В посте «Домашние проекторы Epson — ставим все точки над i (часть 2)» мы в общих чертах рассказали об оптическом фильтре «Epson Cinema Filter», установленном в некоторых домашних проекторах Epson. В данном после мы рассмотрим его подробнее, а в конце статьи даже проведем небольшой эксперимент!
Многие знают, что проекторы позволяют выбирать режим вывода изображения. У домашних проекторов Epson имеется четыре классических режима: «Динамический», «Гостиная», «Кино», «Нейтральный». Первые два предназначены для освещенных или частично освещенных помещений, последние два — наименее яркие и предназначены для затемненных помещений:
Помимо того, что лишняя яркость в темном помещении нежелательна сама по себе, именно в этих режимах достигается наилучшее качество цветопередачи. В чем же разница между ними?
Традиционный подход Epson состоит в том, что режим «Нейтральный» стремится обеспечить наиболее точное воспроизведение цветов. Другими словами, этот режим стремится соответствовать цветовому пространству sRGB, которое является основным стандартом для Blu-ray дисков, HDTV, веб-графики и т.д. То есть, цвета измеримы, и мы можем говорить о том, что в рамках того или иного стандарта существует только один правильный красный цвет, как и зеленый, синий, белый и т.д. Все цвета принято описывать и различать, прежде всего, по некоторым их характеристикам, которые непосредственно воспринимаются человеком и интуитивно понятны — по оттенку (красный или зеленый) и по насыщенности (белый — красновато-розовый — красный — очень красный). Есть еще яркость (ярко-красный — темно-красный — ничего-не-вижу). В этой статье мы будем говорить, прежде всего, о насыщенности цветов. Насыщенность отличает черно-белое кино от цветного. Каждый цвет строго определен и предполагается, что он будет неизменным на всем пути от Голливудской студии до вашего Blu-ray Плеера или видеокарты, а потом — до экрана проектора. В общем, если автор задумал показать 100% красный, то на экране должен отобразиться 100% красный, а если 50% красный — то 50% красный. Чем дороже устройство вывода изображения, тем точнее оно должно соответствовать стандарту.
Так ведь?
Логика режима «Кино» у домашних проекторов Epson тоже понятна: «Давайте порадуем зрителя более насыщенными цветами! Даже если зритель не порадуется, то он всегда может вернуться в „правильный“ режим. В любом случае, лучше иметь выбор, чем его не иметь.» Тут есть проблема: как правило, проектор изначально ограничен рамками цветового пространства, для которого он создавался (sRGB). Мы можем показать 60% красный вместо 50% красного, но больше 100% насыщенности показать не получится. Примерно это и делается на проекторах, не оборудованных «Epson Cinema Filter». Безусловно, в ряде случаев такой подход позволит, раскрасив картинку, добавить ощущений.
Тем не менее, хотелось бы большего. Раз уж раскрашивать картинку — то хотелось бы получить, скажем, не 100%, а 120% красного, зеленого и синего, выйти за границу цветового пространства sRGB, где лежит пространство цифрового кино «DCI».
Другими словами, мы включаем обычный контент, созданный под sRGB, а получаем что-то близкое к DCI. Правильно ли это с точки зрения стандарта sRGB? — Не совсем. Создает ли «вау-эффект»? — Безусловно!
Именно для решения указанной задачи в некоторых проекторах Epson для домашнего кинотеатра, таких как, например, Epson EH-TW7200 и Epson EH-TW9200, используется фильтр Epson Cinema Filter. В общем и целом это светофильтр, установленный на специальной выдвижной «дверце», которая позволяет задействовать его, либо убрать с пути света.
Маршрут света получается весьма витиеватым: лампа, Epson Cinema Filter, авто-диафрагма для улучшения уровня черного на темных сценах, затем свет делится фильтрами на красный/зеленый/синий, затем каждый поток попадает в отдельную LCD матрицу (см. 3LCD).
Вывод простой: Epson Cinema Filter что-то меняет именно в спектре белого света, до того, как белый будет разделен на три основных цвета и до того, как будет применена цветокоррекция с помощью LCD-матриц. Приведу здесь картинки, взятые с одного из иностранных сайтов, производивших тестирование проектора Epson EH-TW9200. По их данным, цветовое пространство в режиме «Нейтральный» и «Кино» выглядят таким образом:
Согласно данной схеме, в режиме «Нейтральный» проектор дает цветовое пространство, максимально соответствующее стандарту sRGB. При задействовании режима «Кино» получается цветовое пространство, довольно близкое к DCI. Вывод такой: Epson Cinema Filter активируется в режиме «Кино» и дает расширенное цветовое пространство (увеличивает насыщенность цветов), особенно — на промежутке от зеленого до красного, где мы вообще получаем цвета на грани различимости человеческим глазом.
Надо бы привести какие-то фотографии для иллюстрации эффекта, но показать цвета с большей насыщенностью, чем может отобразить ваш дисплей (при условии, что у вас не дисплей для работы в расширенном цветовом пространстве, конечно же), не получится. Поэтому сделаем так: возьмем в фотошопе линейку и на приведенных выше схемах сопоставим расстояние от белого цвета до краев треугольника. Получается, что красный цвет в режиме «Нейтральный» составляет 88% от красного в режиме «Кино», зеленый составляет 71%, синий 91% и т.д. Уменьшив насыщенность отдельных цветов в фотошопе, получаем такой результат:
Или же можно показать разницу «до и после» на этом рисунке:
Разница должна быть вам заметна по всем цветам, кроме синего и пурпурного и примерно соответствует эфффекту, который реально дает Epson Cinema Filter.
Сняв оптический фильтр с проектора, первой идеей было, конечно, установить его на бюджетный офисный проектор (Epson EB-W10) и посмотреть на результат. Установка осуществлена путем прислонения фильтра к объективу проектора:
Проектор используется в режиме «Фотография». Замеры показали, что цветовое пространство данного проектора изначально не по всем цветам дотягивает до sRGB. Главным образом я говорю о зеленом и голубом цветах. Голубой недостаточно насыщенный, а зеленый слегка смещен к желтому. Для бюджетного проектора это — хороший результат:
Активировав «Epson Cinema Filter» путем прислонения к объективу, получаем следующую картину:
Красный, зеленый и голубой цвета улучшаются по насыщенности, цветовой охват проектора оказывается шире, чем sRGB. Побочный эффект — белый окрашивается пурпурным, но мы его легко корректируем через меню проектора, это также улучшает ситуацию с желтым и голубым, которые становятся более правильными. В итоге, все 6 цветов с насыщенностью 25%, 50%, 75% и 100% + белый выглядят так:
Если исходить из того, что цветовой охват равен площади треугольника, то можно заявить следующее: прислонив Epson Cinema Filter к объективу, можно увеличить цветовой охват на 28%!
Если вас вдруг смущает то, что некоторые цвета повернулись, то для проекторов, на которые штатно устанавливается Epson Cinema Filter это не проблема, поскольку внутри отображаемого проектором цветового пространства повернуть цвета на правильное место может даже пользователь, не говоря уже об инженерах, которые отвечают за первичную настройку изображения.
Теперь нужно проиллюстрировать действие фильтра какими-то снимками экрана. К сожалению, показать эффект от трансформации цветов с максимальной насыщенностью по-прежнему не получится. Однако ничто не мешает показать эффект влияния фильтра на цвета с насыщенностью менее 100%. Вот эта картинка с профилем невиданного животного с радужной гривой подойдет:
Вот фотографии экрана, которые мы расположим зеркально:
Безусловно, есть разница по яркости, поскольку мы теряем какую-то часть яркости при использовании фильтра. В связи с этим, цвета на правом изображении более темные, но и более насыщенные. Эта картинка хороша тем, что каждый цвет единообразен и не содержит переходов — можно оценить в фотошопе с помощью пипетки, и вот результат по некоторым цветам (до — после):
Эффект очевиден.
Что касается падения яркости, то в нашем эксперименте оно довольно существенно (более 2-х раз) и легко объясняется тем, что мы применили фильтр к точному и неяркому режиму изображения, которое уже подверглось цветокоррекции. Изначально, как мы говорили выше, Epson Cinema Filter устанавливается сразу после лампы и до момента, когда происходит цветокоррекция. В общем, цветокоррекция в режиме «Нейтральный» применяется к свету с другими характеристиками и значительно отличается от цветокоррекции в режиме «Кино». Один из независимых сайтов, обозревавший Epson EH-TW9200, поделился следующими данными: световой поток в режиме «Кино» и «Натуральный» составляли соответственно 871 и 928 Лм. Если эти данные верны, то разница не так велика.
Теперь и вы знаете, что стоит за термином «Epson Cinema Filter». В посте мы воочию убедились, что это — вполне полезная деталь проектора, которая добавляет счастливому обладателю топовых домашних проекторов Epson «математически обоснованный fun» — цвета становится большепочти на треть! (Примерно на эту цифру расширяется цветовое пространство проектора).
Если у вас есть любимый фильм или анимация, где присутствуют сочные цвета, то вы сможете увидеть их в цветовом пространстве, довольно близком к DCI, просто запустив на соответствующем проекторе Epson. Epson Cinema Filter — одна из функций топовых проекторов, наряду с «интерполяцией кадров» и алгоритмами улучшения резкости. Эти «примочки» и «улучшайзеры» нацелены не столько на отображение вашего контента точно в том виде, в котором он задумывался, сколько на некоторое приукрашивание оригинала. Желание пользователя пойти на такое приукрашивание может быть связано с тем, что эпоха Blu-ray и HD подходит к своему завершению, но пройдет немало лет прежде, чем новые стандарты цвета прочно войдут в нашу жизнь.
А пока, к счастью, есть «Epson Cinema Filter», который, можно включать, а можно и не включать =)
Многие знают, что проекторы позволяют выбирать режим вывода изображения. У домашних проекторов Epson имеется четыре классических режима: «Динамический», «Гостиная», «Кино», «Нейтральный». Первые два предназначены для освещенных или частично освещенных помещений, последние два — наименее яркие и предназначены для затемненных помещений:
Помимо того, что лишняя яркость в темном помещении нежелательна сама по себе, именно в этих режимах достигается наилучшее качество цветопередачи. В чем же разница между ними?
«Нейтральность»
Традиционный подход Epson состоит в том, что режим «Нейтральный» стремится обеспечить наиболее точное воспроизведение цветов. Другими словами, этот режим стремится соответствовать цветовому пространству sRGB, которое является основным стандартом для Blu-ray дисков, HDTV, веб-графики и т.д. То есть, цвета измеримы, и мы можем говорить о том, что в рамках того или иного стандарта существует только один правильный красный цвет, как и зеленый, синий, белый и т.д. Все цвета принято описывать и различать, прежде всего, по некоторым их характеристикам, которые непосредственно воспринимаются человеком и интуитивно понятны — по оттенку (красный или зеленый) и по насыщенности (белый — красновато-розовый — красный — очень красный). Есть еще яркость (ярко-красный — темно-красный — ничего-не-вижу). В этой статье мы будем говорить, прежде всего, о насыщенности цветов. Насыщенность отличает черно-белое кино от цветного. Каждый цвет строго определен и предполагается, что он будет неизменным на всем пути от Голливудской студии до вашего Blu-ray Плеера или видеокарты, а потом — до экрана проектора. В общем, если автор задумал показать 100% красный, то на экране должен отобразиться 100% красный, а если 50% красный — то 50% красный. Чем дороже устройство вывода изображения, тем точнее оно должно соответствовать стандарту.
Так ведь?
«Киношность»
Логика режима «Кино» у домашних проекторов Epson тоже понятна: «Давайте порадуем зрителя более насыщенными цветами! Даже если зритель не порадуется, то он всегда может вернуться в „правильный“ режим. В любом случае, лучше иметь выбор, чем его не иметь.» Тут есть проблема: как правило, проектор изначально ограничен рамками цветового пространства, для которого он создавался (sRGB). Мы можем показать 60% красный вместо 50% красного, но больше 100% насыщенности показать не получится. Примерно это и делается на проекторах, не оборудованных «Epson Cinema Filter». Безусловно, в ряде случаев такой подход позволит, раскрасив картинку, добавить ощущений.
Тем не менее, хотелось бы большего. Раз уж раскрашивать картинку — то хотелось бы получить, скажем, не 100%, а 120% красного, зеленого и синего, выйти за границу цветового пространства sRGB, где лежит пространство цифрового кино «DCI».
Другими словами, мы включаем обычный контент, созданный под sRGB, а получаем что-то близкое к DCI. Правильно ли это с точки зрения стандарта sRGB? — Не совсем. Создает ли «вау-эффект»? — Безусловно!
Epson Cinema Filter
Именно для решения указанной задачи в некоторых проекторах Epson для домашнего кинотеатра, таких как, например, Epson EH-TW7200 и Epson EH-TW9200, используется фильтр Epson Cinema Filter. В общем и целом это светофильтр, установленный на специальной выдвижной «дверце», которая позволяет задействовать его, либо убрать с пути света.
Маршрут света получается весьма витиеватым: лампа, Epson Cinema Filter, авто-диафрагма для улучшения уровня черного на темных сценах, затем свет делится фильтрами на красный/зеленый/синий, затем каждый поток попадает в отдельную LCD матрицу (см. 3LCD).
Вывод простой: Epson Cinema Filter что-то меняет именно в спектре белого света, до того, как белый будет разделен на три основных цвета и до того, как будет применена цветокоррекция с помощью LCD-матриц. Приведу здесь картинки, взятые с одного из иностранных сайтов, производивших тестирование проектора Epson EH-TW9200. По их данным, цветовое пространство в режиме «Нейтральный» и «Кино» выглядят таким образом:
Согласно данной схеме, в режиме «Нейтральный» проектор дает цветовое пространство, максимально соответствующее стандарту sRGB. При задействовании режима «Кино» получается цветовое пространство, довольно близкое к DCI. Вывод такой: Epson Cinema Filter активируется в режиме «Кино» и дает расширенное цветовое пространство (увеличивает насыщенность цветов), особенно — на промежутке от зеленого до красного, где мы вообще получаем цвета на грани различимости человеческим глазом.
Надо бы привести какие-то фотографии для иллюстрации эффекта, но показать цвета с большей насыщенностью, чем может отобразить ваш дисплей (при условии, что у вас не дисплей для работы в расширенном цветовом пространстве, конечно же), не получится. Поэтому сделаем так: возьмем в фотошопе линейку и на приведенных выше схемах сопоставим расстояние от белого цвета до краев треугольника. Получается, что красный цвет в режиме «Нейтральный» составляет 88% от красного в режиме «Кино», зеленый составляет 71%, синий 91% и т.д. Уменьшив насыщенность отдельных цветов в фотошопе, получаем такой результат:
Или же можно показать разницу «до и после» на этом рисунке:
Разница должна быть вам заметна по всем цветам, кроме синего и пурпурного и примерно соответствует эфффекту, который реально дает Epson Cinema Filter.
Эксперимент
Сняв оптический фильтр с проектора, первой идеей было, конечно, установить его на бюджетный офисный проектор (Epson EB-W10) и посмотреть на результат. Установка осуществлена путем прислонения фильтра к объективу проектора:
Проектор используется в режиме «Фотография». Замеры показали, что цветовое пространство данного проектора изначально не по всем цветам дотягивает до sRGB. Главным образом я говорю о зеленом и голубом цветах. Голубой недостаточно насыщенный, а зеленый слегка смещен к желтому. Для бюджетного проектора это — хороший результат:
Активировав «Epson Cinema Filter» путем прислонения к объективу, получаем следующую картину:
Красный, зеленый и голубой цвета улучшаются по насыщенности, цветовой охват проектора оказывается шире, чем sRGB. Побочный эффект — белый окрашивается пурпурным, но мы его легко корректируем через меню проектора, это также улучшает ситуацию с желтым и голубым, которые становятся более правильными. В итоге, все 6 цветов с насыщенностью 25%, 50%, 75% и 100% + белый выглядят так:
Если исходить из того, что цветовой охват равен площади треугольника, то можно заявить следующее: прислонив Epson Cinema Filter к объективу, можно увеличить цветовой охват на 28%!
Если вас вдруг смущает то, что некоторые цвета повернулись, то для проекторов, на которые штатно устанавливается Epson Cinema Filter это не проблема, поскольку внутри отображаемого проектором цветового пространства повернуть цвета на правильное место может даже пользователь, не говоря уже об инженерах, которые отвечают за первичную настройку изображения.
Теперь нужно проиллюстрировать действие фильтра какими-то снимками экрана. К сожалению, показать эффект от трансформации цветов с максимальной насыщенностью по-прежнему не получится. Однако ничто не мешает показать эффект влияния фильтра на цвета с насыщенностью менее 100%. Вот эта картинка с профилем невиданного животного с радужной гривой подойдет:
Вот фотографии экрана, которые мы расположим зеркально:
Безусловно, есть разница по яркости, поскольку мы теряем какую-то часть яркости при использовании фильтра. В связи с этим, цвета на правом изображении более темные, но и более насыщенные. Эта картинка хороша тем, что каждый цвет единообразен и не содержит переходов — можно оценить в фотошопе с помощью пипетки, и вот результат по некоторым цветам (до — после):
Эффект очевиден.
Что касается падения яркости, то в нашем эксперименте оно довольно существенно (более 2-х раз) и легко объясняется тем, что мы применили фильтр к точному и неяркому режиму изображения, которое уже подверглось цветокоррекции. Изначально, как мы говорили выше, Epson Cinema Filter устанавливается сразу после лампы и до момента, когда происходит цветокоррекция. В общем, цветокоррекция в режиме «Нейтральный» применяется к свету с другими характеристиками и значительно отличается от цветокоррекции в режиме «Кино». Один из независимых сайтов, обозревавший Epson EH-TW9200, поделился следующими данными: световой поток в режиме «Кино» и «Натуральный» составляли соответственно 871 и 928 Лм. Если эти данные верны, то разница не так велика.
Заключение
Теперь и вы знаете, что стоит за термином «Epson Cinema Filter». В посте мы воочию убедились, что это — вполне полезная деталь проектора, которая добавляет счастливому обладателю топовых домашних проекторов Epson «математически обоснованный fun» — цвета становится большепочти на треть! (Примерно на эту цифру расширяется цветовое пространство проектора).
Если у вас есть любимый фильм или анимация, где присутствуют сочные цвета, то вы сможете увидеть их в цветовом пространстве, довольно близком к DCI, просто запустив на соответствующем проекторе Epson. Epson Cinema Filter — одна из функций топовых проекторов, наряду с «интерполяцией кадров» и алгоритмами улучшения резкости. Эти «примочки» и «улучшайзеры» нацелены не столько на отображение вашего контента точно в том виде, в котором он задумывался, сколько на некоторое приукрашивание оригинала. Желание пользователя пойти на такое приукрашивание может быть связано с тем, что эпоха Blu-ray и HD подходит к своему завершению, но пройдет немало лет прежде, чем новые стандарты цвета прочно войдут в нашу жизнь.
А пока, к счастью, есть «Epson Cinema Filter», который, можно включать, а можно и не включать =)
Комментарии (2)
evtomax
03.09.2015 19:33А почему для расширения цветового пространства сразу не делают подсветку на RGB светодиодах?
Carry
Интересно пропустить свет через призму с фильтром и без.
Предположу что фильтр вырезает спектр между синим/зеленым и зеленым/красным.