У каждого — своя профдеформация. Когда эксперт по рекрутингу начинает перед Хэллоуином смотреть ужастики, он видит в них найм. Увы, у тех, кого пытаются схантить, часто наблюдается зеркальный эффект. В основном для них рекрутинг — это фильм ужасов, а рекрутеры — это Фредди Крюгер, Джейсон Вурхиз и Майкл Майерс в одном лице.
Для кого статья: изначально автор нацелил ее на рекрутеров и HR, но я нашел в ней полезные мысли и для «другой стороны баррикад». Еще эта статья может пригодиться фанатам хорроров, триллеров и черного юмора. Некоторые из этих фильмов мы смотрели всей командой. Было весело.
Из оригинала я отжал немного воды и адаптировал текст под нашу специфику.
Ну и чтобы поскорее закончить затянувшееся вступление, disclaimer: берегитесь спойлеров.
1. Host (2020)
Эта свежая картина в жанре «мокьюментари» (привет, «Ведьма из Блэр») построена на теме видеоконференций. Фильм снят в условиях локдауна, где каждый развлекается, как может. По сюжету группа несознательных товарищей решает устроить через Zoom сеанс спиритизма. Когда дух соглашается на это «собеседование» и принимает запрос, то обнаруживает, что молодежь общается с ним без должного уважения. Отсюда — испорченное настроение и расправа над обидчиками.
В чем урок: еще до апокалиптического 2020 года рекрутеры и нанимающие менеджеры активно начали проводить онлайн-собеседования с кандидатами. Для режима remote особенно важен такой скиллсет как meaningful candidate experience — то есть обеспечить достойный опыт кандидата. При этом не посрамить бренд работодателя и проявить уважение к соискателю. В дополнение автор приводит ссылку на подборку советов, как сделать интервью идеальным для обеих сторон.
2. The Shining (1980)
И снова о бренде работодателя. Автор приводит материал о важности крепкого бренда.
Когда Джек принимает оффер стать смотрителем заброшенной гостиницы Overlook, он и не догадывается, что его ждет. Менеджер расхваливает «плюшки» и бонусы: славную историю отеля, живописную местность, но на минусах работы он не заостряет внимание. Впрочем, хитрый наниматель вскользь упоминает, что предыдущий работник не выдержал изоляции, но Джек уже увлекся идеей и не обратил на это внимание.
В чем урок: открыто рассказывайте о сложностях и «подводных камнях» работы, иначе все пойдет не так. Примечание переводчика: урок для кандидатов — внимательно слушайте собеседника и читайте между строк, враг может проболтаться.
3. Scream (1996)
Фильм легендарного Уэса Крейвена намекает рекрутерам, как важно быть в теме трендов. Когда Ghostface начинает крошить молодежь, юный киноман Рэнди сразу понимает, что происходит. Ведь он уже все это неоднократно видел в куче фильмов. Он знает киноштампы и что к чему приводит. Поэтому пытается научить друзей быть гибкими (сюрприз — agile), чего делать не стоит и как противостоять противнику. Естественно, никто его не слушает.
В чем урок: если хотите, чтобы к вам прислушивались, подкрепляйте свою точку зрения пруфами и сильной доказательной базой. Здесь автор приводит гайд о том, как стать стратегическим кадровым советником для своего руководства, и советует изучить тренды и чего ждать в сфере HR и найма в ближайшие годы.
4. American Psycho (2000)
Внезапно автор увидел в этом фильме демонстрацию важности эмоционального интеллекта. Ведь какая-то незадачливая «кадровичка» пропустила в штат Патрика Бэйтмена. А этого мажора заботит только красота своей визитки, но уж никак не переживания других. Он может вдохновенно танцевать под винтажную пластинку и не думать о том, что ранил чувства (и тело) других своим топором.
В чем урок: не смотрите только на шикарные Hard Skills кандидата и блистательное резюме. Умейте оценить Soft Skills (эмпатию и EQ, в первую очередь).
5. The Thing (1982)
Еще недавно при оценке Culture Fit (впишется ли кандидат в команду и в культуру компании) был популярен «пивной тест». В двух словах: если вы не против пропустить кружку пива с кандидатом, значит он «свой человек» и подходит команде. В результате такой подход формирует однородные команды, где все мыслят и ведут себя приблизительно одинаково. Подходит ли такое сейчас, тем более в высокотехнологичных сферах? Думаю, нет. И классика режиссера Джона Карпентера отлично показывает несостоятельность «пивного теста». Инопланетный паразит идеально мимикрирует, и никто из команды не в состоянии отличить «самозванца» (привет, Among us), настолько он идеально себя ведет.
В чем урок: что толку, если паразит вписывается в команду, но не приносит никакой ценности (value) команде и рабочим процессам? Автор противопоставляет подход Culture Add классическому Culture Fit. В случае с Culture Add менеджер, тимлид или рекрутер смотрит: принесет ли кандидат в компанию или проект новый опыт, точку зрения, подходы или полезные скиллы. В киноварианте пришелец принес только тотальное подозрение ко всем тиммейтам, хаос и порчу казенного имущества.
6. Happy Death Day (2017)
Все ошибаются. И рекрутеры тем более. То эксперту по Java предложат JS-проект, то начнут допытываться у кандидата, которого сами же и достали: «Почему вы хотите работать именно в нашей компании?». Или мыслят стереотипами (все айтишники — интроверты, да? — сердитое примечание переводчика). Героиня фильма Happy Death Day (кровавый аналог «Дня сурка») тоже весь фильм ошибается. Но все же учится на своих ошибках.
В чем урок: в этом случае — целых два урока:
- Разбор собственных ошибок помогает улучшать как свои скиллы, так и двигаться вперед.
- Каждый заслуживает второго шанса. Если в процессе найма кандидат совершил какой-то ляп, не спешите выпиливать его из списка из-за каких-то мелочей. Часто топ-перформеры, не искушенные в деле самопрезентации, могут показать себя не с лучшей стороны. Но на деле могут выдавать шикарные результаты и тащить на себе весь проект.
P.S. Прочитал оригинал, перевел и немного ужаснулся образу мышления автора статьи. Конечно же, текст полушуточный. Но, как вы понимаете, в каждой шутке, есть доля правды. Иногда эта доля стремится к единице. Если у вас по поводу этих или других фильмов возникли яркие аналогии и инсайты, добро пожаловать в комментарии.