Ракета взорвалась из-за лопнувшей распорки бака с жидким гелием
Вчера в ходе конференции ISSRDC 2015 Илон Маск говорил о потере ракеты Falcon 9 и её полезного груза — космического грузовика CRS-7 (Dragon). Глава SpaceX озвучил уже известные данные о превышении давления в баке с жидким кислородом. Впервые эта информация появилась через два часа после инцидента в микроблоге Маска.
Также Маск заявил, что потенциальной причиной может стать лопнувшая стальная распорка, которая удерживала бак наддува с жидким гелием. Система наддува выпустила много гелия в топливный бак, и ракета взорвалась.
28 июня по контракту с НАСА состоялся запуск беспилотного космического корабля SpaceX CRS-7 для планового снабжения Международной космической станции. Через 2 минуты 19 секунд после пуска на высоте примерно 45 км ракета-носитель Falcon 9 1.1 испытала проблему во второй ступени и взорвалась. Как следует из записи в блоге SpaceX, сама капсула Dragon хорошо перенесла произошедшее. Корабль продолжал передавать данные до момента ухода за горизонт. Если бы у грузовика была система спасения и нужная компьютерная программа действий, то «Дракон» пережил бы аварию.
Расследование ещё ведётся, и все высказываемые варианты — это пока лишь предположения. Выяснение истинной причины инцидента подобного масштаба — это не самый простой процесс. Нужно учесть более 3000 каналов телеметрии, видеозаписи и упавшие обломки. Сам процесс разрушения проходил очень быстро: между первыми признаками аварии и потерей телеметрии прошло всего 0,893 секунды. В последние несколько недель команды инженеров провели долгие часы в попытках понять, что происходило в эти миллисекунды.
Ранее было известно о превышении давления в баке окислителя первой ступени. В результате продолжающегося расследования была сформирована возможная причина этого события. Лопнувшая стойка была сертифицирована удерживать порядка 45 килоньютонов, но сломалась под силой примерно 9 кН — в пять раз меньше. В каждом пуске Falcon 9 таких распорок несколько сотен, и общее число слетавших составляет тысячи. Каждая распорка — стальной стержень чуть больше полуметра длиной. Толщина каждого не превышает 2,5 сантиметров.
В случае утерянного CRS-7 один из этих стержней лопнул на примерно 138 секунде полёта. Он удерживал бак наддува с гелием, которых в верхней ступени несколько. Каждый находится под давлением 374,3 атмосферы. Баки наддува расположены прямо в баках окислителя. Система наддува баков функционировала нормально, но после повреждения возникло резкое повышение давления внутри бака окислителя, что привело к нарушению структурной целостности второй ступени. В SpaceX считают, что бак с гелием не разрывался, проблема была с системой наддува.
У распорок есть неплохая репутация, они специально создавались со значительным запасом. Тесты некоторых распорок на Земле показали отказы при примерно 27 кН, но не 9. Высказываются предположения, что был повреждён болт крепления, а не сама распорка. SpaceX уже объявила, что больше не будет использовать конкретно эти стержни в своих летательных аппаратах. Компания в дальнейшем будет проводить дополнительные проверки качества. SpaceX не назвала поставщика, но в компании упомянули, что верили его сертификации. Вероятно, в будущем будут использоваться инконелевые детали и от другого поставщика, хотя решение пока не принято. Стержни будут заменены как на первой, так и на второй ступени.
Поиск причин аварии и выяснение продолжаются. Расследование означает задержку полётов SpaceX на несколько месяцев. В компании считают, что следующий запуск возможен не ранее сентября. К концу 2015 года компания выполнит все заказы, которые были запланированы на этот год. Пуск тяжёлой версии Falcon Heavy вместо этого года состоится не раньше апреля 2016.
Комментарии (11)
Psionic
21.07.2015 11:29+13И снова нет компоновочной схемы, у нас же технический ресурс, как примерно понять где была эта лопнувшая распорка в ракете?
akden
22.07.2015 18:51В этом полете гораздо важнее был сам груз и то к чему приведет его потеря, а на что списать это найдут без проблем еще и красочное видео покажут.
teecat
21.07.2015 11:59+2Что-то я видимо не понимаю в конструкции этого Фалкона.
> В каждом пуске Falcon 9 таких распорок несколько сотен
Фраза выше говорит, что в Фалконе несколько сотен одинаковых стоек, подобных той, что сломалась. И наверняка еще кучка иных. Что же там за лес внутри?teecat
21.07.2015 12:11+2Вики пишет, что бак окислителя — несущий, а бак горючего усилен стойками. То есть по описанию стойки — в баке горючего, а по новости — в баке окислителя тоже, да еще и в большом количестве.
Обычно внутренние емкости висят на некой пространственной конструкции. По новости бак с гелием висел на одной стойке. Так конечно тоже можно, но легкой такую конструкцию я представить не могу
Lerk
21.07.2015 13:40+6«Лопнувшая стойка была сертифицирована удерживать порядка 45 килоньютонов, но сломалась под силой примерно 9 кН — в пять раз меньше.»
«Тесты некоторых распорок на Земле показали отказы при примерно 27 кН, но не 9.»
Я один вижу несоответствие заявленной прочности и фактической? И да, тесты были проведены до аварии или после? Если до, то непонятно, как эти балки попали в производство. Если после, то где вообще входной контроль?..rroyter
21.07.2015 18:54+2Перевод немного хромает.
Маск сказал что эти стойки сертифицированы на нагрузку в 10000 фунтов (ок, пусть 45 кН), которая в три раза превышает ожидаемую нагрузку в полете. Но после многих тысяч тестов на земле они обнаружили что некоторые стойки ломаются уже при нагрузке 2000 фунтов (9 кН), что в 5 раз меньше обещанного.
Эти стойки им поставляет неназванный поставщик с пломбами и сертификатами. После этого инцидента, Маск, обьявил что его инженеры лично будут проверять каждую стойку перед тем как их поставят в ракету. Кроме того они скорее всего сменят поставщика, и возможно перейдут от стали к инконелю.
Doktor_Gradus
21.07.2015 19:06+1Видимо, после.
Вообще говоря, каждую деталь проверять каждый раз слишком сложно, долго и дорого. Поэтому проверяют некоторую опытную партию деталей, отобранную по ТТХ. Если эта партия проходит тесты, то дальнейшем именно эту серию (модель) и закупают, уже не делая проверок. Косвенно об этом говорят и слова о доверии сертификации. То есть, деталь сертифицирована на определённую нагрузку, опытная партия проверена (если проверена), проверки промышленных партий уже не производятся.Lerk
21.07.2015 19:13+3Мой опыт работы с космосом говорит о несколько другом. Проверке подвергают не опытную партию деталей, а часть из каждой серийной поставки. Может, такая практика распространена не везде, но выглядит логично: космос не дешев, и нет смысла экономить на спичках. Особенно сейчас, когда всякие формальные процедуры по входному контролю очень здорово поддаются автоматизации.
Doktor_Gradus
21.07.2015 20:21+1Да, такой способ тоже есть, я про него забыл. Он и в обычной промышленности вполне используется.
kvasdopil
> У распорок есть неплохая репутация, они специально создавались со значительным запасом. Тесты некоторых распорок на Земле показали отказы при примерно 27 кН, но не 9. Высказываются предположения, что был повреждён болт крепления, а не сама распорка.
Комментарий про промо-акцию к фильму «Марсианин».