остается на столе.


Как вы видите, правила простые и достаточно четкие, чтобы ограничить игроков, но при этом создать достаточный соревновательный потенциал, если у вас в компании наберется от трех программистов или людей с техническим складом ума.

Какие правила загадывать — зависит от того, что вы используете в виде фишек. В случае самодельных картонных, можно использовать количество, форму, цвет, размер, ориентацию (поворот относительно других фишек), направление. Конечно, чем сложнее фишки, тем сложнее и возможные правила, поэтому можно склеить из бумаги пирамидки, или использовать разных миплов из разных настольных игр. Главное, чтобы вам хватило фишек на то, чтобы хоть кто-то догадался, что за правило вы загадали.



При этом правила надо составлять таким образом, чтобы они были краткими, не допускали двояких толкований и легко формулировались. И здесь у русского языка есть преимущество перед английским. Вместо «all its pieces are the same color», можно использовать двусложные правила вроде «больше двух», «один синий», «все одинаковые», подспудно обучая игроков новым видам условий и новым условиям. Потом перейти к более сложным «нет больших квадратиков», «хотя бы три», «не больше двух», «две фишки прикасаются», «одна фишка повернута». При этом количество слов в правиле может быть подсказкой, которую можно озвучить в начале игры.

Давайте попробуем сыграть небольшую партию с Элис и Бобом, которым мастер хочет помочь достичь просветления.

Вначале мастер выкладывает начальные коаны и жестом разрешает ученикам начать.

Нетерпеливый ученик Элис собирает свой коан и просит подтвердить его у мастера. И он оказывается подходящим под Будда-дхату.

Уравновешенный ученик Боб же говорит «Мондо», собрав свой коан, и все тянут друг к другу руки с зажатыми камнями. Когда они открывают кулаки, оказывается, что только Боб угадал, что этот коан не проходит под правило мастера. Вот такой у него был хитрый план — попытаться понять по негативному утверждению, и при этом заработать поощрение от мастера.

Тогда темпераментный ученик Элис в свой ход тратит монету, заработанную, когда они угадывали предыдущее правило, и предполагает, что закономерность — «Большинство желтые». Но это не так, и мастер приводит пример коана, когда желтые в меньшинстве, и все же коан — Будда-дхата.

Все еще не уверен в своем варианте умиротворенный ученик Боб, но время и очередность ходов ограничивают его в выборе, поэтому он решается потратить только что заработанную монетку на догадку, которая все же оказывается верной.

Как отслеживать «выигрыши» в этой игре — дело ваше, но на самом деле, большинство людей с техническим складом ума будут получать удовольствие даже от отгадки сложных правил, и от напряжения невидимой конкуренции между игроками, которое создается правилами игры.

Надеюсь, у вас есть с кем сыграть в нее, вам обязательно понравится!

См. также


Несколько правил для новичков
Способы построения правил
Еще примеры правил

Комментарии (22)


  1. GlukKazan
    12.07.2015 23:51

    Проапгрейженные "Быки и коровы".


    1. Rasifiel
      13.07.2015 00:59
      +4

      Скорее формализованные некооперативные данетки


  1. PapaBubaDiop
    13.07.2015 05:12
    +2

    Похоже на любимое развлечение детства- тесты Айзенка. В живой компании для N>4 человек есть аналог, игра «Я возьму в поход...».


    1. marapper Автор
      13.07.2015 10:34

      «Ты не пойдешь со мной на Северный полюс!»


      1. PapaBubaDiop
        13.07.2015 10:41
        +1

        Возьмите меня, Пожалуйста)


  1. PapaBubaDiop
    13.07.2015 05:21
    +2

    Желтая парящая птица.

    Это я не с ума сошел, это ответ к фотографии ребуса.


  1. MiXaiL27
    13.07.2015 06:46
    +2

    Что-то похожее было в текстовых квестах Space Rangers II.


    1. GlukKazan
      13.07.2015 09:25
      +1

      Было. Квест называется «Элус».
      Ещё есть вот такая игра.


  1. gromozeka1980
    13.07.2015 10:28
    +1

    Обожаю эту игрушку. Долго думал как реализовать что-то такое в виде single-player приложения, кончилось всё вот этим безобразием — play.google.com/store/apps/details?id=org.gromozeka1980.caterpillar_logic (бесплатно, без рекламы и СМС :) )


    1. marapper Автор
      13.07.2015 10:32

      Ну я тоже анализировал. Сложно и теряется часть «напряжений» механики в случае сингл-плеера. Плюс остается сложность — негативный ответ «мастера» в случае неправильного ответа хз как реализовать. Судя по всему, вы упростили эту часть и ограничили последовательность только цветами?


      1. gromozeka1980
        13.07.2015 10:39

        у меня вообще нет называния правила. я долго над этим думал — то ли парсить естественный язык, то ли ввести какое-то подмножества языка, в конце концов я подумал, что правило можно вообще не называть, если человек решил, что он понял закономерность, он проходит «экзамен» из 15 вопросов. ответил — молодец, не ответил — продолжай думать.


      1. gromozeka1980
        13.07.2015 10:41
        +1

        Да, кстати, я счастливый обладатель оригинальных пирамидок.
        Покупал здесь — www.miniaturemarket.com/catalog/product/view/id/23719/s/loo048
        Их тут всегда мало, надо охотиться, дождаться когда будет 5 сетов и быстро заказывать :)


        1. marapper Автор
          13.07.2015 11:17

          1. gromozeka1980
            13.07.2015 11:18

            ну можно и эти, там только в цвете разница. мне классические цвета больше нравятся :)


            1. marapper Автор
              13.07.2015 11:37

              В детском магазине еще можно такие купить ^_^.


              Или взять маянские пирамиды из настолки


              1. gromozeka1980
                13.07.2015 11:45
                +1

                Я в армии во время предельно скучной смены научил народ играть. Сгодились числа и лист бумаги :)


  1. zikher
    13.07.2015 13:24

    Очень похожая игра была описана у Мартина Гарднера с использованием колоды карт (необходимо положить следующейю карту, удовлетворяющую последовательности, которую задумал ведущий).


    1. gromozeka1980
      13.07.2015 13:47

      А ещё была почти полвека назад настолка Queries n Theories — repository.law.umich.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1551&context=articles.



    1. marapper Автор
      13.07.2015 13:53

      Да, Элузис от Эббота уже вспомнили, как-то ее не помню в Гарднере.


      1. gromozeka1980
        13.07.2015 14:03

        1. Vinchi
          16.07.2015 22:13
          +1

          Элузис я как раз в детстве читал у Гартнера, и она намного шире чем представленная в этой статье игра. Этот тип игр называются индуктивными — в противоположность дедуктивным — так как необходимо искать закон в выкладываемых картах.