Компании «Яндекс» и «Сбербанк» сворачивают стратегическое партнёрство и начинают раздел имущества, сообщает издание The Bell со ссылкой на четырёх источников, близких к процессу. Официально объявлено об этом будет в июне.
Компании прекратят партнерство по двум своим совместным предприятиям: «Яндекс» выкупит у «Сбербанка» его долю в «Яндекс.Маркете», куда входит одноимённая e-commerce-площадка и маркетплейс «Беру». Сейчас банку и IT-компании принадлежит по 45% акций компании, еще 10% — менеджменту.
После реорганизации «Яндекс» будет развивать этот бизнес самостоятельно. Для самостоятельного развития проекта «Яндекс» может разместить в продаже до 5% своих акций класса А.
В свою очередь, «Сбербанк» получит акции IT-компании в «Яндекс.Деньгах». Сейчас «Яндексу» принадлежит 25% акций, остальные у «Сбербанка». По условиям старого соглашения, «Яндекс» не имел права развивать другие проекты в финтехе. Теперь это ограничение будет снято.
Среди запущенных сервисов на базе «Яндекс.Деньги»:
- пластиковые банковские карты.
- платёжный провайдер «Яндекс.Касса».
- сервис микроинвестиций Yammi.
- конструктор платёжных форм «Яндекс.Платёжка».
За 45% акций «Яндекс.Маркета» придётся заплатить по рыночной цене, говорит источник. В апреле 2020 года аналитики оценивали «Яндекс.Маркет» в 90–96 млрд рублей.
В апреле «Яндекс.Маркет» объявила финансовые результаты первого квартала 2020 года:
- Выручка группы компаний выросла на 65% по сравнению с первым кварталом 2019 года.
- Выручка сервиса «Яндекс.Маркет» выросла на 27% по сравнению с первым кварталом 2019 года. Общий оценочный оборот площадки за первый квартал 2020 года составил почти 60 млрд рублей.
- Товарооборот маркетплейса Беру вырос на 183% по сравнению с первым кварталом 2019 года.
Деньги на выкуп у «Яндекса» есть: в начале года он как раз разместил облигации на $1,25 млрд, не называя целей размещения. Аналитики как раз говорили, что полученные средства можно использовать для «оптимизации партнёрских проектов» — например, выкупа доли Uber перед проведением IPO «Яндекс.Такси» или развод со «Сбербанком».
На конец прошлого года на счетах «Яндекса» было около $1,43 млрд, пишет The Bell. Продажа 5% акций, исходя из текущей капитализации компании $13,4 млрд, принесёт ещё около $670 млн.
«Интерес к инвестированию могут проявлять разные международные и российские инвесторы, среди которых могут быть Millhouse, ВТБ и ряд других фондов», — подтвердил источник. Ни один из новых акционеров не получит значительно больше 1% и не будет претендовать на включение своих представителей в совет директоров.
У новых инвесторов даже есть общий сервис: сейчас «Яндекс» и ВТБ готовят к запуску проект «Яндекс.Инвестиции» — сервис для торговли ценными бумагами, ориентированный на непрофессиональных инвесторов.
Отношения «Сбербанка» с «Яндексом» разладились ещё в 2019 году, пишет The Bell. Договорившись о партнёрстве, стороны скоро поняли, что их проекты пересекаются или конкурируют. Например, «Сбербанк» совместно с Mail.Ru Group развивает проекты онлайн-такси и в доставке еды.
«Сбербанк» выступал за то, чтобы добиться большей интеграции с «Яндексом» (вплоть до вхождения в капитал компании с крупным пакетом), но «Яндексу» эта идея не понравилась: «Уже давно стало понятно, что экосистемы “Яндекса” и Сбербанка движутся в разных направлениях», — объясняет один из собеседников. Развивать цифровые сервисы, не пересекаясь друг с другом, практически невозможно: и e-commerce, и еда, и логистика — тесно взаимосвязаны.
Пресс-служба «Яндекса» подтвердила, что «Яндекс» рассматривает «возможную реструктуризацию своего владения в совместных предприятиях». По данным РБК, после публикации The Bell глава «Яндекс.Маркета» Максим Гришаков провёл онлайн-встречу с сотрудниками и прокомментировал прекращение партнёрства со «Сбербанком». Он допустил, что «в какой-то временной перспективе такие договоренности между акционерами могут возникнуть».
Собеседники «Ведомостей» считают, что разлад в отношениях произошёл из-за «непорядочного поведения» топ-менеджеров «Сбербанка». Они расценивают совместное предприятие «Сбербанка» и Mail.ru Group нарушением договорённостей. На отношения могли повлиять различия в корпоративном мышлении компаний, рассказал vc.ru управляющий партнёр Data Insight Борис Овчинников: «Во-первых, на отношения „Сбербанка” и „Яндекса” могло повлиять то, что у них очень разные корпоративные культуры и принципы принятия решений. Не готов конкретизировать, потому что замечал это только из неформального общения. Во-вторых, сказалось одновременно развивающееся партнёрство Сбербанка с Mail.ru. Их проекты „Ситимобил”, Delivery Club, „Самокат”, YouDrive — главные конкуренты проектов Яндекса в тех же сегментах доставки и транспорта. “Сбербанк” двигается в сторону единой экосистемы, и на одной платформе оказалось невозможно развивать партнёрские проекты и с Mail.ru, и с “Яндексом”. Конструкция Сбербанка „здесь партнёры, а здесь конкуренты” стала давать сбой, и по тональности последних новостей было очевидно, что приоритет у партнёрства с Mail.ru Group.
По информации источника «Ведомостей», после разрыва отношений бренд «Яндекс.Деньги» перестанет существовать, а «Сбербанк» получит технологические и продуктовые наработки проекта: «„Яндекс.Деньги” и до раздела уже стал практически проектом „Сбербанка”, доля „Яндекса” в нём и так была небольшой, а концепция платёжной системы близка уже имеющемуся бизнесу „Сбербанка”, — говорит Сергей Либин, аналитик «Райффайзенбанка». — Может быть, через какое-то время „Яндекс” не разрешит использовать свой бренд, и его придётся сменить. А „Яндекс.Маркет” по сути возвращается к исходной точке. „Беру” — уже работающий бизнес, больших инвестиций от „Яндекса” тут не потребуется. Маркетплейс продолжит работу в нормальных условиях. Возможно, сократятся только инвестиции в рекламу, потому что „Сбербанк” вкладывал именно деньги, а „Яндекс” — больше ресурсы, актив.
«Сбербанк» стал партнёром и акционером «Яндекса» в 2009 году. Перед проведением IPO в Нью-Йорке, банк приобрел за 1 евро «золотую акцию», которая позволяла заблокировать продажу более 25% доли.
В 2019 году «Яндекс» договорился с государством о новой системе гарантий иностранного невмешательства — золотую акцию заменили сложноустроенный Фонд общественных интересов. В конце 2019 года «Сбербанк» вернул «Яндексу» золотую акцию.
imengineer-org
Яндекс-деньги, окончательно, станет Сбербанком. Выйдет ли теперь Яндекс на рынок с собственным проектом платёжного сервиса?
deniskin
100% выйдет
nckma
Мне просто интересно, как в таких случаях происходит запуск «своего платежного сервиса».
Будет ли к примеру исходный код сервиса написан заново с нуля или просто скопируют в новую папку и кое что переименуют «серч-реплейсом»?
Как это вообще происходит в больших компаниях?
Yuriy_krd
Просто скопировать в «другую папку» вряд ли получится, т.к., уверен, код также станет собственностью Сбера. Но вот написать код «с нуля» с такой же функциональностью никто не помешает (учитывая, что многие вещи в платежных и банковских сервисах стандартизированы, и отходить от них нельзя).
nckma
Я просто помню момент как наша компания поменяла собственника. Целый месяц переименовывали переменные и классы и меняли строки, где фигурировало как-то название старой компании.
Ну вот у яндекса останутся же прежние программисты?
Им же наверняка лень все заново писать, наработки -то будут брать (но никому не скажут)?
К тому же многие программисты некоторые участки своего кода просто наизусь помнят. Что мешает его заново набрать?
Yuriy_krd
Не знаю, как в коде, но, например, в товарных знаках есть такое понятие, как: «схожий, до степени смешения» — это когда один товарный знак можно принять за другой, т.к. они очень похожи по форме/цветам/или шрифту. И это наказуемо. Так что тут, как мне кажется, Яндекс не захочет лишних судебных разбирательств. Но я вижу тут большой плюс — они сделали уже сервис, много лет его «гоняли», увидели, что хорошо, а что плохо. И у них есть возможность заново написать сервис Яндекс-деньги 2.0 с учетом наработок, общего многолетнего теста. Теперь им не надо поддерживать легаси-решения, которые были когда-то актуальны, а потом устарели, но вывести из оборота их нельзя по каким-либо причинам. Мне кажется, это здорово.
Zordhauer
ИМХО, если есть ресурсы, то лучше написать с нуля, опираясь на прошлый опыт.
Долго живущие проекты так или иначе тянут за собой те или иные костыли, возникшие на разных этапах (при другом качестве опыта и потребностей бизнеса) и слишком глубоко интегрированные в ядро проекта.
Но, допускаю, что у норм разработчиков такого не происходит из-за регулярного рефакторинга… Хотя и слабо верится, что в реальном мире такое часто встречается.
sebasww
Хороший шанс выкинуть легаси.
Am0ralist
Яндекс.Бабки
tvr
Из Яндекс.Лавки
ComodoHacker
С Яндекс.Лавки.
А потом конкурент Твиттера Яндекс.Сплетни.
gluck59
Получить банковскую лицензию — это не классы шлепать.
balamutang
Купят какой-нибудь маленький банк, почистят-переименуют и готово.
Такие вещи сложно делать когда ты стартап из коворкинга и денег нет, а у Яндекса они пока есть.
gluck59
Настолько маленьких уже не осталось — Сахипзадовна всех почистила.