Занимаясь BI с 2013 года, я прошел достаточно интересный и длинный путь в этом бизнесе. На старте моей карьеры это был динамичный рынок, многие не понимали, что это за инструменты и зачем они нужны, но все были впечатлены визуальной составляющей продуктов. С тех пор появились новые продукты, пришло понимание как правильно и эффективно использовать инструменты BI, на мой взгляд, рынок стал узким и скучным.
Сейчас наиболее известные продукты на рынке BI: Qlik, Power BI, Tableau. Когда я читаю очередное ТЗ на создание корпоративной BI-системы, сразу понимаю апологет какого продукта его писал. На рынке ощущается нехватка свежих идей.
В 2018 году Gartner, известная консалтинговая компания, ориентирующаяся на исследования в IT, заявила, что в скором времени BI изменится и станет AI (Augmented Intelligence) — этот инструмент будет решать более широкий спектр задач. Однако чтобы период дополненной аналитики пришел компаниям придется немало потрудиться в таких направлениях как:
Давайте попробуем оценить насколько корректны выводы консалтинговой компании рассмотрев события 2019 года.
Прежде чем перейти к событиям рынка 2019 года, я бы хотел вспомнить события 2007 года и такие сделки по приобретению BI продуктов как: SAP — Business Objects, IBM — Cognos, Oracle – Hyperion. Наверное, эти события можно назвать первой волной поглощения BI компаний более крупными производителями программного обеспечения.
В 2019 году состояние дел на рынке BI могут охарактеризовать три громкие сделки. Самая дорогая из них – приобретение компанией Salesforce аналитической платформы Tableau за 15,7 млрд. долларов. Менее крупная сделка произошла между Google и Looker. Ну и конечно нельзя не отметить приобретение компанией Qlik — биг дата платформы Attunity.
Рассматривая каждую сделку в отдельности, хочется отметить:
Как видно, три крупные сделки 2019 года роднят, как минимум три вещи, что кстати, подтверждает выводы Gartner:
Четвертым объединяющим пунктом могло бы быть наличие гигантского количества данных накопленного за годы существования. Но о наличии этих данных, можно говорить, с изрядной долей достоверности, только в двух из трех случаев – Salesforce и Google. Конечно, продавать данные клиентов их конкурентам ни Salesforce, ни Google не станет, однако предоставлять обезличенную аналитику по отраслям, никто не запретит. А, например, знание трендов продаж определенных категорий товаров в привязке к географии дорогого стоит. Ну и конечно, наличие определенного массива информации позволяет значительно улучшить точность ML моделей.
Все эти события хоть и разнесены по времени, однако демонстрируют, что наиболее эффективное использование BI инструмента достигается в синергии с другими продуктами.
Настало время вернуться к прогнозам Gartner и посмотреть на его магический квадрант:
Глядя на него в 2019 года, среди лидеров мы видим единственного независимого игрока – компанию ThoughtSpot, компания, основанная выходцем из Google и специализирующейся на аналитике управляемой голосом, попала в квадрант за свою способность быстро привлекать корпоративных клиентов. Остальные три компании – это Microsoft (Power BI), Tableau, Qlik (QlikView, Qlik Sense).
Qlik, безусловно, также независимый игрок, но я его рассматриваю отдельно, исходя из описанного выше. Получается, что классических представителей BI индустрии, такой как мы знали ее раньше, вообще нет в лидерах.
В квадранте есть два классических продукта BI – это MicroStrategy и Sisense, расположенные в разделах “challengers” и “visionaries” соответственно. Рассматривая финансов отчет MicroStrategy становится понятно, что компания понемногу, уже третий год подряд, теряет доходы. В 2018 году резко увеличила расходы на R&D, тем самым обвалила сумму прибыли.
Годовой отчет 2018 Microstrategy:
Также следует отметить резкое падение акций в 2017 году и тот факт, что на данный момент их стоимость не вернулась к уровню 2017 года.
Динамика стоимости акций:
По Sisense аналогичной информации в открытом доступе нет.
На мой взгляд существование этих двух компаний обусловлено лишь потенциальной возможностью их приобретения каким-то крупным игроком из облачной индустрии. Ведь не стоит забывать, что пока не присоединился к вечеринке такой могущественный игрок как AWS (Amazon) — провайдер облачных технологий стабильно входящий в тройку лидеров, судя по логике поведения конкурентов, он также должен, что-то купить. Возможно это будет кто-то из “challengers” или “visionaries”, а может быть в недрах гиганта создается новый BI инструмент, разработанный “in-house”.
Рассматривая квадранты Gartner за 2017 и 2018 годы мы видим такую картину:
В лидерах одни и те же компании: Qlik, Microsoft, Tableau.
Исходя из анализа квадрантов, а также финансового отчета компании Microstrategy (единственного классического вендора BI являющегося публичной компанией) можно констатировать, что мировой рынок классических BI инструментов стабилен, в значительной части исчерпал тенденцию к росту.
Драйвером развития BI продуктов теперь является комплексное предложение, которое включает в себя: возможность работы со значительными массивами информации, облачная инфраструктура и облачные вычисления, а также наличие инструментов искусственного интеллекта и машинного обучения.
В том же направлении двигаются и гиганты-производители баз данных ORACLE и Microsoft. Все, без исключения, предлагаемые ими сервисы можно найти в облаке. Ими проделана колоссальная работа по внедрению моделей машинного обучения, созданы библиотеки этих моделей, которые также доступные пользователям, воплощены в жизнь удобные интерфейсы, позволяющие выбрать модели и дата сеты, обучить и запланировать время исполнения.
Облака и AI наступают (по крайней мере на рынках западных стран), это факт, о причинах которого можно спорить, но тенденция и поведение вендоров уверенно подтверждают это.
Что нужно рынку BI для роста
Сейчас наиболее известные продукты на рынке BI: Qlik, Power BI, Tableau. Когда я читаю очередное ТЗ на создание корпоративной BI-системы, сразу понимаю апологет какого продукта его писал. На рынке ощущается нехватка свежих идей.
В 2018 году Gartner, известная консалтинговая компания, ориентирующаяся на исследования в IT, заявила, что в скором времени BI изменится и станет AI (Augmented Intelligence) — этот инструмент будет решать более широкий спектр задач. Однако чтобы период дополненной аналитики пришел компаниям придется немало потрудиться в таких направлениях как:
- Интеграция с облачными сервисами, что в целом является мейнстримом в современном мире IT;
- Внедрение ML и AI (Artificial intelligence) в свои продукты, которые также уже вошли в нашу жизнь и их проникновение продолжится;
- Дальнейшее развитие подходов к демократизации данных, например: NLP (natural language processing) который позволит пользователям коммуницировать с системной, практически на человеческом языке;
- Разработка собственных ботов, способных воспринимать как текстовые, так и голосовые запросы.
Давайте попробуем оценить насколько корректны выводы консалтинговой компании рассмотрев события 2019 года.
Анализ важнейших BI сделок 2019
Прежде чем перейти к событиям рынка 2019 года, я бы хотел вспомнить события 2007 года и такие сделки по приобретению BI продуктов как: SAP — Business Objects, IBM — Cognos, Oracle – Hyperion. Наверное, эти события можно назвать первой волной поглощения BI компаний более крупными производителями программного обеспечения.
В 2019 году состояние дел на рынке BI могут охарактеризовать три громкие сделки. Самая дорогая из них – приобретение компанией Salesforce аналитической платформы Tableau за 15,7 млрд. долларов. Менее крупная сделка произошла между Google и Looker. Ну и конечно нельзя не отметить приобретение компанией Qlik — биг дата платформы Attunity.
Рассматривая каждую сделку в отдельности, хочется отметить:
- Salesforce приобрел Tableau для интеграции с платформой Einstein. Мотив приобретения звучит как: «Объединение топовой CRM системы с топовым аналитическим продуктом поможет клиентам ускорить процесс цифровой трансформации».
- Google приобрел Looker за 2,6 млрд. долларов. Предполагается, что Looker расширит “Google’s Smart Analytics Platform” в части визуализации. Данный продукт позволит всем, не только профессиональным аналитикам данных, проанализировать данные и найти инсайты. Сделает процесс исследования данных доступны, понятным и интуитивным.
- Ну и наконец самое интересное, на мой взгляд, приобретение Qlik – Attunity. В феврале 2019 года компания Qlik приобрела Attunity за сумму, примерно равную 560 млн. долларов. Как я уже говорил эта сделка интересна не суммой, а составом участников. Тот случай, когда приобретен не бренд BI, а вендор BI приобретает биг дата компанию. Изучив пресс-релизы участников сделки, можно сказать. Компания Qlik, получает доступ к отработанным облачным технологиям, технологиям обработки данных в реальном времени, технологиям и опыту создания Data Lake. Обозначенные возможности позволят более успешно использовать предиктивную аналитику и искусственный интеллект.
Как видно, три крупные сделки 2019 года роднят, как минимум три вещи, что кстати, подтверждает выводы Gartner:
- Приближение к Биг Дата;
- Упор на использование искусственного интеллекта и машинного обучения;
- Облачный вариант использования.
Четвертым объединяющим пунктом могло бы быть наличие гигантского количества данных накопленного за годы существования. Но о наличии этих данных, можно говорить, с изрядной долей достоверности, только в двух из трех случаев – Salesforce и Google. Конечно, продавать данные клиентов их конкурентам ни Salesforce, ни Google не станет, однако предоставлять обезличенную аналитику по отраслям, никто не запретит. А, например, знание трендов продаж определенных категорий товаров в привязке к географии дорогого стоит. Ну и конечно, наличие определенного массива информации позволяет значительно улучшить точность ML моделей.
Все эти события хоть и разнесены по времени, однако демонстрируют, что наиболее эффективное использование BI инструмента достигается в синергии с другими продуктами.
Обзор квадранта Gartner
Настало время вернуться к прогнозам Gartner и посмотреть на его магический квадрант:
Глядя на него в 2019 года, среди лидеров мы видим единственного независимого игрока – компанию ThoughtSpot, компания, основанная выходцем из Google и специализирующейся на аналитике управляемой голосом, попала в квадрант за свою способность быстро привлекать корпоративных клиентов. Остальные три компании – это Microsoft (Power BI), Tableau, Qlik (QlikView, Qlik Sense).
Qlik, безусловно, также независимый игрок, но я его рассматриваю отдельно, исходя из описанного выше. Получается, что классических представителей BI индустрии, такой как мы знали ее раньше, вообще нет в лидерах.
В квадранте есть два классических продукта BI – это MicroStrategy и Sisense, расположенные в разделах “challengers” и “visionaries” соответственно. Рассматривая финансов отчет MicroStrategy становится понятно, что компания понемногу, уже третий год подряд, теряет доходы. В 2018 году резко увеличила расходы на R&D, тем самым обвалила сумму прибыли.
Годовой отчет 2018 Microstrategy:
Также следует отметить резкое падение акций в 2017 году и тот факт, что на данный момент их стоимость не вернулась к уровню 2017 года.
Динамика стоимости акций:
По Sisense аналогичной информации в открытом доступе нет.
На мой взгляд существование этих двух компаний обусловлено лишь потенциальной возможностью их приобретения каким-то крупным игроком из облачной индустрии. Ведь не стоит забывать, что пока не присоединился к вечеринке такой могущественный игрок как AWS (Amazon) — провайдер облачных технологий стабильно входящий в тройку лидеров, судя по логике поведения конкурентов, он также должен, что-то купить. Возможно это будет кто-то из “challengers” или “visionaries”, а может быть в недрах гиганта создается новый BI инструмент, разработанный “in-house”.
Выводы: будущее BI продуктов.
Рассматривая квадранты Gartner за 2017 и 2018 годы мы видим такую картину:
В лидерах одни и те же компании: Qlik, Microsoft, Tableau.
Исходя из анализа квадрантов, а также финансового отчета компании Microstrategy (единственного классического вендора BI являющегося публичной компанией) можно констатировать, что мировой рынок классических BI инструментов стабилен, в значительной части исчерпал тенденцию к росту.
Драйвером развития BI продуктов теперь является комплексное предложение, которое включает в себя: возможность работы со значительными массивами информации, облачная инфраструктура и облачные вычисления, а также наличие инструментов искусственного интеллекта и машинного обучения.
В том же направлении двигаются и гиганты-производители баз данных ORACLE и Microsoft. Все, без исключения, предлагаемые ими сервисы можно найти в облаке. Ими проделана колоссальная работа по внедрению моделей машинного обучения, созданы библиотеки этих моделей, которые также доступные пользователям, воплощены в жизнь удобные интерфейсы, позволяющие выбрать модели и дата сеты, обучить и запланировать время исполнения.
Облака и AI наступают (по крайней мере на рынках западных стран), это факт, о причинах которого можно спорить, но тенденция и поведение вендоров уверенно подтверждают это.
scramble
NLP — это natural language processing
ASenterprise Автор
Да, конечно. Поправил. Спасибо за уточнение.