В Латвии, где ещё совсем недавно массово открывали счета россияне и граждане других стран СНГ, выпустили «Справочник» по борьбе банков с отмыванием. И хотя ничего концептуально нового латвийские регуляторы не предложили, они подчеркнули важный для современного бизнеса момент: поводом для пристального внимания и даже отказа в открытии счета может послужить поисковая выдача в популярных поисковиках.



Вы спросите: зачем нам Латвия, если там давно не интересно открывать счета айтишнику? Дело в том, что информацию из поисковиков и социальных сетей активно используют и другие банки по всему миру. И IT-шники, которые живут и созидают в виртуальных мирах зачастую оставляют в сети много следов.

Латвийский пример борьбы с отмыванием нелегальных средств


Латвийская газета Diena провела своё расследование нового справочника, который обещали сделать помощником бизнеса и банков. Все стороны рассчитывали на разъяснения, на пошаговые инструкции и чёткое понимание, как стоит действовать, чтобы открыть счет. Именно это обещала обеспечить нынешняя глава Комиссии рынков финансов и капитала (Finansu un kapitala tirgus komisija – FKTK) менее года назад.


Появление справочника расставило всё по своим местам и подчеркнуло: на данный момент в чёткости и прозрачности процедур, как и в удобстве работы банков с бизнесом, мало кто в регуляторе заинтересован.

Потенциальным и действующим клиентам банка необходимо задать столько вопросов, что обязательно появится причина отказать в обслуживании. При этом процедура сильно бюрократизирована и даже наличие всего пары пометок напротив «негативных» пунктов – это путь к отказу в обслуживании. Просто, чтобы избежать проблем с регулятором.

Особенно острые приступы паранойи случаются у банков, если у клиента есть партнёры в России, Казахстане, Белоруссии, Украине и прочих – банку также проще отказать, нежели разбираться в деловых связях и реальных бизнесах. Даже подробные пояснения по каждой сделке банку не нужны – он закрывает счет и просит вывести деньги в течение 1-6 месяцев.
Интересным дополнением картины является необходимость проверять каждого клиента при помощи поисковых систем. Клиентов из стран СНГ просят проверят как через Google, так и через Яндекс и делать запросы на русском языке.

В частности, предлагается брать ФИО клиента или название компании и вбивать в поиск вместе с такими ключевыми словами, как: отмывание, терроризм, штраф, санкции, запрет, мошенничество, арест, наркотики, коррупция и другими.

Комментаторы под статьёй уже пошутили, что саму Комиссию банкам тоже нужно внести в чёрный список, потому что если соединить FKTK и «скандал» или иным ключевым словом, в поисковике выплывет неприятная информация об организации…

И хотя официальные представители FKTK уверяют в том, что результаты поиска носят лишь дополняющий характер и данные нужно ещё проверять, формулировки в самом документе говорят о том, что негативную информацию нужно брать в расчёт при принятии решения.

Причём для латвийского банка негативом может быть как новость о коррупционном скандале, так и просто наличие связи между компанией, что открывает счет, и компанией в России.

Если сказать по-человечески, то негатив в поисковиках, который можно найти практически на любого предпринимателя, способен стать для вас препятствием на пути открытия счета в Латвии.

И снова вы спросите: а если я открываю счет в США или в Португалии – как это меня касается?
Прямым образом.

Google, соцсети и прочие источники информации для анализа клиентов банка


Опыт работы с сотнями банков на протяжении двух десятилетий показал: банки могут быть консервативными с точки зрения принятия клиентов с новыми бизнес-моделями, избегать новых направлений, но всё что касается проверки клиентов и борьбы с отмыванием денег, финансированием терроризма и тому подобным внедряется очень быстро.

Особенно, если над душой стоит регулятор со штрафом с шестью нулями и топором, лишающим банковской лицензии.



Изначально клиентов проверяли при помощи специальных платных баз. Однако в современном мире по множеству лиц можно найти гораздо больше информации в открытом или полуоткрытом виде в Интернете. Социальные сети, Google и изредка, как в Латвии, другие поисковые системы используются сотрудниками отдела compliance в полную силу.

Если отделы HR при приёме сотрудников пользуются этим методом, то чем отличается банк, которому нужно выбрать идеального клиента?

Ситуация обостряется в связи с тем, что по факту сегодня именно банки выбирают клиента, а не клиент выбирает банк. Финансовые учреждения могут отказать в открытии счета в любой момент и без объяснения причины. Особую власть имеют отделы compliance, которые постоянно растут, проверяя не только новых клиентов, но и их сделки.

При этом чётких и понятных правил, как именно проверяются клиенты и сделки – нет. Мало того, для работников таких отделов по сути нет поощрений за хороших клиентов и чистые сделки, но только жёсткие наказания за ошибки и промахи.

А теперь представьте, что такой отдел принимает решение по вашему IT-проекту, который решил идти не по проторённой кем-то дорожке, а создавать что-то новое? Или запустить новую версию бизнеса, который и так считается рискованным, например, криптовалюты или онлайн-гемблинг.

Практически любой стартап в области fintech также отнесут к рискованным бизнесам и будут долго и тщательно проверять прежде, чем откроют счет.

И вот подумайте, как повернётся ситуация, если проверяющие начнут изучать поисковую выдачу и наткнуться на какую-то негативную новость о вас, вашем бизнес или партнёре? Шанс на открытие счета резко упадёт, даже если опубликованная информация является слухом, заказным чёрным пиаром и прочим непредсказуемым фактором. Такое специально могут организовать конкуренты, чтобы нанести удар по вам.

Неужели нет выхода, кроме как исчезнуть из сети, чтобы никакой информации не просачивалось?

Как всё-таки открыть счет за границей для бизнеса


Прежде, чем открыть иностранный счет, нужно понять простой принцип: чем меньше потенциальных проблем способен принести клиент, тем лучше. Исходя из этого и действуют почти все банки.

Также адекватные банки учитывают пропорцию проблем и выгод, которые принесёт клиент. С одной стороны, клиент из России – это всегда определённый вызов. С другой – если бизнес клиента прозрачный, а прибыль по бизнес-плану исчисляется миллионами, то почему бы не начать сотрудничество?

К тому же есть и совершенно объективные факторы, которые нужно учитывать:

  • Если вы планируете работать на Европейском рынке, то открывать счет в США может быть непрактично – лучше сразу искать счет в ЕС или ближе к месту ведения бизнеса;
  • Если ваш бизнес связан с рискованной деятельностью, то стоит получить лицензию уважаемой страны и нанять профессионалов в этой области – они вызовут доверие у банка гораздо легче, чем только один вы;
  • Качество подготовки документов также играет большую роль: любые ошибки и опечатки способны привести к отказу на, казалось бы, ровном месте. К тому же у каждого банка есть свои нюансы. Самый анекдотический пример, но реально помешавший многим клиентам – требование заполнят заявку только синей пастой. Те, кто писал чёрной ручкой сразу лишались возможности открыть счет.




Поэтому вывода два:

  1. Открыть счет за границей непросто и постоянно появляются новые правила, которые делают процесс ещё более запутанным и сложным.
  2. Открыть счет можно, если выбрать подходящий банк, правильно подготовить документы и минимизировать негатив, повысив при этом позитив для банка. Например, показать выгоду в виде чистых доходов.

Если в среднем, то для открытия счета за границей вам потребуется сделать следующие шаги:

  • Определиться с целями счета, уточнить, в каких условиях он будет использоваться.
  • Подобрать банк, который работает с вашим типом клиентов – здесь стоит обратиться к профессионалам, которые помогут выбрать счет быстрее и без лишней нервотрёпки.
  • Подготовить документы.
  • Также банк может запросить дополнительные документы.
  • После этого потребуется ждать решение банка. В идеальном случае это займёт неделю-другую (при удалённо регистрации; при личной решение могут озвучить быстрее) в худшем же придётся ждать месяцы, постоянно отвечая на дополнительные вопросы банка.

Базовый набор документов для компании:


  • Корпоративные документы (устав, меморандум и т.п.);
  • Личные документы и доказательство адреса проживания владельца, директора;
  • Описание бизнеса, бизнес-план;
  • Банковские формы;
  • Если бизнес существует какое-то время – финансовая отчётность.

После открытия счета бизнес остаётся в режиме постоянного внимания. Это нужно для того, чтобы счет не закрыли. Подозрительные сделки или даже излишняя нервозность конкретного проверяющего могут привести к заморозке перевода, а затем и счета и даже разрыву отношений.

Здесь главная рекомендация: всегда быть на оперативной связи с банком, предупреждать о крупных сделках, о появлении новых партнёров, отвечать на запросы. Чаще всего требуется прислать документы, доказывающие сделку: договоры, инвойсы и прочее.

Сегодня у банков есть альтернатива: платёжные системы. Они предлагают аналогичный сервис, но зачастую быстрее и дешевле. Это отличный вариант для старта и подстраховки бизнеса. Но и здесь нужно понимать: быстро открыли – быстро закрыли по минимальному поводу.

Так что выбирать нужно не только банк, но и платёжную систему и быть аккуратными и там, и там.

А чтобы закончить материал на более позитивной ноте, вспомним Нассима Талеба и понятие антихрупкость — способность к извлечению выгоды из неудач, потерь, ошибок; умение закаляться, развиваться и становиться сильнее при столкновении с хаосом.

Простыми же словами это будет так: мир вокруг может меняться, вместе с правилами и условиями. Бизнес может получать удар за ударом и счет могут закрывать за счетом. Но если вы постепенно становитесь сильнее, создаёте страховочные сети и переживаете даже глобальные пандемии, то вы антихрупки. И иностранные счета помогут вам в этом процессе.