Предисловие
В этой статье я рассказывал повышении доступности сайта для людей с ограничениями по зрению при помощи HTML-заголовков. Насколько я понял, статья вызвала интерес у определённой категории читателей, в связи с этим я решил продолжить написание статей такой тематики и немного углубить тему «Заголовков». В этой статье я предлагаю читателю ознакомится с некоторыми удачными и не очень примерами использования заголовков на веб-страницах.
Немного про софт
Один человек в комментариях к моей предыдущей статье интересовался программным обеспечением, которое я использую. Мною используется Win 7 64-bit, Firefox 39 32-bit и Jaws 16 64-bit.
Внимание
В этой статье я использую ссылки на некоторые коммерческие ресурсы, которые я посещал или посещаю. Эти ссылки не являются рекламой услуг и товаров, которые размещены на страницах этих ресурсов. Они мне требуются в качестве хорошего или плохого примера.
Так же, мнение высказанные мною в этой статье об этих ресурсах являются моим личным мнением и не более.
Одни из самых популярных страниц сети
Как известно, самыми посещаемыми страницами являются страницы поисковых систем, Яндекса и Гугла. Начнём изучать отечественный поисковик.
У меня есть ящик на Яндексе, и я им давно пользуюсь, но мы будем рассматривать страницу не авторизованного пользователя. Не авторизованная страница очень проста и довольно удобна с точки зрения незрячего. Все разделы её помещены под заголовки второго уровня, что очень удобно и даёт возможность одним из самых быстрых способов добраться до нужной части страницы. Приведу заголовки с начала до конца страницы: Новости -> Курсы ЦБ -> тут реклама сервиса Яндекс Музыки -> Карта моего города -> Погода (Видимо тоже в моём городе) -> Афиша -> Сервисы -> Телепрограмма -> Почта. Не понятно только одно, почему же заголовок почты расположен в конце этой цепочки, ведь это один из самых посещаемых сервисов. Единственная и главная часть страницы, куда нельзя быстро по заголовкам добраться – поисковое поле. На странице авторизованного пользователя отличий по навигации нет.
На странице с результатами поиска все десять (если вы авторизованы, можете увеличить их количество на одной странице) ссылок являются заголовками второго уровня, что очень удобно. Никаких больше заголовков на странице нет, то есть спокойно можно перемещаться по результатам поиска, не боясь забрести в какие-нибудь дебри. Печалит только одна вещь, слово «Страницы» никак вообще не выделяется, то есть добраться до него средствами быстрой навигации невозможно, но сами номера страниц являются кнопками, что даёт возможность относительно быстро до них добраться, на этой же странице есть ещё около десятка кнопок.
На главной странице Гугла всё намного скромнее, если вы не авторизованный пользователь, то вам не составит труда добраться до поиска. А если авторизованный, то эта задача станет на несколько ссылок труднее. Заголовков на этой странице нет. На странице результатов поиска всё не так хорошо, как у Яндекса. Помимо десяти ссылок в результатах, что опять же удобно, зачем-то сделана заголовком графика «Google». Ещё есть абсолютно бессмысленный заголовок «Результаты поиска» и более полезный заголовок «Вместе с этим ищут». А вот и печаль, номера страниц являются самыми обыкновенными ссылками. К ссылкам переходить-то можно, но их на странице довольно много, так что это не быстрая навигация.
Навигация по страницам двух самых популярных поисковых систем в этой статье рассмотрена немного однобока, поскольку мы не рассматриваем прочие элементы, которые встречаются на веб-страницах, мы лишь рассматриваем грамотное и не очень применение заголовков и удобство их использования.
В сутки YouTube посещают миллионы людей. Так почему бы и нам не послушать музыку и не «посмотреть» видео! На самом деле сайт довольно удобно построен. На главной странице (я авторизованный пользователь) нас встречает заголовок второго уровня «Главная», и за ним следом идёт «Подписки», третий уровень. Примечательно, что если нажать на подписки, то мы перейдём именно туда, но вернуться через заголовок «Главная» не сможем, поскольку заголовок второго уровня «Главная» перестал существовать, а на его месте осталась просто ссылка. Нельзя же быть такими безалаберными, товарищи! Следуем дальше. Обращаю ваше внимание, что меню слева мы ещё не миновали, что нам позволяет быстро миновать всю верхушку сайта, перейти к заголовкам и от них стрелочками добраться до этого меню, есть и более быстрые способы добраться до него, но об этом в другой статье… На главной странице идут новые из подписок и популярные видео. Каждый название канала из подписок и каждое название категории популярных видео — это всё заголовки второго уровня. Забыл, тут ещё есть рекомендованные каналы, но их названия тоже являются заголовками такого же уровня, причём вместе с фразой «рекомендованный канал». Под каждым из этих заголовков второго уровня есть эскиз видео, его название и дата добавления. Каждое название видео в свою очередь является заголовком третьего уровня.
Тут нужно пояснить, что Jaws позволяет переходить ни только по всем заголовкам на странице, но и по заголовкам нужного уровня, от первого до шестого (наличие такой возможности не проверялось мною в NVDA). Таким образом, получается возможность молниеносной навигации по всем видео на странице! Быстро шагаем по заголовкам второго уровня, выбираем канал, затем сразу от названия канала шагаем по третьему уровню, просматриваем названия видео. К сожалению, листая заголовки третьего уровня, невозможно понять к какому они каналу относятся. Я думаю, что про YouTube достаточно.
Лирическое отступление
Сегодня всё больше нарастает коммерческая деятельность во всемирной паутине. Тысячи сайтов интернет-магазинов продают услуги и товары. В этих электронных магазинах можно найти вещи, которые продаются в магазинчике на соседней улице, или же найти такие вещи, которых нет во всём городе. Это очень удобно, когда ты заказываешь товар, который невозможно купить в обычном магазине, и тебе его доставляют по почте. Незрячие тоже начинают пользоваться таким видом магазинов, особенной популярностью пользуются магазины (их у нас совсем не много) специализированных товаров. В этих магазинах можно приобрести много различных бытовых вещей, а также принадлежности для письма и бумагу (что на мой взгляд, как человека учащегося, очень важно).
Торговля через интернет и её доступность
В этой части статьи мы не будем рассматривать магазины специализированных товаров, поскольку там и так всё понятно, они имеют относительно высокую доступность, в них используется минимальное количество графических элементов и максимум текстовой информации. Вот интересные у нас люди (или безалаберные), знали ведь для кого делали сайты, но ни одного элемента aria не использовали. Мы быстренько пробежимся по двум интересным, но не без странностей примерам.
Есть очень хороший магазин, работающий по всей России. Большинство системных администраторов и железячников знают о нём – это НИКС. Сайт этого магазина является очень качественным и подробным справочником по комплектующим и электронике. Огромный прайс-лист и детальная проработка фильтров и системы поиска – всё это очень облегчает поиск необходимых комплектующих. Этот пример один из важнейших, поскольку при таком размере прайс-листа, заголовки просто необходимы. На этой странице экранный диктор насчитал сто семьдесят пять заголовков и девятьсот ссылок. Количество ссылок немного варьируется, но никогда не бывает ниже восьмисот. Как видите, здесь огромное количество категорий товаров, на линейное пролистывание этой страницы может уходить до десяти минут, если спешить, а если не спешить, то до двадцати. Как видите, очень огромная разница в количестве ссылок и заголовков, и эта разница очень сильно сказывается на время поиска нужной категории товаров при использовании средств быстрой навигации. Но у этого же магазина есть огромная оплошность с точки зрения удобства. С московским прайс-листом всё в полном порядке, а вот с региональными полная засада! Вот, например, сайт НИКСа в моём городе. Нас сразу выкидывает на прайс-лист с местными ценами и тут заголовки отсутствуют напрочь! Вернее, есть два штуки «В этом магазине работают сертифицированные специалисты по продукции Apple», ведь мне ни холодно, ни жарко от этого заголовка, а второй с адресом магазина в городе. А на странице семьсот двенадцать ссылок. Ещё одной проблемой являются дефисы, стоящие перед всеми подкатегориями товаров. Давайте грубо округлим и посчитаем. Допустим в прайс-листе с этими дефисами всего пятьсот ссылок, но на каждый дефис тоже приходится одно нажатие клавиши. Таким образом 500 (ссылки) + 500 (дефисы) = 1000 (нажатие клавиш). Не весёлая арифметика. Вот от таких, вроде бы очень информативных и полезных сайтов, бежать хочется.
Второй пример. Магазин DNS является довольно новой сетью, для меня он стал известен только в 2012 году. Сразу скажу, что прайс-лист тут тоже без заголовков, но сюда мы заглянем на страницу с каким-нибудь товаром. Товар выбран абсолютно случайно, он был на главной странице, и я просто перешёл на страницу описания этого товара. Нас интересует именно страница описания товара, они все однотипны. Для примера привожу эту страницу. Очень удобным является заголовок с названием и кратким описанием товара, он находится над ценой и картинкой, этот заголовок позволяет очень быстро миновать всю бесполезную в данном случае верхушку сайта. Следующий заголовок (очень неплохой рекламный ход) «Сопутствующие товары», позволяет быстро перейти к чехлам, флешкам и прочей дребедени, которая может понадобится человеку при эксплуатации этой техники. Далее «Отзывы», вместе с числом отзывов, что даёт представление о наличии оных сразу, без каких-либо телодвижений. Ещё один полезный заголовок – «Вопрос — Ответ». Печально, что нельзя быстро перейти к характеристикам, но при нажатии на ссылку «Характеристики», которая находится рядом с ссылками «Описание» и «Отзывы», открывается страничка с характеристиками, причём вся страница не перезагружается. Текстовое описание товара может увеличится, и чтобы его миновать прямо с той ссылки можно перейти к заголовку «Характеристики». Вот такие, довольно удобные цепочки навигации на этой странице.
В качестве заключения
Я очень надеюсь, что эта статья поможет тем из вас, кто занимается веб-дизайном, вёрсткой, созданием сайтов, разработкой веб-интерфейсов, понять небольшую часть принципа взаимодействия незрячих пользователей с самыми различными страницами и страничками в сети. Продумывайте сценарии взаимодействия ни только для зрячих пользователей, но и для незрячих и др. благодарю за внимание.
Спасибо Tseikovets за полезный комментарий. Действительно, при написании статьи я не упомянул должным образом о наличии достаточно большого количества других сценариев взаимодействия с веб-страницей с помощью экранного диктора. Эта моя невнимательность позволяет трактовать способ адаптации веб-страниц, который изложен выше, как единственный существующий, что совершенно не соответствует действительности. Существуют и другие средства быстрой навигации, по другим элементам, по областям, которые можно разметить при помощи тегов aria, и другие способы взаимодействия с веб-страницами. В этой статье описывается лишь один из возможных сценариев навигации по странице. Эта статья не является руководством или рекомендациями, в ней лишь отражено моё личное мнение по конкретно взятой теме «HTML-заголовки и их полезность при навигации незрячих пользователей на веб-страницах». Каждый человек, прочитавший статью, решает самостоятельно была ли полезна статья для него или нет, будет ли он применять знания, которые он извлёк из этой статьи, или нет.
Примечание
Термин «цепочки навигации» взят из программы «Total Commander». Этот термин наиболее точно характеризует схему взаимодействия пользователей, использующих экранный диктор, с веб-страницами.
Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.
Комментарии (23)
bergamot
27.07.2015 14:52Интересно. Всегда задавался вопросом, где нужны заголовки и какого уровня. Название сайта/компании нет смысла делать заголовком? Вроде как с него начинается страница.
Далее, на примере с DNS. В подвале есть три заголовка второго уровня (компания, покупателям, магазины) и ссылки с ними. Они помогают при навигации или мешают? Нужны ли еще подзаголовки?
С точки зрения верстальщика, когда воспринимаешь только картинку, сложно прокрутить в голове другие способы использования сайта.Verdoga Автор
27.07.2015 20:33+1Да, делать название сайта или компании заголовком, на каждой странице бессмысленно, это будет только мешать. Более того, экранные чтецы заботятся об информировании пользователя, при открытии новой вкладки или окна браузера они сообщают название этой самой вкладки, где очень часто фигурирует название сайта или компании. Иногда даже они информируют по два раза, поскольку первый раз они сообщают о том, что такая вкладка открыта, а второй раз, когда она загружена и следом подсчитывают количество заголовков и ссылок. Ещё они сообщают название вкладки, если страница перезагружается или заголовок меняется. Таким образом пользователь никогда не забывает, где он находится. Что касается подвала сайта dns, то там всё довольно грамотно сделано. Все эти три заголовка полезны, если требуется получить информацию по ссылкам, которые под ними находятся. С любой страницы сайта можно быстро перейти туда и получить необходимую информацию, особенно мне нравится заголовок «Магазины» и ссылки, хранящиеся под ним, очень редко увидишь такую заботу о клиентах. Сразу можно перейти на интересующий адрес узнать телефон и посмотреть номер дома. На мой взгляд, там не требуются подзаголовки, ведь заголовки нужны, чтобы быстро перемещаться по большим страницам, а если каждый второй элемент делать заголовком, то вся суть их и уникальность теряется. В общем там всё в меру.
bergamot
27.07.2015 14:55+2Еще вопрос. Какие впечатления от динамических сайтов? С использованием AJAX и подобных технологий? В частности, Angular. Обычные пользователи видят результат — нажал на ссылку, покрутилась анимация загрузки, появился новый блок с текстом. А незрячим как, понятно, что что-то изменилось и что именно?
Tseikovets
27.07.2015 23:13+1Ajax — это вообще минное поле accessibility, которое заголовками не разминируется.
У таких страниц есть две основные проблемы: отсутствие достаточного объёма мета данных у элементов управления и рассинхронизация визуального и невизуального отображения интерфейса.
Первая проблема, когда у вас элементы управления представляют собой просто кликабельный текст, решается дописыванием к ним мета данных посредством атрибутов стандарта WAI-ARIA. Они позволяют задать роль, состояние и свойство такого элемента. Здесь же не помешает включить такие элементы в цепочку клавиатурной навигации посредством старого доброго tabindex.
Вторая проблема, когда экранный чтец не распознаёт изменение страницы и не «отрисовывает» её новое состояние пользователю, решается с двух сторон: с одной стороны, средствами WAI-ARIA можно дать понять вспомогательной технологии, что вы перерисовали интерфейс, с другой, сам пользователь тоже должен иметь определённые навыки работы с rich internet application и уметь обновлять отображение страницы вручную и знать общие принципы работы своего чтеца с динамическим контентом.
Практика показывает, что ощутимая часть претензий по доступности интерфейсов обусловлена именно человеческим фактором, то есть банально плохими навыками самих пользователей. К сожалению, это очень часто забивает хламом каналы обратной связи.
rPman
27.07.2015 15:34Расскажите пожалуйста, на сколько сложно вам работать с сайтами, где происходит общение с пользователями, тот же хабр. На сколько удобно работать с сообщениями под статьей?
Если я правильно понял, навигация по странице происходит сразу с выдачи списка заголовков и после выбора заголовка выдается список элементов под ним?
Разделяется хоть как то тип элемента на страницах, просто текст, ссылки, элементы форм — селекты, кнопки, текстбоксы?Verdoga Автор
27.07.2015 21:10+1Вот не поверите! Сегодня днём думал об написании статьи на тему доступности хабра. Удобство зависит от реализации. Тут, на хабре, всё достаточно удобно реализовано, я бы даже сказал, что этот сайт уютен по-своему. Есть некоторые вещи, которые недоступны или как-то недоделаны, но их мало.
Нет, принцип навигации вы поняли абсолютно неверно. Заголовки не являются ключевым, базисным пунктом опоры и навигации. Пользователь самостоятельно решает каким образом ему удобнее изучать или пользоваться страницей (зависит от страницы и от привычек). После загрузки страницы пользователь может попытаться найти заголовки, посещённые ссылки, кнопки поля форм и другие элементы, может вывести список ссылок, заголовков, полей форм и кнопок. Пользователь может по старинке двигаться, перебирая каждый видимый и невидимый элемент на странице, от начала к концу (линейная навигация). А может использовать средства быстрой навигации, прыгая через пол страницы к интересующему его элементу.
Конечно кнопки, поля форм, флажки, радиокнопки – все эти элементы отличаются и по ним можно производить быструю навигацию, перескакивая прямом на них.lavkasnov
27.07.2015 21:33Про хабр я бы так не сказал — для меня по 5 бальной шкале уверенная 3. Кому бы поставил 5 — даже не припомню, может быть я брюзга, но вот удобных сайтов днем с огнем не сыщешь. Везде косяки, перегруженность лишней информацией, по просту захламленными ссылками, рубрикатор, история, контекстная реклама и прочая, чему ни счесть числа…
Хорошим выходом иногда бывает мобильная версия сайта, но с движухой на адаптивность и mobile first рассчитывать на это редко приходитьсяVerdoga Автор
27.07.2015 21:38А в чём, на ваш взгляд, заключаются неудобства хабра?
lavkasnov
27.07.2015 21:56+2я хабром пользуюсь только для чтения статей и редких комментов, планирую статью, когда выпущу новую версию своего продукта (думаю меня ждет немало странного на пути к реализации этого желания на хабре), то бишь rss + страница статьи + комменты. Это далеко не весь сайт. И так:
— шапка как всегда ухабистая, при открытии сразу страницу вниз, чтобы ее не читать. Описанный метод навигации по загловкам пригрывает — я почти сразу на контенте. Ситуацию бы решила первая ссылка/кнопка со стилем из bootstrap sr-only на главный контент
— комменты, мне все равно кто и когда пишет комменты, мне интересен сам текст коммента. Приходится извращаться и переход к следующему тексту коммента делать через поиск строки «избранн» Вот ни хера это не удобно
— форма написания коммента, ну ее на х исследовать, я сюда пришел не дизайном комментов заниматься, чтобы делать красивое комментирование. По привычке набираю коммент в а-ля блокноте, чтобы копипаст потом. Причина банальна — на очень многих сайтах в подобных формах работают хитро… ные скрипт для красивого комментирования, жутко иногда тормозит, или сходит с ума говорилка при наборе текста
Слишком много букв, надеюсь без продолжения от меняVerdoga Автор
27.07.2015 22:22Да, эти формы для ввода текста со всякими визуальными примочками очень ненадёжны. Поэтому блокнот или notepad лучше них намного. Кнопка для быстрого перехода к контенту очень не помешала бы.
Verdoga Автор
27.07.2015 22:36Для быстрого перехода по комментариям можно использовать переход по параграфам. Будет прочитываться рейтинг коммента, затем имя, затем какая-то безымянная ссылка, затем коммент, затем ссылка для ответа. И так до конца, немного экономит время, особенно если быстро пролистывать ссылки и рейтинги.
lavkasnov
28.07.2015 14:44+1> У Хабра есть проблемы с accessibility, но не одну из них вы здесь не назвали, а то, что вами было названо, показывает лишь недостаточное владение вами той вспомогательной технологией, которую вы используете. Судя по всему, это JAWS.
Большая доля лукавства в этом есть — человек несовершенен. Если пользователь может совершить какую то ошибку в интерфейсе, то он именно это и будет делать. Пользователь не обязан знать три миллиона настроек и большое количество оных означает плохую продуманость интерфейса и т.п. и т.д. вещи, которые знает каждый разработчик интерфейса.
Если мне, продвинуттому пользователю, неудобно чем то пользоваться это означает как правило плохой инструмент. Пишу это как разработчик.
Tseikovets
27.07.2015 22:49+1Ситуацию бы решила первая ссылка/кнопка со стилем из bootstrap sr-only на главный контент
На Хабре вы итак можете перейти к главному контенту нажатием 1, если я правильно понял, какой screenreader вы используете.
Более того, если у вас настроено автоматическое чтение загружаемой страницы, то после перехода по 1 к основному контенту вам не надо будет вручную запускать чтение, тогда как анкерной ссылкой вам этого не достичь и нужны будут дополнительные команды.
Приходится извращаться и переход к следующему тексту коммента делать через поиск строки «избранн» Вот ни хера это не удобно
Нажимайте кнопку N. Если в теле комментариев не будет ссылок, то это в точности переход между коментами.
По привычке набираю коммент в а-ля блокноте, чтобы копипаст потом.
Ну это вообще к проблемам Хабра не имеет никакого отношения.
У Хабра есть проблемы с accessibility, но не одну из них вы здесь не назвали, а то, что вами было названо, показывает лишь недостаточное владение вами той вспомогательной технологией, которую вы используете. Судя по всему, это JAWS.
К сожалению, автор статьи по компетенциям также не на высоте. Я бы не советовал разработчикам адаптировать интерфейсы по рекомендациям из его постов. В действительности, заголовки — это лишь малая часть, причём, далеко не всегда первостепенная. Сводить адаптацию к поддержке только одного экранного чтеца (а автор сам признаётся в незнании альтернатив) — это просто глупо. Более того, в рамках даже одного чтеца существует несколько типовых сценариев взаимодействия, поэтому адаптация должна осуществляться с учётом разных вариантов работы. В общем даже просто ознакомительное чтение WCAG и WAI-ARIA будет более информативно и полезно, чем эти рекомендации.
Увы, незрячесть человека автоматически не делает его экспертом в accessibility. Точно также, как обычный пользователь мало чему может научить дизайнера, просто потому, что зачастую не воспринимает картину в целом и с техническими нюансамиlavkasnov
27.07.2015 23:35> На Хабре вы итак можете перейти к главному контенту нажатием 1, если я правильно понял, какой screenreader вы используете.
Переход будет на заголовок страницы, после которого идут ссылки на рубрики этой статьи. Ссылкой можно достичь непосредственно текста, но чтобы скринридир (уменя jaws) начал правильно переходить по таким сылкам в теге назначения нужно дополнительное шаманство. Зачастую jaws некоректно обрабатывает переход по внутристраничным ссылкам. Хороший кайд есть в доке по bootstrap — ребята молодцы, сразу дают правильные советы.
> Нажимайте кнопку N. Если в теле комментариев не будет ссылок, то это в точности переход между коментами.
Спасибо — помогло. Я уже не молод и новые команды jaws до меня доходят долго. Вот открыл почитать справку по jaws — узнал еще пару вещей
> Ну это вообще к проблемам Хабра не имеет никакого отношения.
Да, наверно. Я ведь не занимался экспертизой хабра. С формами комментирования через блокнот поступаю везде — давлет негативный опыт на других сайтах при наборе текста, когда вдруг выяснялось, что текст не набирался (хз почему), коммент отправлялся после клавиши ввод, когда как мне требовалась новая строка, браузер начинал так сильно тормозить, что помогало только снятие задачи через диспетчер заддач. Тестировать хабр на предмет этих проблем не входило и не входит в сферу моих интересов
Verdoga Автор
28.07.2015 09:27Здравствуйте, Никита.
Я очень вам благодарен за ваш полезный комментарий. Статью я уже немного поправил. Да, я не являюсь экспертом в области доступности веб-страниц, я лишь хотел передать определённые впечатления, основанные на собственном опыте использования экранного диктора, от использования заголовков на веб-страницах на примере некоторых страниц людям, которые занимаются разработкой и созданием этих самых страниц. Перед собой я не ставил задачи написать руководство или рекомендации, но, к сожалению, можно сделать вывод из вашего комментария, что у меня получились именно рекомендации.
Verdoga Автор
27.07.2015 21:42Навязчивой контекстной рекламы я давно не видел. А излишние ссылки и куча оформительских элементов — это неизбежно, потому что кто-то считает это полезным и удобным. А всем не прикажешь.
ozgg
27.07.2015 15:37+1Сейчас вроде как рекомендуют вместо явных уровней заголовков просто делать вложенные секции, которые всегда в качестве первого заголовка используют h1. С такой вложенностью читалки построят правильную иерархию?
<article> <h1>Какой-то заголовок (1)</h1> <section> <h1>следующий уровень (2?)</h1> </section> <section> <h1>Такой же уровень (2?)</h1> <h2>Уровень ниже (3?)</h2> </section> </article>
lavkasnov
27.07.2015 19:17Не согласен с автором — у меня другой опыт. Заголовки на странице не использую — мне на них наплевать потому, что на них наплевать создателям сайтов, то есть они несут мало информации. На каждой странице просматриваю список ссылок и ориентируюсь в основном на него. Переход на первое последнее поле ввода/формы insert+ctrl+home/end заголовки никаким припеком. На сайты с 900 ссылок рекомендую просто забить — ну к чему они вам? Конкретно про им — рекомендую алиэкспресс, уж цены подешевле, хоть и сайт у них тоже чмошный :)
Verdoga Автор
27.07.2015 20:14Вы по всей видимости не поняли сути статей. Перед собой я ставил задачу не передать свой опыт использования экранного чтеца, потому что большинству людей, бывающих на этом сайте этот опыт девать некуда просто, а пояснить специфику использования заголовков. Объяснить актуальность и востребованность использования заголовков в различных местах сайта. Список ссылок тоже очень полезная вещь, это отрицать просто глупо, особенно, когда в нём есть поиск по первым буквам и фильтр посещённых ссылок, но этим списком я пользуюсь только когда нет другой альтернативы. Вот, например, на хабре, зачем мне вызывать громоздкий список ссылок, когда достаточно лишь нажать дважды клавишу, перейти сразу на заголовок статьи, далее стрелочками пропустить список хабов и читать спокойно. А что касается больших, неграмотно построенных страниц, конечно, когда есть альтернатива, то их можно избегать, но вот альтернативы сайту никса, о котором велась речь в статье, я пока не видел.
Verdoga Автор
Приношу извинения первым читателям за не работавшие ссылки, всё уже исправил.