Удаленка – вынужденный тренд этой весны. К концу марта, когда началась всеобщая самоизоляция, в наших региональных центрах мониторинга и реагирования на кибератаки Solar JSOC уже полным ходом шли традиционные стажировки. Мы были уверены, что готовы ко всему, но…



— Он слишком сильно жмет, это не по плану.
— Планы меняются.

Кэррол Шелби, фильм «Ford против Ferrari»

При чем здесь Шелби, спросите вы? Знаменитый автогонщик и конструктор Кэррол Шелби всегда готов был пойти на авантюру и мог придумать нетривиальное решение в непростой ситуации. У нас гораздо больше общего, чем кажется. Из-за ситуации вокруг COVID-19 планы действительно поменялись. Нам предстояло проделать колоссальную работу по перестройке инфраструктуры, чтобы не только обеспечить удаленный доступ для сотрудников, но и не растерять потенциально интересных стажеров в условиях обучения в стиле HomeOffice. Как мы с этим справились, и что думают о работе из дома сами стажеры, читайте ниже.

Обычно наш курс стажировки начинается с теоретического блока, где ребятам рассказывают о последних тенденциях в ИБ, АРТ, Threat Intelligencе и базовых навыках работы в мониторинге. После они закрепляют полученные знания на практике – подключаются к SIEM-системе и участвуют в расследовании инцидентов. В конце стажеры выполняют несколько тестовых заданий со сгенерированными атаками. Лучших мы приглашаем работать у нас. Когда стало ясно, что проводить очные встречи невозможно, мы начали переводить стажеров на удаленный формат.

Речи о том, чтобы отменить или перенести стажировки, даже не шло. Обучение должно было продолжиться, несмотря ни на что! Не буду углубляться в детали проделанной работы по переходу на удаленный формат, просто покажу немного статистики по количеству удаленных подключений в марте:

image
Иногда любые слова… они… бесполезны. А от инструментов есть польза, потому что ими можно что-то починить.
Кэррол Шелби, фильм «Ford против Ferrari»

Для проведения онлайн-занятий мы выбрали две площадки – Zoom и Skype. Довольно простое и действенное решение. Но если с теоретическим курсом все было понятно (тут мы по факту ничего не теряли), то с практическими занятиями нас ждал довольно увлекательный трип. Начиная с предоставления удаленного доступа к тестовому стенду (спасибо ИТ-команде, которая молниеносно среагировала и обеспечила практически катастрофоустойчивый доступ к серверам за счет оперативной смены железа) и заканчивая весомым расширением лицензий для удаленного доступа.

Не обошлось без таких важных банальностей, как передача стажерам кредов для VPN. Кто-то мог отнестись к этому либо довольно халатно и просто – например, отправить запароленный архив с кредами, а пароль сообщить при личном видеозвонке. Но для лучших студентов (а мы ищем именно таких) это было слишком просто. Поэтому, чтобы получить пароль, ребятам нужно было решить задачку.

Всем стажерам на личные почты мы выслали креды на VPN. Каждый такой архив был запаролен, а в письме было написано некое число. Логика такая:

  • берем это число и к нему прибавляем сумму чисел личного номера телефона, который стажеры указали на первом занятии,
  • к полученной сумме дописываем сумму чисел личного номера телефона,
  • перед полученной комбинацией цифр пишем S0l@r.

Да, задание несложное, зато увлекательное :)

Но одно дело настроить системы, другое – людей, ведь к работе в дистанционном формате готовы далеко не все. Казалось бы, в удаленке много плюсов: не надо ехать в переполненном транспорте или стоять в пробках, можно начинать рабочий или учебный день прямо из постели и неплохо сэкономить на кофе и булочках по дороге в офис. Но, согласитесь, сложно сосредоточиться, когда во время ВКС на заднем фоне появляется родственник в «домашнем» или в кадр врывается любимый котик, да и бытовые дела постоянно отвлекают от работы. Да и наши коучи привыкли получать реальный feedback при взаимодействии с ребятами в аудитории: чувствовать их настроение, видеть вдохновленные (ну или непонимающие) взгляды. Словом, мы замерли в ожидании…

А потом засучили рукава и ринулись в бой! О том, как все сложилось и что поменялось, рассказывают участники сей авантюры – стажеры и наставники.

В каком формате обычно проходят стажировки?


Наставник Артемий Саранский, инженер второй линии мониторинга Solar JSOC в Самаре: «Теоретический курс обычно разбит на три блока: сети, операционная система и безопасность. На практических занятиях мы показываем работу инженеров мониторинга с помощью SIEM-платформы. Потом стажеры занимаются самостоятельными расследованиями сгенерированных тестовых инцидентов».


Зато дома можно создать свою атмосферу

Наставник Артём Шурховецкий, технический руководитель Solar JSOC в Ростове-на-Дону: «Мы даем базу по всем направлениям от мониторинга до форензики, но больший упор сделан все-таки на мониторинг. Для практики в SIEM-системе берем реальные события, из которых убираем чувствительные данные, и выдаем их ребятам для анализа».
Как попал на стажировку?

Стажер Игорь Маслов, выпускник Донского государственного технического университета: «Зимой я окончил университет по специальности компьютерная безопасность, и на защиту диплома пришли представители «Ростелеком-Солар», которые и пригласили меня на стажировку. Занятия начались в феврале, мы уже прошли всю теорию и сейчас занимаемся непосредственно в ArcSight: подключаемся по удаленному рабочему столу, смотрим инциденты и анализируем их».

Как вы переходили на удаленный формат?


Наставник Артемий Саранский: «Переход на удаленку на стажировке почти не сказался, потому что мы с ребятами успели завершить теорию и уже перешли к практике. Радует, что я даже успел показать им SIEM-платформу, а они – с ней поработать. А в марте стажеры как раз должны были перейти к самостоятельным тестовым расследованиям. Единственная проблемой была выдача удаленных учетных записей, но мы с ней быстро справились».

Наставник Артём Шурховецкий: «Когда объявили о переходе на удаленный формат, мы уже переходили к практическим занятиям. А это значит, что надо было организовывать доступ стажеров к тестовому стенду, причем оперативно, буквально за пару дней. Я подготовил для всех логины и пароли на VPN, а ребята должны были сами придумать способ, чтобы максимально безопасно передать эти данные.

Еще в плане стажировки были командные задания – одно из них мы успели сделать в очном формате, но как организовать это дистанционно, пока не придумали. Поэтому мы немного поменяли программу и на онлайн-конференциях стали задавать ребятам больше вопросов, чтобы получить от них обратную связь».

Стажер Владимир Кондратьев, студент 5 курса Самарского национального исследовательского университета им. С. П. Королева: «Когда нам сказали, что все продолжится в дистанционном формате, я очень удивился. Многие компании, которые сейчас вынужденно перешли на удаленку, сначала думают о том, как организовать работу для сотрудников, а стажировки отходят на второй план. Но в «Соларе» все было организовано хорошо. Я не первый раз прохожу полностью дистанционную стажировку: в девятом классе был подобный опыт, так что я даже немного поностальгировал.

Мы начали стажировку в декабре: прошли всю теорию и успели провести два практических занятия. Потом нам выдали учетные записи VPN, по которым можно подключаться к стенду ArcSight. Сейчас нам надо выполнить три практических задания и отправить отчет наставнику. В общем делаем то же самое, что и в офисе, только уже со своих ноутбуков».

Стажер Игорь Маслов: «Когда нас перевели на дистанционный формат, воспринял это как должное, потому что лучше все-таки пересидеть дома. Нам выдали учетные записи, но надо было придумать безопасную передачу логина и пароля. Предлагали разные варианты – от протоколов криптографии по типу Диффи-Хеллмана до обычного Telegram. В итоге остановились на архиве с паролем, который каждый стажер должен был подобрать самостоятельно».


Кажется, за время карантина у нас появились новые стажеры

В чем особенность такого формата, и какие сложности есть?


Наставник Артемий Саранский: «Сейчас я, как и раньше, даю задания, а ребята мне отвечают в любой доступной форме. Некоторые пишут и в два часа ночи. При этом многие стажеры еще студенты, и в вузах тоже много нагрузки, но они все очень стараются.

Сам я – за личное общение, потому что так лучше видно, кто больше заинтересован, у кого горят глаза и есть желание узнавать что-то новое. Хотя даже в дистанционном формате человек, у которого есть запал, не будет стесняться спрашивать. Мне очень помогло то, что мы со стажерами знакомы уже не первый месяц (занятия начались в декабре), но финальные оценки, наверное, в этот раз будет ставить сложнее. Надеюсь, помогут видео-собеседования».

Наставник Артём Шурховецкий: «Сейчас проблема только в том, что не у всех стажеров есть возможность выйти в интернет в хорошем качестве. Иногда «отваливается» Zoom, иногда VPN… Но все равно те ребята, которые тянутся к знаниям, не потеряли своей хватки. Конечно, когда сидишь в аудитории и видишь глаза каждого стажера, становится ясно, понимает он или нет. Жаль, что те ребята, которые чего-то не понимают и при этом стесняются спросить, в дистанционном формате, наверное, зажимаются еще больше и отдаляются от меня как от лектора».

Стажер Владимир Кондратьев: «Самое сложное – организовать себя. В отличие от офиса, дома очень успокаивающая обстановка. При этом дистанционный формат требует больше времени, потому что ты не можешь своевременно задать вопрос наставнику и получить оперативный ответ – некоторую информацию приходится искать самому. Еще есть сложности с заданиями, которые мы получаем: не всегда быстро вникаешь в суть. Дистанционно на это нужно больше времени, чем если бы ты пришел на занятие, где можно посоветоваться с коллегами – ведь коллективный разум все равно сильнее».


В Zoom главное правильно подобрать фон

Стажер Игорь Маслов: «С первых дней стало ясно, что дома нет той рабочей обстановки и надо заставлять себя удобно сесть, подготовить рабочее место. Можно, конечно, взять ноутбук в кровать, но тогда информация будет восприниматься совсем по-другому. Потом нужно попросить, чтобы тебя не отвлекали, а то люди думают, что если ты сидишь дома, то тебе можно что-то рассказать или попросить сделать. Меня домашние сначала отвлекали, но со временем всем стало понятно, что мы занимаемся, а не просто в Skype болтаем».

Можно ли отказаться от очных стажировок?


Наставник Артемий Саранский: «Точно нет. Удаленный формат, конечно, может быть, особенно, если других вариантов нет. Но, даже проводя дистанционные стажировки, надо понимать, что ты не только даешь знания онлайн, как Википедия, но еще должен что-то хорошее делать в головах людей как наставник».

Наставник Артём Шурховецкий: «Если цель стажировки просто дать знания, то материал можно читать и дистанционно. Если же задача – отобрать лучших, то, конечно, нужно как-то внедрять командные задания, что сложно делать дистанционно. В любом случае эта стажировка не пройдет бесследно, мы получим уникальный опыт, а это всегда хорошо. Хочу пожелать ребятам не относиться к стажировке как к лекции в университете. Наставник это не профессор, а человек, который прежде всего делится своим опытом, а не знаниями из интернета».

Стажер Игорь Маслов: «На мой взгляд, полностью перейти на удаленный формат, конечно можно, но это будет все равно тяжело. Дома ты больше не хочешь что-то делать, чем хочешь – тут уютно, тепло и ты расслаблен. Хотя многое зависит от человека – если он захочет, то он и дома может читать различные мануалы и учиться. В удаленной работе есть свои плюсы – больше времени проводишь дома с родными и близкими. Поэтому я думаю, что карантин скоро закончится, и все будет хорошо».


Даже дома можно быть на высоте — главное не подниматься слишком высоко перед веб-камерой

Стажер Владимир Кондратьев: «Полностью перейти на дистанционный формат стажировки, наверное, можно – это больше связано с технической стороной вопроса. Если компании готовы разрабатывать методички и выделить сотрудников, то все организуется без проблем. Но все-таки лучше, когда можно прийти и поговорить напрямую с наставником. И хотя у меня нет особых проблем с удаленкой, когда я ходил в офис, было как-то и спокойнее. Атмосфера офиса JSOC, в которой мы успели провести несколько месяцев, всем запомнилась и очень хочется туда вернуться Надеюсь, после стажировки нас ждет работа, но уже без карантина».
Победить могут только те, кто с охотою идет на борьбу.
Петр Столыпин

Действительно сейчас каждый бизнес борется с возникшей ситуацией. Вот и мы не опускаем руки и не останавливаемся, как не останавливаются и наши стажеры. Хочется верить, что мы скоро увидимся не в окошке веб-камеры, а в реальной жизни.

Всем здоровья и выдержки!