Программные роботы – это мощный IT-тренд. Компании по всему миру внедряют «цифровых» сотрудников вместо реальных людей. Уровень проникновения в российский бизнес также достаточно высокий.
Обсудим с Сергеем преимущества и перспективы RPA, чем эта технология отличается от обычной автоматизации, какие социальные угрозы она несет, а также поговорим о ведении международного бизнеса и особенностях работы в США.
Всем привет, я Фаря. Как-то по работе я проводила опрос про RPA, и отметила, что мир разделился на две части: тех, кто об этом уже слышал или интересуется, и тех, кто не хочет принимать реальность и считает, что это все вздор, что достаточно Selenium, BPMS и т.д.
В связи с этим я решила пообщаться с гендиром electroNeek (производитель RPA-платформы с российскими корнями) и расставить, по крайней мере, для себя, все точки над и.
Кроме заявленных в заголовке тем, обсудим также, почему наши разрабы не хуже, чем американцы, чем мы от них отличаемся, и чем отталкиваем от себя. Конечно, поговорим о деньгах и зарплатах. Разберемся, почему, когда создаешь свой бизнес, надо предлагать услугу или продукт раньше, чем он у тебя появился. Ну и о Selenium тоже будет :)
Полную версию интервью (час с небольшим) смотрите на моем YouTube-канале, там все очень живо и интересно, а в первом комментарии есть тайм-коды.
Здесь же в сухом сжатом виде приведу некоторые моменты, творчески переработанные под печатный формат.
Для справки:
RPA (Robotic Process Automation) – роботизация бизнес-процессов, это когда программа один к одному выполняет то, что делает человек с помощью монитора, клавиатуры и мышки. Глобально, по данным KPMG, рынок RPA составил 271 млн долларов, прогнозируют к 21 году 1 224 млн долларов. Известно, что более 70% крупных международных уже применяют RPA, а количество поисковых запросов увеличилось в 2,5 раза за 5 лет.
Фаря:
— Ты мне как-то в комментариях к видео про RPA написал, что я сказала не совсем что-то корректно. Давай сразу, с самого начала, что там было некорректно.
Сергей:
— То, что ты нагуглила про российский ландшафт, было крайне поверхностно. Ты сказала, что есть только UiPath, "Центр роботизации и искусственного интеллекта" (ЦРИ, теперь electroNeek) и NFP. Хотелось бы, чтобы люди понимали, что есть не только один крутой американский бренд с миллиардами долларов и две сумасшедшие русские команды. На самом деле компаний очень много, которые внедряют RPA.
— Ясно. Расскажи, с чего вообще ваша компания началась.
— В начале 2017 года мне звонит мой будущий сооснователь и говорит: «В Америке началась волна роботизации, присмотрись». Мы тут же делаем лендинг про то, что мы умеем делать роботов, естественно, не умея их делать. И вообще я всем рекомендую, кто начинает делать свой IT-бизнес: "fake it 'till you make it". Фальсифицируй, что ты это сделал, пока ты это не сделаешь. Это тяжело, есть последняя история с Theranos — у них не получилось. Но мы смогли: сделали лендинг, пошли заявки, и мы договорились с одним из крупных банков. Они сказали, что звучит интересно, давайте попробуем, так что мы начали искать RPA-платформу и в итоге запартнерились с UiPath. Одно время мы даже выступали как их крупнейший интегратор в России по количеству сертифицированных специалистов.
— И когда это закончилось?
— Мы сделали раздел на нашем сайте ЦРИ с лендингом новой платформы. Никакой платформы, конечно, еще не было, но мы начали собирать лиды, опрашивать клиентов, что им не нравится в UiPath — и это сталой базисом нашей собственной разработки. Мы сделали небольшой MVP, скачали с гитхаба Roro (Free RPA Platform), поставили наш логотип и так появился первый electroNeek (сейчас в electroNeek ничего с гитхаба нет). Это был второй уровень фейка, с которым мы начали пилот в "Почте России". В этот момент мы поняли, что на фейке делать ничего не получается и начали делать свою разработку, как положено. У нас появились другие клиенты: QIWI банк, группа компаний ПИК, Магнитогорский металлургический комбинат, ряд других крупных клиентов, и из-за этого UiPath отозвал у нас статус партнера. И у нас не сталось иного выбора, кроме как полностью вложиться в нашу платформу и начать привлекать инвестиции.
— Не кажется ли тебе, что ко всей этой шумихе вокруг RPA часто возникает у людей скептицизм, потому что, по сути, это все те же стандартные программисты решают все те же известные задачи с помощью классических языков программирования?
— Понимаю, к чему ты ведешь. Давай, я отвечу, почему я считаю, что RPA — это не хайп, а на самом деле за этим подходом будущее. IT сейчас во всех сферах жизни существует, но разработчиков в мире не хватает, а бизнесу нужно решать задачи постоянно. Вот, как, например, я могу помочь? Я разбираюсь в бизнес-процессах, могу даже скрипт написать, но, если мне дадут среду разработки, я закрою её и скажу: "До свидания", ведь я не программист. При этом я делал роботов на UiPath, я делаю их на electroNeek, и мне нужен этот продукт, чтобы решать задачи. Чтобы я мог эту автоматизацию написать, и чтобы при этом её можно было прочитать и понять, что она делает. Мы помогаем обычным пользователям автоматизировать их бизнес-процессы.
— Кто может делать роботов?
— Мы можем взять джуниора, который чуть-чуть понимает в бизнес-процессах, немножко умеет кодить, и все, он может делать крутейшие операции с CRM, с вебом, распознаванием текста, с десктопными вещами, и быстро!
— Почему тогда об RPA так мало слышно, раз везде партнеры, все внедряют...
— Подожди еще пару лет и будет прям очень сочно. Два года назад это были первые сумасшедшие, сейчас мы уже находимся на стадии early adopters и, я думаю, в следующем году пойдет уже первый пласт пользователей RPA.… Плюс мы всегда остаемся на бэке. Допустим, мы продали в одну компанию в США. Она расширяли свой бизнес и вместо новых людей внедрили роботов, но не захотели делать из этого публичный кейс. Мы спрашиваем: "Почему, сэр, ты не хочешь? Прикольно же получилось, реальный финансовый эффект." А он отвечает: "Если я скажу всем, что у меня роботы, то я не смогу брать такой же большой прайс со своих клиентов, потому что они не поймут, я ведь трачу на роботов меньше. Поэтому я продолжаю ставить цены по старой финансовой модели и получаю разницу в виде дохода."
— Много вообще бизнесу расходов сокращает внедрение RPA?
— Мы не видели пока ни одного массового сокращения под RPA. Мы срезаем найм, то есть меньше людей нанимают.
— В каких областях?
— Это все, что связано с документами и финансами, аккаутингом, какими-то проверками, внутренним аудитом и подобным. В России часто внедряют, потому что денег нет и хотелось бы меньше потратить, а в Америке они считают, как повысить эффективность.
— Я у тебя в одной статье прочла: "Предполагается, что технология RPA должна заменить рутину и увеличить эффективность работы компании". "Должна заменить рутину" — то есть это откровенная ложь, прикрытие, потому что бизнесу на самом деле просто выгодно убирать людей.
— Бизнесу выгодно убирать людей всегда. Мы прекрасные создания, но при этом – очень нестабильные системы. Мы болеем, у нас есть свое личное мнение, мы отвлекаемся, в общем куча всего. Конечно, для каких-то рутинных операций все наши плюсы нахрен не нужны, нужна просто стабильная система, которая работает. И замена людей автоматизациями началась не с RPA, она началась давно, и она не закончится. Надо просто привыкнуть, что неэффективные вещи технологии будут забирать. Проблема в том, что сейчас технологии начали выходить так быстро, что люди не успевают переучиваться, это конечно же минус, он это не остановишь.
— Поэтому разрабатывайте роботов, чтобы быть над системой.
— Сколько стоит разработчик RPA-роботов здесь и в штатах?
— Джуниора за 50 т.р. наверно здесь можно посадить, 120 т.р. — хороший миддл будет, а если ребята поработали в серьезных компаниях типа KPMG, они будут требовать 200-250 т.р. А в Америке 100-120 тысяч долларов в год получают такие специалисты. Голод большой везде, и в России, и в Америке.
— А если я джун в RPA, куда мне дальше развиваться?
— Миддлом по RPA можешь быть. Если задача посерьезней, появляются 2-3 человека, значит, нужен тимлид. В среднем бизнесе есть необходимость взаимодействовать с пользователями, появляется аналитик RPA. Если у тебя шесть роботов, ими нужно управлять, появляется архитектор RPA. Там много куда можно развиваться.
Если вам понравилось, приглашаю к просмотру полной версии.
nckma
Хотя бы маленькие пример, что вообще такое эти роботы…
MikhailZakharov
В общем это такие расширенные автоматизированные бизнес-процессы, которые не просто работают в какой-то системе, но и немного выходят за ее рамки в том числе интерфейс.
Пример, у вас есть система документооборота, в которой вы создаете задания, например, на согласование документа. При «классической» автоматизации надо открыть интерфейс системы, создать задание, назначить его и отправить. При RPA подходе, вы например, работаете с почтой. К вам падает письмо с текстом от сотрудника «Готова финальная версия договора». При этом у вас на письме появляеться подсказка «Похоже, что надо отправить документ на согласование Иванову, Петрову. Сделать?». Вы жмете на кнопку и все запускается.
Другой пример. Вы ведете задачи в Jira. К вам часто приходят сообщения от коллег «Посмотри багу BUG-123451» просто текстом. Вам нужно открыть Jira и найти баг. Это надоедает.
Вы берете Autohotkey. Пишете скрипт, который будет в активном окне искать текст типа BUG- и автоматом его открывать в Jira. Вуаля, у вас теперь есть собственный RPA
nckma
Хм… честно говоря мне кажется не очень удачные примеры. Если мне кто-то пишет про jira тикет, то этот кто-то его только что сам создал или добавил в него коммент. А значит мне он пришлет ссылку на него в своем письме. Я просто кликаю на ссылку и все. У нас все так делают.
Если говорить о том скрипте который я якобы могу написать, который будет искать в письме текст и что-то там запускать. Ну наверное я могу себе такое сделать, НО — это же все такое индивидуальное — это невозможно тиражировать и значит продавать.
И потом — я же программист. Сказать что я на этом экономлю много времени? Бывает что программисты себе экономят время создавая и запуская скрипты и все для чего — чтоб тем временем пойти кофейку попить, прогуляться, пока скрипт работает. Хотите сказать, что работодатель сэкономит на этих скриптах и уволит часть программистов? Чего-то не верю.
MikhailZakharov
Замените Jira на любую абстрактную систему. Суть RPA в экономии времени. Существующих сотрудников не увольняют, но и новых не будут набирать.
Ещё пример — Automator в macOS. Написав интеграционный сценарий можно связывать действия.
И верно, чаще всего это не тиражное решение.
В моей области — capturing — это реализуется в сценариях работы с документами. Оператор открывает картинку из вложения в почте, или из SAP и сразу может извлечь данные в поля.
CoreTeamTech
В настоящее время, RPA роботы — это скрипты или скомилированные программы, созданные с помощью визуальных средств проектирования/конфигурирования и переиспользуемых готовых компонентов, поставляемых вместе с RPA платформой (распознавание текста, работа с файлами, автоматизация приложений типа MS Office, интеграции с известными системами и так далее). В частности, упомянутый в статье UiPath в конечном счете превращает созданный Workflow (Windows Workflow Foundation) в NuGet пакет, который потом выполняется на рантаймах установленных на ваших виртуалках или десктопных компьютерах.
Или проще, представьте что основной синтаксис вашего любимого языка можно изобразить в виде диаграммы (flow, state machine, sequence), а вся стандартная библиотека и компоненты из пакетного менеджера доступны в виде блоков, в которые можно тыкать мышью и заполнять как обычные формы — вот это уже простое RPA решение. Чтобы оно стало Enterprise вы позволяете также через визуальный интерфейс настраивать планирование и оркестрацию выполнения, распределение заданий и тому подобное. Одной из главных фишек считается автоматизация UI. То есть можно использовать готовые блоки, чтобы кликать по приложению или веб-сайту (Selenium-like).
Это более высокий уровень абстракции нежели код и часто маркетинг выстраивается таким образом, что не нужны программисты и кто угодно может читать и править эти диаграммы. Однако, эти абстракции протекают и в конечном итоге появляется много кода, а даже если не появляется, то от вида таких диаграмм и попыток их понять начинают болеть глаза. Более того, ни один из RPA продуктов, которые мне довелось пробовать не предоставляет хороших возможностей контроля качества, а с учетом что в продакшен системы лезут джунны — все становится еще менее предсказуемым и стабильным.
С точки зрения бизнеса — платформы RPA замороженны во времени, так как функционал выравнивается под всех клиентов платформы. В добавок, из-за маркетинга бизнесу начинает казаться, что RPA может все, и он становится универсальным «молотком», а все задачи — гвоздями. С небольшой командой программистов можно достичь гораздо больших результатов, и если использовать лучшие практики для команды, то снижаются и требования к сеньористости.