Привет, Habr! Меня зовут Илья Калугин, я работаю проджект-менеджером в FINCH. Мы создаем высоконагруженные проекты для крупных брендов вроде «Газпром-медиа», «Спартака» и «Столото».

Создание проектов — это всегда про стресс, с которым нужно как-то уживаться. Странные правки заказчика, непонимание внутри команды, дедлайны — достаточно привычные вещи, от которых в IT не убежишь. Значит, со стрессом надо как-то подружиться — и попробовать сделать так, чтобы он работал на пользу.

В этой статье я расскажу о том, почему стресс — ключевая метрика при измерении возможности команды, как выполнить KPI по стрессу и причем тут велоспорт?

Как я осознал стресс


Начнем издалека. Уверен, у каждого из вас были такие моменты, когда вы внезапно что-то понимали — так случаются инсайты, которые меняют жизнь. У меня тоже был такой момент — во время поездки в Тай несколько лет назад.

Я опоздал на самолет в Бангкоке и застрял в аэропорту. Так я внезапно оказался в другой стране без обратного билета, и это был серьезный стресс — учитывая, что до этого у меня не было опыта поездок за границу. Добрался я в итоге нормально, хотя и пришлось лететь 22 часа через Китай — конечно, пришлось понервничать.


Вот так я выглядел до начала занятий велоспортом. Гладить тигра было менее стрессовым занятием, чем застрять в аэропорту. Контактные зоопарки больше не одобряю


Эта поездка стала показательным случаем. Я испытывал сильное эмоциональное давление, но все же выбрался из ситуации — я не позволил стрессу меня сломать. После этого я понял, что можно менять свою жизнь и совершенствовать ее, работая со стрессом и стараясь взять его под контроль. В юности я читал и немного вдохновлялся идеями Паланика, но неуправляемое саморазрушение стало казаться неэффективным после этого случая.

Как измерять стресс и сбрасывать его «по науке»


Конечно, стресс нельзя измерить в объективных единицах — но мы можем отследить то, как он влияет на работу, настрой и общую продуктивность. Те, кто занимается спортом, поймут, о чем идет речь. Избыток стресса — это как перетренированность: ты берешь на себя много нагрузки, делаешь кучу упражнений, и по итогу вместо горы мышц получаешь выгорание и долгий период восстановления.

Если продолжать аналогию со спортом — для продуктивных тренировок нужно заниматься дозированно, давая вовремя организму перерыв на отдых. Так и со стрессом — основная идея в том, чтобы регулярно сбивать стресс, не накапливая его. По-другому это называют «завершить цикл стресса».

Но если в спорте ты можешь просто не заниматься несколько дней, то в жизни постоянно брать отгулы из-за стресса не получится — деньги на жизнь все же нужны, да и работодатель не обрадуется такому поведению. Раньше я думал, что качественный виски поможет мне расслабится, но алкоголь не сбавлял уровень стресса.

Потом я выяснил, почему выпивка — это не выход: да, алкоголь может ненадолго дать вам ощущение расслабления, но со временем он влияет на нервную систему, и вы начинаете еще острее реагировать на стресс. К тому же, спиртное влияет на сон: кажется, что оно помогает быстрее уснуть, но на самом деле алкоголь вас просто «вырубает», как наркоз. Сон не получается полноценным, рушатся естественные циклы сна и уменьшается доля глубокого сна, необходимого для восстановления организма.

Тогда решил попробовать найти другой интересный мне формат избавления от стресса. Меня всегда удивляли герои в фильмах, такие как Фрэнк Андервуд из сериала «Карточный домик», которые после тяжелого дня отдыхали с помощью физической активности, а именно её так явно не хватало в моем образе жизни.

Я пробовал разные варианты: плавание, бег, просто фитнес. Первые месяцы очень нравились занятия на эллиптическом тренажере, которые задействуют все тело и не нагружают колени. Но в итоге, меня захватил велоспорт — я с детства любил ездить в горы и быстро проходить виражи.

На самом деле велосипеды — хороший выбор и с точки зрения науки: ученые обнаружили, что получасовая велотренировка низкой или средней интенсивности помогает мгновенно взбодриться, получить заряд энергии и продуктивности. А если вы страдаете от выгорания, хронического стресса и усталости, можно заниматься три раза в неделю по 30 минут в медленном темпе — и сил должно прибавиться.

Я заметил на себе, как физическая нагрузка помогает снимать стресс, полученный на работе. Это и стало отправной точкой в улучшении качества моей жизни.

Чтобы отслеживать прогресс я время от времени ставил себе «испытания». Например открыл велосезон в прошлом году поездкой в Тарусу: доехал ночью под дождем до корпоратива и обратно на велосипеде — по 37 км в каждую сторону. Сейчас мне такой маршрут кажется ерундой, но тогда все казалось волнительным.

Дальше я начал искать для себя способы заниматься велоспортом регулярно и продолжительное время. Ведь важно не просто загореться чем-то, а сделать систему, в которой занятия спортом будут постоянно поддерживать мое самочувствие. Здесь я решил применить свои навыки проджект-менеджера: вместо того, чтобы делать в крупном проекте все и сразу, лучше разбить его на правильные этапы с адекватным объемом — и начать «крутить педали».

Уже через месяц я стал регулярно ездить на велосипеде на работу. Это стало частью рутины — я жил в 10 км от офиса, не так уж далеко, и велосипед стал для меня полноценным транспортом. В том же сезоне я прокатился от родственников в Смоленской области до дома в Москве, 150 км за день.

Привычка усиливалась. Пять раз в неделю я ездил на велосипеде. По возможности катался и по выходным, если хотелось посетить что-то интересное — выбирал велосипед в качестве транспорта. В тот момент я начал искать варианты вовлечения друзей и коллег в велоспорт, чтобы кататься не одному — и увидел, как велоспорт похож на командную IT-разработку.


Команда, с которой я катаюсь на велосипедах. У каждого тут своя роль — кто-то ругает нас за неправильную высоту носков, а кто-то защищает велосипеды Merida.

Велоспорт — типичный IT-проект


Со стороны может показаться, что велоспорт больше про одиночек, но это не так. Существует несколько ролей и вот некоторые из них:
— Универсалы — подготовленный по всем параметрам гонщик. Хорошо едет как по равнине, так и в горы.
— Горняки — легкие и мощные гонщики, которые хорошо преодолевают подъемы.
— Спринтеры — взрывная сила на равнине. Именно они рвутся к финишу.
— Грегари и доместики — группа поддержки. Помогают своей команде победить. Серый кардинал и самый ценный специалист на велогонках.

Несмотря на разнообразие ролей, главный параметр — это аэродинамика. Спортсмен, который едет за другим спортсменом, экономит силы, и так по нарастающей. Слаженность быстро выходит на первый план — прямо как в командной разработке.

Можно сравнивать силы разных команд в зависимости от психологического и физического настроя участников, того, насколько они подходят друг другу. Если слаженности нет, то и первые места завоевать не получится. Так и в случае с IT: всегда есть люди, которые не разделяют корпоративную культуру или которым неприятно работать друг с другом — и они усложняют работу над проектами. Разница только в том, что в спорте это становится заметно намного быстрее — а в разработке можно дойти до состояния полного разброда и срыва дедлайнов, прежде чем вы поймете, что что-то пошло не так.


Велогонки, как и разработка проектов — нелегкий путь, полный приключений. Без слаженной работы тут не обойтись

Подобно тому как идут коммиты в мастер-ветке, перед действием любого программиста всегда идет действие другого. И очень важно, что мы получаем на входе, и что мы отдаем на выходе — от этого, как и от слаженности действий велосипедистов, будет зависеть то, насколько человеку после нас будет удобно работать. И сколько своих ресурсов ему придется потратить, в том числе — под влиянием стресса.

Например, если перед нами поставили задачу «сделайте API», а документации не дали, то придется потратить довольно много дополнительных сил — и будет много стресса. Если же на «входе» мы получили подробные вводные, то результат будет достигнут быстрее, а стресса будет меньше. Само собой, не для каждой задачи нам дадут все необходимые сведения — тогда лучше выделить время на изучение документации или ее разработку, чтобы вся команда потом работала легко и слаженно. Звучит нереалистично — но терять нам нечего: ведь стресс ухудшает качество жизни, а мечты — нет.

KPI по стрессу как способ контролировать продуктивность


Можно ли использовать стресс для оценки возможностей команды? Вполне.
Cейчас в гибких методологиях разработки все меньше используется понятие «часы» и все больше используются разные «попугаи» — единицы измерения, которые сами по себе смысла не несут. Это могут быть те же стори поинты, про которые популярно говорить в последнее время.
Основная идея стори поинтов заключается в том, что любую задачу можно оценить как простую, составную, комплексную и хаос:

  • Простая. Поменять конфиг.
  • Составная. Поменять конфиг, поменять параметры.
  • Комплексная. Написать библиотеку.
  • Хаос. Уладить конфликт между разработчиками.

Чем хороша оценка в формате стори поинтов? Тем, что она оценивает тот самый стресс. Существует некая измеренная емкость, то есть количество стресса, которое может выдержать команда за неделю. И потом менеджер разбивает этот «KPI по стрессу» на задачи, которые успеет сделать команда за этот период.

Обычно руководители исходят из того, что у человека есть 40 рабочих часов в неделю — и ставят задачи на базе этого. Так часто возникает переоценка продуктивности команды — тимлид закладывает в рабочую неделю больше задач, чем люди реально в состоянии выполнить. Ведь на самом деле редкий человек может работать по 8 часов в день продуктивно — количество эффективных часов работы на самом деле меньше, и у всех оно индивидуально.
Любая тренировка — это стресс. Хочешь стать сильнее — получай нагрузку, которая и вызывает усталость.

Объем спринта можно описать как стресс, который необходим команде на определенный промежуток времени. То есть тот объем работы, который выполнит команда без переработок, выгорания и отпусков. Возвращаясь к велосипедистам, эта та скорость, на которой команда сможет дойти до финиша без потерь и травм.

Команда, у которой есть постоянно наполненный бэклог и неизменный состав, от спринта к спринту будет адаптировать свой ритм работы — и постепенно, по мере роста слаженности, увеличивать объем задач.

Конечно, этот процесс требует калибровки. Сначала в процессе планирования спринта команда предполагает, что она успеет сделать N задач. Первые пару раз — по ощущениям, сколько они осилят. Обычно они себя переоценивают — приходится потом снижать свои KPI. Далее можно корректировать свои планы по историческим данным: если из 80 стори поинтов в прошлый раз сделали 70, в следующий в спринт возьмут, например, 73.


Каждая задача — это определенный объем стресса, который берут на себя участники команды

Но для того, чтобы команда сработалась и выросла, она должна получать подходящие ей по силе задачи, с которыми она способна справляться и чувствовать, что задачи не слишком лёгкие.
Потолка задач нет: команды разные по размеру, по-разному оценивают единицу (некоторые оценивают как единицу работу на полчаса, некоторые — работу на два часа). Иногда команды делают переоценку стори поинтов через каждые 6-8 спринтов. Но надо всегда помнить, что стори поинт — это «попугай», который нельзя переносить из команды в команду. У каждой команды свой объем «попугаев» и методы их оценки, и не стоит предлагать другой команде сразу выполнять объем задач первой — так стори поинты не работают.

Основная идея при использовании «попугаев» в работе с командой — дать ей правильный путь развития, а не измерить, когда участники сломаются. Это работает и в спорте: тренеру не нужно давать спортсмену много упражнений — спортсмен должен заниматься в кайф. Иначе он может потерять любовь к спорту и стимул к дальнейшему развитию.

Как понять, что стресса стало слишком много?


Застрессованный человек = уставший человек. Он может быть мотивирован, и получать удовольствие от работы, но он точно будет переключаться, отвлекаться, и его производительность будет ниже. Определить свой лимит энергии в текущий момент — проблема: таймер-помидорка не отображает усталости.

У велосипедистов есть свои измерители — датчик, который считает мощность в ваттах с помощью двух объективных показателей: крутящего момента и скорости. Если мощность падает, значит, ты устал и перетренировался — надо отдыхать.

Свой стресс измерять, конечно, сложнее — нужны хорошие навыки рефлексии, умение и привычка анализировать свое состояние. Могу предложить вести дневник в приложении, например, Moodspace — это поможет отслеживать, сколько задач вы выполняете в течение каждого дня и какие с этим связаны мысли и эмоции.


Наша еженедельная тренировка в Крылатском

???

Надеюсь, что моя заметка помогла вам взглянуть на стресс с новой стороны. Расскажите в комментариях, что вы думаете о стори поинтах и «KPI по стрессу» — и как вы определяете, что ваш уровень стресса стал слишком высоким?

Спасибо!