Cloud gaming


Для начала разберемся, что же такое облачный стриминг — метод запуска игр, позволяющий вам при слабом железе, но достаточно качественном интернет-соединении, запускать любые игры, не думая об их системных требованиях. На ваше устройство вы передаете лишь команды управления, которые по интернет-соединению отправляются прямиком на удаленный сервер, где уже запущена игра, а затем после внесения соответствующих изменений, сигнал в качестве видео потока возвращается обратно к вам.

Помимо очевидных плюсов, что не нужно больше думать об обновлении железа или ПО, такой тип сервисов хорошо еще и тем, что вывод изображения возможен практически на любое устройство, фактически превращая даже телефон или планшет в портативную консоль, которая не будет страдать от нехватки производительности.

Облачные технологии уже давно внедрились в игровую индустрию, например вы скачиваете какой-нибудь процент игры и уже можете начинать играть, пока параллельно игра будет докачиваться из облака. Но когда мы говорим об облачном гейминге, мы подразумеваем несколько иное, а именно полный запуск и обработка игры в облаке при ее последующем стриминге на ваше устройство.

С этого момента начинаются сложности, допустим возьмем любой онлайн-кинотеатр, вы нажимаете кнопку воспроизведения и где-то в другом городе или даже стране пробуждается облачный жесткий диск и куча микро сервисов и они начинают активно искать видео, которое вы хотите посмотреть, обрабатывают его и как можно быстрее доставляют на ваше устройство и все это они делают за две секунды буферизации, которые нужно подождать перед просмотром.
С играми все сложнее, облакам приходиться не только выводить саму игру на ваш экран, но еще обрабатывать целую кучу информации (передвижение игрока, его действия, внезапные динамические сцены с множеством элементов, сохранение данных о прогрессе и т.д.). Все это ведет к колоссальной нагрузке на серверы и требует большой и постоянной скорости интернет-соединения.

Первые облачные сервисы


Когда в 2009 году прогремел анонс сервиса Onlive, который позволяет стримить игры на слабые компьютеры с высокой графикой, все были в шоке. Индустрия к этому явно была не готова, но технология, которая позволит отказаться от покупки дорогостоящих устройств, вызывала огромный интерес. Так же интерес подогревали внезапно появившиеся конкуренты в лице Gaikai. Возможность войны между этими компаниями приковывала взгляды миллионов, но, к сожалению, шоу так и не случилось.

С каждым годом оба сервиса встречались с увеличивающимся количеством проблем, больше всего досталось амбициозной Onlive, громогласно крикнув о революции и показав поддержку многих крупных издателей, сервис ушел в темноту и отмалчивался, иногда высказываясь о том, что все хорошо и подкрепляя свои слова огромными цифрами, но в действительности сервисом пользовались не более 20 тысяч человек, когда речь шла о миллионах пользователей.

В итоге Onlive тихо умерла и отправилась в качестве технологии под крыло Sony. Игры в сервисе шли не идеально с обрывами и зависаниями, что послужило причиной оттока пользователей. Из-за того, что Onlive стремилась покорить ПК сектор библиотека сервиса была не большой все из-за того, что каждую игру нужно было адаптировать под геймпад и приставку ресивер, поэтому новые игры появлялись очень медленно.

Gaikai повезло немного больше, для показа журналистам были использованы не требовательные игры по типу Spore и LEGO Star Wars и не спешил полноценно выходить на рынок, обуславливая это бесконечными доработками, но скорее всего в Gaikai понимали, что требования у видео игр растут, значит это требует постоянно увеличения мощностей, что было не рентабельно, поэтому когда Sony предложили выкупить Gaikai, они с радостью согласились. Таким образом имея два облачных сервиса Sony сделала PlayStation Now

Что мы имеем сейчас?


Некоторые проблемы облачного гейминга решились со временем, понятия стриминга и сами облака плотно вошли в нашу жизнь. Программы для стриминга становятся все легче, доступнее и функциональнее. До сих пор стоит важный вопрос нужен ли облачный гейминг в действительности и готова ли индустрия к этому?

К сожалению, ответ на оба вопроса один — пока нет. Существуют множество сервисов, которые транслируют игры тебе на экран, и они вполне себе прекрасно работают. К сожалению, какой бы сервис облачного гейминга вы не взяли он либо работает с поправками, либо в тестовом режимы для пары сотен людей, либо доступен для нескольких регионов и бесконечно дорабатывается. Например, PS Now все еще имеет множество недоработок и запущен только в Америке и Японии.

Все так же главной проблемой облачных сервисов является скорость интернета. Средняя скорость для более-менее комфортной игры через облако нужна как минимум 50 Мбит/c.
На своем ноутбуке я попробовал запустить всеми известную игру Ведьмак 3 и был удивлен тому факту, что так доступно можно играть в такую требовательную игру, но я столкнулся с тем, что высоких настроек без лагов не поставишь и картинка выглядит мыльно и иногда сыпется.

В итоге заменить игровой ПК или консоль облака пока что не в силах. Плохая графика не единственная проблема, чтобы комфортно играть и нажатия кнопок нормально синхронизировались с выводимой картинкой нужен крайне низкий Input Lag и TickRate, которые даже с прекрасным интернетом выше, чем на консолях или ПК. Наличие таких недостатков не отменяет того факта, что за облачными технологиями будущее.

А что вы думаете об облачном гейминге? Пишите в комментариях.

Спасибо за внимание!

Комментарии (26)


  1. Sdima1357
    14.12.2019 15:40

    Нет будущего, это распил денег инвесторов. Задержки в ~50 и более миллисекунд убьют любую динамичную игру, а они неизбежны (привет скорость света ). Предсказание действий игрока с серверной стороны исправит положение только частично. То есть эти игры выглядят очень впечатляюще со стороны, но играть в это…


    1. Abdus
      14.12.2019 19:34

      Играю в gfn.ru на маке с ноября, все отлично работает. Задержки не ощущаю даже в мультиплеере (overwatch)


      1. vikarti
        15.12.2019 09:14

        Откуда Санкт-Петербург
        Санкт-Петербург и область
        Россия

        Верю.
        ~700 км до датацентра. Где то на границе того что gfn заявляли как то что будет все работать нормально.
        И при этом у них есть то что нужно вам (я помню заявления что они подключают библиотеку клиента — по факту почему то некоторых игр — не оказывается хотя у меня они в Steam есть)
        Если расстояние будет дальше — все будет хуже. Именно поэтому — у меня не зашло дальше триала.
        Нужны датацентры как минимум по федеральным округам (а лучше — областным центрам) и не угробить тарифы — тогда да — шанс.
        Но главное достоинство gfn — что они есть в России — с их тарифами и использованием библиотеки клиента (хотя лучше давали просто виртуалку) (loudkey/playkey сразу идут лесом с их типом тарификации)


      1. Sdima1357
        15.12.2019 12:20

        PING gfn.ru (84.201.185.59) 56(84) bytes of data.
        64 bytes from 84.201.185.59: icmp_seq=1 ttl=45 time=119 ms
        64 bytes from 84.201.185.59: icmp_seq=2 ttl=45 time=119 ms
        64 bytes from 84.201.185.59: icmp_seq=3 ttl=45 time=119 ms
        64 bytes from 84.201.185.59: icmp_seq=4 ttl=45 time=119 ms


        1. Abdus
          15.12.2019 12:44

          Вы не их вебсайт пигуйте, а их датацентр тогда уж. Там триал есть, можете попробовать


  1. vsb
    14.12.2019 15:40

    Гугл стадия убила во мне надежды на адекватный облачный гейминг. Поясню: для меня адекватный это находящийся в дата-центре в моём городе (пинг меньше миллисекунды), процессор топовый для игр (9900KS сегодня), видеокарта топовая (2080 Ti сегодня), дающий 4K без всяких апскейлов. У гугла нет отметки ни по одному из пунктов. Делаю вывод, что это просто нерентабельно.


  1. GCU
    14.12.2019 16:54
    +1

    По моему облачный гейминг отлично подходит для рекламы/демо. Можно перепробовать массу игр прежде чем окончательно купить что либо. Сейчас тот же Steam даёт текстовое описание, видео и скриншоты. Вместо одного и того же видео можно будет мгновенно поиграть в кусок игры.


    1. mistergrim
      14.12.2019 17:14

      Демо с мыльной графикой и ватным управлением? Это может в обратную сторону сработать.
      Да ещё и платить деньги за это.


      1. GCU
        14.12.2019 19:31

        Я думаю это будет бесплатно, но ограничено по времени. Просто как дополнительный инструмент маркетинга игр. Абсолютно все действия игрока будут записаны и проанализированы, а на основе статистики отдел аналитики/маркетинга решит как улучшить продажи :)


    1. SergeyMax
      14.12.2019 19:34

      Да, хорошая идея, потому что по этим красивым промороликам иногда даже не понять, в каком жанре игра.


      1. qw1
        14.12.2019 22:16

        Вообще не проблема посмотреть геймплей на twitch/youtube в день релиза.


  1. sergeevik
    14.12.2019 18:05

    Статья называется "будущее..." а в самой статье история. Не надо так


  1. lykovaleksey
    14.12.2019 18:42

    Не было бы спроса, сервисы бы не работали. Мы в Playkey видимо спрос на сервис. Конечно же сервис не для профессиональных геймеров, а есть свои сегменты аудитории, которые готовы играть через стримминг. Самый банальный сегмент — это макаводы, которые хотят играть на своём маке, при этом они не требовательны к задержкам и у них хороший канал.


    1. MMik
      14.12.2019 19:12

      Мне прям понравилось, как вы обобщили всех маководов :)


      1. lykovaleksey
        14.12.2019 19:20

        Ну конечно не всех. Я и хочу сказать, что пока облачный гейминг — это не массовый продукт, а есть сегменты, для которых это продукт подходит, но есть и те, для кого не подходит. Я уверен, что с развитием технологий, популяризацией подхода и других факторов — количество пользователей будет расти. Как оно росло до сих пор, хоть и не слишком большими темпами.
        Вот когда перестанет расти и наступит насыщение, тогда и будем обрастать скептицизмом, а пока только оптимизм основанный на цифрах.


  1. adictive_max
    14.12.2019 19:14

    НОРМАЛЬНОЕ решение у облачного гейминга есть только одно — это кооперация с локальными проводными провайдерами, примерно как с GGC. Чтобы провайдер мог взять в аренду у Гугла заранее настроенную железку, поставить в своей сети, обеспечить канал до клиента, соответствующий требованиям, и предоставлять как доп-услугу, имея свои N% с абонентки. Если клиентов будет достаточно, можно хоть на микрорайонных узлах располагать, так и задержка отклика будет около нулевая и магистрали забиваться не будут.


    1. loltrol
      14.12.2019 20:26
      +1

      Steam Home Streaming на двух компах через гигабитный патчкорд длиной 20 см дает в играх типа cs go или dota 2 абсолютно убийственную для геймплея задержку.


      А учитывая тенденции на всякие сессионные игры… Облачный гейминг будет очень нишевым.


      1. vikarti
        15.12.2019 09:17

        А вы туда смотрите?
        В сторону Parsec Gaming (как софта для стриминга) не пробовали смотреть?
        Это для домашний пользователей для себя


  1. MMik
    14.12.2019 19:16

    Облачный гейминг – это один из драйверов 5G и Edge Computing, со сдачей операторами сети вычислительных мощностей таким компаниям, как Playkey lykovaleksey 'я. Вот вам и не будет ни задержек, ни проблем со скоростью канала. Игры будут паковаться в образы виртуалок под OpenStack & KVM или под вариации контейнеров, с пробросом видеоускорителей. Подождите чуть чуть, всё будет.


    1. lykovaleksey
      14.12.2019 19:26

      Мы ждём и у нас только позитив! Мы уже наглядно испытали сети 5G, на Тверской в салоне Теле2 можно посмотреть и попробовать отличие 4G и 5G одного продукта. А облачный гейминг действительно является одним из наглядных примеров использования сетей нового поколения.
      Настанет день, когда видео поток и кодировать не надо будет и будем просто слать RAW DATA без задержек))


      1. MMik
        14.12.2019 19:32

        Да, давайте уже договоры заключайте с операторами, с www.lfedge.org работайте, тесты гоняйте, с вендорами игр работайте. И занимайтесь этим не только на российском рынке (не столько на российском).


      1. vikarti
        15.12.2019 09:25

        А мне вот хотелось бы иметь возможность дома запустить моднутый скайрим и потом продолжить игру на улице с планшета (ладно — пусть даже по Теле2) и чтоб все работало и желательно при этом у меня дома не работала два обогревателя ватт на 200 (проц и видео)


        1. qw1
          15.12.2019 10:31

          Кто не хочет оплачивать электричество своим обогревателям по 3 руб/кВт*ч, будет оплачивать чужим по 2500 руб/кВт*ч )))


  1. vikarti
    15.12.2019 09:22

    Вообще одна из проблем — смотрим сколько в США и Европе датанцентров Амазона и Азуры. Потом смотрим тоже по России.
    Потом смотрим сколько в России датацентров вообще в принципе с любым железом и вычитаем Москву — грустно и для облачного гейминга получается надо начинать со строительства своего датацентра пусть мелкого.


  1. AlexTOPMAN
    15.12.2019 15:27

    Для концепции облачного гейминга в целом (как сделать его мейнстримом и мощно подвинуть/задвинуть/ конкурентов), проблема требуемых: пропускной способности сети и высоких задержек — решается очень просто. Свободный выбор нужного облака пользователем, вплоть до частного, хоть его же собственного (личного — как раз, будет куда приспособить теряющие актуальность личные мощные ПК или "выставленные на авито" майнинг фермы) или соседа (с объединением в пулы). Это решит основную задачу — перевод полавляющего большинства игрописателей исключительно на облачные движки игр и всё к этому прилагающееся.


  1. darkfire77
    15.12.2019 18:27

    Признайтесь честно, облачный гейминг нужен только для того, что-бы уничтожить пиратов, уничтожить перепродажу игр, и еще больше загнать геймеров в рабство. Ведь не надо больше выпускать демо версии игр. Просто заплати за регистрацию в сервисе, да выбери тариф, которые сделаны так, что ни один тебе не подходит, заплати за время в игре. Где-то я уже это видел??? А, наши зажравшиеся ОПСОСЫ, которые гребли деньги лопатами, когда тарифы были поминутные. И я больше чем уверен, что тарифы облачного гейминга будут сформированы также, что если Вы играете, больше 2-х часов в день, и больше чем в 3 игры, то в итоге выйдет дешевле купить эти игры, чем арендовать. А то, что у них 100 тысяч игр, тоже не интересно, ибо большинство игр полный шлак. Пока облачный гейминг не даст качество графики на ультра-настройках в 4к на телевизоре и мониторе, и хотя бы FullHD на планшетах и нормальный пинг, то он так и останется по большей частью маркетинговой мишурой.