В начале 2014 года мессенджер WhatsApp был продан компании Facebook за рекордную сумму – $19 миллиардов. Сделка вошла в историю венчурного рынка. Основатели WhatsApp Ян Кум и Брайан Эктон стали акционерами Facebook и остались работать в WhatsApp.

Ян Кум рассказал РБК о причинах популярности WhatsApp в России, о монетизации мессенджера, о том, как Facebook помогает ему развивать бизнес.

«Мегамозг» приводит наиболее интересные высказывания из интервью.

Об аудитории WhatsApp в России и в мире


За установками мы не следим, это совершенно не важная метрика. Мы следим за месячной и дневной аудиторией WhatsApp. Мне кажется, мы никогда об этом не говорили, но вам скажу: в России наша месячная аудитория составляет более 25 млн пользователей. Россия — одна из самых важных стран для нас. Большая, у многих людей есть смартфоны, очень многие общаются с друзьями и коллегами за рубежом, а наш продукт отлично подходит для этого.

Последняя цифра, которую мы озвучивали публично — 900 млн пользователей [по всему миру]. Но мы хотим, чтобы WhatsApp cтоял на каждом телефоне, вернее смартфоне, ведь в будущем будут только смартфоны. Я точно не знаю, сколько сейчас в мире смартфонов, — наверное, около 2-3 млрд. А значит, пока мы отстаем от нашей цели, и у нас еще очень много работы.

О том, что изменилось после сделки с Facebook


Мы полностью контролируем разработку продукта. Facebook помогает в других сферах — с финансами, юристами, пиаром, рекрутингом… Когда мы были независимыми, у нас не было финансового директора. К нам просто приходили счета, я или Брайан нажимал кнопку «оплатить», и на этом все заканчивалось. Мы были маленькой независимой компанией, поэтому могли себе такое позволять. Теперь мы — часть Facebook, публичной компании, поэтому требования совершенно другие. К нам из соцсети пришел сотрудник, который занимается теперь финансами в WhatsApp, и он отчитывается перед финансовым директором Facebook.

О конкуренции с Facebook Messenger


У нас разные ниши, и это два совершенно разных продукта. Facebook Messenger привязан к контактам в Facebook, он работает с друзьями, которые есть внутри соцсети. А WhatsApp работает с друзьями из телефонной книжки. Это два совершенно разных списка контактов, и общаются люди с ними по-разному. WhatsApp очень сфокусирован на мобайле, а Facebook Messenger сосредоточен на том, чтобы одинаково хорошо работать и на десктопе, и в мобайле, и быть частью Facebook.

О монетизации WhatsApp


Я долго работал в Yahoo, поэтому у меня были акции компании, были сбережения, на которые мне было комфортно жить. Это дало мне возможность не беспокоиться о том, сможет ли WhatsApp принести мне деньги завтра, или нет. У меня был план проработать год над WhatsApp и посмотреть, что из этого выйдет.

Когда мы построили продукт, и люди начали им пользоваться, мы поняли, что у нас есть шанс работать над этим дальше. Мы получили венчурные инвестиции от Sequoia и поняли, что нам не стоит волноваться о личной финансовой выгоде.

У нас пока нет задачи зарабатывать деньги. Сделка с Facebook позволила нам сосредоточить наши ресурсы на том, чтобы мы росли, а наш продукт становился лучше. В ближайшее время мы не планируем фокусироваться на монетизации.

О причинах успеха WhatsApp в России


Да, мы были одними из первых, и это помогло. Но, во-первых, мы сделали одну уникальную вещь — построили мессенджер, который просто использует ваши контакты из телефонной книжки. ICQ, например, выдавал вам семизначный номер, который нужно было запоминать, записывать на бумажке, делиться с друзьями: это не очень user friendly, мягко говоря. В Skype нужно получить имя пользователя, которое соответственно нужно давать другу, получать у него от него пользовательское имя, добавлять друг друга… То же самое с мессенджером Yahoo и другими. Они все были не очень удобны.

Во-вторых, при использовании мессенджеров, которые были еще до нас, человек не знает, дойдет ли его сообщение, ведь Skype и компьютер могут быть выключены. Наконец, мы помогли людям сэкономить много денег на SMS и MMS.

О роли главы компании


Конечно, мне нравится тот факт, что я работаю над продуктом, который я люблю, вместе с людьми, которых я обожаю. Но с другой стороны, мне очень часто приходится решать те вопросы, которые мне не очень интересны, например, вопросы со зданием — когда мы переезжаем, куда и как это будет выглядеть. Постоянные с рекрутингом — кого мы нанимаем, когда, какой выделяется бюджет.

Из моего хобби вырос бизнес, что произошло незаметно для меня. Честно говоря, я даже не планировал строить компанию, а хотел сделать продукт. Но оказался человеком, который стоит во главе компании.

О «миллионерах без диплома»


Мне было скучновато в университете, и когда у меня появился шанс поработать в Yahoo, зарабатывать достаточно большие для 21-летнего эмигранта из России деньги, я ухватился за эту возможность. К тому же мне нравилась работа, компания, мои коллеги. Мы до сих пор общаемся с ними, хотя прошло более 15 лет. Конечно, обидно, что я не закончил университет, но результат моей карьеры не так плох, чтобы об этом печалиться.

Мне кажется, иметь университетское образование всегда полезно и нужно. Люди часто на этом зацикливаются — говорят, что Бил Гейтс или Стив Джобс не закончили университет, а значит и им не нужно. Но на эти два примера можно привести сто тысяч других примеров: когда человек закончил университет и стал успешным. Университетское образование — это ключевой строительный блок, фундамент, который нужен всем людям. Если мне или другому человеку повезло и без него, то это единичные примеры, а не стандарт.

О своих кумирах в технологическом бизнесе


Мне очень нравится то, чем занимается Юрий Мильнер — все его инициативы о науке, по развитию исследований и инноваций. Он действительно делает это не для того, чтобы заработать денег.

У него есть премия за достижения в науке, в том числе в математике: Breakthrough Prize, который он делает каждый год.

О мечте


Мечта достаточно простая — чтобы люди пользовались WhatsApp и через десять, и через 20 лет. Чтобы это был такой стандарт в общении людей.

Комментарии (0)