Словосочетание “Тёплый ламповый” давно стало мемом. Его применяют повсеместно и в самом необычном контексте. Лично у меня, при этих словах всплывает в памяти старый ламповый радиоприёмник из моего детства, к которому я присобачил внешнюю антенну (с целью повышения чувствительности) и конвертор для ухода в более короткие волны, на которых глушение “вражеских голосов” было менее интенсивным. У большинства, они скорее ассоциируются с усилителями низкой частоты.

Однако, статья эта больше про маркетинг. Сегодня offline торговля гаджетами начинает испытывать кризис, но хоронить её ещё рановато. А вот искать новые форматы продаж самое время. Первопроходцы на этом пути могут повторить успех создателя ИКЕА.

Под катом я постараюсь подробнее раскрыть тему на примере одной из своих идей, положенных на дальнюю полку — на их реализацию всегда не хватает ни времени ни денег. По ряду причин, описанных в статье, необычный формат имеющий в себе признаки клуба, магазина и мастерской, является идеальным для объединения любителей ламповой техники. Он может стать полигоном для обкатки новых форм продажи, органично сочетающих преимущества оффлайн и онлайн процессов.

Что общего, между лампой и искусством?


imageЛамповая техника — очень необычное для сегодняшних дней направление электроники. Схемотехника ламповых усилителей существенно проще транзисторных, но простота эта кажущаяся. Особенностью ламповых усилителей является работа с тракта с минимальным уровнем обратной связи. С одной стороны это уменьшает характерные для транзисторной техники искажения, вызванные наличием глубокой ООС(подробнее можно почитать в моей статье двухгодичной давности), которые производители полупроводниковых УНЧ сейчас искусно маскируют хорошо подобранным набором параметров красиво смотрящихся в инструкциях по эксплуатации, но не всегда сильно коррелирующих с точностью воспроизведения реального звукового сигнала. С другой, ламповые усилители более склонны к самовозбуждению, и от характеристик применяемых компонентов, способа их монтажа, взаимного расположения деталей и соединительных проводов зависит очень многое.

Две лампы с одинаковой маркировкой и даже одного производителя, могут иметь существенно отличающиеся друг от друга характеристики. В результате, для достижения стабильной качественной работы требуется тщательный подбор номиналов пассивных компонентов и индивидуальная установка режимов работы каждого каскада усиления.

imageКроме этого, “звучание” усилителя может сильно зависеть от типа применяемых пассивных элементов — конденсаторов, резисторов, моточных изделий, поскольку большое значение играют паразитные элементы. Очень существенные и противоречивые требования предъявляются к согласующим трансформаторам, особенно выходным. В условиях высокоомных и высоковольтных цепей серьёзным фактором становятся шумы сопротивлений, паразитные ёмкости самих ламп, пассивных компонентов и монтажа. В результате, не понимая сути происходящих в усилителе процессов, очень сложно надеяться на успех даже повторяя удачную, проверенную годами схему. Всё это является идеальной средой для возникновения и распространения многочисленных мифов на которых с успехом паразитируют мошенники разного уровня и пошиба.

Процесс наладки усилителя порой обретает магические черты. Во многом благодаря этому, к “тёплому ламповому звуку потянулись не только ностальгирующие “старички”, но и уставшее от виртуальности и цифры молодое поколение. Каждому хочется почувствовать себя немного волшебником.

Ну а девушки? а девушки чуть позже




Попробуем обобщить портреты людей, интересующихся ламповой техникой.

  • Группу, делающих свехдорогие покупки в салонах, вряд ли увлечёшь процессом сборки, это не наш клиент, по крайней мере на первом этапе.
  • Второй крупный сегмент — люди, которым за 40, скорее даже за 45. Они хотя бы в детстве успели не только воочию лицезреть, но и послушать работающую ламповую технику у себя дома. Помнят запах прогрева пыли на поверхности электронных ламп, их загадочный свет, шумы приёмника в коротковолновом диапазоне, плавное движение верньера изменения частоты, медленное вращение пластинки… Большинство из них никогда не слышала звука качественного лампового усилителя, но ностальгия по временам, когда они в дворце пионеров разбирали на детали списанные телевизоры, тянет к нему. Это в массе своей люди среднего достатка, работающие в офисах ближе к центру города, основным орудием труда которых являются телефон и компьютер.
  • Следующим крупным сегментом аудитории является молодёжь. Студенты и молодые специалисты. Возраст 18 — 30 лет. IT и техническое образование. В этой группе потребителей чувствуется некая усталость от цифрового засилья. Кроме этого, велико желание выделиться среди своих сверстников, в том числе и в глазах противоположного пола. Гаджеты стали сильно похожи друг на друга, с их помощью это становится сделать всё сложнее. А вот провести вечер с девушкой в окружении сотворённого своими руками теплого лампового звука, да ещё отключив основное освещение, чтобы лучше видеть контуры электронных ламп… Это мало кого оставит равнодушным в наш цифровой век.

А что сейчас?


Итак, мы выяснили что на рынке ламповых УНЧ существует спрос, причём растущий. Однако сам рынок уже поделен на сегменты, в каждом из которых наблюдается достаточно острая конкуренция.

Салоны по продаже дорогих устройств HiFi уровня фабричного производства. В лучших из них продажа становится гламурным процессом. Вы можете послушать как звучит устройство, которое собираетесь купить. Получить консультацию от продавца по подключению и требуемым дополнительным аксессуарам. Наконец забрать выбранное творение домой, на прослушивание с гарантией того, что если звучание не пришлось по душе, товар можно вернуть без объяснений. Уровень сервиса высочайший, как впрочем и цены. Норма прибыли также велика. Однако на открытие и раскрутку такого салона требуются огромные инвестиции, а спрос может пойти вниз, вслед за вымыванием среднего класса.

image Дешёвый сегмент готовых устройств представлен в основном Алиэкспрессом. Впрочем, совсем дешёвым его уже назвать язык не поворачивается. Покупка готового устройства на этом рынке сопряжена с большими рисками. Звучание ламповых усилителей очень сильно зависит от качества сборки и настройки, в которой очень много ручных операций, а это как раз то, что китайцам удаётся хуже всего. Кроме того, у них просто в крови стремление на замене комплектующих на более дешёвые. В результате, сэкономив пару долларов на сопротивлениях, они легко могут настолько угробить звук УНЧ за несколько сот долларов, что покупка потеряет весь смысл.

Кроме этого, ламповые устройства отличаются солидным весом. В результате их доставка влетает в копеечку, а к качеству упаковки предъявляются особые требования. Вернуть такой товар практически невозможно. Понять по какой причине не оправдались ваши надежды, а тем более исправить ошибки без богатого опыта невозможно.

image Те, кто хотят сэкономить ещё больше или/и сделать что-то своими руками покупают конструкторы. Основные проблемы там примерно те же, что и в предыдущем случае, к которым добавляются отсутствие опыта сборки, необходимых инструментов для настройки и плохая сопроводительная документация. Лично я купил ради интереса в своё время набор для сборки простенького лампового усилителя для стереотелефонов, сетевой трансформатор которого оказался с обрывом в первичной обмотке. Это при том, что по отдельности его нехитрую комплектацию в магазинах радиодетелей можно было купить минимум в два раза дешевле, чем впарили мне этот комплект!

По щучьему велению, по моему хотению!




Представим, что вы решили тем не менее открыть магазин по продаже ламповой техники и пофантазируем чего бы вы хотели получить в идеале.
Закупаю только детали. Покупатели сами собирают усилитель, а мне за это ещё и доплачивают.
Хорошо, но маловато.
Кроме торговых помещений ведь нужен склад, мастерская для мелкого ремонта, кухонька для персонала…

Пусть покупатели сами всё это оплачивают, а мне ещё и приводят новых клиентов!
Вот так уже много лучше выглядит, но если хорошо подумать — опять маловато будет.
Магазин, это же куча работы — покупатели мельчешат, проблемы с арендой проверками. Зачем мне всё это? Пусть лучше другие открывают эти магазины, а я деньги получать буду!!!
Вот теперь совсем отлично получилось, даже Иванушка обзавидуется! Пора вспомнить заветные слова, как это там было в сказке: “По щучьему велению, по моему хотению!”
Эээх, какая жизнь тогда бы началась!

Вы скажете, что такое возможно только в сказках? А если нет?

А что же хочет покупатель?


Попробуем понять, чего же хотят наши потенциальные покупатели?

Большинство из них совсем не прочь поработать и собрать свой усилитель собственными руками, вложить в него душу и частичку своей индивидуальности, но для этого им не хватает самой малости, а именно:

  • Знаний и опыта
  • Документации, где был бы подробно описан процесс сборки
  • Конкретных советов товарищей, имеющих больший опыт
  • Приборов и инструментов, необходимых для сборки и настройки
  • Широкого выбора качественной комплектации, экспериментируя с установкой которых в усилительный тракт можно добиться наилучшего соотношения цена/качество звука
  • Помещения, в котором можно было бы протестировать качество звучания собранного устройства на субъективном уровне
  • Экспертов, которые помогут сделать оценку

image

Так выпьем же за то, чтобы наши желания совпадали с их потребностями!


Давайте вспомним основателя ИКЕА. При создании своей сети он применил очень много инноваций, но одна из главных — его мебель замечательно подходит для самостоятельной сборки даже покупателями с низкой квалификацией, не имеющих дома инструментов.

Однако, мы поставили себе несколько более сложную задачу, поэтому придётся пойти дальше Феодора Кампра.

Если проанализировать написанное выше, то можно прийти к мысли, что удовлетворить наши желания и их потребности можно путём объединения клуба, мастерской и магазина.

Для людей, которые готовы собирать усилители своими руками, очень важно общение — обмен опытом, поддержка, знаки одобрения. Переписка в мессенджерах и конференциях не способна дать такого эффекта, как личное общение. Зато его может обеспечить клубная система. Подобно посетителям фитнеса, членам клуба выдаётся карточка, содержащая гибкий тарифный план, в зависимости от которого определяется количество и время посещений и другие условия.

Самый простой вариант вовлечения новичков в конструирование ламповой техники — конечно продажа несложных стартовых конструкторов. Для начала необходимо отобрать несколько наиболее легко воспроизводимых моделей. В дальнейшем, модельный ряд можно расширять, повышая сложность, выходную мощность и снижая искажения.

Основной концепт


Базовое помещение — мастерская. В ней находятся рабочие места, оборудованные паяльным оборудованием, устройства для контактной сварки, измерительная техника, моточный станок и т. п.

image

Особо хочется отметить необходимость доступа к наборам дорогостоящих активных и пассивных компонентов и аксессуаров. Одна из серьёзных проблем начинающих конструкторов усилителей — подбор оптимальных для каждого конкретного случая компонентов, например, цена конденсаторов одной и той же ёмкости может отличаться на порядки, в зависимости от материала диэлектрика и качества исполнения. Покупая дорогостоящие компоненты в магазине, а особенно по интернету, человек сильно рискует. Нет гарантии что затратив в 10 раз большие деньги он сможет заметно улучшить качество звучания. Благодаря наличию широкого выбора компонентов для тестирования, участники клуба могут выбрать подходящий для них вариант.

Члены клуба не обязаны покупать имеющиеся в наличии конструкторы, они могут принести для доработки свой собственный усилитель или купленный в другом месте набор для сборки и заняться его доводкой до совершенства. Наиболее опытные члены используя возможности и оборудование клуба могут заняться разработкой и сборкой собственных моделей с нуля.

image Во второй комнате находится базовое оборудование для механической обработки и покраски. Недорогие, но приличного качества модели с ручным управлением. Сверлильный и фрезерный станки с координатными столами, дремели, ручной инструмент. Что касается более сложных операций, требующих дорогого оборудования и высокой квалификации для обращения с ним (например изготовление шасси), их проще отдать на аутсортинг, установив с выбранными исполнителями отношения на долгосрочной основе. Членам же клуба обеспечить поддержку в разработке документации для их изготовления и централизованно размещать заказы.
Если размеры позволят, отдельную комнату можно выделить под сборку и доработку акустических систем.

Также необходима складская комната для хранения оборудования, где каждый член клуба может арендовать собственную ячейку, в которой будет храниться его детище.

Отдельную комнату неоходимо выделить для прослушивания собранной аппаратуры, она же может использоваться как место, для проведения мастерклассов.

Онлайн поддержка и масштабирование бизнеса


На стадии начального развития проекта с таким необычным форматом продаж наверняка будет найдено множество интересных решений, произойдёт оптимизация процессов, налаживание каналов поставок…

Нащупав оптимальную модель можно будет с успехом организовать продажу франшизы, причём выйти с ней за пределы территории России.

Это потребует необходимости развития онлай части проекта, вокруг которого будет формироваться комьюнити. Сайт, страницы в соцсетях, ведение блогов, оповещение о проведении мастерклассов и сеансов прослушивания.

imageДополнительным стимулом для членства в клубе может стать помощь в продаже аппаратов, собранных его членами через единый интернет портал. Все усилители, выставленные в интернет магазине на продажу будут проходить проверку качества, что для покупателя может являться определённой гарантией того, что он не истратит свои кровные на откровенную халтуру.

В результате, через несколько лет после старта проекта мы будем иметь некую «экосистему», пронизанную горизонтальными связями сетевую структуру, реклама которой будет распространяться не сколько по платным каналам, сколько за счёт лидеров мнений и через «сарафанное радио».

Приглашаю принять участие в опросе


Меня очень интересует мнение хабраюзеров по поводу общественных мастерских. Этот формат родился в США и получил там наибольшее развитие, но в последнее время всё больше входит в моду в Европе. Предлагаю абстрагироваться от конкретной специализации мастерской и представить что её направление соответствует вашему хоби, не важно чем вы увлекаетесь — робототехникой, умным домом или или сборкой ламповых усилителей. Важно само отношение к подобному формату.

Дополнение: пользователь Ivanii поделился в комментарии интересной ссылкой заведений, имеющих признаки публичных мастерских, надеюсь среди них много действующих. Я делал свои исследования года три назад на эту тему и тогда большинство заведений, координаты которых удалось найти в Москве оказались мёртворождёнными — сделанными чиновниками для отчёта и «галочки». Надеюсь сегодня всё изменилось к лучшему. В январе на месяц вернусь в Москву, постараюсь посетить некоторые ради интереса.

Комментарии (49)


  1. Dorogonov_DA
    20.12.2018 01:13

    Возможно я неправильно понял, но в чём смысл этого «стартапа»? Как я понял, идея автора поста — создать узкоспециализированный на ламповой технике, и конкретно усилителях НЧ, воркшоп/воркспейс? Самоокупаемость планируется за счёт продажи готовых изделий и комплектов для сборки? А в чём в таком случае личная заинтересованность участников проекта? Самому собрать усилитель «от и до»? А потом?

    Я понимаю, это хорошая идея для радиокружка, но плохая — для хотя бы самоокупаемого предприятия. Тёплый ламповый звук — это хорошо, но кроме 3,5 аудиофилов он никому в плане самоделок больше не интересен — вы или даёте потребителю готовый продукт, и при его желании — в виде конструктора, или занимаетесь чистым творчеством, безо всяких коммерческих подоплёк.

    Теоретически, можно было бы совместить производство с чем-то вроде радиоклуба, на базе которого можно отбирать талантливых будущих сотрудников и проводить опытно-конструкторские работы, но боюсь, что всё что можно из ламповой техники выдавили ещё в 60-70е, а область верхнего ценового сегмента давно разделена между известными брэндами, поэтому надеяться на хоть какую-то стабильную прибыль, на мой взгляд, не стоит.

    А в целом это напоминает ситуацию, когда учитель труда с детьми делает на уроках табуретки, дети получают пятёрки, а трудовик потом эти табуретки продаёт на базаре.


    1. progchip666 Автор
      20.12.2018 01:21

      Не совсем так. Основная самоокупаемость, как и у любого воркшопа, планируется за счёт клубной системы + комплектация от сборки. Процент от продажи это скорее на будущее. Да самому собрать усилитель от и до. Но в условиях воркшопа положительного результата можно достичь с гораздо большей вероятностью. Плюс не разводится 'бардак" дома. Один из самых больших плюсов — возможность общения с людьми, имеющими общие с тобой интересы. Многие собравшие усилитель один раз не останавливаются на достигнутом. Это затягивает. Захочется собрать следующий, более совершенный. Усилок для наушников. Усовершенствовать акустику. Собрать ЦАП. И т. д. Расчёт именно на этом. Это клуб по интересам в первую очередь. Да, что-то вроде радиоклуба.
      В область верхнего ценового сегмента влезть не просто, впрочем я даже про это и отметил. Те кто покупают сверх дорогую аппаратуру часто делают это ради престижа. Прицел скорее на средний, в котором кстати и сегодня весьма активно работают хэндмэйкеры.


      1. Dorogonov_DA
        20.12.2018 02:02

        Мммм… На мой взгляд, это не будет так работать. Или это фирма, с постоянным составом учредителей, их долями в собственности и прибыли, штатом сотрудников, занимающаяся изготовлением аудиотехники, и дополнительно дающая доступ к оборудованию и консультациям, тем самым содержащая некое подобие клуба, или это изначально воркшоп, извлекающий основную прибыль из предоставления оборудования для творчества, возможно, на общественных началах, члены которого могут кооперироваться для извлечения прибыли из своей деятельности, и дополнительно производящий на своих мощностях некий коммерческий продукт.

        Первый случай у меня ещё как-то укладывается в голове, но вот во втором — сразу встанут вопросы об интеллектуальной собственности, долях в прибыли, долях в оборудовании, торговой марке и товарном знаке… Второй путь — путь, по которому развивались спонтанно возникавшие в 90-х в студенческой среде кооперативы, но такая модель обречена на коммерческий крах в 95% случаев.

        Франшиза возможна, если вы сами готовы вложить несколько десятков миллионов в развитие сети таких «ламповых воркшопов», под своим фирменным названием. Просто так за свои средства никто не будет открывать у себя в городе филиал под вашей маркой — проще открыть свой воркшоп, если только вы не имеете уже раскрученный бренд, и/или эксклюзивные права на некую технологию или интеллектуальную собственность.

        Да и заинтересованность именно в ламповой и в целом в аудиотехнике окажется существенно ниже Ваших ожиданий. Возможно, моя проблема в том, что как инженер я уважаю, но не очарован ламповой техникой, а как человек среднего возраста — осознаю, что самое ценное, что у меня есть — моё время, и я не готов его тратить на самоделки. 15 лет назад это было мне интересно — я собирал всякие самоделки, и усилитель на TDA7294, собранный тогда, у меня прямо сейчас и работает — сам удивляюсь такому сроку работы, и объективно я понимаю, что ничего лучше по соотношению цена/качество/надёжность/простота сборки — просто не придумать, и нет смысла тратить время на что-то другое, какие-то эксперименты — тут жить уже некогда.


        1. wlr398
          20.12.2018 09:06

          Да и заинтересованность именно в ламповой и в целом в аудиотехнике окажется существенно ниже Ваших ожиданий.

          И не сказать, что это плохо. В современных типовых многоэтажках звукоизоляция ещё хуже, чем в хрущёвках. Очень бы не хотелось по соседству меломана, что с ламповым, что с TDA7294.
          Со стыдом вспоминаю как когда-то на очень большой громкости слушал музыку.
          С возрастом выкинул всю и самодельную и не самодельную аудио технику, сейчас только наушники.


          1. progchip666 Автор
            20.12.2018 10:52

            Аналогично. Хотелось бы только отметить, что по сегодняшним дням мощность ламповых усилителей, стоимость которых укладывается в разумные пределы совсем не велика. До 10 ватт на канал. Домашние «кинотеатры» как правило имеют существенно большую мощность. Ну и те, кто покупает ламповые усилители редко слушают на них РЭП. Для этого они не нужны.
            Я тоже купил себе хорошие наушники пару лет назад.


        1. progchip666 Автор
          20.12.2018 09:38

          Или это фирма, с постоянным составом учредителей, их долями в собственности и прибыли, штатом сотрудников, занимающаяся изготовлением аудиотехники, и дополнительно дающая доступ к оборудованию и консультациям
          — почему нет? Вполне возможный вариант.
          Насчёт времени, хорошо вас понимаю. Сам чувствую как оно утекает сквозь пальцы, но существует масса людей, которые вынуждены работать на не слишком интересной для них работе. Для них нужна некая оттдушина в жизни. Не всегда эту роль могут выполнить семейные заботы. В результате у ряда людей, пусть их всего процентов 10 от общего состава проявляется хобби. Кто то коллекционирует пробки, кто то лезет в горы, кто то возит своих собак на выставки. А есть люди, которые у себя на кухне лазеры собирают!!! Как вы написали — 15 лет назад и у вас было хобби. Сейчас вы заинтересовались чем то другим, или просто слишком много бытовых проблем на вас свалилось, но это не значит что ваша модель поведения является единственно возможной в обществе. Это может быть трендом(вопрос насколько сильным), но даже трендов не существует без отклонений.


      1. DGN
        20.12.2018 02:26

        Идея вцелом правильная, но трудно будет поймать баланс в деталях. Какое оборудование закупать и в каком состоянии поддерживать? Мелкое воровство, типа заменить свою запоротую фрезу на новую клубную. Надо где то хранить проекты всех членов клуба, в идеале это должен быть бокс который может быть частью верстака. Возможные травмы, кто ответит?


    1. sim2q
      20.12.2018 08:23
      +1

      А в целом это напоминает ситуацию, когда учитель труда с детьми делает на уроках табуретки, дети получают пятёрки, а трудовик потом эти табуретки продаёт на базаре
      вы сейчас описали чем мы в 90x занимались…


  1. SovietTwins
    20.12.2018 04:02

    Буду краток. Идея хорошая. Но только когда это делают максимум человек 5, которые находятся в хороших отношениях. И имеют посторонний доход. Ну а люди со стороны в основном судаки (на букву м) или халявщики. Проверено.


    1. progchip666 Автор
      20.12.2018 09:17

      Основную проблему вы изложили совершенно правильно. Именно так. Необходимо костяк людей, которые смогут стать теми самыми наставниками. От того сможешь ли ты найти и заинтересовать их зависит успех заведения.
      В принципе в каждом городе есть подобные люди. Учитывая специфику ламповой техники это вполне могут быть уже пенсионеры. Таким людей можно и нужно вычислить по форумам ещё на этапе становления заведения. Пригласить побеседовать, попросить помощи в выборе матбазы. В последствии подарить абонемент бесплатно. Подобные люди в основном энтузиасты, они буду очень рады что есть среда, в которой их уважают и смотрят на их опыт снизу вверх. В общем на начальном этапе надо будет поработать над командой, это однозначно.


  1. dmitriyrudnev
    20.12.2018 07:28

    Идея отличная, но перед глазами пример реализации подобной идеи:
    У моего наставника (уже пенсионера) похожее по духу заведение открыто. Оформлено как АНО. Есть помещение, небольшой станочный парк, коллективная радиостанция.
    Особой тяги населения к техническому творчеству не отмечено. Наставник сетует на неспособность молодежи работать руками: паять, пилить, сверлить и т.п. И это в Перми — крупном индустриальном университетском городе!


    1. apple01
      20.12.2018 07:50

      Сейчас уже не те времена что полвека назад, мир стал большим открытым информационным пространством с невиданными ранее возможностями. Сейчас работать руками становится просто не актуально по большому счету, кроме ограниченного круга энтузиастов.


      1. progchip666 Автор
        20.12.2018 09:10

        Сегодня наблюдается ренессанс. Речь идёт о хобби конечно. По большому счёту люди в фитнес клубах тоже занимаются своим хобби. Они тратят время и деньги во многом затем чтобы пообщаться с себе подобными. Чтобы сбросить жир по большому счёту надо поменьше жрать и не что попало, ходить быстрым шагом часть дороги на работу и делать простую зарядку по утрам…
        Количество китайских поделок на эту тему говорит о том, что интерес существует. Китайцы люди практичные, клепать то, что не покупается не будут. Более того тема покрыта загадочной аурой, что привлекает.


    1. progchip666 Автор
      20.12.2018 08:34

      Очень интересно. А существует какой нибудь сайт у вашего знакомого или оффлайн. Был в Перми в своё время и не раз. Весьма неплохой город. Бросается в глаза большая разница в доходах населения. Было бы интересно посмотреть на онлайн ресурс центра вашего знакомого.


      1. dmitriyrudnev
        20.12.2018 16:21

        АНО Межшкольный радиоклуб Гайва. Сайта нет, есть давно необновляемая страничка http://59ga.ru/clubs/16. Можно еще поискать по позывному R9FAB.


  1. apple01
    20.12.2018 07:37

    Тема «ламповый унч» на мой взгляд довольно узкоспециализированная. Врятли найдется много желающих заниматься этим всерьез. Для тех кто просто хочет удовлетворить любопытство собрав своими руками усилитель, есть готовые дешевые наборы из китая за $13. Для тех кто хочет получить неплохой результат и чтоб выглядело неплохо, есть наборы до $200. Ну а остальные купят дорогие приборы известных брендов.

    И еще, сборка и наладка ламповых устройств связана с контактом с высокими напряжениями. Кто и как будет страховать риски, если предполагается привлечение широких слоев неподготовленных энтузиастов?


    1. progchip666 Автор
      20.12.2018 08:59

      Вот смотрите. Наборы за $13 я думаю вообще не стоит рассматривать, я думаю даже далёкому от электроники человеку понятно какое это г…
      Нижняя граница чего то более менее приличного в Китае 150-200 евро. Плюс доставка евро 50 — 70, поскольку вес будет порядка 10 кг. Купили вы это чудо, ждали месяц пока вышлют и привезут. К вам ещё таможенники докопались, удивлённые нехилому весу посылки, вдруг вы там на самом деле микросхем на миллион везёте… Посылка у вас. Включаете. Работает, и получаете фигню. Усилитель фонит, на половине мощности наступают заметные на слух ограничения и т. д. и т. п. И что делать? Обратно за свой счёт высылать? Дорого и обидно.
      Схемы у вас нет, измерительных приборов — один тестер за 300 руб. В ремонт такое чудо в «доме быта» не возьмут. А вы на него потратили напомню 12 — 20 тысяч. Залезаете в инет и выясняете, что в вашем городе есть такой клуб, где можно купить месячный абонемент, ну скажем за 1000 руб. Там есть опытные товарищи, которые помогут оценить качество вашего усилителя и выяснить почему всё так плохо. Возможно китайцы на деталях не там где надо сэкономили, сделали неправильно монтаж, провода накала положили на высокоомное сопротивление в цепи сетки, лампу из отбраковки поставили, поленились вывести её в правильный режим работы…
      В общем допустим за месяц и 3-5 тысяч дополнительных рублей — пришлось заменить некоторые компоненты вы довели усилок до конциции — он стал звучать так, как должен это делать хорошо собранный усилок такого класса. Проверили на тамошней акустике. Приезжаете домой, испытываете и опять не то. Выясняется виновата акустика. Надо выбрать что то подходящее, либо доработать имеющееся. Потом фильтр сетевой приличный поставить… Потом захочется ЦАП сделать, чтобы приличный источник сигнала получить, а не с дешёвой звуковухи компа слушать. Дальше может захотиться купить проигрыватель винила…
      Это дело затягивает, особенно если в клубе найдёшь единомышленников, с которыми интересно общаться. В общем была в моём детстве такая шутка. Хочешь разорить родителей друга — подари ему фотоаппарат.


      1. apple01
        20.12.2018 16:19

        Вы не находите противоречие между «Наборы за $13 я думаю вообще не стоит рассматривать...» и "… измерительных приборов — один тестер за 300 руб"? :) Уж наверное если браться за это дело одним тестером не обойдешься.
        А что вы скажете скажем про этот вариант, от продавца который продал 677 этих усилителей имея «100% buyer satisfaction» (что означает ни одного плохого отзыва или жалобы)?
        www.ebay.com/itm/Monoprice-Stereo-Hybrid-Tube-Amp-with-Bluetooth/231772961752?hash=item35f6bebbd8:g:xIAAAOSwa1ZcFJ5T:rk:1:pf:0


    1. progchip666 Автор
      20.12.2018 09:55

      Есть для этого стандартные методы. Инструктаж по технике безопасности называется. Прослушал, расписался. Не стоит в данном случае его в формальность превращать.


  1. sim2q
    20.12.2018 08:31
    +1

    Идея прям «тёплая-ламповая»!), но с как-то у меня большие сомнения, что хотя бы на самоокупаемость выйдет. Но вдруг найдётся спонсор для которого это будет для души — всякое может быть.
    Да и считаю, сгущаете краски по поводу сложности ламповой техники. Но в свете дальнейшего повествования — стала понятна причина:)


  1. Ivanii
    20.12.2018 09:10
    +1

    Я думаю в России немного другие условия, например у меня под боком 2 знакомых со станками в гараже, а самое необходимое есть дома и к инструменту, особенно высокотехнологичному нужны не только руки но и знания…
    Это может прокатить только в крупных городах, в мелких нет денег и цели у людей другие.

    П.С. Я у себя в городе, где ПТУ, выпускало монтажников РЭА, не смог найти монтажника РЭА…

    Нашел список мастерских ooley.ru/map


    1. progchip666 Автор
      20.12.2018 09:24

      С выводом согласен. Только в крупных городах. Нужны какие никакие деньги. Усталость от труда в «аквариумах» бизнесцентров. Наличие высших учебных заведений. И т. д.
      Хотя столярную мастерскую например, совмещённую с пунктом проката инструмента вполне можно открыть и в малом городке! Там это более актуально чем в миллионниках.
      Отдельное спасибо за ссылку.


  1. walti
    20.12.2018 09:16

    Слишком влажно няшно, особенно в части про франшизу.
    Может быть один клуб на многомиллионник и получится создать, но препятствием будет расстояние — народ не будет ездить.

    Как вариант аудио-бизнеса — создание некоего производства и сети распространения авторских устройств.
    Учитывая ограниченное количество идей у одного разработчика, имело бы смысл реализовывать чужие идеи с отчислением % автору.
    На той же веге есть количество понастоящему интересных разработок. Народ в барахолке что-то там скидывается, делает групповые заказы, и т.д.

    /офф
    У самого была идея создать «игровой клуб кому за 30» — сначала уважаемые отцы семейств заправляются пивом и вискариком с хорошей кухней, потом, под настроение, гоняют контру по сетке в своей компании.
    В миллионнике может и взлетит.


    1. progchip666 Автор
      20.12.2018 09:44

      Почему нет. Немало взрослых компаний в в кафешках по выходным кушают вместе, потом в процессе «дозаправки» проводят время за настольными играми.
      Сделать компьютерный «ретросалон» можно на основе морально устаревшего старья, которое получить просто ради того чтобы вывез сам. Я сам недавно отдал несколько компов, сервак и пару мониторов. Стояли дома просто потому что выкинуть жалко было. В такой конторе резаться надо в первые сетевые хитовые игры, аля дум, герои и т. п.


    1. progchip666 Автор
      20.12.2018 09:53

      По поводу франшизу не совсем согласен. Вообще то её смысл в том, что её владелец продаёт, а не отдаёт с деньгами в нагрузку.
      Вы продаёте вместе с ней бренд, опыт организации и функционирования подобного заведения. Сетевые услуги — поддержку с помощью сайта соцсетей и т. п. На вас работают общие рекламные компании. Грубо говоря существуют скажем люди в Нижнем Новгороде, которые узнали о том что заведение успешно действует в Москве, а у них ничего подобного нет. Как только они узнают что такое же открылось у них — становятся клиентами. А может не в Нижнем, а на другом край Москвы, куда человеку добираться больше часа в один конец…
      Опыт открытия и раскрутки с нуля многого стоит, особенно если речь идёт о нестандартном формате.
      Почему по вашему платят немалые деньги чтобы открыть какую нибудь додо пицу, вместо того, чтобы свою пицерию сделать? Точно не потому, что основатель додо даёт деньги на открытие.


      1. walti
        20.12.2018 10:49
        +1

        Я в том смысле, что не наберется массовки на фрашизу.
        Аудиошиза (я немножко сам получаю от нее удовольствие) она не особо привязана к географическим местам, хотя города с высоким уровнем доходов конечно ей подвержены больше.
        Это что-то уровня клуба любителей феррари — их любят все, но ни у кого нет.


        1. progchip666 Автор
          20.12.2018 11:01

          Про географию вы правы.
          Однако я сделал вывод что очень много зависит от наличия лидеров общественных мнений.
          Например в ламповой тематике до сих пор существенный вес имеет портал приднестровских радиолюбителей. Это и раньше то было не лучшее место для творчества, а в сегодняшние дни…
          Если надеяться на органический трафик. Просто открыть заведение, сидеть на попе ровно и ждать клиентов — вы их вряд ли дождётесь.
          Необходимо заниматься популяризацией. Почему подобные заведения проводят мастерклассы? Это один из способов привлечь новую аудиторию, заинтересовать людей, которые об этом раньше может понятия не имели.
          Я скажи больше. Франшиза как раз и решает эту проблему. За счёт общих медиаресурсов она формирует спрос. Поскольку благодаря интернету мир стал глобальным, даже в ходе интернет компаний можно таргетировать рекламную компанию как по аудитории, так и по географическому положению.
          Помню в детстве один мальчик купил себе катушечный магнитофон Комету. После того как мы приходили к нему домой в гости и слушали эту Комету, нам захотелось именно её. Некоторые друзья смогли осуществить свои желания, другие купили что попроще. Я купил Эльфу, она была подешевле и я слышал как она играла у соседа. Потом начали покупать музыку в звукозаписи, обмениваться друг с другом записями, переписывать. Год назад спроса не было, а через год он вдруг появился.
          На принципиально новые товары и услуги не существует спроса по разным причинам. Но как говорится первая — просто потому что нет предложения. Основатель должен быть макретологом — необходимо предвидеть потенциальный уровень спроса и продумать шаги для его формирования.
          Собственно прелесть франшизы в том, что выходя с ней ты можешь сравнить свой регион с теми, где сетевые точки уже работают. Ты покупаешь не только вывеску. Ты покупаешь организацию бизнеса и проверенные методы привлечения клиентов. Тоесть методы формирования спроса!


          1. walti
            20.12.2018 11:36
            +1

            Мне кажется, что не взлетит, но я пессимист (поэтому мне всегда приходят исключительно хорошие новости — или я прав, или наоборот произошло что-то хорошее).

            Усилителе ваяние подразумевает под собой некий теоретический базис, притом весьма приличный.
            Я думаю, что «успешному менеджеру» не будет когда его учить и разбираться.
            Максимум — купить КИТ, и поставить его в туду_лист.

            Для успешного развития сего мероприятия я вижу только один вектор
            — создание имени как разработчика, активное участи в тусовке и выставках
            — готовые изделия + КИТы
            — и вот в самый последний пункт — в каком-то миллионнике открытие такого себе кружка, как дополнение к существующему бизнесу.
            Буду рад, если ошибаюсь.


            1. progchip666 Автор
              20.12.2018 12:50

              Считаю ход ваших мыслей совершенно правильным, но как говорится есть нюансы и возможно выводы не совсем верны.
              Похоже придётся написать ещё одну небольшую статью по методам раскрутки, в которой подытожить интереснейшую дискуссию развернувшуюся в комментариях.


  1. Yak52
    20.12.2018 09:34

    Добро пожаловать в радиокружок городского дома пионеров и школьников.


  1. sshmakov
    20.12.2018 10:29
    +1

    Есть перед глазами пример магазина-мастерской, скажем так, прикладных ремесел. Долгое время жил за счёт продаж, в последнее время всё больше за счёт мастер-классов — договаривается с мастером извне, объявляет набор, собирает деньги, предоставляет класс и оборудование.


    1. walti
      20.12.2018 11:27

      Прикладные ремесла — тут можно выехать на природной сметке.
      Электроника — она не всегда интуитивно понятна и требует базиса.
      Тут или очень хорошо прокомментированные киты, и то будут дурацкие вопросы, или… незнаю.
      Закон Ома никто учить не будет, те же кто выучат — ну их будет исчезающе мало.
      Только миллионник вобщем.


      1. progchip666 Автор
        20.12.2018 12:52

        Только миллионник вобщем

        С выводом согласен. По крайней мере на старте только миллионники.
        А вот законы хорошо вспоминаются и закрепляются когда начинаешь заниматься практикой.


        1. sshmakov
          20.12.2018 14:32

          В тот магазин-мастерскую (Московская область) приезжают на мастер-классы как из Москвы, так и из Перми, из Тулы, из Украины… Обычно люди уже что-то знают и умеют, но хотят углубиться в незнакомый для них процесс.

          Но тут все-таки бизнес немного другой — не постоянный клуб по интересам, а периодическая организация платных мероприятий на площадке.


          1. progchip666 Автор
            20.12.2018 14:39

            Неравномерная загрузка — действительно большая проблема подобных заведений. Думаю и тут можно что то придумать. Если позволит время напишу ещё одну кратенькую статейку на эту тему, по анализу многочисленных вопросов, предложений и сомнений, высказанных в комментариях. Очень интересная дискуссия получается в комментах. Весьма часто бывает что в коментах обсасывается темы слабо касающиеся содержания статьи. А тут почти все по делу, пусть даже большинство скептические.


            1. walti
              20.12.2018 14:58

              скептические


              Если самому, не то что вскочить, а сначала разогнать поезд с 0 — идеалистически, это да.

              Если примазаться как совместное предприятие под эгидой, например, вашей Аудиомании или докторхеда (уже готовые бренд, дистрибуция, площади, оборудование, специалисты), то и совсем не скептическое.
              Тоже прослушивание спаянного результата — нужно помещение (где можно ГРОМКО послушать музыку) и тех же колонок хотя бы комплектов 5.
              Начиная от вульгарных трехполосок, и заканчивая всякими рупорами и щитами.
              Т.е. то что у бренда уже есть просто на складе (и сам склад) придется покупать.


          1. walti
            20.12.2018 14:48

            Для того, что бы ехали с сильно другого города нужно или что бы это приносило деньги впоследствии (тренинги) или сопричастность к громкому имени.

            В сфере топик-стартера — ну очень узкий рынок давно поделенный всякими Панасониками и Маранцами ( а также всякими Акуфейсами, и прочими грандами, только не особо известными на просторах б/у-СССР).
            Так что я сомневаюсь, что начинающие производители будут ездить на мастерклассы, ибо сами производители не нужны (хотя особо настырные выбиваются естественно).

            А из сопричастности — нужен постоянно действующий шоурум, что бы было где собраться и послушать всякого.
            Заодно пообщаться со звездами ру- и en- аудиоразработки.
            После зарабатывания имени — мастерклассы/семинары пойдут на ура, но это не на каждый день явно.
            Главное не свалиться в уютненькую тусню, куда приходят «сопричастные» на попить халявного коньяка и посраться.


  1. Crazy_Pit
    20.12.2018 11:23

    это инфопродукт через хабр?????


    1. tvr
      20.12.2018 12:46

      Вы бы развернули свою мысль, а то как-то слишком сложно получилось.


      1. progchip666 Автор
        20.12.2018 12:59

        Скорее настолько аскетически просто, что каждый додумывает в меру своей испорченности или образованности, кому как больше нравится


    1. progchip666 Автор
      20.12.2018 12:58

      Не знаю что вы вложили в свою мысль, но я уже ранее писал что идея мне интересна в качестве упражнения для ума скорее. Сейчас заниматься ей совершенно нет времени, она требует больших временных затрат и постоянного непосредственного участия основателя в течение как минимум двух трёх лет становления бизнеса. В настоящее время я большую часть времени провожу за пределами России. Когда то я рассматривал её как вариант бизнеса, сейчас она интересна мне для обсуждения теоретической возможности создания таких новых форматов, исследования подводных камней и мнения о ней такой образованной и технически подкованной аудитории, которая составляет основу Хабра. Если кому то она окажется интересной и он будет готов реализовать её на практике я буду только рад. Возможно смогу даже какое то содействие оказать, но не более того.


  1. leR12
    20.12.2018 14:04

    кто хотел уже спаял и не один усь… остальное уже и не интересно!


    1. progchip666 Автор
      20.12.2018 14:11

      Не стоит отвечать за всех и сразу.


      1. leR12
        20.12.2018 15:28

        а что не так то ???? повторю… кто хотел уже спаял и не один усилитель!!! Я так лет 40 назад уже пару усилителей заделал на отличных СОВЕТСКИХ лампах и более того они до сих пор работают и радуют слух.
        ваше рвение направьте в русло созидания, паяйте и радуйтесь.
        и последнее — цифра скоро догонит ваш ламповый звук, увы это почти уже случилось и это в десятки раз дешевле чем те схемы и присуствие на рынке космических цен от «грантов» производителей ламповых усилков.


        1. walti
          20.12.2018 16:01

          Люди постоянно рождаются новые. ;)


        1. Ivanii
          20.12.2018 17:29

          цифра скоро догонит ваш ламповый звук

          Цифра никогда не догонит «ламповый звук» у нее изначально(CD) качество в разы лучше.
          Для создания «лампового звука» есть специальная схемотехника ИТУН и гибриды от него www.electroclub.info/invest/tda7294/r_out.htm
          Вся прелесть лампового усилителя — вид в работе и то что сделано своими руками.


          1. leR12
            20.12.2018 18:22

            ещё недавно цифрозвук ох как хаяли… прошло 8 лет и о что же мы видим… приличный звук за скромные деньги.


            1. progchip666 Автор
              20.12.2018 19:01

              Будьте же бдительны, всё относительно. Всё- все. Всё.


  1. dlinyj
    20.12.2018 15:05

    Блин, я мечтаю о такой мастерской