Признаюсь, есть у меня одна вредная привычка. Когда на работе нужно спланировать продвижение мобильного приложения, я всегда забываю про оптимизацию описания для Google Play. Наверное, что-то в моем подсознании не считает Google Play таким же полноценным магазином приложений, как App Store. Кроме того, по разным оценкам, приложения на Android приносят меньше прибыли (в быту часто называют разницу в два раза, последние данные от App Annie дают разницу в 70%), а многие уважающие себя разработчики отличных игр и приложений вообще не делают Android-версию или выпускают ее через какое-то время после iOS-версии, когда уже понятно, что она гарантированно поднимется в топ за счет разогретого желания «андроедов» наслаждаться всеми теми благами, которыми наслаждаются «яблоеды». (Впрочем, есть и исключения.)
Тем не менее, к нам постоянно обращаются какие-то отчаянные люди и просят сделать им ASO для Google Play. Ниже — список мер, которые могут помочь. Как говорится, спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
Для начала пройдемся по основным факторам ранжирования приложения в поиске в Google Play.
Некоторые предположения в этой статье были сформированы не на основе чтения интернета, а на основе неформального общения с реальными разработчиками или представителями различных компаний, а то и личных (неразглашаемых) кейсов. Потому не каждое утверждение здесь будет подтверждаться ссылками. Я заранее прошу прощения за это и постараюсь обсудить такие спорные утверждения в комментариях.
1. Отзывы пользователей
В 2012 году Google Play был интегрирован с Google Plus, положив конец анонимным отзывам. Теперь все отзывы, оставленные в Google Play, якобы принадлежат реальным людям, возможно даже, действительно установившим приложение по своей доброй воле и не проживающим в Индии. На какое-то время купить такие отзывы стало сложнее и дороже, чем анонимные, но сейчас фермы проплаченных отзывов вновь функционируют вовсю.
Пользоваться такими услугами или нет — полностью на вашей совести. В отличие от Apple, Google нигде прямо не заявляет о том, что, если они заметят, что вы платите людям за отзывы, они удалят ваше приложение. Обращаться к таким сервисам имеет смысл лишь в том случае, когда ваше приложение недостаточно хорошее, чтобы подняться за счет органики, но вы все равно хотите в топ (и такое бывает, не будем отрицать).
Более цивилизованным способом получить больше отзывов будет сообщение «Понравилась игра? Оцените нас!». Тут есть еще парочка хитростей, о них — в другой раз.
Также поговаривают о важности количества g+ — сколько раз приложение «плюсанули» в Google Plus. Об этом говорят сами представители Google, но никто не знает, насколько это важно на самом деле. На всякий случай «плюсы» выращивают и продают на тех же фермах, что и отзывы, — и торговля идет довольно бойко.
2. Количество установок в день и в месяц
Новичкам здесь дается небольшая фора: если вы убедили сто ваших друзей установить приложение в первый день после запуска, у вас есть шанс весь следующий день маячить в топе «Набирающих популярность» в вашей небольшой, но гордой стране. Если вам повезло и если ваша игра достаточно хороша, есть шанс закрепить свои успехи. Больше установок — выше рейтинг. Выше рейтинг — больше установок… И вот приложение поднимается в топе само собой! Именно к этому вам и надо стремиться, имея, правда, в виду, что топ «Набирающие популярность» показывают далеко не в каждом интерфейсе Google Play.
Также известно, что данные в Google Play собираются и оцениваются за месяц. Приложения с хорошей динамикой установок поднимаются в рейтинге (а с плохой — опускаются, не забываем об этом). Таким образом, нужно поддерживать ускорение в течение месяца (или хотя бы не проседать), и удержаться в следующем месяце будет уже проще. Тут можно даже испачкать руки платной рекламой, главное не сливать деньги в индусские сетки или такие сложноконтролируемые системы, как Chartboost. Наверное, лучшим выбором для новичков в маркетинге сейчас будет Google AdWords — все-таки родной для Google Play инструмент. В июле 2015 они как раз обновились, ввели рекламу непосредственно в Google Play (об этом тоже стоит поговорить отдельно) и сделали более дружелюбный инструмент для закупки рекламы, понятный простому мобильному разработчику.
Несмотря на то, что AdMob — часть той же системы, я не берусь его рекомендовать: качественных пользователей мы в нем еще не встречали, хотя, возможно, мы плохо искали. В лично моем восприятии он все еще недалеко ушел от «индусской сетки».
3. Оценки
Больше — лучше. Хорошие оценки лучше, чем плохие. Много средних оценок лучше, чем мало хороших. На одной из мобильных конференций LinguaLeo поделились успешным опытном повышения метрик на мобильных устройствах и пришли к интересным выводам, что средняя оценка выше, чем четыре звезды, уже ни на что не влияет. Это примерно соответствует восприятию типичного пользователя: пять звезд — чудо, четыре звезды — ОК, три звезды — отстой, две звезды — провал, одна звезда — не запустилось.
4. Дата релиза и обновления
Лучшие результаты — у приложений, которые были опубликованы меньше месяца и больше двух лет назад. Почему — объяснит «Капитан Очевидность»: если за два года вы так и не поднялись, то "дело было не в бобине". Приложения, которые обновлялись меньше месяца назад, выходят на более высокие позиции. Из этого можно сделать очень здравый и правильный вывод, что обновляться нужно минимум раз в месяц, тем более что никто не будет заставлять вас ждать две недели и придираться к каждому экрану, как во время процесса ревью в App Store.
5. Название приложения
Наибольший вес имеют ключевые слова, использованные в названии приложения. Тут у вас два пути: на сторону добра и на сторону зла. Настоящие джедаи дают своему приложению уникальное название, делают из него бренд и продвигают его с помощью пиара, а также за счет качества и полезности своего приложения, чтобы затем выйти в лидеры по так называемым «брендовым запросам». Если вы еще только на пути к посвящению в джедаи или у вас много конкурентов, то можно добавить два-три релевантных ключевых слова во вторую часть названия приложения, отделив ее тире или дефисом. Желательно составить из этих слов осмысленное словосочетание, чтобы ваши ASO-старания не слишком бросались в глаза обычным пользователям. Именно эта часть ASO хорошо освещена в Рунете некоторыми известными личностями.
Что происходит на стороне зла, вы, скорее всего, уже не раз видели. Ради приличия стоит сказать, что длина названия в Google Play не должна превышать 30 символов, что реальная польза от избытка ключевых слов в названии не доказана, а реальный вред — вероятен, если ваше приложение заметят ребята из Google (да, Google недвусмысленно против этого).
6. SEO описания
Тут уж ваш внутренний маркетолог может разгуляться — страница описания приложения в Google Play оптимизируется по тем же законам SEO, которые применимы и к обычному поиску. Так что ссылайтесь и заставляйте друзей ссылаться, фаршируйте ключевыми словами, сеошьте!.. Другое дело, что эффективность такой оптимизации пока что не подтверждена сама по себе, в отрыве от других мер. Лично мне кажется, что это не работает с продуктами, у которых много аналогов (увы, 99% мобильных игр и приложений именно таковы). Ведь, судя по Google Keyword Planner, пользователи ищут в Google Play и в поиске на «мобилках» очень простые, односложные вещи, обычно такие, о существовании которых им уже известно (например, игры King или мессенджер популярной социальной сети) — это и есть те самые брендовые запросы, которые мы уже упоминали. Большей частью это — ограниченный набор ключевых слов, топовая выдача по которым давно занята более сильными и успешными игроками. Вслед за ними в топе идут те, кто использовал эти ключевые слова в названии. Может получиться так, что вы «сеошили» в поте лица, а потом оказалось, что максимум, на который вы можете рассчитывать — это третий эшелон вслед за упомянутыми выше двумя. С другой стороны, есть такое понятие, как «длинный хвост» ключевых слов, по которым редко ищут, но метко находят. Таким образом можно попробовать повысить «органику» на пару процентов в долговременной перспективе.
Есть подозрение, что SEO описания принесет еще больше пользы, если параллельно провести оптимизацию контента приложения и добавить глубокие ссылки с посадочной страницы. Эта функциональность была запущена в открытом доступе не так давно, подробнее о ней — на официальной странице Google. Чтобы это работало, у вас должно быть достаточно содержательное приложение, экраны которого как-то соответствуют (Google использует слово 'mirrored') посадочным страничкам в вебе. Такое продвижение подойдет для приложения-справочника или журнала, но его будет сложно внедрить для игры с тремя экранами и лидербордом.
7. Ретеншен
Поговаривают, что Google его считает, но никто не знает, как. Ходят смутные слухи о том, что Google отслеживает частоту запусков приложения. Apple при запуске собственных «глубоких ссылок» оговорился, что да, Apple все это считает, и что при поисковой выдаче Apple Search учитывается то, как часто пользователи открывают приложение, как долго остаются на определенных экранах. Вполне возможно, что каким-то образом это всплывет и в Google Search. Еще поговаривают, что массовые удаления опускают приложение в поисковой выдаче, и именно потому на сервисах, которые привлекают мотивированный трафик, часто просят не удалять приложение в течение трех дней.
Возможно, об этом уже где-то говорилось, но: если у вас качественное приложение, которым хочется пользоваться и в которое хочется возвращаться, то ваши шансы попасть в топ в любом магазине намного выше.
8. Интеграция с Google Plus
Сюда можно добавить «глубокие ссылки», о которых уже говорилось. Представители компании обещают золотые горы тем, кто интегрировал Google Plus, вплоть до специального выбора редакции Google Play. Реальных кейсов «золотых гор» пока не видно, если они есть, будет интересно их обсудить.
9. Наличие демонстрационного видеоролика
Этот фактор в любом случае позитивный, особенно если этот ролик хороший (или его в принципе можно смотреть без боли). С другой стороны, если у вас есть возможность записать приличный ролик, то, скорее всего, и приложение у вас достаточно хорошее, и прочие факторы выдачи вы тоже уже учли.
10. Броская иконка, привлекательные скриншоты
для всех указанных видов устройств. Это — косвенный фактор, который сам по себе не имеет отношения к ранжированию, но достаточно сильно влияет на количество органических установок. Несмотря на большое количество инструментов для превью и А/В-тестирования, эта часть оптимизации до сих пор остается скорее искусством, чем наукой. Кстати, внешние сервисы для А/В-тестирования вам больше не нужны — теперь у Google есть «Оптимизация страницы приложения с помощью экспериментов».
Напоследок три совета, как можно улучшить иконки и что работает практически всегда:
1. Используйте простые геометрические формы.
2. Используйте не более трех цветов, выбирайте их по цветовому кругу.
3. Не пытайтесь оригинальничать — выбирайте самое простое решение.
Оптимизация описания приложений — это хитрый и продолжительный процесс, в котором успех в конечном счете зависит все-таки от самого приложения. Главное в этом деле — адекватное восприятие своего продукта, а еще — готовность сотрудничать и выслушивать других, будь то мнение презренного маркетолога, оценка большинства пользователей (желательно исключить из выборки друзей и родственников) или, наконец, аналитика Google. Именно за ней остается последнее слово во всех вопросах, связанных с оптимизацией описания в Google Play.
Тем не менее, к нам постоянно обращаются какие-то отчаянные люди и просят сделать им ASO для Google Play. Ниже — список мер, которые могут помочь. Как говорится, спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
Для начала пройдемся по основным факторам ранжирования приложения в поиске в Google Play.
Некоторые предположения в этой статье были сформированы не на основе чтения интернета, а на основе неформального общения с реальными разработчиками или представителями различных компаний, а то и личных (неразглашаемых) кейсов. Потому не каждое утверждение здесь будет подтверждаться ссылками. Я заранее прошу прощения за это и постараюсь обсудить такие спорные утверждения в комментариях.
1. Отзывы пользователей
В 2012 году Google Play был интегрирован с Google Plus, положив конец анонимным отзывам. Теперь все отзывы, оставленные в Google Play, якобы принадлежат реальным людям, возможно даже, действительно установившим приложение по своей доброй воле и не проживающим в Индии. На какое-то время купить такие отзывы стало сложнее и дороже, чем анонимные, но сейчас фермы проплаченных отзывов вновь функционируют вовсю.
Пользоваться такими услугами или нет — полностью на вашей совести. В отличие от Apple, Google нигде прямо не заявляет о том, что, если они заметят, что вы платите людям за отзывы, они удалят ваше приложение. Обращаться к таким сервисам имеет смысл лишь в том случае, когда ваше приложение недостаточно хорошее, чтобы подняться за счет органики, но вы все равно хотите в топ (и такое бывает, не будем отрицать).
Более цивилизованным способом получить больше отзывов будет сообщение «Понравилась игра? Оцените нас!». Тут есть еще парочка хитростей, о них — в другой раз.
Также поговаривают о важности количества g+ — сколько раз приложение «плюсанули» в Google Plus. Об этом говорят сами представители Google, но никто не знает, насколько это важно на самом деле. На всякий случай «плюсы» выращивают и продают на тех же фермах, что и отзывы, — и торговля идет довольно бойко.
2. Количество установок в день и в месяц
Новичкам здесь дается небольшая фора: если вы убедили сто ваших друзей установить приложение в первый день после запуска, у вас есть шанс весь следующий день маячить в топе «Набирающих популярность» в вашей небольшой, но гордой стране. Если вам повезло и если ваша игра достаточно хороша, есть шанс закрепить свои успехи. Больше установок — выше рейтинг. Выше рейтинг — больше установок… И вот приложение поднимается в топе само собой! Именно к этому вам и надо стремиться, имея, правда, в виду, что топ «Набирающие популярность» показывают далеко не в каждом интерфейсе Google Play.
Также известно, что данные в Google Play собираются и оцениваются за месяц. Приложения с хорошей динамикой установок поднимаются в рейтинге (а с плохой — опускаются, не забываем об этом). Таким образом, нужно поддерживать ускорение в течение месяца (или хотя бы не проседать), и удержаться в следующем месяце будет уже проще. Тут можно даже испачкать руки платной рекламой, главное не сливать деньги в индусские сетки или такие сложноконтролируемые системы, как Chartboost. Наверное, лучшим выбором для новичков в маркетинге сейчас будет Google AdWords — все-таки родной для Google Play инструмент. В июле 2015 они как раз обновились, ввели рекламу непосредственно в Google Play (об этом тоже стоит поговорить отдельно) и сделали более дружелюбный инструмент для закупки рекламы, понятный простому мобильному разработчику.
Несмотря на то, что AdMob — часть той же системы, я не берусь его рекомендовать: качественных пользователей мы в нем еще не встречали, хотя, возможно, мы плохо искали. В лично моем восприятии он все еще недалеко ушел от «индусской сетки».
3. Оценки
Больше — лучше. Хорошие оценки лучше, чем плохие. Много средних оценок лучше, чем мало хороших. На одной из мобильных конференций LinguaLeo поделились успешным опытном повышения метрик на мобильных устройствах и пришли к интересным выводам, что средняя оценка выше, чем четыре звезды, уже ни на что не влияет. Это примерно соответствует восприятию типичного пользователя: пять звезд — чудо, четыре звезды — ОК, три звезды — отстой, две звезды — провал, одна звезда — не запустилось.
4. Дата релиза и обновления
Лучшие результаты — у приложений, которые были опубликованы меньше месяца и больше двух лет назад. Почему — объяснит «Капитан Очевидность»: если за два года вы так и не поднялись, то "дело было не в бобине". Приложения, которые обновлялись меньше месяца назад, выходят на более высокие позиции. Из этого можно сделать очень здравый и правильный вывод, что обновляться нужно минимум раз в месяц, тем более что никто не будет заставлять вас ждать две недели и придираться к каждому экрану, как во время процесса ревью в App Store.
5. Название приложения
Наибольший вес имеют ключевые слова, использованные в названии приложения. Тут у вас два пути: на сторону добра и на сторону зла. Настоящие джедаи дают своему приложению уникальное название, делают из него бренд и продвигают его с помощью пиара, а также за счет качества и полезности своего приложения, чтобы затем выйти в лидеры по так называемым «брендовым запросам». Если вы еще только на пути к посвящению в джедаи или у вас много конкурентов, то можно добавить два-три релевантных ключевых слова во вторую часть названия приложения, отделив ее тире или дефисом. Желательно составить из этих слов осмысленное словосочетание, чтобы ваши ASO-старания не слишком бросались в глаза обычным пользователям. Именно эта часть ASO хорошо освещена в Рунете некоторыми известными личностями.
Что происходит на стороне зла, вы, скорее всего, уже не раз видели. Ради приличия стоит сказать, что длина названия в Google Play не должна превышать 30 символов, что реальная польза от избытка ключевых слов в названии не доказана, а реальный вред — вероятен, если ваше приложение заметят ребята из Google (да, Google недвусмысленно против этого).
6. SEO описания
Тут уж ваш внутренний маркетолог может разгуляться — страница описания приложения в Google Play оптимизируется по тем же законам SEO, которые применимы и к обычному поиску. Так что ссылайтесь и заставляйте друзей ссылаться, фаршируйте ключевыми словами, сеошьте!.. Другое дело, что эффективность такой оптимизации пока что не подтверждена сама по себе, в отрыве от других мер. Лично мне кажется, что это не работает с продуктами, у которых много аналогов (увы, 99% мобильных игр и приложений именно таковы). Ведь, судя по Google Keyword Planner, пользователи ищут в Google Play и в поиске на «мобилках» очень простые, односложные вещи, обычно такие, о существовании которых им уже известно (например, игры King или мессенджер популярной социальной сети) — это и есть те самые брендовые запросы, которые мы уже упоминали. Большей частью это — ограниченный набор ключевых слов, топовая выдача по которым давно занята более сильными и успешными игроками. Вслед за ними в топе идут те, кто использовал эти ключевые слова в названии. Может получиться так, что вы «сеошили» в поте лица, а потом оказалось, что максимум, на который вы можете рассчитывать — это третий эшелон вслед за упомянутыми выше двумя. С другой стороны, есть такое понятие, как «длинный хвост» ключевых слов, по которым редко ищут, но метко находят. Таким образом можно попробовать повысить «органику» на пару процентов в долговременной перспективе.
Есть подозрение, что SEO описания принесет еще больше пользы, если параллельно провести оптимизацию контента приложения и добавить глубокие ссылки с посадочной страницы. Эта функциональность была запущена в открытом доступе не так давно, подробнее о ней — на официальной странице Google. Чтобы это работало, у вас должно быть достаточно содержательное приложение, экраны которого как-то соответствуют (Google использует слово 'mirrored') посадочным страничкам в вебе. Такое продвижение подойдет для приложения-справочника или журнала, но его будет сложно внедрить для игры с тремя экранами и лидербордом.
7. Ретеншен
Поговаривают, что Google его считает, но никто не знает, как. Ходят смутные слухи о том, что Google отслеживает частоту запусков приложения. Apple при запуске собственных «глубоких ссылок» оговорился, что да, Apple все это считает, и что при поисковой выдаче Apple Search учитывается то, как часто пользователи открывают приложение, как долго остаются на определенных экранах. Вполне возможно, что каким-то образом это всплывет и в Google Search. Еще поговаривают, что массовые удаления опускают приложение в поисковой выдаче, и именно потому на сервисах, которые привлекают мотивированный трафик, часто просят не удалять приложение в течение трех дней.
Возможно, об этом уже где-то говорилось, но: если у вас качественное приложение, которым хочется пользоваться и в которое хочется возвращаться, то ваши шансы попасть в топ в любом магазине намного выше.
8. Интеграция с Google Plus
Сюда можно добавить «глубокие ссылки», о которых уже говорилось. Представители компании обещают золотые горы тем, кто интегрировал Google Plus, вплоть до специального выбора редакции Google Play. Реальных кейсов «золотых гор» пока не видно, если они есть, будет интересно их обсудить.
9. Наличие демонстрационного видеоролика
Этот фактор в любом случае позитивный, особенно если этот ролик хороший (или его в принципе можно смотреть без боли). С другой стороны, если у вас есть возможность записать приличный ролик, то, скорее всего, и приложение у вас достаточно хорошее, и прочие факторы выдачи вы тоже уже учли.
10. Броская иконка, привлекательные скриншоты
для всех указанных видов устройств. Это — косвенный фактор, который сам по себе не имеет отношения к ранжированию, но достаточно сильно влияет на количество органических установок. Несмотря на большое количество инструментов для превью и А/В-тестирования, эта часть оптимизации до сих пор остается скорее искусством, чем наукой. Кстати, внешние сервисы для А/В-тестирования вам больше не нужны — теперь у Google есть «Оптимизация страницы приложения с помощью экспериментов».
Напоследок три совета, как можно улучшить иконки и что работает практически всегда:
1. Используйте простые геометрические формы.
2. Используйте не более трех цветов, выбирайте их по цветовому кругу.
3. Не пытайтесь оригинальничать — выбирайте самое простое решение.
Оптимизация описания приложений — это хитрый и продолжительный процесс, в котором успех в конечном счете зависит все-таки от самого приложения. Главное в этом деле — адекватное восприятие своего продукта, а еще — готовность сотрудничать и выслушивать других, будь то мнение презренного маркетолога, оценка большинства пользователей (желательно исключить из выборки друзей и родственников) или, наконец, аналитика Google. Именно за ней остается последнее слово во всех вопросах, связанных с оптимизацией описания в Google Play.
marvel
В силу того, что вы не контролируете качество трафика, входящего в эксперимент, таким данным можно верить весьма условно. Я не раз сталкивался с кейсами, когда у приложения/игры есть ядро (ЦА, которая платит) и есть много-много случайных пользователей (которые не платят). Оптимизируя иконку в гугле вы можете улучшить ее конверсионность для всей массы, но для ЦА она будет конвертировать хуже. Понять, какая именно работает хуже или лучше вы не сможете :(
В нашем случае — вы контролируете трафик, можете ставить трекинговые урлы и связать дальнейшее поведение пользователей в приложении/игры с тестируемым вариантом.
Dreasj
А я все жду, когда же придет Splitmetrics и расскажет про свой продукт :)
А что будете делать, когда в Google прочитают этот комментарий и добавят возможность ставить трекинговые урлы на уровне эксперимента? :) Так-то в аналитике есть возможность связывать дальнейшее поведение пользователей с тем, откуда они пришли, то есть доработать осталось всего ничего.