Согласно информации портала CNews, компания InfoWatch прекратила работу над проектом защищенного корпоративного смартфона «Тайгафон». Разработка аппарата велась с 2014 года, за несколько лет было создано специальное программное обеспечение для его платформы, а в 2017 году была выпущена первая тестовая партия смартфонов, которую даже опробовал один из заказчиков. По результатам испытаний стало необходимо внести дополнительные доработки в аппаратное и программное обеспечение смартфона, но компания не планировала дальше инвестировать в этот проект, поэтому его закрыли.
«ПАК «Тайгафон» — разработка компании InfoWatch для защиты организаций от утечек информации через мобильные устройства и контроля процессов использования смартфонов в рабочей среде. Доверенная прошивка «Тайгафона» реализована на базе операционной системы Android для корпоративных клиентов и делает невозможным несанкционированное дистанционное отключение каких-либо компонентов и функций смартфона, а также перехват информации и передачу ее третьим лицам. Устройство позволяет службе безопасности настраивать политики конфиденциальности для каждого пользователя отдельно, отслеживать местонахождение смартфона и в случае, если сотрудник потеряет аппарат, очистить его от информации удаленно», — из описания характеристик защищенного корпоративного смартфона InfoWatch Taigaphone.
«Тайгафон интегрирован с DLP-системой (система предотвращения утечек — Data Leak Prevention) для обеспечения максимальной защиты конфиденциальных данных — все нарушения политик безопасности при работе с мобильным устройством будут зафиксированы, а служба безопасности предприятия оповещена об инциденте», — рассказывал Григорий Васильев, эксперт по развитию продуктов ГК InfoWatch, 29 сентября 2017 на официальной премьере ПАК «Тайгафон».
19 февраля 2015 года было объявлено о разработке первой версии смартфона «Тайгафон» с усиленной защитой от кибершпионажа.
«Прошивка Taiga обладает несколькими уровнями защиты, пользователь по своему усмотрению может отключать или включать отдельные компоненты системы. Например, можно полностью выключить доступ к фотокамере или определение местоположения. Или сделать из телефона «кирпич», который умеет только звонить. Или даже звонить не сможет, только показывать, кто звонит. Доступ к микрофону тоже можно отключать. Настройка управляется всего одной-двумя кнопками. Это не готовое решение, а полностью сделанное нами устройство — собственные дизайн, инженерия и схемотехника. Производиться телефон будет в Китае», — рассказывал один из разработчиков проекта.
20 февраля 2015 года дочерняя структура Роспатента зарегистрировала товарные знаки на российский защищенный смартфон для корпоративных клиентов — TaigaPhone и «Тайгафон».
22 ноября 2017 года у проекта появился первый заказчик, который в тестовом режиме внедрил в высшие органы власти комплекс «Тайгафон» в качестве мобильной платформы для электронного документооборота — Республика Северная Осетия-Алания. Планировалось, что далее заказчику будет поставлено пять тыс. аппаратов.
TaigaPhone. Источник фото: mir24.tv. Светодиод под камерой на тыльной стороне служит индикатором: красный сигнал оповещает о включенном диктофоне, синий загорается при подключении к Bluetooth или беспроводной сети Wi-Fi, а зеленый загорается во время вызова и при наличии непрочитанных сообщений.
Какие проблемы возникли при разработке защищенного смартфона «Тайгафон»
1. В начале разработки в тестовых целях для программной доработки решений использовался существующий смартфон.
«Сначала сотрудник InfoWatch пытался изменить операционную систему Android на устройстве Sony Xperia. Однако производитель отследил вмешательство в прошивку смартфона, и сначала закрыл разработчику доступ в магазин приложений Google Play, а затем заблокировал сам аппарат. В итоге смартфон стоимостью 80-100 тыс. рублей превратился «в тыкву»», — рассказала Наталья Касперская, президент группы компаний InfoWatch.
2. В 2015 году разработчик принял решение о создании собственного устройства, работающего на базе собственной модификации операционной системы Android. Фактически, когда серийный аппарат был выпущен в 2017 году, его стоимость составила около 15 тыс. рублей. За два года разработок планируемая для использования аппаратная платформа уже стала устаревшей и по факту были произведены защищенные смартфоны «Тайгафон», у которых была достаточно низкая производительность, по отношению к текущим недорогим смарфонам 2017 года. Также разработчики столкнулись с отсутствием нужного программного обеспечения, так как ПО для стандартной версии Android не было совместимо с разработанным аппаратом.
Характеристики смартфона «Тайгафон»: Android 6.0 Marshmallow c оболочкой Taiga, четырехъядерный процессор MediaTek 1.2 ГГц (MT6735), 5-дюймовый экран с разрешением 1280?720, аккумуляторная батарея 1900 мАч, два слота для сим-карт, объем оперативной памяти составлял два гигабайта, объем встроенной памяти составлял шестнадцать гигабайт, 8-мегапиксельная основная камера и 4-мегапиксельная фронтальная камера, разъем для наушников и порт microUSB для зарядки. По основным характеристикам это почти точная копия смартфона Zopo Color C3, что не удивительно, так как производством аппаратной части для проекта «Тайгафон» занималась китайская компания Zopo.
3. В процессе тестирования защищенных смартфонов «Тайгафон» у заказчиков возникали пожелания внести дополнительные доработки в их программную часть, причем у разных заказчиков были разные требования по этому поводу.
4. Затраты на проект с каждым годом возрастали, в итоге в InfoWatch поняли, что для доработки и дальнейшего продвижения защищенного смартфона потребуются дополнительные ресурсы и инвестиции на миллиарды рублей, тогда руководство компании решило отказаться от дальнейшего развития проекта «Тайгафон». Согласно заявлению Натальи Касперской, убыток InfoWatch от данного проекта по созданию защищенного корпоративного смартфона составил 40 млн рублей.
Проекты специальных смартфонов для своих целей в России также разрабатывали и успешно внедряли другие компании, например, смартфон и мобильный-терминал ОАО «РЖД».
В конце прошлого года дебютировал проект "Яндекс.Телефон", продажи которого были официально окончены только в ноябре 2019 года, причем цена на него упала с начальной в 17 990 ?, установленной в момент старта продаж 6 декабря 2018 года, до цены в 7990 ?. Сейчас «Яндекс» рассматривает варианты развития направления мобильных устройств, но пока не готов анонсировать конкретную новую модель своего смартфона. По данным издания «Коммерсантъ», за это время в сетях сотовых операторов было зафиксировано восемнадцать тысяч активаций «Яндекс.Телефона». Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин оценил расходы на разработку и производство «Яндекс.Телефона» в триста миллионов рублей.
Комментарии (17)
mSnus
08.12.2019 15:15Интересно, как им вообще пришло в голову дорабатывать Xperia, в которой куча фирменных фишек, защиты, лицензии и все такое. Они б ещё iPhone доработали!
И на что они рассчитывали со сроками разработки в пару лет с привязкой к конкретной модели смартфона — что он не устареет вместе с OS за это время?
Такое ощущение, что это и правда делалось силами одного разработчика, вообще не очень знакомого с миром мобильных телефонов.
vm03
08.12.2019 16:16как им вообще пришло в голову дорабатывать Xperia,
Видимо потому, что существует Xperia open source project и для многих смартфонов Sony собрать прошивку из исходников можно без значительных усилий. Ну а дальше про блокировку как-то бредово звучит.
Такое ощущение, что это и правда делалось силами одного разработчика, вообще не очень знакомого с миром мобильных телефонов.
Вот похоже на то. Собрали Sony AOSP, прошили, он работал. Потом что-то модифицировали, "окирпичили" телефон, восстановить не сумели.
Ну а потом стандартный заказ у китайского ODM, а те тоже не потянули модификацию андроида на нужном уровне.
Daddy_Cool
09.12.2019 02:22Можно оценить. 40е6 за пять лет, это ~400 тыс. в месяц, считая это всё за ЗП (после вычета налогов). Т.е. четыре разработчика с ЗП 100 тыс руб. Ну это конечно не совсем так — еще ж надо было прототип телефона сделать, но думается это уже мелочевка — главное здесь написание своей прошивки.
diogen4212
09.12.2019 10:02-1пользователь по своему усмотрению может отключать или включать отдельные компоненты системы. Например, можно полностью выключить доступ к фотокамере или определение местоположения. Или сделать из телефона «кирпич», который умеет только звонить. Или даже звонить не сможет, только показывать, кто звонит. Доступ к микрофону тоже можно отключать. Настройка управляется всего одной-двумя кнопками
В принципе, не такие плохие идеи… Лучше, чем в настройках каждого приложения доступ к камере запрещать, к примеру. Если бы сделали на современном железе за разумные деньги, да ещё и на чистом Андроиде с продолжительными обновлениями, я бы подумал о покупке такого.
Светодиод под камерой на тыльной стороне служит индикатором: красный сигнал оповещает о включенном диктофоне, синий загорается при подключении к Bluetooth или беспроводной сети Wi-Fi, а зеленый загорается во время вызова и при наличии непрочитанных сообщений.
Можно было бы сделать несколько физических кнопок по бокам, которые отключали бы сети, как на старых ноутах. Было бы чётко видно, что включено, а что отключено в данный момент, можно было бы без светодиодов обойтись.
achekalin
09.12.2019 14:59Касперская рассказывает о своей компании в третьем лице? Это даже веселее, чем её убеждение, что прослушка прослушке рознь. Причем в посте рассказывают про такие забавные моменты, что невольно начинаешь думать про квалификацию InfoWatch — причем, не про квалификацию инженеров.
Mykola_Von_Raybokobylko
09.12.2019 15:43Хмм, странный подход.
Запилить собственную версию Оси на соньку и тут узнают что аппарат можно залочить, чем Сони и воспользовалась.
То есть никто не додумался первоначально оценить затраты на контрактное производство телефончика?
Никто не додумался запилить версию Андройда которую можно накатить на актуальные модели телефонов?
Никто не додумался связаться с производителями телефончиков по ОЕМ партнерству?
Как-то не верится.
Maxmyd
Вот интересно, почему у какого-нибудь Blackberry не возникало желания идти навстречу сразу всем заказчикам? Это же по определению тупиковый путь, они ведь не корпоративный сайтик делали.