Четыре книжных издательства из США, Франции и Великобритании подали в суд на организацию «Архив Интернета». Причиной для иска стал запуск онлайн-библиотеки для помощи школьникам и студентам, которые не могут посетить обычные библиотеки из-за пандемии коронавирусной инфекции.
Истцами выступают французское издательство Hachette, британское HarperCollins и американские Penguin Random House и Wiley. В жалобе указано, что «Открытая библиотека», запущенная «Архивом Интернета» нарушает права авторов и издательств, открывая доступ к содержанию книг. По словам представителей истцов, организация без какого-либо уведомления владельцев прав сканирует печатные книги, а затем выгружает их в сеть. В результате копии этих книг распространяются через различные общедоступные интернет-ресурсы.
Проект «Открытая библиотека» существует с 2006 года, однако издательства подали иск к организации только сейчас — 31 марта «Архив Интернета» из-за коронавируса объявил о расширении и получил второе название «Национальная библиотека на случай чрезвычайной ситуации» (National Emergency Library). В рамках этой акции проект отменил все ограничения, действовавшие ранее — теперь пользователи могут бесплатно скачивать любые книги неограниченное количество раз. Из-за этого, говорят издательства, в свободном доступе оказались 1,4 миллиона книг.
Представители «Открытой библиотеки» заявили, что режим National Emergency Library временный, и проект пошёл на такой шаг для того, чтобы дать возможность американским учащимся получать доступ ко всей необходимой для учёбы информации. По их словам, проект вернётся к прежним алгоритмам 30 июня либо в тот день, когда в США отменят карантин. Несмотря на это, издательства посчитали, что несут из-за этого слишком большие убытки, и подали в суд на организацию. При этом на иск они решились только в июне — как пишет Ars Technicа, вероятно, издательства боялись, что суд признает законным деятельность «Открытой библиотеки», что может создать прецедент, потенциально способный осложнить им борьбу за права на литературные произведения в будущем.
По словам юристов, с которыми поговорило издание Ars Technica, у «Архива Интернета» есть шанс выиграть дело — для этого организации нужно доказать, что их программа является добросовестной, а использование отсканированных книг было ограничено определёнными целями: например, созданием системы поиска книг. Однако эта задача может стать для организации непосильной даже в условиях коронавирусной инфекции, поскольку, судя по всему, издательства приготовили достаточно веские аргументы в свою пользу.
Специалист по авторскому праву Корнуэлльского университета Джеймс Гриммельман пояснил, что дела у «Архива Интернета» могли обстоять куда лучше, если бы организация сама ограничивала список книг, которые можно скачивать, и количество копий, выдаваемых пользователям. В таком случае влияние программы National Emergency Library на рынок, возможно, было бы менее существенным — пользователи, скачавшие пиратскую копию, вряд ли в будущем заплатят за лицензионную версию, но, с другой стороны, популярность той или иной книги способствуют тому, что библиотеки сами закупают их у издательств. Тем не менее, «Открытая библиотека» разрешила юзерам скачивать книги в неограниченном количестве. В то же время закон об авторском праве в США предусматривает штрафы в размере до $150 тысяч за каждую книгу, что может обернуться для «Архива Интернета» миллиардными убытками и возможным банкротством. Впрочем, пишет Ars Technica, издательства этим иском не собираются выводить «Архив Интернета» из бизнеса — по мнению журналистов, им было бы невыгодно терять партнёра. Главная цель иска — заставить «Открытую библиотеку» перестать сканировать свои книги и распространять их копии в неограниченном количестве.
mig126
Правообладатели и копирасты давно уже стали раковой опухолью на теле нашей цивилизации, это понимают и конечные потребители и авторы книг(которые отказываются от работы с крупными сетями) и вероятно власть. Понятно что они хотят денег, но прибыль должна быть разумной, а не сидеть всю жизнь и получать проценты.
Тем более в научных/технических областях, где от процента образованного населения зависит развитие страны.
d41d8cd98f
++
Так называемые «правообладатели» это на деле правоторговцы, которые никакого отношения к созданию книг не имеют. Они просто выкупают права и стригут купоны. Пользы от них никакой абсолютно, это паразиты и рак.
aPiks
Издательство, которое потратило деньги на печатные станки, потратило деньги на создание карикатур для книги, потратило деньги на переводы, на юридическое утверждение книги в каждой стране издания, на рекламу этой книги, на работу с читателями, на еще кучу вещей, о которых вы не знаете — теперь не может стричь бабло с проделанной работы?
Интересно. Давайте вы потратите пол-года на написание книги, переведете её на все языки мира и раздадите бесплатно? Ну или можете найти автора, выкупить у него книгу за свои деньги и тоже распространять её бесплатно. В чём проблема?
Alert1234
На станки оно потратило деньги которые уже «настригла» раньше и деньги тех людей которые захотели присоединиться к «стрижке».
aPiks
Одежда, квартира и машина у вас уже есть, поэтому теперь работайте не требуя оплаты своего труда.
Alert1234
Я люблю книги с самиздата. Конечно многие сейчас ушли на сайты где за денежки каждую главу продать можно. Но остались и те которые пишут просто для души, чтобы их читали.
trolley813
Нет. Тут немного другая аналогия.
Мол, вот я сделал для вас табуретку, а вы мне платите каждый раз, когда садитесь на нее.
aPiks
Ну вообще-то нет. Я сделал табуретку — заплатите и садитесь сколько хотите на неё. Можете еще купить таких табуреток и тоже сидеть на них сколько хотите, при чём, спустя 4 месяца, сможете купить её со скидкой, потому что вышла новая табуретка другого дизайна. Но для неё мне надо было заказать дизайн, разработать модель и купить новый станок, потому что предыдущий износился пока я делал предыдущие табуретки, плюс мне надо заплатить человеку, который её вытачивает и собирает. Но вообще-то вас никто не заставляет ничего покупать. Вы можете сидеть на полу и не покупать мои табуретки. А еще, другой нехороший человек, скопировал дизайн моих новых табуреток и украл модель этих самых табуреток. По закону, я купил права на дизайн этих табуреток и я создал модель этих табуреток, потратив на это значительные средства. Так что нехороший человек обязан заплатить мне деньги, потому что потенциальные покупатели взяли модель моей табуретки и сделали себе такую-же красивую табуретку, но не платили за дизайнера и создание модели этой табуретки.
playerro
Так почему человек или организация не может купить табуретку и давать посидеть на ней кому угодно?
aPiks
Можете давать посидеть на ней кому угодно. Но не можете делать такие-же и раздавать налево-направо.
Jef239
Нет, нет, нет. Проблема именно в том, что правоторговцы не дают бесплатно посидеть на табуретке или вывесить в интернете её фото.
«Архив интернета» не печатает книги, он дает возможность её прочесть.
aPiks
Вы когда на Амазоне электронную копию книги покупаете, что с ней делаете? Правильно, читаете и оставляете у себя в электронной книге.
А как только вы вывесите её в интернете, вы становитесь нарушителем закона.
bgBrother
А закон этот пролобировали сами
рабоправоторговцы. Замечательно.И мы всё равно не поняли чем вывешивание в Интернете отличается от «дать почитать». Это точно тот же pdf-файл, который был законно приобретён.
bgBrother
Если есть возможность, объясните, пожалуйста, чем мой комментарий не понравился или в чём я ошибаюсь. Это было бы ценно не только для меня, но и для других людей, вероятно. Спасибо.
v2kxyz
Когда вы «даете почитать» книгу, то, во-первых, не можете одновременно читать ее сами, во-вторых, можете передать только одному человеку.
А вывешивание файла с книгой я бы сравнивал с тем, что вы бы на собственной типографии начали печатать и раздавать(или даже продавать) экзэмпляры книг всем желающим. А с этим автор уже может быть не согласен, и его мотив думаю, что очевиден.
bgBrother
Кроме этого довольно часто я вместе с другом брали из библиотеки огромную по ширине и высоте книгу на дом и вместе параллельно выбирали части текста для своих работ. Я слева, а мой друг — справа. Точно так же мы работали и в стенах библиотеки. Передать бумажную книгу возможно не только одному человеку.
Ещё довольно часто один и тот же экземпляр книги зачитывают в книжном клубе сразу на ряд читателей (около 10 человек). Неоднократно это показывали нам в кинематографе. Довольно популярное явление, в том числе в Америке.
Это уже обсуждалось выше: habr.com/ru/news/t/505168/#comment_21695798
Я ранее посчитал, что aPiks в своём ответе Jef239 недостаточно раскрыл тему отличия передачи бумажного издания и законного электронного варианта.
Своё мнение о возможности на практике в образовательных учреждениях читать сразу несколькими людьми я выше описал.
Ритейлеры точно так же покупают книги и продают их, на минуточку. Только в одни руки, но продают. Я считаю, что у обычных людей должно быть точно такое же право и его нельзя ограничивать.
Если раздавать купленные книги в Интернете не всем желающим, а только как с бумажными книгами — 2-3 одновременно (в редких случаях до 30ти, как в классе) — это законно? Нет? Почему, если с бумажными это возможно и законно? Почему нельзя продать купленную свою электронную книгу в одни руки, как с бумажной книгой?
Я буду говорить не о авторах, а о правообладателях. Кажется, так правильнее. Компания-правообладатель, как и любой другой бизнес, любыми правдами и неправдами пытается увеличить свои доходы. Некоторые бизнесмены (в общем) из-за этого даже убивают, на минуточку. Даже если доходы компании будут довольно высокими и достаточными для дальнейшего развития, бизнес всё равно будет искать новые источники дохода. Именно по этому нельзя пускать ситуацию на самотёк, обрезая людей во всех их правах. Необходимо отстаивать свои права, как правообладатель отстаивает свои права и желания с помощью лобби.
Законно приобретённые диски с видео-контентом мы были вправе купить в одной стране и при переезде использовать в другой. Сейчас же мы видим ситуацию, когда облачные платформы для просмотра кино под выдуманными предлогами не разрешают пользователю пользоваться продуктом в других странах. Пользование идёт на условиях, когда продукт пользователю не принадлежит. Поделиться им невозможно. Доступ к продукту может быть ограничен в любое удобное правообладателю время, хотя с дисками продукт оставался у нас навсегда. Это нормально?
v2kxyz
Я вот не уверен, что переписывание книги — законно, особенно если вы потом свою рукопись кому-то передаете.
Одновременно читать в библиотеке или клубе вы можете точно так же с одного электронного носителя, а не бумажного — это не то распространение, о котором мы говорили.
Вы имеете ввиду, что вам недостает возможности продажи б/у электронных книг? Соглашусь, хоть мне такая возможность и не нужна.
По последним двум абзацам я с вами тоже скорее согласен (ремарка: DVD диски имели региональный код и если память не изменяет могли не воспроизводиться в другой стране).
Но все эти ограничения родились не на пустом месте — часть из них как ответная реакция на пиратство, часть на законы в разных странах, если бы все потребители были кристально честны и не выкладывали бы файлы в открытый доступ — ограничений было бы меньше. А честных пользователей было бы больше, если бы сервисы были бы удобнее — замкнутый круг. Тем не менее, многие ограничения потихоньку смягчают, не без помощи давления пиратов конечно, но это не единственный фактор.
Jef239
У рукописей ещё есть право следования, то есть можно получать деньги за каждую перепродажу рукописей (автографов). Но для этого рукописи надо от руки писать, а не на компе.
Ровно наоборот. Если бы не было пиратов, то ограничения загнали бы до небес. Были бы «электронные книги» со счетчиком прочтений, или уничтожающиеся через месяц. Ну и с контролем места чтения через GPS. И с распознаванием лица читающего (или его отпечатка пальца).
Точнее — все это технически было сделано, но пиратство спасло нас от распространения этого маразма.
Хотя вот — кое кто до сих пор пытается уничтожать «электронную книгу» через 5 дней.
v2kxyz
Я ниже уже вас спрашивал вашу интерпретацию этого пунка, потому у меня она другая, но уверенности нет.
Если вы внимательно прочитаете мое сообщение, то увидите, что про положительную для легального потребления роль пиратства я написал. А что было бы, если бы их не было — спор не продуктивный, просто отметим что у нас разные точки зрения — я считаю, что ограничения снимались бы за счет конкуренции, а часть вообще не появилось бы, возможно это заняло бы сильно больше времени.
Jef239
Простите, вы автор? Или правоообладатель? Почему же вы выступаете от нашего имени?
Запомните, авторы книг на книгах в РФ напрямую не зарабатывают. За исключение десятка самых раскрученных, типа Донцовой. А уж тем более — на учебниках.
Ну как пример. Вот книга моего отца. За первое издание, если и заплатили — то, что-то типа премии, в районе трети оклада. Второе было уже посмертным, заплатили 10 тысяч на двоих авторов, по 5 на каждого.
Сейчас вот увидел — издательство выложило книгу в бесплатный доступ. Как думаете, какая моя реакция? «читайте, распространяйте, скачивайте».
Понятно, зачем это издательству — будут читать, значит есть спрос. Понятно зачем это мне — пока читают, папу помнят. Книги — это прежде всего экономика имени.
Аналогично с моей собственной недописанной книгой. Лицензия там — CC BY-NC-SA 3.0. На бумагу хочется, но дело совсем не деньгах. Ну получу я 10-20 тысяч, по сравнению с зарплатой — то несерьезно. А вот имя… имя хочется.
Аналогично с составленным мной сборником Визбора. Ну выпустили его на MP3 CD «Весь Визбор», ну и слава богу. Что моего имени туда не добавили, как составителя — да, обидно. Это даже не пиратка — я его сам издателю для сборника отдал, а своё имя вставить туда — забыл. А бумажный тираж там был примерно 250 экземпляров, на АЦПУ распечатанных. Ещё и без маленьких букв.
Но если где-то увидите — тесты перед песнями, 2-3 оглавления (по годам, по названиям, по первым строчкам) — это все в Визбористику принес я, по идеями Николая Федоровича Курчева.
Так что не надо от имени авторов выступать. Авторы — за распространение. Ибо именно оно дает имя, а имя — спрос на бумажную книгу.
А интересы правоторгцев — отдельно. Но они — не авторы, а больше банкиры.
Вам понравится, если вы выплатили ипотеку, а банк все равно будет требовать деньги с каждого вашего гостя? Вот и авторам не нравится, как работают правоторговцы.
v2kxyz
Я не являюсь ни чьим представителем и выступаю от своего имени. И приводил пример, что аналогия «дать почитать» книгу и выложить ее в интернет — неверна. Если вы хотите распространять свою книгу бесплатно — распространяйте, но не все авторы этого хотят, например Bruce Eckel, который фактически самоиздается, явно против. Так что вам тоже не следует говорить за всех.
Am0ralist
Вам всего лишь достаточно представить либо процесс мгновенного и бесплатного копирования физического объекта (то бишь книги), либо формат, который невозможно скопировать, а можно только передать и одновременно невозможно будет открыть два одинаковых файла пдф.
После чего мы сможем понять, что ваша аналогия не подобная котенку с дверцей в боку.
Jef239
Когда я покупаю бумажную книгу — я имею полное право отдать её в библиотеку или пусть по рукам — каждому читателю на ночь. Ровно так и ходили "Молодым супругам" по нашему классу (в СССР это была единственная доступная книга о сексе). Более того, я могу читать в любой комнате, лежа или даже стоя, и о, ужас, в любой стране.
Более того, никто не мешает перепечатать бумажную книгу.
В супер их не тискают облаточный:
"Эрика" берёт четыре копии,
Вот и всё!
...А этого достаточно.
Пусть пока всего четыре копии —
Этого достаточно!
Книги, ввезенные в 2-3 экземплярах в СССР — расходились многотысячными тиражами. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей ходила по рукам в распечатке лет за 15 до официального русского издания. В тех же распечатках ходили Гадкие Лебеди Стругацких, причем авторы «почему-то» не возражали против своей популярности. Я уж не говорю про Солженицина.
Возможности купить на Амазоне электронную книгу у меня нет. Я там покупаю временную лицензию на чтение в определенной стране на определенном устройстве. Сел в Сапсан, геолокация улетела в Германию, книга превратилась в тыкву. Сломал мобильник, купил новый, ввел новый логин — в тыкву. И так далее и так далее.
Не путайте покупку электронной книги с получением лицензии. По лицензии владельцем книги остается правоторговец, а вам дает ограниченное кучей условий право иногда её почитать.
Но разве архив интернета получает лицензии? Он как использует честно купленную бумажную книгу. То есть делает ровно то же, что и любой читальный зал.
tyomitch
Это запрещено; и в современных книгах об этом запрете обычно упоминают на авантитуле.
Jef239
Угу, правоторговцы пытаются уверить нас, что пересказ, изложение или выучивание стихов наизусть — противозаконны. Хотя на самом деле запрещено лишь факсимильное воспроизведение всего текста, которым перепечатка не является.
Более того, правоторговцы верят, что право следования распространяет на книги, хотя оно лишь для рукописей.
Реально запрещена лишь перепечатка ГОСТ, но только потому, что при перепечатке можно сделать ошибку.
мизинцами заткнув покрепче уши.
И отрицай, что ты ее прослушал,
иначе образуются долги.
Концерты в телевизоре не смей просматривать
с семьею — только лично!
Иначе исполнение — публично,
и ты попал на миллион рублей.
Приемник лучше подари врагам:
пусть слушают налево и направо.
В конце концов их всех поймает РАО,
и выйдет им немало по деньгам.
С невестой в ЗАГС под музыку пошел?
Отдай все деньги и ступай на зону!
А РАО передаст их Мендельсону.
Придет — получит. Нет — и хорошо.
Велели в школе вызубрить стишок?
К доске не выходи ни в коем разе!
Публичным исполнением при классе
юристы назовут такой урок.
И за чужой стишок получишь два
(условных года по итогам дела).
И в кассу РАО местного отдела
уплатишь штраф за все свои слова.
Сидите, дети, лучше по домам.
Забудьте, дети, про кружок вокальный,
не подходите к школе музыкальной —
чужое исполнять научат там.
Литературу с музыкой — забыть:
с правами там не ясно и не чисто.
Пусть в школах учат только на юристов,
а также адвокатов, может быть.
Непобедимый, страшный, как дракон,
мы в школах лишь один предмет оставим:
об Авторском, а также Смежном праве
— великий славный божий наш закон!
v2kxyz
Простите мне мое невежество (я действительно не знал, что значит факсимильное воспроизведение), но поясните пожалуйста, как пункт:
«4) репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов (статья 1275), то есть их факсимильного воспроизведения с помощью любых технических средств, осуществляемого не в целях издания;»
допускает перепечатку?
P.S. Лично мне конкретно эта статья ГК не нравится — пока я не распространяю(в том числе путем пересказа) текстовые/аудиовизуальные произведения, мне бы хотелось иметь возможность перепечать книгу и т.д.
mig126
Проблема электронной книги в том что её практически без затрат можно растиражировать хоть на миллион копий.
Jef239
И что? Денег-то она автору больше дает. Бумажную книгу покупают, чтобы читать и перечитывать. Так что из миллиона прочитавших — будет 10-50 тысяч лишних покупок. Были же исследования на эту тему. Чем больше читают в инете — тем больше продажи.
Плохие книги — ну да из только в запечатанном пакете продавать. Чтобы не дай бог, кроме названия — ничего не почитали.
Хорошие — прочел в интернете одну, вторую, стал гоняться за бумажными. Ибо они — для неодкратного перечитывания.
Ну а те, что один раз прочесть достаточно — ну так их можно ровно так же взять в библиотеке. Или у знакомых. Интернет тут ничего нового не добавляет.
Ну и ближе к вопросу — об учебниках.
Сейчас издательство «Просвещение» — раздает электронные копии бесплатно. В феврале они продавали — по честной цене копирования в 10-15 рублей.
И это нормально. А паразитировать на ситуации, когда учебник остался в классе или (как у меня в феврале), когда надо по телефону объяснить ребенку тонкости — не нормально.
Это учебник, его все равно купят. Тут не надо выгрызать копейки. Ту надо бороться со школьными библиотеками, когда один учебник — на 4 поколения школьников. И борются. Теми же рабочими тетрадями, в которых писать надо.
Вангую, что дальше будут учебники, прямо в которых надо выполнять задания. Но это — миллионные прибыли, а не копейки.
Am0ralist
Автоматом. Любой скаченной откуда угодно.
Jef239
Больше-больше. Как любая реклама. Кучу авторов вообще не покупали бы, если бы не их известность в инете.
P.S. Ну и сравните 5 тысяч авторских от издательства (это реальная сумма, которую я получил от переиздания книги отца) с тем, что можно набрать донатами. Ну явно донатами — в разы больше.
P.P.S. Ещё 5 тысяч — выплатили второму (живому) автору.
P.P.P.S Это я вам как составитель пары сборников + владелец авторских прав отца + автор недописанной книжки утверждаю — интернет дает продажи бумаги. Не будет его — не будет и продаж.
Am0ralist
Донаты автор может собирать сколько угодно независимо от продаж бумажных книг. При этом сравнение донатов с прямы заработком — ну это такое.
По факту, донаты не работают, особенно для тех, кто уже имеет аудиторию.
Jef239
Что за статистика-то? За деньги издателей им любую нужную статистику нарисуют. А независимые от издателей исследования говорят обратное — чем больше человек читает в инете — тем больше покупает.
С чего вы решили, что 5 тысяч рублей авторских — это «заработок» — я не понимаю. Зарабатывать написанием книг в РФ могут максимум 10 человек, вроде Донцовой. Все остальные — пишут совсем не для денег.
И уж явно донатами собрать можно в несколько раз больше, чем 5 тысяч авторских.
Am0ralist
Продаж бумаги. Которые идут пока нет пиратской электронки. Электронка продается несколько дней, потом растут только пиратские скачки
Извините, если ваша работа стоит столько — это ваши проблемы.Все прочие зарабатывать умудряются, а что у вас не нужная особо никому вещь — ну так и цена ей соответствующая.
5 тысяч авторских — да даже начинающий фантаст лет десять назад 15 получил, помню его пост по этому поводу. Так что не распространяйте на всех ваш недоопыт.
Jef239
Давайте без сказок про начинающих фантастов, пишущих учебники. И без сказок про авторов учебников, которые реально зарабатывают в РФ какие-то приличные деньги на их написании.
Так минимальный тираж фантастики — 3-5 тысяч экземляров. Так что получил он — по 3-5 рублей с экземпляра.У нас был максимальный тираж для ВУЗовского учебника и максимальный тираж дял издательства — тысяча экземпляров. Ну и максимальная ставка — 10 рублей с экземпляра на обоих по авторов. По 5 на автора.
Так что получили мы в 2-3 раза больше с экземплара, чем ваш фантаст.
Ну и? Вы предлагаете за 5-10 тысяч полгода писать книгу????
Нормальные деньги, за которые профессор может бросить совб работу и написать учебник — от миллиона рублей. Вот только это — от тысячи рублей с экземпляра.
Чувствуете, что тогда студенты учебник не купят?
Так что не надо нам скахок, про заработки авторов с учебника. Правоторговцы (то есть издатели) заработать могут, у них много книг одновременно издается. А авторы учебников — нет.
Сказки. Именно по скачиваниям бесплатной электронки определяется потребность в переиздании.
Потому что учебник — намного удобнее бумажный. Это лишь одноразовое низкопробное чтиво можно разок прочитать в электронке и забыть, как страшный сон. а хорошую книгу хочется иметь на бумаге.
Am0ralist
А я привел пример простого фантаста.
Я. Вам. Ничего. Не предлагаю. Это вы требуете от других
У вас — да. Ведь вы на основе этого делаете вывод вообще про всё.
d-stream
Все-таки табуретки достаточно далеки от интеллектуальной собственности. Ближе будет нечто типа блокбастера со спецэффектами:
захотел я сделать таковой, занял 100500 денег в банке, закупил реквизита, пригласил актеров… в общем итоге изничтожил полсотни автобоилий, пару самолетов и через пару лет получился фильм. Деньги потрачены, банки ждут проценты. Пустил в киносеть — пошли кассовые сборы и вроде как пошла «отбивка» затрат. И возможно кассовые сборы за 10 лет даже превысят кредиты, заначки, проценты и прочее уже потраченное.
SoSed0000
Да, всё так…
Но почему я не могу дать посидеть на этой табуретке другим люлям? Или продать эту табуретку, когда она мне надоела?
ardraeiss
Или вернуть, если она окажется шаткой и с занозами. Получив обратно уплоченное.
Am0ralist
Ну, как только появится утвержденный формат книги, который невозможно будет открыть в двух местах одновременно, не имея лицензии?
А то аналогии с реальными физическими объектами несколько натянуты и ложны в том месте, что на одной табуретке вы не можете сидеть десятками тысяч людей одновременно, и вы не можете перепродать одну табуретку больше одного раза без мошенничества.
bgBrother
Am0ralist
А вы можете сдавать в аренду то, что уже было сдано в аренду? Например, квартиру? Сомневаюсь. Какие претензии, что ваша сова не натягивается на глобус?
bgBrother
Во-первых, книгу я покупаю, а не беру в аренду. Вопрос корректности «брать в аренду vs покупать» ранее обсуждался и оспаривался в суде, если я сейчас не путаю.
Во-вторых, да, квартиру повторно можно сдать в аренду. Должен быть письменный договор и явный запрет в нём сдачи в аренду, что бы это было незаконно.
Вот такие вот претензии…
Am0ralist
Так что вы всё ещё натягиваете сову на глобус. У вас права на книгу не появились и распространять вы её не можете. Можете выкинуть, продать или дать воспользоваться другому.
В сетевом мире это не работает, потому что там сущности не физические. Если вы хотите такие же сущности, то придётся дополнительные расходы нести, на какие-нибудь криптоключи и т.п. а цены станут сравнимы с бумагой.
Но вы ж хотите просто обмануть по сути автора и правовладетелей.
lakroft
Я не увидел слова «бесплатно» в комментариях выше, об этом речи не шло. Издетельства, в теории, выполняют нужную и важную работу, обеспечивают авторов стабильным заработком и принимают на себя все риски и сложности по монетизации произведения.
На практике же, как и любой бизнес, они стремятся максимизировать прибыль и минимизировать затраты и риски. От сюда и появляются кабальные контракты для авторов, мифическая упущенная прибыль и такие замечательные ситуации, когда легально приобрести произведение в вашем регионе в принципе нельзя, или можно только в комплекте с анальным зондом.
aPiks
Человек написал, что это паразиты и рак. Что они просто перепродают купленное и ничего не делают, кроме как стрегут бабло. Я объяснил, что у них множество функций, за которые они вправе брать деньги. И что у них есть упущенная выгода от того, что то, во что они вложили большие деньги, распространяется бесплатно. О каких кабальных контрактах речь идет? Издательства так-же конкурируют между собой, как и любы другие компании. Если автору не нравится одно издательство, он может развернуться и пойти в другое. Чаще всего нельзя купить что-то в вашем регионе нельзя по причине того, что ваши же власти это запретили, как запретили показывать многие фильмы, выдавать многие книги и тд.
Jef239
Так вы не знаете про кабальные контракты???? Нормальный контракт — автор дает право издательству отпечатать N экземпляров. При этом автор может дает такое право хоть десятку издательств. Называется неисключительная лицензия.
Кабальный контракт (исключительная лицензия) — автор обязуется 30 лет никому иному не давать печатать свою книгу. Более того, передают права на фильмы, созданные по книге. На театральные постановки, мюзикл, аудиоверсии. На игрушки с персонажами книги. И вообще на всё, что захочет правоторговец.
Более того, если автор захочет на встрече с читателями сам почитать вслух свою книгу — он обязан будет заплатить правоторговцу.
Так вот, издательства обычно не мелочатся и работают только по кабальному контракту (исключительной лицензии). Чтобы получить право на неисключительную лицензию — надо стать Стивеном Кингом.
Обычно в контракте оговорен запрет на 5-10 лет перехода к другим правоторговцам. Авторов скупают на корню, намного лет вперед.
Это отдельное искусство — найти подающего надежды автора, скупить его на корню на 20 лет по минимальной ставке и платить копейки, когда он станет знаменит. Но именно это — главный хлеб правоторговцев.
Отсюда — и картельные сговоры правоторговцев. Конкуренция — конкуренцией, но на неисключительную лицензию никто не согласится.
Jef239
Как это уйти?! Разве автору что-то принадлежит? Все, влючая имя автора — собственность правоторговцев.
Давай-те я вам на примере расскажу. Был такой автор — Санди-Манди и мир Фрир. Фанаты просят написать продолжение, но выясняется, что и псевдоним Санди-Манди и мир Фрир и персонажи — собственность издательства Астрель. А оно — не хочет.
Далее, другой проект — Саша Готти, от того же Астреля. И картина та же — будет ли новая книга зависит не от автора, а от правоторговца.
В связи с пандемией и закрытием книжных магазинов фанатами обсуждалась идея крауддафтинга. Собрать деньги — и пусть автор пишет. Бумага — это приятно, но фанатам и электронной версии хватит. Увы — нельзя, договор с издательством запрещает.
Если не поняли, Санди-Манди и Саша Готти — это один и тот же человек. Два разных стиля, два разных мира, два разных сообщества фанатов. И ноль прав.
Увы, автор — это девочка на побегушках у правоторговцев. В худшем случае, если автор упрямится — его меняют, оставляя старый псевдоним.
Так что не надо сказок о том, что автор может «может развернуться и пойти в другое». Это правоторговцы могут развернуться и нанять другого автора. Обычно контракты им это позволяют.
Не упущенная, а дополнительная выгода. Так показывают и исследования и личный опыт. Прочитал в интернете или библиотеке пару книг — захотел иметь в бумажном варианте.
Это как с табуретками. То, что вы разрешили десятку людей посидеть на них, без платы автору — это реклама. Один из десяти — такую же табуретку купит.
Но правоторговцы — сильно жадные. Они хотят, чтобы за сидение на табуретках и за просмотр фотографий табуреток — им тоже платили.
vinny496
Воу, воу, постойте.
А как же обыкновенные библиотеки с реальными книгами, которые предоставляют к ним доступ (О, УЖАС!) — совершенно бесплатно??? И ничего, не разорились за всё время существования библиотек (а они существуют чуть ли не с момента появления книг в принципе).
Ну тот же Хабр является местом концентрации переводов, на которые потратили время и деньги как автор, так и переводчик — для конечного потребителя это тоже бесплатно.
А уж сколько времени, труда и денег в Open Source было потрачено…
Так они вероятно так и сделали — купили и оцифровали (ещё и на оцифровку сколько времени и сил ушло).
Я не призываю к пиратству в данном случае, но что за двойные стандарты? И это не лично про вас, это про все книги — почему никто с библиотеками не судится, что они газеты и журналы бесплатно раздают (хоть и на время)? Библиотеки и в США и в РФ в упадке, и для них ввести монетизацию как для видеопроката было бы логично, но нет.
aPiks
Библиотеки выкупают книги и не продают их никому, а дают на временное пользование. При этом библиотеки ни в коем случае не используют нелицензионные издания книг. А нормальные библиотеки в штатах, соблюдающие закон, выкупают специальные лицензии на книги, для многоразового их просмотра. При этом, когда вы входите в библиотеку или покупаете абонемент, вы подписываете договор, что ни при каких обстоятельствах не будете копировать содержание книги. Это аналогично Нетфликсу. Вы покупаете абонемент на сервис, и смотрите фильмы какие хотите. И за каждый просмотр сервис отдаёт какие-то копейки правообладателю или предварительно выкупает копию, но намного дороже, чем просто купить диск с этим фильмом.
На Хабре тоже есть много статей и переводов, на размещение которых авторы дали личное согласие, нажимая на кнопку «Опубликовать». И если это не перевод, то статья тоже защищена авторским правом. Так что если кто-то захочет продать вашу статью или разместить где-то, то он обязать взять у вас разрешение на это. Поэтому на всех переводах указана ссылка на оригинал.
Open Source подразумевает в себе то, что вы сознательно создаете что-то, что будет использовано другими без оплаты вам, как создателю.
Авторы книг, как производитель контента, не давали вам своё разрешение ни в каком виде на то, чтобы вы оцифровывали её, распространяли или выполняли какие-либо еще операции над его контентом.
vinny496
Про библиотеки в США знаю только то, что там «всё плохо», не более (т.е. и все эти лицензии не сильно помогают). Да и оно логично, зачем идти в бесплатную библиотеку, когда есть интернет…
В РФ, полагаю, в библиотеках никаких доп. лицензий не покупают, а сайты с книгами из-за правообладателей всё-таки блокируют.
Я говорил про видеопрокат, а вы зачем-то подписку на стриминговые сервисы притянули, это не то. И, кстати, у подписок свои проблемы бывают, читал как на Patreon оформляют платную подписку, выкачивают весь закрытый контент, через месяц подписку не продлевают, а контент в свободном доступе.
Про опенсорс, статьи и переводы — это про «плач Ярославны» что кто-то на что-то потратился, а без их спроса бесплатно раздают — другие же специально для того и делают, чтоб бесплатно раздавать, для людей, а не для своей наживы.
Не на Хабре, но: фотографии воруют, статьи воруют, источники не указывают. Да что статьи — новости аналогично, игра в сломанный телефон, и первоисточник найти та ещё задачка…
Так-то да. Но есть много «но».
— с таким подходом нафиг выкинуть из планетарного цифрового архива, раз «Баба-Яга против» любых операций над их контентом;
— ущемляют права кто не может дойти до библиотеки (удалённые районы, инвалиды, и т.д.);
— незрячие без оцифровки вообще не смогут прочитать произвольную книгу (особенно если бумажный формат — единственный);
— для большого пласта контента единственный способ его получить — пиратская копия, либо копия в том же вэб-архиве (старый софт и драйвера без вэб-архива найти нереально, да и там не всегда есть — это случай, когда вне зависимости, против или за правообладатель — контент потерян, если где-то физически что-то и сохранилось то всё равно выкинут и переплавят, а спросить не у кого).
— в других странах без локализации не только книги фанаты переводят;
— и т.д.
А вообще — похоже просто хотят по-лёгкому срубить бабла за счёт правительства США.
bgBrother
Не останавливайте мир, я выпрыгну на ходу.
tyomitch
Цитирование — это fair use, для него особое исключение в законах о копирайте.
bgBrother
Спасибо. Попытался детально уточнить для себя.
Мне кажется, что это идёт в разрез с:
Не являюсь экспертом в юриспруденции, но судя по тому, что удалось найти, fair use определяется по довольно расплывчатым критериям, в зависимости от юрисдикции правообладателя и лица, которое цитирует.
При этом согласно Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений авторские права охраняются одновременно в 168 странах, а юрисдикция может определяться по разным критериям самим судом, в который правообладатель подаст заявление считая, что лицо цитируя текст книги в своей критике нарушило права правообладателя.
Также:
—
Правильно ли я понимаю, что в случае неприятной для правообладателя критики при цитировании, правообладатель может обратиться в суд любой удобной для него страны и успешно заблокировать интерактивный ресурс в этой стране, даже если ресурс соблюдал законы «в своей стране»? Коммерческой деятельность могут посчитать из-за банальной рекламы, как это уже неоднократно случалось. Юрисдикция ресурса будет определена судом, который выбран правообладателем. Можно взять за пример РФ.
Я прав или допустил ошибку? Можете меня дополнить/исправить?
Верно ли утверждение, что ресурс обязательно должен соответствовать законам всех стран в мире одновременно, что бы не попасть под блокировку, штрафы или изъятие имущества из-за нарушения прав правообладателя?
Буду благодарен за ответ.
tyomitch
В целом — да, верно.
Но всё не настолько плохо: суд условного Науру может постановить заблокировать ваш ресурс только на территории Науру, оштрафовать только резидентов Науру, и изъять только имущество, находящееся в Науру.
Т.е. законы тех стран, где у вас нет ни пользователей, ни представителей, ни имущества, — не обязательно соблюдать.
bgBrother
Спасибо за ответ.
Если я верно понимаю ситуацию, то и в России цитировать нельзя, в случае наличия на ресурсе хоть какой-то рекламы. Если вместо рекламы просить пожертвования на работу самого интернет-ресурса, то правообладатель через суд может требовать доказательств, что пожертвования это действительно пожертвования, а не скрытая оплата за материал.
В любом случае, если что-то правообладателю не понравиться, то суд может быть весьма долгим, тяжёлым и дорогим для владельца ресурса, хотя по сути законность соблюдена. Мир далеко не идеален, я считаю.
d41d8cd98f
Но мне не нужна ни их реклама, ни бумажные копии, ни переводы и юридические утверждения. Я, как человек простой, просто хочу скачать оригинал книги. Но внезапно появляется правоторговец и сулит мне штраф 1000000$ за копию и тюрьму, т.к. он якобы потратился на рекламу чтоб заработать, а автору даже заплатил один раз 1000$ за права. Хотя я никак не мог нанести ему ущерб, ведь он не несет затрат за копирование с того же archive.org на мой компьютер. В чем его проблема?
aPiks
Чтобы выпустить оригинал книги, надо сделать 1000 проверок, чтобы она не нарушала права и достоинства людей, чтобы она юридически проходила по многим странам, чтобы не было ошибок в тексте, чтобы были иллюстрации хорошие и тд. Когда вы на 4pda качаете платное приложение без платы за него, вы тоже программиста вроде бы ничем не обижаете и убытков ему не наносите, но по факту вы лишаете его дохода. Если вы хотите скачать оригинал без мишуры, то пойдите к автору и попросите. Скажите, что хотите его приложение бесплатно, потому что вы человек простой и не хотите платить ни за что. Или переходя к нашей теме, пойдите к автору книги и попросите дать его вам на безвозмездной основе его оригинал. И не будет проблем.
geher
Вот с этим последнее время как раз часто бывают серьезные проблемы.
Am0ralist
geher
А причем тут это?
Я про ошибки в тексте и качество иллюстраций.
Часто бывает, что вроде солидное издательство, а в тексте ужасные опечатки, ляпы и прочая ересь, которую редактор с корректором пропустить просто не имели права.
А иллюстрации часто представляют из себя жуткий сон наркомана. Причем я не про качество полиграфии.
Am0ralist
А потому, что даже это скидывается на аутсорс, где демпингуют за счёт качества.
А художников в этом плане у нас… Хм, ну я вот Богдана, например, могу назвать, как пример интересного мне. Зато на фрилансе его ставку перебьют бывшие выпускники художки. А чтоб содержать качественных — привет возрастание цены на книги, а их и так никто не берёт.
Собственно, классические издержки конкуренции, когда конкуренцию качеством не поддерживает покупатель, а конкуренцию ценой делают за счёт удешевления процессов и ухудшения качества.
Кому какое дело, ведь книгу по сути выбросят чаще всего сразу после прочтения сейчас.
geher
Т.е. как раз и приходим к тому, что издательство — это совсем не про "чтобы не было ошибок в тексте, чтобы были иллюстрации хорошие".
Am0ralist
Почему же. Они ровно про это, пока за качество люди готовы платить.
В ситуации, когда все считают нормальным скачать и не платить, а если платить, то копейки — никакой бизнес не будет про качество.
geher
Тут зацикливается. Зачем платить, если качество никакое?
Впрочем, то, что издательства еще не разорились, означает, что "все" в контексте "считают нормальным скачать и не платить, а если платить, то копейки" — сильное преувеличение.
Am0ralist
Означает, что вы плохо знаете этот бизнес. В РФ они по сути уже почти все разорились и были скуплены игроками, оставшимися на плаву. В том числе и за счёт мер по борьбе с пиратством (например, за счёт того, что бумага выходит раньше электронки, продажи бумаги на какое-то время удается увеличивать, ибо пираты давно уже стали жадными и ленивыми, не то, что в нулевые)
alsoijw
Особенно хорошо, когда вчерашний бесплатный фандаб объявляется лицензией. Ни разу такого не было и вот опять.
Am0ralist
Я несколько раз посмотрел свой коммент и ваш, но так и не понял, к чему вы это сказали?
alsoijw
Цена не гарантирует качество. Фандаб был бесплатен, а вот за лицензию нужно заплатить. А люди всё те же.
Am0ralist
Бесплатно можно делать по фану для себя и других.
Но если вам товар дают бесплатно, то значит товар — это вы.
Как только переходим именно что к работе и коммерции, то и узнаю реальную цену того, как делать на том уровне качества.
d41d8cd98f
>но по факту вы лишаете его дохода
По факту вы лишили меня дохода, потому что не перевели на мой счет 1.000.000$, а я об этом очень красочно фантазировал. Это упущенная прибыль.
>1000 проверок, чтобы она не нарушала права и достоинства людей, чтобы она юридически проходила по многим странам
Ну естественно, ведь правоторговцы пролоббировали все эти проверки, чтобы холопы вдруг не начали мимо их кармана зарабатывать.
Jef239
Будет ли логично, чтобы банк, который дал вам свои «кровные» деньги на ипотеку, стриг бы бабло с проделанной работы? Ну скажем по 500 рублей с каждого гостя за 1 посещение. Или 3 тысячи — абонемент на неограниченное число посещений в месяц?
Печатные станки — собственность типографии, которая обычно обслуживает много издательств. Рекламой занимается рекламное агентство. Переводом — переводчик, рисунками — художник, продажами — магазины…
Основная функция издательства — банковская. Остальное — аутсоринг, аутсоринг, аутсоринг.
Таких примеров много, например Pro Git book. Но… дальше правоторговцы её отпечатали и продают её по конской цене. Далее — ждем исков от правоторгцев за принципиально бесплатную книгу. А что, с них станется. Примеры уже были.
saboteur_kiev
Потому что у автора может не быть прав на свою же книгу.
Правообладатель это практически никогда автор. И злоупотребление правообладанием распространено настолько широков, что как правильно выше заметили, это уже раковая опухоль нашей цивилизации.
Am0ralist
Имея перед глазами несколько российских писателей это можно легко узнать.
И да, когда у авторов начинают требовать прямо таки: создать свой сайт и продавать на нём, причём за ту цену, которую читатель считает настоящей (рублей 10-20), станцевать, вести инстаграмм, фейсбук и прочее, а иначе мол мы покупать книги не будем, то возникает вопрос, что и с другой стороны люди несколько подофигели злоупотреблением пренебрежением чужих прав.
saboteur_kiev
Это связано с монополией издателей в плане издания.
У нераскрученных авторов обычно мало возможностей продать свою книгу самостоятельно, они идут к издателям, но выбирать условия возможностей нет.
Издатели же друг с другом договариваются, в результате получается кабалла по поруке.
Am0ralist
А раскрученные авторы, которые сами навязать много что могут, они то что?
Вы не думали, что требование от них становиться не творцами, а торгашами — несколько… нехорошее?
Это как сейчас обязать всех программистов уволиться из контор и продавать результаты своего труда на личном сайте, да с танцами, прихлопыванием и торговлей лицом в интсаграме.
Не, понятно, что и подобные программисты есть, но почему-то большая часть предпочитает работать на дядю, имея в плюсах отдельных менеджеров для работы с клиентом, архитекторов, ПМов, отдела тестирования, что позволяет им заниматься своей работой. И никто не заявляет, что все программисты обязаны работать только фрилансерами. А все конторы по разработке софта надо закрыть, как злостное зло.
saboteur_kiev
То, что издатель выкупает права на книгу навечно, это не есть гуд.
Хорошо было бы оформлять права на 5 лет, на 10 лет. Но если бы я написал и издался, я бы хотел чтобы через 100-200-300 лет решать что делать с этой книгой имели мои дети и внуки, а не какой-то издатель.
Либо чтобы через 100-200-300 лет труд становился общедоступным бесплатно. А не как сейчас — некоторые издатели монополизируют произведения Баха, Шопена и требуют компенсации в суде. Бах и Шопен в гробу ворочаются, но сделать ничего не могут.
Am0ralist
Монополизируют не их труд, а определённое исполнение либо какое-то конкретное переложение нот. То есть авторскую работу над.
Так что через 100 лет как раз таки на оригинал прав у них не будет.
А вот на снятую по вашей картине фильму — будет (без запрета другим снимать по ней же).
tyomitch
Не навечно, а на примерно 70 лет (в разных юрисдикциях по-разному)
v2kxyz
Т.е. вы утверждаете, что есть рыночная ниша для издательства, которое не будет просить прав на эксклюзивные продажи?
Вот например про самиздат на амазоне. Цитата оттуда:
Self-Publishing
CreateSpace is a fast and easy way to self-publish paperbacks. It also offers on-demand printing, eliminating the need for you to maintain inventory. CreateSpace offers authors:
No membership or set-up fees
A flexible royalty model
Community forums for resources and tips
A non-exclusive agreement allowing future publishing and distribution options
Free CreateSpace ISBN or UPC
Т.е. даже печатный вариант можно сделать, но авторы по какой-то причине продолжают пользоваться навязанными и кабальными услугами издательств.
saboteur_kiev
Я не говорю, что издатель это плохо.
Это маркетинг, раскрутка, помощь в редактуре. Но при этом практически нереально получить более-менее адекватные условия. Как я привел выше, меня бы устроил договор с издательством, по которому все права выдаются на определенный срок, после которого я могу либо продлить договор с издателем, либо заключить с другим, либо действовать по своему разумению.
Именно навязывание определенных условий — плохо.
Am0ralist
Слушайте, а у кого такие договора остались или вообще были?
ССЗБ, если кто подписал подобное, ибо ну я не знаю, нельзя быть буратинкой на поле чудес.
А вот если издательство придумало сюжет и наняло негра его воплотить, с переходом всех прав ему, то, извините, это аналогично как нанять программиста реализовать программу. Либо запрещаем делать и так, и так, либо не страдаем двуличием. Труд программистов (творческий) и так во всем мире отчуждается в ещё большем объеме, чем у авторов книг. Где протесты, пикеты, требования запретить?
tyomitch
Именно правообладатели платят создателям книг за создание книг.
Польза от них точно такая же, как от продавцов на оптовом рынке — без них вы бы за картошкой прямо в деревню к фермеру ездили.
Но есть, конечно, социалистическая точка зрения, что любые перепродавцы — это паразиты и рак.
andToxa
за цифровыми книгами к продавцу ездить не дальше, чем к "фермеру". а чаще даже и ближе.
v2kxyz
Пользы от них даже больше. Издатели кроме непосредственно продаж занимаются еще рекламой, редактурой и инвестированием в виде оплаты автору в процессе написания книги, т.е. берут на себя некоторые риски.
Вот , например, статья от автора зачем ему нужно издательство.
А один из недостатков системы записывают в фатальные и призывают бороться с правообладетелями в принципе, даже не предлагая внятной альтернативы, при этом забывая, что авторов никто силой к ним не тащит, они сами делают свой выбор.
tyomitch
Оптовики тоже занимаются и Quality Assurance своих овощей, и маркетингом; так что разницы ещё меньше.
На правах исторического анекдота: мой нынешний заказчик, хозяин веб-магазина с оборотом ~?150K/день, по образованию агроном. В начале 1990-х он ездил в Россию, чтобы предложить свежепоявившимся фермерам-частникам современные европейские агротехнологии; но обнаружил, что гораздо более актуальной проблемой для фермеров было не как вырастить урожай, а как его сбыть — потому что никакой прослойки, связывающей частных фермеров и частных ритейлеров, ещё не было. В итоге британский агроном стал сооснователем первых в России овощных оптовых рынков; а когда вернулся домой, то решил вместо агрономии заняться мелкооптовой торговлей, чем успешно занимается и до сих пор.
amarao
Обычные рантье. Не первый раз в истории человечества, уже.
smind
Прошу прощения за придирки, но очень странно что нигде не фигурирует название этого «Архива интернета» или я не увидел ссылки на archive.org или вы пишите про какой то другой архив?
YourChief
Да, полезно было бы написать. В иске речь идёт об www.openlibrary.org и www.archive.org.
avouner Автор
Действительно, следовало указать. Добавил ссылки в текст, спасибо!
tendium
Тут, смотрю, дебаты не на шутку. А я вот на карантине с сыном английским занимался. Хотел купить книжки вполне конкретные, а их нет нигде. Есть кое-что на испанском Амазоне в 3-4 раза выше изначальной цены. На ebay и того выше цену находил. При этом есть не всё, что мне нужно. Больше эти книги не выпускаются, как я понял. Благо, нашел, в Словакии и через знакомого заказал. А пройдет еще пара лет и их вообще нигде не будет. Так что же плохого в том, что кто-то где-то выложит сканы? Борьба с пиратами порой напоминает мне собаку на сене. Вам так не кажется?
ntu12170
Вот бы еще кто-то выкачал все эти 1,4 миллиона книг, пока можно, и создал торрент-раздачу…
А правообладатели идут лесом, потому что Архив столько труда вкладывает в сохранение того, что уже нигде и не купишь, а «правообладатели» не торопятся переиздавать или оцифровывать. Да где им там — они ведь не контенто-, а только право-обладатели! Собаки с правами на сено, но без самого сена.
saege5b
В том же гугл.книгах, рассказ Носова спокой до 800 руб. Доходит, Пушкин за тысячу…
бедные… как же этим авторам тяжело живётся…
saege5b
А кто помнит забавную шутку, когда кт-то продал текст в несколько издательств, и его успели опубликовать под несколькими авторами?
или можно вспомнить рекламную акцию лукьяненко, когда он издавал чужи тексы под своим именем, — для помощи молодым авторам (с).