Что будем делать
Сегодня мы с Вами сделаем модуль для работы с XML файлами.
Зачем
Иногда при разработке программы на Python требуется сделать настройки, которые сможет поменять любой пользователь без изменения кода.
Что нам понадобится
- Знание ЯП Python
- Python3
- Python библиотеки: xml и time
Начнем
Для начала импортируем все необходимые библиотеки и создадим основной класс.
import xml.etree.ElementTree as xml
import time
class XML:
pass
Для работы с XML файлом нам понадобится сам XML файл, но на первом запуске программы у пользователя может не оказаться этого файла, по этому нам понадобится создать его.
При создание экземпляра класса передадим имя файла и сохраним его в параметр fileName.
import xml.etree.ElementTree as xml
import time
class XML:
fileName:str
def __init__(self, fileName):
self.fileName = fileName + ".xml"
Теперь напишем функцию, которая будет проверять существует ли наш файл и будем вызывать ее в момент создания экземпляра класса.
import xml.etree.ElementTree as xml
import time
class XML:
fileName:str
def __init__(self, fileName):
self.fileName = fileName + ".xml"
self.openFile()
def openFile(self):
try:
file = open(self.fileName, "r")
except FileNotFoundError:
print("File not found")
Далее напишем функцию, которая создаст наш файл если его нет, и будем вызывать его, если программа не нашла файла.
class XML:
fileName:str
def __init__(self, fileName):
self.fileName = fileName + ".xml"
self.openFile()
def openFile(self):
try:
file = open(self.fileName, "r")
except FileNotFoundError:
self.createFile()
def createFile(self):
rootXML = xml.Element("settings")
text = xml.Element("text")
text.text = "Text"
rootXML.append(text)
file = open(self.fileName, "w")
file.write(xml.tostring(rootXML, encoding="utf-8", method="xml").decode(encoding="utf-8"))
file.close()
Теперь более подробно разберем функцию XML.createFile():
- rootXML — это основной элемент, который позволит записать все настройки в новый файл гораздо быстрее чем, если бы мы записывали все теги по отдельности
- text — тег, который будет отображаться внутри rootXML. В поле Element.text указываем, что должно быть внутри элемента
Для того, чтобы сделать список элементов, например:
<settings>
<text>Hello, world!</text>
<list>
<item>1</item>
<item>2</item>
<item>3</item>
</list>
</settings>
Создайте главный элемент, в нашем случаи «list» и субэлементы «item».
list = xml.Element("list")
rootXML.append(list)
item: xml.SubElement
item = xml.SubElement(list, "item")
item.text = "1"
item = xml.SubElement(list, "item")
item.text = "2"
item = xml.SubElement(list, "item")
item.text = "3"
#xml.SubElement(parent: xml.Element or xml.SubElement, tag: str)
#Также можно сделать субэлемент в субэлементе
Если наша программа — программа с интерфейсом, а файл настроек используется для сохранения каких-либо значений, которые может изменить пользователь, то нам понадобится функция, которая может изменить значение элемента. Давайте напишем ее.
class XML:
fileName:str
def __init__(self, fileName):
self.fileName = fileName + ".xml"
self.openFile()
def openFile(self):
try:
file = open(self.fileName, "r")
except FileNotFoundError:
self.createFile()
def createFile(self):
rootXML = xml.Element("settings")
text = xml.Element("text")
text.text = "Text"
rootXML.append(text)
file = open(self.fileName, "w")
file.write(xml.tostring(rootXML, encoding="utf-8", method="xml").decode(encoding="utf-8"))
file.close()
def editFile(self, element, value):
tree = xml.ElementTree(file=self.fileName)
rootXML = tree.getroot()
for elem in rootXML.iter(element):
elem.text = str(value)
tree = xml.ElementTree(rootXML)
tree.write(self.fileName)
В функцию editFile() мы передаем имя элемента(element), который хотим изменить и новое значение(value).
И последнее, что нужно для любой работы с XML файлами — это парсинг данных.
class XML:
fileName:str
def __init__(self, fileName):
self.fileName = fileName + ".xml"
self.openFile()
def openFile(self):
try:
file = open(self.fileName, "r")
except FileNotFoundError:
self.createFile()
def createFile(self):
rootXML = xml.Element("settings")
text = xml.Element("text")
text.text = "Text"
rootXML.append(text)
file = open(self.fileName, "w")
file.write(xml.tostring(rootXML, encoding="utf-8", method="xml").decode(encoding="utf-8"))
file.close()
def editFile(self, element, value):
tree = xml.ElementTree(file=self.fileName)
rootXML = tree.getroot()
for elem in rootXML.iter(element):
elem.text = str(value)
tree = xml.ElementTree(rootXML)
tree.write(self.fileName)
def parsingFile(self, elements, text = True):
tree = xml.ElementTree(file=self.fileName)
rootXML = tree.getroot()
for element in rootXML.iter(elements):
if (text):
return element.text
return element
В метод parsingFile() мы передаем имя тега(element), который хотим получить и boolean значение какой тип данных нам вернуть. Если text = True то вернется значение элемента, иначе объект, который после можно будет перебрать. Например у нас есть XML файл:
<settings>
<text>Hello, world!</text>
<list>
<item>1</item>
<item>2</item>
<item>3</item>
</list>
</settings>
И если мы хотим вывести в консоль все значения item, то мы парсим параметр «list» и в parsingFile() 2-м параметром передаем False. Начинаем перебирать полученный элемент и выводить element.text — имеющий значение выбранного элемента.
import XML as xml
moduleXml = xml.XML("settings")
for element in moduleXml.parsingFile("list", False):
print(element.text)
После выполнения данного кода в консоли мы увидим:
1
2
3
Заключение
В итоге у нас получился модуль, который можно использовать в своих проектах для работы с XML файлами.
Проект на gitHub
Всем спасибо и удачи.
baldr
Сделаю скидку на возраст автора и не буду ставить минусов, но должен сказать, что статья совсем не дотягивает. Документация к XML библиотекам очень обширная и достаточно понятная сама по себе, здесь же просто вырвано несколько простейших функций.
Не говоря уже о том что хранить конфиги в XML при наличии таких форматов как YAML или JSON как-то не очень современно. У нас тут не .NET, прости господи.
Из явных ошибок вот, например, как не надо делать:
Здесь
fileName
принадлежит классу и попытка изменить ее внутри объекта приведет к изменению этого свойства у всех остальных объектов.skymorp
(безотносительно к содержанию статьи)
PEP-0526 говорит иначе:
Причем typing.ClassVar ничего не меняет в рантайме и нужен только для линтеров.
Magikan
боюсь Вы путаете темлое с мягким. annotations для статического анализа и runtime выполнение.
с точки зрения mypy Вы все верно написали, но в рантайме мир не на столько в розовых тонах
skymorp
Что я путаю? Мне показалось что у автора изначального комментария сработал триггер на аннотацию типов, поэтому и написал именно про это.
P.S. в любом случае, признаю что ваш ответ является более полным.
Magikan
не верно в корне.
в данном случае ни чего глобального не случится т.к
self.var = ...
делает запись в «локальную область видимости» инстанса (self.__dict__
) и дальше работает именно с ней.чтобы изменение var имело хоть какое-то глобальное последствие, внутри инстанса она должа быть read-only, и менять ее придется через
cls.var
Более того, в оригинальном варианте переменная на уровне класса не более чем type-hint и при обращении к ней хоть из класса, хоть из инстанса получим
AttributeError
т.е ее физически не существует пока не присвоишь какое-то значение.baldr
Да, вы абсолютно правы. Извиняюсь что ввел всех в заблуждение относительно этого.
mayorovp
Так ведь современный .NET тоже давно уже на JSON перешёл.
Кстати, по сравнению с конфигами джавы дотнетный web.config — просто образец понятности и лаконичности :-)
Ilya-cmd Автор
Спасибо за данный комментарий, сразу же скажу мне всего 13 лет и я хочу поделиться с другими тем, что делал я…
rSedoy
и для чего нужен import time?