Web MIDI API — интересный зверь. Хоть он и существует уже почти пять лет, его все еще поддерживает только Chromium. Но это не помешает нам создать полноценный синтезатор в Angular. Пора поднять Web Audio API на новый уровень!



Ранее я рассказывал про декларативную работу с Web Audio API в Angular.


Программировать музыку, конечно, весело, но что если мы хотим ее играть? В 80-е годы появился стандарт обмена сообщениями между электронными инструментами — MIDI. Он активно используется и по сей день, и Chrome поддерживает его на нативном уровне. Это значит, что, если у вас есть синтезатор или MIDI-клавиатура, вы можете подключить их к компьютеру и считывать то, что вы играете. Можно даже управлять устройствами с компьютера, посылая исходящие сообщения. Давайте разберемся, как это сделать по-хорошему в Angular.


Web MIDI API


В интернете не так много документации на тему этого API, не считая спецификации. Вы запрашиваете доступ к MIDI-устройствам через navigator и получаете Promise со всеми входами и выходами. Эти входы и выходы — еще их называют портами — являются нативными EventTargetами. Обмен данными осуществляется через MIDIMessageEventы, которые содержат Uint8Array сообщения. В каждом сообщении не более 3 байт. Первый элемент массива называется status byte. Каждое число означает конкретную роль сообщения, например нажатие клавиши или движение ползунка параметра. В случае нажатой клавиши второй байт отвечает за то, какая клавиша нажата, а третий — как громко нота была сыграна. Полное описание сообщений можно подсмотреть на официальном сайте MIDI. В Angular мы работаем с событиями через Observable, так что первым шагом станет приведение Web MIDI API к RxJs.


Dependency Injection


Чтобы подписаться на события, мы сначала должны получить MIDIAccess-объект, чтобы добраться до портов. navigator вернет нам Promise, а RxJs превратит его для нас в Observable. Мы можем создать для этого InjectionToken, используя NAVIGATOR из @ng-web-apis/common. Так мы не обращается к глобальному объекту напрямую:


export const MIDI_ACCESS = new InjectionToken<Promise<MIDIAccess>>(
   'Promise for MIDIAccess object',
   {
       factory: () => {
           const navigatorRef = inject(NAVIGATOR);

           return navigatorRef.requestMIDIAccess
               ? navigatorRef.requestMIDIAccess()
               : Promise.reject(new Error('Web MIDI API is not supported'));
       },
   },
);

Теперь мы можем подписаться на все MIDI-события. Можно создать Observable одним из двух способов:


  1. Создать сервис, который наследуется от Observable, как мы делали в Geolocation API
  2. Создать токен с фабрикой, который будет транслировать этот Promise в Observable событий

Поскольку в этот раз нам понадобится совсем немного преобразований, токен вполне подойдет. С обработкой отказа код подписки на все события выглядит так:


export const MIDI_MESSAGES = new InjectionToken<Observable<MIDIMessageEvent>>(
   'All incoming MIDI messages stream',
   {
       factory: () =>
           from(inject(MIDI_ACCESS).catch((e: Error) => e)).pipe(
               switchMap(access =>
                   access instanceof Error
                       ? throwError(access)
                       : merge(
                             ...Array.from(access.inputs).map(([_, input]) =>
                                 fromEvent(
                                     input as FromEventTarget<MIDIMessageEvent>,
                                     'midimessage',
                                 ),
                             ),
                         ),
               ),
               share(),
           ),
   },
);

Если нам нужен какой-то конкретный порт, например если мы хотим отправить исходящее сообщение, достанем его из MIDIAccess. Для этого добавим еще один токен и подготовим фабрику для удобного использования:


export function outputById(id: string): Provider[] {
   return [
       {
           provide: MIDI_OUTPUT_QUERY,
           useValue: id,
       },
       {
           provide: MIDI_OUTPUT,
           deps: [MIDI_ACCESS, MIDI_OUTPUT_QUERY],
           useFactory: outputByIdFactory,
       },
   ];
}

export function outputByIdFactory(
   midiAccess: Promise<MIDIAccess>,
   id: string,
): Promise<MIDIOutput | undefined> {
   return midiAccess.then(access => access.outputs.get(id));
}

Кстати, вы знали, что нет необходимости спрэдить массив Provider[], когда добавляете его в метаданные? Поле providers декоратора @Directive поддерживает многомерные массивы, так что можно писать просто:

providers: [
  outputById(‘someId’),
  ANOTHER_TOKEN,
  SomeService,
]

Если вам интересны подобные практичные мелочи про Angular — приглашаю почитать нашу серию твитов с полезными советами.

Аналогичным образом можно добывать и входные порты, а также запрашивать их по имени.


Операторы


Для работы с потоком событий нам потребуется создать свои операторы. В конце концов, мы же не хотим каждый раз ковыряться в исходном массиве данных.
Операторы можно условно разделить на две группы:


  • Фильтрующие. Они отсеивает события, которые нас не интересуют. Например, если мы хотим слушать только сыгранные клавиши или ползунок громкости.
  • Преобразующие. Они будут преобразовывать значения для нас. Например, оставлять только массив данных сообщения, отбрасывая остальные поля события.

Вот так мы можем слушать события с определенного канала:


export function filterByChannel(
   channel: MidiChannel,
): MonoTypeOperatorFunction<MIDIMessageEvent> {
   return source => source.pipe(filter(({data}) => data[0] % 16 === channel));
}

Status byte организован группами по 16: 128—143 отвечают за нажатые клавиши (noteOn) на каждом из 16 каналов. 144—159 — за отпускание зажатых клавиш (noteOff). Таким образом, если мы возьмем остаток от деления этого байта на 16 — получим номер канала.


Если нас интересуют только сыгранные ноты, поможет такой оператор:


export function notes(): MonoTypeOperatorFunction<MIDIMessageEvent> {
   return source =>
       source.pipe(
           filter(({data}) => between(data[0], 128, 159)),
           map(event => {
               if (between(event.data[0], 128, 143)) {
                   event.data[0] += 16;
                   event.data[2] = 0;
               }

               return event;
           }),
       );
}

Некоторые MIDI-устройства отправляют явные noteOff-сообщения, когда вы отпускаете клавишу. Но некоторые вместо этого отправляют noteOn сообщение с нулевой громкостью. Этот оператор нормализует такое поведение, приводя все сообщения к noteOn. Мы просто смещаем status byte на 16, чтобы noteOff-сообщения перешли на территорию noteOn, и задаем нулевую громкость.

Теперь можно строить цепочки операторов, чтобы получить стрим, который нам нужен:


readonly notes$ = this.messages$.pipe(
  catchError(() => EMPTY),
  notes(),
  toData(),
);

constructor(
  @Inject(MIDI_MESSAGES)
  private readonly messages$: Observable<MIDIMessageEvent>,
) {}

Пора применить все это на практике!


Создаем синтезатор


С небольшой помощью библиотеки для Web Audio API, которую мы обсуждали ранеесоздадим приятно звучащий синтезатор всего за пару директив. Затем мы скормим ему ноты, которые играем через описанный выше стрим.


В качестве отправной точки используем последний кусок кода. Чтобы синтезатор был полифоническим, нужно отслеживать все сыгранные ноты. Для этого воспользуемся оператором scan:


readonly notes$ = this.messages$.pipe(
  catchError(() => EMPTY),
  notes(),
  toData(),
  scan(
    (map, [_, note, volume]) => map.set(note, volume), new Map()
  ),
);

Чтобы звук не прерывался резко и не звучал всегда на одной громкости, создадим полноценный ADSR-пайп. В прошлой статье была его упрощенная версия. Напомню, идея ADSR — менять громкость звука следующим образом:



Чтобы нота начиналась не резко, удерживалась на определенной громкости, пока клавиша нажата, а потом плавно затухала.


@Pipe({
    name: 'adsr',
})
export class AdsrPipe implements PipeTransform {
    transform(
        value: number,
        attack: number,
        decay: number,
        sustain: number,
        release: number,
    ): AudioParamInput {
        return value
            ? [
                  {
                      value: 0,
                      duration: 0,
                      mode: 'instant',
                  },
                  {
                      value,
                      duration: attack,
                      mode: 'linear',
                  },
                  {
                      value: sustain,
                      duration: decay,
                      mode: 'linear',
                  },
              ]
            : {
                  value: 0,
                  duration: release,
                  mode: 'linear',
              };
    }
}

Теперь, когда мы нажимаем клавишу, громкость будет линейно нарастать за время attack. Затем она убавится до уровня sustain за время decay. А когда мы отпустим клавишу, громкость упадет до нуля за время release.

С таким пайпом мы можем набросать синтезатор в шаблоне:


<ng-container
  *ngFor="let note of notes | keyvalue; trackBy: noteKey"
>
  <ng-container
    waOscillatorNode
    detune="5"
    autoplay
    [frequency]="toFrequency(note.key)" 
  >
    <ng-container 
      waGainNode 
      gain="0"
      [gain]="note.value | adsr: 0:0.1:0.02:1"
    >
      <ng-container waAudioDestinationNode></ng-container>
    </ng-container>
  </ng-container> 
  <ng-container
    waOscillatorNode
    type="sawtooth"
    autoplay 
    [frequency]="toFrequency(note.key)"
  >
    <ng-container 
      waGainNode
      gain="0"
      [gain]="note.value | adsr: 0:0.1:0.02:1"
    >
      <ng-container waAudioDestinationNode></ng-container>
      <ng-container [waOutput]="convolver"></ng-container>
    </ng-container>
  </ng-container>
</ng-container>
<ng-container
  #convolver="AudioNode"
  waConvolverNode
  buffer="assets/audio/response.wav"
>
  <ng-container waAudioDestinationNode></ng-container>
</ng-container>

Мы перебираем собранные ноты с помощью встроенного keyvalue пайпа, отслеживая их по номеру сыгранной клавиши. Затем у нас есть два осциллятора, играющих нужные частоты. А в конце — эффект реверберации с помощью ConvolverNode. Довольно нехитрая конструкция и совсем немного кода, но мы получим хорошо звучащий, готовый к использованию инструмент. Попробуйте демо в Chrome:


https://ng-web-apis.github.io/midi


Если у вас нет MIDI-клавиатуры — можете понажимать на ноты мышкой.


Живое демо доступно тут, однако браузер не позволит получить доступ к MIDI в iframe: https://stackblitz.com/edit/angular-midi

Заключение


В Angular мы привыкли работать с событиями с помощью RxJs. И Web MIDI API не сильно отличается от привычных DOM-событий. С помощью пары токенов и архитектурных решений мы смогли с легкостью добавить поддержку MIDI в наше Angular приложение. Описанное решение доступно в виде open-source библиотеки @ng-web-apis/midi. Она является частью большого проекта, под названием Web APIs for Angular. Наша цель — создание легковесных качественных оберток для использования нативного API в Angular приложениях. Так что если вам нужен, к примеру, Payment Request API или Intersection Observer — посмотрите все наши релизы.


Если вам любопытно, что же такого интересного можно сделать на Angular при помощи Web MIDI API — приглашаю вас научиться играть на клавишах в личном проекте Jamigo.app