6. Поставщики интернет-услуг обязаны:То есть с 1-го января все сайты, хостящиеся в Беларуси, должны иметь возможность адресации по IPv6.
…
осуществлять с 1 января 2020 г. при оказании услуг по размещению в сети Интернет информационных систем и (или) информационных ресурсов адресацию по технологии, предусматривающей полную поддержку интернет-протоколов версий 4 и 6 сетевыми устройствами;
…
И, тем самым, Беларусь стала первой страной, в которой IPv6 стал закреплен законодательно.
В новостях дружно прозвучали лозунги об очередном технологическом прорыве, но… посмотрим, насколько же административно-распорядительное внедрение IPv6 оказалось успешным.
Для начала исследуем «общегражданские» ресурсы. К сожалению, списка всех доменов зоны BY в открытом доступе не нашлось, поэтому сделаем несколько репрезентативных выборок и проверим сайты на наличие AAAA-записей.
Первый список на основе популярных ресурсов по версии liveinternet.ru
Всего доменов: 2461
Имеющих AAAA-запись: 773
Итого: 31.4 %
Альтернативная «общегражданская» выборка сделана на основе логов снятых за пару часов с DNS-серверов одного регионального провайдера.
Всего доменов: 14280
Имеющих AAAA-запись: 3924
Итого: 27.47 %
Здесь следует отметить, что не все сайты в зоне BY обязаны хоститься в Беларуси.
В соответствии с Указом Президента РБ от 01.02.2010 г. № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» и Постановлением СМ РБ от 29.04.2010 г. № 644 «О некоторых вопросах совершенствования использования национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет» информационные сети, системы и ресурсы национального сегмента сети интернет, размещенные на территории Республики Беларусь подлежат регистрации в Государственном реестре. Но требуется это лишь в случае, если с использованием интернет-сайта осуществляется деятельность по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь.
Поэтому результат весьма удивил, в этих списках я ожидал увидеть не более 10% ресурсов имеющих AAAA-записи, но оказалось, что усредненные владельцы сайтов оказались вполне сознательными.
Дальнейшие анализы будут более точечными. И ресурсы в этих анализах либо являются гос-структурами, либо подпадают под указ 60 и постановление 644, то есть обязаны размещаться в РБ, и могут воспользоваться возможностями 350-го указа.
Первый из них на основе списка операторов, которым выданы лицензии на деятельность в области связи. Именно они являются поставщиками интернет-услуг, и уж они точно должны использовать IPv6 без всяких указов. Позиций в выборке меньше чем лицензиатов, так как часть организаций просто не имеет сайтов, часть получала несколько лицензий, некоторые имеют домены не в зоне BY, а другие просто прекратили существование.
Всего доменов: 159
Имеющих AAAA-запись: 35
Итого: 22 %
Неожиданно, но провайдеры и хостеры оказались более безответственными, чем среднестатистический белорус. И даже эти 22 процента не совсем честные. Исполнение больше для галочки — для основного домена прописали, остальные «забыли», например:
$ dig -t aaaa +short beltelecom.by
2a02:2208:1:1::89
$ dig -t aaaa +short www.beltelecom.by
$ dig -t aaaa +short my.beltelecom.by
$ dig -t aaaa +short sms.beltelecom.by
Да, в указе не сказано, что IPv6 предоставляются бесплатно, поэтому часть провайдеров не преминуло установить на них цену. Например, для физ-лиц Белтелеком просит 16 BYN (~475 RUB) за подсеть /64.
Но, у банков, то должно хватить денег на покупку, проверим их по перечню НацБанка:
Всего доменов: 27
Имеющих AAAA-запись: 1
Итого: 3.7 %
Один лишь ideabank.by смог раскошелиться на такую дорогостоящую услугу.
Ну ладно, банки — коммерческие организации, экономят деньги, но госорганы не будут же экономить на исполнении указа Президента и уж тут точно будет 100-процентное исполнение.
Всего доменов: 127
Имеющих AAAA-запись: 6
Итого: 4.72 %
Читающими и желающими поддержать указ оказались лишь
# РУП «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг»
$ dig -t aaaa +short centraldepo.by
2a0a:7d80:1:7::70
# Технический институт сертификации и испытаний
$ dig -t aaaa +short tisi.by
2a0a:7d80:1:7::96:335
# Президентский спортивный клуб
$ dig -t aaaa +short sportclub.by
2a0a:7d80:1:7::61:20d
# СЭЗ "Гродноинвест"
$ dig -t aaaa +short grodnoinvest.com
2a0a:7d80:1:7::95:130
# СЭЗ "Минск"
$dig -t aaaa +short fezminsk.by
2a02:2208:1:5:1:7:1:1
# Белорусская торгово-промышленная палата
$ dig -t aaaa +short cci.by
2a0a:7d80:1:7::107:10c
Ну что сказать. Сами указы пишем, сами
Ankoroid
Как бы к хабру ipv6 приделать?
А вообще я лично очень рад, что хоть кого-то заставят перейти на ipv6, особенно учитывая тот факт, что это избавит госкомпании от трат на ipv4 адреса.
Ziptar
А я лично не рад, что кто-то себе позволяет заставлять делать подобное.
Причина отсутствия тотального перехода на IPv6 ровно одна: до сих пор выгоднее сидеть на IPv4, даже несмотря на цену IPv4 адреса. Рано или поздно это перестанет быть выгодно, и тогда все сами добровольно перейдут на IPv6. Так рынок работает, и никакое вмешательство никакого государства в эту сферу попросту не требуется.
khim
Рынок похож на огонь. Освоение огня позволило человечеству быстро развиваться и без этого не было бы ни компьютеров, ни IPv4, ни IPv6 — но если предоставить огонь самому себе, то останутся только тлеющие головёшки. То же самое и с рынком: отказ от него сильно замедляет развитие, но отказ от контроля — приводит к развалу всей системы.
Нет. Учите математику. Рынок работает подобно градиентному спуску: участники рынка движутся всегда в пользу локального оптимума, но нет никаких гарантий что таким образом будет найден глобальный.
Зачастую, чтобы избежать катастроф (в математическом смысле) регулирование просто необходимо… хотя практика показывает, что «пряник» тут работает лучше, чем «кнут».
Sychuan
А вы уверены, что переход на новую версию протокола это как раз то, без чего цивилизация рухнет? Может быть стоит издать указ чтобы все переходили на новую версию Виндоус? А андройд? Бывает его совсем не обновляют!
Правила нужны и регулирования нужно. Но далеко не всегда и не везде.
khim
Ровно та же ситуация, что с переходом на электромобили (хотя там есть ньюансы).
Но при этом почему-то Тесла, которая живёт за счёт подобногй госрегуляции — это отлично, тут почему-то «на откуп рынку» ничего давать не нужно… а вот IPv6 — нужно пускать на самотёк…
Ziptar
Почему это вас беспокоит?
Не потрудитесь разъяснить подробно и со ссылками на законодательство стран, а так же с абсолютными и относительными оборотами теслы в этих странах?
Sychuan
Я не думаю, что это отлично. К тому же не знаком со степень госрегуляции.
И почему бы не пустить? Я отлично отношусь к этому. И государство, наверное, может обязать свои структуры использовать этот протокол. Или принять меры, которые облегчат его внедрение. Я не вижу причины внедрять его путем указов.
khim
Поскольку вы, вроде бы, «человек думающий», а не «истинно верующий в рынок» (типа Ziptar, который готов закрывать глаза на что угодно, когда на его святую веру посягают), то попробую ответить развёрнуто. К тому же мы, похоже, думаем почти одинаково, на самом деле.
А здесь мы как раз сходимся во мнении — я с самого начала написал: практика показывает, что «пряник» тут работает лучше, чем «кнут».Собственно это и произошло с электромобилями.
В разных странах по разному. В Калифорнии, например, если автопроизводитель продаёт меньше 10% автомобилей — то нарывается на штраф. Причём в полную меру закон заработал… в 2003м году — аккурат в год основания Tesla ровно в этой самой Калифорнии. Здорово, правда?
Впрочем в мире субсидии более популярны. Однако нет ни одной страны, где не было тех или иных программ поддержки электромобилей и они, при этом, продавались не в следовых количествах, а в каком-то осмысленном количестве.
При этом сделано это было как раз, чтобы избежать катастрофического перехода. Вопрос перехода на электромобили ещё в прошлом века в The Innovator's Dilemma обсуждался ещё в прошлом веке (кстати рекомендую эту книгу — очень хорошо описывает где и как «рыночек прокалывается»). И, в частности, там описывались разные сценарии того, что будет, когда электромобили, «вдруг», «внезапно» в середине XXI века окажутся конкурентоспособными с бензиновыми авто.
Почти неизбежные массовые банкротства автопроизводителей явно не воодешевили никого и была придумана интересная схема: а давайте сделаем так, чтобы электромобили стали выгодно производить до того, как они станут технически осмыслленными — выдавая субсидии автопроизводителям и штрафуя тех, кто отстаёт. Тогда к моменту замены все они «будут в теме» и никакой катастрофы не случится.
Однако «рыночек порешал», как обычно, довольно своеобразно: вместо того, чтобы электромобили начали, дружно, производиться всеми «традиционными» производителями (что предотвратило бы крах) — львиная доля от всех этих денег досталась как раз тем, от кого эти субсидии должны были защитить: новым производителям только и исключительно электромобилей! Здорово, правда?
Вот собственно потому так и получается, что Тесла сидит на госсубсидях, но при этом правительства разных стран её ненавидят: эти субсидии, вообще-то, не ей предназначались!
Ziptar
Уважаемый, вы меня призываете чтобы хамить? Не стоит так делать.Вы, родной мой, не понимаете как работает рынок и что такое экономические стимулы. Ровно поэтому вы не способны осознать, что практически во всех сферах, в которые влезает государство — становится только хуже, причём в первую очередь это касается так называемых «public goods», которые люди вроде вас не мыслят без государства, хотя сама история показывает, что до вмешательства государства в эти сферы — они чувствовали себя намного лучше.
Да, без государства полностью обойтись не получится. Но это означает лишь то, что его полномочия надо урезать до минимально необходимых. Вмешательство государства в интернет-отрасль совершенно определённо недопустимо ни при каких обстоятельствах и ни в каком виде, это ровно та самая область, в которую государство принципиально неспособно привнести ничего, кроме вреда и разрушений. И это совершенно явственно демонстрирует история последних десяти лет — и не только в России.
Мне с вами об этом дискутировать неинтересно, ровно потому, что это вы — религиозный фанатик, а вовсе не я. И ваш бог — это государство. Это ваши трудности, и не надо меня в них втягивать призывами. Окей?
khim
А давайте сравним, а? Ну вот хотя бы транспорт. Железные дороги в США — это всю жизнь была вотчина частных компаний… а в Европе и Японии — этим занималось государство (а частники занимались только эксплуатацией и то под контролем). Ну и где можно проехать тысячу километров за 5-6 часов?
Частников не интересует качество услуг и товара. Их интересует только прибыль. Потому там, где можно «столкнуть их лбами» и заставить конкурировать друг с другом — от них можно получить восхитетельные результаты, любой чиновник обзавидуется. А вот там, где им удаётся договориться… там результаты совсем-совсем иные.
Ах, ну да — показать себя не просто идиотом, а конченым дебилом — всё же не хочется, потому приходится всё-таки признавать очевидное. А почему, собственно, не получится? Если государство всё, ну вот просто всё — далает плохо и при этом, как вы утверждаете: государство не является единственно возможным механизмом удержания людей от агрессивного насилия.
Так где вы врёте — там или тут? Зачем нужно государство если оно всё делает плохо и есть альтернативные механизмы для всего, чем государство занимается?
Да, это то, что МВФ рекомендует всем и каждому. Вот только почему-то это всё рекомендуется развивающимся странам, для себя — подходы совсем иные. Регламентируется всё, вплоть до того, какой формы должны быть огурцы, которые вы можете захотеть выращивать и как нужно делать сыр, чтобы он был «правильным».
Ну да, конечно. А доказательства — будет придумывать Пушкин.
Чем Интернет принципиально отличается от тех же железных дорог? Да, лет 20 назад, когда в одной Москве имелось больше тысячи провайдеров — Интернет отлично работал и без всякого госрегулирования. Однако чем дальше в лес — тем меньше становится конкуренции и, соотвественно, тем хуже работает рынок. Начиная с какого-то момента государство будет вынуждено контролировать Интернет — хочет оно того или нет.
В США вызывают Цукенберга «на ковёр в Сенат», в России — штрафуют Гугл за то, что он рекламирует «дурь»… подходы разные, но задача у всех этих действий одна.
Серьёзно? А что, собственно, случилось за последние 10 лет? Конкретика будет?
Конечно вам неинтересно дискутировать — я же факты потребую. Которых у вас нет. А зато от других вы, разумеется, их требовать не стесняетесь. Когда на вашу веру посягнули что вы потребовали? Ах, ну да: не потрудитесь разъяснить подробно и со ссылками на законодательство стран. Ну дык я привёл и подробное объяснение и ссылку. Одну пока, но могу и больше.
А вот от вас — одни только рассказы о том, какой вы д’Артаньян… и ни одного факта и ни одной ссылки — что характерно.
Mazdader
В общем-то именно поэтому американцы вполне успешно летают внутри страны на самолётах вместо того, чтобы трястись в поездах… При этом по вполне демократичным ценам. Рынок показал, что так выгоднее и удобнее. Хотя и ЖД пассажирские перевозки тут не вполне умерли. Просто не пользуются популярностью. А популярность ЖД перевозок в Европе и Японии как раз обусловлена скорее не доброй рукой государства, а географическими особенностями регионов (в частности, размером территории).
Ziptar
Ярчайший пример абсолютного непонимания принципов работы рынка и экономических стимулов. Эталонный, я бы сказал.
Собственно, как я уже сказал, с вами мне совершенно точно обсуждать нечего.
Sychuan
И именно тогда случился «Золотой век» железных дорог. А железные дороги всегда были разными и частными и государственными в США в разное время. Сейчас пассажирские перевозки, как раз государтсвенные (ой, как же так!) в основном, а грузовые в основном частные. И они, кстати, очень успешны. Да представьте себе пассажирские поезда не являются самым популярным средством передвижения в США, где на 1000 человек приходится 900 автомобилей и отлично развиты авиаперелеты.
В Японии железные дороги частные. Создали их тоже частники. Потом значительную их часть национализировали, хотя частные ЖД оставались всегда, потом в 80-ые годы приватизировали назад. Как видите 40 лет спустя частные железные дороги в Японии чувствуют себя неплохо. И эксперименты с маглевами и расширение сети все вроде бы происходит неплохо.
В Великобритании, как вы понимаете, жд тоже создавали частники. Во время пузыря «железнодорожной мании» в 19 веке построили 10 000 км дорог, сегодня в Британии их 18 000км. Потом их национализировали. Потом попробовали приватизировать и открутили назад. Вобщем зависли в каком-то странном состоянии.
Как видите, отношение государтсов — частники даже в такой казалось бы сфере не однозначное, сложное и многогранное. Не нужно сводить его к простому лозунгу «Американцы страдают без жд, потому что оно частное, а в Европе все цветет, потому что государство».
Это хорошо?
Да, одна. Распространить власть чиновников и правительства во все сферы жизни.
Есть множество вещей, которые хочется регулировать для общего блага. И даже какую-то пользу это может принести. Обязать всех обновится до последних версий андроида, срочно перейти на SSD вместо HDD (экономия электричества!). Однако, большинство этих телодвижений не нужны, а их польза ничтожна или сомнительна. IPv6 никуда не денется. Это не вопрос национальной и общественной безопасности, не помощь бедным или больным, это не спасет экологию.
Ziptar
Я не буду комментировать это, а лишь задам вопрос по поводу этой фразы:
Я извиняюсь, а акциз, по-вашему, это рыночный механизм?
khim
Этот вопрос уведёт нас далеко в сторону. Если кратко — акциз, конечно, нерыночный механизм, но это — разновидность налогов, а без налогов рынок существовать не может.
Потому что в отсутствии налогов вам не на что содержать государство, а без государства никто и ничто не может удержать людей от того, чтобы «отнять и поделить» товары у их более удачливых соседей — что автоматически ломает любой рыночный механизм.
А вот уже отказ от акцизов для одних участников рынка, притом, что они сохраняются для других участников того же рынка — это уже точно не рыночный механизм, так как он ставит часть участников рынка в привелигированное положение.
Ziptar
Всё понятно, более вопросов не имею.
Государство не является единственно возможным механизмом удержания людей от агрессивного насилия.
Автомобильное топливо и авиационное топливо — это разные рынки.
Karpion
Рынок без налогов не существует по причине «трагедии общин» — налоги нужны как минимум на управление общим ресурсом.
Любая организация, которая будет удерживать людей от агрессивного насилия — довольно быстро превратится в прото-государство; и затем станет медленно эволюционировать в сторону государства одного из известных типов (или, что маловероятно — в государство нового типа).
SkiBY
Мопед не мой, но инфа 100%
В Беларуси уже много лет, как есть проблема количества IPv4 адресов. Их не хватает. Уапсче. Когда опять же много лет назад решали, переходить массово на IPv6, решили не переходить, а
попилитьпо NATить. Но проблема не ушла волшебным образом.Поэтому вы и видите этот Указ.
VEG
Вспомните времена до повсеместного применения Micro USB. У каждого производителя телефонов были свои проприетарные разъёмы, один страннее другого. ЕС замотивировал почти всех перейти на единый стандарт. Сейчас планируют и Apple вынудить перейти на USB-C. По-моему, использование единого стандартного разъёма всеми производителями — хорошее дело. Предложит кто-то новый стандарт, объективно лучше старого по всем фронтам — можно подумать и о замене стандарта. Но без помощи со стороны мы, скорее всего, так и жили бы с нестандартными разъёмами у каждого производителя телефонов, так как они не всегда хотят договариваться о каких-то стандартах, не всегда это им выгодно.
Ziptar
Это величайшее достижение… Просто курам насмех.
Sychuan
Интересно, как без помощи государства создали OpenGL, HTML и CSS. Неужели и тут ЕС замотивировал? Как так случилось, что все операционные системы понимаю JPEG и PNG? неужели это прописано в каком-то толстом документе? И как частники договорились делать все вещи вроде гвоздей и шурупов стандартных размеров (да, этот тривиальный сегодня момент был согласован еще в 19 веке, когда люди поняли, что так проще и выгоднее).
VEG
Если бы вы внимательно прочитали то что процитировали, то заметили бы, что там дважды упоминается «не всегда». Есть хорошие примеры, когда победили открытые и свободные стандарты типа HTML/CSS/JS (хотя попытки протащить в веб проприетарные форматы и расширения были, тот же ActiveX). Есть и плохие примеры. В случае с разъёмами — компании не хотели договариваться. У всех были свои уникальные разъёмы, и это факт. Видимо, потому что на фирменных зарядках, кабелях и т.д. — можно тоже зарабатывать.
khim
Вы лучше скажите как так случилось, что они ничего другого не понимают. PNG был изобретён в 1996м году, JPEG в 1992м… с тех пор не изобрели ничего получше? Изобрели, конечно… но без «спасительной директивы ЕС» ничего изменить нельзя.
Вы это всерьёз? Покажите «на бис», как вы выкрчиваете шурпчик из ODD и вкручивваете в HDD. И с каким усилием это происходит.
Разные они потому что. #6-32 UNC и M3. Дюймовые и метрические… в одном корпусе для одной и той же цели.
Вот примерно так и работают стандарты «без живительных директив ЕС»… впрочем и с ними — тоже. Потому что Apple-то «нагнуть» не удалось, так что пока что всё равно у нас несколько тивов разъёмов.
Но хорошо уже то, что десятки (или сотни?) разных загадочных видов кабелей (штуки по 3-4 у каждого производятеля сотовых) больше не нужны.