С форматом цифровой компакт-кассеты у меня сложилась своего рода любовь через ненависть. Я потратил кучу времени, чтобы починить хотя бы одно стационарное устройство, а когда починил — стало жалко вложенных сил, пришлось пользоваться. Теперь записываю пару кассет в месяц, включая DCC-деку Philips каждый раз с опаской — вдруг опять что-то отвалилось? Цифровая кассета стала бессмысленно переусложненным форматом, технически продвинутым, но устаревшим морально уже на момент выпуска в 1992 году. На полках магазинов магнитофоны Digital Compact Cassette прожили всего четыре года, и сейчас найти любой аппарат достаточно сложно. Тем более в хорошем состоянии. После опытов со стационарными устройствами я уже и не пытался переплачивать, и в результате купил два нерабочих портативных плеера.


Потом я их чинил (куда без этого), а заодно изучал историю Philips DCC чуть дальше. То, что в конце 1992 года, на старте продаж, портативное DCC-устройство так и не появилось — это был серьезный недостаток формата от Philips. Конкурент от Sony, минидиск, наоборот стартовал с тяжелого, неудобного, но переносного устройства примерно в то же время. Основная проблема DCC была в волшебных магнитных головах. Чтобы уместить на обычную магнитную ленту цифровой аудиопоток с битрейтом 384 килобита в секунду, данные писали в девять параллельных дорожек (восемь — данные, девятая — сервисный трек). Это значит, что там, где у обычного магнитофона две магнитных головы (для левого и правого каналов), тут надо было разместить блок из восемнадцати, по девять на чтение и на запись. И это для записи на одну сторону ленты, а для второй стороны применялся автореверс. Так вот, внедрить традиционный автореверс с поворотом головы в портативную технику никак не получилось бы. Пришлось прибегнуть к нетривиальным техническим решениям.

Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме.


Предыдущие статьи по теме:
Philips DCC, кассета-неудачник
Цифровая кассета как аудиофильский формат

Philips DCC130




Ладно, решение было тривиальное: в первом портативе не стали реализовывать функцию записи. В сборке для чтения данных все равно пришлось разместить 18 головок, по всей ширине ленты, чтобы можно было воспроизводить обе стороны, просто меняя направление перемотки. Весной этого года я нахожу такое устройство в состоянии «не проверен», и вы посмотрите, какое оно крутое!



Аналоговая портативная кассетная техника к началу девяностых уже состоялась: уже были выпущены все легендарные аппараты, впереди — только удешевление и дизайнерские изыски. Уже достигли и предельной компактности корпуса — чуть больше кассеты. По сравнению со всеми этими достижениями Philips DCC130 тяжел, но очень приятен наощупь. Цельнометаллический корпус, большие кнопки тому виной. Как и первый минидисковый проигрыватель, портативный цифровой магнитофон вызывает уважение солидным подходом к конструкции. Сравним:



Что-то общее есть, только Sony MZ-1 умеет записывать музыку на минидиск, а DCC130 только воспроизводит. Время автономной работы у них примерно одинаковое: два часа. Аккумуляторы и там, и там проприетарные, просто так батарейки на ходу не заменишь. Сплошное страдание, а ведь вам пришлось бы еще купить стационарный аппарат (за 800 долларов или 1440 с учетом инфляции), чтобы записывать кассеты. В дополнение к портативному (за $500 или 900 современных), чтобы слушать на ходу.


Механика магнитофона DCC ничем не отличается от обычного: прижимные ролики, тонвалы и шестерни те же. Разница в особом блоке магнитных голов для чтения и в схеме обработки цифрового сигнала. С ней тоже были проблемы: во-первых, ее не получалось (по тем технологиям) сделать компактной. Во-вторых, она потребляла много электроэнергии. С этим столкнулись и создатели минидиска: первые два поколения рекордеров и плееров не умели работать от обычных батареек. Здесь та же проблема: в Philips DCC130 использован никель-кадмиевый аккумулятор с напряжением 4,8 вольта. Еще одна вынужденная экономия: схема зарядки аккумулятора в плеер не поместилась, сделали отдельное устройство (которого у меня нет).

Плеер включился после того, как я закоротил сгоревший предохранитель на плате. Судя по всему, в него воткнули чужой блок питания с другим напряжением, либо с неправильной полярностью.


Естественно, это была не единственная неисправность: если магнитофону 28 лет, у него обязательно «протух» приводной ремень, соединяющий мотор и два тонвала. На видео выше — познавательная инструкция от главного хранителя DCC, основателя DCC Museum Ральфа Поранкевича. Почему он ремонтирует плеер на пляже? Не знаю, не спрашивайте. Как и Sony MZ-1, первый портативный плеер Philips DCC был скорее демонстрационным образцом. Смешное время автономной работы, вес в полкило, сложная схема зарядки батарей. Напоследок сравню этот плеер с самым компактным кассетным проигрывателем в моей коллекции, от Panasonic. В некотором смысле они родственники: электронику в DCC-портативе разрабатывала Philips, механику — японский конгломерат Matsushita.


Philips DCC170
Philips DCC170 — третье и последнее поколение портативных устройств формата «цифровой кассеты». Это уже полноценное устройство с возможностью записи цифрового звука на DCC, воспроизведения цифровых и обычных аналоговых кассет. Чтобы объяснить, что такого сложного в реализации записи, покажу условное изображение блока магнитных головок для стационарного цифрового магнитофона:



Это сборка из девяти головок для чтения, девяти для записи и еще двух — для воспроизведения обычных кассет. В портативе нельзя переворачивать голову, поэтому для реализации функции записи пришлось сделать новую сборку из сорока (!) элементов: по 18 головок для чтения и записи цифровых данных на каждую сторону, плюс по две на сторону для воспроизведения аналоговых кассет.


В DCC130 было проще: только чтение, и даже обычные кассеты считывались «цифровыми» магнитными головками. Естественно, нужно было добавить схему для оцифровки сигнала с аналоговых входов, сжатия с потерями по протоколу PASC и преобразования для последующей записи. Получилось вот что:


Дисплей и кнопки переехали на верхнюю панель, устройство получилось сделать достаточно компактным, но все равно — крупнее обычного кассетного плеера, за счет большой никель-кадмиевой батареи. У минидисковых устройств второго и третьего поколения на тот момент применялись более емкие литий-ионные аккумуляторы. Здесь же время автономной работы подросло не сильно: 2,5 часа воспроизведения. Или записи, не принципиально.


Хотя DCC170 уже помещается в просторный карман, по толщине он чуть ли не в два раза крупнее обычного кассетника. Виной тому аккумулятор, дисплей и две платы с электроникой вместо одной. У моего DCC170 все работало, но пришлось поменять приводной ремень. Для этого в данной модели придется поработать паяльником: только так получится снять одну из двух плат. Вот так плеер выглядит изнутри:







А так выглядит кассетный плеер Panasonic RQ-SX33, механическая часть у них почти одинаковая.


В результате я получил слегка побитый жизнью, но полностью рабочий цифровой кассетный портатив. Набор фич у него примерно соответствует минидисковому рекордеру: запись с линейного и микрофонного входов, а также с цифрового (оптического или коаксиального). Воспроизведение цифровых и аналоговых кассет. Автореверс, естественно, без него DCC в принципе не работает. Большой экран с отображением тегов, но только на фирменных кассетах. Хотя на стационарном магнитофоне DCC951 можно прописать пользовательские теги, на портативном устройстве они не будут отображаться.


Удалось «раскачать» даже оригинальную аккумуляторную батарею: сначала от нее плеер работал буквально 10 секунд, но потом удалось добиться двух часов, почти как для нового аккумулятора. Для чего можно использовать это устройство? Как ни странно, оно вполне подходит для записи цифровых кассет, даже если у вас есть стационар.


Запись и страдания


Я как-то написал на реддите последовательность действий для записи цифровой кассеты. Приведу перевод здесь:

  1. Почини устройство для записи. Что-нибудь обязательно будет сломано!
  2. Выбери правильную ленту. Новые, запечатанные — без проблем. В старых придется чистить подушечку, прижимающую ленту к головке. Иначе лента будет скрипеть, а запись будет неудачной.
  3. Напиши план записи. Один или два альбома на кассету? Если один, то как будет происходить автореверс? Есть два варианта: мгновенное переключение на вторую сторону или сначала перемотка ленты до конца. В первом случае программа на первой стороне должна быть длиннее, чем на второй. Заранее почитай инструкцию, как автореверс при записи реализован на твоем магнитофоне.
  4. Определи источник записи, в идеале — цифровой (у нас же цифровой формат). Совсем хорошо, если будет цифровой источник высокого разрешения, в формате 44 кГц/24 бит. Толку от этого мало, но приятно.
  5. Записывай! Вставь кассету, перемотай на начало, проведи процедуру lead-in (что-то вроде форматирования дискеты), включи запись, включи воспроизведение на источнике. Проставляй вручную маркеры треков, не забудь запрограммировать переход на вторую сторону кассеты. Проставь тег, перематывающий пленку на начало в конце фонограммы. Готово!


Ладно, если отвлечься от неизбежных особенностей формата DCC, портативный DCC170 — вполне приятный аппарат. У него мощный усилитель для наушников, удобное управление, полный набор входов и выходов для подключения к любой внешней технике. Разве что современные импульсные блоки питания ему не по душе: наводки проникают в усилитель. Штатный линейный БП этой проблемы лишен.


Одна из особенностей формата DCC в целом и третьего поколения устройств в частности — это поддержка разрешений «чуть лучше, чем CD», а конкретно цифрового звука с разрядностью 18 бит. В теории это дает улучшенный динамический диапазон при записи. На практике, особенно в портативной технике, теоретические преимущества «съедаются» шумом аналоговой части. Вот это мне хотелось измерить. Ниже — результаты замеров плеера DCC170 через линейный выход в программе RMAA.


И они практически ничем не отличаются от параметров стационарной деки Philips DCC951. Напомню, это портативное устройство 1994 года выпуска. О «звуке высокой четкости» никто даже и близко тогда не думал. Портативные CD-проигрыватели зачастую не могли толком реализовать потенциал компакт-диска. Параметры, демонстрируемые Philips DCC170, были тогда достижимы только в дорогой стационарной технике. Все исследованные мной портативные минидисковые устройства по динамическому диапазону значительно уступают этому древнему артефакту: вместо 101 дБ там в лучшем случае 92, а чаще 86-88.


Вот такой получился портативный hi-end середины девяностых, неожиданно для меня. Единственное, на что плеер оказался не способен — это воспроизводить обычные, аналоговые кассеты. Точнее, он их воспроизводит, но результат вам не понравится. Резиновые прижимные ролики в механизме DCC170 микроскопические, так еще и уставшие от времени. Коэффициент детонации достигает 0,2%, что заметно на слух и очень неприятно. Я попытался заменить ролики на новые, но это не помогло. Цифровым кассетам на эту неравномерность наплевать, так как есть коррекция ошибок. Впрочем, и ладно, для обычных кассет у меня есть обычные плееры.


Минидисковые плееры от Sony успели развиться из больших и неудобных устройств в сверхкомпактные и многофункциональные. Портатив формата Digital Compact Cassette не успел. У него было фундаментальное ограничение в виде габаритов носителя — меньше кассеты плеер не сделаешь. Еще бы пара лет жизни, и думаю создателям формата удалось бы создать по-настоящему миниатюрные устройства. Но не судьба. У меня же появились еще два артефакта для прослушивания и записи на этот редкий, и несмотря на странности, чем-то привлекательный древний цифровой формат. Коллекционирование DCC, пожалуй, на этом закончено. Но не закончены страдания, в данном формате они бесконечны. О них я как-нибудь еще расскажу.