После новостей о тестировании скрытия лайков в Instagram и Вконтакте я задумался о назначении и альтернативах этих отметок с точки зрения управления информацией и последствиями.

В этой статье я хотел бы порассуждать об опциях, формулировках и о том, как изменения могли бы повлиять на поведение пользователей. Надеюсь с вашей помощью дополнить картину. Под лайком здесь понимается обобщенная возможность в один клик выразить свое отношение к материалу.

Функции лайков


  • Простейшая возможность выразить отношение к материалу
  • Обратная связь для автора
  • Ориентир для других пользователей

Варианты лайков


  • Просто Лайк, Сердце, Хлопающие ладоши — либо ставишь либо нет (Instagram, Twitter, Medium, Facebook, Битрикс24). Нужно уточнить, что в Facebook и в точности также в Битрикс24 можно выбрать одну из 6 эмоций, но независимо от выбранной реакции, она считается как одобрение публикации.

Лайки в Facebook

Лайки в Битрикс24

  • Лайки либо дизлайки, которые считаются независимо (Youtube)
  • Лайки и дизлайки кладутся на весы, т.е. вычитаются друг из друга (Habr, VC)
  • Оценка как в школе. Пользователь с одинаковой легкостью может поставить как 1, так и 5. Но плохие оценки предпочитают не ставить. (Одноклассники)
  • Избранное (ранний Twitter, и как доп.опция, например, в Habr, VC)

Слабые места



  • Непреднамеренное поощрение популизма (более простые для восприятия и эмоционально окрашенные посты набирают больше лайков, чем основательные и сложные материалы). Например, в нашем корпоративном Битрикс24 самые оцениваемые материалы, которые неделями висят в сайтбаре “Полулярное” — это поздравления с днями рождения и прощальные письма в стиле “сегодня мой последний день”. Никакая рабочая и зачастую важная информация, которая составляет основу ленты, не имеет такой лайковой поддержки. Что я решил с этим делать, описывал здесь.
  • Значительное влияние на оценки оказывает репутация. Популярные авторы проще набирают лайки как за счет большего числа подписчиков, так и за счет ореола.
  • Концентрация многих авторов на количественной оценке публикаций, влекущая как содержательные, так и психологические последствия.
  • Лайки или дизлайки невозможно считать качественной обратной связью для автора, так как они не передают причин высоких или низких оценок.
  • Если общая карма автора не находится в жесткой сцепке с оценками его статей (например, Habr), теоретически возможна ситуация, когда положительно оцененная статья приводит к отрицательной оценке кармы.
  • Лайки или дизлайки не релевантны при холиварных темах. В данных случаях оценка является следствием отношения автора к теме, а не качеством аргументации. Например, на Youtube такие видео могут иметь очень близкое число лайков и дизлайков.

Что можно было бы изменить и на какой эффект рассчитывать?


Одна из ценных особенностей лайка — это стандартность. Лайк — это как “бутерброд” меню в мобильных приложениях. На любой платформе сразу понимаешь, как с ним взаимодействовать. Ищешь его, удивляешься, если не находишь сразу. Однако из-за описанных выше слабых мест, такая стандартность не всегда идет на пользу делу. На мой взгляд, разным платформам следует поискать свои варианты усовершенствования привычного решения.

Размышляя над гипотетическими опциями, я не хочу упустить даже самых абсурдных на первый взгляд вариантов.

Гипотетические опции


  • “Спасибо” или “Это важно” — как формулировка лайка, которая делает акцент на содержательной важности материала для оценивающего пользователя. Подходит для корпоративных порталов наподобие Битрикс24.
  • Определенные качественные теги («Вдохновляет», «Увлекает», «Практически полезна» и т.п.) с указанием числа поддержавших каждый из тегов. Подходит для текстовых платформ наподобие Medium, Habr, VC. Список позитивных и негативных тегов, которые читатели могут присваивать статье, создается заранее. Эта информация видна всем. Другие пользователи могут просто голосовать за уже присвоенные теги. Можно использовать для сортировки: Вдохновляющие статьи, Практичные статьи и т.п.
  • Ограничение возможности оценивать холиварные темы за пределами заранее высказанных пристрастий. Грубо говоря, если пользователь подписан на условный “шансон”, зачем ему давать возможность хейтить Нюшу?
  • Автоматическая заморозка голосования при достижении определенного уровня отрицательных оценок (по аналогии с остановкой торгов на бирже в случае резких падений). Такая система может защитить автора от “убийства” репутации.
  • Различные формы ограничений количества раздаваемых пользователем оценок в течение определенного отрезка времени: 1) Количество негативных оценок не может превышать количества позитивных — как защита от заядлых хейтеров; 2) Прямое ограничение дневного числа лайков и дизлайков в равных (1:1) или неравных пропорциях (например, 10:1). Опция отдавать больше одного голоса за один материал теоретически возможна, но практически, кажется, приведет к облегчению накруток.
  • “Евровидение” — ограниченное количество определенных оценок. Возможно, такая система хорошо проявит себя как дополнительная. По итогам месяца каждый пользователь выбирает из всех понравившихся ему только 12 лучших и ранжирует их от 1 до 12. Приглашение к голосованию — хороший повод для ресурса напомнить о себе по электронной почте или в пуш-уведомлении.

Продолжим?

UPD

В LinkedIn с апреля тоже есть пять различных «реакций», но они тоже суммируются (хотя можно и по-отдельности вклад посмотреть)

Комментарии (11)


  1. chapter_one
    20.08.2019 21:38

    Карму замените.


  1. NeoCode
    20.08.2019 21:41

    Продолжим:)
    Невозможно унифицированно оценить контент.
    То, что нравится одним, не нравится другим, и выводить среднюю оценку просто некорректно
    — это «средняя температура по больнице».
    Унифицированная оценка дает дорогу популизму, а то и разжиганию ненависти.
    Лайк действительно слишком простой — иногда хочется и эмоциональной оценки, и какой-то градации контента по линейной шкале. Но эмоции и градации — слишком сложно для большинства, и скорее только добавит субъективности.
    Лайк — это действительно предельно простой способ оценки контента. Простота и бинарность лайка — это одновременно и достоинство (убирает субъективный шум и упрощает жизнь пользователю), и недостаток (потеря информации).
    А как обратная связь — не столько для автора контента, сколько для социального графа в целом. И вот от этого и надо отталкиваться.


  1. Wesha
    20.08.2019 21:46
    +1

    Овчарками! Только овчарками!


  1. SergeyMax
    20.08.2019 21:50

    Никакая рабочая и зачастую важная информация, которая составляет основу ленты, не имеет такой лайковой поддержки
    Лайк — это просто выражение положительной эмоции, а не оценка важности рабочей информации. Попробуйте разместить объявление от гендиректора о выплате всем внеочередной премии, и увидите, что рабочая информация вполне будет иметь лайковую поддержку)


  1. SemenPV
    20.08.2019 21:53

    Добавить контекст к лайку. Т.е. есть общий сервис лайков вы его используете на своём сайте.

    Когда кто-то делится лайком, то за ним тянется история предыдущих лайков (и может быть некая дополнительная информация, типа пол, возраст и т.п.) доступная только этому общему сервису.

    Соответсвенно сохранив простоту лайка, мы получим гораздо большую информативность и ценность.

    И этот сервис потом предоставляет аналитику, можно например понять что тебя в основном лайкают девочки в пубертатном периоде, это повод задуматься.


  1. algotrader2013
    20.08.2019 21:54
    +2

    Всегда было интересно, есть ли в ядре условного Инстаграма некая альтернативная оценка поста, которая не просто считает +1, а что-то взвешенное по силе и активности лайкнувших, вроде пейджренка или https://m.habr.com/ru/post/280610/


  1. vyo
    21.08.2019 13:48

    Может читал невнимательно, но по-моему упустили одну немаловажную функцию лайков — пометить чисто для себя (хотя упоминули, как "избранное" ниже). Это, как правило, отдельная опция — закладка на хабре, звезда на Stack Exchange.
    А вот на гитхабе лайки и закладки объединили в звёзды, в результате чего ни ту, ни другую функцию они не выполняют толком.


  1. A114n
    21.08.2019 13:52

    Лучше заменить карму.


  1. GreenBee
    21.08.2019 16:04
    +1

    1. Сделать реакции в виде меток (тэгов) и показывать рейтинг именно по меткам.
    2. Дать возможность добавлять новую метку или голосовать за существующие (с возможностью множественного выбора)
    3. Преобразовывать односложные комментарии в метки (т.е. комментарий «баян» автоматически превращается в метку «баян»). Можно даже добавить типовые метки в виде кнопок в тулбар окна комментария, а также добавить туда частоиспользуемые пользователем реакции.

    Все вышеперечисленное можно сделать не исключая традиционные кнопки из интерфейса: Нравится, Не нравится и т.п.

    Кроме того, для большей объективности скрывать на какое-то время не только текущие метки материала, но и его автора. Причем это время может быть индивидуальным (т.е. может отсчитываться не с момента создания материала, а с момента, когда текущий пользователь его увидел). Или не показывать автора и рейтинг, пока пользователь не проставит метки. А после того, как увидел рейтинг и автора — запретить ставить менять метки.


    1. jorgen_steinbach
      21.08.2019 16:13

      Почти все это есть на pikabu.ru. А также теги можно огнорить и на них подписыватся. ИМХО, работает хорошо.


      1. GreenBee
        21.08.2019 16:14

        Но при этом там есть лайки и дизлайки и именно они являются определяющими, а остальные метки — декорация по большей части.
        Но задел есть: там есть спец теги, вроде Моё, NSFW и т.п, которые еще и функционал имеют — почти то, что надо.