Я программист в душе. Первую программу написал в 8 лет — игра на ламповый телевизор (24 года назад). Данный проект — это вызов для меня. Я лично не написал ни одной строчки кода. В процессе перекупили основного кодера. Дочь глотнула батарейку — стресс на неделю. Коронавирус. И факапы на старте, которые привели к доп расходам на 25% бюджета. Команда 7 человек и я. Сроки реализации 4 месяца.


Основные идеи в которых утвердился


  1. Если у Вас процесс занимает больше пару часов в день — скорее всего у вас все работает неправильно и много процессов завязано на Вас лично.. 
  2. Надо делать все, чтобы команда была самоорганизована. PM должен только организовывать процесс и только присматривать за процессами.
  3. PM + Product это одна профессия, по другому получится говняный результат! (взято из биографии Джобса). Дизайн и UX наше все! И не важно какой крутой вы процесс организуете, если заказчику не понравится!!! Важно подобрать талантливого дизайнера в проект.
  4. Со старта организовывать ОТК — в моем случае это доверенный тестировщик (подчеркиваю доверенный — исключаю сговоры), который попутно осуществляет контроль за процессами 
  5. Важно соблюдать пошаговость процессов — это позволит сильно сократить бюджет. Не все люди нужны на фулл тайм со старта.
  6. Упрощай. Непрерывное совершенствование кайдзен. В моем случае периодический вопрос — как можно улучшить, ускорить? Что я делаю не так? Что можем упростить? итп
  7. Не бойтесь менять процесс если видите что, что-то идет не так и тормозит работу.
  8. Командообразование, но очень важный момент — в команде должны быть тщательно подобраны люди. Все помним про ложку дегтя. (когда-то такая ошибка мне стоила 100 тыс уе и год жизни).
  9. Диалог. Коронавирус и зум дал понимание — важно слушать о чем идут диалоги в команде. В моем случае, мне удается вовремя скорректировать важные ошибки. Очень часто в таком подслушивании выясняется, что задача данная Вами — искажена или не понята!
  10. Скрам не работает для мелких бюджетов. Аджайл хорошо, но последнее слово за PM. Важно влюбиться в проект (или не браться за него) и быть его Product менеджером
  11. Ваши проблемы — это лично Ваши проблемы. Заказчик о них не должен знать. Он также не должен знать Вашего плохого настроения. В то же время — вы должны быть на 100% вовлечены в его проблемы. Строим отношения — клиент оценит.

Мои факапы и выводы по проекту


  1. У PM однозначно должен быть планшет и пенсил чтоб рисовать то, что ты хочешь от людей. Слова часто не так трактуются. 
  2. Нужно очень серьезно подходить к подбору людей, лично проводить контрольное собеседование и очень внимательно слушать о чем они говорят. В моем случае — я начал вести досье на сотрудников.
  3. Надо понимать кто и ради чего работает. И надо стараться знать о личной жизни людей в команде. Следить за настроением людей на планерках и узнавать что у них там не так. Строим отношения.
  4. Если перекупили — отпускай с улыбкой и обнимашками (потом это позволит консультироваться по написанному им коду). Спроси почему, дабы искоренить ошибку. Ну и перед уходом накидай ему все баги какие есть — опыт показал что они фиксятся в 3 раза быстрее чем обычно. 
  5. СПРАШИВАЙ У СОТРУДНИКОВ. Как это делается? Как надо? Как думаете? Как лучше? — Вы генерал — они на передовой, им виднее! 
  6. Важно либо лично знать как и что делается либо иметь супер оптимистичного доверенного тех лида. В моем случае я очень часто переубеждал людей что у них получится, что это не сложно и резал сроки в 2-3 раза. Ну и понимать что сотрудник несет какую-то херную — очень ценно!!!
  7. Не соглашаться с не получилось. Иди и делай дальше — я в тебя верю. Сработало раз 50. Взято из биографии Форда
  8. Хвали при всех. Закрывай рот и делай замечание при всех (это твой авторитет в стае)! Выноси мозг — one to one.
  9. Получилось случайно и сработало. На старте рабочий день 7- часов в день — креативность. Во время закрытия проекта — 8+ часов когда идет фикс багов и канбан. (идея взята из гарвардской статьи General Electric)
  10. Скрам по фичам а не по срокам. В моем случае сработало. Скрам по классике давал 2 недели кодинга и неделю фикса багов (в счет нового скопа работ). Полное непонимание людей что делать. После перехода на скрам по фичам — все пошло в 2 раза быстрее чем было без скрама.
  11. Не бойся позвонить клиенту и сказать, что просрал сроки. Главное сделать это заранее.
  12. Пошаговость реализации проекта — позволяет очень сильно сэкономить бюджет.
  13. Лучше сильно мудохаться над UX чем потом переделывать все с командой
  14. Поверь в проект сам. Влюбись в него сам (даже через не хочу). Просто прими, что это работа всей твоей жизни. Только после этого включаются остальные. Работает это и наоборот.
  15. Следите за слабыми звеньями — сильные хотят работать только с сильными (С. Джобс)
  16. СВОИ СОМНЕНИЯ НУЖНО ДЕРЖАТЬ ПРИ СЕБЕ. Может показаться, что ничего особенного не сказал, а люди уже пошли работу искать. В моем случае я заикнулся о том что не вижу перспектив в angular из-за его сложности. Чужие сомнения — жестко пресекать и при всех
  17.  Онлайн команда дала мне +2 часа в день и очень сильно улучшило рабочий процесс (опять же правильный подбор людей по ценностям)
  18. САМООРГАНИЗАЦИЯ — надо максимально стремиться к тому, чтобы люди контактировали друг с другом и сами предлагали что им сделать. В моем случае — утренняя планерка и тупейший вопрос, который по началу ставил людей в ступор. Что сделал вчера? Что будешь делать сегодня? Возможно есть какие-то сложности.
  19. Правильный ОТК = ваша свобода и куча времени для проекта
  20. Общение в  Zoom — позволяет оглашать всем все моменты по проекту. Часто те, кого это не касалось сильно поправляли других.
  21. Команда станет командой, если решит нерешаемый баг совместным консилиумом. В моем случае была поставлена задача — не уходить пока не решим проблему, ибо нам надо показать клиенту чтобы нам дальше платили зп (тут схитрил). Важно дать понять людям, что зп платит не фирма, а клиент!!!!
  22. Устранить муд из процессов. Думать об этом надо самому и постоянно спрашивать как можно сделать лучше. (книга Гемба Кайдзен)
  23. Любая проблема дана нам для того, чтобы мы ее решили и заработали на ней деньги (С. Тигипко — книга группа Приват). В моем случае, только когда я оказался в рамках ограниченного бюджета, серьезно начал относиться к оптимизации и пошаговости процессов. Заказчик оценил.
  24. Дал обещание — отвечай за свои слова. Лучше не обещать! Это Ваш авторитет в команде. ДЕЛЕГИРОВАТЬ!!! (книга 5-ти минутный менеджер)
  25. Всегда говори о людях позитивно. Всегда даже если они факапят — говори другим что у них все получится и будет все ок. За спиной не говорим ничего плохого — только в лоб!
  26. Гасить ссоры между людьми в зародыше и жестко! Часто они вызваны мелочами и желанием утвердиться. Объясняйте что мы вместе трудимся над одной целью
  27. Лично проводить опрос 360 и спрашивать все ли нормально в команде и проекте.
  28. Простой вопрос по утрам. Как можем улучшить? — творит чудеса. В моем случае сработало раза с 20. Тут важно терпение. (философия Кайдзен)
  29. Не тратим время на лишнюю документацию. Но пишем комментарии в коде инструкции по установке и настройке, чтобы другие кодеры нас не материли. Думаем о том, что клиент может кому-то показать код …  (философия Agile)
  30. Не пускаем команду дальше, пока текущий скоп не начнет работать без багов. Будут протестовать — они хотят творить. Но практика показала, что это правильное решение.
  31. Обязательно проводить тестирование по чек-листам и обязательно перед релизами тестить еще раз.
  32. Не чаще чем 1-2 раза в 3 часа спрашивать, что от тебя надо и чем можешь помочь. Не мешаем им работать. Оказалось самым сложным.
  33. Нужно сохранять свои наработки — для копипаста. Это позволит очень сильно сэкономить бюджет и заработать в будущем. В моем случае код чата, тех. поддержки, работа с картой итп.
  34. Смена ЗП — говорим, что хотим это сделать и предлагаем это сделать на следующем проекте. Сработало.
  35. ТАЛАНТЛИВЫЙ МИДЛ — 2 мидла лучше сеньора или мидла и 2х джунов
  36. НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ПЕРЕДАСТОМ — заставляйте людей общаться напрямую, но либо слушайте о чем говорят, либо потом спрашивайте у обоих. Наша задача корректировать именно рабочие процессы, а не мешать работать. В моем случае вышло так, что команда не заметила как я переехал на море. Есть я в онлайне или меня нет в какой-то момент сало не супер важно.
  37. Надо вести досье на сотрудников от самого собеседования. Даже тех кого не взяли в проект или на работу. В моем случае мелкий проект был отдан собеседованному сотруднику, как фрилансеру. Клиент доволен.

Для работы мной стало использоваться Trello. Универсальное и очень удобное. Туда добавили 4 плагина и немного изменили логику работы по канбану. Всем спасибо и хорошего кода.