В нашем блоге мы уже рассказывали о том, как рестораны внедряют системы автоматизации работы (например, Jowi), используют дизайн при создании меню, гуглят информацию о посетителях и снижают уровень шума. Но есть еще один важнейший аспект, влияющий на конечный успех заведения — освещение.
Сегодня мы поговорим о том, как свет влияет на то, как люди едят, и рассмотрим эксперимент по теме.
Правила света в ресторане
Исторически в ресторанном бизнесе огромное внимание уделяется созданию правильной атмосферы — чаще всего люди приходят в заведения, чтобы не просто поесть, но и чтобы пообщаться. Именно поэтому рестораны работают над снижением уровня шума — комфортно общаться, в ситуации, когда собеседникам приходится кричать, просто невозможно.
Хорошо подобранное освещение способно создать у посетителей заведения хорошее настроение. При этом важно, чтобы свет соответствовал времени дня, в которое происходит прием пищи, и самому типу трапезы. Вот какие на этот счет есть правила:
- Например, во время завтрака должно быть много света, чтобы гости могли легко читать свои утренние газеты.
- В обед рестораны быстрого питания устанавливают не слишком темное умеренное освещение — оно способствует тому, чтобы клиенты не засиживались надолго.
- Во время ужина люди хотят расслабиться и посидеть подольше, поэтому уровень освещения должен быть ниже, чем в другое время дня.
На что влияет освещение
Существуют исследования психологов, в которых утверждается, что яркий свет воздействует на нервную систему таким образом, что люди начинают есть быстрее. Также при ярком освещении посетители ресторанов хуже контролируют то, сколько они уже съели, говорит профессор Университета Иллинойса Брайан Вансинк (Brian Wansink). Во избежание переедания в ярко освещенном заведении, эксперт советует постоянно мысленно напоминать себе есть медленнее, и заказывать меньше еды — так удастся насытится быстрее не переев при этом.
Эти утверждения подтверждаются экспериментами. Несколько лет назад исследователи из Корнелльского университета в США выяснили, как общая атмосфера заведения влияет на потребление еды его посетителями. В ходе эксперимента одна часть фаст-фуд заведения с энергичной музыкой и ярким освещением была переделана — свет там был уменьшем, на фоне играл тихий джаз. Посетители в случайном порядке рассаживались в двух частях ресторана.
Исследователи предполагали, что посетители «спокойной» части заведения будут съедать больше, поскольку более приятная атмосфера будет способствовать долгим «посиделкам». В итоге гипотеза о длительности пребывания подтвердилась, однако выяснилось, что в спокойной обстановке люди на самом деле едят меньше. Посетители предпочитали общаться, а не заказывать дополнительные блюда.
При этом, в последовавшем опросе, гости, размещавшиеся в более тихой и темной зоне, ставили блюдам более высокие оценки.
В итоге посетители зоны фаст-фуда потребляли больше еды (в среднем, на 175 калорий больше).
Когда люди не отвлекаются на яркие элементы дизайна помещения, свет или громкую музыку, они не будут бездумно поглощать пищу, а станут уделять больше внимания общению.
Соответственно, заведения, которые хотят ускорить «оборот» клиентов и сделать так, чтобы они заказывали больше, то они используют более яркий свет. В то же время, те заведения, которые больше ориентированы на получение положительных отзывов и высоких оценок от клиентов, устанавливают более спокойное освещение и используют тихую приятную музыку.
Комментарии (9)
t3l3p4th
02.09.2015 12:57Спасибо, интересные наблюдения. А есть что-нибудь подобное про влиятие температуры света, цвета и пульсации?
Обычно люди недооценивают роль освещения в восприятии аудиторией, хотя например Веркор и Коронель еще в шестидесятых годах довольно забавно описали маркетинговые трюки с освещением:
Квота, или Сторонники изобилия«В огромном квадратном холле, облицованном плитками, обычно выставляли
различные модели холодильников. Квота приказал их убрать. Вдоль одной из
стен пустого холла шли задники витрин, а у другой было устроено шесть
маленьких прихожих, которые вели в торговые залы. Над каждой прихожей была
стрелка, но пять из шести прихожих вместе со стрелками были темные.
— Что случилось? — заволновался Бретт. — Пробки перегорели?
Только одна прихожая — шестая — была освещена очень ярко, a giorno
[как днем (итал.)], равно как и большая стрелка над входом в нее.
— Нет, — ответил Квота. — Это нарочно. Как только мы пройдем через
освещенную прихожую, свет в ней сразу потухнет и зажжется в соседней. И
загорится соответствующая стрелка. И так все по очереди. Таким образом, два
посетителя не могут пройти сразу друг за другом в один и тот же салон,
привлеченные, как бабочки, одним и тем же ослепительным светом.
Действительно, тамбур был хорошо освещен, холл освещен еще лучше,
прихожая совсем ярко, а из открытой двери салона шло такое сияние, что вас
невольно тянуло туда, и Квота пригласил всех последовать за ним.»NetMozg
02.09.2015 20:50Интересно, а если вайфай вырубить — будут есть больше или меньше?
HunterSpy
03.09.2015 12:37А будут ли заказывать?) наблюдал ситуацию в кофейне:
Посетитель — «А у вас WiFi есть?»
Работник — «Да, есть»
Посетитель — «Мне Американо, и пароль скажите»NetMozg
05.09.2015 18:55Тоже наблюдал ситуацию в кофейне… раздражённый официант — коллеге: затрахали эти дуры, сидят второй час, просят кипятка в чайник долить, ничего не заказывают, только по планшетам щелкают…
disinvis
08.09.2015 15:45Честно говоря, даже рядом с такими отсутствующими в реальности людьми сидеть как-то не по себе.
Хочется приятно поесть, в приятной обстановке, чтобы вокруг были люди, а не пустые киборги.
В каком-то заведение видел на входе объявление примерно такого содержания: «У нас нет Wi-Fi не потому, что мы жадные, а потому, что мы хотим, чтобы вы общались с теми, с кем пришли»!
Mogwaika
Газеты! Утренние газеты, Карл!
ilyaplot
Вы были в Питере?
Mogwaika
Был, неоднократно.
По наблюдением в Москве из всех газет читают Метро в метро, остальные в кафешках листают айпады. ( в рестораны завтракать не хожу, возможно там и читают утреннюю прессу, это я невнимательно прочитал )