Позвольте поделиться старой историей о том, как я делал себе «нормальный» звук после переезда в Питер в далеком 2009 году.

Итак, через некоторое время после переезда в новый город, я обнаружил возле дверей своего дома пару колонок S-30. По их внешнему виду было сразу заметно, что над ними успели поработать. Но, к сожалению, у одной из них не было динамика. Безо всякой задней мысли я забрал исправную колонку — вдруг пригодится, а пока, послужит тумбочкой. Каково было мое удивление, когда я через пару дней обнаружил у подъезда еще один комплект S-30. Но на этот раз, мне достались совершенно не тронутые, советских времен колонки. Тогда я уже начал понимать, что без нормального усилка я дальше не смогу.

image

Не прошло и пары недель, как я стал счастливым обладателем усилителя Любава-85-стерео, аналогом Радиотехники-101. Первое прослушивание прошло в унынии и безысходности… Совковые колонки, хрипели, фыркали из всех щелей, дребезжали панелями, плевались полуразложившимся поролоном и дурно попахивали. Так как я уже занимался доработкой свеновского саба, что делать с колонками мне было ясно с самого начала. Выкидывать? Нет! Переделывать!

Первым делом я сходил в строительный магазин и приобрел там:

  • Силиконовый герметик (наше все)
  • Войлок (утеплительный, дорогой, в садовом отделе)
  • Несколько трубок для утепления водопроводных труб
  • Клей ПВА
  • Вата
  • 4м 1.0 аудио кабеля, и прочее для пайки
  • 20 черных 2см саморезов

Потом наступил момент разборки колонок. Вот тут-то я очень пожалел, что не взял вторую колонку без динамика. Они, оказывается, были довольно неплохо доработаны, и достаточно было бы поставить недостающую запчасть из советского аналога. Ну, ничего, подумал я, мы смогем и лучше!

Выкрутил ужасные блестящие шурупы с передней панели, да, они, конечно же, были уже сорваны! Пришлось помучаться. Снял решетки, динамики, хмм, пластилин все еще держался, вот же делать умели в СССР… В первой улучшенной колонке, новый пластилин уже начал превращаться в какие то сопли, а по виду то прошло не больше 5 лет. Заметил расположения плюса и минуса на динамиках и пищалках и маркером пометил их, так как ни каких отметок «+» и «-» на динамиках найдено не было. Обрезал провода, ведущие внутрь корпуса, и извлек задние крыши с платами фильтров. Носки с ватой сразу в топку, ну или можно скурить.
К сожалению, фотографировать начал только на стадии оклейки войлоком.



Отвертку нож в зубы, и через час возни деревянный корпус колонки зачищен от черного пластилина, который, по истечению долгих лет, приобрел интересней свойство пачкать все, словно вакса. Задние крышки лучше от пластилина не очищать, а просто выровнять его и заполнить снятыми с корпуса излишками клейкой массы канавки в пластике — так, позже, будет легче добиться более герметичного прилегания к корпусу.

Дальше взял волшебный силиконовый герметик и промазал изнутри все стыки стенок. Измерил внутренние размеры корпуса (если мне не изменяет память, то они составляют 325 высота, 180 ширина и 145 глубина), выкроил из войлока нужные куски и вырезал в них соответствующие отверстия. На мой взгляд, для демпфирования боковых стенок достаточно одного 5мм слоя войлока, так как они имеют хорошую толщину. А вот на переднюю и заднюю тонкую стенку надо минимум 2 слоя войлока. Так я и сделал. Приклеивал все с помощью ПВА.



Дальше нужно разобраться с туннелями фазоинверторов. Оригинальные сделаны из сгнившего и рассохшегося поролона, и имеют 80мм длину и 30мм диаметр. Плюс, к тому же, на передней пластмассовой крышке есть выступ, входящий во внутрь фазоинвертора, и служащий отличнейшим проводником вибраций. Поролоновая порнография была выкинута, вместо нее в ход пошли утеплительные трубки для водопроводных труб. Задача стояла сделать систему из колец внешним диаметром 65мм, внутренним 30мм и с длинной внутреннего канала 100мм (не знаю почему, интуитивно решил сделать фазики длинной в 10см). Мне хватило всего двух колец для достижения желаемых параметров. Склеил, промазав все силиконовым герметиком, и сверху была намотана изолента — так, чтобы была. Позже выяснилось, что внутреннюю трубку нужно было сделать выступающей из корпуса на 5мм, для более плотного прилегания к передней пластиковой панели.



Теперь, пришла очередь самого сложного, на мой взгляд, этапа – доработки фильтра. Сперва, нужно решить, нужен ли вам индикатор перегрузок, мигает он довольно прикольно. Но я решил, что если он не делает звук лучше, то, значит, он лишний в схеме.



Выпаял элементы, отвечающие за индикацию перегрузки – VD1, VD2, C1, C2, R3, R4, R5. Все семь элементов компактно расположены в верхнем правом углу платы, если смотреть на фотографию, которая приведена выше. Только, на ней почти не видно VD1, который находится четь левее C1. Если лень выпаивать все это, можно аккуратно убрать элементы кусачками, только смотрите чтоб кз не было.

Конечно же, оригинальные тонкие металлические провода тут не годятся, и я заменил их на «акустические из бескислородной» меди. Провода, которые пойдут к динамикам, я завел прямо на плату, по возможности минуя сигнальные дорожки. Вот что получилось.



На этом этапе обязательно подсоедините к фильтру динамики и проверьте, все ли работает как надо. В моем случае, на последнем моменте сборки выяснилось, что одна из пищалок молчит. Беглый осмотр показал, что капризничает фильтр… Чуть менее беглый осмотр в течение последующих двух часов выявил закономерность работы и не работы фильтра с пищалкой относительно их положения к созвездию малых и больших усилителей. В общем, этот бред получилось исправить только путем перепайки третей платы с запасной колонки.

Дальше было нужно как-то усилить самое слабое место в корпусе колонки – пластиковую крышку, на которой расположен фильтр. Я снял с нее все элементы, приклеил на нее вставки из войлока, и покрыл их поверху слоем ваты. На все это установил обратно фильтр, и потом еще раз подкрепил всю конструкцию ватой, поместив ее в образовавшиеся зазоры и полости. Вышло очень внушительно, надежно и глухо.



Понятное дело, что устанавливать динамики прямо на дерево нельзя. Я читал советы о том, что можно сделать прокладки из резины, но ее у меня под рукой не оказалось и я немного схитрил, заполнив углубления, сделанные в корпусе под динамики силиконовым герметиком. Выровняв его, и дав высохнуть, я получил идеальные прокладки. И не забываем про отверстия под болты.



Теперь пришел черед передних панелей, достаточно неудачно вписанных в корпус колонок. Над пластиком были совершены следующие зверства – отпилены патрубки шедшие внутрь фазиков, и отломаны все… ээээ… полукруглые шпеньки, обеспечивающие плотное прилегание к корпусу и фирменное дребезжание.



В прочитанных ранее гайдах по переделке S-30, демпфирование пластика было сделано за счет приклеенного демпфера на корпус колонки, поверх которого крепилась сама панель. Мне этот вариант не понравился, так как он не исключает дребезжания пластика, а передняя стенка корпуса колонки уже была достаточно хорошо усилена. Поэтому тщательной звукоизоляции, посредством наклеивания войлока (в местах до 3х слоев), подверглись злосчастные панели… Не забудьте поставить на место светодиоды индикации перегрузки, для красоты, или для этой самой индикации, у кого как… У меня так, чтобы глаз радовало.



Ну вот и наступил трепетный момент сборки всех составляющих в единое целое – чудо звуко-техники под названием S-30. Задние панели с фильтрами посадил на их место, на герметик, конечно же, образовавшиеся полости вокруг элементов фильтра заполнил ватой.



Припаял провода к динамикам и становил последние в отведенные под них отверстия в корпусе, опять же, с применением волшебного силиконового герметика. На этом этапе обязательно нужно проверить корпус на герметичность. Ртом через отверстие фазоинвертора загоняем воздух во внутрь колонки, и слушаем, не сифонит ли он из щелей. У меня сифонил, промазал герметиком внешние стыки между передней деревянной панелью и боковыми стенками. Все, герметичность стала идеальной. Теперь можно устанавливать укрепленные войлоком передние панели с уже ставшей родной надписью S-30, и только черными саморезами!!… В конечном счете получилось, что-то в этом роде…



Звучание… Оно прекрасно… Быть может только чуть-чуть размытые мягкие низа, но именно этого я добивался, устанавливая шероховатые трубки фазоинверторов. В общем, данные колонки, пока что, лучшее, что у меня было по звучанию, не перестаю им радоваться.



Пожалуй, это все стоило двух вечеров работы и потраченных 400 рублей.

P.S. Прощу прощения за качество фотографий, они делались почти 10 лет назад на невнятную мыльницу.

Комментарии (95)


  1. vconst
    08.11.2019 13:53
    +24

    lurkmore.to/Хабра

    За что на Хабре обычно плюсуют:

    за покраску балкона Бумбурума флешки, или замену динамика в советской хай-энд аудиосистеме S-90


    1. kababok
      08.11.2019 16:40

      Всё таки эта лурковская статья подотстала от реальности.


      Ничего не сказано о Милфгарде, офтальмологии, ТуТу.ру и нашем уютном хабрачятике.


      P.S. Да и о мотоциклах — ни слова, негодники этакие!


      1. vconst
        08.11.2019 16:47
        +1

        Надо будет дополнить, на досуге :)


        1. kababok
          08.11.2019 17:18

          Например — в районе полуночи, перед сном сконцентрироваться только на апдейте статьи.


          И ни в коем случае не отвлекаться на всякое: чаты там с аниме; некоторые, например, в мотошлемах читать любят и отвлекаются — ну, вот такое, в общем-то!


          1. vconst
            08.11.2019 17:22
            +1

            Во. Анимешный чат тоже надо будет добавить в статью на Лурке ))


      1. sith
        08.11.2019 19:02

        хабрачятик?


        1. kababok
          08.11.2019 19:03

          ога — см. последнюю АМА от Boomburum :)


          1. vconst
            08.11.2019 19:20
            +1

            Ты уверен?..


            1. kababok
              08.11.2019 19:23

              Ты мне или Ситу?


              А если мне — уверен в АМА или, что Ситу оно надо? :)))


              в АМА всё ещё есть :)


              1. vconst
                08.11.2019 19:33
                +1

                Тебе
                Сожрут же…


  1. Arson
    08.11.2019 13:55
    +1

    А как «шершавость» фазоинвертора на звук влияет?)


    1. BadMan02 Автор
      08.11.2019 14:27
      -1

      Шероховатость делает звук более мягким, но тут больше на любителя.


      1. Arson
        08.11.2019 14:42
        +4

        А можно физическую суть этого процесса как-то пояснить, а то я что-то не в курсе как такое возможно?


        1. BadMan02 Автор
          08.11.2019 14:47
          -5

          Я не в курсе физики, это лишь по моим ощущения.


        1. zzzmmtt
          08.11.2019 16:34
          +4

          Не надо в аудиофилию лезть, ой не надо!


          1. BadMan02 Автор
            08.11.2019 17:07

            Вообще шероховатость поверхности фазоинвертора может вызывать завихрения потока воздуха в трубе ФИ, который выступает своеобразной пружиной для динамика. Что может привести к появления посторонних шумов, плюс резонансная частота будет не соответствовать рассчитанной. Поэтому лучше делать трубу ФИ максимально гладкой.


            1. vconst
              08.11.2019 17:22
              +2

              Во дает! )))


            1. DrPass
              08.11.2019 18:11
              +4

              А почему у вас кабели, идущие к фильтру, такие изогнутые? Там же будут завихрения потоков электронов, которые вызовут дополнительные нелинейные искажения.


              1. BadMan02 Автор
                08.11.2019 18:15

                Это просчет да, исправлю в следующей версии. )


              1. tbl
                09.11.2019 02:41
                +1

                Лучше уж плавная изогнутость, чем малая кривизна на изломах проводников, побуждающая к лишним соударениям носителей зарядов о стенку проводника, что хорошо слышно в виде дробового шума. :-D


            1. rexen
              09.11.2019 22:10

              "трубу ФИ максимально гладкой"
              Вообщем-то не всегда:
              https://www.hi-fi.ru/upload/resize_cache/medialibrary/c1b/513_700_1/c1bf00f62d09f090ecefb13a8e7296d7.jpg


            1. GennPen
              10.11.2019 00:44

              шероховатость поверхности фазоинвертора может вызывать завихрения потока воздуха
              Не «может», а всегда будут завихрения воздуха, т.к. там течение воздуха не ламинарное. Плюс к тому же, на выходе из внутренней трубы на внешнюю имеется переход на другой диаметр, причем резкий — это еще дополнительные завихрения воздуха.


      1. chapter_one
        08.11.2019 18:19

        «Мягким» — это подрезаные фронты, за счет трения в трубе фазоинвертора. Вы просто слегка размазали атаку.


        1. tbl
          09.11.2019 02:53

          Да, трение на границе фаз надо убирать, я бы остановился на сверхтекучем гелии в качестве среды для передачи звуковых колебаний.


          1. chapter_one
            10.11.2019 01:33

            Не прокатит. Получите преломление за счет разной скорости звука в разных средах. Эффект будет примерно тот же, как если вдохнуть гелия из шарика.

            А кроме шуток, фазоинвертор в мощных системах не зря делают очень гладким. Это как раз не эзотерическая шиза, а вполне измеримый эффект.


  1. Dolios
    08.11.2019 13:56
    +6

    Резисторы и прочие греющиеся элементы не опасно ватой укутывать? Не полыхнет?


    1. BadMan02 Автор
      08.11.2019 14:30
      +1

      Вряд ли их можно нагрузить в обычном режиме до степени такого нагрева.


      1. tbl
        09.11.2019 03:00
        +1

        Резисторы МЛТ обладают паразитной индуктивностью (ввиду способа их изготовления), я бы их заменил на плоские керамические пластинки, с нанесенным графитом мягкого карандаша чешского производства KOH-I-NOOR.

        BTW, как же перестать сарказмировать? Кажется, я понял, как появились эти тролли, которые начали писать статьи про тёплый ламповый звук.


        1. gaidukav
          11.11.2019 02:07

          В МЛТ резисторах не у всех была спиральная насечка на корпусе. В данном случае двух-ваттные резисторы на 22 и 100 Ом — без насечки, это просто цилиндры. Насечка требовалась при больших значениях сопротивления. Остальные маломощные резисторы не принимают участия в звуковом тракте.
          Хотя в колонках более высоко класса и мощности применялись проволочные резисторы, и плевать разработчики хотели на мифические индуктивности в этих резисторах.
          Предложение по изготовлению самодельных резисторов — неприменимо, т.к. слишком нестабильны параметры от грифеля карандаша, особенно в условиях вибрации внутри корпуса колонки.
          — в целях защиты аудиофилизма…


          1. GennPen
            11.11.2019 08:57

            по изготовлению самодельных резисторов
            Если уж на то дело пошло, то можно и двойным проводом намотать чтобы по второй обмотке пустить ток в противоположном направлении для нивелирования индуктивности.


          1. tbl
            12.11.2019 00:09

            Да я и писал свои комменты с фактическими ошибками, как в статьях про ТЛЗ (там и физику, и математику, и логику опровергают), но фанатики, почитающие своих гуру и их идеи, обычно, этого не замечают.


  1. teecat
    08.11.2019 13:56
    +1

    Спасибо! Будет чем заняться на новогодние! А то выбросить как всегда жаба душит


    1. BadMan02 Автор
      08.11.2019 14:32

      Вообще из них получается очень неплохая система, но сразу скажу о недостатках. Штатные пищалки просто отвратительны, и у этих колонок есть очень интересная особенность — они должны быть направленны точно на вас. Иначе, если отойти чуть в сторону, звук начинает «уплывать», проседает нижний диапазон.


      1. teecat
        08.11.2019 14:49

        Ну так и лет им. А на что пищалки посоветуете менять (из вменяемого, поскольку сильно много вкладывать в столь старую вещь смысла нет)?


        1. BadMan02 Автор
          08.11.2019 15:07

          Мне кажется, что не стоит делать из колонок подобие монстра Франкенштейна. Лучше в цену пищалок найти нерабочие microlab solo-1(2) и переделать их в пассивные. У меня сейчас такие и стоят.


          1. aleksandros
            08.11.2019 15:53

            Были как-то Микролабы Solo-6 со сгоревшим усилком (или трансформатором, не знаю). Переделал в пассивные и слушал несколько лет. Весьма нравились.


        1. GeBoN
          09.11.2019 00:43

          А на что пищалки посоветуете менять (из вменяемого, поскольку сильно много вкладывать в столь старую вещь смысла нет)?
          Я менял на 2ГД-36
          image


        1. chapai22
          09.11.2019 23:45
          +1

          А на что пищалки посоветуете менять (из вменяемого, поскольку сильно много вкладывать в столь старую вещь смысла нет)

          Ящик есть ящик, старый тоже годно. Динамики на выброс. Фильтры пересчитать и кондеры поставить полипропилен или взять прям готовые с учтом динамиков под объем корпуса. Софт полно опенсорса. Причем если не выделываться то гейнклон или ИТУН на каком либо аналоге LM1875 по качеству будет выше крыши.
          Там даже печатка не нужна можно навесом, на монтажке. радиатор небольшой прям внутре или если на трубках — наружу вынести. Ну или в наличный корпус пихнуть.
          Можно и d-class, тогда и радиатор не нужен.
          Резонанс фазоинвертора настроить, благо они сейчас сдвижные.


          Динамики недорогие например здесь.
          https://www.parts-express.com/cat/hi-fi-woofers-subwoofers-midranges-tweeters/13


          В форумах полно обсуждений. Трансы либо в России, полным полно, либо https://www.antekinc.com торы.Китайские сплошная экономия на проводе.
          проект выходного дня.


          далее можно хоть блутусы цеплять и цифровые входы платками с али.


      1. safari2012
        08.11.2019 15:29

        так на то они и пищалки. а у каких АС нет такого эффекта?


        1. SergeyMax
          08.11.2019 15:52

          У некоторых колонок бывает более широкая диаграмма направленности, как пример линейка Focal-JMLab Chorus.


  1. kablag
    08.11.2019 14:04
    +4

    Сами динамики Вы оставили оригинальные? На них ещё подвесы не сгнили? Может им уже и фазоинвертор не нужен?


    1. BadMan02 Автор
      08.11.2019 14:34

      Нет, динамики были в отличном состоянии. Вот пищалки штатные просто ужасны, а динамики нет, очень хорош сделаны, работают по прежнему прекрасно, несмотря на возраст.


    1. sim2q
      08.11.2019 19:20

      На них ещё подвесы не сгнили?
      рассыпается поролон, это не на них


      1. kablag
        08.11.2019 20:29

        это бумажные динамики с резиновыми подвесами — они изначально не верх технологий того времени и портятся со временем.


        1. GeBoN
          09.11.2019 00:51

          Обычно на «низаках» «дубеет» резина и резонансная частота уползает вверх.


  1. Ostrovv
    08.11.2019 14:30
    +6

    "… на акустические из бескислородной меди" это сарказм?


    1. Dolios
      08.11.2019 14:32
      +3

      Тоже посмеялся. Насколько я знаю, вся применяемая в настоящее время медь — бескислородная.


    1. BadMan02 Автор
      08.11.2019 14:35

      Это такой прикол внутренний ага ).


    1. kvazimoda24
      08.11.2019 15:05
      +4

      Главное ещё направление сигнала соблюдать. Там на проводе стрелочки должны быть :)


      1. chapai22
        08.11.2019 16:23
        +3

        Стрелочки обычно рисуют на межблочниках. И обозначают они, с какой стороны экран припаян (с другой не припаян, чтоб не было токовой петли).


        1. chapter_one
          08.11.2019 18:24

          Чтоб ее не было, достаточно заземлить всю систему ровно в одном месте.


          1. gaidukav
            11.11.2019 02:21

            Ага, щаз.
            Когда у тебя несколько компонентов и каждый запитывается через евровилку с заземлением. Может получится что разные блоки вообще будут от разных фаз питаться. Ещё бывает, что экран входных цепей не соединён с корпусом.
            (к примеру — mikrocxema.ru/wp-content/uploads/2011/06/amplifier_mownosti_1000.jpg)
            — для этих целей экран припаивается только к одному из разъёмов.


            1. chapter_one
              12.11.2019 02:03

              Ну вы звукарю-то не рассказывайте, как с земляными петлями бороться, ладно? Известный хак, припаять экран только с одной стороны к корпусу разъема. Но правильно именно заземлить всю систему в одной точке. А за «разные блоки вообще будут от разных фаз питаться» электрику площадки так выходной разъем развальцуют, что на всю жизнь запомнит. Хотя, так тоже можно. Но надо уметь.


  1. DrunkBear
    08.11.2019 15:20

    На сколько помню, к50-6 — электролиты, к ним писец не пришёл за это время?


    1. BadMan02 Автор
      08.11.2019 15:35

      Эти конденсаторы отвечают за индикацию перегрузки, эту часть я просто убрал за ненадобностью. Если посмотрите на фото ниже, то видно, что их уже нет. А оставшиеся большие серые — пленочные.


      1. sim2q
        08.11.2019 19:22

        А оставшиеся большие серые — пленочные.
        Там МБГО какой-нибудь — промасленная бумага, но не суть


      1. Talion_amur
        09.11.2019 12:49

        МБГО — металло-бумажный герметичный опрессованый. Не самый плохой вариант для звука кстати.


        1. Irritant
          10.11.2019 00:25

          По канонам-надо поставить немецкие трофейные конденсаторы


  1. safari2012
    08.11.2019 15:31

    автор сэкономил тыщщу :)
    www.avito.ru/rossiya/audio_i_video?q=s30


    1. BadMan02 Автор
      08.11.2019 15:37

      И на сэкономленное купил усилок). Который, кстати, до сих пор отлично работает.


    1. BadMan02 Автор
      08.11.2019 15:41

      И позже, кстати, продал я их уже за три.


      1. tvr
        08.11.2019 16:23

        Ну таки всё верно — отреставрированный антИк только дорожает :)).
        Ностальгии псто, были у меня такие 30+ лет тому назад.


  1. DrPass
    08.11.2019 16:24
    +2

    Звучание… Оно прекрасно…

    Не хочу показаться вредным скептиком, но если честно, я пока что не видел ни одного человека, который способен отличить звучание старых советских гробов и средней современной акустики с сабвуфером. Просто «потратить пару вечеров на оживление трупа» — это всегда +20 к качеству звучания ;)
    А так, дело вкуса, конечно, но лично я бы их просто дотащил до мусорника. Как бы они не звучали, выглядят они сейчас просто страшно, места занимают много. Зачем их в квартире держать? Впрочем, это уже моё ИМХО.


    1. BadMan02 Автор
      08.11.2019 16:52

      Ну как минимум затем, что мне просто нравится возиться с колонками и сравнивать их звучание до и после. И даже уже простая переборка и герметизация корпуса способны заметно изменить звучание в лучшую сторону.


    1. GeBoN
      09.11.2019 01:04

      Не хочу показаться вредным скептиком, но если честно, я пока что не видел ни одного человека, который способен отличить звучание старых советских гробов и средней современной акустики с сабвуфером
      Мне, по случаю, достались S-70 со встроенным усилителем и ЭМОС-ом по низакам.
      Повыкидывал армянские К50-6, выставил токи покоя и жил с ними долго и щасливо, пока судьба не заставила продать при переезде.
      Не скажу что я прям аудиофил, но мне не попадалась «средняя современная акустика с сабвуфером» с лучшим звучанием. Да не средняя тоже.

      image


    1. v1vendi
      09.11.2019 01:15

      Не то чтобы я считал себя хоть мало мальски разбирающимся в звуке человеком, но я в один и тот же усилитель включал колонки Microlab Pro3 и те самые С-30. Там надо ну очень большому медведю на ушах постоять, чтобы человек не почувствовал разницу в пользу первых.
      Тем более с сабвуфером — если динамик этого сабвуфера больше чем динамик гробов, то физику обмануть будет сложнее — и тот же бас у "средней современной акустики с сабвуфером" будет значительно лучше


      1. onlinehead
        09.11.2019 16:36

        История с сабом вообще неоднозначна. Он отлично годен для киношек с масштабными взрывами, но если слушать музыку достаточно тихо (сидя за компьютером) я не сказал бы что он однозначно нужен.
        Звук, с определенного уровня качества, это вкусовщина чистой воды.
        У меня много было аккустики и наушников разнообразных, сейчас в роли акустической системы у компьютера для музыки\игрушек трудится Fiio k3 в связке с парой активных мониторов PreSonus Eris e5, лежащих на изолирующих подставках-прокладках из толстого парплона и саб им нужен чуть менее чем никак.
        Да, глубокого звучного баса от них не дождешься (да и не должно его быть, мониторы же), но детализация и общее качество звучания решают, по крайней мере для меня, тем более музыка обычно играет весьма тихо, а направленный звук позволяет слушать на комфортной громкости так, чтобы не мешать остальным, находящимся в других комнатах, при этом для слушателя погружение полное.
        Но, у мониторов есть один весомый минус — запись сама по себе должна быть хорошей (дело даже не в lossless/mp3). Если звук погано сведен или записан — это очень хорошо слышно.


  1. kababok
    08.11.2019 17:20

    Спасибо — хоть и не моё хобби, но действительно интересно, когда с огоньком делается и пишется!


    Собственно, по духу со статьями от old_gamer перекликается. :)


  1. MacIn
    08.11.2019 17:25

    Конечно же, оригинальные тонкие металлические провода тут не годятся, и я заменил их на акустические из бескислородной меди

    Скажите, а из чего сделаны дорожки на плате и катушки?

    BadMan02
    Шероховатость делает звук более мягким,

    А что значит «мягкий звук», как это выглядит на АЧХ?


    1. BadMan02 Автор
      08.11.2019 17:46

      Катушки из меди, дорожки на плате, к сожалению, не припомню из чего были. «Мягкий звук»- это размытие общей картины звучания на нижних частотах. Ачх я не снимал, не было возможности.


      1. vconst
        08.11.2019 17:47
        +1

        дорожки на плате, к сожалению, не припомню из чего
        Это неудачная шутка?


        1. BadMan02 Автор
          08.11.2019 17:50

          Что вы имеете ввиду?


          1. vconst
            08.11.2019 17:55

            «Металлические провода» и дорожки на плате — медные. Медь — это тоже металл. Кислорода там тоже нет и никакой разницы с «аудиопроводами» нет.


            1. BadMan02 Автор
              08.11.2019 18:02

              Это было давно 10 лет назад, но провода на плате фильтра были точно не медные — тонкие, жесткие, на срез по цвету как обычный метал, не медь. Акустические провода, да — это шутка, я думал, что и так все поймут. Сейчас поставлю кавычки, чтобы убрать двусмысленность.


              1. xirahai
                08.11.2019 20:34

                Сейчас и в "акустические" могут напихать чего угодно. Лучше раздобыть старосоветские провода прошлого века — они вот точно медные. Встречаются еще на радиолюбительких барахолках. А нынче уже много проводов со стальными проволоками. Я на такие натыкался в поисках телефонного плоского кабеля и других подобных. Магнитятся только так, и сопротивление огромное. Так что фраза "провода заржавели" в теперешние времена — печальная реальность.


                1. kvazimoda24
                  09.11.2019 01:52

                  И в советское время была стальная «лапша». Использовалась при прокладке проводки для радиоточки.


            1. BadMan02 Автор
              08.11.2019 18:06

      1. MacIn
        08.11.2019 20:02

        В таком случае, получается, что у вас часть элементов — это тонкие дорожки на плате и катушки, и то и то «не той системы». Какой тогда смысл в аудиофильских проводах?

        «Мягкий звук»- это размытие общей картины звучания на нижних частотах.

        Я бы спросил, что такое «размытие общей картины звучания», но думаю, мы не найдем общего языка.

        но провода на плате фильтра были точно не медные — тонкие, жесткие, на срез по цвету как обычный метал, не медь

        Это обычная гетинаксовая плата с медными дорожками.

        Вообще, на моё ухо, S-30 и в оригинале вполне достойны. В своем классе, конечно.


        1. BadMan02 Автор
          08.11.2019 20:04

          Никакого смысла, я сделал это просто потому, что хотел, считайте, для красоты.


        1. GeBoN
          09.11.2019 10:38

          Вообще, на моё ухо, S-30 и в оригинале вполне достойны
          С низами у них не очень.
          Диапазон частот: 63 – 5000 Гц
          ldsound.ru/25-gdn-1-4-10-gd-34


  1. AVX
    08.11.2019 19:54
    +1

    Красиво сделано, у меня были такие, тоже со свалки подобрал. Но я там менял динамики на импортные, и не так качественно дорабатывал корпус (но он и был как бы нормальным, и поролон нигде не сыпался, это в начале 2000хх годов было).
    Бросилось в глаза то, как проверяется герметичность — «дуем ртом». Это туфта. По-хорошему, нужно брать усилок, на вход подать довольно низкочастотный звук (ну, там в audacity сгенерить или ещё что), а ФИ закрыть плотно чем-нибудь. А по стыкам проверять, где есть какие-то призвуки. Да, мощность нужно по максимуму, который эти динамики выдержат без проблем. А если ещё взять и по всей полосе частот пройтись на большой громкости — то и все дребезжалки сразу можно и вычислить и устранить потом. Помнится, где-то в 2005 году скачивал образ audio-cd, назывался «Аудио доктор». Там много разных тестов было, которые позволяли без приборов, даже человеку без музыкального слуха, выявить проблемы в звучании любого тракта. Там и проверки синфазный-противофазный звук, и разные частоты, и комбинации громких и очень тихих звуков… Но без описания как этим пользоваться — практически бесполезен. Например, один из тестов такой: играет довольно громко какой-то оркестр, а в конце там после довольно резкой концовки на пол падают то ли палочки барабанщика, то ли ещё что — и есть чуть слышный звук. На некоторых акустических системах его нельзя было услышать — динамики после громкого звука не могли отработать очень слабый сразу, только через какую-то задержку. Где степень демпфирования динамиков была хорошей, проблем не было. Но, так как я забросил аудиотехнику где-то в 2008-2009 году, и перешёл на компьютеры, то и не в курсе, если сейчас какие-то подобные инструменты, и какие ещё «народные способы» существуют сейчас.
    P.S. Когда-то был довольно интересный журнал «Stereo&Video», там много чего было…


  1. icCE
    08.11.2019 23:11


  1. sterr
    08.11.2019 23:37
    +1

    Какой то колхоз-тюнинг. Если уж делать доработки, то акустическими материалами. Внутрянку нужно было проклеить вибропластом для жесткости, герметизации и подавления вибраций и не нужно было бы использовать абсолютно беспонтовый в этих случаях силиконовый герметик. Потом обклеить пороллоном 2-3 см. Или спленом. Или корректором (мы так называем пороллон пропитанный вибропластом). И пластмаску надо было проклеить вибропластом 1мм и положить на корректор. А запихивание войлока в щели фильтра — это адский ржач! Надо было положить его в коробку и залить силиконом. А вообще я давно отказался рассматривать S-30 как колонки. Динамики там — говно, литраж маленький, фазоинвертор непонятно для чего. Любые автомобильные двухполосные Hertz играют красивее. Причем иногда даже в воздухе, без корпуса. Ну и фильтры. Ну зачем что-то там выкусывать, если звука и так нет? Типа — качества добавится? Надо было хоть переделать в линейную фазу фильтры, пересчитать. А так — что было, то и осталось. И войлок не поможет. В остальном я не увидел никаких изменений.


    1. vconst
      09.11.2019 00:24

      На самом деле — все проще.

      Модераторы Хабра любят, таким вот образом, шутить по пятницам, особенно к вечеру. Потому здесь периодически появляются всякие проскоземельщики или ниспровергатели старика Айнштайна и другие фрики. Эта «статья» примерно из той же серии.


  1. oppol
    09.11.2019 01:36

    Ничего такого с этими колонками делать не надо. Разницы никакой.
    Там надо просто найти резонансную частоту у пищалок, и поставить фильтр-пробку. А потом состыковать частоты раздела по первому порядку. И фсё.
    У самого такие на столе, а ДжиБиЭл ЭлИкс поставил для красоты под телевизор.


  1. Psychosynthesis
    09.11.2019 07:00

    >купил войлок вместо того чтобы зайти в ближайшие автозапчасти и немногим дороже купить нормальной негорючей (!) шумки и виброизоляции.
    >мягкий фазоинвентор (Аааа! ААААА! Памагити!)
    >уплотнить швы силиконом
    >оставить практически родной фильтр с древними элементами


    Что за дичь, господибожемой.


  1. MikeVC
    09.11.2019 08:20

    У меня от сабжевых колонок только корпус остался и то не весь.
    Морды пришлось поменять т.к родные ну никуда не годны после совдеповских динамиков.

    Динамики немецкие и фильтры под них посчитанные. На тылы такие калонки вполне годны.


  1. Talion_amur
    09.11.2019 12:05

    Я бы для начала измерил индуктивность всех катушек и сравнил со схемой. Можно весьма удивиться, по моему опыту она там весьма не слабо плавает и в большинстве случаев до схемы не дотягивает.


  1. siryoshka
    09.11.2019 15:15

    Являюсь обладателем сего чуда, только белые с индексом В«Вега» и щелью фазоинвертора.
    Был заменён НЧ динамик на аналог, понятно китайский с небольшой переделкой фильтра. Тем не менее использую в качестве эталонной акустики для всех аудиоподелок в том числе и ламповых


    1. sterr
      09.11.2019 18:32

      Расстрелять! Ты не патриот… )))))


      1. JerleShannara
        10.11.2019 02:03

        Надо было ставить КИНАП… =)


  1. solderman
    09.11.2019 20:21

    Отчего же нет? У меня на даче долго (15 лет) стояли такие колонки на одиссее, в какой-то момент руки приложились в несколько этапов, и самой действенной доработкой (позолотой решил не покрывать) оказалась (предсказуемо) замена всех проводов нч части на провода большего сечения (2.5 квадрата, простые и электротехнические). Также, по убыванию значимости- проклейка всех стыков обычной эпоксидкой, круто замешанной на сухих! стружках, ремонт фазоинверторов на сантехнические трубы из сарая, герметизация всех примыканий (динамики, панель фильтров) герленом, глушение панелей изофлексом (из-под стола в мастерской:). В общем стандартный набор, как собственно у ТС. В срубе звучали неплохо, теперь исклюсиссельно.


  1. neowisard
    10.11.2019 00:17
    -1

    Клевые колонки, когда то давно продал их, и все удивлялся что их так дорого купили для советского старья. потом купил какойто недосони, и осознал, что надо было те допилисть.


  1. JerleShannara
    10.11.2019 02:05

    Как и у многих 15АС/25АС/35АС у этих S-30 просто отвратительная чувствительность, что выливается в то, что им для раскачки надо приличную мощность дать.


  1. CombaSoft
    10.11.2019 22:42

    Я надеялся, что автор расскажет как подбирал современные динамики под посадочные размеры имеющихся ящиков, их объём, как рассчитывал фильтры. А оказалось, что это очередная статья около темы корпусов акустики вроде этой или этой. Хотя справедливости ради надо сказать, что у последней темы есть изюминка в виде идеи использовать внешний кроссовер + использовать его цифровой вариант. Но тем не менее,
    тонкости настройки фильтра так и не были раскрыты.
    Так и придётся Вегалаб штудировать.