Переход Джорджа Мартина на другую платформу для блогов напоминает нам о радикальных изменениях гиганта блогинга



Обойдёмся без спойлеров, но с уходом одного известного фэнтезийного писателя, LiveJournal остался один, примерно как Джон Сноу на фотографии

В прошлом апреле прославленный писатель и убийца героев Джордж Мартин объявил, что переносит свой древний блог с загнивающего LiveJournal на свой личный сайт. Для обычных фанатов «Игры престолов» это было в лучшем случае лёгким недоразумением – большая часть просто перешла по новой ссылке и даже не оглянулась. Но для определённых групп энтузиастов это был более значимый ход. Блог Мартина, который Джанин Констанцо, давний волонтёр LiveJournal, затем ставшая сотрудником компании, описала, как «последний оплот», был, вероятно, последней связью сайта, когда-то бывшего гигантом среди блог-платформ, с популярной культурой. И, хотя автору, возможно, не удастся закончить свою наиболее любимую фанатами литературную серию книг, его простое действие в области логистики веб-хостинга воистину отмечает конец эпохи.

Когда я рос в вебе на заре эпохи соцсетей (в районе 2007 года), мне казалось, что все сайты, одержимые связностью, и формирующие расцветающее ядро нового интернета, преследуемы угасающим призраком по имени LiveJournal. Когда я был подростком, у меня не было ни одного знакомого, который бы вёл свой LiveJournal, но до меня постоянно доходили слухи и сплетни по поводу разворачивающихся на этом сервисе драм. И, судя по откровенным разговорам с некоторыми из фигур, сделавшими LiveJournal таким, какой он есть сейчас, это впечатление было достаточно верным. LiveJournal, или LJ, как его ласково называли пользователи [а на постсоветском пространстве – ЖЖ / прим. перев.], был особенным видом социальных сетей, практически неузнаваемым в мире, где доминирует разоблачающая анонимность власть Facebook или Twitter. Но, как признаются его многие бывшие сотрудники, у ЖЖ была возможность стать одним из этих социальных монстров «второго поколения». Вместо этого упрямая пользовательская база и спорные бизнес-решения похоронили эти амбиции. И теперь последняя фигуральная жертва Мартина – разрыв отношений с ЖЖ – служит кратким напоминанием о восходе платформы на вершину и о решениях, которые уронили эту икону блогов с небес на землю.

Созданный в общежитии


Как и многие другие известные имена в мире технологий, ЖЖ начался, как проект одного человека, занимавшегося им просто от скуки; его начал разрабатывать подросток, любитель технологий, которому нечем больше было заняться. Как вспоминает основатель проекта Брэд Фицпатрик, в 1998, когда ему закрыли доступ в America Online из-за того, что он слишком много экспериментировал с сервисом, он убедил местного провайдера разрешить использование на его персональной страничке скриптов по протоколу Common Gateway Interface. Это позволяло ему писать собственные программы, выдающие динамические объекты на страницах, к примеру, его возраст в секундах, обновляющийся с каждой перезагрузкой страницы. Новизна динамических объектов поразила Фицпатрика, и в итоге он сделал для своего компьютера однострочное текстовое поле вода, находившееся на рабочем столе над кнопкой Start, куда он мог вводить текст, который сразу после этого оказывался на его сайте.

«У меня даже не было кнопки „отправить“, — вспоминает Фицпатрик. – Всё работало по кнопке „ввод“. Мои ранние посты в ЖЖ выглядели как „пойду, спущусь за колой“, или „мне скучно“. Было очень похоже на ранний твиттер».

Раздав скрипт друзьям, Фицпатрик понял, что ему придётся раздавать программу заново с каждым новым обновлением, поэтому он дал друзьям доступ к его серверу, чтобы упростить задачу. Когда вскоре после этого Фицпатрик отправился в колледж при Вашингтонском университете, скрипт начал распространяться и там. В итоге размещением записей в интернете занимался целый этаж его общежития, а также друзья из других штатов. С этого момента сервис стал расти и развиваться органично.

Эти несколько первых пользователей сформировали функциональность сайта своим поведением. К примеру, когда друзья начали жаловаться на необрезанные «стены текста», которые выкладывали некоторые пользователи, Фицпатрик добавил кнопку «Post», чтобы люди могли раздвигать параграфы. Изначально не было возможности отвечать на посты людей – пока, конечно, Фицпатрик не решил, что хочет поглумиться над одним из постов своего друга. Поэтому он добавил возможность оставлять комментарии только для того, чтобы съязвить под одним из постов.

«И всё так и шло, — говорит Фицпатрик. – Текущее настроение, текущая музыка, изображение в профиле – всё это появлялось в попытках повеселиться и добавить всё, что можно, или всё, что тогда поддерживал веб».

В определённый момент своей карьеры в колледже, около 2000 года, Фицпатрик понял, что ЖЖ превратился из способа позабавиться с CGI-скриптами во что-то, приближающееся к состоянию реального бизнеса. «В этот момент, — вспоминает он, — миссия превратилась в попытки просто поддерживать сервис в рабочем состоянии». При приближении окончания его учёбы популярность проекта продолжала расти (а вместе с ней и стоимость содержания серверов), и он начал задумываться над тем, не нужно ли ему нанять кого-нибудь, чтобы сайт не падал каждую неделю.

Тогда он встретил Лизу Филипс, сисадмина из местного DSL-провайдера в Сиэтле. Она разместила запись в ЖЖ аккурат в тот момент, когда Фицпатрик пытался куда-то перевести работающие серверы из своей комнаты в общежитии. «В нашей компании была куча пользователей ЖЖ, — говорит Филипс. – Поэтому я просто связалась с ним и сказала: Я тебя не знаю, но у нас есть место. Это была буквально стойка в кладовке, но место там было».

Фицпатрик в поисках сисадмина на полный день прислал Филипс предложение о работе в 2001 году. В то время им было по 21 году, и Фицпатрик никогда ещё никого не нанимал, поэтому он притащил с собой своего отца, чтобы организовать всё похожим на формальное интервью образом. «Оно было удивительно профессиональным, — говорит Филипс. — И я получила работу. Я стала первым человеком, которому в ЖЖ платили за администрирование».


ЖЖ вскоре после открытия в 1999


ЖЖ в 2003-м, после достижения планки в миллион пользователей


ЖЖ в 2008-м, после продажи


ЖЖ жив и сегодня – и наибольшую популярность имеет в России


Его текущая версия чем-то немного напоминает Reddit

Филипс вспоминает, что в то время для поддержки ЖЖ онлайн нужно было работать 24 часа в сутки, работа была тяжёлой, а список обязанностей всё время вырастал. (В течение первых двух лет после найма Филипс ЖЖ преодолел планку в миллион пользователей – много лет спустя, после того, как соцсети набрали популярность, у Твиттера на это тоже ушло почти два года). Фицпатрик и другие ранние программисты ЖЖ жили в родном городе Фицпатрика, Бивертоне, штат Орегон, а серверы сайта располагались в пригороде Сиэтла, где была Филипс – в трёх часах езды. Естественным образом на неё легла ответственность по физическому обслуживанию дата-центра, добавлению серверов в стойку и обеспечению бесперебойной работы сервиса. И поскольку её единственной страховкой был Фицпатрик, а сайт постоянно превышал возможности железа, Филипс, в общем-то, общалась с ним на ежедневной основе, вплоть до того, что она по SMS предупреждала его, что собирается пойти в кино на пару часов. Но, несмотря на тяжёлые условия труда, она верила в миссию ЖЖ, и это помогало ей работать по выходным и вечерам.

«Все компании, в которых я работала, были связаны с интересом и возможностями по поводу того, как будет классно, когда мы сможем создавать сообщества, не ограниченные физически, — говорит она. – Я помню, как-то у меня была очень тяжёлая недели, и я говорила, что мне пора увольняться и идти работать куда-нибудь в пиццерию. А моя невестка рассказала мне со слезами на глазах, что ЖЖ спас ей жизнь. Она недавно родила, она состояла в сообществе девушек, недавно ставших мамами, живущих в однородных сообществах, и они объединились на почве либеральных взглядов, любви к татуировкам и необычных идей. Она сказала, что жизнь матери иногда кажется одинокой, и доступ к этим сообществам был единственным способом не дать мамам совсем расклеиться. Она сказала, что если бы я не делала свою работу по поддержке сервиса, то не знает, как повернулась бы её жизнь. И это поддержало меня в тот момент».

Болезни роста


Популярность сайта росла, и к концу нулевых очень сильно раздулось количество добровольцев, которые занимались как обучением новых пользователей, так и модерированием сайта на предмет токсичности. И вновь сайт стали преследовать опасения по поводу способности компании обеспечить саму себя, особенно ввиду постоянно расширяющегося списка обязанностей его основателя. Ему хотелось только добавлять на сайт новые возможности, а в итоге он взвалил на себя столько обязанностей, сколько сумел: он отвечал на письма пользователей, вёл переговоры о хостинге, пытался увеличить доходы. «Я плохо умел делегировать полномочия, и постоянно балансировал на грани выгорания, — говорит Фицпатрик. – У меня было ощущение, что каждый день я мечусь туда и сюда, и борюсь с возникающими пожарами, поскольку у нас в штате в основном были только программисты».

Поскольку основной костяк сотрудников ЖЖ, порядка 10-12 человек, мог заниматься только удержанием сайта на плаву, политикой сайта часто приходилось заниматься добровольцам. И такая структура иногда только ещё больше разжигала пожары.

«Проблема сайта была в том, что все мы были очень молоды, и ни у кого не было опыта в управлении проектами», — говорит Дениз Получчи, несколько лет руководившая командой добровольных участников поддержки ЖЖ (позднее она стала одним из основателей ответвления ЖЖ Dreamwidth). «Мы всё изобретали по ходу дела. Я думаю, что Брэду хотелось только программировать. В то время у нас были проблемы, поскольку итоги обсуждений зависели от того, кто в последнее время громче всех наорал на Брэда. Друзья рассказывали ему о встреченной ими проблеме, и он начинал её чинить. Но иногда бывало, что команда поддержки могла просить о том же самом уже давно, в результате волонтёры раздражались, когда оказывалось, что они хотели реализовать эту возможность как-то по-другому. Если мы не реализовывали пожелания пользователей в точности, у нас начинались проблемы».

В итоге Фицпатрик устал от роли псевдоуправленца, которую он взвалил на себя против воли, и продал компанию (по имени Danga) фирме Six Apart в 2005 году. В то время Six Apart была небольшой компанией по разработке ПО, а её самым известным проектом была программа для ведения блогов TypePad.

Оглядываясь назад, Фицпатрик говорит, что на его решение повлияли также и беспокойство по поводу увеличивающейся конкуренции со стороны прото-социальных сайтов вроде WordPress (появился в 2003) и Blogger (появился в 1999). (Чтобы дать вам представление о полном ландшафте соцсетей: Facebook был основан годом ранее в 2004, Twitter откроется в 2006). Но в середине нулевых, на пике популярности, ЖЖ был титаном блогов, и мог похвастаться десятью миллионами пользователей. Многие люди, с которыми разговаривал журналист Ars, указывали на крупнейшее сообщество сайта, посвящённое слухам о звёздах, Oh No They Didn’t (ONTD), как на пример влияния сайта. Как говорит бывший сотрудник ЖЖ Эйб Хассан, даже когда более крупные соцсети начали обгонять ЖЖ, смерти знаменитостей привлекали на их сайт столько трафика, что он начинал падать – начиная с трагической кончины Хита Леджера в 2008-м. На странице также началось несколько крупных, но ныне забытых скандальных историй той эпохи, включая беременность Джейми Линн Спирс (новости о которой позднее были подхвачены более крупными изданиями).

Как вспоминает один из первых работников Джанин Констанцо, покупка сайта очень взволновала его сотрудников. Некоторые надеялись, что Six Apart разработает надёжный план по поддержке сервиса на плаву в долгосрочной перспективе. Вливание капитала позволило компании нанять давних добровольцев вроде Констанцо и Хассана на полный день, что помогло укрепить моральный дух команды. Но время шло, и становилось ясно, что казначеи из Six Apart не разобрались в том, что делать с затвердевшим костяком пользователей ЖЖ, устраивавших скандалы по поводу каждого изменения, которое компания хотела внести, особенно когда это касалось получения прибылей.


Среди множества вкладов, сделанных ЖЖ в веб, и существовавших долгое время, можно упомянуть написанный Фицпатриком в 2003 году memcached (на первый коммит можно посмотреть тут). На картинке – графики сервера Ars за 2013 год.

Многие собеседники указывают на определённый скандал в качестве примера того, как вела себя шумная пользовательская база ЖЖ: в 2006 году произошёл спор по поводу допустимости использования голой женской груди в аватарках, который сотрудники прозвали Nipplegate [англ. nipple – сосок, всё слово – аллюзия на Уотергейтский скандал / прим. перев.]. Согласно Получчи, всё началось с того, что один тролль поставил своей аватаркой по умолчанию фотографию голой женщины, лицо которой было заменено на лицо Беатрис Артур, американской актрисы, наиболее известной по роли в телесериале "Золотые девочки". Поскольку аватарки по умолчанию используются в поисковой выдаче, политика сайта запрещала использовать на них обнажёнку, допуская её использование в других местах. Команда попросила удалить аватарку, но вместо того, чтобы подчиниться, пользователь начал жаловаться на обнажёнку на аватарках других пользователей, многие из которых принадлежали к сообществу сторонников грудного кормления детей, которым нравилось демонстрировать процесс кормления на аватарках. Команда ЖЖ сочла такое поведение злонамеренным доносом, но оказалась заложницей своих же правил. Вскоре членов сообщества кормления грудью начали просить исправлять и их аватарки, что привело к PR-кошмару для компании Six Apart. По меньшей мере одна группа активистов организовала протест под окнами их офиса.

Хассан говорит, что для сотрудников Six Apart это стало шоком, особенно для людей, не особенно преданных ЖЖ. «Мы обсуждали это на еженедельных встречах, говорили о новой политике, спорили на тему того, можно или нет показывать ареолы, — говорит он. – Другие сотрудники не вступали в эти дискуссии. Они привыкли заниматься продажами для других бизнесов, а не разбираться с хаосом, который устраивают пользователи. Сегодня на Facebook или Twitter всё организовано в виде форм и автоматических ответов. Но раньше мы заставляли пользователей ожидать, что если они нам напишут, мы ответим им лично. Нам надо было вести себя строже. У нас в политике не было подобных нюансов. Можно ли показывать грудь? Нет – и точка. Нам надо было занять жёсткую позицию по поводу „сексуализации“, и двигаться к укреплению стандартов, таких, которые есть у сайта Flickr, а не заниматься поддержкой свободы слова».

Эти мысли отражают распространённый настрой людей, когда-то работавших в ЖЖ: инерция ожиданий пользователей могла стать препятствием, которое невозможно будет преодолеть. К примеру, вскоре после покупки Six Apart привлекла ватагу менеджеров проектов, которым поручили превратить царивший в компании хаос во что-то более прибыльное. Эти новые аналитики принялись за модель freemium, которой придерживался сайт, и были поставлены в тупик сделанными ранее обещаниями. «Мы всегда говорили, что сражаемся за пользователей, что перед тем, как что-то делать, мы всегда будем советоваться с сообществом, — говорит Марк Смит, программист, работавший в ЖЖ, и ставший одним из создателей Dreamwidth. – Оказывается, что в таком случае сообщество говорит вам, что хочет, чтобы всё оставалось неизменным вечно. Мы обещали никогда не добавлять на сайт рекламу, и внезапно новые управленцы говорят нам, „Сайту нужна реклама, сайту нужна реклама“. Ситуация была неразрешимой».

Лучше всего это суммировала Получчи: «В 2007 на пике фазы выгорания, когда мы уже скатились до юмора висельника, мы шутили, что если напишем в новостях журнала о том, что раздаём всем по $100, пони и латте, то в первых пяти комментариях будут жалобы на непереносимость кофеина, на аллергию на пони и длинный текст по поводу того, что бесплатная раздача денег является корнем зла в сообществе», — вспоминает она. «Это был чёрный юмор, но в нём была доля истины. Существовал антагонизм между людьми, эмоционально связанными с сообществом, и людьми, принимавшими решения по поводу продукта. Доверия между ними не было. И этот антагонизм и похоронил проект».


С окончанием нулевых конкуренция за внимание пользователей начала усиливаться

Но суматоха в ЖЖ происходила, конечно, не в вакууме. В конце нулевых в войну блогов начали ввязываться новые проекты, конкуренты вроде Tumblr начали высасывать рыночную долю у ЖЖ. Исход ЖЖ, судя по всему, случился в частности из-за таких действий, как, например, массовая блокировка нескольких членов сообщества, сочинявшего порнографические рассказы по вселенной Гарри Поттера, под напором религиозных групп (по всей видимости, из-за наличия эротических рассказов, где участвуют несовершеннолетние персонажи). Один инцидент следовал за другим, напряжение накапливалось, сотрудники постепенно покидали компанию. Six Apart в итоге продала ЖЖ российской компании SUP Media в 2007 [до 20.12.2011 — SUP Fabrik].

Благодаря находящимся в США серверам, ЖЖ набрал большую популярность у российских пользователей после запуска платформы – настолько, что название сервиса стало синонимом блога в языке, чем-то вроде Kleenex или Thermos [более правильными примерами эпонимов в русском языке будут Xerox или Pampers / прим. перев.]. В итоге в январе 2009 года все американские сотрудники были уволены, и сегодня ЖЖ продолжает работать как сайт для россиян, которым управляют россияне. (Как указывают Получчи и Смит, довольно большая доля пользователей перешла с сайта на их форк Dreamwidth после того, как SUP решила перенести сервера в Россию. Некоторые из пользователей побоялись того, что российские власти смогут затребовать через суд цифровые данные с серверов).

Оглядываясь назад, бывшие сотрудники ЖЖ соглашаются с тем, что замкнутая природа сайта никогда не сможет конкурировать с обращёнными к сообществу и собирающими данные монстрами типа Facebook и Twitter. Хассан вспоминает тот день, когда Facebook представил концепцию «новостной ленты», позволявшую пользователям видеть обновления своих друзей в связном (но, возможно, вуайеристском) виде. Согласно ему, сотрудники ЖЖ готовились выпустить подобную функциональность, но боялись негативной реакции сообщества. «Они в каком-то смысле приняли на себя удар вместо нас, но это также изменило модель приватности неожиданными для нас путями, — говорит он. – Эти сайты изменили мир, но мы не пытались адаптироваться».

Несмотря на это, сотрудники ЖЖ, с которыми беседовал Ars, считают свою платформу чем-то более чистым, чем многочисленные социальные сервисы сегодняшнего дня, и их работа остаётся незабываемым профессиональным опытом. «Всё сводится к тому, что Twitter и Facebook захотели стать Walmart’ом среди соцсетей – у всех есть свой аккаунт, — говорит Получчи. – Мы хотели быть уютным семейным магазинчиком на углу в мире соцсетей, но продали его тому, кто этого не понял. И вот зачем в дело вступает Dreamwidth».

«Мы были Linux в мире соцсетей, — как описывает это Хассан. – У нас не было явной модели того, чем является наш сайт, но у нас были его возможности. У нас были рукоятки настройки и возможности. Все возможности, которые Facebook представил после того, как я ушёл из ЖЖ, были у нас раньше: размещение поста по фотографии, по SMS, мы всё это уже сделали миллион лет назад. Можно было позвонить по телефону, записать сообщение, и эта запись отправлялась в твой ЖЖ. У нас были настраиваемые группы друзей, и вы могли выбирать, где размещать запись. У нас были по существу все основные возможности, которые есть сегодня, типа страницы друзей. Но мы не смогли разобраться с тем, как рассказывать историю или поддерживать интерес людей. У нас были все возможности, но никому не удалось заставить это работать. У нас были надёжные настройки приватности, а на Facebook никто не понимает, как их использовать. Это была менее публичная эра интернета, и иногда мне хочется к ней вернуться».

Для этих бывших сотрудников ЖЖ кажется мёртвым и исчезнувшим проектом, но его русифицированный труп всё ещё продолжает ковылять, поддерживаемый живучими членами сообщества. Блог Oh No They Didn’t до сих пор сообщает о новостях, связанных со знаменитостями, хотя сегодня вместо мощного потока комментариев там существует лишь небольшой ручеёк.

Но, возможно, у эпического жизненного пути ЖЖ не было лучшего микрокосма, чем блог, принадлежащий человеку, стоящему за «Игрой престолов». И хотя Джордж Мартин сумел продержаться целых десять лет после изначального падения сайта, его переход на персональную страницу вроде бы не был вызван ничем конкретным. Не звучало никаких фанфар, было лишь краткое сообщение от одного из «миньонов» фантаста. Такова природа распада когда-то популярных цифровых мест: не наблюдается величественных руин физического объекта вроде заброшенного замка, по осыпающейся решётке которого вьётся плющ. Вместо этого ЖЖ движется вперёд, как стареющая куча кода, которая однажды окажется полностью устаревшей из-за появления чего-то нового и лучшего, и будет жить в памяти тех, кто её создавал.

Комментарии (89)


  1. dfgwer
    16.02.2019 12:54

    И когда она совсем перестанет приносить деньги, его отключат. И мы потеряем все, что было там опубликовано.


    1. danfe
      16.02.2019 15:54

      Нет, к счастью, не потеряем.


      1. ivan386
        16.02.2019 23:18

        Доступ из РФ к сохранённым записям закрыт

        Вот против такой самоцензуры поможет только прокси и VPN.


  1. zv347
    16.02.2019 13:22

    «ЖЖ — это что-то из вашего поколения», сказала мне недавно студентка, и я понял, что я старый.

    Никогда не мог понять, почему ЖЖ умер, а твиттер расцвел. ЖЖ позволял всё то же самое, и еще больше. Вконтакте — понятно, он заменил и аську, и хоумпейдж, и наверное много чего еще. Но твиттер?..


    1. pnetmon
      16.02.2019 13:36

      У них разное применение.


      «Linux соцсетей» – как LiveJournal стал первооткрывателем блогов, а потом потерял их

      Так и не понятно как он потерял их в 2007 году до продажи российским.


      Аська проданная российским со временем тоже померла.


      1. aknew
        17.02.2019 00:34

        ИМХО, тут скорее обратная ситуация — их продали потому что они уже сильно сдали и непонятно что с ними делать, про ЖЖ вон в статье это прямым текстом сказано, про icq на момент продажи в 2010 тоже большинство моих знакомых им пользоваться перестали хотя в 2009 она у нас даже была одним из способов связи на работе (но уже тогда было заметно как чаты постепенно уходят в скайп). А то что продали нашим и они не особо удачно этим распорядились (не будем тут про политику тем более что в 2007 антироссийских настроений было сильно меньше) скорее просто не исправило ситуацию, я даже не уверен что это ее усугубило.


        1. pnetmon
          17.02.2019 09:55

          Они сильно сдали в 2007 году? В российском сегменте ЖЖ на мой взгляд в 2007-2008 году по информативности и численности ЖЖ была на первом месте, и тогда было множество попыток повторить, тот же я.ру, дневники и прочее. Вконтакте, одноклассники и тогда и сейчас не позволяют того что позволяло ЖЖ, я.ру и прочие аналоги.


          Да и покупка обоих была вызвана тем что там сильно водились русскоязычные пользователи.
          Часть других сервисов из популярных соцсетей решили просто создать, а не покупать.


          А про политику и антироссийские настроения в моем комментарии не слова, не надо именно их привязывать. Отток с российский соцсетей произошедший в дальнейшем тоже не был вызван названными вещами, причина была в другом.


          1. aknew
            17.02.2019 11:39

            Вы верно отметили — в россиском сегменте, для остального мира это ИМХО уже был этап заката ЖЖ, но могу ошибаться — я как-то никогда не был активным пользователем ЖЖ и сужу чисто по тому сколько ссылок на него мне попадалось, а это может быть локальным явлением именно в моей группе интересов. А про аську я имел ввиду не 2007, а 2010, ведь именно тогда ее купили текущие владельцы


            1. pnetmon
              17.02.2019 16:50

              Русскоязчный и российский немного разные вещи — я тогда читал много русскоязычных, но не российских авторов. Да и сейчас их порядочно. Про этап заката тогда для остального мира думаю ошибаетесь. Просто и тогда и сейчас есть сильное разделение по языку чего нету у твиттера и фейсбука, но ихмо.


              Про аську и 2010 год понятно, для меня аську для быстрого и бесплатного обмена сообщениями (еще до борьбы с неофициальными клиентами в 2008 году, который сильно навредил пользователям использующих сотовые телефоны и клиенты на Джаве, а так же всякие pidgin и кипы) заменил скайп. Но оглядываясь на прошлое сейчас меня веселит количество знакомств с женским полом, перешедшее в IRL, в умирающей аське в промежутке 2009-2013 года.


        1. JamboJet
          17.02.2019 18:39

          ICQ долго и упорно сами себе совали палки в колеса: гнобление сторонних клиентов, постоянная смена протоколов, отсутствие множества функций, совершенно несуразная рекламная модель, раздувание клиента (сразу вспомнил NeroBurningRome)… список очень длинный.

          Всего лишь открытый протокол + поддержка на мобильных устройствах уже продлили бы жизнь ICQ лет на десять, как минимум.


    1. Utopia
      16.02.2019 13:51
      +1

      у Twitter-a тоже все не так радужно. Как и полагается массовой культуре — сейчас «рулит» то, что не требует мозговых усилий — instagramm — например и куча новых программ наподобие. Чем меньше усилий что бы создавать контент — тем лучше. Скоро появятся мессенджеры в которых можно будет общаться без клавиатуры — создадут 19 кнопок из лексикона Эллочки Людоедки…


      1. dominigato
        16.02.2019 14:54
        +1

        Можно сделать чат только из эмодзи, думают будет очень популярным.


        1. teifo
          17.02.2019 01:27

          Эмодзи, на мой взгляд, не очень понятны и легкочитаемы. Возможно тут нужен навык. Мне в свою очередь кажется, что более подходящий вариант с элементами общения в виде набираемого блока картинок «комиксов». С другой стороны забавная вещь получается, язык начинался с примитивных картинок, развился до букв-символов или иероглифов и снова возвращается к своему примитивному уровню?


          1. Antares19
            17.02.2019 03:32

            более подходящий вариант с элементами общения в виде набираемого блока картинок «комиксов»


            Вы не поверите: ru.bmstu.wiki/Microsoft_Comic_Chat :)
            96й год, IE 3.0


          1. klurik
            17.02.2019 15:11
            +1

            Про цикличность языка... вспомнилось
            image


      1. impwx
        16.02.2019 16:00
        +1

        Уже много лет как появились: YB от Аарона Пола


      1. Darth_Biomech
        16.02.2019 20:52

        Чем меньше усилий что бы создавать контент — тем лучше.

        280 символов, куда уж меньше? Разве что как выше сказали — сделать чат из смайликов где вообще нельзя внятно что-то сказать.


        1. Chamie
          16.02.2019 21:45

          Как куда? Инстаграм же! Нажал «запостить», навёл камеру, снял. Готово!


    1. dom1n1k
      16.02.2019 14:46

      Нельзя не признать, что ЖЖ был страшненький на вид и не очень-то удобный в использовании. Даже по тем временам.
      А когда его стали редизайнить, то во-первых, это было уже поздно, а во-вторых, новый дизайн был спорный (это мягко говоря).


      1. danfe
        16.02.2019 16:30
        +1

        Мне вот напротив, ЖЖ середины нулевых очень нравился и на вид, и по удобству. Изменения к худшему начались еще в 2006 г., но где-то после 2010 г., когда окончательно убили самую первую, классическую тему оформления (Dystopia) и S1, юзабилити ЖЖ резко покатилось вниз. Единственное, что меня всегда раздражало в ЖЖ (что старом, что новом), это отсутствие простого способа развернуть все комментарии и вообще запретить их сворачивать в настройках.

        Помним, скорбим.


        1. mistergrim
          16.02.2019 17:23

          Единственное, что меня всегда раздражало в ЖЖ (что старом, что новом), это отсутствие простого способа развернуть все комментарии

          Есть же:
          image


          1. danfe
            16.02.2019 17:59

            Хм, не наблюдаю такого; у меня только readability-галочку можно поставить (справа вверху), которая отменит авторское форматирование (что-то типа ?style=mine, надо полагать), но комментарии третьего и выше уровней всё равно остаются свернуты. Это в неавторизованном режиме.


        1. dom1n1k
          16.02.2019 20:27
          +1

          Да уж, удобство было на высоте.
          Достаточно вспомнить хотя бы вставку картинки в пост, которую нужно было заливать куда-то на сторонний сервер, а потом писать/копипастить html-теги — и не дай бог где-то потерять скобку или кавычку. А потом эти ссылки еще и протухали.
          И сравнить с появившимся следом ВК с его драг-н-дропом, когда всё работает «само по себе».


          1. danfe
            16.02.2019 20:40

            Слушайте, ну это дело вкуса же. Мне наоборот, очень некомфортно, если нет возможности редактировать сырую HTML-разметку, и картинки я по-прежнему вставляю руками, просто потому что мне так удобнее. Для забытых скобочек-кавычек есть режим preview. По поводу протухающих картинок — согласен, это проблема, поэтому рано или поздно все площадки обычно обзаводятся собственным фотохостингом (такой есть, например, у Хабра, iXBT, Твиттера), но вроде бы в ЖЖ он тоже в какой-то момент появился, нет?


            1. dom1n1k
              16.02.2019 21:06
              +1

              Дело вкуса?! Нет, это объективно неудобно даже для людей, которые умеют это делать, а уж про массовую аудиторию и речи нет. Превью — это костыль, который не нужен, если юзеру изначально не создавать проблему.
              А начало конца ЖЖ пришлось как раз на то время, когда в интернет хлынули «обычные» люди. Когда компьютеры из атрибута энтузиаста/профи/мажора перешли в разряд всеобщего бытового прибора.


              1. tcapb1
                16.02.2019 21:45

                Здесь даже вопрос что первично: либо люди, хлынувшие в интернет, либо появление Вконтакте, Одноклассников и прочих сервисов, которые сделали использование интернета осмысленным для больших масс. Напомню, что до времени массового мобильного интернета тогда оставалось ещё лет 5.


                1. dom1n1k
                  16.02.2019 21:57

                  Люди первичны.
                  Я в те времена исполнял роль помощника-консультанта по покупке компьютера для десятков знакомых и знакомых знакомых. И помню тот всплеск спроса, он был заметен невооруженным глазом. Случился он немного раньше появления социалок (подразумевая местные, в западном полушарии уже были в моде Classmates, MySpace, Orkut — но до нас они не дошли). Тогда основных причин было две: а) компьютеры стали относительно доступны по цене и б) «у Мишки и Васьки уже есть, значит и нам надо!»


          1. tcapb1
            16.02.2019 20:50
            +2

            Так тогда везде было. И на форумах аналогично. Место было дорогое, и никто не хотел держать у себя тяжёлые картинки. ВК, где не было лимитов ни на количество сообщений ни на количество фотографий был революцией. Другое дело, что даже ВК первые два года жёстко ужимал все изображения до 480px по большей стороне.

            ЖЖ могли подсуетиться и сделать удобнее, пока у них ещё была огромная пользовательская база. Но в статье выше отлично описано почему этого не произошло.


        1. Daddy_Cool
          17.02.2019 15:43

          >отсутствие простого способа развернуть все комментарии
          Присоединяюсь. Возможно способ и был/есть — но какой-то неочевидный/неудобный.


    1. BelBES
      16.02.2019 15:00

      ЖЖ умер ввместе с культурой написания/чтения лонгридов в интернете… качественные посты в ЖЖ стало писать не интересно (зачем это делать, если никто не читает?), а для коротких уже был тот-же твиттер/фейсбук с более широким охватом аудитории.


      1. danfe
        16.02.2019 16:07
        -2

        У Насти Частицыной (corpuscula) когда-то был хороший пост на эту тему.


    1. pansom
      16.02.2019 15:21

      Именно потому он и умер вовремя не поняв, что развёрнутые посты пишут единицы, а массе нужны картинки с бугагашеньками. Сколько орали «Дуров верни стену», но он то понял что к чему, а ЖЖ у для меня умерло окончательно вместе с Носиком.


    1. 255
      16.02.2019 17:42

      Твиттер — это уже тоже из «вашего поколения».

      Сейчас развиваются платформы, которые позволяют 3% создавать контент (и по возможности действительно минимальными усилиями), а остальным 97% — чувствовать себя причастным к нему и собирать за него лайки с помощью репостов.

      Впрочем, сколько продержится инстаграм, тоже вопрос, ведь фотку тоже надо сделать, и хоть чуть в стороне от дома-работы. Будут придумывать что-то еще проще.


      1. vectorplus
        17.02.2019 21:19

        Проще только если обученная нейросеть сама будет постить фоточки в ленту.


    1. Sheti
      18.02.2019 09:39

      По мне так есть два ключевых момента. Один это странный и не понятный интерфейс. Ещё когда я с ЖЖ знакомился он мне казался чересчур усложненным и слишком из 00-х. Второе это целевая аудитория. ЖЖ подразумевает "многобуков", а твиттер наоборот. Как показала практика стены текста создают единицы и единицы их прочитывают. Твиттер, Фейсбук и ВК на этом и выехали. Там интерфейс заточен на то чтобы ты написал строчку и тут же опубликовал. В ЖЖ с этим не всё так просто. Но это только моё видение.


      1. danfe
        18.02.2019 12:20

        Ещё когда я с ЖЖ знакомился, он мне казался чересчур усложненным и слишком из 00-х.
        Это же наоборот, хорошо! А помните Semagic и какая там была плотность функционала на экране? :-)
        Скриншот


  1. dominigato
    16.02.2019 15:07
    +1

    По-моему американский автор не понимает русскоязычной специфики ливжурнала, что неудивительно впрочем.
    Еще давно я (и не только, конечно) замечал разницу в позиционировании и контенте ливжурнала и других блог систем — в ливжурнале было очень много так «не-личного» контента. Большинство из него было более социально-значимым что ли, скорее приглашение к дискуссиям, выражение мнения по общим вопросам, вплоть до публикаций которые не посрамят и «серьезные» бумажные журналы. Скорее всего тут сказался эффект названия — «журнал» в русском языке это совсем не то, что в английском, и юзерский контент старался соответствовать.
    Насколько помню было такое разделение — если хочется о чем-то серьезном поговорить, то в ливжурнал, если записи как в магазин сходил, то на лирушечку куда-нибудь, так как там были «дневники». Соответственно и писали туда в основном «девочки подростки», я утрирую конечно, но в общем смысл был такой.
    Итого говоря, ливжурнал был просто предтечей нынешнего medium.com, и именно в эту сторону стоило его развивать, хотя бы в русскоязычном сегменте — самом большом на тот момент, кстати. Именно платформа для серьезных вещей. А не конкурировать с твиттером или фейсбуком, у которых слегка другое предназначение и какие-то дискуссии вести там очень сложно, интерфейс к этому никак не располагает. Можно было вполне отгрызть от них этот кусочек рынка.


    1. tcapb1
      16.02.2019 16:56
      +8

      ЖЖ таким стал далеко не сразу. Изначально это была именно сеть личных блогов, где пользователи делились личными переживаниями, читали и комментировали в основном своих друзей (френдов). Но потом большинство таких пользователей ушли на ВК с Фэйсбуком, и в ЖЖ остались те, кому уходить было некуда: как раз публицисты «не-личных» постов. В формат ни одной распространённой на тот момент соцсети их длиннопосты не попадали, соцсети наоборот старались ограничить длину сообщения.

      Популярность формата пошла на спад, но полноценной альтернативы ЖЖ нет до сих пор. Профессиональные коллективные блоги, как тот же Хабр, предъявляют определённые требования к тематике, качество и формату постов, в которые могут и хотят укладываться далеко не все. Кроме того, они деперсонализированы: мы видим автора поста, можем подписываться на определённых авторов, однако такого явления, как блог Варламова, здесь быть не может. В социальных сетях формат лонгрида не приоритет до сих пор. Вконтакте например ввёл возможность писать статьи с богатым форматированием, однако они теряются среди репостов и фотографий.

      Другое дело, что форма определяет содержание. Во времена ЖЖ было нормой писать длинные и содержательные посты, пусть и персонального характера, пусть и на ограниченную аудиторию. Сейчас почти все эти люди (и я в том числе) перешли на Твиттер (до 140 символов), Инстаграм (акцент на фото), Фэйсбук (зачем тратить полтора часа на длинный пост, если он может даже не появиться у твоих друзей в «умной» ленте?) и т.д.

      А жаль. Формат ЖЖ мне нравился и хорошо раскрывал людей, которые им пользовались.


      1. dominigato
        16.02.2019 21:25

        Согласен, и кроме того дело еще в организации комментариев и дискуссий под статьей. В фейсбуке я просто отчаиваюсь иногда оставить комментарий или проследить за разговором — все сделано специально для того, чтобы вы не задерживались в посте, а крутили ленту, крутили, крутили… чтобы потребить как можно больше рекламы.
        Организация дискуссии и обсуждения статьи, кстати, довольно интересная тема, которая по-моему нигде еще идеально не решена.


        1. tcapb1
          16.02.2019 21:41

          Ну вот Яндекс.Дзен вполне себе на поле ЖЖ вышел. Хотя это тоже даже близко не соцсеть.


          1. kababok
            18.02.2019 12:41

            Не, не то, совсем не то.


  1. maxzhurkin
    16.02.2019 15:40

    Метафора на метафоре, метафорой погоняет


  1. Alexey2005
    16.02.2019 16:03
    +1

    В России у ЖЖ есть сильный конкурент в виде pikabu.


    1. Juggernaut
      16.02.2019 18:41
      +4

      Зря минусуете мнение юзера.
      Пикабу, в отличие от множества площадок, прогрессирует и становится лучше. Начинал он как агрегатор бугагашечек, продолжает как платформа тематических, хоббийных и профессиональных сообществ, в нем появляются интересные лонгриды. Он аккуратно развивается технически, без внезапных заскоков и с приятным и привычным интерфейсом.
      На моих глазах Дёрти превратился в рассадник политоты, платных троллей и высеров, Лепра «уже не та» и скорее мертва, чем жива. Много народу ушло на Пикабу.
      Поэтому на вопрос «Куда запостить лонгрид, чтобы его прочитали» пока что ответ один — Пикабу.
      Не согласны — расскажите о других платформах с хорошим посещением.


      1. Chamie
        16.02.2019 20:00
        +3

        Хабр же, если по тематике подходит.


        1. kababok
          16.02.2019 21:55
          -4

          Знаете, а у меня есть контрпример:


          https://m.habr.com/ru/post/436968


          Важная новость со стратегическими изменениями — но, увы, оказавшаяся интересна лишь паре человек (см. ветку обсуждения внизу).


          1. Chamie
            16.02.2019 23:51

            Если вы про рейтинг поста, то вам там в комментариях объяснили, что не так с постом. Если про комментарии, то грех жаловаться на их количество, мне кажется.


            1. kababok
              18.02.2019 13:31

              Это ведь как раз то, о чём я и говорю: существование частично самоорганизующегося "стеклянного потолка", который и сопротивляется дальнейшему углублению и усложнению в обсуждении сложных тем.


              Увы, это и есть один из негативных тормозов, отрицательно влиляющих на расширение "областей профессиональных знаний".


      1. tropico
        17.02.2019 07:59

        Пикабу, кстати, как и новый дёрти, копировали с реддита. Новое поколение вчерашних школьников, которое выросло во вконтакте на двачевском сленге, но о дваче не особо слышало, основало тижорнал и сделало его платным. Уровень комментариев и сообщества на таком уровне, что на лепре им бы -1000 прилетело в карму за несколько часов, а там они элитка и уважаемые люди. На Пикабу это также чувствуется, поэтому я уже больше 7 лет на англоязычном реддите и твиттере. Совсем другое измерение и отношение к вещам. На пикабу/тижорнале через два-три дня переводят (или просто крадут и выдают за свой) контент с реддита (раньше каждый день тянули с лепры) и в 99% это невозможно читать.

        Русскоязычный твиттер после англоязычного кажется самым трешовым местом в мире — плоский юмор и дешевые понты даже у каких-то якобы известных там личностей, которые набирают тысячи лайков.

        С дёрти многие ушли из-за захвата некоторых подсайтов людей, приближенным к майорам, после открытия регистрации в 2013 году налетело слишком разношерстного народу с фишек, тогдашнего пикабу и прочих помоек с соответственным уровнем интеллекта. Ну а потом налетело кремлеботов.
        Лепра теперь это идиод. Йовану на нее наплевать, совсем другие времена.


        1. ValdikSS
          19.02.2019 03:41

          Как на реддите можно писать контент? Он же для этого не предназначен, даже картинку не вставить, кроме как ссылкой.


      1. Mogwaika
        17.02.2019 15:11

        Для хобби и подобного — муська.


      1. 776166
        18.02.2019 22:55

        Пикабу — это про бугагашечки. Было и будет. Как и Фишки. Сил, чтобы сделать из него информационный/дневниковый ресурс нужно столько, что проще поднять новую торговую марку. Это совсем другие авторы и совсем другая аудитория и отношение к контенту.

        А вот кто конкурент ЖЖ в рунете, так это Сноб, куда переманили некоторых селебритиз. Но в аудитории там реально снобы, большинство из которых бестолковые и довольно тупые и не понятно, за что деньги платить, а они платят, чтобы быть выше других. У таких мысли обычно не интересные. Хотя идея неплохая, но очень она не стоит своих денег, и она слишком официальная. Нет там ламповости.
        По нормальной политике аудиторию рунета ЖЖ могло бы увести Эхо Москвы — абсолютно идеальная площадка, где было бы место и ультравате и мегахомякам и я бы там жил. Но они как не умели делать свой сайт, так и не научились, сайт — говнище конченное в плане социальщины. Более того, они осознанно просрали аудиторию своей политикой отношения к пишущим людям, в какой-то момент полностью от них отказавшись. Я там был пишущим блоггером, меня послали и не объяснив удалили аккаунт. Теперь там или боты, или ура-идиоты, или Ольгинские.


        1. danfe
          19.02.2019 11:24

          А вот кто конкурент ЖЖ в рунете, так это «Сноб»
          Он был таким лет восемь-десять назад, комментариями там можно было зачитываться. Потом они закрыли комментарии (чтение!) для незарегистрированных пользователей, но т.к. платить 100500 денег за «вступление в клуб» желающих было мало, многие просто перестали заходить на сайт (как и я, например). Еще позже они их открыли обратно, но нынче атмосфера там уже не та, надрыва в дискуссиях нет, да и самих дискуссий тоже негусто, у большинства публикаций ноль комментариев.


    1. sim2q
      17.02.2019 00:40
      +1

      да ну — нет совсем…


  1. zenkov
    16.02.2019 16:40
    +1

    Мне в LiveJournal нравилась его открытость. Не просто там какая-то бутафорская как у Reddit, Twitter, Telegram, а вполне себе настоящая. Полная.

    Что до самого сайта, проблемы начались уже после Six Apart, ну, а русские вообще всё похоронили.


  1. litum
    16.02.2019 16:41
    -10

    Не было бы Ютюба, ЖЖ оставался бы популярным. Зачем читать простыни текста, если технологии позволяют задействовать дополнительно новые каналы поступления информации? Можно посмотреть или послушать, часто не отвлекаясь от основного занятия. Вот и не нужен.


    1. Alexey2005
      16.02.2019 17:06
      +9

      Вот как раз youtube — это чистейшая растрата времени. То, что можно прочесть за 10 минут, на видео вы будете рассматривать полчаса даже на скорости 1.25. Что ещё хуже, если вы хотите найти какой-то момент, то в тексте это можно сделать простым Ctrl+F, а в видео как?
      Уж не говоря о том, что последние 20 секунд видео надо ещё исхитриться увидеть, потому что вам поверх ролика насыплют рекламных плиток. А при нажатии на паузу тоже сразу пачка всякого всплывает, так что пользоваться таким инструментом для обучения по-настоящему мучительно.
      Преимущество youtube лишь в том, что ролик сделать и особенно монетизировать намного проще, чем статью. А людям банально лень напрягаться, поэтому нормальных текстовых туториалов даже по программированию днём с огнём не сыщешь, и дальше будет только хуже.


      1. tcapb1
        16.02.2019 17:11
        -4

        Даже если рассматривать Youtube только с точки зрения полезности, то здесь с ним всё хорошо. Есть куча ситуаций, когда нет возможности прочитать статью, зато есть возможность посмотреть её аналог. Например, я слушаю лекции за рулём. В текстовом виде я до них вообще не факт что добрался бы. Аналогично Ютьюб можно включить фоном при выполнении физической работы, или даже при выполнении муторной механической работы по программированию, которая не требует включения мозгов.


      1. litum
        16.02.2019 17:36

        Если растрата времени — это Ютюб, то почему помер ЖЖ? Или сотни милионов пользователей Ютюба заблуждаются и не видят преимуществ ЖЖ? :)


        1. Alexey2005
          16.02.2019 18:36
          +2

          Как будто пользователей кто-то спрашивает. Где есть авторы, генерирующие интересный контент, там вынуждены быть и пользователи. Просто потому, что сам по себе пустой ЖЖ не имеет смысла.
          Суть та же, что со смартфонами, где производитель плевать хотел, что там думает пользователь. Захотели убрать разъём? Убрали — просто потому, что им, производителям, так удобнее. Захотели сделать экран во всю рамку, чтоб даже в руках было держать неудобно (за поля с двух сторон не ухватишь) — сделали. Захотели убрать аппаратные кнопки — убрали. Мнение потребителей в подобных случаях никого не волнует.


        1. GiperBober
          16.02.2019 20:13
          +4

          Потому что «просто потратить время» нужно гораздо большему количеству людей, чем «поиск информации среди различных публикаций».


      1. tyomitch
        16.02.2019 23:46

        Мне очень сложно поверить, что создание ролика проще, чем создание текста.


        1. Alexey2005
          17.02.2019 00:05

          Нет так много людей владеет десятипальцевой печатью. А значит, надиктовать текст оказывается намного быстрее и проще, чем его набрать. А если в тексте предполагаются картинки/скриншоты, то верстать и публиковать такое ещё сложнее.


      1. slonpts
        17.02.2019 02:44

        Согласен, есть масса роликов, которые в виде статьи заняли бы раз в 5 меньше времени на понимание.

        Но есть масса вещей в жанре инструкций, где видео более чем полезно:

        • как подключить стиральную машину (где и что откручивать)
        • как связать варежки (особенно для начинающих)
        • уроки по рисованию
        • как заменить экран у телефона
        • уроки по какому-либо виду спорта
        • уроки игры на гитаре
        • как настроить что-либо на компьютере (особенно важно, если интерфейс сложный, а пользователь не очень опытный)

        • Другое дело, что авторы неправильно используют инструмент, и «забивают молотком саморезы»


        1. JerleShannara
          17.02.2019 05:33

          У меня ровно наоборот получается, мне понятнее как заменить и разобрать телефон/стиралку/унитаз в виде текста с картинками, плюс это сильно экономит время.


      1. Daddy_Cool
        17.02.2019 15:51

        Вставлю пять копеек.
        Все же есть различные типы контента — и есть который хорош/полезен в текстовом виде, а есть который хорош в виде видео. Недавно искал видеоинструкции по разборке ноутбука и жарке стейков.
        Но да — засилье контента где от видео никакого толка — удручает. Когда открыл для себя возможность ускорять воспроизведение — был безумно рад. Еще бы добавить опцию типа «вырезать паузы в речи».


  1. litum
    16.02.2019 18:10
    -2

    Другая причина ненужности ЖЖ в технологической отсталости. Если раньше блог-платформа на кого-то и могла произвести впечатление, то сегодня, когда космические корабли бороздят просторы Вселенной, купить дроплет за $5 на DO и поставить Wordpress займет полчаса. Никаких технологических преимуществ у ЖЖ против standalone-блога на своем домене нет. Вот и помер журнальчег, не сумев предложить ни одной киллерфичи.


    1. danfe
      16.02.2019 18:54
      +3

      Главное преимущество ЖЖ в том, что это единая площадка, очень удобная для читателя/комментатора — одна identity, одна лента, возможность подписываться на записи, комментарии и отдельные ветки, фильтрация друзей, подзамочные и приватные записи, etc. Причем всё это было максимально прозрачно и просто устроено (в отличие от того же более технологически продвинутого фейсбука, который при этом не позволяет вам настроить свою ленту так, как хотите только вы).

      Меня лично полностью устраивал ЖЖ двенадцатилетней давности, нынешний мне нравится значительно меньше (и дело не только в том, что оттуда свалила куча народу).


      1. litum
        16.02.2019 20:41
        -1

        А зачем нужна ента единая площадка? Если мне интересен автор, я могу подписаться на RSS его standalone-блога.


        1. dominigato
          16.02.2019 21:10

          И тем не менее существуют социальные сети, люди любят объединяться, даже виртуально. В ЖЖ были не только личные блоги, а и «коммьюнити» — группы по интересам.


        1. ValdikSS
          19.02.2019 03:49

          Я читаю под сотню standalone-блогов, и на текущий момент, они чаще всего статические (генерируются программой в html, загружаются на хостинг). Большой недостаток такого подхода в том, что почти нигде нет системы комментариев. Если для дневников это некритично, то запись на профессиональную тему хочется дополнить комментарием, если есть, что сказать, чтобы и другие его увидели, а не только автор, если связываться с ним по почте или как-то ещё.
          Иногда используют Disqus, но он, бывает, очень плохо работает.


    1. sha4
      16.02.2019 19:35

      Полчаса это если вкуривать в мануалы. А так три минуты, у DO уже есть готовые сборки one-click apps с вордпрессом.


  1. litum
    16.02.2019 20:50
    +4

    Ну и про первооткрывателя блогов насмешили. Первый блог появился в 1992, а ЖЖ запилили в 1999. Через Гугл проверил авторитетность автора оригинальной статьи — графоман, пишущий на всевозможные темы для разных сайтов. ;) Специалист широкого профиля, так сказать. ;) Еще и Linux приплел.


  1. Antares19
    17.02.2019 03:41

    Хорошо помню какая паника была в ЖЖ в момент продажи Six Apart.

    Тогда по сообществам ходила сатирическая картинка «ДО продажи\ПОСЛЕ продажи», где в варианте «после» — страница ЖЖ была вся увешена рекламными баннерами под завязку, так что поста почти не видно. Это было смешно, т.к. на тот момент выглядело абсурдно. Сайт был вообще без рекламы и админы обещали сохранять его таким.

    Когда сейчас заходишь в ЖЖ без адблока, видишь что картинка обрела второй смысл, точно предсказав то, каким он станет в итоге. (жаль, картинку не нагуглить уже похоже, интересный исторический артефакт)


  1. 776166
    17.02.2019 13:38
    +1

    Очень больная для меня тема. :( Потому что современные социальные медиа раздражают примитивностью и тупостью.

    1. Уход Мартина в ЖЖ почти ничего не говорит о самом ЖЖ (в вопросе не разбирался, пишу навскидку). Скорее всего, Мартину проще и выгоднее манитизировать свой собственный сайт. Ничего личного, просто бизнес. Мартин мог бы договориться с ЖЖ и нативно поставить его на свой сайт. Тем более, что это, вроде, встроенная функция и, по-моему, даже бесплатная. Я уверен, что ЖЖ пошел бы навстречу.
    2. Существенной разницы между социальными платформами разной тематической направленности нет. Эта разница легко догоняется на уровне интерфейса. Например, если в ЖЖ добавить подсветку синтаксиса программного кода, то разницы не будет (ну там по краме ещё что-то), или она будет не в пользу хабра. Хотя, наверняка, есть совсем специализированные ресурсы, но речь не про них.
    3. ЖЖ до сих пор является самым универсальным, самым удобным, самым настраиваемым SAAS блоговым движком, поддерживающим иерархические комментарии, даже несмотря на потерю популярности (и наличие WP).
    4. Потеря популярности вызвана тем, что подавляющему числу людей не нужно подавляющее число возможностей, их общение и обсуждения примитивны, а мысли короткие и укладываются примерно в 150 букв, не требуют обсуждения, минимум ретвита с лайком и около одного комментария с пользователя. Здесь, конечно, у ЖЖ нет никаких шансов. Я бы сказал, что он слишком хорош для этих людей, и они его не заслужили. Пусть сидят по FB/VK/Tw. У них даже терминология другая. Не «пост», а «статус».
    5. ЖЖ, безусловно, есть куда развиваться. К сожалению, особенного развития не происходит, но если оно начнётся, то это будет идеальной платформой для полноценного блога с картинками, видео, заметками и прочими нужными ништяками, которых не хватает. Я не вижу особых проблем кроме отсутствия желания в их реализации у владельца. Мне бы этого очень хотелось. Прям вот очень-очень. Немного казуальности не помешает, но превращаться в FB ни в коем случае не надо. В мире итак много говна зла.
    6. ЖЖ — это та штука, за которую я был готов и готов сейчас платить реальных деньги просто по подписке. И в своё время платил, о чём ни разу не жалею. Примерно как за продукция Apple, ибо я понимаю, за что именно я плачу и почему не жалко, а наоборот, очень хочется поддержать разработчика и получить ещё больше классного ЖЖ. Платить за любой другой сервис я не хотел, не хочу и вряд ли захочу. Вы бы хотели платить за Facebook (sic!)?
    7. Реальной альтернативой могли бы стать блоги от крупного агрегатора функциональностей. Такой альтернативой был Яндекс.блоги, потому что там были карты, там были фотки и прочие плюхи. Какое-то время я даже перешел на Яндекс с ЖЖ, но Яндекс всё слил. К сожалению, Яндекс превращается в корпорацию даже не зла, а фигни. Посмотрим, но не думаю, что большие деньги буду сильно думать о людях и их удобстве. Закрывающийся Google+… Сами понимаете. Это же Google. Они там все гении инженерной, маркетинговой мысли и всегда думают о людях.
    8. К сожалению, судя по всему, ниша ЖЖ небольшая. Полноценной замены ему нет. Все современные гиганты, пухнущие от денег, в моём понимании ему в подмётки не годятся. Потому что там ничего, кроме пустого сиюминутного пиздежа. Единственный способ систематизации информации является хештег и нет вменяемого поиска (хотя в ЖЖ с поиском тоже большие проблемы).
    9. Я никогда не буду постить фотку своей голой жопы в Instagram ради лайков или заниматься чем-то подобным. Для меня это полнейший зашквар. Я не буду писать о сових мыслях в FB, потому что там чисто технически невозможно ничего обсуждать, а от одного вида самого FB вытекают глаза. Но таких людей, как я, мало. Люди социальные животные, так они чувствуют сопричастность. И пусть будет всё, что есть. Но если ЖЖ пристрелят, будет очень обидно и одиноко.
    10. Суть ЖЖ — это больше блог для себя, а не для своей аудитории. Т.е. тот самый дневник, который лежит у тебя в столе, куда ты записываешь какие-то важные вещи не лайков ради, не ради увеличения продаж твоей говнопарикмахерской или иных PR/SMM/прочих денежных говноштук. Его всегда можно открыть, найти и вспомнить. Это меньше для общения, больше для созерцания и созидания. А не для поделиться с друзьями тем, что вы жрали 5 лет назад, или сообщить им, что вы уже 5 лет это жрёте, завернув это в шаблон видосика, который есть у каждого первого. Спасибо, что сервисы не размещают такие посты автоматически. Хотя могли бы.


    P.S. В своё время я вынашивал идею концепта типа блоговой платформы, куда нельзя было бы публиковать сообщения, меньше определённого числа символов, дабы не плодить ненужных сущностей.


    1. nomadmoon
      17.02.2019 14:57
      +3

      > Его всегда можно открыть, найти и вспомнить
      Каким дураком ты был пять лет назад :) Как раз недавно искал свой старый пост и такого начитался :)


      1. 776166
        17.02.2019 15:08

        У меня текущий ЖЖ с 2004 года. И там реально кое что найти, что имеет значение. И это второй ЖЖ. Первый был удалён и вёлся ещё несколько лет до этого.
        Привет, кстати.


    1. tyomitch
      17.02.2019 16:39

      Вся рота шагает не в ногу, один 776166 в белом пальто стоит красивый.


      1. 776166
        18.02.2019 20:32
        -2

        tyomitch хочет, чтобы все шли в ногу в одной единой роте. А 776166 хочет идти так, как ему нравится и как ему удобно.
        tyomitch'у не нравится, когда кто-то высказывается о том, что единая россия рота может не нравится, быть неудобной и что есть роты по мнению 776166 более удобные для него лично, куда он, 776166 никого не зазывает насильно.
        tyomitch очень хочет, чтобы белое пальто 776166 было обязательно забрызгано проходящей мимо него ротой, потому что какого хрена?! А 776166 просто нравится белый цвет и фасон пальто, и он не хочет его ни на что менять.
        Мнение tyomitch очень важно для 776166.
        776166 очень просит tyomitch разрешения ещё немного постоять вне строя в своём стареньком пальто, пока его законодательно не запретили.


    1. nicknov17
      18.02.2019 21:57

      Насчет корпорации фигни понравилось )))
      Вроде классные идеи у Я — Дзен, Район…
      но наработано и неудобно выходит


      1. 776166
        18.02.2019 22:09

        Дзен — откровенная помойка, а-ля Instgagram ради лайков и просмотров. НЕ знаю, как она манитизируется для авторов, но, судя по популярности, трешовости и тому, что туда с ЖЖ уже стали тизеры делать, неплохо. А ЖЖ не про манитизацию.
        Район сделан студентом а-ля facebook на от*ебись. Глаза вытекают. Обсуждения невозможны. Сплошной спам. Думаю, они его быстро прикроют.
        Если верить тому, что Сбер пытается купить Яндекс, то он сейчас такого говна будет штамповать тоннами, чтобы цену набить, а потом сольёт почти всё.


  1. djv57
    17.02.2019 15:36

    Кто-нибудь подскажет, сколько было обсуждаемых статей в ЖЖ, посвященных автономному Рунету?


  1. afroukrainets
    17.02.2019 21:19
    +1

    я понимаю, что новому поколению с кучей подписчиков проще перелистывать фоточки с парой слов, не более, и лайкать наиболее понравившиеся. для них посты на ЖЖ, сродни Большой Советской Энциклопедии. но для меня, человека, который на этой энциклопедии вырос, инстаграмм и фейсбук — это примитив. некое подобие рекламного буклетика. на ЖЖ я попал благодаря яплакал и пикабу. именно на ЖЖ ссылалась добрая треть их контента. оригинала тогда там было ничтожно мало и его качество было отвратительным. после ветки комментариев на ЖЖ воспринимать другие ветки невозможно. спор может длятся километрами ленты, причем с разными оппонентами. в Ютюбе и фейбуке спор можно прекращать со второго коммента, далее суть спора уловить будет трудно. картинка, текст, потом снова картинка и не одна, а следом видео, причем все это грамотно связано логикой повествования, это ведь просто прелесть для думающего человека. жаль ЖЖ. но надеюсь в эту реку все же войдем дважды. ведь телевидение не убило ни театр, не книгу, так и примитив картинок с хэштегами не похоронят грамотный и главное умный контент.


  1. jimmyjonezz
    18.02.2019 01:10

    ЖЖ хорош, очень много времени провел в нем. Много писал, и многое писалось для себя. Открывал для себя других писателей, сообщества. Потом как-то все стало затихать. Была одна интересная группа по комиксам, там были чумовые обсуждения. Внезапно она умерла. Она мне нравилась и возродил ее на ВК. За 9 лет подписчиков набралось прилично, но кроме лайков и репостов ничего нет. В ЖЖ были интеллектуалы, которые любили обсуждать, говорить, а в том же ВК просто отмечаешь сердечко и листаешь…


  1. anikavoi
    18.02.2019 10:31

    Я ушел из LJ после редизайна. Редизай-зло!


  1. dlinyj
    18.02.2019 11:23
    +1

    Лично я до сих пор веду ЖЖ. Конечно напор уже не тот, и людей не так много. Но аудитория есть, и до сих пор тепло и лампово.

    Но где мой 2007, ночные посты, куча комментов, итриги, скандалы, расследования, эх…


    1. spiritus_sancti
      18.02.2019 22:34
      +1

      Я в этот пост по ссылке в блоге и пришел:) Я вижу как из ЖЖ народ уходит, при этом я не понимаю, как люди пользуются инстаграммом, меня тошнит от этой дегенеративной соцсети. Нормального форматирования текста нет, то что называют лонгридами в инсте — максимум на заметку тянет. Навигации нет, архива нет…

      Мне кажется проблема и суть изменений — в сиюминутности современности. Здесь и сейчас, погружаешься в поток и потребляешь контент, в подборе контента помогают алгоритмы. Нет стремления делать что то на века, что-то, что будут читать через 5 лет. Обратите внимание — ни в инстаграме, ни на ютубе, ни в фейсбуке нет вменяемой возможности сделать хоть какую-то систематизацию-путеводитель по миру контента, созданного пользователем. В ЖЖ для этого цепляют «верхний пост», а в других местах способы еще более костыльные.


  1. Thoth777
    18.02.2019 23:13

    1. Рус ЖЖ продали СУПу
    2. СУП прогнулся под кое-какие структуры РФ. Не как вконтач, конечно, но тоже весьма машет тазом под клиентом.
    3. Из бложеков сделали журнал, жалкое подобие таблоида

    имхо эти три пункта убили ЖоЖе


    1. 776166
      19.02.2019 12:53

      Не-а. Не работает.
      1. Ни о чём. Ну продали, ну и что? Какая разница, кто владелец? Если про рекламу, то надо же как-то зарабатывать, это можно и нужно понимать.
      2. Ну прогнулись, и что? На что это повлияло и каким образом? Скандалы с пабликами (слово-то какое!) в VK помню. С сообществами ЖЖ — нет.
      3. Журнал можно не читать, а спокойно общаться со своими. Это тот клуб, который можно или не посещать, или игнорировать. Личные блоги никуда не делись.

      Из реальных проблем был редизайн. Я это хорошо помню. Я даже в саппорт писал, что теперь на экране помещается в полтора раза меньше информации, и пусть они себе эти белые воиды засунут куда-нибудь в более нужное место. Мне ответили «жрите, что дают».

      Ну и сегментация. В реальности, ЖЖ не умер, просто из него ушли все те, кому он не подходит, а сам ЖЖ не сделал ничего (и до сих пор не сделал), чтобы удерживать пограничных пользователей. Кстати, это для оставшейся аудитории очень хорошо, потому что казуальности стало меньше, качество и содержательность контента выросло. Да, всего контента стало меньше, но это к лучшему.