Urbi et orbi, котятки. Тренировала вашу любимую нейросетку на олдовых датасетах. Хотела написать один текст о новом урбанизме. Получилось шесть о постмодерне. (вздох).

Быстрый обзор, медленное введение. Как вы любите.

I.

Модерн, модернити, постмодерн, постсовременность. Это не только и не столько исторические этапы, сколько разные части одной симфонии. Которая ускоряется и становится все более хардкорной. Словно ранние вещи у Сибелиуса. Иногда части следуют друг за другом. Иногда они смешиваются и накладываются друг на друга. The line begins to blur, как любит выть один старый дед под перегруженные гитары.

Это не попытка дать исчерпывающий анализ постмодерна. Сомневаюсь, что такое возможно. Да я и не специалист. Всего лишь попытка отрефлексировать очевидные вещи, которые всех раздражают. Попытка.

В данном цикле будут общие рассуждения на примерах следующих книг.

II.

Большие города и духовная жизнь Георга Зиммеля. Быстрый прекурсор к остальным статьям цикла. Этот очерк показывает как легко меняются ценности и смыслы человека при изменении среды обитания. Отмена локальных бытовых привычек, усиление рациональности, конкуренции. Жизнь на скорости х2. Деньги, равнодушие, новые защитные механизмы. Потеря целостной личности, приобретение специализации. Здесь, в 1903 году, уже наметился базовый размен агентности на власть, субъектности на объективность. Этот мотив (agency for power) получит развитие в следующих статьях цикла. Агентность и субъектность в этом цикле буду использовать взаимозаменяемо, в социологическом смысле.

III.

Смотреть, как Государство Джеймса Скотта. Создание национального государства через сознательное, насильственное упрощение и туннельную оптику централизации. Государство сглаживает любые местные различия, не только физические или географические. В результате все граждане равны, стали жить лучше, но живут хуже. Это не противоречие, это by design. По-другому быть не может — с верхних ступенек лестницы абстракций все локальное кажется отсталым, иррациональным, ненужным. Локальные знания и ремесла заменяются ГОСТами — получаем фордизм-тейлоризм и нацию Макдональдса. А еще колхозы и превозмогание каждую пятилетку.

IV.

Великая Трансформация Карла Поланьи. Индустриальная Революция и рост бедности. Поланьи разбивает экономистов с их экономическими искажениями. Все стали богаче, все стали беднее. Это не парадокс, в одном предложении два разных уровня абстракции. Отсюда все только хуже: люди хотят жить лучше, но используют язык экономических искажений. И ухудшают свое положение, даже если выбили себе повышение зарплаты и 40 часов работы в неделю. Be careful of what you ask for, cause you might just get it. Обстановка накаляется, протесты усиливаются. Выпускайте кракена. Бедные первыми почувствуют на себе последствия экономических искажений. Богатые тоже отведают сполна, не обольщайтесь.

V.

Истинноверующий Эрика Хоффера. Массовые протесты, раздражение, отчаяние. Потеря смыслов, импотенция. Чем хуже, тем лучше. Игра с нулевой сумой — чем больше власти, тем меньше агентности и больше фрустрации. Цель массового движения не свергнуть мировой порядок, а лишить смысла как можно большее количество людей. Бессмысленная мастурбация как основа революций. Цель революций не побеждать, а раздражать.

VI.

Культура Нарциссизма Кристофера Лаша. Раздражение всегда и везде. Остатки агентности уплывают вниз по реке власти. Казаться, а не быть. Невозможность осмысленного действия, возможность управления образами. Все становится личным брендом. Реалити шоу, POV porn, инфлюенсеры, платформы для инфлюенсеров, вебинары на платформах для инфлюенсеров. Отчуждение не продуктов труда, а остатков агентности. Буддийское отрешение, майя, маски в Инстаграме. Утрата и обретение идентичности, поиск себя. Лайтовая шизофрения в пределах нормы, пост-ироничные мемесы под укулеле, выгорание перед вебкамерой. Манипуляция имиджем в надежде на донаты, два бессмысленных видео в Тик-Токе спонсируют олл инклюзив в Антальи. Улыбайтесь, why so serious?

VII.

Дешево, избито, претенциозно. Но придется сказать это: что вверху, то и внизу. Метрополия вытягивает самых активных из глуши — меняет индивидуальность на объективность. Государство вводит единую систему налогов, национальный язык — получает безликую власть в центре, теряет колоритную субъектность на местах. Массовые движения отбирают у своих последователей агентность и конвертируют ее во власть — но эту власть используют для раздражения новых людей. Отдельные люди владеют личным брендом — и теряют личные смыслы. Стимул и реакция смешиваются, только ухудшают ситуацию. И если мое описание кажется линейным, то это только кажется.

ту би континуед…