Спойлер:
Эта короткая статья будет малоинтересна кому-либо, кто не вовлечен в очень специфическую проблематику СДВГ. Более того, я надеюсь, она не будет интересна даже большей части СДВГшников.
Речь пойдет об ингибиторах обратного захвата дофамина и всем букете проблем, которые сопровождают их использование на территории РФ.
Эта статья не будет содержать никаких полезных и интересных знаний за пределами заявленного вопроса, поэтому под кат прошу лишь тех, кому надо.
Эту статью считаю необходимой, потому что личные сообщения, которые я получаю регулярно после каждой статьи об СДВГ убеждают меня в том, что такое явление как «СДВГшники, обращающиеся к запрещенным в РФ стимуляторам в отчаянных попытках самолечения» — устойчиво существует.
Я буду вести речь главным образом об амфетамине. Экзотики вроде катинона в России практически нет. У метилфенидата активным является только d-изомер, а разделение изомеров в хроматографе не практикуется у изготовителей наркотиков. Про метамфетамин нет смысла говорить, потому что те, кто его употребляеют, явно делают это не ради коррекции дефицита внимания.
1. Правовой статус.
Тут все просто. Строго запрещен, входит в первый список наркотических веществ, запрещенных к обороту на территории РФ.
Комментарий адвоката Ильгара Баширова:
Амфетамин — это наркотическое вещество, которое в соответствии с Постановлением правительства РФ от 30.06.1998 N 681 (ред. от 25.05.2017) «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» находится под запретом для свободного распространения, хранения, перевозки, сбыта на всей территории РФ.
Так как в России амфетамин не может содержаться как компонент ни в каком легальном фармпрепарате, его появление всегда повлечёт опасность в виде возбуждения уголовного дела.
Амфетамин и его производные, за исключением производных, включенных в качестве самостоятельных позиций в перечень, утвержденный вышеуказанным Постановлением Правительства РФ: Свыше 0,2 гр — значительный размер. Свыше 1 гр — крупный размер. Свыше 200 гр — особо крупный размер.
Что это значит? Это значит, что в случае задержания с амфетамином общим весом до 1г к вам будет применена часть первая статьи 228 УК РФ.
В соответствии с ней при обороте значительного количества вещества присуждается штраф до 40 тысяч рублей или в размере дохода за период до 3 месяцев, либо обязательные работы до 480 часов, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо ограничение свободы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 3 лет.
При этом правоприменительная практика РФ практически гарантирует вам максимальное наказание предусмотренное статьей. А сам процесс дознания и экспертизы поставлен так, что в деле с большой долей вероятности будет в итоге фигурировать крупный размер свыше одного грамма вне зависимости от того, что у вас было в кармане на момент задержания. Потому что то же деяние, но при крупном размере амфетамина автоматически подпадает под вторую часть 228 статьи УК.
За перевозку, хранение, распространение, изготовление, переработку амфетамина в крупном размере присуждается лишение свободы на срок от 3 до 10 лет.
В РФ пенитенциарная система ужасна, а сроки огромны. Попасться значит сломать себе жизнь. Когда на кону жизнь, то я, честно говоря, затрудняюсь назвать приемлемое соотношения риска к премии.
Но скажу лишь одно: я понимаю многих СДВГшников, которые идут на этот необоснованный риск. Чаще всего наши амбиции велики, а итоговый результат всегда не дотягивает до ожиданий.
“При таких результатах и такой эффективности, мне и жизнь такая нахрен не нужна… ” — я слышал подобные фразы очень много раз от очень многих людей.
Чаще всего именно фактор дефицита внимания субъективно воспринимается как основное препятствие в достижении целей. И хотя случаи, когда дефицит внимания действительно является единственным фактором, препятствующим достижению целей, не редки, чаще всего букет симптомов СДВГ включает в себя множество девиаций в работе мозга, когнитивной картине и поведенческих выходах.
Обсуждать разумность законов РФ нет никакого смысла. Как и жаловаться на недоступность корректирующих препаратов для СДВГшников в стране, в которой онкологическим больным не хватает пейнкиллеров. С этой частью, я надеюсь, все ясно. Переходим к следующему разделу.
2. Качество “уличного” амфетамина.
У меня никакой внятной статистики на этот счет нет. Я никогда не работал в системе судебной экспертизы и криминалистике. Но скажем так — мой личный опыт исследования образцов “уличного” амфетамина в следовых количествах в период, превышающий срок давности, говорит о следующем:
Все образцы, которые попадали мне в руки отличались крайне низким качеством очистки. В среднем массовая доля соли амфетамина (в основном сульфат амфетамина, реже фосфат) составляет 40%-60%. Изредка среди “уличного” амфетамина можно встретить образец, чистота которого доходит до 80%. Чаще всего все остальное не мука вопреки расхожему мнению, а сопутствующие продукты многоступенчатого синтеза и остатки реактивов и прекурсоров.
И теперь мы переходим к самому веселому в этом разделе: у амфетамина нет “зеленых реакций”. Насколько можно понять из специальной литературы(1,2,3,4,5) наиболее распространенные способы криминального синтеза амфетамина таковы:
а) Восстановлением на щелочном катализаторе Урушибара в автоклаве. В качестве сопутствующих продуктов синтеза в образцах обнаруживается фенилнитропропен. Это высокотоксичное соединение.
б) Восстановлением амальгамой алюминия. Здесь в продуктах синтеза обнаруживается ртуть.
в) По реакции Лейкарта с образованием 4-метил-5-фенилпиримидина в сопутствующих продуктах синтеза. 4-метил-5-фенилпиримидин — является опасным нейротоксином.
Резюмируя вышенаписанное, я могу с уверенностью сказать: большую часть эффектов от приема “уличного” амфетамина, которые называют юзеры, следует относить не к действию самого амфетамина, а к интоксикации мозга сопутствующими продуктами синтеза.
И хотя процесс очистки амфетамина в домашних условиях возможен, он сопряжен с использованием небезопасных соединений. Кроме того, я не знаю, может ли такая такая деятельность на кухне послужить основанием для предъявления обвинения в производстве наркотического вещества.
Комментарий адвоката Ильгара Баширова:
Такая деятельность на кухне не просто может, а обязательно будет квалифицирована как производство наркотиков, в случае если вас накроют. Пришьют вам пункт 4 статьи 228.1 и отправят лес валить на срок от десяти до двадцати лет. А автор пересмотрел “Breaking Bad”.
3. Проблема дозировок.
Проблема дозировок стоит даже для фарм препаратов и подбор оптимальной индивидуальной дозировки занимает некоторое время. Если же мы ведем речь об уличном амфетамине, то его состав будет изменяться от партии к партии. В целом согласно рекомендациям американской ассоциации врачей дозировка не должна превышать значений 0.6 мг амфетамина на килограмм веса. С Medication guide от FDA для Adderall можно ознакомиться тут: 1, 2, 3
От себя добавлю, что чаще всего достаточно половины от этой дозировки. Однако в ситуации неопределенности, пользователи принимают такое количество вещества, которое чувствуется сразу. И чаще всего, это значительно больше оптимума. Проблема не только в том, что бОльшие дозировки провоцируют реактивный ответ дофаминовой системы мозга, нагружают сердечно-сосудистую систему, почки и выводя из организма кальций, ослабляют костную ткань, что немедленно сказывается на зубах. Опьяняющие дозы амфетамина банально менее продуктивны. Попадая в организм, амфетамин блокирует (упрощенно) обратный захват дофамина в D2-рецепторах. Это переводит систему исполнительного контроля мозга в режим захвата цели и концентрации на одной задаче. Я использую для описания этого состояния не академический термин — “туннельное мышление”, по аналогии с “туннельным зрением”. При таком протоколе работы мозга обеспечивается максимальная концентрация на задаче. Фактически, при устойчивой гиперстимуляции D2 рецепторов вы “тащитесь” от текущей деятельности. После приема амфетамина очень важно немедленно приступить к рабочей задаче. Тогда через 15 — 20 минут полностью зацепившись за задачу, мозг войдет в состояние “потока”. Но проблема в том, что есть немало занятий, которые нравятся вам сами по себе. А с амфетамином и без того приятные для вас занятия будут еще более увлекательными. Залипать на картинки или прокрастинировать под амфетамином еще более волшебно, чем без него. Или восемь часов перемонтировать любимое порно в Adobe Premier. И чем выше дозировка, тем выше шанс потерять контроль над собой. Ну и цитата от stelazin: “При субопьяняющих дозах амфетамина люди склонны к более решительным действиям и более рискованному выбору. Проблема в том, что первым делом принимается рискованный и решительный выбор закинуть еще немного амфетамина”.
5. Воздействие амфетамина на нетренированную психику.
Я выкинул 4 раздел о том, как само вовлечение в криминальную деятельность с рисками Ultra будет трансформировать вашу личность. Гиперактивный = Тревожный. По мере прогресса генерализованного тревожного расстройства пропорционально будет увеличиваться среднесуточное количество стресса. Оставим за бортом и то, как постоянное присутствие легкой тревожной паранойи меняет мышление и когнитивную картину. Перейду сразу к главному.
Здесь я мог бы написать банальщину на тему: “Это сильный препарат, не думайте что сможете многократно использовать его в своих целях и не впасть в зависимость. Вы непременно превратитесь в наркомана”. Эту ерунду вы можете прочитать в бложике каждого второго нарколога в рунете. Однако при некоторой тренировке психики навык сосуществования с амфетамином или метилфенидатом доступен подавляющему большинству людей. И исследования это подтверждают. Однако доля правды в подобных сентенциях есть.
Чтобы понять как конкретно использование подобной психофармы может выйти из под контроля, нужно разобраться как работает система вознаграждения.
Система вознаграждения.
С ее помощью вы можете вытворять со своей психикой, настроением, мышлением и поведением все что угодно. И все что угодно система вознаграждения может сделать с вами.
Все что мы делаем в жизни, мы делаем по двум причинам: Первая — чтобы было хорошо. Вторая — чтобы не было плохо.
Иногда работают оба механизма: Мы хотим вколоть героин, чтобы нам стало очень хорошо. Но еще потому, что если мы не вколем, то нам станет очень плохо.
Но иногда по-отдельности:
Вечером мы хотим набухаться, чтобы нам стало хорошо. Утром мы хотим опохмелиться, что бы нам не было плохо.
Не стоит эти шутливые примеры понимать буквально.
Это, конечно, сильно упрощенная модель. Но в целом reward system действительно проста и действенна как лом. Есть кнут. Есть пряник. Кнут большой и хлесткий, а пряник маленький и сухой. Мать природа — та еще сука. Чаще всего прекращение порки и есть пряник. Поэтому когда она действительно выдает нам пряник, мы готовы пуститься в пляс.
Эмоции — это наш базис. Без эмоций мы не умеем ни думать, ни запоминать. Эмоции маркируют каждое событие, действие, воспоминание и мысль в нашей жизни. Эмоции бывают базовые и сложные. Но сейчас не об этом. Ни перечислять, ни спорить о них мы не станем. Самое главное, что субъективно они воспринимаются либо как положительные, либо как отрицательные.
Эмоции — это система весов для нашей психики.
А теперь вернемся к амфетамину. Предположим, вы не превышаете дозировки, рекомендуемые FDA. Никогда не злоупотребляете им. Тщательно готовитесь к рабочей сессии и всегда успеваете выполнить все плановые задачи за время действия препарата, поэтому никогда не продлеваете “плато действия” повторным приемом сабжа. (Самому смешно. Но пофантазировать-то можно.) Короче, вы большой молодец и все делаете правильно. Ваша дофаминовая система от такого обращения работает как швейцарский хронограф, а reward system в благодарность не стегает вашу психику раздражением, бессилием, скукой бытия, отчаянием и дикой сонливостью. То есть вы ловко забрали все пряники у амфетамина и увернулись от его кнута. Значит ли это, что вам не грозит зависимость?
Что нам скажет
Толерантность и рост дозировки — нет
Абстинентный синдром — нет
Исчезновение защитных реакций (тахикардия, гипертермия… ) — нет
Пренебрежение альтернативными удовольствиями — нет
Обсессивное желание принять препарат — нет
Бинго?
Ну как сказать…
Вы злой, голодный и невыспанный приходите в офис в выходной, чтобы доделать работу, которую откладывали две недели из-за приступов тошноты. Съели/выпили/вкололи/занюхали препарат N. Через 10 минут забыв о голоде, бодрый как борзой пес в приподнятом настроении садитесь за комп и за следующие 8 часов пишете 1000 строк кода.
Скажите мне, как ваша психика промаркирует препарат N в памяти?
Еще приведу кейс из собственного прошлого:
Как большинство гиперактивных (мы очень импульсивны, очень непоследовательны и не очень умны) я однажды наломал дров. (Однажды? Ха… ) По итогам моей деятельности из всех грандиозных планов остались лишь долги. Я вынужден был пойти на работу, от которой меня выворачивало. Сам труд, коллектив, начальник — все вызывало отвращение. Это был очень трудный для меня трехлетний период. Я очень мало спал. По утрам приходилось выволакивать себя из постели буквально за шиворот и за шиворот тащить на работу. Где-то в конце того периода я впервые попробовал амфетамин. Вначале я использовал его только для работы над творческими задачами, считая их приоритетными. Но однажды сломался. Это было слишком соблазнительно. Утренние часы были для меня сущим адом. Я совсем не долго сопротивлялся решению бросить щепотку белого порошка в утренний чай. Кроме того, обнаружился удивительный эффект: покидание кровати всегда было самым трудным этапом каждого нового дня. Звон будильника вгонял меня в отчаяние. Но как только психика просекла фишку, что теперь ад и коматоз это не до обеда, а дойти до кухни, будильник перестал быть фактором стресса. Минута мучений? Минуту можете меня живьем поджаривать. Не пугает. Так я стал принимать амфетамин по утрам, чтобы идти на нелюбимую работу, а вечером, чтобы писать. Это не могло не сказаться на дозировках. Реактивный ответ дофаминовой системы не заставил себя ждать. Теперь не я контролировал амфетамин. Я был зажат у него между кнутом и пряником. И от недели к неделе кнут становился все толще. Было ли трудно слезать с этой елки? Честно говоря нет. Но я знаю и другие истории.
В некотором роде сабж действительно меч Джедая. Проблема в том, что слишком легко отхватить себе ноги, прежде чем вы доберетесь до Дарта Вейдера. И осваивать его желательно с наставников в лице психотерапевта, специалиста по поведенческой терапии.
Я все еще не испытал tDCS. Многообещающая технология транскраниальной электро стимуляции головного мозга будто-бы открывает новую эру для СДВГшников в России. Я преисполнен скептицизма. По данным самого масштабного исследования мозга гиперактивных (3200 дурных голов) (https://www.medicalnewstoday.com/articles/315884.php) отклонения обнаружены в паллидуме, таламусе, хвостатом ядре, скорлупе, прилежащем ядре, миндалине и гиппокампе. Кроме того, присутствует норадреналиновое нарушение активации функции ретикулярной формации, и, по всей видимости, девиации в работе дофаминовой системы. Но если технология tDCS действительно так хороша, то это было бы настоящим спасением для российских СДВГшников.
Комментарий адвоката Ильгара Баширова:
Хоть сварочный инвертор к голове подключайте, но пока вы находитесь на территории Российской Федерации с ее бессмысленными и беспощадными законами, держитесь подальше от амфетамина.