Читая новости про проекты и сервисы, вы могли часто сталкиваться с понятием MVP. Но что скрывается под этой аббревиатурой и почему MVP так часто используют на начальных этапах развития продукта? Давайте прямо сейчас вместе разберемся в этом.
Minimal Viable Product (минимально жизнеспособный продукт) — тестовая версия товара, услуги или сервиса с минимальным набором функций (иногда даже одной), которая несет ценность для конечного потребителя.
MVP создают для тестирования гипотез и проверки жизнеспособности задуманного продукта, насколько он будет ценным и востребованным на рынке.
Результаты тестирования минимально жизнеспособного продукта и обратная связь от целевой аудитории помогают понять, стоит ли развивать проект дальше, какие изменения следует внести в стратегию, а что оставить в первоначальном виде.
Полезность разработки MVP доказывают примеры крупных на данный момент компаний. Например, Даниэль Эк и Мартин Лорентсон в 2006 году запустили небольшой сервис с одной функцией — потоковая передача музыки. Сегодня их продукт — Spotify — оценивается в $21 миллиард, сотрудничает с крупными звукозаписывающими студиями и имеет 50 миллионов человек активной аудитории.
В 2008 году, когда аренда отеля или жилья во время путешествия была большой проблемой, два энтузиаста решили подойти к вопросу нестандартно и сдали свою квартиру по простому факсу. По сути, это тоже MVP, в котором тестировалась основная функция. Эксперимент показал, что продукт получит спрос, а сегодня Airbnb — одна из крупнейших площадок по поиску краткосрочной аренды жилья.
Proof of Concept (PoC) — доказательство правильности концепции и некоторые новички часто путают его с минимально жизнеспособным продуктом. PoC описывает процессы выяснения технической жизнеспособности концепции программного обеспечения (или любого другого продукта).
Да, эти определения взаимосвязаны, но не взаимозаменяемые. Proof of Concept — описание процессов на начальной стадии развития продуктов, которые потом реализуются фактически, из чего получается MVP.
Есть много разных подходов к созданию минимально жизнеспособного продукта, но на практике чаще всего используют некоторые из них. Далее поговорим о наиболее популярных.
Помните, как в популярном мультике «Флинстоуны» глава семейства создавал иллюзию передвижения на автомобиле? Так вот, этот подход предусматривает имитирование наличия функционала, хотя на самом деле технически он никак не реализован. MVP нацелен на проверку гипотезы, доказательство жизнеспособности выбранной модели развития бизнеса.
Изначально у этого подхода было много критиков, мол, как можно что-то проверить, если ничего нет? Состоятельность метода доказал Ник Свинмерн — основатель интернет-магазина Zappos, стоимость которого в 2015 году «пробила» отметку в $2 миллиарда.
Он сделал сайт и опубликовал фото разных моделей обуви. Получил заказ, пошел в магазин, приобрел нужную пару и отправил покупателю. Так он проверил жизнеспособность идеи продаж обуви через интернет, при этом изначально он не тратил деньги на аренду склада и закупку продукции, а лишь имитировал их наличие.
Эта методология больше подходит для онлайн-сервисов, конечная цель которых — автоматизировать решение проблем целевой аудитории. На начальных этапах реализации продукта услуга оказывается вручную.
Например, мы хотим сделать сервис по финансовому учету и планированию для физических лиц. Но чтобы проверить, будет ли пользоваться спросом эта идея, сначала сделаем несколько финансовых планов для клиентов вручную через Excel. Так мы сможем понять, кто и сколько готов платить, какие функции нужно реализовать в первую очередь и т.п. Часто консьерж MVP помогает в генерации новых идей, которые впоследствии делают конечный продукт лучше.
Эту модель в конце 90-х годов использовал Чак Темплтон — основатель сервиса по онлайн-бронированию ресторанов, билетов и многого другого. Он не стал сразу вкладывать сотни тысяч долларов в техническую реализацию сервиса, а бронировал для других людей столики в ресторанах вручную. Так он проверил жизнеспособность идеи, понял, кто, сколько и за что готов платить и познакомился с целевой аудиторией.
Метод разрозненного MVP используют, когда идею можно проверить и реализовать без разработки уникального программного обеспечения. Вместо этого собирают готовые инструменты, объединяют в одну систему и преподносят в едином интерфейсе.
Если бы все компании начинались с разработки уникальных решений, которая обходилась бы в сотни тысяч долларов, мы бы не увидели много крутых проектов. К этому, как правило, переходят после запуска, получения обратной связи и первых результатов.
Посмотрите на популярный сервис совместных покупок Groupon. Когда-то он был простеньким сайтом на Wordpress, где все взаимодействие с пользователями осуществлялось по электронной почте. Только после получения первой обратной связи и финансовых результатов были разработаны социальные функции, полноценная email-рассылка, автоматизация и мобильное приложение.
Эту разновидность используют чаще всего, когда есть готовый продукт с минимальным набором функций (как правило, одной). По такому принципу действовали основатели Spotify, которых упомянули в начале статьи.
Выпуск продукта с одной функцией (параметром) позволяет сузить целевую аудиторию, получить обратную связь и проанализировать ее, после чего приступить к тестированию.
Приступайте к разработке MVP на начальных стадиях развития продукта. Идея может быть крутой только у вас в голове (да, такова уж суровая реальность), так зачем сразу вкладывать большие деньги в разработку, когда есть вариант с маленькими затратами и точной проверкой? После выпуска минимально жизнеспособного продукта вы определите спрос и поймете, в правильном направлении развиваете проект или нет.
Но самое крутое в MVP — сбор ценной информации от первых пользователей. Именно конечный потребитель расскажет о правильной реализации проекта. Собранные данные используйте для планирования дальнейших обновлений и определения наиболее приоритетных целей: какие функции реализовать в первую очередь.
В теории вы узнали, что такое минимально жизнеспособный продукт, теперь поговорим о практической части — создании MVP. Для получения хорошего результата разложите работу на мелкие итерации (шаги/этапы), обозначьте цели для команды в целом и задачи для каждого члена. Но в первую очередь донесите до коллектива общие принципы работы и создания продукта.
Проведите общее собрание коллектива, который примет участие в разработке MVP. На нем вы должны разобраться, все ли члены команды понимают, зачем это нужно. Обсудите видение минимально жизненного продукта, сложите все воедино и постройте первый примерный план дальнейшей работы.
В ходе общего собрания обсудите следующие вопросы:
Постарайтесь привлечь к общему собранию максимум специалистов, чтобы рассмотреть идею и варианты тестирования с разных сторон. Обязательно составьте протокол собрания, в котором будут отражены основные мысли, идеи и принятые решения.
После определения основных принципов MVP, ответьте на вопрос: «Какую проблему решает продукт?». Опишите его ценность в нескольких предложениях. Во-первых, это полезно для себя и команды, во-вторых, в дальнейшем поможет в создании уникального торгового предложения, лендинга и рекламной кампании.
Например, создаем сервис по финансовому планированию для физических лиц. Он решает проблему «бесконтрольного расходования денежных средств, помогает организовать бюджет и ставить долгосрочные цели».
Распространенная ошибка начинающих продактов и предпринимателей — они считают, что их проект решает проблему широкой аудитории (всех людей). Такой подход в разы повышает вероятность провала. Сфокусируйтесь на определенной целевой аудитории.
Составьте портрет клиента, который обязательно купит продукт. Опишите его пол, возраст, социальное положение, уровень дохода, потребности, привычки, используемую им технику, распространенные проблемы, предпочтения в отдыхе и т.п.
Не торопитесь на этом этапе! Лучше потратить несколько часов для формирования портрета ЦА, чем потом «слить» весь рекламный бюджет и получить минимальную конверсию. И не забывайте про то, какую проблему решает MVP (это определяется на первом этапе).
Пример с сервисом по составлению финансовых планов для физических лиц:
Составлен примерный портрет, даже такой минимум позволяет ориентироваться и дает понимание, кому продаем продукт. Эта информация в дальнейшем поможет в организации рекламной кампании.
Не думайте, что ваш продукт (идея) уникален и такого больше нигде нет. Если вы с ним не сталкивались лицом к лицу, это не гарантирует уникальность. И вообще есть гипотеза «множественного открытия»: все исследования и изобретения делаются сразу несколькими учеными независимо друг от друга.
Эту гипотезу подтверждает история с разработкой радио. В России считают, что его изобрел Александр Попов, а вот в Италии лавры отдают Гульельмо Маркони. Оба начали работать над реализацией идеи в 1894 году, но Попов свою разработку презентовал в марте 1896 года (но при этом не запатентовал), а Маркони в июне 1896 года подал документ на патент. Кстати, есть еще несколько ученых в разных странах, которые также претендуют на звание «создатель Радио».
История с MVP аналогичная: вы должны потратить немало времени, но постараться найти конкурентов. Вам повезет, если идея все-таки окажется уникальной, а если нет, тогда решите следующие задачи:
В сборе информации помогут специальные аналитические инструменты: Similar Web, Ahrefs, Quantcast, App Annie, AppFollow и другие. Соберите данные о популярности конкурентов, ежемесячном трафике, основных интересах целевой аудитории, географическом расположении клиентов и т.п.
Для удобства советуем составлять сводную таблицу со всей собранной информацией. Впоследствии будет проще ориентироваться в больших массивах данных и принимать какие-либо решения.
SWOT-анализ представляет собой таблицу, состоящую из четырех блоков:
Опять же, его лучше проводить коллективно или, по крайней мере, с основными членами командами. Важно объективно оценивать каждый пункт и не бояться признавать слабые стороны. Посмотрим реализацию SWOT-анализа на примере сервиса по финансовому планированию для физических лиц:
Не расписывайте пункты на целые абзацы. Они должны быть короткими и понятными для всей команды.
Обратите внимание, что таблица разделена на две части. Сильные и слабые стороны, как правило, относятся к внутренним факторам, а возможности и угрозы — к внешним.
Цель SWOT-анализа выявить сильные стороны и возможности, чтобы сосредоточить работу на них для минимизации негативных последствий от слабых сторон и угроз. Сделанные выводы помогут выбрать стратегию развития и позиционирования бизнеса на рынке.
Простой блиц для определения удобства продукта: если вы сами не понимаете, что надо делать с вашим сервисом (продуктом, услугой и т.п.), то потребитель разобраться точно не сможет!
Чтобы избежать такого недоразумения, на пятом этапе создания минимально жизнеспособного продукта составляют карту пути пользователя — что делает пользователь при взаимодействии с продуктом. Вы должны понимать, какие у аудитории требования к контенту, дизайну, интерфейсу.
Кстати, не забывайте корректировать карту пути пользователя (user flow) после получения обратной связи от первых клиентов. Они расскажут, что хорошо, а что плохо или неудобно. На основе этого корректируйте карту, чтобы конечный потребитель получал то, что хочет.
Например, для сервиса по финансовому планированию сделали такую карту:
Провели первые тестирования, за два месяца в поддержку написали несколько человек: «у нас были финансовые планы в Excel, пришлось потратить часа два, чтобы все данные перенести в ваш сервис». Что делаем? Правильно! Добавляем функцию экспорта существующих в Excel финансовых планов.
На прошлом этапе вы определили основные взаимодействия пользователя с продуктом, теперь для каждого опишите конкретные функции. Для удобства составьте специальную карту: взаимодействия и функции для каждого. Сначала она выглядит так:
Дальше для каждого взаимодействия определяется перечень функций. Здесь помогут логика и пользовательские истории. В первом случае самостоятельно или вместе с командой подумайте, что нужно сделать для обеспечения того или иного взаимодействия.
Но как вы помните, наше видение часто искажено, а вот реальные пользователи дают объективную информацию на основе опыта. Пользовательские истории описывают те или иные действия людей, на основе которых определяются необходимые функции.
Дальше расставьте все функции по приоритету. Самые востребованные (которыми пользуются чаще всего) ставим в начало списка, редко используемые — в конец. Должна получиться вот такая карта:
На этом этапе вы должны определить функционал MVP или иными словами — запланировать объем минимально жизнеспособного продукта. Для начала определите несколько основных функций, без которых проект вообще не сможет существовать, от него не будет никакого толку. Это — каркас или наименьшая полезная версия продукта.
Каркас как дом без отделки — вроде бы, жить можно, но как-то не очень. Поэтому в большинстве случаев MVP дополняют разными «полезностями». Для этого необходимо определить существенные и несущественные функции: какие нужны сейчас, а какие можно доработать потом в процессе развития проекта.
Опять же, классифицировать функции лучше коллективом. Обсуждения, споры, аргументация — это приведет к определению оптимального объема минимально жизнеспособного продукта. На карте выделите каркас и дополнительные функции в рамках MVP для удобства дальнейшего планирования. Должно получиться что-то наподобие этого:
Такую карту с объемом минимально жизнеспособного продукта можно сделать на компьютере или на магнитной доске, стоящей в переговорной или аналогичном помещении. В ходе разработки допускается внесение корректировок.
Вы готовы к началу работы: определена идея, задачи, цели объем MVP. Осталось выбрать модель управления для достижения максимальной эффективности и соблюдения установленных сроков разработки. Возможно несколько вариантов:
Этот этап — один из важных. Можно придумать крутую идею, разработать качественный концепт, собрать команду высококлассных спецов, но если выберите неправильную модель управления, забудьте о достижении успеха. Поэтому хорошо подумайте, с какой системой работать в рамках реализации того или иного продукта.
Тестируйте MVP короткими итерациями: альфа- и бета-тестированием. Альфа — внутренний этап: закончили разработку, пользуйтесь продуктом внутри команды несколько дней. Если все окей, запускайте бета-тестирование — внешний этап, дайте доступ к проекту первым пользователям. Длительность: 7-14 дней.
После первой беты соберите отзывы, статистику посещений, аналитику поведений и проанализируйте весь массив данных. Так вы узнаете, что надо доработать, что можно убрать, а что, наоборот, надо добавить в срочном порядке.
Несколько итераций «разработка-альфа-бета» помогут прийти к оптимальной первой версии продукта, который можно выпускать на рынок для массового пользователя и продолжать дорабатывать.
Еще раз поговорим всю последовательность этапов:
Пройдя 10 этапов, вы получите хороший минимально жизнеспособный продукт, который впоследствии перерастет в первую версию полноценного проекта. И не бойтесь вносить правки: отказываться от каких-то этапов, добавлять собственные и т.п. Данная последовательность шагов — не строгое правило, а лишь пример или образец, на основе которого вы можете построить что-то собственное и уникальное.
Теперь вы знаете, как создать свой MVP. Но есть еще один момент: новички (им это простительно, кстати) часто допускают ошибки при планировании первых минимально жизнеспособных продуктов. На второй-третий раз, набравшись опыта, они работают быстрее и эффективнее.
Но зачем учиться на собственном опыте, когда есть чужой? Почему бы не использовать его и постараться избежать неточностей на своем пути? Поэтому далее поговорим о самых распространенных ошибках начинающих продакт-менеджеров и предпринимателей.
Закройте в клетке своего перфекциониста, потому что в ходе разработки MVP он сыграет с вами злую шутку! Запомните, задача минимально жизнеспособного продукта — дать пользователю базовое представление о продукте, он априори не должен и не может быть идеальным.
Вы тестируете гипотезу! Поверьте, маленького MVP хватит для определения потенциала идеи. Если она крутая, то спрос на продукт не испортит даже плохой дизайн, интерфейс и минимальная скорость работы. И только при подтверждении этой гипотезы начинайте тратить ресурсы на юзабилити и красивый фантик.
Если MVP не должен быть идеальным, это не значит, что его можно делать, как попало. Некоторые продакты бросаются из крайности в крайность, в результате получает вообще что-то непонятное.
Минимально жизнеспособный продукт должен быть простым, но качественным. Например, если делаете сервис, то купите хотя бы домен второго уровня, не надо оставлять его на поддомене какого-то бесплатного конструктора.
Некоторые новички так увлекаются разработкой, что забывают о приоритетной цели — сборе обратной связи. Еще на стадии планирования следует определить ключевые метрики, которые покажут успешность проекта. Это может быть количество скачиваний или покупок, число новых пользователей, коэффициент удержания клиентов и т.п.
Когда «глаза горят», есть ощущение способности свернуть горы! И в такие моменты руководитель начинает делать анонсы крутых и необычайных возможностей. Конечно, это все здорово с точки зрения маркетинга, но если не сдерживать обещания, пользователи начнут покидать проект.
Поэтому всегда принимайте решения о новых анонсах на «холодную» голову. Объективно оценивайте, что сможете сделать, а что нет.
Окрыленность собственной идеей часто дурманит разум и вся команда перестает обращать внимание на объективные факты: плохие метрики, отрицательные отзывы и т.п. Начинают думать, что просто пользователи не все понимают сейчас, а вот когда финальная версия продукта будет готова, тогда они оценят.
Нет, не оценят. В этом деле всегда важен объективизм. Есть обратная связь от реальных пользователей, слушайте ее, корректируйте работу проекта в соответствии с желаниями конечных потребителей, иначе во всей этой суете нет никакого смысла.
Итак, подведем краткий итог: MVP — минимально жизнеспособный продукт, который делают для тестирования идей и гипотез, сбора обратной связи от первых потребителей (и да, MVP ? PoC). Реализовать можно за 10 этапов и постараться избежать наиболее распространенных ошибок. Если вы планируете создание нового продукта, начинайте с MVP: это позволит избежать больших ресурсных потерь в случае плохого потенциала идеи.
Что собой представляет MVP
Minimal Viable Product (минимально жизнеспособный продукт) — тестовая версия товара, услуги или сервиса с минимальным набором функций (иногда даже одной), которая несет ценность для конечного потребителя.
MVP создают для тестирования гипотез и проверки жизнеспособности задуманного продукта, насколько он будет ценным и востребованным на рынке.
Результаты тестирования минимально жизнеспособного продукта и обратная связь от целевой аудитории помогают понять, стоит ли развивать проект дальше, какие изменения следует внести в стратегию, а что оставить в первоначальном виде.
Полезность разработки MVP доказывают примеры крупных на данный момент компаний. Например, Даниэль Эк и Мартин Лорентсон в 2006 году запустили небольшой сервис с одной функцией — потоковая передача музыки. Сегодня их продукт — Spotify — оценивается в $21 миллиард, сотрудничает с крупными звукозаписывающими студиями и имеет 50 миллионов человек активной аудитории.
В 2008 году, когда аренда отеля или жилья во время путешествия была большой проблемой, два энтузиаста решили подойти к вопросу нестандартно и сдали свою квартиру по простому факсу. По сути, это тоже MVP, в котором тестировалась основная функция. Эксперимент показал, что продукт получит спрос, а сегодня Airbnb — одна из крупнейших площадок по поиску краткосрочной аренды жилья.
MVP и PoC — одно и то же?
Proof of Concept (PoC) — доказательство правильности концепции и некоторые новички часто путают его с минимально жизнеспособным продуктом. PoC описывает процессы выяснения технической жизнеспособности концепции программного обеспечения (или любого другого продукта).
Да, эти определения взаимосвязаны, но не взаимозаменяемые. Proof of Concept — описание процессов на начальной стадии развития продуктов, которые потом реализуются фактически, из чего получается MVP.
Виды MVP
Есть много разных подходов к созданию минимально жизнеспособного продукта, но на практике чаще всего используют некоторые из них. Далее поговорим о наиболее популярных.
MVP Флинстоуна
Помните, как в популярном мультике «Флинстоуны» глава семейства создавал иллюзию передвижения на автомобиле? Так вот, этот подход предусматривает имитирование наличия функционала, хотя на самом деле технически он никак не реализован. MVP нацелен на проверку гипотезы, доказательство жизнеспособности выбранной модели развития бизнеса.
Изначально у этого подхода было много критиков, мол, как можно что-то проверить, если ничего нет? Состоятельность метода доказал Ник Свинмерн — основатель интернет-магазина Zappos, стоимость которого в 2015 году «пробила» отметку в $2 миллиарда.
Он сделал сайт и опубликовал фото разных моделей обуви. Получил заказ, пошел в магазин, приобрел нужную пару и отправил покупателю. Так он проверил жизнеспособность идеи продаж обуви через интернет, при этом изначально он не тратил деньги на аренду склада и закупку продукции, а лишь имитировал их наличие.
Консьерж MVP
Эта методология больше подходит для онлайн-сервисов, конечная цель которых — автоматизировать решение проблем целевой аудитории. На начальных этапах реализации продукта услуга оказывается вручную.
Например, мы хотим сделать сервис по финансовому учету и планированию для физических лиц. Но чтобы проверить, будет ли пользоваться спросом эта идея, сначала сделаем несколько финансовых планов для клиентов вручную через Excel. Так мы сможем понять, кто и сколько готов платить, какие функции нужно реализовать в первую очередь и т.п. Часто консьерж MVP помогает в генерации новых идей, которые впоследствии делают конечный продукт лучше.
Эту модель в конце 90-х годов использовал Чак Темплтон — основатель сервиса по онлайн-бронированию ресторанов, билетов и многого другого. Он не стал сразу вкладывать сотни тысяч долларов в техническую реализацию сервиса, а бронировал для других людей столики в ресторанах вручную. Так он проверил жизнеспособность идеи, понял, кто, сколько и за что готов платить и познакомился с целевой аудиторией.
Разрозненный MVP
Метод разрозненного MVP используют, когда идею можно проверить и реализовать без разработки уникального программного обеспечения. Вместо этого собирают готовые инструменты, объединяют в одну систему и преподносят в едином интерфейсе.
Если бы все компании начинались с разработки уникальных решений, которая обходилась бы в сотни тысяч долларов, мы бы не увидели много крутых проектов. К этому, как правило, переходят после запуска, получения обратной связи и первых результатов.
Посмотрите на популярный сервис совместных покупок Groupon. Когда-то он был простеньким сайтом на Wordpress, где все взаимодействие с пользователями осуществлялось по электронной почте. Только после получения первой обратной связи и финансовых результатов были разработаны социальные функции, полноценная email-рассылка, автоматизация и мобильное приложение.
Продукт с одним параметром
Эту разновидность используют чаще всего, когда есть готовый продукт с минимальным набором функций (как правило, одной). По такому принципу действовали основатели Spotify, которых упомянули в начале статьи.
Выпуск продукта с одной функцией (параметром) позволяет сузить целевую аудиторию, получить обратную связь и проанализировать ее, после чего приступить к тестированию.
Когда и для чего нужно делать MVP?
Приступайте к разработке MVP на начальных стадиях развития продукта. Идея может быть крутой только у вас в голове (да, такова уж суровая реальность), так зачем сразу вкладывать большие деньги в разработку, когда есть вариант с маленькими затратами и точной проверкой? После выпуска минимально жизнеспособного продукта вы определите спрос и поймете, в правильном направлении развиваете проект или нет.
Но самое крутое в MVP — сбор ценной информации от первых пользователей. Именно конечный потребитель расскажет о правильной реализации проекта. Собранные данные используйте для планирования дальнейших обновлений и определения наиболее приоритетных целей: какие функции реализовать в первую очередь.
Как сделать MVP правильно
В теории вы узнали, что такое минимально жизнеспособный продукт, теперь поговорим о практической части — создании MVP. Для получения хорошего результата разложите работу на мелкие итерации (шаги/этапы), обозначьте цели для команды в целом и задачи для каждого члена. Но в первую очередь донесите до коллектива общие принципы работы и создания продукта.
Нулевой этап: определяем основные принципы создания MVP
Проведите общее собрание коллектива, который примет участие в разработке MVP. На нем вы должны разобраться, все ли члены команды понимают, зачем это нужно. Обсудите видение минимально жизненного продукта, сложите все воедино и постройте первый примерный план дальнейшей работы.
В ходе общего собрания обсудите следующие вопросы:
- Как потратить минимум ресурсов? Помните, что на MVP должно быть потрачено минимум времени и сил. Вместе с командой разберитесь, как потратить мало денег, но при этом провести эффективное тестирование бизнес-идеи. Как правило, обсуждение этого вопроса помогает выбрать функции для реализации на начальном этапе развития продукта.
- Как взаимодействовать с пользователями? Одна из главных целей создания MVP — тестирование гипотез, определение спроса и востребованности продукта. В этом помогает обратная связь от первых пользователей продукта. Чтобы не упустить ни капли важной информации, заранее продумайте все каналы взаимодействия с целевой аудиторией: отзывы, опросы, прямые интервью и т.п.
- Как сделать первые продажи продукта? Первые продажи продукта дадут средства для начала разработки и покажут, интересна ли кому-то разработанная концепция. Хороший вариант — организовать сбор средств (предпродажи) на краудфандинговой площадке — Kickstarter (международная), Boomstarter (Россия), Planeta (Россия) и т.п.
- Как будем продвигать продукт? На старте планируйте рекламную кампанию и используемые каналы. Основные инструменты — контекстная реклама Яндекс и Google. Далее осваивайте социальные сети — Facebook, ВКонтакте и Instagram. Создайте официальные страницы, запустите таргетинг. Кстати, брендированные сообщества — один из каналов сбора обратной связи. Разработайте продающий лендинг: опишите продукт, расскажите о функциях, пользе для клиента, дайте пользователям возможность выбора между платной и бесплатной версиями продукта. После обсуждения этого вопросы вы должны знать, по каким каналам будете продвигаться и сколько денег потратите.
Постарайтесь привлечь к общему собранию максимум специалистов, чтобы рассмотреть идею и варианты тестирования с разных сторон. Обязательно составьте протокол собрания, в котором будут отражены основные мысли, идеи и принятые решения.
Первый этап: поиск проблемы, которую решит MVP
После определения основных принципов MVP, ответьте на вопрос: «Какую проблему решает продукт?». Опишите его ценность в нескольких предложениях. Во-первых, это полезно для себя и команды, во-вторых, в дальнейшем поможет в создании уникального торгового предложения, лендинга и рекламной кампании.
Например, создаем сервис по финансовому планированию для физических лиц. Он решает проблему «бесконтрольного расходования денежных средств, помогает организовать бюджет и ставить долгосрочные цели».
Второй этап: находим целевую аудиторию
Распространенная ошибка начинающих продактов и предпринимателей — они считают, что их проект решает проблему широкой аудитории (всех людей). Такой подход в разы повышает вероятность провала. Сфокусируйтесь на определенной целевой аудитории.
Составьте портрет клиента, который обязательно купит продукт. Опишите его пол, возраст, социальное положение, уровень дохода, потребности, привычки, используемую им технику, распространенные проблемы, предпочтения в отдыхе и т.п.
Не торопитесь на этом этапе! Лучше потратить несколько часов для формирования портрета ЦА, чем потом «слить» весь рекламный бюджет и получить минимальную конверсию. И не забывайте про то, какую проблему решает MVP (это определяется на первом этапе).
Пример с сервисом по составлению финансовых планов для физических лиц:
- 25-34 лет;
- мужчины;
- 40 000-80 000 рублей в месяц;
- хотят погасить кредиты, накопить денежные средства, повысить качество жизни;
- пользуются ПК и смартфон;
- испытывают нехватка заработной платы до конца месяца.
Составлен примерный портрет, даже такой минимум позволяет ориентироваться и дает понимание, кому продаем продукт. Эта информация в дальнейшем поможет в организации рекламной кампании.
Третий этап: определяем основных конкурентов
Не думайте, что ваш продукт (идея) уникален и такого больше нигде нет. Если вы с ним не сталкивались лицом к лицу, это не гарантирует уникальность. И вообще есть гипотеза «множественного открытия»: все исследования и изобретения делаются сразу несколькими учеными независимо друг от друга.
Эту гипотезу подтверждает история с разработкой радио. В России считают, что его изобрел Александр Попов, а вот в Италии лавры отдают Гульельмо Маркони. Оба начали работать над реализацией идеи в 1894 году, но Попов свою разработку презентовал в марте 1896 года (но при этом не запатентовал), а Маркони в июне 1896 года подал документ на патент. Кстати, есть еще несколько ученых в разных странах, которые также претендуют на звание «создатель Радио».
История с MVP аналогичная: вы должны потратить немало времени, но постараться найти конкурентов. Вам повезет, если идея все-таки окажется уникальной, а если нет, тогда решите следующие задачи:
- Соберите максимум информации об основных конкурентах. Проанализируйте трех самых крупных игроков рынка: изучите историю развития, посмотрите предлагаемые продукты, ознакомьтесь с конкурентными преимуществами и оцените способность предложить что-то лучше.
- Определите рыночные доли основных конкурентов. Рассмотрите деятельность компаний со всех сторон, определите их стратегии, объемы продаж, рассчитайте рентабельность и т.п. Так вы поймете, насколько они успешны и как можно опередить их в конкурентной борьбе (а главное, сколько на это придется потратить ресурсов).
- Изучите первичные источники информации. Все, что публикуют конкуренты о своей деятельности, — первичные источники данных. Поэтому посмотрите их официальные сайты, презентации, «белые книги», годовые отчеты, рекламные материалы и т.п. Это поможет разобрать деятельность конкурентов по кирпичикам и даст новые идеи для развития продукта.
- Изучите вторичные источники информации. Новости, видео, обзоры, интервью, оценки и т.п. — вторичные источники информации. Их публикуют СМИ, независимые отраслевые сайты и многие другие. Сбор информации из вторичных источников поможет глубже понять выбранную отрасль и изучить «правила игры». Но при этом не забывайте, что далеко не все дают достоверную информацию.
- Посетите отраслевые мероприятия. Ваши конкуренты презентуют продукцию или услуги на конференциях, выставках и любых других подходящих для этого площадках. Чтобы собрать максимум информации и задать интересующие вопросы, посещайте такие мероприятия. В большинстве случаев они бесплатны, поэтому потратить придется только свободное время.
В сборе информации помогут специальные аналитические инструменты: Similar Web, Ahrefs, Quantcast, App Annie, AppFollow и другие. Соберите данные о популярности конкурентов, ежемесячном трафике, основных интересах целевой аудитории, географическом расположении клиентов и т.п.
Для удобства советуем составлять сводную таблицу со всей собранной информацией. Впоследствии будет проще ориентироваться в больших массивах данных и принимать какие-либо решения.
Четвертый этап: проводим SWOT-анализ
SWOT-анализ представляет собой таблицу, состоящую из четырех блоков:
- сильные стороны;
- слабые стороны;
- возможности;
- угрозы.
Опять же, его лучше проводить коллективно или, по крайней мере, с основными членами командами. Важно объективно оценивать каждый пункт и не бояться признавать слабые стороны. Посмотрим реализацию SWOT-анализа на примере сервиса по финансовому планированию для физических лиц:
Не расписывайте пункты на целые абзацы. Они должны быть короткими и понятными для всей команды.
Обратите внимание, что таблица разделена на две части. Сильные и слабые стороны, как правило, относятся к внутренним факторам, а возможности и угрозы — к внешним.
Цель SWOT-анализа выявить сильные стороны и возможности, чтобы сосредоточить работу на них для минимизации негативных последствий от слабых сторон и угроз. Сделанные выводы помогут выбрать стратегию развития и позиционирования бизнеса на рынке.
Пятый этап: создаем карту пути пользователя
Простой блиц для определения удобства продукта: если вы сами не понимаете, что надо делать с вашим сервисом (продуктом, услугой и т.п.), то потребитель разобраться точно не сможет!
Чтобы избежать такого недоразумения, на пятом этапе создания минимально жизнеспособного продукта составляют карту пути пользователя — что делает пользователь при взаимодействии с продуктом. Вы должны понимать, какие у аудитории требования к контенту, дизайну, интерфейсу.
Кстати, не забывайте корректировать карту пути пользователя (user flow) после получения обратной связи от первых клиентов. Они расскажут, что хорошо, а что плохо или неудобно. На основе этого корректируйте карту, чтобы конечный потребитель получал то, что хочет.
Например, для сервиса по финансовому планированию сделали такую карту:
- выбор периода планирования;
- добавление активов, пассивов, доходов и расходов;
- аналитика финансового плана;
- постановка целей и отслеживание прогресса достижений.
Провели первые тестирования, за два месяца в поддержку написали несколько человек: «у нас были финансовые планы в Excel, пришлось потратить часа два, чтобы все данные перенести в ваш сервис». Что делаем? Правильно! Добавляем функцию экспорта существующих в Excel финансовых планов.
Шестой этап: составляем перечень функций продукта
На прошлом этапе вы определили основные взаимодействия пользователя с продуктом, теперь для каждого опишите конкретные функции. Для удобства составьте специальную карту: взаимодействия и функции для каждого. Сначала она выглядит так:
Дальше для каждого взаимодействия определяется перечень функций. Здесь помогут логика и пользовательские истории. В первом случае самостоятельно или вместе с командой подумайте, что нужно сделать для обеспечения того или иного взаимодействия.
Но как вы помните, наше видение часто искажено, а вот реальные пользователи дают объективную информацию на основе опыта. Пользовательские истории описывают те или иные действия людей, на основе которых определяются необходимые функции.
Дальше расставьте все функции по приоритету. Самые востребованные (которыми пользуются чаще всего) ставим в начало списка, редко используемые — в конец. Должна получиться вот такая карта:
Седьмой этап: определяем функции MVP
На этом этапе вы должны определить функционал MVP или иными словами — запланировать объем минимально жизнеспособного продукта. Для начала определите несколько основных функций, без которых проект вообще не сможет существовать, от него не будет никакого толку. Это — каркас или наименьшая полезная версия продукта.
Каркас как дом без отделки — вроде бы, жить можно, но как-то не очень. Поэтому в большинстве случаев MVP дополняют разными «полезностями». Для этого необходимо определить существенные и несущественные функции: какие нужны сейчас, а какие можно доработать потом в процессе развития проекта.
Опять же, классифицировать функции лучше коллективом. Обсуждения, споры, аргументация — это приведет к определению оптимального объема минимально жизнеспособного продукта. На карте выделите каркас и дополнительные функции в рамках MVP для удобства дальнейшего планирования. Должно получиться что-то наподобие этого:
Такую карту с объемом минимально жизнеспособного продукта можно сделать на компьютере или на магнитной доске, стоящей в переговорной или аналогичном помещении. В ходе разработки допускается внесение корректировок.
Восьмой этап: выберите метод управления и разработки
Вы готовы к началу работы: определена идея, задачи, цели объем MVP. Осталось выбрать модель управления для достижения максимальной эффективности и соблюдения установленных сроков разработки. Возможно несколько вариантов:
- Lean.
- Scrum.
- Канбан.
- Экстремальное программирование (XP).
Этот этап — один из важных. Можно придумать крутую идею, разработать качественный концепт, собрать команду высококлассных спецов, но если выберите неправильную модель управления, забудьте о достижении успеха. Поэтому хорошо подумайте, с какой системой работать в рамках реализации того или иного продукта.
Девятый этап: проводите тестирования
Тестируйте MVP короткими итерациями: альфа- и бета-тестированием. Альфа — внутренний этап: закончили разработку, пользуйтесь продуктом внутри команды несколько дней. Если все окей, запускайте бета-тестирование — внешний этап, дайте доступ к проекту первым пользователям. Длительность: 7-14 дней.
После первой беты соберите отзывы, статистику посещений, аналитику поведений и проанализируйте весь массив данных. Так вы узнаете, что надо доработать, что можно убрать, а что, наоборот, надо добавить в срочном порядке.
Несколько итераций «разработка-альфа-бета» помогут прийти к оптимальной первой версии продукта, который можно выпускать на рынок для массового пользователя и продолжать дорабатывать.
Еще раз поговорим всю последовательность этапов:
- Определение основных принципов создания MVP.
- Поиск проблемы, которую решит MVP.
- Поиск целевой аудитории.
- Определение и анализ основных конкурентов.
- Проведение SWOT-анализа.
- Создание карты пути пользователя.
- Составление перечня функций продукта.
- Определение объема MVP.
- Выбор метода управления и разработки.
- Проведение тестирований.
Пройдя 10 этапов, вы получите хороший минимально жизнеспособный продукт, который впоследствии перерастет в первую версию полноценного проекта. И не бойтесь вносить правки: отказываться от каких-то этапов, добавлять собственные и т.п. Данная последовательность шагов — не строгое правило, а лишь пример или образец, на основе которого вы можете построить что-то собственное и уникальное.
Самые распространенные ошибки при создании MVP
Теперь вы знаете, как создать свой MVP. Но есть еще один момент: новички (им это простительно, кстати) часто допускают ошибки при планировании первых минимально жизнеспособных продуктов. На второй-третий раз, набравшись опыта, они работают быстрее и эффективнее.
Но зачем учиться на собственном опыте, когда есть чужой? Почему бы не использовать его и постараться избежать неточностей на своем пути? Поэтому далее поговорим о самых распространенных ошибках начинающих продакт-менеджеров и предпринимателей.
Попытки достигнуть идеала
Закройте в клетке своего перфекциониста, потому что в ходе разработки MVP он сыграет с вами злую шутку! Запомните, задача минимально жизнеспособного продукта — дать пользователю базовое представление о продукте, он априори не должен и не может быть идеальным.
Вы тестируете гипотезу! Поверьте, маленького MVP хватит для определения потенциала идеи. Если она крутая, то спрос на продукт не испортит даже плохой дизайн, интерфейс и минимальная скорость работы. И только при подтверждении этой гипотезы начинайте тратить ресурсы на юзабилити и красивый фантик.
Небрежная работа
Если MVP не должен быть идеальным, это не значит, что его можно делать, как попало. Некоторые продакты бросаются из крайности в крайность, в результате получает вообще что-то непонятное.
Минимально жизнеспособный продукт должен быть простым, но качественным. Например, если делаете сервис, то купите хотя бы домен второго уровня, не надо оставлять его на поддомене какого-то бесплатного конструктора.
Отсутствие обратной связи
Некоторые новички так увлекаются разработкой, что забывают о приоритетной цели — сборе обратной связи. Еще на стадии планирования следует определить ключевые метрики, которые покажут успешность проекта. Это может быть количество скачиваний или покупок, число новых пользователей, коэффициент удержания клиентов и т.п.
«Пустые» обещания
Когда «глаза горят», есть ощущение способности свернуть горы! И в такие моменты руководитель начинает делать анонсы крутых и необычайных возможностей. Конечно, это все здорово с точки зрения маркетинга, но если не сдерживать обещания, пользователи начнут покидать проект.
Поэтому всегда принимайте решения о новых анонсах на «холодную» голову. Объективно оценивайте, что сможете сделать, а что нет.
Отказ от анализа и аналитики
Окрыленность собственной идеей часто дурманит разум и вся команда перестает обращать внимание на объективные факты: плохие метрики, отрицательные отзывы и т.п. Начинают думать, что просто пользователи не все понимают сейчас, а вот когда финальная версия продукта будет готова, тогда они оценят.
Нет, не оценят. В этом деле всегда важен объективизм. Есть обратная связь от реальных пользователей, слушайте ее, корректируйте работу проекта в соответствии с желаниями конечных потребителей, иначе во всей этой суете нет никакого смысла.
Итак, подведем краткий итог: MVP — минимально жизнеспособный продукт, который делают для тестирования идей и гипотез, сбора обратной связи от первых потребителей (и да, MVP ? PoC). Реализовать можно за 10 этапов и постараться избежать наиболее распространенных ошибок. Если вы планируете создание нового продукта, начинайте с MVP: это позволит избежать больших ресурсных потерь в случае плохого потенциала идеи.
basilbasilbasil
Добавьте заметку про ошибку выжившего.