Памятка будущему PM
Последнее время в связи с ростом курса валюты вопрос перехода в IT становится все более востребованным. Люди, которые раньше и не думали о работе связанной с технологиями, сейчас серьезно задумываются об этом и нередко после основной работы посещают специализированные курсы, занятия. Цель данной статьи — помочь новичкам или еще колеблющемся уяснить основные требования к должности «менеджер проекта» и помочь сделать первые шаги.
С чего начать
Если хороший программист начинается с высшей математики, то основа любого менеджмента — это дисциплина. Сложилось так, что человек, который не может навести порядок в личной жизни, придерживаться распорядка дня, систематически работать над собой, не способен принести в проект порядок и уют. Когда мы даем себе слабину и позволяем опустить руки, нужно вспомнить, что:
вода точит камень, труд сделал из обезьяны человека, а дисциплина сделает из вас первоклассного управленца.
Для того, чтобы выстраивать правильные процессы, а главное их контролировать, необходимо иметь знания, навыки и инструменты. Правильный менеджмент — демократия при принятии решений и диктатура при их исполнении. Своей диктатуры я добиваюсь с помощью метода «Васи Кислого», о котором кстати уже неоднократно писали на Мегамозге. Я не буду в очередной раз разжевывать азы тайм-менеджента и GTD, а просто оставлю ссылку на интерпретацию Васи, которая лично в моем случае укладывается в закон Парето.
Затрачивая минимальное количество времени на поддержание методологии, я получаю удобный блокнот, задачник, напоминалку в одном лице. В моем случае мобильным помощником выступает Wunderlist, но я не исключаю, что в будущем при увеличении количества проектов, их объема, количества исполнителей я буду нуждаться в более функциональном инструменте, вроде Things или Omni Focus, но для старта эти решения будут проигрывать тем, что как минимум они платные.
Методология управления проектами
Зоопарк методологий сегодня может напугать новичка, но при этом не гарантировать решения проблем старожилу. Так как выше я обозначил, что наша сильная сторона — дисциплина, то я бы не стал заходить в управление проектами со стороны гибких методологий. Хотя Scrum, Kanban и прочие с одной стороны обладают низким порогом входа, с другой они не прививают основных понятий и навыков и позволяют менее формально подходить к процессам, что плохо для новичка. В нашем случае нужна инструкция: «Красное крутить, желтое забивать», которой по моему мнению, является PMBok. Фактически являясь «золотым стандартом», он очень подробно расскажет из чего состоят стадии проекта, какие процессы включаются, какие присутствуют точки входа и выхода, инструменты для решения задач. Несмотря на свою подробность, он не является методологией и руководством к действию, набор предлагаемых инструментов местами взаимоисключающий, поэтому рассматривать его стоит исключительно, как фраемворк. Интернет сейчас изобилует, как видео, так и аудио-материалом на эту тему и сомневаюсь, что у вас будут проблемы с тем, чтобы его найти. От себя могу порекомендовать минимально необходимый курс, который подойдет скорее тем, кто уже сталкивался с управлением проектами, но при этом не знает ничего о PMBok.
Инструменты управления проектами
Если методологий управления проектами просто много, то инструментов, которые упрощают с ними работу неисчислимое количество. Среди самых популярных фигурируют Jira, Trello, Asana, Redmine, Harvest Forecast, BaseCamp, Podio и другие. Я убежден, что разобраться с любой из них не составит труда ни у кого, поэтому обращать внимание на инструменты и ставить себе задачу досконального изучения одного или нескольких из них бесполезно. Во всяком случае, если того будет требовать должностные обязанности, начать пользоваться любым из них вы сможете в первый же день, на вторую неделю вы будете знать не только основные, но и скрытые функции и фичи, а через три месяца можете смело себя именовать экспертом в данном ПО.
Soft Skills или разделяй и властвуй
Ключевая ошибка многих менеджеров, что они стремятся стать такими:
И это прямой путь к тому, чтобы быть ненавистным человеком в офисе и под копирку клепать проблемы в проектах. Отдельным пунктом стоит понятие «Лидерство», которое читается почему-то не как «дисциплина, ответственность, принятие решений», а воспринимается необходимостью стать «восторженным идиотом», который ведет проект в пропасть.
Хороший менеджер никогда не позволяет себе разделять ответственность или рассказывать дизайнеру, что вот тут «нужно поиграться шрифтами». Исходя из того, что каждый человек в команде должен находится на своем месте и при этом менеджеру не приходится совмещать обязанности, его идеальный портрет должен выглядеть так:
Для того, чтобы стать хорошим менеджером и завоевать авторитет в команде, помни:
- управляй не людьми, а процессами
- бери ответственность на себя
- анализируй и не допускай повторения инцидентов, а не ищи крайних
- уважай членов команды и их потребности
- умей говорить «нет»
Данный список можно продолжать практически бесконечно долго, но даже сейчас каждый из пунктов описан в литературе настолько подробно, что едва хватит жизни это все прочитать.
Поиск работы и собственное развитие
Для начала я советую подписаться на рассылку (email, rss) вакансий интересующей вас должности и смежных с ней (менеджер проекта, менеджер продукта, бизнес-аналитик, координатор проекта). Далее вы ежедневно анализируете предложения, которые есть на рынке, и формируете набор технологий, которые вам необходимо изучить. Достаточно одной недели и 30-50 вакансий, чтобы определить минимальный набор знаний, которые от вас ожидает работодатель. Задача из всего многообразия выявить свои наиболее слабые места и подтянуть в допустимый срок.
Кроме изучения технологий, методологий и инструментов не лишним будет почитать бизнес и менеджмент литературу. Количество книг на рынке зашкаливает и прочитать это все не представляется возможным, поэтому со временем вы сформируете свои параметры и будете сами принимать решения относительно той или иной книги, а для старта я могу порекомендовать следующие:
- «Lean Startup», Эрик Рис.
- «Безумно просто», Кевин Сигал.
- «Эссенциализм», Грег Маккеон
- «Цель», Элияху Голдрат
- «Теряя невинность», Ричар Бренсон.
- «Сила привычки», Чарльз Дахигг
- «Мифический человеко-месяц или как создаются программные системы», Фредерик Брукс
- «Меньше, но лучше», Мартин Бьяуго, Джордан Милн
Последний практический совет будет касаться правильной работы с материалом. ИТ динамично развивается и быть в курсе, значит представлять ценность. Для организация правильной работы с новостными материалами или статьями я использую связку RSS читалка + Pocket (сервис отложенного чтения). Каждое утро начинается с просмотра rss ленты и «пролистывания» несущественных и малоинтересных новостей, при этом все что представляет ценность отправляется в Pocket. Данная программа имеет для меня наибольшую ценность и я стараюсь погружаться в нее каждый раз, когда у меня есть свободная минута. Раньше я тратил это драгоценное время на бесполезный серфинг, социальный сети, игры убийцы времени, сейчас я всегда знаю, что меня ждет интересная статья.
Комментарии (5)
x256
21.08.2015 09:06Картинка про степень 365 — снесло крышу, отправлю всем!
Про «хороший-плохой менеджер» отлично, идеальный эпитет «восторженный идиот», наверно все такими были. :)
Надо, наверно, заметить, что это объяснение лидерства исходит из «теории Y» (люди всеняшкиизначально замотивированные), а по факту всё бывает не так, и приходитсяпинатьработать и по другим осям, «теория X» и всё такое. А с другой стороны, например, уважение членов команды (во всех смыслах) часто считают просто «гигиеническим», maintenance фактором. Тут можно было бы дать каких-нибудь типичных ссылок, где всё разжёвано, но вообще рекомендую твёрдую пищу типа Management. Barron's Business Review Series (в Москве, скажем, везде продаётся).
Dafgroup
Хорошая статья и не одного комментария, обидно.
enjoykaz
Спасибо. Зря я наверное готовился к обратной связи, рассчитывал по ее результатам вторую часть написать.
ColorPrint
Нечего добавить )