Пандемия COVID-2019 с ее тотальной удаленкой сформировала новые стандарты для L&D-специалистов (Learning & Development). Годами они предлагали онлайн-курсы как альтернативу личному обучению. Но внезапно возможность обучаться в классической обстановке учебного заведения пропала полностью, и то, что было альтернативой, стало единственной реальностью.
Внезапно менеджмент заинтересовался цифровым самообразованием...
Под катом — краткие резюме по текущей ситуации и прогнозы от тех, кто давно занимается преподавательской деятельностью как в онлайне, так и в офлайне. Предлагаем вам взглянуть на ситуацию с разных континентов, чтобы оценить, что из происходящего временно, а что — новая норма.
Автор статьи Раян Трейси работает в сфере L&D больше 20 лет и ведет популярный блог, посвященный онлайн-обучению. Недавно он попросил своих коллег из разных стран подвести первые итоги внезапного перехода всех обучающих процессов в онлайн, а также дать прогнозы на будущее.
Мы пришли к мысли сделать перевод этой статьи, когда очередной раз изучали собственную статистику. Видно, что за последние месяцы число онлайн-мероприятий на платформе выросло в пять с лишним раз, а «офлайн» сократился примерно в семь.
В целом число мероприятий заметно сократилось. Главная причина — не все форматы можно перенести в онлайн, а их у нас более трех десятков, и не все организаторы готовы проводить встречи в сети.
Общая посещаемость мероприятий тоже предсказуемо снизилась. При этом уровень онлайновых мероприятий этого лета, как и их посещаемость, находятся на уровне «офлайна» прошлого августа.
Конечно, тут много факторов. Все университетские Точки закрыты до 1 сентября. Команды городских Точек сами выбирают: либо мероприятия 50 человек и все меры безопасности очно, либо все в онлайне. Тут мы задумались, какие тенденции останутся с нами, а какие исчезнут вместе с предосторожностями, и решили посмотреть, что думают специалисты из других стран. Поэтому вернемся к Райану и его коллегам.
Итак, мы были вынуждены переключиться на удаленку. Но проблема в том, что цифровое самообразование не стало нормой. Напротив, стандартной реакцией на изменяющиеся внешние обстоятельства стало преобразование классических занятий в вебинары. Я не против вебинаров как таковых, но, надо признать, был немного разочарован общей склонностью слепо увековечивать старые подходы в другой среде.
Как и у очного обучения, у вебинаров есть свое место. Но я хотел бы, чтобы массовая изоляция привела к появлению большого количества более творческих решений задачи образования.
Возможно, еще слишком рано, чтобы делать выводы. Прошло всего несколько месяцев с начала пандемии. Все это время главной задачей было поддерживать стабильность бизнеса. Быть может, «новая норма» — просто одно из быстрых решений, позволивших продержаться, со временем она изменится и будет диверсифицирована.
Мне было бы интересно заглянуть вперед: что произойдет, когда ограничения ослабнут и все вернутся в офисы? Вернемся ли мы к нашим прежним процессам? Или джина уже выпустили из бутылки?
Никто не может знать ответ на этот вопрос наверняка. Поэтому я положился на мудрость толпы — попросил нескольких практиков из сферы L&D с разных концов света ответить на вопрос: как пандемия COVID-2019 повлияет на сферу L&D в долгосрочной перспективе?
Ниже несколько ответов.
Меня интересует влияние карантина, социального дистанцирования и удаленной работы на когнитивные способности человека, его память, обучение и поведение. Как бы технологии ни помогали нам в краткосрочной перспективе, мы уже видим влияние слишком большого количества синхронных видеозвонков в форме «усталости от Zoom».
Отрасли L&D необходимо изучить проблемы удаленной работы и дистанционного обучения. Развитие специалистов на рабочем месте должно базироваться на научно обоснованных методах исследований, учитывающих такие факторы, как отвлечение внимания онлайн, усталость от ноутбука и изменения производительности труда, наряду с психическим здоровьем работника, его эмоциональным благополучием и уровнем стресса в постпандемическом технологически ориентированном мире.
Если совместная удаленная работа на станет новой нормой в долгосрочной перспективе, то для выполнения своих обязанностей потребуется приобрести новые навыки, подходы и установки. Сегменту L&D придется взять инициативу на себя, дав возможность развивать эти навыки, отношения и мышление. Необходимо создать каналы обучения, роста, общения и обмена знаниями, а также помочь сотрудникам освоить новые способы эффективной и действенной работы.
Это не значит, что нам потребуется больше виртуальных вебинаров и онлайн-видеовстреч. Я надеюсь, что вместо этого L&D станет куратором процесса и объединит общий опыт, что позволит сотрудникам быть более самостоятельными на пути развития.
После того как мы пройдем через пандемию, одним из важных моментов с точки зрения L&D будет то, что мы опробуем много новых идей. У нас действительно нет выбора, не так ли?
Одним из самых больших изменений должен стать переход от традиционного статического запаса знаний («курсового» образа мышления) к учету информационных потоков. Курсы отнимают много времени, стоят дорого, и большинство из них начинают устаревать еще на этапе создания.
Воспринимайте знания как вирус, т.е. мы хотим, чтобы они распространялись также быстро (самим вирусам пожелаем обратного). Для этого нужно расширять каналы распространения, помогать людям говорить о том, что они изучают. Как мы можем использовать технологии, чтобы поместить людей в общее цифровое пространство и помочь образованию стать «вирусным»?
Вместо того чтобы копировать аудиторные занятия в онлайн-среде, стоит воспринимать это как возможность изменить наше мышление, увидеть широкий спектр альтернатив. Сейчас лучшее время для использования специальных инструментов, таких как Microsoft Teams, Yammer, Jive и т.д., чтобы разблокировать знания, запертые в хранилищах информации внутри компании. И это только один из многих путей. Посмотрите, что делают для этого коллеги. Важно пробовать новые вещи, экспериментировать с новыми, лучшими идеями.
В нашем новом мире умение учиться становится более важным, чем когда-либо прежде. Как однажды сказал Джек Уэлч, «способность организации учиться и быстро преобразовывать полученные знания в действие — это сильнейшее конкурентное преимущество».
Я оптимистичный и позитивный человек, но боюсь, что COVID-2019 останется с нами надолго. И он сильно повлияет на процессы личного обучения и развития.
Задача профессионалов в области L&D — подумать о более творческих способах помощи организациям и учебным заведениям сделать цифровое обучение не только привлекательным, но и более доступным для всех, пока мы приспосабливаемся к новому стандарту.
Мы всегда говорили о создании более увлекательного процесса обучения в онлайне, но на этот раз это больше, чем просто желание. Подумайте обо всех учебных курсах, которые раньше проводились очно и были разработаны именно в таком формате по определенной причине. Это курсы, в которых нужна практика или где для успешного выполнения задания студентам абсолютно необходимо тесное взаимодействие с наставником. Бизнес и учебные заведения нуждаются в быстрых и креативных решениях, чтобы обучать онлайн и эффективно компенсировать отсутствие личного взаимодействия преподавателей и студентов.
Нам нужно начинать думать не только о традиционных средах обучения, но и об условиях, а также особенностях учащихся из разных стран. Загрузка документов на платформу для проведения вебинара — не решение. Специалисты L&D должны как никогда ранее внимательно отнестись к ограничениям, с которыми могут столкнуться учащиеся. У них может не быть доступа к интернету или компьютера, они могут чувствовать себя некомфортно при использовании технологий. Несмотря на это, мы должны предложить образовательные ресурсы тем детям, подросткам и взрослым, которые не смогут посещать очные занятия.
Думаю, профессионалы в области L&D должны будут продумать изменение методов доставки контента, чтобы сделать образование более эффективным, привлекательным и доступным для всех.
Думаю, в долгосрочной перспективе влияние будет не таким уж большим. Кризис COVID-2019 станет «просто встряской» в истории. Он окажет большое влияние на умы тех, кому пришлось туго, и станет «маркером поколения». Это будет большое событие («помнишь ли ты 2020 год?»), о которым мы будем говорить в течение многих лет. Но с практической стороны пандемия окажет незначительное влияние на L&D.
Во-первых, как мы видим сейчас, будет толчок в сторону онлайн-обучения. На текущей стадии всеобщей паники мы принимаем онлайн-инструменты, которые на данный момент достаточно хороши, но не подходят для долгосрочной работы. Те профессионалы L&D, кто подготовился заранее (кто уже экспериментировал с онлайн-обучением), выиграют от текущей ситуации.
Материалы L&D, которые были перемещены онлайн, здесь и останутся. Компании и учащиеся, которые колебались, получат позитивный опыт и осознают, что практичнее и эффективнее проводить обучение в интернете (и захотят продолжить его).
Все это поможет нам более четко разграничить, какие материалы L&D нужны в интернете, а какую часть обучения лучше оставить в формате «лицом к лицу». Со временем мы найдем оптимальные, хорошо продуманные «смеси» подходов.
И еще одно замечание. Жизнь во время кризиса у многих замедлилась. Такие периоды обычно хорошо подходят для обучения. Я надеюсь, что замедление станет одним из обычных элементов L&D.
Думаю, что профессионалы в будущем будут стараться работать дома и посещать курсы с помощью таких инструментов, как Zoom.
Студенты также ценят возможность видеть своих учителей живьем, даже если качество изображения оставляет желать лучшего, а на фоне — их собственная квартира. В противовес этому в прошлом мы тратили много денег на создание профессиональных обучающих видеороликов, которые были не так привлекательны, поскольку их сделали актеры, которые только читали свой текст.
Поэтому, если мы хотим добиться успеха в новом мире электронного обучения, думаю, нам нужно добавить больше живого взаимодействия, особенно со студентами, находящимися в центре этих коммуникаций, в том числе через выполнение заданий в видеоформате или в рамках вебинаров.
Есть два аспекта.
Во-первых, в широком бизнес-контексте большинство компаний борются за выживание, поэтому многие традиционные долгосрочные обучающие мероприятия приостановлены, особенно те, что реализуются лично и стоят больших денег. Это приводит к развитию доставки контента через интернет. Однако в краткосрочной перспективе это может привести к ухудшению качества обучения, особенно если организатор плохо знаком с онлайном и пытается воспроизвести здесь очную модель.
Во-вторых, я надеюсь, что в долгосрочной перспективе функции L&D глубже интегрируются в путь развития сотрудника и бизнеса. Многие сотрудники повышают квалификацию и готовят карьерные взлеты своими руками, и L&D необходимо говорить о том, как строить сообщество учащихся внутри или вне организационных границ.
Я согласен с коллегами в том, что краткосрочная реакция на пандемию COVID-2019 была скорее рефлекторной. Но это и понятно. Готовый инструмент лучше, чем идеальный гипотетический. Логично использовать имеющиеся инструменты (например, платформу для проведения вебинаров) для удовлетворения срочных образовательных потребностей.
Я также согласен с мнением своих коллег, что продуманность наших услуг будет развиваться. Чтобы оставаться эффективными, образовательные решения должны стать более доступными, тиражируемыми, интегрированными, социальными, интерактивными и самонавигируемыми. Важно признать, что проблемы дистанционного обучения не исчезнут, когда мы вернемся в офис. Хотя мы вернем личные занятия на повестку дня, нам все равно необходимо будет обслуживать часть аудитории дистанционно.
Таким образом, в этой человеческой трагедии может появиться проблеск добра — провокация для изменения системы образования, ее развития к лучшему.
Внезапно менеджмент заинтересовался цифровым самообразованием...
Под катом — краткие резюме по текущей ситуации и прогнозы от тех, кто давно занимается преподавательской деятельностью как в онлайне, так и в офлайне. Предлагаем вам взглянуть на ситуацию с разных континентов, чтобы оценить, что из происходящего временно, а что — новая норма.
Автор статьи Раян Трейси работает в сфере L&D больше 20 лет и ведет популярный блог, посвященный онлайн-обучению. Недавно он попросил своих коллег из разных стран подвести первые итоги внезапного перехода всех обучающих процессов в онлайн, а также дать прогнозы на будущее.
Мы пришли к мысли сделать перевод этой статьи, когда очередной раз изучали собственную статистику. Видно, что за последние месяцы число онлайн-мероприятий на платформе выросло в пять с лишним раз, а «офлайн» сократился примерно в семь.
В целом число мероприятий заметно сократилось. Главная причина — не все форматы можно перенести в онлайн, а их у нас более трех десятков, и не все организаторы готовы проводить встречи в сети.
Общая посещаемость мероприятий тоже предсказуемо снизилась. При этом уровень онлайновых мероприятий этого лета, как и их посещаемость, находятся на уровне «офлайна» прошлого августа.
Конечно, тут много факторов. Все университетские Точки закрыты до 1 сентября. Команды городских Точек сами выбирают: либо мероприятия 50 человек и все меры безопасности очно, либо все в онлайне. Тут мы задумались, какие тенденции останутся с нами, а какие исчезнут вместе с предосторожностями, и решили посмотреть, что думают специалисты из других стран. Поэтому вернемся к Райану и его коллегам.
Райан Трейси (Ryan Tracey), Австралия
Итак, мы были вынуждены переключиться на удаленку. Но проблема в том, что цифровое самообразование не стало нормой. Напротив, стандартной реакцией на изменяющиеся внешние обстоятельства стало преобразование классических занятий в вебинары. Я не против вебинаров как таковых, но, надо признать, был немного разочарован общей склонностью слепо увековечивать старые подходы в другой среде.
Как и у очного обучения, у вебинаров есть свое место. Но я хотел бы, чтобы массовая изоляция привела к появлению большого количества более творческих решений задачи образования.
Возможно, еще слишком рано, чтобы делать выводы. Прошло всего несколько месяцев с начала пандемии. Все это время главной задачей было поддерживать стабильность бизнеса. Быть может, «новая норма» — просто одно из быстрых решений, позволивших продержаться, со временем она изменится и будет диверсифицирована.
Мне было бы интересно заглянуть вперед: что произойдет, когда ограничения ослабнут и все вернутся в офисы? Вернемся ли мы к нашим прежним процессам? Или джина уже выпустили из бутылки?
Никто не может знать ответ на этот вопрос наверняка. Поэтому я положился на мудрость толпы — попросил нескольких практиков из сферы L&D с разных концов света ответить на вопрос: как пандемия COVID-2019 повлияет на сферу L&D в долгосрочной перспективе?
Ниже несколько ответов.
Таруна Гоэл (Taruna Goel), Канада
Меня интересует влияние карантина, социального дистанцирования и удаленной работы на когнитивные способности человека, его память, обучение и поведение. Как бы технологии ни помогали нам в краткосрочной перспективе, мы уже видим влияние слишком большого количества синхронных видеозвонков в форме «усталости от Zoom».
Отрасли L&D необходимо изучить проблемы удаленной работы и дистанционного обучения. Развитие специалистов на рабочем месте должно базироваться на научно обоснованных методах исследований, учитывающих такие факторы, как отвлечение внимания онлайн, усталость от ноутбука и изменения производительности труда, наряду с психическим здоровьем работника, его эмоциональным благополучием и уровнем стресса в постпандемическом технологически ориентированном мире.
Если совместная удаленная работа на станет новой нормой в долгосрочной перспективе, то для выполнения своих обязанностей потребуется приобрести новые навыки, подходы и установки. Сегменту L&D придется взять инициативу на себя, дав возможность развивать эти навыки, отношения и мышление. Необходимо создать каналы обучения, роста, общения и обмена знаниями, а также помочь сотрудникам освоить новые способы эффективной и действенной работы.
Это не значит, что нам потребуется больше виртуальных вебинаров и онлайн-видеовстреч. Я надеюсь, что вместо этого L&D станет куратором процесса и объединит общий опыт, что позволит сотрудникам быть более самостоятельными на пути развития.
Майк Тейлор (Mike Taylor), США
После того как мы пройдем через пандемию, одним из важных моментов с точки зрения L&D будет то, что мы опробуем много новых идей. У нас действительно нет выбора, не так ли?
Одним из самых больших изменений должен стать переход от традиционного статического запаса знаний («курсового» образа мышления) к учету информационных потоков. Курсы отнимают много времени, стоят дорого, и большинство из них начинают устаревать еще на этапе создания.
Учитывая скорость развития современного мира и сокращение срока актуальности знаний, мы должны позволить бизнесу постоянно их обновлять.Это означает, что нужно больше внимания уделять кураторству со стороны экспертов. Самим экспертам необходимо помочь освоить эффективные способы проведения тренингов, которые шарят их знания. А остальным придется «научиться учиться» и взять на себя ответственность за процесс управления собственными знаниями.
Воспринимайте знания как вирус, т.е. мы хотим, чтобы они распространялись также быстро (самим вирусам пожелаем обратного). Для этого нужно расширять каналы распространения, помогать людям говорить о том, что они изучают. Как мы можем использовать технологии, чтобы поместить людей в общее цифровое пространство и помочь образованию стать «вирусным»?
Вместо того чтобы копировать аудиторные занятия в онлайн-среде, стоит воспринимать это как возможность изменить наше мышление, увидеть широкий спектр альтернатив. Сейчас лучшее время для использования специальных инструментов, таких как Microsoft Teams, Yammer, Jive и т.д., чтобы разблокировать знания, запертые в хранилищах информации внутри компании. И это только один из многих путей. Посмотрите, что делают для этого коллеги. Важно пробовать новые вещи, экспериментировать с новыми, лучшими идеями.
В нашем новом мире умение учиться становится более важным, чем когда-либо прежде. Как однажды сказал Джек Уэлч, «способность организации учиться и быстро преобразовывать полученные знания в действие — это сильнейшее конкурентное преимущество».
Майра Айха Виллар (Mayra Aixa Villar), Аргентина
Я оптимистичный и позитивный человек, но боюсь, что COVID-2019 останется с нами надолго. И он сильно повлияет на процессы личного обучения и развития.
Задача профессионалов в области L&D — подумать о более творческих способах помощи организациям и учебным заведениям сделать цифровое обучение не только привлекательным, но и более доступным для всех, пока мы приспосабливаемся к новому стандарту.
Мы всегда говорили о создании более увлекательного процесса обучения в онлайне, но на этот раз это больше, чем просто желание. Подумайте обо всех учебных курсах, которые раньше проводились очно и были разработаны именно в таком формате по определенной причине. Это курсы, в которых нужна практика или где для успешного выполнения задания студентам абсолютно необходимо тесное взаимодействие с наставником. Бизнес и учебные заведения нуждаются в быстрых и креативных решениях, чтобы обучать онлайн и эффективно компенсировать отсутствие личного взаимодействия преподавателей и студентов.
Нам нужно начинать думать не только о традиционных средах обучения, но и об условиях, а также особенностях учащихся из разных стран. Загрузка документов на платформу для проведения вебинара — не решение. Специалисты L&D должны как никогда ранее внимательно отнестись к ограничениям, с которыми могут столкнуться учащиеся. У них может не быть доступа к интернету или компьютера, они могут чувствовать себя некомфортно при использовании технологий. Несмотря на это, мы должны предложить образовательные ресурсы тем детям, подросткам и взрослым, которые не смогут посещать очные занятия.
Думаю, профессионалы в области L&D должны будут продумать изменение методов доставки контента, чтобы сделать образование более эффективным, привлекательным и доступным для всех.
Гер Дризен (Ger Driesen), Нидерланды
Думаю, в долгосрочной перспективе влияние будет не таким уж большим. Кризис COVID-2019 станет «просто встряской» в истории. Он окажет большое влияние на умы тех, кому пришлось туго, и станет «маркером поколения». Это будет большое событие («помнишь ли ты 2020 год?»), о которым мы будем говорить в течение многих лет. Но с практической стороны пандемия окажет незначительное влияние на L&D.
Во-первых, как мы видим сейчас, будет толчок в сторону онлайн-обучения. На текущей стадии всеобщей паники мы принимаем онлайн-инструменты, которые на данный момент достаточно хороши, но не подходят для долгосрочной работы. Те профессионалы L&D, кто подготовился заранее (кто уже экспериментировал с онлайн-обучением), выиграют от текущей ситуации.
Материалы L&D, которые были перемещены онлайн, здесь и останутся. Компании и учащиеся, которые колебались, получат позитивный опыт и осознают, что практичнее и эффективнее проводить обучение в интернете (и захотят продолжить его).
Разумеется, нас также ждет отскок к обычным образовательным процессам. Люди были, есть и будут социальными существами, они всегда будут ценить реальные встречи. Мой прогноз (примерно на два года), что «олдскульное очное обучение» в ближайшем будущем будет в тренде.
Все это поможет нам более четко разграничить, какие материалы L&D нужны в интернете, а какую часть обучения лучше оставить в формате «лицом к лицу». Со временем мы найдем оптимальные, хорошо продуманные «смеси» подходов.
И еще одно замечание. Жизнь во время кризиса у многих замедлилась. Такие периоды обычно хорошо подходят для обучения. Я надеюсь, что замедление станет одним из обычных элементов L&D.
Белен Касадо (Belen Casado), Испания
Думаю, что профессионалы в будущем будут стараться работать дома и посещать курсы с помощью таких инструментов, как Zoom.
Во время пандемии COVID-2019 я увидел, что люди ценят возможность общаться друг с другом. Поэтому студенты ценят взаимодействие как со своими учителями, так и со сверстниками. В обычном курсе «кликни и прочитай» этого не происходит — вот почему он всегда оставляет много вопросов.
Студенты также ценят возможность видеть своих учителей живьем, даже если качество изображения оставляет желать лучшего, а на фоне — их собственная квартира. В противовес этому в прошлом мы тратили много денег на создание профессиональных обучающих видеороликов, которые были не так привлекательны, поскольку их сделали актеры, которые только читали свой текст.
Курсы «кликни и прочитай» скучны, потому что обучающимся нужно видеть «живых» людей, которые мотивируют посещать занятия. В некотором смысле в таком формате они чувствуют себя «увиденными».
Поэтому, если мы хотим добиться успеха в новом мире электронного обучения, думаю, нам нужно добавить больше живого взаимодействия, особенно со студентами, находящимися в центре этих коммуникаций, в том числе через выполнение заданий в видеоформате или в рамках вебинаров.
Гаутам Гхош (Gautam Ghosh), Индия
Есть два аспекта.
Во-первых, в широком бизнес-контексте большинство компаний борются за выживание, поэтому многие традиционные долгосрочные обучающие мероприятия приостановлены, особенно те, что реализуются лично и стоят больших денег. Это приводит к развитию доставки контента через интернет. Однако в краткосрочной перспективе это может привести к ухудшению качества обучения, особенно если организатор плохо знаком с онлайном и пытается воспроизвести здесь очную модель.
Во-вторых, я надеюсь, что в долгосрочной перспективе функции L&D глубже интегрируются в путь развития сотрудника и бизнеса. Многие сотрудники повышают квалификацию и готовят карьерные взлеты своими руками, и L&D необходимо говорить о том, как строить сообщество учащихся внутри или вне организационных границ.
Снова Райан Трейси
Я согласен с коллегами в том, что краткосрочная реакция на пандемию COVID-2019 была скорее рефлекторной. Но это и понятно. Готовый инструмент лучше, чем идеальный гипотетический. Логично использовать имеющиеся инструменты (например, платформу для проведения вебинаров) для удовлетворения срочных образовательных потребностей.
Я также согласен с мнением своих коллег, что продуманность наших услуг будет развиваться. Чтобы оставаться эффективными, образовательные решения должны стать более доступными, тиражируемыми, интегрированными, социальными, интерактивными и самонавигируемыми. Важно признать, что проблемы дистанционного обучения не исчезнут, когда мы вернемся в офис. Хотя мы вернем личные занятия на повестку дня, нам все равно необходимо будет обслуживать часть аудитории дистанционно.
Таким образом, в этой человеческой трагедии может появиться проблеск добра — провокация для изменения системы образования, ее развития к лучшему.