image
  1. Что изменилось в НДС на услуги в электронной форме в 2019 году?
  2. С каких организаций снимаются обязанности налогового агента по НДС на услуги в электронной форме с 2019 года?
  3. Кто платит НДС с комиссии Google и Apple в 2019 году?
  4. Должен ли дистрибьютор зарубежного ПО платить НДС за нерезидента?
  5. Какие иностранные организации должны вставать на учет по НДС на услуги в электронной форме в 2019 году?
  6. Должны ли вставать на учет по НДС иностранные дистрибьюторы в 2019 году?

Ответы под катом.

1. Что изменилось в НДС на услуги в электронной форме в 2019 году


С 01 января 2019 г. вступили в силу поправки в ст.174.2 НК РФ о НДС на услуги в электронной форме, который принято называть «налогом на Гугл». Теперь иностранные организации, реализующие услуги в электронной форме российским организациям и предпринимателям, должны встать на налоговый учет и уплачивать НДС самостоятельно.

До 2019 г. российские юридические лица и ИП, приобретающие услуги в электронной форме у иностранной организации, должны были платить НДС как налоговые агенты. С 2019 года данная обязанность с российских покупателей услуг в электронной форме снимается в полном объеме, в связи с тем, что они более не признаются налоговыми агентами по НДС.

Изменения НДС на услуги в электронной форме связаны со следующими поправками:

  1. Ранее иностранные организации были обязаны вставать на налоговый учет и платить НДС в России при реализации услуг в электронной форме физическим лицам. С 2019 года упоминание физических лиц исключено из ст.83 НК РФ про налоговый учет организаций и ст.174.2 НК РФ про услуги в электронной форме. Поэтому теперь основания для постановки на налоговый учет и уплаты НДС не ограничены продажей услуг в электронной форме физическим лицам: покупка таких услуг российской организацией или индивидуальным предпринимателем влечет для иностранной организации равнозначные налоговые обязанности.
  2. С учетом этой логики утратил силу п.9 ст.174.2 НК РФ, который ранее налагал на российские организации и предпринимателей обязанности в случае приобретения услуг в электронной форме у иностранной организации исчислять и уплачивать НДС в качестве налоговых агентов. Теперь НДС со стоимости услуг в электронной форме платит нерезидент, независимо от статуса покупателя.

2. С каких организаций снимаются обязанности налогового агента по НДС на услуги в электронной форме с 2019 года


Согласно Письму Минфина 03-07-08/76139 от 24.10.2018, если иностранная организация, реализующая услуги в электронной форме, не встала на налоговый учет в России, ответственность за неуплату НДС несет данная иностранная организация. В случае добровольной уплаты НДС российской организацией или индивидуальным предпринимателем в качестве налогового агента вычеты уплаченных сумм налога положениями главы 21 НК РФ не предусмотрены.

Как мы указали выше, с 01.01.2019 г. на нерезидентов возлагается обязанность по исчислению и уплате НДС независимо от статуса покупателя услуг в электронной форме.

До 2019 года российские организации и индивидуальные предприниматели при покупке услуг в электронной форме у иностранной организации несли обязанности налогового агента на основании п.9 ст.174 НК РФ. Применение покупателем УСН или ЕНВД, которые исключают уплату НДС с собственной реализации, не снимали с российских организаций и ИП обязанности платить НДС за иностранную компанию. Такая иностранная компания не должна была становиться на налоговый учет в России и НДС за нее платили налоговые агенты.

С 2019 года упомянутый выше п.9 ст.174.2 НК РФ утрачивает силу. Поэтому российские организации и предприниматели прекращают уплачивать НДС в качестве налоговых агентов в случае покупки услуг в электронной форме у нерезидентов.

При этом не имеет значения, встала данная иностранная организация на налоговый учет в России или нет, а также уплачивает она фактически НДС или нет.

В то же время сохранили силу положения п.10 ст.174.2 НК РФ, согласно которым налоговыми агентами по-прежнему признаются российские организации, индивидуальные предприниматели или обособленные подразделения иностранных организаций, расположенные на территории Российской Федерации, — посредники, состоящие на учете в налоговых органах и осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателем на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги.

В итоге, если российский предприниматель или организация приобретают услуги в электронной форме для собственного использования, они не признаются налоговыми агентами и не платят НДС за нерезидента. И наоборот, если предприниматель или российская организация только участвуют в расчетах с покупателем услуги в качестве посредника по договору с иностранной организацией, у российского посредника возникает обязанность по оплате НДС с суммы реализации услуг такому покупателю. Прямое исключение из данного правила сделано только для участников национальной платежной системы и операторов связи.

Открытый перечень «посреднических» договоров порождает правовую неопределенность. По нашему мнению, лицензионная схема передачи прав не является посреднической по своей правовой природе. Права приобретаются и реализуются с уплатой собственных налогов в России с полной суммы продажи.

Однако возможны проблемы с квалификацией отношений по дистрибьюторским договорам, где отсутствует четкое описание лицензионной схемы, а говорится только о «праве на перепродажу». Для снижения указанных налоговых рисков требуется локализация дистрибьюторских соглашений путем их приведения в соответствие с описанными в российском законодательстве видами договоров.

3. Кто платит НДС с комиссии Google и Apple в 2019 году


К числу услуг в электронной форме среди прочего отнесено оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями. Именно за данные услуги Google и Apple взимают с разработчиков комиссию при продаже их приложений через свои площадки.

Как мы выяснили выше, с 2019 года иностранные организации при продаже услуг в электронной форме российским лицам (не важно: физическим, юридическим или ИП) должны самостоятельно платить НДС. Поэтому при покупке услуг в электронной форме у Google или Apple российские организации и предприниматели освобождаются от обязанностей налогового агента и не уплачивают НДС.

4. Должен ли дистрибьютор зарубежного ПО платить НДС за нерезидента


Обычно дистрибьюторский договор с зарубежным правообладателем предусматривает предоставление конечным пользователям права использования программного обеспечения двумя способами в зависимости от особенностей такого ПО. В одном случае речь идет о предоставлении возможности установки программ для ЭВМ на оборудование пользователя, во втором – о предоставлении дистанционного доступа к онлайн-сервису, функционирующему на базе такого ПО.

Соответственно, в случае реализации нерезидентом лицензии на использование программного обеспечения российскому покупателю имеется два самостоятельных основания для возникновения обязанностей по НДС:

  1. Продажа лицензии на программное обеспечение, которое требует установки на оборудование пользователя («загружаемое ПО»), регулируется пп.4 п.1 ст.148 НК РФ;
  2. Предоставление доступа к сервису в форме выдачи лицензии на использование его программного обеспечения, подчиняется ст.174.2 НК РФ об услугах в электронной форме.

Поэтому не следует путать основания уплаты НДС в связи с оказанием услуг в электронной форме с реализацией «загружаемого» программного обеспечения или прав на него.

Да, в перечне услуг в электронной форме упомянуто среди прочего «предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности».

Однако это частный случай, который ставится в зависимость от наличия главных признаков услуги в электронной форме. К услугам в электронной форме относятся исключительно услуги, оказываемые автоматизированно с использованием информационных технологий.

В классических лицензионных договорах на программное обеспечение, предоставление лицензии и передача экземпляров ПО выполняется в «ручном» режиме. Особенно это касается сложных программных комплексов, требующих кастомизации и внедрения. Иными словами, передача экземпляра ПО через Интернет не формирует услугу в электронной форме.

Поэтому российские покупатели или дистрибьюторы зарубежного ПО сохраняют обязанности налогового агента на общих основаниях по ст.161 НК РФ, т.к. к ним не применялись и не будут применяться положения ст.174.2 НК РФ об услугах в электронной форме.

В 2019 году, как и ранее, порядок применения НДС при импорте «загружаемого» ПО регулируется совокупностью следующих норм НК РФ:

  1. об определении места реализации лицензии на объекты авторских прав по месту нахождения покупателя (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ);
  2. об обязанностях налогового агента исчислять и уплачивать НДС за иностранные компании, не состоящие на налоговом учете в России (п.1 ст.161 НК РФ)
  3. об освобождении реализации права использования программного обеспечения по лицензионному договору (пп.26. п.1 ст.149 НК РФ).

С учетом этого российский дистрибьютор (покупатель) зарубежного ПО является налоговым агентом, но с вознаграждения, уплачиваемого иностранной компании по лицензионному договору на программное обеспечение, не должен платить НДС, ссылаясь на пп.26 п.1 ст.149 НК РФ. Иные объекты реализации, сопутствующие лицензии на ПО (например, консультационные услуги и техподдержка), продолжают облагаться НДС. Поэтому российский дистрибьютор продолжает в 2019 году платить НДС с таких услуг как налоговый агент, как и прежде.

В случае «лицензирования» доступа к облачным сервисам, с 2019 года дистрибьютор освобождается от обязанностей налогового агента. Если это SaaS в чистом виде, отношения сторон следует квалифицировать именно по ст.174.2 НК РФ. В связи с этим обязанности по уплате российского НДС возлагаются на иностранную организацию, предоставляющую доступ к такому сервису российским пользователям.

5. Какие иностранные организации должны вставать на учет по НДС на услуги в электронной форме в 2019 году


Порядок постановки иностранных организаций на налоговый учет в связи с реализацией услуг в электронной форме установлен в п.4.6. ст.83 НК РФ.

До 2019 года иностранные организации обязаны были вставать на налоговый учет:

  • при реализации услуг в электронной форме и осуществлении непосредственных расчетов с физическим лицом;
  • при участии в расчетах непосредственно с физическим лицом при оказании посреднических услуг иностранной организации, реализующей услуги по п.1 выше.

С 2019 года упоминание физических лиц исключено из указанных норм. Поэтому данные правила распространяются на случаи реализации услуг в электронной форме любым российским покупателям, включая организации и индивидуальных предпринимателей.

6. Должны ли вставать на учет по НДС иностранные дистрибьюторы в 2019 году


Иностранная организация распространяет ПО в России через дистрибьютора. Должна ли она вставать на учет по НДС в 2019 году?

Если речь идет о распространении программного обеспечения, которое требует установки на оборудование пользователя («загружаемое ПО»), то регистрация иностранной организации в российской налоговой не требуется.

В данном случае правила о НДС при импорте «загружаемого ПО» в Россию не изменились. Здесь нужно руководствоваться положениями пп.4 п.1 ст.148 НК РФ, которые устанавливают место реализации по месту нахождения покупателя (в России) при передаче лицензий, авторских прав и иных аналогичных прав, консультационных услуг, а также услуг по обработке информации.

При покупке данных лицензий и услуг российской организацией или ИП последние исполняют обязанности налогового агента в общем порядке, предусмотренном ст.161 НК РФ.

Поэтому у иностранных правообладателей «загружаемого» ПО, поставляемого в Россию по лицензионным договорам, не возникают обязанности постановки на налоговый учет с 2019 года.

Комментарии (13)


  1. vasyan
    09.01.2019 11:47

    Ну это же отличная новость. Теперь можно спокойно работать на upwork и не бояться всей этой чешуи с НДС.


    1. Barafu_Albino_Cheetah
      09.01.2019 14:40

      Или upwork откажется участвовать в этом цирке, и его забанят. Причём не сайт, а банковские операции. Будете работать за биткоины под чесьное слово.


      1. vasyan
        10.01.2019 13:08

        Когда забанят, тогда и поговорим. Тут либо ишак, либо падишах.
        А налог на гугл должны были платить все, кто работал на upwork, и то, что его теперь платить не надо — очень хорошо.


        1. ONIKSfly
          10.01.2019 19:33

          Ага, и правда очень хорошо, мне прямо Hetzner так и сказали, ни о чём не переживай:

          Starting on 1 January 2019, new taxation laws from the Russian
          Federation will come into effect.

          All Russian customers who receive our services will be required to
          pay VAT regardless of whether or not they have a valid Individual
          Identification Number (INN).

          This means that we will be required by law to charge you the Russian
          VAT rate of 20% on all Hetzner Online products and services starting
          on 01 Jan 2019.


          1. bevice
            11.01.2019 18:14

            02.01.2019 хетцнер прислал счет с 20% VAT. Замечательно


  1. sainomori
    09.01.2019 14:18

    Больше интересует, какие штрафные санкции могут быть применены к иностранным организациям. Указание банкам о блокировке переводов? Судебные иски?
    Допустим есть иностранная организация — поставщик экзотического ПО, у которой есть единственный клиент на территории РФ. И ради одного клиента ей теперь надо получать ИНН и сдавать ежеквартальную отчётность?
    Или как всегда — строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения?


    1. ictlawyer Автор
      09.01.2019 14:26

      Как осуществляется поставка ПО? Если экземпляр устанавливается на оборудование конечного пользователя (собственное или арендованное), необходимость в постановке отсутствует (см. пояснения выше).


      1. sainomori
        10.01.2019 16:16

        Экзотическое ПО — внутренняя CRM иностранной организации которой клиент ежемесячно платит за доступ.


  1. 127
    09.01.2019 16:11

    Если иностранная компания по лицензионного договору предоставляет неисключительные права на свое ПО конечному пользователю (российскому юридическому лицу) и при этом в лицензионном договоре присутствует ежемесячная оплата технической поддержки, состоящей из права получения периодических обновлений и исправлений ПО + консультации по email, будет ли такой договор попадать под действие подп. 26 п.2 ст.149 НК РФ или налоговая будет считать, что такая "техническая поддержка" является обычной Услугой и облагается НДС?


    1. 127
      09.01.2019 16:15

      Уточнение: ПО — загружаемое/устанавливаемое


      1. ictlawyer Автор
        09.01.2019 16:37

        В части лицензии на ПО освобождение от НДС возможно по пп.26 п.2 ст.149 НК РФ. В части услуг техподдержки мы обычно рекомендуем «защить» обновления в гарантийную поддержку, стоимость которой включена в лицензионное вознаграждение.


  1. hmpd
    09.01.2019 23:00

    Отличная статья, спасибо.
    А кто должен платить НДС в случае загружаемых видеоигр? Например, если Sony или Nintendo продаёт коды загрузки Яндекс.Деньгам, а те уже — конечному пользователю.


    1. ictlawyer Автор
      10.01.2019 11:01

      Видеоигра — это программное обеспечение. Если оплата с пользователя взимается по лицензионному договору, то НДС никто не платит, т.к. лицензионное вознаграждение за использование ПО освобождено от НДС (пп.26 п.2 ст.149 НК РФ).