В начале января 2020 года Комиссия Российской академии наук (РАН) по противодействию фальсификации научных исследований объявила, что отзывает 869 статей из 263 журналов, семнадцать из которых медицинские. Но это только первая часть этой антиплагиатной кампании. С июля 2019 года Комиссия зафиксировала в разных журналах 2528 статей, в которых содержались признаки недобросовестных заимствований, неясного авторства и самодублирующих публикаций.
Комиссии РАН по противодействию фальсификации научных исследований была сформирована 25 декабря 2018 года.
В рамках «Диссернета» Комиссия проводит систематический анализ редакционной политики разных журналов: Комиссия сравнивает все тексты со всеми. Раньше подобные аналитические исследования не проводились.
«Конечные выводы делает, разумеется, человек. Только эксперт может определить фальсификацию данных или плагиат», — рассказал в интервью порталу Medvestnik.ru профессор Андрей Ростовцев, член Комиссии.
По словам Ростовцева, например, в некоторых отозванных статьях из медицинских журналов было написано о разных болезнях и препаратах. Однако, дозировки, данные клинических испытаний, статистические показатели оставались в ряде публикаций теми же, что и в изначальной статье.
«Сразу понятно, что никакой научной работы автор не сделал. Просто переписал текст и вставил туда вместо одних названий лекарственных препаратов другие. Само собой, такие статьи надо отзывать, а их авторов знать», — рассказал профессор Андрей Ростовцев.
Михаил Гельфанд, сооснователь сообщества «Диссернет» заявил, что может возникнуть правовая коллизия из-за того, что если какими-то статьями отчитывались по гранту, а потом эти статьи оказались изъятыми, то правовые последствия этого будут не очевидны. А если будут обнаружены диссертации, которые защищены по исключенным статьям, то в качестве прецедента возможно даже лишение научной степени.
«Само по себе ретрагирование (отзыв) научных статей, в которых содержится недостоверная информация — обычное дело в общемировой практике. Даже нобелевские лауреаты отзывают свои статьи. Но в России до последнего времени такая практика была не слишком распространена», — подытожил Алексей Хохлов, вице-президент РАН.
Аналитическую работу по остальным сомнительным публикациям Комиссия рассчитывает завершить к середине 2020 года. На эту ситуацию с масштабными отзывами РАН публикаций в журналах уже обратили внимание в издании Science.
См. также: «Обладательница Нобелевской премии по химии отозвала свою статью из научного журнала из-за невоспроизводимых результатов»
tvr
Абсолютные цифры внушают. Интересно было бы знать, а в относительном исчислении за период, в который были опубликованы отзываемые статьи, сколько % они составили?