Существует распространённое мнение о том, что винтажная техника 70-х — 80-х годов многократно превосходит современную по верности воспроизведения. Мол, трава была зеленее, земля круглее, солнце ярче, АЧХ ровнее, а инженеры талантливей и ответственней. Отчасти я готов с этим согласиться, особенно, когда речь о некоторых акустических системах и усилителях. Притязания покупателей того времени и недостатки источников музыкального сигнала делали своё дело. Но всё ли так однозначно было с наушниками? Я решил выяснить на примере легендарной флагманской разработки компании AKG из конца 80-х годов — гибридных диностатических наушников AKG K340.



Я не случайно выбрал гибридные наушники из прошлого. Совсем недавно мы публиковали обзор на современные орто-изодинамические гибриды от Meze. В комментариях зашла речь об АЧХ, мол, полная с ней беда, высокая неравномерность у всех современных «ушей», а у этих ещё и на фоне высокой цены. Примеров более дешевых устройств с аналогичным или более «ровным» графиком при прочих равных предоставлено не было. Гибридные же K340 (не путайте с современными внутриканальными с совершенно аналогичным названием), в среде ценителей дорогих «головных телефонов» прослыли «идеальным», «культовым» гибридом и чуть ли не лучшей разработкой за всё время существования бренда AKG.

Концепция


Подходы, использованные при создании K340 в 1983-м и сегодня могут показаться если не передовыми, то нетривиальными и высокотехнологичными. Идея состояла в комбинации электростатического ВЧ-излучателя с НЧ-динамическим для взаимной компенсации недостатков.



Подобная задача сразу создавала проблемы. Например, применение классического конденсаторного типа электростатического громкоговорителя означало бы зависимость от высокого напряжения. Такой подход используется STAX, и известным недостатком всех наушников этого производителя является их “привязанность” к родным усилителям. Инженеры AKG решили эту проблему иначе — использовали электретный излучатель, т.е. тип электростатического драйвера, где диафрагма уже имеет фиксированный заряд.

Другой проблемой стало звуковое давление в НЧ диапазоне, которое должно было соответствовать тому, что создают для ВЧ-диапазона. С целью усилить низы были использованы пассивные излучатели. При подобном подходе получалось избежать наращивания массы и габаритов, неизбежной при простом увеличении мощности динамика и площади диффузора.



После реализации всех этих передовых для 1983-го года конструкторских решений, на свет появились AKG K340. Они признаны как одни из самых наукоемких наушников своего времени. Получившееся устройство обладало следующими характеристиками:

  • Частотный диапазон: 16 — 25 000 Гц;
  • Звуковое давление 104 дБ (в диапазоне от 200 до 2000 Гц)
  • Чувствительность: 1,6 Па/В
  • Частота разделения кроссовера: 4000 Гц, 6 дБ/октава.
  • Номинальное сопротивление: 400 Ом на канал.
  • Максимальный непрерывный уровень: 9В(200 мВт) аппрокс. 117 дБ SPL

Про АЧХ


Сколько бы не писали различные граждане о важности ровного АЧХ для верности воспроизведения, едва ли это касается наушников. Я отдельно промолчу о том, что в мире, где есть точные цифровые многополосные графические и параметрические эквалайзеры в виде удобных мобильных приложений, проблема равномерности АЧХ для наушников отодвигается на 22-й план. Но нормальный эквалайзер в 1983-м — скорее исключение из правил, что делало проблему актуальной.

Инженеры как могли старались сделать АЧХ поровнее. В итоге получилось как-то вот так.



Условия измерения производитель не описывает, но даже на этом графике видно, что самые наукоемкие и суперлегендарные наушники из самой тёплой неламповой эпохи не могут похвастаться неравномерностью АЧХ с ограниченными пределами в 3 дБ. Которая, например, для АС того времени иногда считается непозволительно большой. В рекламном буклете даже есть фотография с намёком, очевидно направляющая и подталкивающая ход мысли потенциального покупателя в правильном направлении в направлении эквалайзера.



Надо отметить, что представленный в технических документах график АЧХ относительно ровный и несколько превосходит современные образцы. При этом нельзя не сказать о том, что существовало как минимум две модификации этих наушников (внешне практически идентичных), которые отличались выраженностью низких. Т.е. одна из модификаций выпускалась с задранными НЧ. Очень актуальный для многих современных производителей подход — выпускать басовитые наушники. И график, представленный в документах не отражает особенности различных версий, а ещё не очень соответствует тому, что можно измерить на реальных устройствах.

Для того, чтобы оценить реальную АЧХ гибридных AKG K340, предлагаю воспользоваться измерениями пользователя с ником purr1n с форума www.superbestaudiofriends.org, у которого были в распоряжении две разные версии этих наушников.

Первая пара:







Вторая пара:







Выводы о достоверности измерений АЧХ, предоставленных производителем, полагаю, все сделают самостоятельно. Также purr1n отмечает, что при всех достоинствах между одним и другим драйвером нет частотной согласованности, что как-то не очень вяжется с премиальностью сабжа.

Если принять на веру заявления о том, что расширение частотного диапазона в область, находящуюся за пределами человеческого восприятия, позволяет улучшить переходные характеристики и частотную согласованность многополосных систем, то можно понять откуда растут ноги у таких проблем в AKG K340. Верхняя граница частотного диапазона всего 25000 Гц. Это значительно больше, чем у распространенных тогда наушников с передом в 17000 Гц, но много меньше чем у большинства современных премиальных решений.

К слову, для сравнения привожу график АЧХ, который фигурировал в дискуссии под обзором Meze, где представлены графики современных гибридных и не гибридных наушников с классическими динамиками и орто-изодинамическими излучателями.



А вот со всем остальным у AKG K340 всё очень даже не плохо. Как видим, АЧХ совсем не мешает продукту стать культовым. К слову, «продавить» эти наушники тоже достаточно сложно, сопротивление в 400 Ом на канал требует действительно серьёзного усиления и далеко не любому современному усилителю для наушников будут по зубам эти винтажные динозавры из 80-х.

Мембрана с “часовым механизмом”


Сегодня сабж можно недорого купить на ebay и других площадках, всего за каких-нибудь $100 — 150. Это не деньги в сравнении с современными гибридами, стоимость которых часто больше $ 1000. Но, как в старом анекдоте, «есть нюанс». Упомянутый мной электретный излучатель имеет одну особенность. Электретная диафрагма — источник поляризующего напряжения, и её поляризация постепенно уменьшается. Через определённое количество лет необходима либо замена электретной мембраны или её повторная поляризация. Так приобретенные на аукционе винтажные наушники вполне могут иметь диффузор, уже потерявший поляризационные свойства, что закономерно отразиться на ВЧ.

Итог


При всех своих недостатках AKG K340 действительно культовые наушники. При этом очевидно, что они уступают большинству современных флагманских моделей с обычными динамиками, даже не говоря о гибридах. Солнце в 80-х возможно и светило ярче, но к наушникам это явно не относится, особенно, если речь об АЧХ.

Всех с наступающим 2020-м!

Предновогодний рекламный блок.

В нашем каталоге не представлены описанные в статье наушники, так как они давно не выпускаются. Но при этом у нас представлено множество наушников AKG и других производителей, а такжеакустические системы, усилители, саундбары и другие полезные устройства как по «престижным», так и по «демократичным» ценам. В ассортименте тёплые лампы, винил и прочие радости для любителей техноархаики. Не забыли мы и про холодные транзисторы и совсем морозные цифровые устройства.

Комментарии (30)


  1. poznawatel
    30.12.2019 20:03
    +1

    А ещё в старых устройствах стареют клеи и другие полимеры, что не может не сказаться на свойствах, в тч акустических.


    1. Sound_cULT Автор
      30.12.2019 21:16

      Что интересно, в редких случаях отражается хорошо на звуке. Я сталкивался с таким. У меня есть QUART 88-го года, ещё в до падения стены сделаны в Западной Германии. В них изменился (деградировал) паралон демпфера и чуть ли не разваливаться стал, когда прикасаешься к нему, но звучать они стали значительно лучше, чем до этого. Это безусловно временно, но факт, остаётся фактом.


      1. poznawatel
        31.12.2019 08:12

        С пенополиуретаном (поролоном) может быть ещё интереснее: есть у меня детская коллекция значков, которая хранилась с поролоновом советском альбоме более тридцати лет, после чего я её открыл и обнаружил, что поролон деструктировал в очень липкую и очень вязкую жидкость, которая не отчищалась со значков механически вообще никак. А поскольку растворители без тестов применять — черевато для покрытий значков, я просто отложил коллекцию с надеждой что реанимирую позже. А через несколько лет поролон додеструктировал до низковязкой жидкости, которую я просто радостно стёр тряпочкой.


        1. Sound_cULT Автор
          31.12.2019 16:25

          О как.


      1. tvr
        31.12.2019 10:38

        но звучать они стали значительно лучше, чем до этого.

        Прогрелись наконец-то


        1. Sound_cULT Автор
          31.12.2019 16:09

          Аххах))


    1. vladimirad
      30.12.2019 22:38

      Стареют и диэлектрики в конденсаторах, и лаки-краски в резисторах, не стареет хороший медный провод, например. Даже лампы, да да, те самые лампы стареют. Натекает вакуум через микротрещины так где сварены электроды.


      1. Squoworode
        30.12.2019 23:01
        +1

        Разумеется, провод не стареет. Он от возраста только качественнее становится, ведь в нём электроны нарезают треки.
        P. S. А вакуум таки вытекает!


        1. greabock
          31.12.2019 12:15

          Таки вакуум ни вытечь ни натечь по определению не может.


          1. Squoworode
            31.12.2019 12:18

            Это особый вакуум, сжиженный электротехнический.


            1. tvr
              31.12.2019 13:25

              Точно. Как компрессия для мопедного движка в аптечном пузырьке!


      1. Sound_cULT Автор
        30.12.2019 23:50

        Натекает вакуум через микротрещины
        эм, что? Про деградацию катодов слышал, а про… «натекание вакуума» не приходилось.


        1. vladimirad
          31.12.2019 00:35

          в лампу сварены электроды, инвар — хороший сплав и его коэффициент температурного расширения близок к стеклу. но вокруг вводов в лампу появляются микротрещины и вакуум становится не таким хорошим. У людей близких к процессу есть выражение натекает.


          1. Sound_cULT Автор
            31.12.2019 01:45

            Я возможно как-то примитивно понимаю «вакуум», но появление молекул газа в лампе — это разгерметизация баллона.

            вакуум становится не таким хорошим
            это как-то странно, в моём, возможно примитивном, понимании вакуум или есть или его нет. Ещё раз я не эксперт в лампах, но ваша терминология мне кажется какой-то странной. И о каких людях «близких к процессу» идёт речь? Поясните, буду признателен.

            Я знаю как в лампах могут расплавиться дефектные, либо менее надёжные участки стеклянного корпуса, лично наблюдал. Возникает сначала флюктуация участка где стекло начинает плавится, которая почти сразу превращается в дыру с оплавленными и слегка закопченными краями. Естественно лампа разгерметизируется в этом случае. Это обычно происходит на стенках, где стекло тоньше. А вот о микротрещинах в месте соединения контактов и стекла слышать не приходилось.


            1. Squoworode
              31.12.2019 12:22

              Ну так ведь идеальный вакуум в макрообъёмах недостижим. И из-за несовершенства этого бренного мира высокий вакуум со временем неизбежно превращается в низкий.


            1. SwingoPingo
              31.12.2019 12:28

              ну при таком подходе вакуум или есть везде или его нет нигде). Между 2мя молекулами однозначно есть вакуум и он вокруг нас, но 100% отсутствие всяких молекул газа (в том числи и протонов — водорода) в сколь нибудь значимом макрообъеме достичь уж очень дорого. т.к. само стекло содержит в себе испаряющиеся молекулы газа, масло вакуумного насоса содержит в себе, смазки вакуумных кранов содержат в себе, плюс черт возьми в стекле столько примесей сравнительно нестабильных элементов, который банально распадаются на в том числе и протоны, плюс само устройство вакуумного насоса подразумевает постоянное деление откачиваемого объема в (условно) 2 раза и далее что бы откачать 1 литр воздуха можно посчитать сколько таких итераций с насосом нужно сделать что бы довести вероятность сохранения молекулы в этом объеме к необходимой вам величине, но опять же не 100%. Оно конечно можно ее превратить в плазму и притянуть эл. полем, но уж как то для обычной лампы дороговато все это получается. Фууух. В общем микротрещины есть, размер зависит от температуры, воздух обладает некоей вязкостью и молекулы через эти трещины таки попадают внутрь условно поштучно с какой то скоростью.


            1. debagger
              31.12.2019 16:01
              +1

              Создание глубокого вакуума — сложная инженерная задача. В приборах, например в масс-спектрометрах, нужный уровень разрежения создается при помощи непрерывной работы многоступенчатой системы вакуумных насосов. Форвакуумный, турбомолекулярный, ионный. И они работают непрерывно пока работает прибор. Создать нужный уровень разряжения иным способом просто невозможно. Ну и плюс микротечи в местах выводов контактов… этого тоже никто не отменял.


          1. Sound_cULT Автор
            31.12.2019 16:04

            Всем спасибо за подробное пояснения. Я полагал, что в случае ламповой схемотехники этими величинами можно пренебречь, вероятно ошибался.


      1. Sound_cULT Автор
        30.12.2019 23:55

        Стареют и диэлектрики в конденсаторах

        Можт электролиты сохнут? Если диэлектрик нормальный, то он и за 100 лет не постареет. Я конечно не материаловед, но придумано до черта хронологически и эксплуатационно стойких диэлектрических полимеров.


        1. vladimirad
          31.12.2019 10:17

          Электролиты сохнут, а пленочники стареют.


  1. Refridgerator
    31.12.2019 06:25

    Сколько бы не писали различные граждане о важности ровного АЧХ для верности воспроизведения, едва ли это касается наушников.
    А ещё граждане говорили о важности гармонических искажений, замерить которые даже проще, чем АЧХ — потому что калибровка микрофона не обязательна.


  1. Refridgerator
    31.12.2019 06:43

    Для того, чтобы оценить реальную АЧХ гибридных AKG K340, предлагаю воспользоваться измерениями пользователя с ником purr1n
    С этими измерениями что-то не так — график на АЧХ не соответствует waterfall-у. На графике в районе 1 кГц виден выраженный интерференционный провал. А на waterfall-е — наоборот, выраженный резонанс, растянутый во времени. А ещё более выраженный резонанс в районе 5 кГц на графике вообще никак не отразился.


    1. Sound_cULT Автор
      31.12.2019 06:52

      Всё в порядке с ними. Внимательнее посмотрите на графики. Всё там отразилось и всё на месте, не выдумывайте.


      1. Refridgerator
        31.12.2019 06:57

        То есть на waterfall-е вы никаких резонансных хвостов не наблюдаете, я один их вижу?


        1. Sound_cULT Автор
          31.12.2019 07:13

          Я к тому, что провалы все — где надо. Или я один это вижу?


          1. Refridgerator
            31.12.2019 07:53

            Меня смущает противоречие между графиком и ватерфолом. Очень похоже на то, что для графика выбрано слишком короткое окно, поэтому резонанс в него не попал, либо используется усреднение во временной области. Отдельный интерес представляет природа этих резонансов.


            1. Sound_cULT Автор
              31.12.2019 16:08

              Отдельный интерес представляет природа этих резонансов
              корпус, пассивные излучатели, элементы крепления драйверов, недостаточное демпфирование.
              либо используется усреднение во временной области
              вполне вероятно


  1. xDimus
    31.12.2019 07:56

    А ещё АЧХ… человека со временем меняется, появляется завал на высоких частотах. И если старые наушники стали звучать лучше, бывает сложно понять постарели клеи/полимеры/поролон/… или их хозяин. :)


    1. Sound_cULT Автор
      31.12.2019 15:58

      Это действительно так))


  1. blomnik
    02.01.2020 03:04

    Не стареет только правило -тся/-ться