Джим Пэйн и Perlan 2
Любители и энтузиасты авиации собрались на прошлой неделе в городе Ошкош американского штата Висконсин, где проходило авиашоу экспериментальных летательных аппаратов Experimental Aircraft Association AirVenture. Гвоздём программы стал планёр Perlan 2, который в следующем году готовят для нового мирового рекорда высоты. На этом планёре авторы проекта планируют преодолеть планку в 30 км.
Оптимизм авторов основан не на пустом месте. Основатель проекта Эйнар Эневолдсон и инвестор Стив Фоссет в 2006 году на планёре Perlan в качестве пилотов уже установили мировой рекорд, поднявшись на недостижимую до тех пор для планёров высоту в 15460 метров.
Мечта человечества о полёте начала всерьёз реализовываться лишь в начале 20-го века (если не ударяться в теории о космических кораблях в пустыне Наска или Колумбийских золотых самолётах). Смешные «этажерки», поднимавшиеся на сотни метров, ко Второй мировой войне превратились в винтовые самолёты, немного не долетавшие до 20 км. Высоты в 30 км и более покорились уже реактивным самолётам, и, конечно, космическим ракетам.
Энтузиасты-планеристы наслаждаются многочасовыми полётами и могут пролететь на сотни и тысячи километров от места старта, но высота их полётов обычно ограничена как правилами полётов (нижняя часть облаков), так и физической возможностью безмоторного ЛА.
Планёр для набора высоты использует восходящие потоки воздуха. Это может быть нагретый воздух, поток обтекания (там, где ветер сталкивается с вертикальным препятствием), или же волновые потоки – самые мощные, стоячие воздушные волны в атмосфере планеты. Именно последние позволяют пилотам устанавливать рекорды высоты.
Проект Perlan организован не только для установления впечатляющих рекордов, но и для подробного изучения свойств земной атмосферы. Авторы проекта хотят доказать, что полёты на планёре в середину стратосферы – предприятие не только возможное, но и безопасное, и достаточно надёжное для того, чтобы выполнять его на постоянной основе.
В защиту планёров авторы говорят, что эти ЛА могут аккуратно и точно маневрировать на таких высотах, оставаться на них в течение нескольких часов (записывая эволюцию воздушной волны), точно записывать её характеристики и собирать образцы воздуха. А кроме того, по их утверждению, пилотировать планёр на такой высоте – это всё равно, что летать над поверхностью Марса, поэтому такой опыт может пригодиться в разработке будущих летательных аппаратов для Красной планеты.
Типичная кабина современного планёра
Эйнар Эневолдсон задумал этот проект ещё в 1992 году, узнав о существовании и о потенциале стоячих воздушных волн. Он разрабатывал проект в одиночку и искал для него финансирование, когда в 1998 году про него узнал Стив Фоссет – американский бизнесмен, воздухоплаватель, яхтсмен, совладелец фирмы Scaled Composites, известный своими многочисленными путешествиями и рекордами в воздухоплавании и парусном спорте. Он мгновенно согласился стать главным инвестором и пилотом проекта.
Несколько лет подготовки и многочисленные попытки позволили установить рекорд 2006 года. Тогда пилоты чувствовали, что планёр способен подниматься и дальше, но решили прекратить подъём из-за некоторых технических проблем, с которыми столкнулись пилоты, находившиеся в герметичных костюмах. Фоссет, вдохновлённый успехом, решил продолжать финансирование предприятия.
К сожалению, 3 сентября 2007 года он погиб, разбившись на одномоторном самолёте. Поэтому Эневолдсон вновь пустился на поиски финансирования для этого проекта. И в 2010 году к проекту подключился Деннис Тито — первый космический турист, американский предприниматель и мультимиллионер итальянского происхождения.
Главным пилотом Perlan 2 станет Джим Пэйн. Он уже полон энтузиазма: «На такой высоте звёзды видно даже днём. Этот полёт будет очень интересным предприятием, это уж точно».
С базы в Аргентине, расположенной неподалёку от Анд, планёр будет поднят в воздух при помощи самолёта. Отсоединившись от буксира, Пэйн останутся со вторым пилотом наедине на несколько часов. Подняться на такую высоту будет непросто. Пилоты воспользуются такими природными явлениями, как полярный вихрь и атмосферное струйное течение.
У каждого из полюсов Земли существуют постоянные циклоны огромного масштаба, основание которых расположено в средней и верхней тропосфере, а верхушка достигает стратосферы. Вокруг них формируются струйные течения, обычно направленные с запада на восток, скорость воздуха в которых может достигать 160 км/ч. Кроме того, в районе Анд формируется стоячая волна, возникающая, когда ветер встречается с горами и воздух устремляется вверх. Этой энергией и планируют пользоваться смельчаки.
Размах крыльев планёра, сделанного из углепластика, составляет 25 метров. Он весит 800 кг и может разгоняться до 450 км/ч. На борту планёра установлено различное научное оборудование для сбора данных об окружающей среде. На такой огромной высоте, которую планируют покорить пилоты, указатель скорости по их прикидкам будет показывать скорость около 36 узлов (65 км/ч) из-за сильной разреженности воздуха.
Планёр оснащён двумя парашютами – один поможет резко затормозить в случае опасности, что позволит аппарату опуститься чуть ниже, а второй затем сможет нежно посадить его на землю.
Ku6ep
Очень интересный проект. А есть сайт, на котором можно отслеживать из прогресс? Хотелось бы не пропустить сам полет.
SLY_G
Спасибо за идею, добавлю ссылку в статью.
www.perlanproject.org/blogs