Год назад я узнал об интервальных повторениях.


Имея возможность в любой момент воспроизвести факты/даты/имена, про которые прочитал неделю/месяц назад, я чувствовал себя буквально суперменом.


Затем энтузиазм поубавился, но это все еще круто.


В течении года я рекомендовал интервальные повторения другим людям, однако насколько я знаю, никого не впечатлило.


Цель статьи: систематизировать свой опыт в данном вопросе и в очередной раз рассказать людям о методике.




Перед началом чтения

Напоминаю, что если ты встретил ошибку/опечатку/неточность, которая не влияет на смысл статьи, а лишь на внешний облик:


  1. выдели текст;
  2. жми Ctrl+Enter;

В комментариях этому не место.


Цитата из правил
Опечатки
Об опечатке в посте легко сообщить автору, выделив часть текста и нажав Ctrl+Enter или Cmd+Enter. Появится форма с выделенной цитатой и полем для вашего комментария. Когда вы нажмете кнопку «Отправить», сообщение уйдет автору поста и в дальнейшем будет видно ваших диалогах.

Отправлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи. Выделить можно любую часть текста на странице поста, но в цитату войдут только первые 220 символов. А максимальная длина комментария — 500 знаков.
(с) Правила



Однако об ошибках и неточностях, влияющих на смысл статьи стоит писать в комментариях — чтобы сообщить читателям, которые прочитали статью до авторских исправлений (которые могут пройти незаметно).


Напоминаю, что ошибки автора и комментарии к ним — отличный повод начать дискуссию и учиться друг у друга, а не холиварить.




Содержание статьи:


Ссылки почитать



В чем проблема забывания

Как долго мы помним то, что помним? А как долго помнили то, что уже забыли?


В 1985 году Герман Эббингауз (Hermann Ebbinghaus) решил разобраться в этом вопросе. В Википедии пишут, что он особенно интересовался вопросами памяти, в которой не участвует мышление, поэтому в основе его исследований лежит запоминание бессмысленных буквосочетаний.


Он пришел к следующей зависимости количества воспроизведенного текста от времени с момента запоминания.



Источник


В общем, вся проблема в том, что забываем мы реально много.


Сначала я хотел подвести к этому плавно, но в этом вопросе важнее ехать. Все говорят, что забывать — это нормально [rus]. Но мне подобный расклад видится очень грустным: все забывают бо?льшую часть того, что узнают; я забываю бо?льшую часть того, что узнаю. Это нормально, значит так и должно быть.


Мы говорим «нормальный», имея в виду «обыкновенный», то есть встречающийся нам чаще всего, а потом превращаем это в «надлежащий, правильный, желательный», то, что должно быть непременно».
© Джон Холт "Причины детских неудач"

Просто на случай: я не имею в виду запоминать каждый кадр рекламного ролика без возможности забыть. Я говорю о забывании того, что мы хотели бы запомнить.


Еще аргумент в пользу забывания (sic!): зачем забывать, если можно загуглить? Сейчас каждый второй У меня нет точной статистики, как часто люди говорят, что эрудиция больше не нужна в мире, где есть гугляндекс, но слышал я это не раз. Мне это видится как результат культа потребительства: люди, перед которыми не стоит цели исследовать и постигать неизвестное, удовлетворены возможностью быстрого поиска имеющихся знаний.


Немного боли

Если хотите, в разработке софта насущный пример: StackOverflow-программирование. Пайплан прост:


  • перед разрабом ставится задача;
  • он ищет решение в интернетике;
  • находит что-то похожее;
  • копи-паст;
  • вроде работает;
  • ??????
  • PROFIT

В общем, мой основной тезис: я хочу помнить то, что я когда-то хотел запомнить. И мне очень грустно, когда ловлю себя на ощущении, что я хотел запомнить что-то, но не могу вспомнить, что конкретно.




Как решить проблему с забыванием?

Спасибо Эббингаузу, у нас есть еще одна картинка:



Источник


Основной рецепт для запоминания "навсегда" — время от времени вспоминать об этом.


Однако важный момент: нужно не перечитывать, а вспоминать самостоятельно. Это известно как эффект тестирования.


Это знание давно закреплено в анекдотах вроде "в пятый раз им объяснял, что такое <… какая-то сложная штука ...>, сам уже понял — а они не поняли".


Список связанных исследований можно также посмотреть здесь.




Кратко: для успешного запоминания факта на длительный срок нужно:


  • время от времени вспоминать факт;
  • не перечитывать, а пытаться воспроизвести.

Из этих двух элементов и состоят интервальные повторения.




Интервальные повторения

Это все не ново, и давно уже есть готовые решения. Я использую бесплатную (для всех платформ кроме яблочных) Anki, но есть и другие варианты. Сейчас я не буду зацикливаться на реализации, а опишу идею.


Как это работает:


  • перед тобой крутая статья и ты только что прочитал что-то крутое;
  • формулируешь это знание в виде вопрос -> ответ;
  • добавляешь вопрос и ответ в программу;
  • живешь дальше своей счастливой и полной наслаждений жизни;
  • получаешь уведомление от программы (или сам заходишь в неё время от времени);
  • читаешь вопрос и пытаешься вспомнить ответ;
  • читаешь ответ и сам ставишь себе оценку верно/не верно;
  • Возвращаешься в пункт про счастливую жизнь.

Я выделил самые важные части жирным. И кое-что упростил или приукрасил, но суть в этом: сам себе добавляешь карточки (вопрос+ответ), а программа время от времени задает тебе вопросы и доверяет твоей самооценке.




Основной механизм:


  • если ты отвечаешь верно, время до следующего повторения увеличивается в геометрической прогрессии, если чувствуешь, что слишком просто — можно перепрыгивать через этапы;
  • если отвечаешь неверно, время сбрасывается на 10 минут.



Почему это работает и что тут крутого
  • когда ты придумываешь вопрос и ответ, ты перевариваешь новую информацию и ассоциируешь её с уже имеющейся;
  • когда ты отвечаешь на вопрос, ты вспоминаешь этот момент придумывания вопроса, у тебя активируются связанные нейрончики, и вспоминается заодно весь контекст статьи и наиболее важные моменты;
  • за первые сутки ты повторяешь новый материал трижды (минимум);
  • за эти сутки нейрончики, отвечающие за новые категории знания уже укрепились, и ты с легкостью пользуешься ими;
  • дальше идет только закрепление.



Чаще всего, процесс изучения новых тем итерационный:


  • я читаю часть статьи и пишу вопросы/ответы;
  • когда дохожу до момента, когда "уже непонятно", иду отвечать на вопросы;
  • после первого цикла ответов, картинка в голове складываются и все выпавшие связи между новыми категориями возвращаются на место;
  • продолжаю читать статью и возвращаюсь к первому пункту.



Основной профит интервальных повторений (очень кратко)

Очевидное: реально помнишь все, что хочешь.


Менее очевидное, но более важное: лучше разбираешься в вопросах, которые изучаешь:


  • пропадает когнитивное искажение, когда думаешь, что понял что-то, но на самом деле недостаточно глубоко: процесс составления вопросов помогает выявлять пробелы;
  • помогает перевести пассивные знания в активные: процесс составления вопросов и ответов заставляет использовать новые категории и концепции;
  • позволяет размазывать изучение новых тем на долгие периоды времени.



Основной конфликт интервальных повторений (кратко)
Время

Ответам на вопросы приходится уделять его каждый день.


Например, в этой статье пишут: "Занятие может длиться всего несколько минут в день, ведь вам нужно повторить лишь небольшое количество карточек". И сразу за этим прикладывают скриншот:



Что мы видим: 47 карт сделано сегодня и на очереди еще 165 старых и 24 новых, то есть больше 250 карт в день. Если на карточку уходит 10 секунд, 200 карт — это больше получаса.


Если для тебя норма — 20 вопросов в день, то пропустив пару выходных (или уйдя в отпуск на неделю), окажешься перед демотивирующей сотней. И разгребать её не очень прикольно.


Мне комфортно отвечать в день на 70 вопросов. Хотя в моменты активного изучения новых тем неделю-другую живу в режиме 150/день. Если я вдруг окажусь оторван от девайса/сети, то за неделю накопится больше тысячи карточек. Это иногда пугает.




Пугающая сложность

Объясню на примере.


В сентябре я начал читать учебник по химии. Все как обычно: читаю, добавляю новые карточки. Отлично понимаю помню материал, связываю с существующими знаниями из школы. Однако прогресс ушел не далеко: не дошел и до сотой страницы.


Все дело в том, что я не могу просто сесть и прочитать десяток страниц за обедом: мне нужно отвлекаться и создавать карточки с вопросами. За компьютером это не составляет проблемы, а вот на телефоне — беда. Тратится очень много на перепечатывание текста, скриншоты.


Я говорю: "на компе — без проблем", однако раньше я мог спокойно пойти на elementy.ru, почитать что-то про ГМД и через 20 минут спокойно забыть все эти siRNA, miRNA, spRNA, pegRNA, RISC, CRISPR/Cas9 и прочую биологическую туфту — то есть просто расслабиться как все нормальные люди.


Здесь кроется ловушка отложенных повторений. Помнить только то что хочешь помнить? Я вот много чего запомнить хочу. И мне очень жалко упускать это.


Сейчас я пытаюсь бороться с этой проблемой. Осмысленно читаю что-то с настроем "как бы интересно ни было, отсюда не добавлю ни одной карточки". Прямо сейчас читаю Историю реле и получаю от этого немало удовольствия. К слову сказать, в Anki добавил буквально пару карточек.




Почему мне так зашло

Вот мы и встретились с тобой, клиффхэнгер!




Статья слишком разрослась и грозится не уместиться на экран, так что заканчиваю.


Содержание серии (возможно, изменится в будущем):


  1. Введение;
  2. Положительный и отрицательный опыт, советы.

Кому нужны эти советы?

Когда начинаешь пользоваться Anki, совершенно не понятно, как правильно составлять вопросы, сколько в день, как на них отвечать и т.д.


Я хочу дать пару советов, чтобы помочь перелезть через этот бугорок на кривой обучения.


А заодно предложить варианты приложения интервальных повторений: ситуации, когда запомнить действительно лучше, чем каждый раз искать.

Комментарии (15)


  1. Viceroyalty
    12.11.2019 09:48
    +1

    Что за ужас на картинке?


    1. SlavniyTeo Автор
      12.11.2019 09:54

      Судя по всему, автор статьи, на которую ведет ссылка в КДВП, использует эту картинку в одной из карточек.


      Я распознал на изображении интеграл скорости по времени.


  1. Eldhenn
    12.11.2019 10:17
    +2

    Заголовок спойлера
    Заголовок спойлера
    Заголовок спойлера
    Заголовок спойлера
    Заголовок спойлера
    Спойлер


  1. Nikmedbers
    12.11.2019 10:33

    Вопрос конечно не по теме. Прочитав заголовок про Anki сразу вспомнил про пользователя nabuka и её статью про Anki. Ни кто не знает о её судьбе? С 2017 года перестала быть активной.


  1. littorio
    12.11.2019 11:56

    Anki (в варианте AnkiWeb) для меня ежедневная процедура, как чистка зубов. Очень удобно то, что крутить эти карточки можно по любому поводу — в метро, в момент ожидания в какой-нибудь очереди и т.п. Помогло запомнить кучу вещей.


    Недостатки.


    1. Оно со временем увеличивает интервал между карточками (по-моему, по экспоненциальному закону), доходя до совершенно чумовых значений — например, у меня некоторые вопросы в следующий раз будут заданы через 3 года. И я заметил, что многие вещи за год-три таки забываются. Особенно редко используемые.


    2. Составлять карточки нужно самому, и да — это искусство, и требует времени. Shared колоды мне как-то не зашли. Надо в краткой форме дать или определение, или ассоциацию. С иностранным языком желательно пример в контексте.


    3. Очень не хватает поддержки markdown какого-нибудь. Подправить карточку на ходу с форматированием в вебе не возможно; в программе можно править голый HTML. Это, конечно, решение, но не очень удобное.



    1. SlavniyTeo Автор
      12.11.2019 14:19

      На каждый недостаток отвечаю отдельным сообщением


      Оно со временем увеличивает интервал между карточками (по-моему, по экспоненциальному закону), доходя до совершенно чумовых значений — например, у меня некоторые вопросы в следующий раз будут заданы через 3 года. И я заметил, что многие вещи за год-три таки забываются. Особенно редко используемые.

      Я сталкивался с тем, что некоторые карточки лежат год до следующей встречи; но через это год будет отличный повод:


      • вспомнить не только ответ на вопрос, но и контекст;
      • подумать, а нужна ли мне все еще эта карточка, и может быть, удалить её.

      В классических интервальных повторениях (с коробкой и бумажными карточками) покидая последнюю ступень, карточка выбрасывается из колоды (считается, что она уже выучена наизусть).


    1. SlavniyTeo Автор
      12.11.2019 14:20

      Составлять карточки нужно самому, и да — это искусство, и требует времени. Shared колоды мне как-то не зашли. Надо в краткой форме дать или определение, или ассоциацию. С иностранным языком желательно пример в контексте.

      Shared Decks не признаю в принципе, потому что наибольшую пользу получаю во время составления вопросов; составлять долго и сложно — об этом я писал в недостатках.


      С этим злом я пока мирюсь.


    1. SlavniyTeo Автор
      12.11.2019 14:23

      Очень не хватает поддержки markdown какого-нибудь. Подправить карточку на ходу с форматированием в вебе не возможно; в программе можно править голый HTML. Это, конечно, решение, но не очень удобное.

      Я тоже искал Markdown среди плагинов, а потом привык, когда надо — править HTML руками. На будущее оставил себе зарубку "разобраться в плагинах к Anki".


      В какой-то момент я понял, что карточка не должна быть красивой (как пример этого — КДПВ к статье), не должна быть согласованной или даже грамматически правильной. Главное — чтобы она была однозначной и поднимала контекст проблемы.


      Сейчас многие мои карточки выглядят следующим образом:
      Вопрос:


      название
      
      Е252

      Ответ:


      Маркировка Е 
      
      нитрат калия
      калиевая силитра

      Карточка двухсторонняя (обе стороны могут быть вопросом).


      1. littorio
        12.11.2019 15:49

        Ну, я тоже двухсторонние широко использую.


        Речь про базовое форматирование. Ответ может быть таблицей на 3x3, скажем. Ну, не знаю… местоимения первого лица в английском:


         Subj   Obj   Possess   Refl 
         I      me    mine      myself
         we     us    ours      ourselves 
        

        (Хабра чего-то тоже в Markdown и таблицы не смогла. Но так и пример нагляднее получился). Хочется отделять не отступами вручную, а знаками '|'


        Или примеры частых команд в git / bash. Удобно писать команду жирным шрифтом, комментарий к ней — обычным. И так далее.


        1. SlavniyTeo Автор
          12.11.2019 16:59

          Действительно, таблица из документации про Habrahabr Flavored Markdown не работает.


          Я обычно использую <pre> и <сode> (а вот и еще баг хабра: пришлось написать русскую C) в HTML редакторе (на десктопе).


          В Web-версии и на телефоне каждый раз страдаю, когда нужно добавить пару карточек.


  1. kein
    12.11.2019 12:16

    Как это работает:
    получаешь уведомление от программы (или сам заходишь в неё время от времени);

    А вот кто знает прогу под МасOS, которая бы напоминала? Anki это не делает я так понимаю.


    1. SlavniyTeo Автор
      12.11.2019 13:56

      У меня на десктопе Anki всегда открыта и прилеплена к краю одного из мониторов:


      screenshot.png


  1. OZR
    13.11.2019 01:35

    Когда начинаешь пользоваться Anki, совершенно не понятно, как правильно составлять вопросы, сколько в день, как на них отвечать и т.д.


    К сожалению этот момент так и остался непонятным. Одно дело иметь дело со строковыми литералами, аля карточка с картинкой, а на другой стороне её перевод на другой язык. Слишком простая и однозначная карта. Т.е Anki карты применимы к массивам литералов, аля слова в иностранном языке или какая-либо инженерная таблица (которую учить не надо и информация достаётся из справочника)

    Другое дело составить карточки по условному Standard ECMA-262, где чтобы составить вопросы, уже необходимо достаточное понимание…

    Так и не смог применить Anki на практике. Это далеко не про всё что нужно. И применение разумно только для массивов данных, которые как-то можно свести к литералам. А их на удивление мало. Тот же язык человеческого общения, да всевозможные инженерные таблицы, начиная от таблицы умножения до сопромата, которые проще держать в любом внешнем cheatsheet.


    1. SlavniyTeo Автор
      13.11.2019 08:07

      Другое дело составить карточки по условному Standard ECMA-262, где чтобы составить вопросы, уже необходимо достаточное понимание…

      Чаще всего я составляю вопросы к Anki именно во время чтения статей, и часто это открытые вопросы (Почему? Зачем?), цель которых — поднять весь контекст статьи, а не запомнить конкретный факт.


      В документах, где вводится большое число новых понятий бывает очень полезно создать временную колоду, куда добавить все эти понятия, пробежать по ним 10 минут до 100% воспроизведения, и дальше документ читается как пятничные посты на хабре.


      Об этом я писал в статье:


      Чаще всего, процесс изучения новых тем итерационный:

      — я читаю часть статьи и пишу вопросы/ответы;
      — когда дохожу до момента, когда «уже непонятно», иду отвечать на вопросы;
      — после первого цикла ответов, картинка в голове складываются и все выпавшие связи между новыми категориями возвращаются на место;
      — продолжаю читать статью и возвращаюсь к первому пункту.

      и


      Основной профит интервальных повторений:

      — помогает перевести пассивные знания в активные: процесс составления вопросов и ответов заставляет использовать новые категории и концепции;



      Я осознаю, что заголовок статьи обманывает читателя: в ней почти ничего об опыте использования Anki. Я оставил это на следующую часть.


    1. SlavniyTeo Автор
      13.11.2019 08:11

      Кстати говоря, запоминание табличных данных идет с Anki довольно тяжело: большая похожесть карточек приводит к путанице и большому количеству ошибок.


      Также как и вопросы, ответы к которым являются списком. В начале моего опыта с Anki я создал несколько таких карточек и целый год, встречая их время от времени, испытывал к ним настоящее отвращение. В какой-то момент решил, что их проще удалить.