Похоже на то, что Индия целенаправленно выполняет шаги по развитию собственной космической программы. При этом все идет относительно гладко. Сейчас Индия в третий раз успешно осуществила запуск ракеты-носителя с криогенным двигателем собственной разработки. Ракета-носитель GSLV-D6 отправит на геостационарную орбиту GSAT-6.
Впервые Индия испытала двигатель собственной конструкции в 2007 году. В 2010 году запуск ракеты-носителя с этим же движком прошел неудачно. Первый успешный запуск ракеты-носителя с криогенными двигателями был осуществлен в прошлом году, сначала в январе, а потом в декабре.
В криогенном ракетном двигателе используется криогенное топливо и окислитель, представляющие собой газы, охлажденные до очень низкой температуры, и хранящиеся в соответствующих баках в жидком состоянии. Индийские инженеры предложили в качестве смеси топливо/окислитель использовать жидкое водородное (LH2) топливо и жидкий кислород (LOX).
Сейчас руководство космической программы Индии реализует проект по созданию предприятия, которое будет производить криогенные двигатели. Строительство завода уже началось, предприятие размещается в городе Бангалор, штат Каратака.
Индия планирует в будущем создать пилотируемый корабль, а также отправить человека (или целую команду) на орбиту.
Ранее Индия удивила весь мир, с нуля построив марсианский орбитальный зонд, и успешно отправив этот зонд на орбиту Марса. Благодаря спутнику Индия поставила сразу несколько рекордов:
- Во-первых, теперь Индия — первая из стран Азии, присоединившаяся к исследованию Марса;
- Во-вторых, стоимость спутника составила всего $74 миллиона (для сравнения, американский спутник Maven стоил американским налогоплательщикам в $671 миллион долларов США);
- В-третьих, Индия — первая страна, которой удалось успешно запустить марсианский аппарат и доставить его к Марсу с первой же попытки;
- И в-четвертых, для самой Индии это первый космический аппарат, запущенный к другой планете.
И еще несколько интересных фактов об «индийском космосе»:
- Бюджет индийской космической программы составляет всего 1 миллиард долларов США — это немногим более 5% бюджета NASA;
- Средняя зарплата специалиста из космической сферы (понятно, что средняя температура по больнице, но все же) — 1000 долларов США;
- Подготовка к запуску спутника (планирование, проектирование, реализация) заняла всего 18 месяцев. У других стран срок — от 60 месяцев и выше;
- У спутника не было никаких прототипов, все сработано практически с нуля.
Комментарии (18)
miha2
27.08.2015 19:27Еще лет 20 и каждый желающий сможет отправить свой марсоход на планету и управлять им удаленно, оплатив кредитной картой :).
rPman
27.08.2015 20:20+14и только пол процента из этих желающих будут осознавать, что никуда марсоход не полетит, а будет кататься по виртуалке,
потому что никто так и не будет читать лицензионные соглашения :)
p.s. скорее не кредитной картой а криптовалютой
andy_p
27.08.2015 21:21+2> Индийские инженеры предложили в качестве смеси топливо/окислитель использовать жидкое водородное (LH2) топливо и жидкий кислород (LOX).
Вообще-то, помнится, что Сатурн-5 еще летал на водороде и кислороде.
tnenergy
27.08.2015 21:37+7>Во-первых, теперь Индия — первая из стран Азии, присоединившаяся к исследованию Марса;
Первая успешная. А первая попытка — это запущенная в 1998 году японская «Нозоми», которая сначала неправильно выполнила отлетный маневр, из-за чего баллистики мучительно 4 лишних года вели ее к марсу, потом попала под солнечную вспышку, из-за чего начались проблемы с электроникой, и в итоге у нее замерз гидразин, и выполнить торможение у Марса не вышло.
Впрочем подобные истории характерны для половины японских АМС.
alff31
27.08.2015 23:32+3Странно, что упоминается название «криогенный двигатель». На русском языке он называется водородный двигатель. И охлаждение водорода/кислорода до жидкого состояния используется повсеместно в ракетной технике.
Взять тот же шаттл колумбия, вы думаете откуда взялся кусок льда, пробившего обшивку. Все оттуда же, на шаттле используется водород-кислородные двигатели и баки заправляются жидким кислородом/водородом.tractus_lepus
28.08.2015 00:25Чему вы возмущаетесь, это же просто перепечатка с Ленты.ру. Нельзя же требовать от их журналистов уровня Хабра, или можно? ;-)
ababich
28.08.2015 08:30+5Взять тот же шаттл колумбия, вы думаете откуда взялся кусок льда, пробившего обшивку
повреждение было вызвано отрывом куска теплоизоляции кислородного бака, не было там «куска льда»
Странно, что упоминается название «криогенный двигатель». На русском языке он называется водородный двигатель
водородным двигателем обычно называют автомобильный на водороде (газ)
в ракетостроение обычно говорят о двигателе на криогенных компонентах топлива
bejibx
Звучит впечатляюще, желаю им дальнейших успехов!