При езде на шоссейном велосипеде особенно важно минимизировать изменения в необходимом усилии и скорости вращения педалей, для этого в зависимости от рельефа необходимо часто переключать скорости велосипеда. На бюджетных шоссейных велосипедах, естественно, стоит бюджетная система переключения, с ней лишний раз подумаешь, менять скорость или нет. Под катом то, как я это исправил.
Предыстория
Меня зовут Вячеслав. В коронокризис было скучно, поэтому я начал бегать. За 3 месяца пробежал 350 км и 02.08.2020 пробежал Московский полумарафон.
После бега решил попробовать шоссейный велосипед. Я, еще контактные педали в глаза не видевший, уже слоты на спринты к айронмэну на 2021 присматривал, такое бывает. Велосипед и оборудование выбирал самые бюджетные, поэтому простор для фантазии и доработок открыт.
Электронное переключение скоростей
В моем шоссейном велосипеде скорости переключаются на середине руля, поэтому для постоянного переключения нужно отпускать барана, это очень неудобно. В более дорогих системах переключения на самом баране, но там одна система стоит дороже, чем весь мой велосипед.
Моей задачей было с минимальными доработками и сохранением существующего варианта переключения сделать удобное и быстрое электрическое переключение параллельно.
Для прототипа использовалось то, что было под рукой. Измерив ход движения тросика(22мм) и необходимое усилие от родной системы, выбрал сервопривод ds3115mg.
Конструкция элементарная: батарея+Arduino nano+две кнопки+серво.
Кнопки подтянул к 5V через внутренний резистор.
Код Arduino
#include <Servo.h>
Servo myservo;
int speedg = 1;
int up = 1;
int p = 0;
void setup() {
myservo.attach(9);
pinMode(8, INPUT_PULLUP);
pinMode(7, INPUT_PULLUP);
}
void loop() {
if (digitalRead(7) == 0) {
if (speedg > 1) {
speedg--;
up = 0;
}
p = 1;
}
if (digitalRead(8) == 0) {
if (speedg < 7) {
speedg++;
up = 1;
}
p = 1;
}
if (speedg == 1) {
myservo.write(0);
}
if (speedg == 2) {
if (up == 1) {
myservo.write(75);
} else {
myservo.write(60);
}
}
if (speedg == 3) {
if (up == 1) {
myservo.write(85);
} else {
myservo.write(80);
}
}
if (speedg == 4) {
if (up == 1) {
myservo.write(97);
} else {
myservo.write(90);
}
}
if (speedg == 5) {
if (up == 1) {
myservo.write(110);
} else {
myservo.write(103);
}
}
if (speedg == 6) {
myservo.write(120);
}
if (speedg == 7) {
myservo.write(140);
}
if ( p == 1) {
delay(300);
p = 0;
}
}
Параметры подбирал. причем некоторые скорости для переключения вверх и вниз требовали разного угла поворота сервопривода.
Распечатал на 3D-принтере корпус для Arduino, серво и батареи. Прикрепил корпус к раме, тросик от серво соединил с тросом штатной системы(фото КДПВ, смотри выше).
Первые испытания показали живучесть системы, поэтому решил добавить фичи.
Добавив датчик Холла и магнит на ведущей звезде, получил датчик каденса, теперь могу менять передачи автоматически в зависимости от падения каденса.
Добавив 3-осевой гироскоп и акселерометр MPU6050, пришлось повозиться с калибровкой. Зная угол велосипеда, можем переключать передачи автоматически в горку и с горки.
В целом, автоматизация скорее отвлекает, имея две кнопки с моментальным переключением всегда удобнее самому менять скорость.
В планах
Поменять микроконтроллер.
Добавить датчик скорости вращения колеса.
Добавить BTLE для синхронизации и передачи данных в STRAVA.
Сделать корпус устройства в виде фонаря с дисплеем отображения текущей скорости и серво-приводом внутри.
Заменить сервопривод на актуатор с обратной связью.
Внимание, вопрос
Как Вы считаете стоит ли попробовать это решение для выхода на краудфандинг?
Велокомпьютер с подключением к Strava+электронное переключение скоростей и все в корпусе фонаря с функцией фонаря+ автоматическое переключение от каденса или уклона. И все это за сумму менее $100
SinsI
Не лучше ли вообще убрать тросик — ведь он изнашивается и требует подстройки?
webzuweb Автор
Цель была оставить и штатную систему, чтобы в случае разряда батареи можно было переключать
200sx_Pilot
Хорошо.
Тросик оставить, но серву приладить не у начала, а у конца оного?
Как на велосипеде может разрядиться батарея?
Генератор на что тогда?
Aquahawk
Генератор жрет недопустимо много энергии, никто на шоссейниках не использует.
extempl
Для питания таких маломощных систем (конечно если не добавлять фонари с экранами) вполне возможно что подойдёт генератор с пропеллером, просто от набегающего потока. В общем-то тоже самое с традиционным генератором, можно поискать какой-то маломощный безколлекторный, без каких-либо систем шестерёнок и околонулевым трением. Но всё это конечно лишний вес для шоссейника.
sa1ntik
Давайте уточню: вы эту идею подсмотрели на реактивных пассажирских лайнерах, у которых при неисправности двигателей и ВСУ выпускается воздушная турбинка и генерирует электричество? Вас не смущает отличие скоростей на порядок? Нет, это так работать не будет: вам надо будет или полуметровые лопасти брать, или смирится с отсутствием электричества.
Все современные велосипедные генераторы это динамо-втулки на переднее колесо. Там вообще нет никаких шестерёнок, так как это часть колеса, к которой крепятся спицы и в которую вставляется ось.
Прижимные генераторы остались ещё в 90-х годах.
На самом деле на фотографиях нет шоссейника. Там есть велосипед дорожной геометрии с рулём-бараном. Потому что, если не ошибаюсь, этот велосипед из магазина весит как два эндуранс-шоссера и даже тяжелее моего хромолевого туринга.
webzuweb Автор
Весит 10кг
sa1ntik
Если я не ощибаюсь, когда я видел в живую его аналог с передним переключателем, общий вес был в районе 16. Десятку этот тоже вряд ли весит: там одна рама весит два килограмма, без вилки.
sa1ntik
Посмотрел на сайте Декатлона. Указан вес 11,3 килограмма для размера М без педалей. Наиболее вероятно, что это чрезмерно оптимистичный вес: велосипед с двухкилограммовой рамой на дешёвой резине 32С(кстати это не шоссер, это уже циклокросс по совокупности резины и геометрии) и чугунных колёсах вряд ли будет столько весить, даже с выкинутым передним переклюком и одной звездой на системе. Наиболее реальный вес ближе к 13 кг.
Но даже 11 килограмм это полтора действительно шоссейных велосипеда, даже не топовых :)
Filliny
Да — зайти почитать статью влохновило кликбейтное начало «бюджетная система переключения, с ней лишний раз подумаешь, менять скорость или нет». Если это шоссейник — то бюджетная там Sora с нормальными индексными дуалами… на которых даже думать не надо — переключение при нагрузке уже идет автоматом интуитивно. Лучше на 3Д принтере напечатать нормальные дуалы) И забыть навсегда о том что что-то надо заряжать и регулировать.
cyberly
Ну, я столкнулся с тем, что замена дешевых компонентов на средние (конкретно, безымянные вперемешку с внегрупповыми Shimano на Deore), внезапно, может сделать велосипед тяжелее. У меня прибавка вышла килограмма 2 или 3 (правда, это с динамо-втулкой, фрирайдными ободами и антипрокольной резиной). Так что, может, и 11, но не факт, что в данном конкретном случае 13 было бы хуже
sa1ntik
Нет, не может. Потому что вы меняли компоненты одного класса на компоненты другого класса. И нет ничего удивительного в том, что воткнув динаму, фр обода(кстати, зачем?) и антипрокольную резину вы получили велосипед тяжелее.
Это не так работает)
Компоненты одного класса при повышении цены становятся легче, причем «последние граммы» всегда стоят максимально дорого. И таки да, в некоторых случаях ресурс более дорогих и легких комплектующих меньше, чем у сходных более дешёвых. Например существуют кантрийные карбоновые рамы, которые лучше не брать людям с отсутствующими навыками катания. Или есть педали, которые не стоит брать, если ты тяжелее 70 килограмм.
cyberly
А многие компоненты реально были потяжелее просто за счет того, что в них металла было больше. Ну и я как бы в руках держал старые и новые. Материалы ± те же, но более дорогие были массивнее. Думаю, тенденция «выше классом — легче» больше справедлива для сегмента выше среднего. Тут, возможно, надо делать поправку на то, что считать «средним сегментом» и о поколении какого года идет речь. У меня старый 9-скоростной Deore и он довольно-таки кондовый. Нынешний Deore, как я понимаю, по технологиям — что-то типа тогдашнего XT
roverseti
А, солнечные батареи?
trapwalker
Да что уж, элементы пельтье под жопу!
vladkorotnev
И экран с какими-нибудь провокативными комментариями на руль, для эффективности выработки :-)
Gourry_aka_pm
Динамо тоже накат жрет… гуманнее будет аккумулятор увеличить.
sa1ntik
Любая конверсия движения в электроэнергию жрёт накат. Но мощность отбора это 10-12 ватт (и то там есть зависимость от скорости). Но на шосце да, динамок нет. Для коммьютингового велосипеда динамо это вполне нормальная вещь)
cyberly
Ну так в шоссе — своя атмосфера, ради этих 10Вт можно не одну тысячу долларов потратить
sa1ntik
И ноги бреют) Я в курсе, ага.
Хотя, если использовать шосце для комьютинга(что имеет право на жизнь) — идея с динамо не так плоха. Сам уже задумываюсь насчет динамо втулки в дуринг.
APaMazur
Сопротивление воздуха же
Фанаты шоссейников вам этого не простят
scream_r
Добавите ещё потери на кпд пропеллера. Набегающий поток не бесплатный. Всё, что находится в этом потоке, и прикреплено к байку — создаёт сопротивление движению.
Busla
«Система» в велосипедной терминологии — это передний набор звёзд,
а не устраивает вас конструкция и расположение «манеток».
sa1ntik
Давайте я вам без лишнего пафоса, но человек, накатывающий тысячи километров на дорожниках в год (даже при условии мелкого ребёнка) расскажу в чём тут ключевые ошибки.
1) Вы купили крайне дешёвый велосипед, в котором производитель сэкономил не только на комплектующих, но и на палках. Причём бездумно. К слову, барэнд шифтеры (переключалки, вставляющиеся в конец рогов) стоят не принципиально дороже и при определённой сноровке позволяют переключаться с нижнего хвата (когда руки лежат на дропах, то есть рогах).
2) Вы сделали систему, которая работает на новой трансмиссии и садится через 100 километров езды. Сто километров езды для дорожных велосипедов это… ну это ничто. Это чуть более трёх часов езды без напрягов.
3) Вы сделали систему, которая не имеет нормальной обратной связи и имеет в своём составе кучу механических звеньев. Тросы растягиваются, их рубашки забиваются, механические переключатели люфтят и забиваются грязью. В итоге это приведёт к тому, что ваша система перестанет адекватно работать и переключать передачи через n-километров пути. Причём n — величина непредсказуемая. Как только переключатель перестанет нормально переключать — ему потребуется перепрошивка.
4) Вы сделали систему, которая работает только в своём самом простом варианте — на семискоростной трансмиссии. Для двенадцати скоростной трансмиссии шаг между звёздами почти вдвое меньше (соответственно и точность позиционирования должна быть соответствующей, о чём смотри пункт 3)
5) Я этот пункт отделю от пункта 4, так как он для многих людей неожиданный. Дело в том, что у каждого производителя механических переключателей своё представление о том, какая должна быть выборка троса для переключения на следующую скорость. Причём это представление может плавать даже в пределах разных модельных рядов и уж тем более разных ёмкостей кассет.
6) Автоматические переключения бесполезны чуть более, чем полностью. По одному каденсу переключать смысла нет, по скорости и уклонам тем более.
По технической части я закончил, давайте перейдём к коммерческой.
1) В страве самое важное это трек — его длина и продолжительность. Для того, чтобы записать в страву трек большинству начинающих пользователей надо купить… да ничего не надо — смартфон у них уже есть. В вашем же устройстве отсутвует GPS, а внешние датчики (например датчик каденса) к страве подключать уже давно нельзя. Ну и купить датчик каденса с BLE и подключить его к Polar(и писать тоже из Polar) можно менее, чем за сто баксов.
2) Системы, с которыми вы приводите сравнение, не являются конкурирующими в случае вашего изделия. Это может звучать грустно, но это факт. eTap и Di2 предлагают своим пользователям несравненно больше: тысячи километров без подзарядки, автоматическая подстройка переключателей и доворот рамки переднего (то есть трансмиссия всегда работает как новая), чёткое и быстрое переключение и отсутствие всех этих тросиков и возможность подключится к любому современному велокомпу. Некоторые версии обладают ещё и беспроводным переключением. Всего этого нет и вряд ли появится в устройстве за сто долларов — невозможно спроектировать и выпустить в мелкую серию столь высокоточную электромеханику за такие небольшие деньги.
Если вдруг понадобится уточнить ещё какие моменты — можете написать в личку.
GRIB6
Немного добавлю по технике:
если такая автоматика сама начнёт переключать скорости под приличной тягой, то 1) это существенно сократит и без того не высокий ресурс недорогих компонентов; 2) может ставить под угрозу безопасность(при таких непредвиденных переключениях может и цепь слететь, и педаль выстегнуться, — что может вызвать и потерю траектории и падение).
Для такой опции тогда уж необходимо доукомплектовывать велосипед мещемером, чтобы переключения были только при самом слабом моменте(а сам мощемер стоит тоже не мало) На худой конец — или энкодер или оптический датчик положения педалей, чтобы передачи переключались в крайних верхних/нижних положениях педалей.
Чуть ли не все велосипедисты часто переключают скорости предективно, т.е. заранее, т.е. ещё в конце спуска уже выбирают передачи пониже, либо наоборот на подъёме требуется встать из седла и поработать стоя на более низком каденсе — тогда скидывают на повыше…
Ну и только попытка упаковать это всё в мало-мальски герметичные корпуса обернётся, в лучшем случае, удвоением бюджета.
А так, в целом идеи хорошие ))
PS за весь этот сезон (3000км) моя Di2 не потребовала ни единой регулировки и съела всего одну зарядку, с тросами что-то подкручивать приходилось каждые 500-1000 км. Кстати, назад на тросы меня уже совсем не тянет — к хорошему привыкаешь быстро, электроника в целом гораздо комфортнее и исключает приличное количество мелких проблем
Сейчас гораздо более востребована и экономически эффективна будет идея создания дешёвого мощемера, кто-то из Голландцев вроде даже заявлял такой за 6$, сейчас самые дешёвые начинаются от 200$
webkumo
Во, Di2 уже оценили? А теперь переходи
на тёмную сторонуна планетарки! :-)Реально зачётная тема… непонятно, почему настолько не популярная.
sa1ntik
Есть ещё планетарии с Di2 так то :)
Но вообще по планетаркам всё просто:
1) Это не круто выглядит (в РФ иррационально популярны горные велосипеды, а планетарии для
ничотких пацановнеизвестно кого)2) Планетарки тяжелее классических переключателей.
3) Планетарки лучше всего ставить на горизонтальные дропауты. Рам с горизонтальными дропаутами мало.
4) Планетарки лучше всего себя раскрывают с ремнями. Рам с разрезными перьями под ремни ещё меньше.
5) Хорошие планетарки это дорого (то есть людей с ними плюс/минус столько же, сколько людей на Di2). Причём значительно дороже классических переклюков с таким-же диапазоном.
Собственно вот пять причин, почему планетарок мало в РФ.
webkumo
Вкурсе, потому и предложил.
А я вот поменял переклюк + звёздочки за ~7к на альфинку 8 за ~19 (с ручкой переключения скоростей и прочим обвесом, необходимым для установки). В общем ещё пару лет и я выйду в ноль по деньгам от её использования
sa1ntik
1. Нет, вы не поняли, это выглядит не круто для обычного обывателя.
2. Это не имеет значения. Технофетиш он такой)
3. Так это типичные костыли. Натяжители и успокоители в курсе, да. Как и всякие фиксаторы на заднем пере. Но, как вы правильно сказали, это работает хуже.
4. Ну планетарка в целом подразумевает 1-ск цепь. Но это все равно не даёт тех же ощущений, что ремень. Да и ресурс 1-ск цепи будет выше, но не на порядок(как у ремня)
5. А как вы это считаете? При условии езды на цепях, экономить можно лишь за счёт более дешевых цепей и их большего ресурса. Ну и обслуживать надо меньше и реже, если делаешь обслуживание в мастерских.
webkumo
Ну да я же и сказал — нексусы действительно выглядят некруто. А вот а альфинок на внешним дизайном поработали и они теперь выглядят намного круче. В нижнем-среднем ценовом диапазоне кассеты выглядят не круче… Другое дело, что альфинка в стоке — это у дорогих велов, а поставить альфинку самостоятельно — это такой геморрой, что я только на 6-7ой год активного использования велосипеда нашёл, как же её заполучить… И это не в глубинке, а в СПб… В Москве, вроде бы, полегче, но тоже такое себе счастье...
это не техно, это фетиш. И им болеют не такой большой процент велосипедистов. Вторая группа, кому может быть важно — спортсмены, особенно на разделке… Но и это группа не такая большая. А вот почему в массовом сегменте всё так плохо с планетарками — я не очень понимаю.
Там на самом деле можно передний-то переклюк оставить (тогда и костыли в п.3. — не костыли), тогда диапазон становится ещё шире… но в последнее время все наоборот отказываются от переднего переклюка (мне, в общем-то тоже идея понравилась). А ремень — это хорошо, но это сразу раму менять надо. А новую раму можно сразу с косыми дропами. И в целом, это решение в бюджетном сегменте отсутствует...
А вы кассету не меняете совсем? Одна звезда стачивается медленнее и стоит сильно меньше. Переклюки бюджетного сегмента тоже убиваются быстрее (слабеют пружинки, появляются люфты и т.д.). Стоимость цепи (~200р против 2000рублей с меньшим ресурсом). Плюс система (у меня велосипед горный и я пару раз на трейлах был — в итоге насечки для сброса цепи на другую звезду попортились и переключение стало хуже, а вот сами звёзды ещё не выело до состояния когда будет портиться цепь, соответственно сейчас я её докатаю спокойно и только потом уже сменю на однозвёздную систему (при прочих равных, в одном сегменте — тоже дешевле… правда я-то буду, получается, выходить из сегмента очень-дешёвых в просто бюджетные, поэтому ценник в лучшем случае будет такой же… + у меня звёзды клёпаные и вроде на бонки сменить не получится — придётся не звезду, а систему менять… но это ещё не скоро:).
sa1ntik
Мы же об обывателях говорим. Для них они выглядят круто :)
Недавно альфинка Di2 с пистолетами в хорошем состоянии на Авито была, кстати, чуть не купил. Но потом вспомнил, что мне раму придётся менять, если без колхоза и остановился (ну отговорил себя, короче) :)
Так я же с этого объяснения и начал. Массовый сегмент это велосипеды до 15-20 тысяч. В эту сумму можно впихнуть только нексус. И велосипед без переключателя выглядит не круто! (по мнению обывателей).
Нууу не все, а только те, кому не надо держать каденс с одной стороны и у кого переклюк забивается часто с другой. То есть маунтинбайкеры и всякий суслокросс. Групповые шоссейные гонки ещё долго будут на двух звёздах.
Или эксцентриковой кареткой. Но да, это не бюджетный и даже не среднеценовой вариант.
Меняю, конечно. Просто это уже несколько тысяч пробега.
Вообще стачивается она как раз быстрее, так как она — единственно рабочая. Да и не сказать бы, чтобы они были дешевле пропорционально уменьшению числа звёзд.
Я бы крайне не рекомендовал ставить столь дешёвые синглспидные цепи. На самом деле хорошие синглспидные цепи стоят сравнимо с 10/11 скоростными. А если покупать на чайнике, то вообще иногда 11 скоростные цепи могут быть дешевле 10 скоростных и хороших сингловых. Но это, скорее, разовые акции.
ойвэй. Хорошие narrow wide звёзды стоят почти как две обычных. А кататься на обычных чревато спаданием цепи. Поэтому тут экономия такая себе. Да и это не связано напрямую с задней втулкой.
А вы уже в курсе, что не все звёзды на системах совместимы со всеми системами? Найти новые звёзды под FSA, например, может быть дороже, чем махнуть всю систему на условный Shimano/SRAM.
cyberly
В стоке планетарки стоят на турингах и ситибайках, которые, вероятно, в массовом сознании выглядят «некруто», вообще и в целом. Формой и цветом они напоминают дедушкин велосипед, и частенько с завода обрудованы такими элементами, как крылья (фу!), багажники (кошмар!), подножки (ужас!), звоночки (позор!) и даже корзинки (ну это вообще за гранью!)
А на МТБ, на шоссере, или любом другом велосипеде, который проектировался как спортивный снаряд, планетарка, кмк — идеологически лишняя, потому что гонки, performance и вот это вот все.
rrust
у меня как раз дешевый ситибайк, с жестяными полноразмерными крыльями, багажником, стальной подножкой и классическим велозвонком. При этом стоит Alfine 8-скоростная. Меня устраивает четкость переключения и отсутствие длинной болтающейся фигни на петухе. Такой велосипед не выглядит особо привлекательным для воров, там собственно одно колесо стоит в 3 раза дороже всего велосипеда.
webkumo
Хм… мтб-шечека (идеологически, да)… со всем вот этим (даже корзину пытался вперёд ставить… не стоит зараза — крепления не рассчитаны на прыжки… вообще). Правда спортом заниматься некогда, на трейл я бы явно всё лишнее снял, но отказываться от планетарки — да ну нафиг...
Erop22
ИМХО, для любого адекватного человека вообще и инженера в частности планетарка выглядит чуть менее чем гениально. А вот система+кассета+цепь и весь геморрой с чисткой/смазкой — вот это не круто…
2) Планетарки тяжелее
Да, но не так, чтобы критично (если вы не спортсмен)
3) Планетарки лучше всего ставить на горизонтальные дропауты.
4) с ремнями…
Планетарки лучше всего ставить на велики, которые проектировались под планетарки, а не колхозить непойми что. И лучшие (сугубо моё ИМХО, конечно) варианты для планетарок — это кардан. Реально неубиваемые необслуживаемые системы. Минус один:
5) Хорошие планетарки это дорого
З.Ы. Раньше была проблема с ограниченностью количества скоростей… Но потом появилась Rohloff Speedhub 500/14 (на 14 передач)… Осталась только цена..)))
sa1ntik
1. Егор, ну вы же прекрасно знаете, что большая часть велосипедов видела смазку(особенно подходящую) только один раз в жизни — на заводе. Обслуживания вообще не видела. Речь же идёт о массовом обывателе. Но да, горный велосипед в городе это в целом не круто.
2. Так это же иррациональная боязнь лишнего веса. Мой хромолевый туринг это тоже куча лишнего веса, например, но я к этому готов и люблю его)
3,4 — так я и не спорю, ну разве что насчёт кардана — смысла особого нет, даже ремни могут дать тысячи и десяток тысяч километров без замены и обслуживания.
5 — Ну да, хотя нормальные группсеты тоже стоят дорого. Вопрос в том, что на 10/11 скоростей группу можно купить не так дорого (особенно если это МТБ).
webkumo
unalacuna
До 1000 евро реально что-то купить с карданом?
Erop22
И даже за 500 баксов, если вы живёте в «правильной» стране… Всемогущие китайцы на алибабе вроде как продают от 70 баксов (с трёхскоростной втулкой) от 150 штук…
Вообще гугл лучше расскажет bfy.tw/Oy8i
makon
Ну а еще у планетарок ниже КПД трансмиссии (хоть и незначительно, но важно для сильно увлеченных). И, вроде как, очень они не любят переключений под хорошим крутящим моментом. Но на зиму я бы с удовольствием вел на планетарке имел.
V1RuS
Зато хорошо переключаются "стоя на месте". Это удобнее, чем необходимость крутить с небольшим усилием для переключения.
sa1ntik
Вы открыли ящик Пандоры, рассказав об овощемерах.
Дело в том, что диайуай овощемеры по аналогичным технологиям уже были, проблема в том, что они ещё опаснее. Так как рецепт изготовления был двух типов:
1) Давайте возьмем и засверлим ось в системе, впихнём датчики и сделаем так, чтоб можно было снять систему только с одной из чашек(естественно про ресурс и уменьшенную прочность никто не думает — этож диайуай в худших его традициях).
2) Давайте так же рассверлим шатун.
Есть ещё достаточно странные стартапы с увеличением q-фактора за счёт вкручивания хитрой площадки-овощемера-переходника для педали в шатун.
p.s. это вы очень аккуратно ездите по очень чистым дорогам, подстраивать натяжение тросика, подчас, надо и за 50-100 километровую поездку по жидкой грязи)
GRIB6
Могу ошибаться, но подозреваю, что сейчас уже это можно сделать на основе оптики — там особо засверливать уже ничего не надо будет…
Про МТБ и не говорю, — там чуть ли не после каждой приличной поездки по чаче надо проводить ТО.
sa1ntik
Вы очень сильно ошибаетесь, просто не хватит мощи для создания сколь бы то ни было сильных деформаций, которые можно было бы засечь оптически.
GRIB6
Ну да, ну да… Оптика «нейтрино засекает», а здесь изгиб шатуна промерить в несколько мкм не сможет...)
sa1ntik
Одно дело заметить пусть и небольшую, но вспышку света в лабораторных условиях, а другое дело с помощью оптических методов пытаться отловить изгиб шатуна/вала на несколько микрометров на расстоянии в 175мм в грязи и при тряске с небольшим энергопотреблением :)
Erop22
Вы представляете порядок стоимости «засекателя нейтрино»?
Есть очень много тезнологий, как можно теоретически измерить мощность. И конечно же, по изменению геометрии измерять мощность — это даже не оверхед, это лютое безумие. Потому как температура, давление, вибрации…
Фантазировать — это ценно и здорово. Но техническое фантазирование, имхо, должно быть рациональным, а иначе это к художникам…
з.ы. тут выше товарищ предлагал пропеллерчик на лясик прикрутить, «халявное» электричество получать… На уроки физики в школе он не ходил, конечно. Вы не ходили с ним вместе, но просто любите научпоп/фантастику/пересмотрели железного человека? ;)
GRIB6
Что-то Вас не туда понесло…
Как что работает и сколько стоит я прекрасно представляю.
а сейчас что есть мощемеры которые меряют не по геометрии? По температуре и пр. уже десятилетия есть поправочные коэффициенты.
Если для Вас прилепить к шатуну на эпоксидку стержень динной 10см с оптикой и электроникой на 10-20$, раз откалибровать, задача из области фантастики, то проехали… ;)
SpiderEkb
Не уверен, но такие вещи, вроде бы, пленочными тензометрами меряются.
Erop22
Ну я правда не знаю, как сейчас принято мерять мощность… Для меня элементарное решение — это прицепить условные весы или электронный датчик давления (всё те же весы) на педальку — но таким образом я получу только давление на педаль… Ну да оставим пока это, на педаль тоже хорошо…
«Прилепить на эпоксидку» мне не сложно. Оставим в стороне даже эстетическую составляющую (синюю изоленту добавим по вкусу позже). Можете скинуть какой-то пример железки за 10-20 баксов, который позволит решить поставленную задачу? По запросу «optical power meter» сильно не те устройства…
SpiderEkb
TFS10/120-K, Датчик: пленочный тензометр
vvzvlad
Не, тут человек вопит о том, что это можно дешево оптикой сделать.
Erop22
Спасибо, что не поленились. Но по ссылке голый тензодатчик за 30 баксов (пусть у братьев китайцев он даже 10 баксов стоит). Во что обойдётся вся система и будет ли она вообще работать (в условиях постоянных вибраций). Ну и я не заметил, где у него оптика? Так-то я могу и в электронные весы ткнуть, там тоже тензодатчик. Да вот толку с него?
cyberly
Датчик как раз и измеряет изгиб шатуна или что-то в таком роде. Вообще, пленочные тензодатчики, как я слышал, как раз и были изобретены для относительно недорогого измерения незначительного изгиба детали под нагрузкой. Чтобы, скажем, обклеить ими условное крыло самолета или лопатку турбины.
А про DIY измеритель мощности на основе тензодатчика на Хабре была статья
Erop22
Спасибо, замечательная статья!
Про крыло самолёта верится вполне, но лопатка турбины?! Там же температуры адовы и обороты… Или их не в рабочем состоянии тестируют? Вот про что-то такое, конечно, было бы жутко интересно почитать…
SpiderEkb
Еще раз. С чего вы решили что должна быть обязательно оптика? Я вот про такое не слышал ни разу. Специально для этого придуманы тензодатчики. Я привел первый попавшийся. Есть и дешевле.
Дальше — простейшая схема измерения на ацп + калибровочная таблица.
Оптикой, наверное, тоже можно. В лабораторных условиях где нет пыли в воздухе и вибраций.
В общем, я даю реальное направление в котором копать. А по поводу разных фантазий (можно еще ультразвуком — чего мелочиться-то) — это не ко мне.
Erop22
Так а я и не решал… Посмотрите, с чего началась эта ветка комментов (с засекателя нейтрино и оптических датчиков за 10-20 баксов)…
Тут повыше cyberly дал ссылку на статью с датчиком от весов… Вот это реальный DIY, как по мне… Даже загорелся повторить, хотя мне эти попугаи не упали вообще (хотя вкатывть люблю)…
Но раз уж вы привели пример этого датчика, у вас был с ним опыт? Как его крепить на шатун, по какому принципу он раотает? Эпоксидкой если «залить» — будет ли плёнка правильно растягиваться?
Про разные типы тензодатчиков я почитал, но одно дело — теория, и совсем другое — практика… Не совсем же от фонаря ценники по килобаксу на серийные системы…
vvzvlad
Будет, если эпоксидка с пластификатором. Там деформации совсем ничтожные. Обычно силикон используют.
sterr
Ну вообще-то мощность на валу можно снимать достаточно просто — два датчика холла на концах оси. И по скручиванию оси определять мощность. Ну или оптика. Будет точнее.
Erop22
Ткнёте нас носом в промышленные датчики подобного типа? Какой там порядок точности должен быть? Очень интересно…
sa1ntik
Понимаете, тут проблема как бы в другом. Людям надо не просто получать какие-то циферки, а получать ту точную мощность, которую они выдают.
Им не надо получать некие асбтрактные цифры вида «ваша мощность 100 ватт + один лапоть — одна сандаля». Поэтому методы измерения мощность уже давным давно есть и серийно производятся. Проблема в том, что фактически это прецизионные приборы, которые работают в экстремальных погодных условиях. Поэтому ценник на них — космос.
И да, датчиков Холла туда тоже не завезли, датчики Холла они как бы немного для других точностей и деформаций.