В сентябре мы демонстрировали свои новинки сначала на выставке IFA 2016 в Берлине, а затем – и на CEDIA в Далласе. Тема – долгожданное обновление линейки домашних проекторов. На выставках были показаны новинки в линейке домашних проекторов, и сейчас мы попробуем кратко рассказать о том, чем каждая модель примечательна и какое место занимает в модельном ряду.
Пост получился несколько более «техническим», чем планировалось, зато почти в полной мере подробно рассказывает об изменениях в линейке устройств – а это то, что интересует потенциальных покупателей в первую очередь.
Минуточку…
Перед тем, как говорить о новинках, хотелось бы сказать пару слов о бюджетных моделях, которые не обновлялись, но которые все еще актуальны и пользуются большим спросом.
Бюджетные домашние проекторы
Действительно, домашние full HD-проекторы Epson EH-TW5210, Epson EH-TW5300 и Epson EH-TW5350 (ссылка на обзор) останутся с нами в прежнем виде, поскольку и появились-то они сравнительно недавно.
«Средний класс» домашних проекторов
Недавно в линейке устройств Epson были модели Epson EH-TW6600 и Epson EH-TW7200, которые стоили почти одинаково, при этом Epson TW6600 был поновее и поярче, он был очень ярок в наиболее точном режиме изображения и при этом обеспечивал великолепную точность цвета в рамках REC.709, который повсеместно используется в HD-видео. Поэтому из этой пары его можно было определить, как специализированный «проектор для гостиных», а Epson EH-TW7200 с его большей динамической контрастностью (120 000:1) и оптимальной для затемненного помещения яркостью в точных режимах, автоматически отправлялся в категорию «проекторов для домашнего кинотеатра».
Epson EH-TW7200 был одним из тех проекторов, которые можно было назвать «облегченной версией» флагманской модели Epson EH-TW9200. К примеру, Epson EH-TW7200 мог похвастаться корпусом и объективом от старшей модели (об этом чуть позже). Но с выходом Epson EH-TW6600 стало ясно, что эта практика прекращается, и для домашних проекторов среднего класса будут использоваться специальные корпуса и объективы со следующими параметрами:
- зум 1,6?;
- «сдвиг объектива» по вертикали, который позволяет сместить изображение вверх так, что центр объектива будет ниже изображения, либо вниз до момента, когда центр объектива будет выше изображения без потери качества проекции;
- по горизонтали изображение можно сдвинуть на четверть от его ширины.
Корпуса проекторов Epson EH-TW6600 и новых Epson EH-TW6700/6800 чуть габаритнее, чем у бюджетных моделей, но не столь массивны, как у топовых моделей, что позволяет достичь компромисса между низкой шумностью и хорошей переносимостью.
Итак, оба новых проектора среднего класса будут размещены в таком корпусе. Ну да, неплохо… И это всё?..
К счастью – нет! Epson EH-TW6700, преемник Epson EH-TW6600, будет примерно на 15% дешевле предшественника! При этом изменения в его характеристиках минимальны и только в лучшую сторону: увеличение максимальной яркости с 2500 до 3000 люмен, новая функция интерполяции кадров для сглаживания движений и создания эффекта 60 fps на контенте 24 fps. По-прежнему есть такие функции, как «преобразование 2D в 3D» и «Super Resolution» (подчеркивание деталей на качественном full HD-контенте + хорошо знакомое сглаживание линий при отображении контента в низком разрешении). Ну и встроенные динамики 2x10Вт (кстати, для проектора встроенный звук весьма неплох).
Epson EH-TW6600 был исключительно хорош, и возможность получить его по более низкой цене – и есть «фишка» модели-преемника Epson EH-TW6700.
Важно еще вот что: и более бюджетные модели дают отличное качество 3D благодаря высокому запасу цветовой яркости, они тоже могут похвастаться высочайшей точностью цветов. При этом Epson EH-TW6700 обеспечивает совершенно иной уровень контрастности, а значит, принципиально ещё более высокий уровень качества изображения.
В результате динамическая контрастность Epson EH-TW6700 составляет 70 000:1, как и у Epson EH-TW6600.
У «полуфлагманской» модели Epson EH-TW7200 контрастность была 120 000:1. Так вот, у нового Epson EH-TW6800 – она тоже 120 000:1. И, что характерно, оба новых проектора обладают более высокой, чем у Epson EH-TW7200, «нативной контрастностью» (без использования автодиафрагмы).
В общем, что хотим сказать: Epson EH-TW7200 покидает данный ценовой сегмент, оставляя после себя достойную замену: проектор Epson EH-TW6800, который теперь займет нишу между EH-TW6700 и «старшей группой». Данная модель обладает близким к старшей группе, а именно Epson EH-TW7300, качеством изображения, но при этом сохраняет набор дополнительных функций на уровне EH-TW6700, что делает ее очень привлекательной с точки зрения соотношения цены и качества. Этот проектор обеспечивает абсолютное 100% соответствие цветовому пространству sRGB (в соответствующем режиме), поэтому Epson EH-TW6800 – что надо для просмотра Blu-ray дисков и HDTV. И обратите внимание: он дает изображение более высокого качества, чем EH-TW7200, а благодаря отсутствию некоторых дополнительных «фишек», стоит на 10% дешевле.
А вот список того, чего у Epson EH-TW6800 нет:
- нет встроенных динамиков,
- нет «Epson Cinema Filter» (расширяет цветовое пространство за пределы sRGB),
- яркость чуть ниже, чем у Epson EH-TW6700 – 2700 люмен.
Прим. редактора Epsonic: будь моя воля, я б купил себе 6700-й или 6800-й и поставил в гостиную с плотными шторами, чтобы делать цветокоррекцию видео как «большие дяди» в Голливуде – на проекции (т.е. на отражение), а не на экране (просвет матрицы), потому что по результатам после калибровки они меня очень впечатлили. При подготовке материала в зал это было бы просто бесценно, а без этого приходится каждый раз гонять к знакомому в студию или настраивать «по приборам» (векторскопу) и «на глаз». Вот только места нет для него в гостиной. Обидно.
Старшие проекторы для домашнего кинотеатра с поддержкой HDR
Много было разных разговоров про 4K, но именно в 2016 году, наконец, устоялся формат 4K Ultra HD, а вместе с ним в обиход вошли слова «BT.2020» и «HDR». 4K-проекторы до сих пор являются, так сказать, «элитными» устройствами, и Epson, обкатав технологию «4K Enhancement» на своем флагманском Epson LS10000, теперь добавляет ее поддержку в более бюджетные сегменты.
Теперь и Epson EH-TW7300 позволяет отображать 4K-сигнал с помощью данной технологии.
Мы когда-то говорили про «Epson Cinema Filter». Раньше это было приятным баловством – можно было расширить цветовое пространство проектора, приукрасить sRGB-контент. Теперь «игры кончились». В данный момент Ultra HD-проектор должен понимать цветовое пространство BT.2020 и желательно – отображать цвета DCI, поскольку практически никто не умеет отображать BT.2020 полностью. Ну и вот, в спецификациях Epson EH-TW7300 мы видим заветную надпись «цветовое пространство DCI». Это и есть то, что раньше было «Epson Cinema Filter». Плюс к этому – поддержка защиты HDCP 2.2. Ну и HDR, хотя поддержка HDR – вещь скорее программная.
Таким образом, новые Epson EH-TW7300 и Epson EH-TW9300 позиционируются, как 4K, HDR, Ultra HD-ready проекторы.
Уровни контрастности обоих проекторов заметно выросли. У Epson EH-TW7300 – с 120 000:1 до 160 000:1, у Epson EH-TW9300 — с 600 000:1 до 1 000 000. В самом деле, разрыв между уровнями «нативной» контрастности между Epson EH-TW9300 и Epson EH-TW7300 просто огромен!
Несмотря на внешнее сходство и наличие идентичных функциональных возможностей, Epson EH-TW9300 представляет собой проектор совершенно другого класса. Проекторы серии Epson EH-TW9000 на протяжении многих лет позиционировались, как «доступный High-end» с превосходным сочетанием цены и качества, и Epson EH-TW9300 тому не исключение.
Помимо динамической диафрагмы, регулирующей световой поток в зависимости от яркости сцены, у Epson TW9300 также появилась управляемая диафрагма в объективе, позволяющая задать фиксированное снижение яркости и точно настроить световой поток под конкретный экран.
Про объектив Epson EH-TW7300 и Epson EH-TW9300:
- Зум – 2,1?
- Сдвиг по вертикали – ± 96% от высоты изображения
- Сдвиг по горизонтали – ± 47% от ширины
- Полностью моторизованное управление объективом
- Функция памяти с 10 позициями для сохранения настроек объектива
Примечание: сдвиг по вертикали 96% считается от центрального положения картинки. То есть, 50% — это когда объектив находится на уровне нижнего или верхнего ее края, примерно как у офисных проекторов.
Снова пара слов о «4K Enhancement»
Итак, у Epson EH-TW7300 и Epson EH-TW9300 есть «4K-Улучшение». Данная технология позволяет отображать 4K сигнал с помощью 1080p матриц с точностью, очень близкой к оригиналу. Для этого каждый второй кадр изображение оптически сдвигается на пол-пикселя по диагонали и создается наложение двух 1080p изображений. Если знать принцип взаимодействия этих изображений при перехлестывании, то можно изначальное 4K изображение разложить на два разных 1080p изображения так, чтобы их наложение друг на друга со сдвигом в пол-пикселя давало результат, максимально близкий к изначальному 4K формату. Безусловно, какая-то часть деталей теряется, но в целом это очень близко к оригиналу. К примеру, самые мелкие шрифты и элементы интерфейса ОС хорошо читаемы, чего не получается достичь при попытке отобразить 4K сигнал на 1080p проекторе с помощью цифрового масштабирования/даунскейлинга. Понятное дело, ничего общего с даунскейлингом технология «4K Enhancement» не имеет, т.к. данная технология является методом отображения 4K напрямую.
У функции 4K Enhancement есть еще два назначения:
- ликвидация пиксельной решетки при отображении 1080p,
- «умный апскейлинг» 1080p изображения до 4K (функция «Super Resolution» без 4K Enhancement ограничена разрешением 1080p).
Павел, редактор сайта ProjectorWorld, побывавший на нашем мероприятии для прессы, сделал наглядную запись и подробный обзор технологии, и того, как она ловко позволяет выводить 4K-контент на 1080p-матрице и полностью нивелирует пиксельную решетку (которой, в общем-то, и так уже не видно в наших HD- и fHD-проекторах, если уж по-честному).
Epson EH-LS10500
В ассортименте компании проектор Epson EH-LS10000 появился в начале 2015 года и позволил бренду войти на рынок «VIP-проекторов» для домашнего кинотеатра. Именно в нем впервые была применена отражающая технология матриц «3LCD Reflective», позволившая вывести контрастность на совершенно новый уровень, а лазерный источник света, помимо исключительно долгого ресурса в 30 тыс. часов, позволил добиться «бесконечной» динамической контрастности, так как на темной сцене световой поток может быть полностью прекращен.
Именно на LS10000 впервые была использована технология «4K Enhancement», которая теперь доступна и для более бюджетных моделей.
И вот, на CEDIA 2016 уже показали новенький Epson LS10500. Главным отличием новой модели становится полноценная поддержка HDR, что является теперь обязательным атрибутом элитных моделей. Все остальное и так на высшем уровне, улучшать некуда =)
Или все-таки есть куда? С радостью выслушаем ваши предложения.
Благодарим за внимание!
Комментарии (8)
AlexeyR
28.10.2016 18:28Первый проектор повился у меня в конце 90х. С тех пор сменил пять или шесть моделей. Сейчас у меня Epson TW9200. И это не проектор — это чудо. Дикий непроходящий восторг от качества картинки, эталонных цветов и общей продуманности всего. Спасибо вам ребята их Epson, вы делаете классные вещи!
epsonic
31.10.2016 15:33+2Видели бы вы эту улыбку до ушей на лице менеджера по продукту, когда он прочитал ваше сообщение =)
booger_man
31.10.2016 15:31А что можете сказать о качестве вывода стереоскопической картинки, заявлена вроде у младших моделей, как они с очками синхронизируются, например?
И вообще, раз уж речь зашла об играх, что можно сказать об использовании проектора в качестве домашнего приставочного вывода видео для игр?epsonic
01.11.2016 10:13Со стерео у наших проекторов все в порядке. В первую очередь благодаря особенностям технологии (3LCD разделяет световой поток на три части, чтобы в призме снова соединить, что сводит потери энергии источника света к самому минимуму). Это обеспечивает большой запас яркости в 3D-режиме и высокую точность цветопередачи. У одноматричных конкурентов дела на этом фронте не настолько радужные: у вас не только мерцают активные очки перед глазами, так еще и сама картинка на стене разбивается «в радугу» из-за того, что в оптическом блоке крутится цветовое колесо. Из-за этого же колеса имеем значительные потери яркости и приходится выбирать между более-менее точной цветопередачей (за счет увеличения доли цветовых сегментов колеса) или более высокой яркостью, но блеклой (в самом деле блеклой) картинкой. В этом посте рассказывали подробнее.
Для игр некоторое время назад мы рекомендовали покупать «специальные» модели, вроде Epson EH-TW450, который я себе прикупил в первый же год работы в компании и который до сих пор служит верой и правдой в т.ч. как универсальный проектор, который можно взять с собой куда угодно. На дачу, например =) В них был особый режим «для игр» с минимальным лагом.
Однако последнее поколение даже бюджетных проекторов отлично подходит для самых динамичных игр, и выводит изображение с минимальным лагом даже в неигровом режиме. Подробно рассказано и показано в данном пятничном посте.
RuddyRudeman
31.10.2016 15:47У вас есть шоу рум в Мск? Все присматривался к конкуренту на С, но их последний шоурум на горбушке уже год как закрыли. Ума не приложу, как производители предлагают выбирать проектор не глядя на него в живую
epsonic
01.11.2016 10:16+1Есть, конечно, причем в Москве у нас самый «богатый на железо» демозал. В нем даже лазерный красавец Epson EH-LS10000 представлен и подключен к PS4 в отдельном небольшом «кинозале».
ClearAirTurbulence
«Или все-таки есть куда? С радостью выслушаем ваши предложения.»
А чего тут думать-то? True 4k без всяких там шаманств со смещениями, и более вкусные цены — и рынок оценит, точно так же, как ценит одноименные СНПЧ.
epsonic
Ок, передам менеджеру по продукту.
Честно говоря, текущее шаманство со смещением матрицы позволяет картинке очень (ну очень) сильно приблизиться к нативному 4K. В понедельник IXBT опубликовали результаты тестирования нового инсталляционника G-серии, у них в статье очень наглядное сравнение того, как 4K Enhancement позволяет вывести 4K средствами 1080p-мартицы (см. «Функции обработки видеосигнала»). Если не подходить вплотную к экрану и не ставить такой аппарат рядом с «тру»-4K, то разницы нет совсем. Честно. Я сам очень сомневался, что эта фича работает как заявлено, когда нам о ней рассказали инженеры, но когда увидел вживую… Если есть возможность, рекомендую ознакомиться с работой это фишки в одном из наших демозалов: картинка стоит тысячи слов.
А по True 4K… В 4 раза больше точек, а точнее — в 4х3 больше точек, если считать три матрицы (у нас же 3LCD). Выше требования к ЦПУ, точности совмещения матриц на производстве, более высокая «нежность» матриц, через которые пропускается несколько тысяч люмен света… Подозреваю, что такая железка будет стоить недешево.
Мы в офисе недавно сравнивали вывод 4K-сигнала на TW7300 из данной статьи и на модели конкурента на букву «S» и, вот честно, если не заниматься пиксель-хантингом, разница минимальная. Это в том числе складывается из-за качества оптики, системы фокусировки и т.п., ведь мы о проекторах говорим.
Небольшое лирическое: мы на проектор конкурента выводили Ryse: Son of Rome. Фишка игры в том, что в ней можно нативно включить суперсэмплинг, который является самым честным и лучшим (по качеству картинки) методом антиалиасинга картинки (но при этом и самым тяжелым для железа, ибо для каждого пикселя требуется в 2-4 раза больше выборок, чем обычно, включая и текстуры!). А еще в ней нет «мыла» и восхитительный графон. Так вот, выводили на экран игру в full HD с суперсемплингом 2x (т.е. по сути программный downscale с «виртуальных» 4K до 1080p) и в нативном 4K с суперсемплингом x1.5 (больше не получилось даже с GTX 1070, ибо это просто чудовищная нагрузка). Ну и сравнивали результаты как в стоп-кадрах, так и во время игры. В итоге сошлись во мнении, что при размере экрана в где-то три метра (120 дюймов) для того, чтобы заметить разницу между нативным full HD (без 4K Enhancement!) и 4K, нужно сидеть на расстоянии менее метра-полутора от экрана и смотреть на статичную картинку. Во время игры разницы никакой. Ну не считая того, что в 4K «играть» сложнее, т.к. машина просто не в состоянии выдать какой-либо удобоваримый FPS.
Затем вывели игру (и прочий-разный материал) в 4K на проектор конкурента и TW7300 в режиме 4K Enhancement и снова сравнили. И развели руками. Ну нет разницы, честно. Зато обнаружили, что в качестве «бонуса» от смещения матрицы на TW7300 полностью нивелируется пиксельная решетка и картинка становится как бы «аналоговой», чего на трушном 4K не было и при близком рассмотрении решетку было видно. Но этом опять-таки пиксель-хантинг, которым никто заниматься не будет. Тем более на проекторе.
Ну а про нехватку 4K-медиа вроде фильмов вообще промолчу. Большая часть того, с чем сталкивался — это бессовестный апсемпл до 4K, который подают как «ремастер». Думаю, рано или поздно 4K придет на замену full HD, но в данный момент не вижу профита, если говорить о просмотре контента (про профессиональное применение упоминать не буду — это отдельная тема).